ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1288/2022 от 08.08.2022 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело №3а-1288/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 августа 2022 года г. Оренбург

Оренбургский областной суд в составе председательствующего судьи Трифоновой О.М.,

при секретаре Мустафиной А.В.,

при участии прокурора Филипповской О.Н.,

с участием:

представителя ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации ФИО1, представителя Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области ФИО2, представителя ПАО «Россети Волга» ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, Оренбургского лесничества Министерства обороны Российской Федерации к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области о признании недействующим распоряжения Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области №2964-р от 20 декабря 2021 года «Об установлении публичного сервитута для размещения объекта электросетевого хозяйства регионального значения»,

УСТАНОВИЛ:

распоряжением Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области №2964 – р от 20 декабря 2021 года «Об установлении публичного сервитута для размещения объекта электросетевого хозяйства регионального значения» в интересах ПАО «Россети Волга» установлен публичный сервитут в целях размещения существующего линейного объекта электросетевого хозяйства регионального значения «ВЛ 35-кВ Тоцк – Водозабор с отпайкой на п.с «Самарская» с 153 опорами» на частях земельных участков, в числе которых земельный участок с кадастровым , расположенный по адресу: (адрес)

Нормативный правовой акт 24 декабря 2021 года опубликован на официальном сайте Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, а также на сайтах муниципальных образований Оренбургской области: (адрес)

ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ «УЛХиП»» Минобороны России) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим указанного нормативного правового акта в части, указав, что согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым находится в собственности Российской Федерации и закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за ФГКУ «УЛХиП»» Минобороны России, имеет вид разрешенного использования: обеспечение обороны и безопасности, входит в границы Оренбургского лесничества Минобороны России. Участки лесов, расположенные в границах лесничеств Минобороны России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02 февраля 1998 года №135 «О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны» исключены из состава земель лесного фонда Российской Федерации и переданы Министерству обороны Российской Федерации в целях постоянного использования их для нужд обороны, в том числе, для размещения, маскирования и функционирования объектов военной инфраструктуры. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2014 года №405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» на территории лесничества установлена зона с особыми условиями использования территорий. Административный истец полагает, что решение о заключении соглашения об установлении сервитута на земельные участки из состава земель обороны должен принимать Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта не соблюдено.

Полагая, что публичный сервитут установлен с нарушением требований законодательства, с превышением предоставленных полномочий, а размещение линейного объекта в границах земельного участка может повлечь за собой невозможность использования объектов военной инфраструктуры по прямому назначению, административный истец просит суд признать недействующим распоряжение Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области №2964 – р от 20 декабря 2021 года «Об установлении публичного сервитута для размещения объекта электросетевого хозяйства регионального значения» в части установления публичного сервитута на земельный участок с кадастровым , расположенный в границах Оренбургского лесничества Минобороны России.

Определением суда от 28 июня 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ПАО «Россети Волга», Министерство обороны Российской Федерации, Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации.

В судебном заседании представитель административного истца ФГКУ «УЛХиП»» ФИО1, действующая на основании доверенностей, административные исковые требования поддержала по указанным в административном исковом заявлении основаниям.

Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области ФИО2, представитель заинтересованного лица ПАО «Россети Волга» ФИО3, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражали, ссылаясь на их необоснованность.

Представитель административного истца Оренбургского лесничества Минобороны России, представители заинтересованных лиц Министерства обороны Российской Федерации, Департамента военного имущества Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Филипповской О.Н., полагавшей административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 03 августа 2018 года №341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов» введена в действие глава V.7 (статьи 39.37. - 39.50) Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующая правоотношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута.

В соответствии с пунктом 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (абзац 2).

Согласно пункту 3 статьи 3.6 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 1 сентября 2018 года и у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, вправе оформить публичный сервитут в порядке, установленном главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях размещения таких сооружений или приобрести соответствующий земельный участок в аренду до 1 января 2022 года.

Пунктом 6 статьи 3.6 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ предусмотрено, что лица, указанные в пунктах 1 и 3 настоящей статьи, вправе заключить с правообладателем земельного участка соглашение об осуществлении публичного сервитута в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. В случае отсутствия соглашения об осуществлении публичного сервитута обладатель публичного сервитута осуществляет деятельность на условиях, указанных в решении об установлении публичного сервитута.

Публичный сервитут согласно пункту 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Публичные сервитуты могут устанавливаться, в том числе, для прохода или проезда через земельный участок, использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры (подпункты 1, 2 пункта 3 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 8 пункта 4 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут может устанавливаться для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 названного Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящей главой, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в том числе, в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения).

Из положений пунктов 3, 4 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления, осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок.

Таким образом, установление публичного сервитута допускается в исключительных случаях и обусловлено необходимостью обеспечения нужд неопределенного круга лиц, если их интересы не могут быть обеспечены каким - либо иным способом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целя, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса устанавливается решениями уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений регионального значения.

В соответствии с пунктом 19 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектами регионального значения являются объекты капитального строительства, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально – экономическое развитие субъекта Российской Федерации. Виды объектов регионального значения, подлежащих отображению на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, определяются законом субъекта Российской Федерации.

Согласно абзацу 3 пункта 12 Перечня видов объектов регионального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Оренбургской области (Приложение №1 к Закону Оренбургской области от 16 марта 2007 года №10037/233 – IV-ОЗ «О градостроительной деятельности на территории Оренбургской области») к видам объектов регионального значения Оренбургской области в области энергетики относятся линии электропередачи напряжением 35 кВ и выше.

Согласно схеме территориального планирования, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 07 июля 2011 года №579 – п «Об утверждении схемы территориального планирования Оренбургской области», объект электросетевого хозяйства ПАО «Россети Волга» - Оренбургэнерго «ВЛ-35 Тоцк – Водозабор с отпайкой на ПС «Самарская» с 153 опорами» относится к региональным объектам, в связи с чем, в силу вышеприведенного правового регулирования Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области является уполномоченным органом по принятию решения об установлении публичного сервитута.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.40 Земельного кодекса Российской Федерации с ходатайством об установлении публичного сервитута вправе обратиться организация являющаяся субъектом естественных монополий, - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права ПАО «Россети Волга» является собственником объекта права - «ВЛ-35 Тоцк – Водозабор с отпайкой на ПС «Самарская» с 153 опорами».

Согласно паспорту воздушной линии электропередачи «ВЛ-35 Тоцк – Водозабор с отпайкой на ПС «Самарская» с 153 опорами» введена в эксплуатацию в (дата).

ПАО «Россети Волга» обратилось в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области с ходатайством об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков, в числе которых земельный участок с кадастровым , для размещения инженерного сооружения регионального значения «ВЛ-35 Тоцк – Водозабор с отпайкой на ПС «Самарская» с 153 опорами», существующего с (дата), на срок 49 лет.

В ходатайстве ПАО «Россети – Волга» указало, что установление публичного сервитута необходимо для размещения инженерного сооружения регионального значения - объекта электросетевого хозяйства «ВЛ-35 Тоцк – Водозабор с отпайкой на ПС «Самарская» с 153 опорами» (линия электропередачи).

В соответствии с положениями стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года №511-р, основными приоритетами деятельности электросетевого комплекса являются поддержание и развитие инфраструктуры (линии и трансформаторы), позволяющей обеспечить выдачу мощности станций и передачу электрической энергии в распределительные сети, а также обеспечение энергетической целостности (безопасности) государства.

В соответствии с частью 3 статьи 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем семь рабочих дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, обеспечивает извещение правообладателей земельных участков путем: 1) опубликования сообщения о возможном установлении публичного сервитута в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) правовых актов поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и (или) земель, в отношении которых подано указанное ходатайство (муниципального района в случае, если такие земельный участок и (или) земли расположены на межселенной территории); 2) размещения сообщения о возможном установлении публичного сервитута на официальном сайте органа, уполномоченного на установление публичного сервитута, и официальном сайте муниципального образования, указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

19 ноября 2021 года Министерством опубликовано сообщение о возможном установлении публичного сервитута, в том числе на официальном сайте Министерства и официальном сайте МО Тоцкий район Оренбургской области.

Письмом от (дата) ФГКУ «УЛХиП»» Минобороны России направило в адрес Министерства возражения относительно установлении публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым основанные на том, что земельный участок входит в границы Оренбургского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, поэтому заключение соглашения об установлении публичного сервитута относится к полномочиям Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации (л. д. ).

Аналогичные возражения были направлены административным истцом в адрес ПАО «Россети Волга» и главе МО Тоцкий район Оренбургской области (л. д. ).

Рассмотрев названное ходатайство ПАО «Россети Волга», Министерство приняло оспариваемое распоряжение.

Анализируя изложенные обстоятельства дела в совокупности с вышеприведенным правовым регулированием, суд приходит к выводу, что ПАО «Россети Волга», как владелец электросетевого объекта регионального значения, введенного в эксплуатацию в (дата) и фактически размещающегося на обозначенных в ходатайстве земельных участках, вправе обратиться в уполномоченный орган Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области с ходатайством об установлении публичного сервитута в отношении данных земельных участков.

Министерство, в свою очередь, проверив соблюдение условий, предусмотренных положениями главы V.7 (статьи 39.37. - 39.50) Земельного кодекса Российской Федерации, реализовало полномочие по принятию оспариваемого распоряжения.

При этом суд учитывает, что положения земельного законодательства в рассматриваемом случае не устанавливают обязательность предварительного согласия правообладателя земельного участка на установление сервитута, поэтому поступившие в Министерство от административного истца возражения относительно установления публичного сервитута не свидетельствуют о том, что оспариваемое распоряжение принято незаконно.

В административном исковом заявлении ФГКУ «УЛХиП»» Минобороны России в обоснование заявленных требований указывает на то, что соглашение об осуществлении публичного сервитута вправе заключить только Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации.

Данное утверждение административного истца также не является основанием для признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта.

В соответствии с частью 2 статьи 39.47 Земельного кодекса Российской Федерации соглашение об осуществлении публичного сервитута заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, между обладателем публичного сервитута и собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, или арендатором, землепользователем, землевладельцем земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в отношении которых установлен публичный сервитут.

По смыслу приведенного положения закона в совокупности с другими нормами главы V.7 Земельного кодекса Российской Федерации заключение соглашения об осуществлении сервитута, вопреки доводам административного истца, не является предварительной процедурой перед принятием уполномоченным органом распоряжения об установлении сервитута, поскольку заключается уже обладателем ограниченного вещного права на земельный участок.

При таких обстоятельствах отсутствие согласия Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации на установление публичного сервитута не является основанием для признания недействующим оспариваемого распоряжения, поскольку действующее земельное законодательство не содержит исключений в порядке установления сервитута в отношении земельных участков, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что основания для признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта не имеется.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требований Федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, Оренбургского лесничества Минобороны России к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области о признании недействующим в части распоряжения Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области №2964 – р от 20 декабря 2021 года «Об установлении публичного сервитута для размещения объекта электросетевого хозяйства регионального значения» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Оренбургский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья О.М. Трифонова

Мотивированное решение составлено 23 августа 2022 года.