Дело № 3а-128/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 июля 2017 г. г.Ижевск УР
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Багаутдиновой Г.Р.,
при секретаре Пенькиной Н.В.,
с участием прокурора Борзенковой Т.А.,
представителя административного истца ДНТ <данные изъяты>К.С.А., С.А,В.,
представителей административного ответчика Правительства Удмуртской Республики У.Е,В., М.А.В,, С.М,М.,
представителя административного ответчика Городской Думы г.Ижевска А.А,С.,
представителя заинтересованного лица Администрации г.Ижевска О.А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дачного некоммерческого товарищества «Солнечный» о признании недействующим генерального плана города Ижевска, утверждённого решением Городской думы г. Ижевска от 6 июня 2006 года № в редакции распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 30 декабря 2016 года № в части,
установил:
Решением Городской думы г. Ижевска от 06.06.2006 № утвержден Генеральный план города Ижевска.
Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 30.12.2016 № "О внесении изменения в Генеральный план города Ижевска, утвержденный решением Городской думы города Ижевска от 6 июня 2006 года № "Об утверждении Генерального плана города Ижевска" внесены изменения в Генеральный план города Ижевска, согласно приложению. Указанное Распоряжение опубликовано на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru, 20.02.2017.
Дачное некоммерческое товарищество <данные изъяты> (далее по тексту – ДНТ <данные изъяты>, административный истец) обратилось в Верховный Суд Удмуртской Республики с уточнённым административным исковым заявлением о признании недействующим Генерального плана города Ижевска, утверждённого решением Городской думы города Ижевска от 6 июня 2006 года, в редакции распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 30 декабря 2016 года №-р (далее по тексту – генеральный план г. Ижевска, нормативный правовой акт) в части смены зоны садоводства и дачных участков на зону индивидуальной жилой застройки, зону городских лесов в районе микрорайона <адрес> (кадастровые кварталы: №, №), <адрес> (земельные участки с кадастровыми номерами: №, №, №, №, часть кадастрового квартала №), <адрес> (земельные участки с кадастровыми номерами: №, №, №, №, №, №, №, №). Кроме того, административный истец просит обозначить данную территорию в редакции решения Городской думы города Ижевска Удмуртской Республики от 6 июня 2006 года № как зону садоводства, с ориентиром по Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории <адрес> ЗУ:1 площадью <данные изъяты> кв.м (приложение №1), каталог координат <адрес> (приложение №2).
Заявленное административное требование административный истец мотивировал тем, что на сайте города Ижевска опубликован генеральный план города Ижевска (Перспектива до 2035 г.) в редакции Распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 30.12.2016 г. №-р «О внесении изменений в Генеральный план города Ижевска, утвержденного решением Городской Думы города Ижевска Удмуртской Республики от 6 июня 2006 г. № «Об утверждении Генерального плана города Ижевска».
Обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
В районе микрорайона <адрес> незаконно, без участия ДНТ <данные изъяты> и его членов, заменили зону садоводства и дачных участков на зону индивидуальной жилой застройки, зону городских лесов. Смена функционального назначения земельного участка зоны землепользования предполагает смену прав и обязанностей землепользователей.
Подпункт 11 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации определяет передачу в безвозмездное пользование некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, земельного участка, предназначенного для ведения садоводства.
Смена функционального назначения земельного участка с садоводства на другую функциональную зону земельного участка – зону застройки индивидуальными жилыми домами один – три этажа, без учета интересов и предложений жителей поселка, членов ДНТ, лишило законного права ДНТ <данные изъяты> оформить земельный участок в безвозмездное пользование сроком не более пяти лет.
На заявление ДНТ <данные изъяты> от 2 декабря 2016 г., адресованное Начальнику Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска, письмом от 31 января 2017 г. № дан ответ об отказе в его удовлетворении по тому основанию, что испрашиваемый участок находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, в границах которой размещение некоммерческих садоводческих объединений и товариществ не относится ни к разрешенному, ни к условно разрешенному виду использования земельных участок и объектов капитального строительства.
ДНТ «Солнечный» на заявленной территории выступило инвестором и оплатило строительные работы по указанию Администрации г.Ижевска: высоковольтная ЛЭП, проходившая по диагонали мкр.Солнечный, была демонтирована и перенесена в подземные высоковольтные кабели, построен газопровод по <адрес> и комплексная трансформаторная подстанция – №, затраты на строительство коммунальной инфраструктуры профинансированы за счет административного истца.
Ссылаясь на положения пункта 1 статьи 13, пункта 2 статьи 37, подпункта 4 пункта 2-3 статьи 46 главы Х Федерального закона от 15 апреля 1998 г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», пункта 16 статьи 24.33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Удмуртской Республики «О регулировании градостроительной деятельности в Удмуртской Республике», административный истец просит признать недействующим генеральный план города Ижевска, утверждённый решением Городской думы города Ижевска от 6 июня 2006 года в редакции распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 30 декабря 2016 года №-р в части смены зоны садоводства и дачных участков на зону индивидуальной жилой застройки, зону городских лесов в районе микрорайона <данные изъяты>
В судебном заседании представители административного истца – ДНТ <данные изъяты> председатель правления ДНТ <данные изъяты>К.С.А. (диплом МВ № от 25 июня 1984 г., регистрационный № от 27 июня 1984 г.), С.А,В. (доверенность от 1 июня 2017 г. сроком на три года, диплом № от 22 мая 1993 г., регистрационный номер № от 28 мая 1993 г.) поддержали уточнённые административные исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении, просили их удовлетворить. Дополнительно председатель правления ДНТ <данные изъяты>К.С.А. указал, что в 1994 году на заводе «Буммаш» была создана общественная организация «Солнечное» для освоения микрорайона <данные изъяты>. На основании устава и действующего законодательства земельные участки для строительства домов-коттеджей и ведения личного подсобного хозяйства распределялись среди работников завода. Часть участков, попавшая в зону прохождения воздушных ЛЭП-10КВ и зону болота (неудобица), не распределялась, и на основании устава перешла в резерв правления. В 2004 году в качестве правопреемника зарегистрирован ПНКСЖ «Солнечный», в 2006 году силами будущих членов ДНТ «Солнечный» произведен демонтаж первой очереди ЛЭП, в 2007 году ими же произведен демонтаж 2-й очереди воздушной ЛЭП в подземный кабель, в 2008 году оборудован пожарный водоем, позволивший осушить болото. В 2010 году в границах ПНКСЖ «Солнечный» создано ДНТ «Солнечный», списки членов ДНТ – 28 человек, зарегистрированы и согласованы с администрацией г.Ижевска и подписаны главой муниципального образования «Город Ижевск» У.А,А. В 2011 году на расширенном заседании правления ПНКСЖ и ДНТ «Солнечный» согласованы границы земельных участков и правовые взаимоотношения. С 2011 по 2015 г. были полностью оплачены истцом и произведены МУП г.Ижевска «Архитектурно-планировочное бюро» работы по оформлению земельного дела ДНТ <данные изъяты>. Истцом были выполнены все требования порядка предоставления в пользование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности. Однако Администрация г.Ижевска, в нарушение своей обязанности содействовать горожанам в получении земли под ведение садового, дачного и огородного хозяйства, несмотря на то, что истец сделал указанный участок земли пригодным для этой цели, под разными предлогами уклонялась от завершения процедуры отвода земли и подписания соответствующего постановления. В итоге, исчерпав все причины для проволочек, ответчик перевел земли, предназначенного истцу участка, из категории земель садоводства в категорию индивидуального жилищного строительства, и на этом основании истцу было отказано окончательно в его законных требованиях.
Представители административного ответчика – Правительства Удмуртской Республики: М.А,В, (доверенность от 16 февраля 2017 г. № сроком по 31 декабря 2019 г., диплом БВС № от 28 июня 1998 г., регистрационный номер №), У.Е,В. (доверенность от 22 июня 2017 г. № от 22 июня 2017 г. сроком по 22 июня 2010 г., диплом № от 27 июня 2016 г., регистрационный номер № от 9 июля 2016 г.), С.М,М. (доверенность от 19 июля 2017 г. № сроком по 31 декабря 2017 г., диплом ВСГ № от 14 мая 2006 г., регистрационный номер № от 15 мая 2006 г.) в судебном заседании требования административного истца не признали, полагая их не подлежащими удовлетворению, поддержали изложенные в возражениях правовые позиции, ссылались на принятие нормативного правового акта в пределах компетенции, в соответствующей форме, с соблюдением установленного порядка, а также на не нарушение при этом прав административного истца.
Представитель административного соответчика Городской думы г. Ижевска А.А,С. (доверенность от 18 июля 2016 г. № сроком по 31 декабря 2020 года, диплом ВСГ № от 3 июля 2010 г., регистрационный номер № от 12 июля 2010 г.), в судебном заседании просил оставить административные требования ДНТ <данные изъяты> без удовлетворения, ссылаясь на то, что генеральный план города Ижевска принят в соответствии с нормами действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Представитель заинтересованного лица – Администрации г. Ижевска О.А.В. (доверенность от 9 января 2017 года № сроком по 1 января 2018 г., диплом № от 28 июня 2016 г., регистрационный номер № от 9 июля 2016 г.) в судебном заседании с требованиями административного истца не согласилась, полагая их необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Свидетель П.И,В,(бывший председатель правления ДНТ <данные изъяты>) в судебном заседании пояснил, что как такового письменного отказа в предоставлении земельного участка ДНТ <данные изъяты> в указанных координатах не давалось, претендуя на земельные участки в указанных в иске координатах, будучи уверенными, что спорный участок будет передан ДНТ <данные изъяты>, получив устное согласие уполномоченных должностных лиц, членами ДНТ <данные изъяты> потрачены из членских взносов ДНТ <данные изъяты>» денежные средства в размере около <данные изъяты> млн. руб. для улучшения земельного участка и проведены такие работы, как: перенос ЛЭП, осушение низины ручья, проведение газо- и водопровода и иные работы. Все проектно-сметные, инженерные работы проводились муниципальными предприятиями по согласованию с Администрацией города Ижевска. Членам ДНТ <данные изъяты> на спорной территории земельные участки не предоставлялись.
Свидетель А.А,В, - начальник отдела контроля за градостроительной деятельностью Управления архитектуры и градостроительства Минстроя Удмуртской Республики, допрошенный по ходатайству прокурора, в судебном заседании пояснил, что на генеральном плане города Ижевска в действующей редакции в районе микрорайона <данные изъяты> земельные участки на <адрес> с кадастровыми кварталами №, № находятся в зоне индивидуальной жилой застройки, кроме того, часть квартала № находится в зоне городских лесов; земельные участки на <адрес> с кадастровыми номерами: №, №, №, №, часть кадастрового квартала № и земельные участки на <адрес> с кадастровыми номерами: №, №, №, №, №, №, №, № находятся в зоне индивидуальной жилой застройки; в генеральном плане в предыдущей редакции указанные земельные участки находились в зоне садоводства.
Выслушав объяснения сторон, показания свидетелей, проверив оспариваемые положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Прокуратуры Удмуртской Республики Борзенковой Т.А., полагавшей, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Удмуртской Республики не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Верховный суд республики рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
С административными исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы (часть 1 статьи 208 КАС РФ).
Часть 6 статьи 208 КАС РФ позволяет подать в суд такое административное исковое заявление в течение всего срока действия оспариваемого нормативного правового акта.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на принявшие его орган, организацию либо должностное лицо (пункт 3 части 8, часть 9 статьи 213 КАС РФ).
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ (в редакции, действующей на момент внесения изменений в Генеральный план г. Ижевска) законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 131-ФЗ), утверждение генерального плана городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ).
Город Ижевск является столицей Удмуртской Республики (часть 2 статьи 28 Конституции Удмуртской Республики).
Закон Удмуртской Республики от 13 мая 2005 года № 17-РЗ «Об установлении границы муниципального образования и наделении соответствующим статусом муниципального образования на территории города Ижевска Удмуртской Республики» наделил муниципальное образование – городское поселение «Город Ижевск» статусом городского округа (статья 1 Устава муниципального образования «Город Ижевск», утверждённого решением Городской думы г. Ижевска от 16 июня 2005 года № (в редакции от 15 декабря 2016 года, далее по тексту – Устав города Ижевска).
Согласно части 1 статьи 25 и пункту 18 части 2 статьи 26 Устава города Ижевска, Городская дума г. Ижевска является представительным органом муниципального образования и к её полномочиям в 2006 году относилось утверждение Генерального плана г. Ижевска.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, содержащий, в том числе карту функциональных зон городского округа, и утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 3 части 2 статьи 9, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).
Исходя из чего, суд установил, что Генеральный план г. Ижевска утверждён решением уполномоченного органа – Городской думы г. Ижевска от 6 июня 2006 г. за №, официально опубликованным в специальном выпуске газеты «Известия Удмуртской Республики» 5 июля 2006 г.
Частью 1.2 статьи 17 Закона РФ № 131-ФЗ субъектам Российской Федерации предоставлено право осуществлять перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующими законами субъекта Российской Федерации (введена Федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ).
В целях реализации данного законоположения Законом Удмуртской Республики от 28 ноября 2014 г. № 69-РЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, и органами государственной власти Удмуртской Республики» к полномочиям исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики отнесены полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, предусмотренные ГрК РФ и Законом Удмуртской Республики от 6 марта 2014 года № 3-РЗ «О градостроительной деятельности в У. Республике», в том числе принятие решений по подготовке и утверждению генерального плана поселения, городского округа, а также по внесению в него изменений (пункт 2 части 1 статьи 2 Закона УР № 3-РЗ).
Пунктом 2 Положения о порядке осуществления исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики полномочий по принятию решений по подготовке и утверждению схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, городских округов, а также по внесению в них изменений, утверждённого постановлением Правительства УР от 29 декабря 2014 г. № (далее по тексту – Положение от 29 декабря 2014 г. №), исполнительными органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным на принятие решений по подготовке и утверждению генеральных планов городских округов и внесению в них изменений, а также на принятие решений об отклонении таких проектов является Правительство Удмуртской Республики.
При этом Администрация г. Ижевска осуществляет функции заказчика по разработке изменений и дополнений в Генеральный план г. Ижевска (статья 44 Устава города Ижевска).
Реализуя данные полномочия, Правительство Удмуртской Республики издало распоряжение от 30 декабря 2016 г. № о внесении изменений в Генеральный план г. Ижевска, включающий в себя текстовую часть (Положение о территориальном планировании) и графические материалы (в том числе карту функциональных зон).
Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 30 декабря 2016 г. № опубликовано на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru 20 февраля 2017 г.
Разработанное в составе Генерального плана города Ижевска функциональное зонирование учитывает природную, историко-культурную и градостроительную специфику Ижевска, сложившиеся особенности использования городских земель, базируется на выводах комплексного градостроительного анализа. При установлении функциональных зон и их параметров учтены положения Градостроительного и Земельного кодексов Российской Федерации, требования специальных нормативов и правил, касающиеся зон с особыми условиями использования территорий (п.3.1.2).
Согласно карте функциональных зон, приложенной к графическим материалам Генерального плана г. Ижевска в редакции распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 30 декабря 2016 г. №, земельные участки на <адрес> с кадастровыми кварталами №, № находятся в зоне индивидуальной жилой застройки (Ж3-2), кроме того, часть квартала № находится в зоне городских лесов (Р2); земельные участки на <адрес> с кадастровыми номерами: №, №, №, №, часть кадастрового квартала № и земельные участки на ул.3-я Лучистая с кадастровыми номерами: №, №, №, №, №, №, №, № находятся в зоне индивидуальной жилой застройки (Ж3-2) (том 1 л.д.49-53).
В ранее действовавшей редакции Генерального плана г. Ижевска вышеназванные земельные участки располагались в функциональной зоне – «зона садоводства и дачных участков (С3) (том 1 л.д.18).
Данные обстоятельства подтверждены имеющимися в деле графическими материалами, показаниями свидетеля и не оспариваются участниками процесса.
Как следует из материалов административного дела, Дачное некоммерческое товарищество «Солнечный» зарегистрировано как юридическое лицо с 06.08.2009 г., адрес (место нахождение) <адрес>, учредителями ДНТ указаны К.А,Н., П.И,В,, П.Л.В,, председателем правления, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, является К.С.А., основной вид деятельности ДНТ – предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом; дополнительные виды деятельности: распределение газообразного топлива, распределение электроэнергии, передача электроэнергии, прочая деятельность по организации отдыха и развлечений, деятельность прочего сухопутного транспорта, подготовка к продаже, покупка и продажа собственного недвижимого имущества, оптовая торговля непродовольственными потребительскими товарами, производство строительных работ, производство отделочных работ, сдача внаем собственного недвижимого имущества, (том 1 л.д.35-40).
Согласно уставу ДНТ <данные изъяты> местонахождение товарищества <адрес>, товарищество создается гражданами в целях реализации их прав на получение дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав (п.4.1) (том 3 л.д.96-103).
Земельные участки в районе микрорайона <данные изъяты>» <адрес> (кадастровые кварталы: №, №), <адрес> (земельные участки с кадастровыми номерами: №, №, №, №, часть кадастрового квартала №), <адрес> (земельные участки с кадастровыми номерами: №, №, №, №, №, №, №, №) ни членам ДНТ <данные изъяты>, ни ДНТ <данные изъяты> на праве безвозмездного пользования, либо ином вещном праве не предоставлялись, указанные земельные участки являются собственностью муниципального образования <адрес>.
30.06.2015 г. на обращение ДНТ <данные изъяты> о согласовании и утверждении схемы границ земельного участка ДНТ <данные изъяты> в зоне С3-2 Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска дан ответ, согласно которому рекомендовано в соответствии с протоколом публичных слушаний по проекту планировки территории 5 марта 2015 г. для уточнения фактического месторасположения ДНТ <данные изъяты> при выполнении проекта планировки территории, предоставить техническую документацию (межевой план территории) разработчику проекта (том 1 л.д.57).
Заседанием Комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска от 12.01.2017 г. № по поводу обращения ДНТ <данные изъяты> о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка, расположенного в 99м на юг от земельного участка по адресу: <адрес>, для ведения садоводства, сроком на 5 лет, принято решение об оставлении названного обращения без удовлетворения (том 1 л.д.22).
На повторное обращение направленное в Администрацию г.Ижевска Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска 31.01.2017 г. ДНТ <данные изъяты> дан ответ об оставлении обращения без удовлетворения, дополнительно указано о том, что определить точное местоположение испрашиваемой территории согласно приложенной к обращению графической части не представляется возможным. В соответствии с Правилами землепользования и застройки г.Ижевска, утвержденными решением Городской думы г. Ижевска от 27.11.2007 г. №, предполагаемый испрашиваемый земельный участок, согласно указанному адресному ориентиру, расположен в зоне садоводств и дачных участков (С3-2). Согласно Генеральному плану г. Ижевска, утвержденному решение городской думы г. Ижевска от 06.06.2006 г. № (с изменениями от 30.12.2016 г.) испрашиваемый земельный участок находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, в границах которой размещение некоммерческих садоводческих объединений и товариществ не относится ни к разрешенному, ни к условно разрешенному виду использования земельных участков и объектов капитального строительства. Далее, установленным порядком будут внесены соответствующие изменения по данной территории в Правила. Внесение изменений в проект планировки территории в части изменения зоны «Ж3» на зону «С» на указанном выше участке не предполагается. Также Управление сообщило, что согласно указанному адресному ориентиру, часть испрашиваемого земельного участка расположена в охранной зоне ЛЭП, канализации и водоохраной зоне ручья. Согласно топографической съемке на испрашиваемом земельном участке находится пруд. В соответствии с п.6 ст.6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии водного объекта предназначается для общего пользования (том 1 л.д.58).
Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа и внесения в него изменений определён статьёй 24 ГрК РФ, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьёй 25 ГрК РФ и осуществление его подготовки в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ, а также с учётом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана и с учётом предложений заинтересованных лиц.
Причём протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана и заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательными приложениями к такому проекту (части 12, 13 статьи 24 ГрК РФ).
Генеральный план утверждается решением представительного органа местного самоуправления (в настоящем деле – исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики) с учётом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний и подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования актов Правительства Удмуртской Республики, имеющих нормативный характер (часть 13 статьи 24 ГрК РФ, статья 13 Закона УР от 13 декабря 2016 года № 84-РЗ «О Правительстве Удмуртской Республики»).
Статьёй 25 (части 1 и 2) ГрК РФ предусмотрены случаи, при наличии которых проект генерального плана поселения подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение.
Между тем, в ходе принятия и утверждения настоящих изменений Генерального плана г. Ижевска, предмет согласования с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти отсутствовал, что следует из материалов административного дела и не оспаривается участниками процесса.
Суд установил, что этапы процедуры подготовки проекта изменений Генерального плана г. Ижевска и их утверждения, административным ответчиком и заинтересованным лицом соблюдены, в том числе в части требований градостроительного законодательства о проведении публичных слушаний по проекту.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 15 июля 2010 года N 931-О-О, публичные слушания являются процедурой выявления именно коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер; публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
В соответствии с пунктами 11, 12 Положения от 29 декабря 2014 г. №, Администрация МО «Город Ижевск» обратилась в Минстрой Удмуртской Республики (орган, уполномоченный на предварительное рассмотрение вопросов о возможности принятия Правительством Удмуртской Республики, в том числе решений об изменении генеральных планов городских округов) с инициативой по внесению изменений в Генеральный план г. Ижевска (письмо от 26 декабря 2016 года №).
Постановлением Главы Администрации города Ижевска от 3 июля 2014 г. № «О подготовке изменений в Генеральный план г. Ижевска» была создана комиссия по подготовке изменений в Генеральный план г. Ижевска, утверждено положение о данной комиссии, её состав, а также план мероприятий по подготовке изменений в Генеральный план г. Ижевска (том 3 л.д.69-70).
Постановлением Главы муниципального образования «Город Ижевск» от 20 июля 2016 года № назначено проведение публичных слушаний по официально опубликованному на сайте Администрации г. Ижевска проекту изменений в Генеральный план г. Ижевска (том 3 л.д.74). Согласно п.2.7 Положения о публичных слушаниях, не позднее, чем за 15 рабочих дней до дня проведения публичных слушаний Организатор публичных слушаний оповещает на официальном сайте муниципального образования «Город Ижевск» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.izh.ru жителей города о формулировке вопроса, о месте проведения публичных слушаний с указанием полного и точного наименования учреждения и почтового адреса здания, где проводятся публичные слушания, о дате и времени начала публичных слушаний, о порядке ознакомления с материалами публичных слушаний, о праве вносить в письменном виде предложения по вопросам, выносимым на публичные слушания.
Пунктами 2.13-2.14 Положения о публичных слушаниях закреплено, что при проведении публичных слушаний составляется протокол, в который включаются все письменные и устные предложения жителей города по вопросам, выносимым на публичные слушания, а также особые мнения участников публичных слушаний. Протокол подписывается организатором публичных слушаний.
Согласно п.4.6 Положения о публичных слушаниях, на основании протокола организатор публичных слушаний в 10-дневный срок составляет заключение о результатах публичных слушаний и направляет его Главе муниципального образования «город Ижевск» для утверждения.
Публичные слушания проведены с 20 июля 2016 года по 20 сентября 2016 года, что подтверждается соответствующим протоколом, согласно которому в качестве участников публичных слушаний зарегистрировалось 256 человек, в том числе 11 человек зарегистрировалось для выступлений. Кроме того, поступили вопросы от 16 участников публичных слушаний в форме записок, из них один участник задал вопросы от лица 39 человек. При этом вопрос об изменении функционального зонирования территории, мкр.Солнечный на публичных слушаниях не обсуждался.
Установлено, что в голосовании приняло участие 189 человек. Из них в поддержку проекта проголосовали 96 участников, против – 89 участников, воздержались – 4 человека. Заключение по результатам публичных слушаний утверждено постановлением Главы муниципального образования «Город Ижевск» от 28 сентября 2016 года № (том 3 л.д.81).
Учитывая, что при проведении публичных слушаний были соблюдены срок и порядок их проведения, поступившие протокол публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний были утверждены постановлением Главы Мо «МО «Город Ижевск», суд приходит к выводу, что публичные слушания по проекту изменений Генерального плана г. Ижевска проведены в соответствии с правовыми положениями статьи 28 ГрК РФ, существенных процедурных нарушений, ставящих под сомнение заключение по результатам публичных слушаний, не установлено.
Как следует из материалов административного дела, проект внесения изменений в Генеральный план г. Ижевска прошёл процедуру согласования с приложением соответствующих заключений от Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, Министерства энергетики и ЖКХ Удмуртской Республики, Минлесхоза У. Республики, а также администраций муниципальных образований «Первомайское», «Совхозное», «Якшурское» и «Шабердинское» Завьяловского района Удмуртской Республики (том 3 л.д.82-94).
С учётом представленных документов специалисты Минстроя Удмуртской Республики в установленном порядке подготовили и внесли на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики проект распоряжения о внесении изменений в Генеральный план г. Ижевска, который был рассмотрен и утверждён на заседании Правительства Удмуртской Республики 30 декабря 2016 года, после чего опубликован в установленном порядке.
Исследовав материалы административного дела, проверив и оценив собранные доказательства в их совокупности, основываясь на правовом анализе вышеприведённого федерального законодательства, суд считает, что этапы процедуры подготовки проекта изменений, внесённых в Генеральный план г. Ижевска, и их утверждения соблюдены, в том числе в части требований градостроительного законодательства о проведении публичных слушаний по проекту, при получении всех необходимых согласований.
Генеральный план г. Ижевска в редакции распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 30 декабря 2016 г. №, содержит всю необходимую информацию, предусмотренную статьёй 23 ГрК РФ, в том числе графические материалы.
Данный нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, подписан Председателем Правительства Удмуртской Республики, опубликован на официальном Интернет-сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики.
С учётом вышеизложенного суд приходит к выводу, что оспариваемый ДНТ «Солнечный» в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы и порядка его принятия и утверждения, а также официального опубликования и не нарушает прав административного истца по уточненному административному иску.
Суд признаёт, что приоритет публичной цели устойчивого развития территории обуславливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, расположенных на территории, правовой режим использования которой планируется к изменению в соответствии с документами территориального планирования. Между тем градостроительное законодательство основывается на принципе обеспечения участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности и предусматривает правовые средства по согласованию частных и публичных интересов на всех этапах ведения такой деятельности.
Регламентация градостроительной деятельности, как указывает Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 28 марта 2017 г. № 10-П, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.
Так, согласно части 1 статьи 9 ГрК РФ одной из целей определения назначения территорий в документах территориального планирования является обеспечение учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Реализация генерального плана городского округа предполагает, в том числе подготовку и утверждение документации по планировке территории, принятие решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, выполнение мероприятий, предусмотренных программами, утверждёнными органами местного самоуправления (часть 2 статьи 18, пункт 1 части 7 статьи 23, части 1 и 5 статьи 26 ГрК РФ).
Правовой режим земельных участков определяется градостроительным регламентом, действие которого распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (часть 1 статьи 36 ГрК РФ).
Частями 8 и 9 статьи 36 ГрК РФ предусмотрены меры по согласованию интересов общества и лиц, чьи права, основанные на существующем землепользовании, могут быть затронуты изменением правового режима земельных участков вследствие ведения градостроительной деятельности. В частности, допускается при соблюдении определенных условий эксплуатация земельных участков или объектов капитального строительства, виды разрешённого использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту. Таким образом, соблюдение баланса частных и публичных интересов при реализации положений генерального плана муниципального образования, которым установлены функциональные зоны, предусматривающие изменение существующего землепользования, обеспечивается, в том числе возможностью постепенного приведения условий эксплуатации земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования.
Суд признаёт, что отнесение земельных участков в <адрес> к зоне индивидуальной жилой застройки и зоне городских лесов, оспариваемой частью Генерального плана г. Ижевска не свидетельствует о нарушении прав ДНТ <данные изъяты>, поскольку в силу части 12 статьи 9 ГрК РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечёт за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
Согласно пунктам 6, 7 статьи 1 ГрК РФ в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.
Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Положения генерального плана муниципального образования первичны по отношению к правилам землепользования и застройки, что следует из системного толкования части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ.
В частности, по смыслу пунктов 2, 5-8 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 34 и части 15 статьи 35 ГрК РФ, территориальные зоны, установленные в правилах землепользования и застройки, конкретизируют положения генерального плана в целях определения правового режима использования земельных участков, без изменения при этом назначения территории, отнесённой к функциональным зонам.
В соответствии с п.п1 ч.2 ст.33 ГрК РФ несоответствие Правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа, возникшее в результате внесения изменений в такой генеральный план является основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в Правила землепользования и застройки.
Действующее градостроительное законодательство не содержит норм обязывающих органы власти при принятии генерального плана городского округа определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку генеральный план несет функцию определения назначения территории исходя из планов развития территории городского округа в целом и не направлен на фиксацию существующего положения. Отнесение региональным законодателем территории к определенной функциональной зоне само по себе не свидетельствует о нарушении прав граждан, в данном случае прав членов ДНТ <данные изъяты>. Кроме того, в соответствии с пунктом 16 статьи 24 ГрК РФ заинтересованные физические и юридические лица не лишены возможности обратиться к главе местной администрации городского округа с предложениями внести изменения в генеральный план. Процедура внесения изменений в генеральный план четко обозначена статьями 9, 24 и 25 ГрК РФ и является идентичной процедуре принятия генерального плана.
Таким образом, генеральный план муниципального образования, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории городского округа в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории.
В связи с чем, довод административного истца о незаконности генерального плана г. Ижевска в оспариваемой части, в силу того, что при его принятии не соблюдено требование об установлении границ функциональной и территориальной зон, исходя из сложившейся планировки территории и существующего землепользования, не является основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку основана на неверном толковании норм материального права.
В Материалах по обоснованию проекта внесения изменений в Генеральный план г. Ижевска, выполненных научно-проектным институтом пространственного планирования «ЭНКО» (далее по тексту – Материалы по обоснованию) среди одних из стратегических ориентиров устойчивого социально-экономического и градостроительного развития города Ижевск, на которых базируется генеральный план г.Ижевска, указывается комплексное освоение районов нового жилищного строительства (раздел 3.1.3, стр.36).
Также Материалами по обоснованию предусматривается значительное увеличение площади жилых и смешанных общественно-жилых зон на расчетный срок проекта (до 2035 года). Запланирован также значительный объем индивидуального жилищного строительства. Новое жилищное строительство планируется в пределах всех административных районов города Ижевска (раздел 3.2.1, стр.95). Одним из принципов, на которых базируется формирование зон жилищного строительства, является эффективное использование существующих городских территорий – сочетание нового жилищного строительства на свободных от застройки территориях с политикой активной реконструкции и реновации существующего малоценного жилищного фонда (раздел 3.2.1, стр.96). Предложения Генерального плана по градостроительной организации территорий жилой застройки и новому жилищному строительству опираются на результаты градостроительного анализа территории – техническое состояние и строительные характеристики жилищного фонда; распределение фонда по районам города; динамику и структуру жилищного строительства; историко-архитектурную и средовую ценность застройки; современные градостроительные тенденции в жилищном строительстве, экологическое состояние территории. Кроме этого, район Север выделяется как ценный с градостроительной точки зрения участок города (раздел 3.2.1, стр.96). Тем самым подготовка генерального плана городского округа направлена не только на отражение существующей территории городского округа, но и на планируемое развитие этой территории.
Генеральным планом муниципального образования определяется стратегия градостроительного развития, планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем, при этом территориальное планирование должно обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территории муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки, что вытекает из положений статей 2, 9, 23 ГрК РФ.
При этом суд учитывает правовые позиции Европейского Суда по правам человека, согласно которым политика городского планирования, обустройства территории предоставляет государству более широкую свободу усмотрения, чем это имеет место при регулировании исключительно гражданских прав, в частности, посредством контролирования правового режима собственности в целях публичной пользы и всеобщего интереса.
Обсуждая вопрос о нарушении нормативным правовым актом прав и законных интересов административного истца, суд приходит к следующему.
В силу пункта 15 статьи 24 ГрК РФ правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить его в судебном порядке.
В Определении Конституционного Суда РФ от 16.07.2009 N 1038-О-О выражена позиция, согласно которой часть 15 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации адресована правообладателям земельных участков и объектов капитального строительства и именно им она предоставляет право оспаривать генеральный план в судебном порядке. Аналогичная позиция выражена и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2016 г. №1160-О, согласно которой оспариваемое законоположение, закрепляющее в соответствии со сферой правового регулирования Градостроительного кодекса Российской Федерации права субъектов градостроительных отношений - правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном им аспекте в его конкретном деле.
Как следует из пояснений представителей административного истца и иных участников процесса, а также материалов административного дела, ДНТ «Солнечный», его члены не относятся к правообладателям земельных участков и объектов капитального строительства, а потому оспариваемые им нормы не могут рассматриваться как затрагивающие его права.
Факт того, что административным истцом потрачены денежные средства: на обустройство земельного участка в указанных координатах, в том числе на демонтаж ЛЭП, оборудование пожарного водоема, позволившего осушить болото, газо –водоснабжение и т.п.; на оформление Муниципальным унитарным предприятием г.Ижевска «Архитектурно-планировочное бюро» земельного дела, не свидетельствует о незаконности оспариваемого нормативного правового акта.
Согласно статье 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (далее - садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение);
имущество общего пользования - имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
Статьей 2 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ предусмотрено, что земельные отношения, возникающие в связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а также в связи с деятельностью таких объединений, настоящий Федеральный закон регулирует в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации; настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, создаваемым на территории Российской Федерации, а также по отношению к ранее созданным садоводческим, огородническим и дачным товариществам и садоводческим, огородническим и дачным кооперативам.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
Статьей 37 указанного Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ предусмотрено, что в случае необходимости принятия решения, касающегося прав и законных интересов членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан не менее чем за месяц известить председателя садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения о содержании предполагаемых вопросов, дате, времени и месте их рассмотрения, проекте решения (часть 2); решение органа государственной власти или органа местного самоуправления, ведущее к нарушению прав и законных интересов членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, может быть обжаловано в суд (часть 5).
Анализ указанных правовых норм позволяет прийти к выводу о том, что обязанность органа государственной власти или органа местного самоуправления не менее чем за месяц известить председателя садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения о содержании предполагаемых вопросов, дате, времени и месте их рассмотрения, проекте решения вытекает из установленного права указанного садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на земельные участки, в отношении которых предполагается принятие решений.
Согласно статье 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного Кодекса Российской Федерации, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами (статья 26 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права; государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Аналогичные положения содержались ранее действовавшей редакции Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ.
Поскольку материалами дела установлено, а также не оспаривается участниками процесса, что ДНТ <данные изъяты> не является правообладателем земельных участков, указанных в административном исковом заявлении, то положения статьи 37 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ об обязанности органа государственной власти или органа местного самоуправления не менее чем за месяц известить председателя садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения о содержании предполагаемых вопросов, дате, времени и месте их рассмотрения, проекте решения в рассматриваемом деле применению не подлежат.
В соответствии с пунктом 1 части 1, пунктом 1 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае признания судом недействительным решения органа местного самоуправления, повлекшего за собой нарушение права на земельный участок; действия, нарушающие права граждан на землю, могут быть пресечены путем признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 46 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" защита прав членов садоводческих некоммерческих объединений осуществляется посредством признания недействительным акта органа местного самоуправления.
Защите подлежат права садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на владение, пользование и распоряжение земельными участками общего пользования, другим имуществом такого объединения, другие предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами права (часть 2 статьи 46 Федерального закона №66-ФЗ).
Согласно абзацу 8 статьи 7 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение в соответствии с гражданским законодательством вправе обращаться в суд, арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными (полностью или в части) актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления или о нарушении должностными лицами прав и законных интересов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
Суд приходит к выводу о выборе административным истцом ненадлежащего способа защиты нарушенного права.
Из существа заявленных председателем правления ДНТ <данные изъяты>» требований следует, что имеет место спор о праве на приобретение права на земельные участки. Представители административного истца ссылаются на возникновение у ДНТ <данные изъяты> и его членов права на землю, и фактически ставят вопрос о признании за ними права на земельные участки.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности могут возникать из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения данных прав и обязанностей, а применительно к подпункту 8 пункта 1 указанной статьи – вследствие действий должностных лиц этих органов.
Защита гражданских прав должна осуществляться соответственно способами, установленными действующим законодательством, и в процедуре, установленной процессуальным законом для разрешения споров о правах и обязанностях.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, из права на судебную защиту не следует возможность выбора лицом по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются исходя из Конституции Российской Федерации федеральным законом.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Генеральный план г. Ижевска в оспариваемой части не противоречит федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца, поэтому на основании статьи 215 КАС РФ требования ДНТ «Солнечный» не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 215, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Дачного некоммерческого товарищества <данные изъяты> о признании недействующим Генерального плана города Ижевска, утверждённого решением Городской думы г. Ижевска от 6 июня 2006 г. № в редакции распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 30 декабря 2016 г. № в части смены зоны садоводства и дачных участков на зону индивидуальной жилой застройки, зону городских лесов в районе микрорайона <адрес> (кадастровые кварталы: №, №), <адрес> (земельные участки с кадастровыми номерами: №, №, №, №, часть кадастрового квартала №), <адрес> (земельные участки с кадастровыми номерами: №, №, №, №, №, №, №, №), оставить без удовлетворения.
Возложить обязанность на Правительство Удмуртской Республики опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу, а также в ближайшем номере «Собрания законодательства Удмуртской Республики».
Апелляционная жалоба, представление на настоящее решение могут быть поданы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 4 августа 2017 г.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Г.Р. Багаутдинова