Дело № 3а-129/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 27 сентября 2018 года
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего – судьи Морозковой Е.Е.,
с участием прокурора Махмудова Э.Т.
при секретаре Михейкиной М.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим постановления правительства Ленинградской области от 28 декабря 2017 года №635 «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (в части), об обязании принять новый нормативный правовой акт,
установил:
решением совета депутатов муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 01.04.2014 №7 утвержден генеральный план названного муниципального образования (далее –решение совета депутатов от 01.04.2014 №7).
28 декабря 2017 года правительством Ленинградской области принято постановление №635 «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области» (далее-постановление правительства Ленинградской области от 28.12.2017 №635).
Пунктом 1 постановления правительства Ленинградской области от 28.12.2017 №635 внесены изменения в генеральный план муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, утвержденный решением совета депутатов от 01.04.2014 №7 согласно приложению.
Пунктом 2 постановления правительства Ленинградской области от 28.12.2017 №635 органам местного самоуправления муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области предписано в установленные частью 9 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации сроки обеспечить размещение изменений в генеральный план муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области и материалов по их обоснованию в федеральный государственной информационной системе территориального планирования.
Пунктом 3 постановления правительства Ленинградской области от 28.12.2017 №635 определено, что настоящее постановление вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования.
В тексте приложения содержится указание о дополнении Положения о территориальном планировании генерального плана муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области следующими разделами:
1.1.Сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (подразделы: объекты отдыха и туризма, объекты социального и культурно-бытового обслуживания, объекты улично-дорожной сети населенных пунктов, объекты инженерной инфраструктуры); 1.2.Параметры функциональных зон и сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (применительно к конкретным земельным участкам);
1.3. Сведения о планируемых на территории муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области объектах федерального значения, объектах регионального значения и объектах местного значения муниципального района (подраздел: планируемые для размещения объекты регионального значения).
Пунктом 2 приложения к постановлению правительства Ленинградской области от 28.12.2017 №635 внесены изменения в раздел 6 «Основные технико-экономические показатели генерального плана» Положения о территориальном планировании генерального плана муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (подразделы: территория, функциональное зонирование поселения, функциональное зонирование по населенным пунктам, население, жилищный фонд, объекты социальной инфраструктуры, инженерная инфраструктура).
В пункте 3 приложения предусмотрено, что генеральный план муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области дополняется следующими картами: карта функциональных зон поселения, карта планируемого размещения объектов местного значения поселения; карта границ населенных пунктов; карта планируемого размещения объектов местного значения поселения-транспортная инфраструктура; карта планируемого размещения объектов местного значения поселения- инженерная инфраструктура.
Поименованные карты приложены к постановлению правительства Ленинградской области от 28.12.2017 №635.
При этом в карте границ населенных пунктов не содержится информации об изменении границ населенного пункта г.п.Токсово (по сравнению с установленными ранее границами).
Также, в картах функциональных зон поселения, планируемого размещения объектов местного значения поселения, планируемого размещения объектов местного значения поселения-транспортная инфраструктура, планируемого размещения объектов местного значения поселения-инженерная инфраструктура ряд участков отмечены штриховкой синего цвета и не отнесены ни к одному из категорий земельных участков.
Как следует из описаний к названным картам синей штриховкой обозначены территории, применение функционального зонирования на которых возможно только после вынесения судебного решения об отнесении данной территории к одной из категорий земель.
Как решение совета депутатов от 01.04.2017 №17, так и постановление правительства Ленинградской области от 28.12.2017 №635 опубликованы в установленном порядке и являются действующими.
ФИО1 обратился в Ленинградский областной суд с административным иском, в котором просит: признать недействующим постановление правительства Ленинградской области от 28 декабря 2017 года №635 «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области» в части исключения земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> из состава земель населенного пункта; обязать административного ответчика-правительство Ленинградской области издать новый нормативный акт. Включить земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> в состав земель населенного пункта, в генеральный план МО «Токсовское городское поселение», согласно выписке из ЕГРП от 16 декабря 2016 года №.
В обоснование требований указано, что административный истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, который согласно Правилам землепользования и застройки был ранее отнесен к зоне Ж-1, что соответствовало виду разрешенного использования ИЖС.
Между тем, по его заявлению об изменении вида разрешенного использования с «для размещения объектов (территорий) рекреационного назначения» на «ИЖС» осуществление государственного кадастрового учета изменений недвижимости 28.03.2018 было приостановлено со ссылкой на постановление правительства Ленинградской области от 28.12.2017 №635.
На официальном сайте администрации муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области опубликованы карты границ населенных пунктов муниципального образования, согласно которым земельный участок, принадлежащий административному истцу исключен из состава земель населенного пункта. Однако, в приложении к постановлению правительства Ленинградской области от 28.12.2017 №635 не указано об изменении границ населенного пункта, какого-либо упоминания об изменениях в отношении земельного участка с кадастровым номером № постановление правительства Ленинградской области от 28.12.2017 №635 не содержит. В сообщениях комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 11.05.2018, Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.04.2018 отражено, что земельный участок с кадастровым номером № относится к землям лесного фонда и находится в федеральной собственности.
При этом, в нарушение требований Градостроительного кодекса Российской Федерации извещение о процедуре публичных слушаний относительно внесения изменений в Генеральный план в 2017 году не было надлежащим образом опубликовано. При принятии оспариваемого постановления правительства Ленинградской области от 28.12.2017 №635 не учтены положения ч.3 ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»(в редакции от 29.07.2017 №280-ФЗ), разъяснения, содержащиеся в письмах Министерства экономического развития Российской Федерации, Рослесхоза и Росреестра в силу которых сведения государственного лесного реестра, не соответствующие сведениям ЕГРН, не являются препятствием территориальному планированию. Если в соответствии с государственным лесным реестром участок относится к категории земель лесного фонда, а согласно сведениям ЕГРН, правоустанавливающими документами-к иной категории земель, то принадлежность такого участка устанавливается на основании сведений ЕГРН либо в соответствии со сведениями, указанными в документах, подтверждающих право гражданина или юридического лица на земельный участок.
В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель ФИО2 з требования поддержали по изложенным в административном иске основаниям, представив письменные пояснения, в которых отразили, что несогласование с административным истцом проекта внесения изменений в генеральный план нарушает права административного истца; заключения согласительной комиссии не было представлено. При утверждении изменений в генеральный план не учитывались сведения, содержащиеся в ЕГРН.
В возражениях представитель административного ответчика правительства Ленинградской области ФИО3 указала об отсутствии правовых оснований для признания недействующим постановления правительства Ленинградской области. В соответствии с установленным областным законом распределением полномочий в области градостроительной деятельности подготовку проекта изменений в генеральный план поселения осуществил орган местного самоуправления, проект данного постановления подготовлен комитетом по архитектуре и градостроительству Ленинградской области, постановление правительства Ленинградской области принято уполномоченным органом и опубликовано в установленном порядке.
В судебном заседании представитель административного ответчика правительства Ленинградской области ФИО4 в удовлетворении административного иска просила отказать, отметив, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в рамках предоставленных полномочий с соблюдением процедуры. Уведомление о проведении публичных слушаний размещено в установленном порядке, проект изменений согласован с уполномоченными органами, в том числе с Министерством экономического развития Российской Федерации. Довод административного истца о неопределенности границ не нашел своего подтверждения, границы населенных пунктов приведены в соответствие с требованиями законодательства. В тексте постановления правительства Ленинградской области отсутствует указание об исключении земельного участка из границ населенного пункта; с целью соблюдения баланса интересов спорная территория отмечена как территория двойного учета с учетом наличия спора между административным истцом и Рослесхозом.
В возражениях представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области ФИО5 в удовлетворении требований административного истца просит отказать, ссылаясь на соблюдение процедуры подготовки проекта генерального плана и внесения в него изменений, так как публичные слушания проведены, протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний одновременно с изменениями в генеральный план поселения были направлены в правительство Ленинградской области в соответствии с областным законом от 07.07.2014 №45-оз. Действующее законодательство не предусматривает обязанности администрации по размещению протоколов публичных слушаний на официальном интернет-портале. Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий, в силу п.2 ч.2 ст.209 КАС РФ администрация муниципального образования не является надлежащим ответчиком.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области ФИО5 возражает против удовлетворения административного иска по доводам приведенным в возражениях, соглашаясь с позицией представителя правительства Ленинградской области, отметив, что неопределенность границ населенного пункта не просматривается, административный истец мог указать свои замечания, что не сделал. Соответственно, его права не нарушены.
В письменном возражении представитель заинтересованного лица совета депутатов муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области ФИО6 в удовлетворении требований просит отказать, полагая, что процедура подготовки проекта изменений в генеральный план поселения соблюдена; протоколы публичных слушаний были направлены для согласования и утверждения совместно с изменениями в генеральный план поселения в правительство Ленинградской области для согласования и утверждения в соответствии с областным законом от 07.07.2014 №45-оз. Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий. Действующее законодательство не предусматривает обязанности администрации по размещению протоколов публичных слушаний на официальном интернет-портале.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица совета депутатов муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области ФИО6 в удовлетворении требований просит отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях, отметив, что земельный участок административного истца входит в спорную территорию; не ясно в связи с чем административный истец решил, что принадлежащий ему земельный участок исключен из категории земель: земли населенных пунктов.
В письменных возражениях представитель заинтересованного лица комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области ФИО7 в удовлетворении административного иска просит отказать, отметив, что внесение изменений в генеральный план поселения было обусловлено: обращением правообладателей земельных участков с целью изменения функциональных зон в соответствии с видом разрешенного использования согласно правоустанавливающим документам, а также попадания двух и более зон в границы одного участка; отсутствием векторного формата материалов генерального плана, выполненного в системе координат ведения кадастра; корректировкой технических ошибок утвержденного генерального плана; планируемым включением в границы населенных пунктов земель обороны и безопасности с целью развития рекреации, туризма и создания условий для занятия спортом; проект подготовлен на основании постановления администрации поселения. Подготовка проекта изменений в генеральный план осуществлена с учетом сведений, содержащихся в ЕГРП. Процедура подготовки, согласования и проведения публичных слушаний соблюдена. По результатам работы согласительной комиссии (в связи с первоначальным отказом в согласовании проекта) проект изменений в генеральный план был согласован. Земельный участок, принадлежащий административному истцу, исключен из границ населенного пункта г.п.Токсово в связи с тем, что при разработке проекта изменений в генеральный план поселения выявлено, что по данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области данный участок относится к землям населенных пунктов, а по данным лесоустройства относится к землям лесного фонда Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области ФИО7 просит в удовлетворении требований отказать по доводам, изложенным в возражении, отметив, что информация о проведении публичных слушаний была своевременно размещена на официальном сайте, административный истец мог обратиться со своими предложениями, что не сделал. Поддержав позицию правительства Ленинградской области, представитель указала, что спорная территория является территорией двойного учета; правительством Ленинградской области приняты все меры для урегулирования ситуации; административный истец не воспользовался своим правом на обращение в комиссию.
В письменном возражении представитель заинтересованного лица комитета по природным ресурсам Ленинградской области ФИО8 в удовлетворении заявленных требований просит отказать, отметив, что земельный участок, принадлежащий административному истцу, по данным государственного лесного реестра расположен на землях лесного фонда Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица комитета по природным ресурсам Ленинградской области ФИО8 просит в удовлетворении административного иска отказать по изложенным выше доводам, поддержав позицию представителя правительства Ленинградской области и Рослесхоза и отметив, что изменения в генеральный план были внесены в целях устранения имеющихся нарушений и противоречий. Представитель также отметил, что границы генерального плана 2014 года носили планируемый характер.
В письменных возражениях представитель заинтересованного лица Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) ФИО9 в удовлетворении административного иска просил отказать, ссылаясь на то, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда Российской Федерации. Так как имеются сведения о наличии пересечений между спорным земельным участком и землями лесного фонда, находящимися в федеральной собственности, до утверждения документа территориального планирования необходимо разрешить имеющийся спор о праве. В целях подтверждения факта и площади пересечения спорного земельного участка с земельным участком из состава земель лесного фонда Департаментом лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу совместно с филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Севзаплеспроект» ведется работа по проведению картографического совмещения материалов лесоустройства с границами спорного земельного участка. По результатам картографического наложения материалы будут направлены в рабочую группу (постановление Губернатора Ленинградской области от 04.06.2018 №35-пг) для принятия решения о способе разрешения противоречий между ЕГРП и ГЛР. Рабочей группой будет подготовлено заключение о необходимости защиты имущественных прав Российской Федерации. До разрешения имеющегося противоречия, содержащегося в государственных реестрах, права административного истца не могут быть восстановлены в полном объеме. До согласования проекта генерального плана в порядке, предусмотренном ст.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение изменений в генеральный план не представляется возможным и выходит за рамки полномочий правительства Ленинградской области.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Рослесхоза не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
В письменных возражениях представитель заинтересованного лица филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области ФИО10 рассмотрение требований оставляет на усмотрение суда, отметив, что в результате визуального анализа картографической части генерального плана выявлено, что первоначально земельный участок с кадастровым номером № был включен в границы населенного пункта г.п.Токсово, а после внесения изменений в генеральный план поселения названный земельный участок исключен из границ данного населенного пункта. Согласно сведениям ЕГРН данный земельный участок отнесен к категории земель: земли населенных пунктов, у заинтересованного лица отсутствует информация о том, что названный земельный участок отнесен к иной категории земель.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области ФИО10 поддерживает доводы, изложенные в письменном возражении, оставив разрешение требований на усмотрение суда.
В заключении прокурор Махмудов Э.Т. полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части требования о признании недействующим постановления правительства Ленинградской области от 28.12.2017 №635(в части), отметив, что в нарушение ст.23 Градостроительного кодекса Российской Федерации в материалах по обоснованию к изменению генерального плана в 2017 году отсутствует указание об исключении земельного участка, принадлежащего административному истцу из границ населенного пункта; указание о данном земельном участке отсутствует и в текстовой части обжалуемого постановления правительства Ленинградской области. По существу, в результате принятия оспариваемого нормативного правового акта статус земельного участка, его местонахождение стало неопределенным, что противоречит действующему законодательству. В удовлетворении иной частизаявленных требований надлежит отказать, так как в случае признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта, нарушенное право административного истца будет восстановлено.
Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, исследовав представленные доказательства, оценив собранные по делу доказательства согласно статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно пунктам «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Пунктом 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Содержание генерального плана поселения определено статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ).
Так, согласно ч.5.1 ст.23 ГрК РФ обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ населенных пунктов.
В п.7 ч.7 ст.23 ГрК РФ отражено, что составной частью материалов по обоснованию проекта генерального плана является перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.
Порядок подготовки генерального плана поселения, проведения публичных слушаний по предлагаемому проекту генерального плана, особенности его согласования с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации установлены ст.ст.24, 25 ГрК РФ.
В ч.16 ст.24 ГрК РФ определено, что органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложением о внесении изменений в генеральный план.
Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса (ч.17 ст.24 ГрК РФ).
Процедура проведения публичных слушаний на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта была определена ст.28 ГрК РФ (в редакции, действующей до 28.12.2017) и предусматривала, что публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования. В случае внесения изменений в генеральный план в отношении части территории поселения или городского округа публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах территории поселения или городского округа, в отношении которой осуществлялась подготовка указанных изменений (ч.3 ст.28 ГрК РФ в редакции, действующей до 28.12.2017).
В целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана было предусмотрено, что уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению (ч.5 ст.28 ГрК РФ в редакции от 27.07.2017).
Заключение о результатах публичных слушаний подлежало опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") (ч.7 ст.28 ГрК РФ в редакции действующей до 28.12.2017).
Порядок проведения публичных слушаний в действующей редакции Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен статьями 5.1, 28 настоящего Кодекса, определяющими круг участников общественных обсуждений и публичных слушаний, порядок оповещения о проведении общественных обсуждений и публичных слушаний, размещение материалов для ознакомления, проведения общественных обсуждений и публичных слушаний, составления протоколов и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний.
В ч.1 ст.24 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
На основании ч.1.2 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», ч.6.1 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» пунктом 4 статьей 1 областного закона от 07.07.2014 №45-оз «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области» к полномочиям правительства Ленинградской области отнесены полномочия органов местного самоуправления Ленинградской области по утверждению генеральных планов поселений, городских округов, внесение в них изменений.
01 июля 2015 года администрацией муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области принято постановление №152 «О подготовке проекта изменений в генеральный план МО «Токсовское городское поселение» (далее-постановление от 01.07.2015 №152).
Постановлением от 01.07.2015 №152 предписано подготовить проект изменений в генеральный план названного муниципального образования, относящихся к земельным участкам на территории Ржевского полигона, расположенного в границах МО «Токсовское городское поселение», планируемых к передаче в собственность Ленинградской области и МО «Токсовское городское поселение» с указанием о том, что предложения о внесении изменений могут быть представлены в срок до 14.07.2015.
В судебное заседание представителем правительства Ленинградской области представлена таблица, поименованная как Приложение 3 (к какому документу не отражено), названная как: «справка о предложениях заинтересованных лиц по проекту генерального плана поселения, содержащая следующие сведения: наименование заинтересованного лица, содержание предложений. Сведения об учете предложения заинтересованного лица».
Также, представлена копия справки об изменениях, внесенных в проект генерального плана поселения, согласованный правительством Ленобласти (приложение 4).
13 апреля 2017 глава муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области вынес постановление №2 «О назначении и проведении публичных слушаний» (далее-постановление от 13.04.2017 №2), пунктом 1 которого назначены публичные слушания по вопросу внесения изменений в генеральный план муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области согласно приложению. В частности, для населенного пункта г.п.Токсово публичные слушания были назначены на 26.05.2017 в 16 час. в здании <адрес>.
Названным постановлением от 13.04.2017 №2 утверждены: текст объявления о проведении публичных слушаний, порядок учета предложений по вопросу внесения изменений в генеральный план муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, регламент публичных слушаний (приложения №№1-3).
Постановление от 13.04.2017 №2 опубликовано в газете «Вести Токсово» №4 апрель 2017 года, на официальном сайте Токсовского городского поселения; на информационных стендах в населенных пунктах.
Экспозиция демонстрационных материалов была размещена в здании администрации муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
Из выступления главного архитектора проекта ФИО14, отраженного в протоколе публичных слушаний по вопросу внесения изменений в генеральный план муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 26.05.2017 следует, что целью внесения изменений являлись: актуализация функционального зонирования в соответствии с действующим землепользованием, по заявлениям собственником и правообладателей земельных участков; создание векторной модели материалов генерального плана; изменений границ населенных пунктов в связи с передачей земель в муниципальную собственность(в частности, увеличение площади населенного пункта г.п.Токсово (467.1 га) за счет земель обороны и безопасности; отображение планируемых объектов федерального, регионального и местного значения муниципального района.
Из объяснений начальника отдела ООПТ комитета по природным ресурсам Ленинградской области ФИО15 на публичных слушаниях следовало, что генеральный план нуждается в доработке в связи с наличием двойного учета земель(относящимся к землям лесного фонда по государственному лесному реестру и одновременно относящимся к иным категориям земель согласно ЕГРП), при этом данный вопрос мог быть разрешен только в судебном порядке (стр.11, 24 протокола публичных слушаний от 26.05.2017).
Согласно протоколу от 26.05.2017 публичные слушания признаны состоявшимися, предложения, внесенные во время проведения публичных слушаний приняты к сведению; предложено проект изменений направить в комитет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области для утверждения.
В сводном заключении о результатах проведения публичных слушаний по проекту внесения изменений в генеральный план муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, подписанного главой муниципального образования и опубликованного на официальном сайте муниципального образования и в газете «Вести Токсово» №7 июнь 2017 отражено, что публичные слушания признаны состоявшимися, высказанные во время проведения публичные слушания предложения занесены в протоколы; администрации и разработчикам проекта предписано принять к сведению поступившие предложения и замечания.
Судом также установлено, что по результатам рассмотрения проекта изменений в генеральный план правительством Ленинградской области 20.07.2017 в органы местного самоуправления муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области направлено сводное заключение об отказе в согласовании проекта изменений в генеральный план.
В связи с чем на основании постановления главы администрации муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 11.08.2017 №201 была создана согласительная комиссия, по результатам заседаний которой 24.08.2017, 04.09.2017, 11.09.2017 проект изменений в генеральный план муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области был согласован.
В ответе заместителя директора Департамента недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 27.04.2018 административному истцу сообщено, что в сентябре 2017 года Минэкономразвития России выдал сводное заключение о несогласии на поступивший проект изменений в генеральный план на основании заключений федеральных органов исполнительной власти, в том числе на основании заключения Рослесхоза, в связи с выявлением ранее включенных (утвержденным в 2014 году генеральным планом) земель лесного фонда в границы населенного пункта, в том числе и в части включения земельного участка, принадлежащего административному истцу. Доработанный проект внесения изменений в генеральный план, размещенный ФГИС ТП в сентябре 2017 года, предусматривал исключение из границ населенного пункта земель лесного фонда, в том числе и указанного участка. На основании положительных заключений уполномоченных органов, в том числе Рослесхоза, Минэкономразвития России подготовил сводное заключение о согласии с проектом внесения изменений в генеральный план в ноябре 2017 года.
Так, в письме Рослесхоза в Минэкономразвития России от 08.11.2017 № ЕК-03-31/16046 сообщено об отсутствии необходимости согласования проекта изменений в генеральный план поселения, поскольку данным проектом не предусмотрено включение в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда.
29.11.2017 сводное заключение о согласии с проектом внесения изменений в генеральный план Токсовского городского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области Минэкономразвития России направлено администрации муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
07 декабря 2017 года материалы проекта изменений в генеральный план муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области администрацией данного муниципального образования направлены в комитет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области.
В пояснительной записке к проекту изменений в генеральный план названного муниципального образования, подписанной председателем комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области отражено, что изменениями в генеральный план муниципального образования предлагается изменение функционального зонирования территории, включение в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земель иного специального назначения, размещение объектов местного значения поселения, создание условий для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района.
Из представленных в суд выписок из Единого государственного реестра недвижимости от 15.05.2018, 09.08.2018 следует, что земельный участок с кадастровым номером №, относится к категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для целей рекреации, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит административному истцу ФИО1
В ответе председателя комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 11.05.2018 ФИО1 разъяснено, что в соответствии с изменениями в генеральный план муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, утвержденными постановлением правительства Ленинградской области от 28.12.2017 №635 земельный участок с кадастровым номером № исключен из границ населенного пункта городской поселок Токсово в связи с тем, что при разработке проекта изменений в генеральный план поселения выявлены территории, которые невозможно было однозначно отнести к одной из категорий земель. Невозможность его однозначного отнесения к одной из категорий земель вызвана противоречиями между данными лесоустройства и единым государственным реестром недвижимости.
Из ответа филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области от 12.09.2018 (на запрос суда) следует, что земельный участок с кадастровым номером № по данным ЕГРН относится к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования: для целей рекреации, расположен по адресу: <адрес>. Собственником данного земельного участка является ФИО1 Согласно сведениям ЕГРН смежным с земельным участком, принадлежащим ФИО1, является 2-й контур многоконтурного лесного участка с кадастровым номером №. При этом, у данного филиала отсутствуют сведения о том, что земельный участок с кадастровым номером № относится к категории земель лесного фонда. По результатам визуального анализа картографической части генерального плана до изменений и после изменений филиал пришел к выводу о том, что изначально согласно генеральному плану земельный участок с кадастровым номером № входил в границы населенного пункта г.п.Токсово, а после утверждения изменений в генеральный план постановлением правительства Ленинградской области от 28.12.2017 названный объект недвижимости исключен из границ указанного населенного пункта. На момент подготовки ответа границы земельного участка с кадастровым номером № не имеют наложений на границы иных объектов недвижимости.
В ответе директора Всеволожского лесничества-филиала ЛОГКУ «Ленобллес» от 20.06.2018 ФИО1 сообщено, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, согласно действующих материалов лесоустройства 2003 года Кавголовского участкового лесничества, не относится к землям лесного фонда.
В заключении администрации муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 21.03.2018 (с приложенной выкопировкой фрагмента карты «Изменения в генеральный план муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области функциональных зон поселения), выкопировки из генерального плана муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области(представленной по запросу суда) следует, что земельный участок с кадастровым номером № отнесен к территории, применение функционального/территориального зонирования на которой возможно только после вынесения судебного решения об отнесении данной территории к одной из категорий земель.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое в части постановление правительства Ленинградской области от 28.12.2017 №635 принято уполномоченным органом в рамках предоставленных ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, ч.6.1 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ, ст.1 областного закона от 07.07.2014 №45-оз полномочий и в установленной форме.
Так как информация о проведении публичных слушаний была в установленном порядке опубликована, информационные материалы размещены в установленном порядке, публичные слушания в населенных пунктах проведены, протоколы составлены, а сводное заключение о публичных слушаниях составлено, подписано главой муниципального образования и опубликовано, то суд считает, что процедура проведения публичных слушаний по обсуждению вопроса о внесении изменений в генеральный план муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области соблюдена в полной мере и соответствовала требованиям ст.28 ГрК РФ(в редакции, действующей на момент проведения публичных слушаний), Уставу муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (в редакции, действующей на момент проведения публичных слушаний), Положению «О публичных слушаниях на территории МО «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области», утвержденному решением совета депутатов названного муниципального образования от 26.11.2012 №41.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о нарушении процедуры проведения публичных слушаний в ходе судебного заседания не установлено.
Следовательно, в указанной части доводы административного истца являются несостоятельными, так как не соответствуют фактическим установленным обстоятельствам и собранным по делу доказательствам.
В тоже время постановление правительства Ленинградской области от 28.12.2017 №635 подлежит признанию недействующим в оспариваемой части по следующим основаниям.
Так, несмотря на отсутствие в текстовой части генерального плана муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, утвержденного решением совета депутатов названного муниципального образования от 01.04.2014 №17 указания о включении земельного участка с кадастровым номером № в границы населенного пункта, в ходе судебного разбирательства установлено и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что согласно указанному генеральному плану данный земельный участок был включен в границы населенного пункта г.п.Токсово.
Равно как установлено в ходе судебного разбирательства, что постановлением правительства Ленинградской области от 28.12.2017 №635 земельный участок с кадастровым номером № фактически исключен из границ населенного пункта г.п.Токсово (что отражено лишь в графической части изменений к генеральному плану без указания об этом в текстовой части изменений к генеральному плану) с отнесением к территории, применение функционального зонирования на которой возможно только после вынесения судебного решения об отнесении данной территории к одной из категорий земель (на картах данный участок отмечен штриховкой синего цвета без отнесения к какой-либо категории земель).
Между тем, статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, установившей содержание генерального плана поселения, не предусмотрена возможность при утверждении генерального плана при установлении границ населенного пункта оставлять неразрешенным вопрос о статусе какой-либо территории, равно как не предусмотрена и возможность нанесения дополнительных знаков и отметок относительно спорных территорий на картографических материалах генерального плана, что по существу может привести к неопределенности при применении положений генерального плана.
В связи с этим, отнесение земельного участка к указанной территории с неопределенным статусом и категорией земельного участка (в том числе и относительно границы населенного пункта) не соответствует требованиям ст.23 Градостроительного кодекса Российской Федерации и может привести к неоднозначному толкованию при применении положений генерального плана поселения.
О возможности и допустимости неоднозначного толкования содержания постановления правительства Ленинградской области от 28.12.2017 №635 свидетельствует и то обстоятельство, что в текстовой части изменений к генеральному плану отсутствует указание об исключении земельного участка с кадастровым номером № из границ населенного пункта г.п. Токсово, а в графической части изменений к генеральному плану фактически данный участок исключен из земель населенного пункта г.п.Токсово.
Кроме этого, в представленных в суд материалах по обоснованию изменений к генеральному плану в нарушение п.7 ч.7 ст.23 ГрК РФ также отсутствует указание об исключении земельного участка из границ населенного пункта г.п.Токсово.
Изложенное в совокупности свидетельствует и о неопределенности местонахождения названного земельного участка относительно границ населенного пункта г.п.Токсово.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 25 апреля 1995 г. N 3-П, от 15 июля 1999 г. N 11-П, от 11 ноября 2003 г. N 16-П и от 21 января 2010 г. N 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Таким образом, постановление правительства Ленинградской области от 28.12.2017 №635(в оспариваемой части) не соответствует ст.23 ГрК РФ и не отвечает общеправовому критерию формальной определенности, допускает неоднозначное толкование его содержания в оспариваемой части, носит неопределенный характер в той части, в которой определяет местоположение земельного участка с кадастровым номером № относительно границ г.п.Токсово.
Следовательно, постановление правительства Ленинградской области от 28.12.2017 №635(в оспариваемой части) не соответствует требованиям приведенного федерального законодательства и нарушает права административного истца.
С учетом изложенного, постановление правительства Ленинградской области от 28.12.2017 №635 (в оспариваемой части) подлежит признанию недействующим в части, в которой оно не позволяет достоверно определить местонахождение земельного участка с кадастровым номером № относительно границ населенного пункта г.п. Токсово.
Так как оспариваемый нормативный правовой акт применялся, то с учетом положений ст.215 КАС РФ суд считает, что постановление правительства Ленинградской области от 28.12.2017 №635 подлежит признанию недействующим (в указанной части) со дня вступления решения суда в законную силу.
Об обоснованности данного вывода свидетельствует и позиция заинтересованного лица Рослесхоза, изложенная в письменном возражении, из которой следует, что до устранения противоречий между данными ЕГРП и государственного лесного реестра без получения согласования в порядке ст.24 ГрК РФ, правительство Ленинградской области было не вправе утверждать изменения в генеральный план муниципального образования.
С учетом изложенного является обоснованным и суждение административного истца о том, что при утверждении изменений в генеральный план не были учтены положения ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ(в редакции Федерального закона от 29.07.2017 №280-ФЗ), так как при принятии изменений в генеральный план не устранены противоречия в порядке, предусмотренном данной федеральной нормой.
При этом, суд не может согласиться с доводом представителя правительства Ленинградской области о том, что в результате принятия оспариваемого постановления правительства Ленинградской области от 28.12.2017 №635 (в том числе и в оспариваемой части) границы населенных пунктов были приведены в соответствие с требованиями законодательства по следующим основаниям.
Как следует из представленных материалов, ни Рослесхоз, ни иные лица не обращались в органы местного самоуправления муниципального образования Токсовское городское поселение относительно изменения границ населенного пункта г.п.Токсово в связи с тем, что ряд включенных в границы участков относится к категории земель лесного фонда (в том числе и в отношении исключения из границ населенного пункта земельного участка, принадлежащего административному истцу). Необходимость внесения изменений в генеральный план, как следует из представленных справках о предложениях, пояснительной таблицы к проекту была обусловлена иными причинами.
По существу, Рослесхозом в сентябре 2017 года отказано в согласовании проекта изменений генерального плана не связи с тем, что предлагаемые изменения в генеральный план не соответствуют требованиям законодательства и допускают включения в границы населенных пунктов земель лесного фонда, а вследствие выявления ранее включенных (утвержденным в 2014 году генеральным планом) земель лесного фонда в границы населенного пункта (в том числе и в части земельного участка, принадлежащего административному истцу).
При этом, Рослесхоз не обращался в установленном порядке (ч.16 ст.24 ГрК РФ) в органы местного самоуправления муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области с заявлением о внесении изменений в генеральный план поселения в связи с нарушениями закона, допущенными при включении части лесных участков в границы населенных пунктов поселения.
Устранение же указанных выше нарушений при утверждении генерального плана путем внесения соответствующих изменений в генеральный план допустимо при условии выполнения требований ст.ст.23-25, 28 ГрК РФ, между тем как при вынесении постановления правительства Ленинградской области от 28.12.2017 №635(в оспариваемой части) требования ст.23 ГрК РФ не соблюдены.
Следует отметить, что Рослесхозом не оспаривалось и в судебном порядке решение совета депутатов муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 01.04.20114 №17 по основаниям необоснованного включения в границы населенных пунктов земель лесного фонда.
Кроме этого, в рамках настоящего административного дела доказательств, подтверждающих, что земельный участок с кадастровым номером № безусловно относится к землям лесного фонда Российской Федерации не представлено, а в ответе директора Всеволожского лесничества от 20.06.2018 напрямую указано, что данный участок не относится к землям лесного фонда Российской Федерации.
В остальной части доводы административных ответчиков и заинтересованных лиц комитета по природным ресурсам Ленинградской области, комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области, совета депутатов муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области основаны на неправильном толковании федеральных норм в данной сфере правового регулирования.
Так как оспариваемый нормативный правовой акт принят правительством Ленинградской области, а не администрацией муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, то суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в отношении административного ответчика администрации названного муниципального образования, привлеченной к участию в деле по инициативе административного истца (ч.4 ст.38, глава 21 КАС РФ).
Следовательно, в удовлетворении настоящего административного иска, предъявленного к административному ответчику администрации муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, надлежит отказать.
Так как оспариваемые административным истцом положения регионального нормативного правового акта относительно неясности местонахождения земельного участка административного истца применительно к границам населенного пункта судом признаны недействующими, то суд считает, что таким образом нарушенное право административного истца полностью восстановлено, так как согласно генеральному плану, утвержденному решением совета депутатов муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 01.04.2014 №17, названный земельный участок включен в границы населенного пункта г.п.Токсово.
Соответственно, по делу отсутствуют правовые основания для применения последствий, предусмотренных ст.216 КАС РФ.
Следовательно, в указанной части требований административного истца также надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 о признании недействующим постановления правительства Ленинградской области от 28 декабря 2017 года №635 «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области» (в части), об обязании принять новый нормативный правовой акт удовлетворить частично.
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление правительства Ленинградской области от 28 декабря 2017 года №635 «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области» в части, в которой оно не позволяет достоверно определить местонахождение земельного участка с кадастровым номером № относительно границ населенного пункта г.п. Токсово.
В удовлетворении требований к административному ответчику администрации муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области и в удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании правительства Ленинградской области.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ленинградский областной суд в Судебную коллегию по административнымделам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.Е.Морозкова
Решение в окончательной форме изготовлено 12 октября 2018 года