ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-129/20 от 26.11.2020 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 3а -129/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 ноября 2020 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего Феофиловой Л.В., при секретаре Окладниковой М.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Челябинской городской Думе о признании нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления противоречащим закону и недействующим в части,

установил:

ФИО1 обратился в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением к Челябинской городской Думе, в котором просит:

признать противоречащим федеральному закону и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Челябинской городской Думы от 09 октября 2012 года № 37/13 «Об утверждении Правил землепользования и застройки» муниципального образования «Челябинский городской округ» в части установления двух территориальных зон на карте градостроительного зонирования города Челябинска в границах земельного участка площадью 0,0793 га из земель населенных пунктов для эксплуатации индивидуального жилого дома с кадастровым номером <адрес> со следующими координатами:

Обозначение характерных точек границ

Координаты, МСК-74

Средняя квадратическая погрешность положения характерной точки (Mt), м

X

Y

1

2

3

4

возложить на Челябинскую городскую Думу обязанность опубликовать сообщение о решении суда на официальном сайте Челябинской городской Думы в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» и в газете «Внчерний Челябинск».

В обоснование заявленных требований указал, что является собственником жилого дома с кадастровым номером , расположенного по адресу: <...> (Новосинеглазово), д. 21. Им было подано заявление в Комитет градостроительства и архитектуры города Челябинска о предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под принадлежащим ему на праве собственности жилым домом. Распоряжением администрации г. Челябинска № 8849-г от 02 августа 2019 года было решено предварительно согласовать предоставление земельного участка из земель населенных пунктов площадью 0,0793 га., для эксплуатации индивидуального жилого дома по <адрес>; утвердить прилагаемую схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов (жилые территориальные зоны В. 1.1, зоны инженерной и транспортной инфраструктуры К.3.2) площадью 0, 0793 га., для эксплуатации индивидуального жилого дома по <адрес>.

В целях осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, ФИО1 обратился в Управление Росреестра по Челябинской области с соответствующим заявлением. Согласно уведомлению Управления Росреестра по Челябинской области от 07 октября 2019 года № 74-0-1-170/3036/2019-6587 осуществление государственного кадастрового учета вышеуказанного земельного участка приостановлено начиная с 07 октября 2019 года. При нанесении на дежурную кадастровую карту координат характерных точек границ образуемого земельного участка, было выявлено пересечение с территориальными зонами: В 1.1 «Жилые территориальные зоны усадебной и коттеджной индивидуальной жилой застройки», К 3.2 «Территориальные зоны инженерной и транспортной инфраструктур».

Решением Челябинской городской Думы от 09 октября 2012 года № 37/13 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Челябинский городской округ». Решение опубликовано на официальном сайте Челябинской городской Думы 12 октября 2012 года и в газете «Вечерний Челябинск», № 81 от 12 октября 2012 года и № 82 от 17 октября 2012 года.

Определениями Челябинского областного суда от 06 августа 2020 года, 02 сентября 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Росреестра по Челябинской области, администрация г. Челябинска и Управление по архитектурно-градостроительному проектированию (том 2 л.д. 42-45, 116-120).

Административный истец ФИО1. представитель административного истца Устинов С..В., действующий на основании доверенности от 23 марта 2020 года (том 1 л.д. 31), в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Представитель административного истца в хорде производства по делу на удовлетворении административных исковых требованиях настаивал.

Представитель административного ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности от 23 октября 2019 года (том 1 л.д. 93), в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражал.

В письменных возражениях на административное исковое заявление указал, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в порядке, установленном действующим законодательством. Истец является правообладателем объекта капитального строительства. Правовое регулирование градостроительной деятельности, осуществляемое в целях устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, согласно пункту 1 статьи 2 Градостроительного кодекса (далее – ГрК РФ), предусматривает необходимость соотнесения законных интересов лиц, основанных, в том числе, на существующем землепользовании, и интересов публичных образований, возникающих в ходе принятия градостроительных решений, обеспечивающих потребности общества в целом. Территориальное зонирование конкретизирует положение документов территориального планирования, в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначения территории, отнесенной к функциональным зонам. Документом территориального планирования муниципального образования является генеральный план. Генеральный план содержит карту функциональных зон городского округа. Генеральным планом г. Челябинска, утвержденного решением Челябинской городской думы от 30 декабря 2003 года, установлена функциональная зона «Застроенные территории с высокой долей озеленения», в границах которой расположен спорный объект капитального строительства. В соответствии с частью 8 статьи 36 ГрК РФ, на момент принятия генерального плана объект уже был предоставлен гражданину, и это не исключает возможности его использования без приведения в соответствие с градостроительным регламентом, установленным для соответствующей территориальной зоны. При подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Челябинска в 2012 году органы местного самоуправления руководствовались требованиями законодательства и действующим генеральным планом города Челябинска. На основании подпункта «а» пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж планировки, на котором отображаются красные линии. Красные линии, в границах которых находится оспариваемый объект капительного строительства, установлены документацией по планировке территории, утвержденной Постановлением Администрации г. Челябинска от 26 мая 2010 года № 163-п. Датой постановки на кадастровый учет объекта капитального строительства, принадлежащего административному истцу, является 10 декабря 2011 года. Соответственно, сначала была принята планировка территории, обозначены красные линии, далее были установлены координаты объекта капитального строительства, потом все вышеназванные данные перенесли в Правила землепользования и застройки.

Вышеуказанный объект капитального строительства расположен в границах установленных красных линий на территории общего пользования и согласно пункта 2 части 4 статьи 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента на него не распространяется. Красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц от территорий, находящихся в собственности физических и юридических лиц.

Согласно части 4 статьи 30 ГрК РФ, Правилами землепользования и застройки устанавливаются границы территориальных зон, которые должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением участков, которые могут пересекать границы территориальных зон. Таким исключением являются, в том числе, земельные участки, образуемые для размещения линейных объектов – автомобильных дорог.

Пункт 2 части 4 статьи 36 ГрК РФ гласит, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования. Таким образом, земельный участок, образованный для автомобильной дороги, может пересекать границы территориальных зон.

Учитывая, что административный истец обратился за образованием земельного участка в 2020 году, при этом земельный участок под принадлежащим истцу жилым домом до настоящего времени не сформирован, то органы местного самоуправления на момент подготовки и утверждения оспариваемого нормативного правового акта не могли соотнести границы устанавливаемых территориальных зон и границы вышеуказанного земельного участка (том 1 л.д. 85-92).

Представитель заинтересованных лиц администрации г. Челябинска и Управления по архитектурно-градостроительному проектированию г. Челябинска ФИО4, действующая на основании доверенностей от 10 февраля 2020 года (том 2 л.д. 229), и от 10 февраля 2020 года (том 2 л.д. 230), в судебном заседании административные исковые требования полагала не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что административный истец не лишен права инициировать вопрос о внесении изменений в Правила землепользования и застройки во внесудебном порядке.

В письменных возражениях указала, что постановлением администрации г. Челябинска от 12 августа 2015 года №154-п утверждена документация по планировке территории (проект планировки с проектом межевания территории) в границах улиц: Челябинская, ФИО5, Южная (проект), Заводская в Советском районе г. Челябинска, в границах которой расположен жилой дом административного истца. Жилой дом частично расположен в границах красных линий улицы Южная (проект). Принимая во внимание, что срок строительства ул. Южная (проект) не определен, а также во избежание нарушения прав третьих лиц, образование земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования в проекте планировки не предусмотрено. Процедура утверждения проекта планировки с проектом межевания соблюдена.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Челябинский городской округ», утвержденными решением Челябинской городской Думы от 09 октября 2012 № 37/13 (далее - Правила), улица Южная (проект) расположена в территориальной зоне инженерной и транспортной инфраструктур (основные улицы в застройке) К.3.2. В силу действия части 4 статьи 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.

Частью 8 статьи 36 ГрК РФ установлено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом.

Согласно части 6 статьи 1 ГрК РФ градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а согласно части 11 статьи 1 Градостроительного кодекса красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории. Таким образом, Правилами не определяются границы территорий общего пользования.

Внесение изменений в Правила осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 33 ГрК РФ (том 2 л.д. 258-259).

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Челябинской области при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принимал.

В письменном мнении указал, что осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, находящегося в двух территориальных зонах, невозможно. Изменение сведений о границах территориальной зоны должно быть произведено таким образом, чтобы образуемый земельный участок располагался только в одной территориальной зоне (том 2, л.д. 124-126).

Учитывая наличие сведений о надлежащем извещении не явившихся участников процесса суд определил рассматривать дело в их отсутствие.

Заслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора прокуратуры Челябинской области, полагавшего административные исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС Российской Федерации) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частью 1 статьи 24 ГрК РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Статья 31 ГрК РФ определяет порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки.

Согласно статье 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.

В силу пункта 1 статьи 24 Устава города Челябинска (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), Челябинская городская Дума является представительным органом города Челябинска и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения города Челябинска в соответствии с федеральным законами, законами Челябинской области и Уставом (том 1 л.д. 112-153).

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 26 Устава города Челябинска к полномочиям Челябинской городской Думы относится утверждение генерального плана города Челябинска, правил землепользования и застройки города Челябинска.

Решением Челябинской городской Думы от 09 октября 2012 года № 37/13 утверждены Правила землепользования и застройки» муниципального образования «Челябинский городской округ» (далее – Правила) (том л.д. 177-183).

Решение Челябинской городской Думы от 09 октября 2012 года № 37/13 «Об утверждении Правил землепользования и застройки» муниципального образования «Челябинский городской округ» опубликовано на официальном сайте Челябинской городской Думы http://www.chelduma.ru 12 октября 2012 года, в газете «Вечерний Челябинск», выпуск № 81, от 12 октября 2012 года, а также в сборнике правовых актов Челябинской городской Думы четвертого созыва, № 37 (часть 3), от 09 октября 2012 года (том 2 л.д. 70-73).

В соответствии с требованиями статей 24, 30 и 31 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта генерального плана, правил землепользования и застройки и внесения изменений осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц. Протокол публичных слушаний, заключение о результатах публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой администрации городского округа в представительный орган местного самоуправления городского округа.

Постановлением Главы города Челябинска от 16 апреля 2012 года № 24-ПГ назначены публичные слушания по проекту Правил землепользования и застройки в городе Челябинске.

Вышеуказанное постановление опубликовано в газете «Вечерний Челябинск» от 20 апреля 2012 года (том 1 л.д. 25).

Согласно протоколу публичных слушаний и заключению о результатах публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки в городе Челябинске, публичные слушания признаны состоявшимися. С учетом протоколов заседаний комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки в городе Челябинске от 26 июня 2012 года № 10 и от 13 июля 2012 года № 11 рекомендовано внести предложение в Челябинскую городскую Думу утвердить проект Правил землепользования и застройки в городе Челябинске.

Заключение опубликовано в газете «Вечерний Челябинск» от 27 июля 2012 года (том 2 л.д. 27).

В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Регламента Челябинской городской Думы утвержденного решением Челябинской городской Думы от 04 июня 2010 года № 14/7 заседания городской Думы правомочны (кворум), если в них участвуют не менее пятидесяти процентов от числа избранных депутатов городской Думы.

Согласно пункту 1 статье 95 Регламента Челябинской городской Думы утвержденного решением Челябинской городской Думы от 04 июня 2010 года № 14/7 решение вопроса относительным большинством голосов считается принятым, если «за» подано большее число голосов, чем «против», а при голосовании альтернативных предложений, кроме того, «за» подано большее число голосов, чем за любое другое альтернативное предложение.

Как следует из протокола тридцать седьмого заседания Челябинской городской Думы от 09 октября 2012 года (том 2 л.д. 51-69), на заседании присутствовало 30 человек из 35 избранных депутатов городской Думы.

На заседании обсуждался вопрос «Об утверждении Правил землепользования и застройки» муниципального образования «Челябинский городской округ» и о признании утратившими силу отдельных решений Челябинской городской Думы». «За» проголосовали – 30 человек, против – 0.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что решение Челябинской городской Думы от 09 октября 2012 года № 37/13 «Об утверждении Правил землепользования и застройки» муниципального образования «Челябинский городской округ» принято представительным органом в установленной форме, с соблюдением процедуры принятия, включая проведение публичных слушаний и опубликования.

В соответствии с частью 1 статьи 30 ГрК РФ, правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Градостроительный кодекс РФ определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны (пункты 8, 9 части 1 статьи 1 ГрК РФ).

Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), отражающая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ). При этом границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон.

В части 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ также содержится требование о принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником жилого дома, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым номером (том 1 л.д. 12).

ФИО1 обратился в Комитет градостроительства и архитектуры города Челябинска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и присвоении адреса объекту адресации.

02 августа 2019 года администрацией г. Челябинска вынесено распоряжение № 8849 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и присвоении адреса объекту адресации», согласно которому, административному истцу предварительно согласовано предоставление земельного участка из земель населенных пунктов (жилая территориальная зона В.1.1, зона инженерной и транспортной инфраструктур К.3.2) площадью 0,0793 га для эксплуатации индивидуального жилого дома по ул. Северной, 21, (Новосинеглазово) в Советском районе города Челябинска; утверждена предлагаемая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов (жилая территориальная зона В.1.1, зона инженерной и транспортной инфраструктур К.3.2) площадью 0,0793 га для эксплуатации индивидуального жилого дома по ул. Северной, 21, (Новосинеглазово) в Советском районе города Челябинска (том 1 л.д. 18).

Уведомлением Управления Росреестра по Челябинской области от 21 января 2020 года № 74-0-1-170/3036/2019-6587 в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка отказано в связи с тем, что часть земельного участка пересекает границы территориальной зоны В 1.1 «Жилые территориальные зоны усадебной и коттеджной индивидуальной жилой застройки» (том 2 л.д. 35-36).

Исходя из положений пункта 2 статьи 1, части 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).

Согласно материалам дела, жилой дом по адресу: <адрес> построен в 1950-м году, первичная инвентаризация произведена 28 июля 1958 года, органами технического учета составлен план земельного участка по указанному адресу (том 1 л.д. 51-64).

ФИО1 является собственником жилого дома на основании договора дарения от 26 октября 1995 года (том 1 л.д. 11)

Согласно пункту 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ границы территориальных зон должны устанавливаться с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

Анализ данной нормы в совокупности и системном единстве с иными положениями градостроительного законодательства, в том числе пунктами 1 и 3 части 1 статьи 30, пунктами 2 и 3 части 1 статьи 34 ГрК РФ, свидетельствуют, что исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела существующее землепользование административным ответчиком при принятии оспариваемого нормативного правового акта учтено не было.

Как следует из Правил (в редакции, действующей на момент возникновения правоотношения), в отношении территориальной зоны К 3.2 (основные улицы в застройке) установлены административные регламенты. К основным видам разрешенного использования отнесены: улично-дорожная сеть; коммунальное обслуживание; предоставление коммунальных услуг; благоустройство территории; связь; оказание услуг связи; обеспечение деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях; стоянки транспорта общего пользования; обеспечение внутреннего правопорядка. Вспомогательных и условно-разрешенных видов использования нет (том 1 л.д. 233-246).

Собственники зданий, сооружений в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3, пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ имеют исключительное право на приобретение земельных участков, на которых расположены данные здания, сооружения, в собственность или в аренду без проведения торгов.

Статьей 7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса).

Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.

Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами (пункт 4 статьи 85 Земельного кодекса).

Как установлено в судебном заседании, земельный участок по адресу:, <...> (Новосинеглазово), д. 21, также как и расположенный на нем жилой дом с кадастровым номером , расположены в двух территориальных зонах (том 2, л.д. 39, том 3, л.д. 1).

Нахождение жилого дома и земельного участка в двух территориальных зонах, на которые Правилами землепользования и землеустройства распространено действие градостроительного регламента, в рамках действующего правового регулирования означает сохранение неопределенности правового режима объектов недвижимости, что ограничивает право административного истца на использование их по назначению.

В силу пункта 3 части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны, в том числе подтверждать факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Представитель административного ответчика в ходе производства по делу ссылался на отнесение части земельного участка, находящегося в зоне К 3.2 к территории общего пользования, предназначенной для размещения линейного объекта (автомобильной дороги), в связи с чем в силу пункта 3 части 4 статьи 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента на него не распространяется.

Для целей градостроительной деятельности под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 ГрК РФ). Существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые границы территорий общего пользования) и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, обозначаются красными линиями.

Согласно пункту 12 статьи 88 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования могут включаться в состав различных территориальных зон.

Следовательно, территория общего пользования не является территориальной зоной, определение в документах градостроительного зонирования территории общего пользования, в том числе в связи с планируемым размещением в ее границах автомобильной дороги, не влечет установление в отношении такой территории самостоятельной территориальной зоны и градостроительного регламента.

Доводы представителя административного ответчика о прохождении рядом с земельным участком газопровода судом во внимание не принимаются, поскольку каких-либо доказательств, имеющих значение для рассматриваемого дела, связанных с наличием газопровода, в материалы дела не представлено. При этом представитель заинтересованных лиц в судебном заседании пояснил, что наличие газопровода было учтено при утверждении схемы расположения земельного участка.

Утверждение документации по планировке территории в месте нахождения земельного участка значения не связано с его отнесением к двум территориальным зонам.

С учетом выявленного отнесения земельного участка к двум территориальным зонам без учета требований Градостроительного кодекса Российской Федерации и с нарушением названных выше принципов законодательства о градостроительной деятельности, Правила землепользования и застройки в этой части подлежат признанию недействующими.

В судебном заседании установлено, что земельный участок, предназначенный для эксплуатации принадлежащего административному истцу жилого дома образован на основании Распоряжения администрации г. Челябинска от 02 августа 2019 года № 8849-г в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ, на кадастровый учет не поставлен в связи с его нахождением в двух территориальных зонах.

Принимая во внимание утверждение администрацией г. Челябинска схемы расположения земельного участка, в целях исполнимости решения суда, суд считает возможным указать координаты земельного участка, в отношении которого положения Правил подлежат признанию недействующими.

В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъясняется, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу.

Учитывая, что Правила землепользования и застройки применялись до вынесения настоящего решения суда, решение Челябинской городской Думы от 09 октября 2012 года № 37/13 в оспариваемой части следует признать не действующим и не подлежащим применению со дня вступления в силу настоящего решения суда.

В соответствии с частью 4 статьи 215 КАС Российской Федерации, согласно решению Челябинской городской Думы от 17 декабря 2019 года № 5/26 «О порядке опубликования (размещения) муниципальных правовых актов города Челябинска» решение суда, или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в газете «Вечерний Челябинск» и «Сборнике правовых актов Челябинской городской Думы» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу

На основании изложенного, руководствуясь статьями 174-180, 215 КАС Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать противоречащим федеральному закону и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Челябинской городской Думы от 09 октября 2012 года № 37/13 «Об утверждении Правил землепользования и застройки» муниципального образования «Челябинский городской округ» в части установления двух территориальных зон на карте градостроительного зонирования города Челябинска в границах земельного участка площадью 0,0793 га из земель населенных пунктов для эксплуатации индивидуального жилого дома с кадастровым номером <адрес> со следующими координатами:

Обозначение характерных точек границ

Координаты, МСК-74

Средняя квадратическая погрешность положения характерной точки (Mt), м

X

Y

Обязать Челябинскую городскую Думу опубликовать решение суда, или сообщение о его принятии в газете «Вечерний Челябинск» и «Сборнике правовых актов Челябинской городской Думы» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий Л.В. Феофилова

Мотивированное решение изготовлено 01 декабря 2020 года