ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1307/20 от 05.10.2020 Московского областного суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 октября 2020 года г. Красногорск,

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Вердияна Г. В.,

при секретаре Кехтер А. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1307/2020 по административному исковому заявлению фио об оспаривании действий ФГБУ «Федеральная фио Росреестра» по Московской области,

у с т а н о в и л:

фиофиофио обратился в суд с административным иском об оспаривании бездействия ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области (далее также Кадастровая палата) и в его обоснование указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район.

Постановлением администрации сельского поселения Клементьевское Можайского муниципального района от 5 декабря 2011 года был изменен вид разрешённого использования земельного участка с сельскохозяйственного производства на дачное строительство. Кадастровая палата внесла изменения в сведения ЕГРН о виде первоначально разрешённого использования земельного участка «сельскохозяйственное производство». В связи с изменением вида разрешённого использования земельного участка величина кадастровой стоимости земельного участка была установлена в размере 42 069 712 рублей.

Постановлением главы сельского поселения Клементьевское Можайского муниципального района Московской области от 22 марта 2013 № 82-П отменено постановление главы сельского поселения Клементьевское от 5 декабря 2011 года № 340-П об изменении вида разрешенного использования земельного участка, согласно которому принадлежащему административному истцу земельному участку возвращен ранее установленный вид разрешённого использования «сельскохозяйственное производство».

Однако по состоянию на 1 января 2014 года величина кадастровой стоимости земельного участка в размере 42 069 712 рублей не была пересчитана с учётом актуального вида разрешенного использования,

По обращению собственника земельного участка, получившего налоговую претензию на 2015-2017 годы, кадастровая палата исправила допущенную ошибку и определила кадастровую стоимость земельного участка на 29 мая 2013 года в размере 504 640 рублей, но указала дату ее применения с 12 февраля 2018 года, в то время как данная кадастровая стоимость объекта подлежала применению с 29 мая 2013 года по 31 декабря 2018 года, что влечёт безосновательное налоговое бремя на административного истца.

После неоднократного уточнения требований, административный истец просит суд:

- признать незаконным бездействие Кадастровой палаты, выразившееся в неопределении и невнесении в государственный кадастр недвижимости новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номер <данные изъяты>, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, при внесении в государственный кадастр недвижимости 29 мая 2013 года сведений об изменении вида разрешённого использования земельного участка;

- обязать Управление Росреестра по Московской области внести в ЕГРН сведения о стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, позволяющие установить, что с 29 мая 2013 года по 31 декабря 2018 года для предусмотренных законодательством целей применяется кадастровая стоимость данного земельного участка в размере 504 640 рублей.

Представителем административного ответчика – Кадастровая палата принесены письменные возражения на заявленный административный иск.

Кадастровая палата указывает, что согласно записям, содержащимся в Реестре объектов недвижимости, 29 мая 2013 года по результатам рассмотрения постановления главы сельского поселения Клементьевское Можайского муниципального района Московской области от 22 марта 2013 № 82-П «Об отмене постановления главы сельского поселения Клементьевское от 05 декабря 2011 № 340-П «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков», филиалом в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> осуществлен кадастровый учет изменений в сведениях о виде разрешенного использования с «дачное строительство» на «для сельскохозяйственного производства».

В 2013 году на территории Московской области проводились очередные работы по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель Московской области, по состоянию на 1 января 2013 года в Реестре содержались сведения о виде разрешенного использования Земельного участка - «дачное строительство».

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка содержатся в распоряжении Министерства экологии и природопользования Московской области от 26 ноября 2013 года № 564-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области» (далее - Распоряжение № 564-РМ), вступившего в силу 26 ноября 2013 года. Кадастровая стоимость земельного участка утверждена Распоряжением № 564-РМ в размере 42 069 712 рублей.

Указанные сведения в автоматизированном порядке внесены Кадастровой палатой в Реестр 6 декабря 2013 года.

Определение кадастровой стоимости земельных участков в случаях предусмотренных статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 135-ФЗ), осуществлялось Кадастровой палатой на основании Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года № 222 (далее - Методические указания, утратили силу 1 марта 2019 года), в соответствии с утвержденными результатами государственной кадастровой оценки земель.

Положениями пункта 2.4 Методических указаний установлено, что в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.

При этом срок, в течение которого необходимо актуализировать сведения о кадастровой стоимости (осуществить пересчет по пункту 2.4 Методических указаний), законодательно не определен.

В связи с отсутствием возможности в автоматизированной информационной системе «Государственный кадастр недвижимости» произвести пересчет кадастровой стоимости земельных участков по основаниям, предусмотренным положениями пункта 2.4 Методических указаний, пересчет осуществлялся Кадастровой палатой в рамках обращений заинтересованных лиц, запросов о предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, а также по результатам проверочных мероприятий в отношении сведений о характеристиках объектов недвижимости, содержащихся в Реестре, осуществляемых Филиалом в рамках текущей деятельности.

Положениями пункта 2.6 Методических указаний установлено, что в случае изменения площади земельного участка или его вида разрешенного использования, или перевода земельного участка из одной категории в другую, или отнесения земельного участка к определенной категории земель кадастровая стоимость такого земельного участка определяется на дату внесения сведений об изменении указанных характеристик земельного участка в Реестр.

В рамках рассмотрения обращения ФИО1 от 20 декабря 2017 года № ОГ/08549д во исполнение положений пункта 2.4 Методических указаний, Кадастровой палатой был осуществлен пересчет кадастровой стоимости Земельного участка.

Указанные сведения о кадастровой стоимости внесены в Реестр 12 февраля 2018 года, с указанием даты определения – 29 мая 2013 года и даты применения с 12 декабря 2018 года.

В соответствии с положениями Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 года № 943, сведения вносятся в ЕГРН в соответствии с очередностью их поступления в Филиал с указанием в качестве даты внесения, фактической даты осуществления действия по внесению в ЕГРН таких сведений.

При этом порядок применения сведений о кадастровой стоимости для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, учитывает различные даты применения кадастровой стоимости в зависимости от случаев определения кадастровой стоимости.

Внесение в ЕГРН сведений о ретроспективной дате применения кадастровой стоимости положениями статьи 24.20 Федерального закона 135-ФЗ (в редакции, действовавшей до 11 августа 2020 года) предусмотрен только для случаев изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суда, а также при исправлении и технической ошибки в сведениях ЕГРН о кадастровой стоимости.

В связи с указанным административный ответчик - Кадастровая палата указывает, что применительно к кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 504 640 руб., рассчитанной согласно положениям пункта 2.4 Методических указаний, предусмотренные законодательством основания для внесения в Реестр ретроспективной даты применения у Филиала отсутствуют.

Кадастровая палата просит суд в удовлетворении заявленных фио административных исковых требований отказать.

Представитель административного истца фио в судебном заседании полностью поддержал заявленные требования.

Представитель административного ответчика – фиофио в судебном заседании дала пояснения, соответствующие направленным суду письменным возражениям.

Привлеченные к участию в деле в качестве соответчика – Управление Росреестра по Московской области и заинтересованного лица – Министерство имущественных отношений по Московской области не обеспечили участие в деле представителей, свое отношение к заявленным требованиям не высказали. Дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц.

Заслушав объяснения представителей административных истца и ответчика, исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 39 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Отношения, возникшие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации на период 2013 года регулировались Федеральным законом № 135-ФЗ.

Согласно статье 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ, в соответствующей редакции, при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Согласно статье 2 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон о государственной кадастровой оценке) кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Определение кадастровой стоимости осуществляется при государственной кадастровой оценке.

Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) сведения о фио стоимости объекта недвижимости являются дополнительными сведениями об объекте недвижимого имущества и вносятся в кадастр недвижимости.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о государственной кадастровой оценке определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

В силу части 3 указанной статьи датой определения кадастровой стоимости в таких случаях является день, по состоянию на который в ЕГРН внесены сведения, являющиеся основанием для определения кадастровой стоимости в соответствии со статьей 16 Закона о государственной кадастровой оценке.

Согласно части 4 статьи 18 Закона о государственной кадастровой оценке сведения о кадастровой стоимости, полученные в соответствии со статьей 16 названного Федерального закона, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения такой кадастровой стоимости в соответствии со статьей 16 Закона о государственной кадастровой оценке.

В соответствии с положениями статьи 17 Закона о государственной кадастровой оценке, орган регистрации прав в течение двадцати рабочих дней со дня получения сведений о кадастровой стоимости, но не позднее 1 января года, следующего за годом определения кадастровой стоимости, определенной в результате проведения государственной кадастровой оценки или в порядке, предусмотренном статьями 16, 19, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона, осуществляет внесение в ЕГРН таких сведений.

Из системного анализа указанных норм следует, что действующее законодательство не наделяет органы государственной регистрации какими-либо функциями по изменению кадастровой стоимости объекта недвижимости. Данными полномочиями на период возникновения правоотношений была наделена Кадастровая палата.

В 2013 году на территории Московской области проводились очередные работы по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель Московской области, в соответствии с положениями Федерального закона № 135-ФЗ.

Перечень объектов для проведения указанных работ был сформирован по состоянию на 1 января 2013 года.

По состоянию на 1 января 2013 года в Реестре содержались сведения о виде разрешенного использования Земельного участка - «дачное строительство».

С 1 января 2017 года, за исключением отдельных положений, вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ.

В соответствии со ст. 3 Закона № 218 государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляется уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти и его территориальными органами. Согласно новому Закону № 218 проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее должен исключительно Росреестр и его территориальные органы. Таким органом в Московской области является Управление Россреестра по Московской области.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона № 218 отдельные полномочия органа регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в п.п. 2-4 части 3 настоящей статьи, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение. В соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18.10.2016 № П/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии отдельными полномочиями органа регистрации прав» на территории региона осуществляет филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области (далее - Филиал). Основной задачей Филиала является ведение и предоставление сведений из государственного кадастра недвижимости на территории области. Филиал также реализует полномочия Росреестра в Московской области по оказанию государственных услуг в сфере регистрации прав сделок с недвижимостью и предоставления сведений из Единого государственного реестра прав и сделок с недвижимостью.

В связи с вышеизложенным в качестве административного ответчика по делам об оспаривания действий (бездействия) органа регистрации прав должно выступать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом, административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район (л. д. 7).

Постановлением администрации сельского поселения Клементьевское Можайского муниципального района от 5 декабря 2011 года № 340-П был изменен вид разрешённого использования земельного участка с сельскохозяйственного производства на дачное строительство (л. д. 71-72).

Кадастровая палата внесла изменения в сведения ЕГРН о виде первоначально разрешённого использования земельного участка «сельскохозяйственное производство», в связи с изменением вида разрешённого использования земельного участка величина кадастровой стоимости земельного участка была установлено в размере 42 069 712 рублей (л. д. 12).

Постановлением главы сельского поселения Клементьевское Можайского муниципального района Московской области от 22 марта 2013 № 82-П отменено постановления главы сельского поселения Клементьевское от 5 декабря 2011 года № 340-П об изменении вида разрешенного использования земельного участка, согласно которому принадлежащему административному истцу земельному участку возвращен ранее установленный вид разрешённого использования «сельскохозяйственное производство» (л. д. 61).

Однако по состоянию на 1 января 2014 года величина кадастровой стоимости земельного участка в размере 42 069 712 рублей, вопреки приведенным правовым положениям, не была пересчитана с учётом актуального вида разрешенного использования,

По обращению собственника земельного участка, получившего налоговую претензию на 2015-2017 годы, Кадастровая палата исправила допущенную ошибку и определила кадастровую стоимость земельного участка на 29 мая 2013 года в размере 504 640 рублей, но указала дату ее применения с 12 февраля 2018 года, в то время как данная кадастровая стоимость объекта подлежала применению с 29 мая 2013 года по 31 декабря 2018 года (л. д. 17).

Таким образом, в результате бездействия Кадастровой палаты, кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего административному истцу, до исправления допущенной ошибки оставалась в размере 42 069 712 рублей исходя из вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, на административного истца возложена безосновательное налоговое бремя в завышенном размере.

В связи с изложенным, суд находит бездействие Кадастровой палаты подлежащим признанию незаконным и соответственно, возложить обязанность на надлежащий орган – Управление Росреестра по Московской области внести в ЕГРН сведения о стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 504 640 рублей в целях применения с 29 мая 2013 года по 31 декабря 2018 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 177, 178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление фио удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области, выразившееся в невнесении в ЕГРН 29 мая 2013 года одновременно с изменением вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, «под дачное строительство» на «земли сельскохозяйственного производства» сведения о его кадастровой стоимости, соответствующие актуальному виду разрешённого использования.

Обязать Управление Росреестра по Московской области внести в ЕГРН сведения о стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 504 640 рублей в целях применения с 29 мая 2013 года по 31 декабря 2018 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Текст мотивированного решения составлен 19 октября 2020 года.

Судья Г.В. Вердиян