Дело № 3а-130/2021
55OS0000-01-2021-000109-54
Строка стат. отчета 3.010
Омский областной суд
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Кондратенко Е.В.
с участием прокурора Никульшиной Е.В.
при секретаре Зварич Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 июня 2021 года в Омске административное дело по административному исковому заявлению Главного управления лесного хозяйства Омской области к Совету Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области о признании недействующим в части Устава Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района,
установил:
Решением Совета Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области от 29 ноября 2005 года № 17 был принят Устав Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области. На основании решения Совета Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области № 18 от 29 марта 2018 года в пункт 19 статьи 4 Устава были внесены изменения.
Согласно пункту 19 стать 4 Устава Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области к вопросам местного значения городского поселения относится в том числе организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах Исилькульского городского поселения.
23 мая 2018 года решение № 18 от 29 марта 2018 года опубликовано в номере 1/10 Исилькульского муниципального вестника.
Главное управление лесного хозяйства Омской области обратилось в Омский областной суд с административным иском о признании недействующим Устава Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района, принятого решением Совета Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области от 29 ноября 2005 года № 17 в части пункта 19 статьи 4, которым к вопросам местного значения городского поселения отнесена организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах Исилькульского городского поселения. Полагает, что Устав в названной части не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно статьям 7, 23, 81-83 Лесного кодекса РФ, части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 – ФЗ в редакции от 9 ноября 2020 года, Федеральному закону от 27 мая 2014 года № 136 – ФЗ «О внесении изменений в статью 14 ФЗ № 131 - ФЗ», Приказу Рослесхоза № 290 от 27 июня 2007 года «О создании и определении границ лесничеств в Омской области», Лесному плану Омской области, Лесохозяйственному регламенту Исилькульского лесничества. Полномочия, отнесенные оспариваемыми положениями Устава к вопросам местного значения городского поселения, являются избыточными и нарушающими права административного истца, поскольку создают условия для предоставления лесного участка (колков) с угрозой их уничтожения по решению органа, не наделенного компетенцией в области лесных отношений. Названные функции в соответствии с положениями Лесного кодекса РФ переданы Главному управлению лесного хозяйства Омской области. 30 марта 2021 года административный истец обратился к административному ответчику с предложением об исключении избыточных полномочий муниципального органа, однако получил отказ в письменной форме со ссылкой на положения пункта 19 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131 - ФЗ.
В судебном заседании представитель административного истца Денисюк Д.Г. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Ведерникова Н.В. возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве (том 2 л.д. 38-40, 68-70, 73-75).
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного истца не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают в том числе полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.
В систему муниципальных правовых актов входит, в том числе, устав муниципального образования, который является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования (части 1 и 2 статьи 43 Федерального закона N 131-ФЗ).
При этом, согласно положениям части 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Из содержания пункта 1 части 1 статьи 17, пункта 1 части 10 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ следует, что принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
В соответствии со статьей 44 Федерального закона N 131-ФЗ, уставом муниципального образования регулируются вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 2).
Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях, в которых полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан, - населением непосредственно на сходе граждан (часть 3).
Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования (часть 5).
В соответствии со статьей 16 Устава Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области структуру органов местного самоуправления городского поселения составляет в том числе Совет городского поселения, в компетенцию которого входит принятие Устава городского поселения и внесение в него изменений и дополнений (пункт 1 части 1 статьи 18 Устава).
Частью 2 статьи 35 Устава предусмотрено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
В силу абзаца 1 части 3 статьи 35 Устава, официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в Исилькульском муниципальном вестнике.
В судебном заседании установлено, что Устав Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области принят большинством в две трети голосов oт установленной численности депутатов Совета городского поселения, путем проведения публичных слушаний.
Решением Совета Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области № 18 от 29 марта 2018 года «Об утверждении изменений в Устав Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области» пункт 19 части 4 Устава Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области изложен в новой редакции (том 1 л.д. 236 - 237).
Изменения в Устав зарегистрированы Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области 17 мая 2018 года за государственным регистрационным номером RU 555061012018002.
23 мая 2018 года Решение Совета Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области № 18 от 29 марта 2018 года официально опубликовано в номере 1/10 Исилькульского муниципального вестника (том 1 л.д. 238-239).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в предусмотренной форме и с соблюдением порядка его опубликования.
Пунктом 19 статьи 4 Устава установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах Исилькульского городского поселения (том 1 л.д. 16-19).
По мнению представителя административного истца, названные положения в части отнесения к вопросам местного значения городского поселения приведенных выше полномочий нарушают права административного истца и противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Оценивая соответствие оспариваемых административным истцом положений Устава Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации от Российской Федерации переданы, в том числе, полномочия по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
В соответствии с Положением о Главном управлении лесного хозяйства Омской области, утвержденным Указом Губернатора Омской области от 26 декабря 2007 года № 143, Главное управление лесного хозяйства Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим переданные отдельные государственные полномочия Российской Федерации и полномочия органа исполнительной власти Омской области в области лесных отношений, в том числе в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на землях лесного фонда, расположенных на территории Омской области.
Таким образом, полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на землях лесного фонда, расположенных на территории Омской области, наделено Главное управление лесного хозяйства Омской области.
Между тем, в силу части 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальный правовой акт не должен противоречить, в том числе, настоящему Федеральному закону.
Вопросы местного значения, которые отнесены к полномочиям городского поселения, регламентированы частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно пункту 19 части 1 статьи 14 названного закона, к полномочиям городского поселения относится, в том числе, организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Таким образом, оспариваемые положения Устава Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области полностью воспроизводят положения Федерального закона. Следовательно, пункт 19 части 4 Устава Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области соответствует нормативно-правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не может рассматриваться как нарушающий права и законные интересы административного истца.
Ссылки представителя административного истца в обоснование заявленных требований на часть 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, являются ошибочными, поскольку названные положения закрепляют вопросы местного значения сельского поселения.
Доводы административного истца о том, что на территории Исилькульского городского поселения не имеется лесов и поселение не является собственником лесных участков, правового значения по настоящему административному делу не имеют, поскольку оспариваемые положения проверяются судом на предмет соответствия нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку судом установлено соответствие пункта 19 статьи 4 Устава Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, административный иск Главного управления лесного хозяйства Омской области к Совету Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области о признании недействующим в указанной части Устава Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 175-180, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
р е ш и л:
Административное исковое заявление Главного управления лесного хозяйства Омской области к Совету Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области о признании недействующим Устава Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района, принятого Советом Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области в части пункта 19 статьи 4, которым к вопросам местного значения городского поселения отнесена организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах Исилькульского городского поселения, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Омского областного суда Е.В. Кондратенко
Мотивированное решение составлено 9 июля 2021 года.