ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-130/2022 от 11.05.2022 Тульского областного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 мая 2022 года город Тула

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Мельничук О.В.,

с участием прокурора Тульской областной прокуратуры Лазукиной О.Г.,

при секретаре Глебове А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-130/2022 (№ 3а-540/2021) по административному иску Никитина Д.В. к Собранию представителей муниципального образования Заокский район Тульской области, администрации муниципального образования Заокский район о признании недействующими в части Генерального плана муниципального образования Страховское Заокского района, в редакции изменений, утвержденных решением Собрания представителей муниципального образования Заокский район Тульской области № 51/4 от 25 июня 2021 года, и Правил землепользования и застройки муниципального образования Страховское Заокского района, в редакции изменений, утвержденных постановлением администрации муниципального образования Заокский район № 788 от 28 июня 2021 года,

у с т а н о в и л:

решением Собрания депутатов муниципального образования Страховское Заокского района от 27.05.2011 года № 23/3 утвержден Генеральный план муниципального образования Страховское Заокского района.

Данное решение подписано Главой муниципального образования Страховское Заокского района и вступило в силу со дня официального опубликования.

Решениями Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 14.03.2013 №48/1, от 06.06.2016 года № 42/235 в названный Генеральный план муниципального образования Страховское Заокского района внесены изменения.

Решением Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 25.06.2021 года № 51/4 «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования Страховское Заокского района» внесены изменения в названный Генеральный план, который утвержден в составе: текстовая часть: «Положение о территориальном планировании» Том 1; «Материалы по обоснованию» Том 2 (Приложение№1). Графическая часть: карта границ населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов); карты зон с особыми условиями использования территорий; карта зон с особыми условиями использования территорий и территорий, подверженных риску возникновения ЧС природного и техногенного характера; карта планируемого размещения объектов местного значения; карта функциональных зон (Приложение №2), а также протокол публичных слушаний (приложение № 3), заключение о результатах публичных слушаний (приложение № 4) и сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения (приложение №5).

Указанное решение подписано Главой муниципального образования Заокский район, вступило в силу со дня официального опубликования.

Текст документа опубликован в общественно-политической газете «Заокский вестник», а также на официальном сайте муниципального образования Заокский район.

Решением Собрания депутатов муниципального образования Страховское Заокского района от 26.12.2012 года № 44/2, опубликованным в общественно-политической региональной газете «Заокский вестник», утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования Страховское Заокского района.

Решениями Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 06.06.2016 года № 42/236, от 11.11.2016 года № 45/260, 24.03.2017 года № 51/288 в указанные Правила землепользования и застройки внесены изменения.

Постановлением администрации муниципального образования Заокский район от 28.06.2021 №788 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Страховское Заокского района» внесены изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования Страховское Заокского района, утверждены: текстовая часть «Внесение изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Страховское Заокского района Тульской области» (приложение № 1); графическая часть: карта градостроительного зонирования и карта градостроительного зонирования с зонами с особыми условиями использования территорий (приложение № 2), карты зон с особыми условиями использования территорий (приложение №3 и №4), а также протокол публичных слушаний (приложение № 5), заключение о результатах публичных слушаний (приложение № 6) и сведения о границах территориальных зон (приложение №7).

Указанное постановление подписано заместителем Главы администрации муниципального образования Заокский район, вступило в силу со дня официального опубликования.

Текст документа опубликован в общественно-политической газете «Заокский вестник», а также на официальном сайте муниципального образования Заокский район.

Никитин Д.В. обратился в Тульский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующими решения Собрания представителей муниципального образования Заокский район Тульской области № 51/4 от 25 июня 2021 года о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования Страховское Заокского района, а также постановления администрации муниципального образования Заокский район № 788 от 28 июня 2021 года о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Страховское Заокского района в части отнесения принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером к категории - земли сельскохозяйственного назначения, к функциональной зоне сельскохозяйственного использования, территориальной зоне иные зоны сельскохозяйственного назначения.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником земельного участка <данные изъяты>. На данном земельном участке расположен жилой дом с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м.

Принадлежащий ему земельный участок с кадастровым номером образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м, относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для жилищного строительства.

До принятия оспариваемых актов спорный земельный участок имел вид разрешенного использования – для индивидуальной жилой застройки, входил в состав населенного пункта.

В соответствии с Генеральным планом муниципального образования Страховское Заокского района, в редакции изменений, утвержденных решением Собрания представителей муниципального образования Заокский район Тульской области № 51/4 от 25 июня 2021 года, и Правилами землепользования и застройки муниципального образования Страховское Заокского района, в редакции изменений, утвержденных постановлением администрации муниципального образования Заокский район № 788 от 28 июня 2021 года, земельный участок административного истца был исключен из границ населенного пункта д.Тяпкино муниципального образования Страховское Заокского района и отнесен к землям категории сельскохозяйственного назначения.

Изложенное, как указывает административный истец, нарушает его права и законные интересы, поскольку затрудняет дальнейшее использование земельного участка по назначению; произошло уменьшение стоимости земельного участка, так как он был исключен из земель населенных пунктов и изменены функциональная и территориальная зоны; нарушено право самостоятельно определять вид разрешенного использования и категорию, принадлежащего ему земельного участка; он (Никитин Д.В.) оказался лишен благ цивилизации, а также лишен возможности зарегистрировать право собственности на построенный жилой дом; не может получить разрешение на строительство нового дома на принадлежащем ему земельном участке.

Административный истец полагает, что в оспариваемой части Генеральный план и Правила землепользования и застройки противоречат ст.304 ГК РФ, ст.ст. 9, 10, 23, п.2 ч.1 ст.26, ч.4 ст.37 ГрК РФ, абз.2 п.2 ст.7, п.3 ст.8 ЗК РФ, п.1 ст.2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

В судебное заседание административный истец Никитин Д.В. не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца Никитина Д.В. по доверенности и по ордеру адвокат Буланцева О.А. в судебном заседании заявленные уточненные требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика Собрания представителей муниципального образования Заокский район Тульской области по доверенности Мацюк Ю.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, полагая, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты административными ответчиками в пределах полномочий с соблюдением процедуры принятия, введения в действие, федеральному законодательству не противоречат и права не нарушают, в связи с чем в удовлетворении административного иска просила отказать.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Заокский район в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом.

Суд, руководствуясь ч. 5 ст. 213 КАС РФ, счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав представителей административного истца Никитина Д.В. по доверенности и по ордеру адвоката Буланцеву О.А., административного ответчика Собрания представителей муниципального образования Заокский район Тульской области по доверенности Мацюк Ю.С., исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора Лазукиной О.Г., полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Никитин Д.В. является собственником земельного участка <данные изъяты>. На данном земельном участке расположен жилой дом.

Указанный земельный участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м, относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для жилищного строительства.

Земельный участок с кадастровым номером поступил в собственность административного истца в соответствии с договором дарения земельного участка без строений на нем от ДД.ММ.ГГГГ, заключённым между Никитиным ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Никитиным Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В соответствии с Генеральным планом муниципального образования Страховское Заокского района, в редакции изменений, утвержденных решением Собрания представителей муниципального образования Заокский район Тульской области № 51/4 от 25 июня 2021 года, и Правилами землепользования и застройки муниципального образования Страховское Заокского района, в редакции изменений, утвержденных постановлением администрации муниципального образования Заокский район № 788 от 28 июня 2021 года, принадлежащий административному истцу земельный участок отнесен к функциональной зоне - зона сельскохозяйственного использования, к территориальной зоне – иные зоны сельскохозяйственного использования (СХ3).

Как указал административный истец, он лишен возможности надлежащим образом оформить право собственности на указанный жилой дом, а также построитель еще один дом на данном земельном участке.

Физические и юридические лица, правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены, вправе оспорить решения об утверждении правил землепользования и застройки, генерального плана в судебном порядке (часть 4 статьи 32, часть 15 статьи 24 ГрК РФ).

В силу положений части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Таким образом, Никитин Д.В. является субъектом отношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, согласно статье 72 Конституции Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить названному Кодексу.

В соответствии со статьями 8, 24, 32 ГрК РФ, части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 и частям 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генерального плана и правил землепользования и застройки сельского поселения, которые являются документом градостроительного зонирования муниципального образования, относится к вопросам местного значения соответствующего муниципального района. Генеральный план и правила землепользования и застройки сельского поселения утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления муниципального района.

По общему правилу, правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления или, если это предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности, местной администрацией (ч. 1 ст. 32 ГрК РФ).

В силу ст. 8.2 ГрК РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В силу ст.20-1 Закона Тульской области от 29 декабря 2006 года № 785-ЗТО «О градостроительной деятельности в Тульской области» правила землепользования и застройки и внесенные изменения в правила землепользования и застройки утверждаются местной администрацией поселения, городского округа.

Согласно статьям 1, 2, пункту 1.14 статьи 5 Устава муниципального образования Заокский район, к вопросам местного значения муниципального образования Заокский район, в состав которого входит сельское поселение Страховское Заокского района, относится утверждение схем территориального планирования муниципального образования, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования документации по планировке территории.

В силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, за исключением вопросов, находящихся в исключительной компетенции данных органов.

Как следует из положений статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 20, 26, 28 Устава муниципального образования Заокский район, Собрание представителей муниципального образования Заокский район является представительным органом муниципального образования, принимает акты по вопросам, отнесенным к его компетенции в виде решений, которые вступают в законную силу со дня их подписания, а решения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в средствах массовой информации.

В силу ст.29 Устава муниципального образования Заокский район глава администрации муниципального образования Заокский район в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Тульской области, настоящим Уставом и нормативными правовыми актами Собрания представителей муниципального образования Заокский район, издает постановления администрации муниципального образования Заокский район по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования Заокский район федеральными законами и законами Тульской области, а также распоряжения администрации муниципального образования Заокский район по вопросам организации работы администрации муниципального образования Заокский район.

Согласно ст.31 Устава муниципального образования Заокский район муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления (далее – соглашение), считается первая публикация его полного текста в общественно-политической газете «Заокский вестник».

Для официального опубликования (размещения) муниципального правового акта или соглашения также используется портал Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф, регистрация в качестве сетевого издания: Эл. №ФС77-72471 от 05.03.2018). В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта на портале Министерства юстиции Российской Федерации, объемные графические и табличные приложения к нему в общественно-политической газете «Заокский вестник» могут не приводиться.

Официальным обнародованием муниципального правового акта или соглашения считается первое размещение его полного текста на информационных стендах на территории муниципального образования, в местах, определенных решением Собрания представителей муниципального образования.

Способ доведения муниципального правового акта, соглашения до сведения граждан указывается в принятом муниципальном правовом акте, соглашении.

Муниципальные правовые акта, соглашения могут также размещаться на официальном сайте муниципального образования в информационно-коммуникационной сети «Интернет».

Решением Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 08.11.2011 года № 29/223 общественно-политическая газета «Заокский вестник» является официальным печатным изданием органов местного самоуправления муниципального образования Заокский район для опубликования муниципальных правовых актов и иных документов органов местного самоуправления муниципального образования Заокский район.

Решение Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 25.06.2021 года № 51/4 «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования Страховское Заокского района» опубликовано в общественно-политической газете «Заокский вестник» №26 (10696) от 30.06.2021, постановление администрации муниципального образования Заокский район от 28.06.2021 №788 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Страховское Заокского района» опубликовано в общественно-политической газете «Заокский вестник» №27 (10697) от 07.07.2021.

Довод представителя административного истца о том, что проекты Генерального плана и Правил землепользования застройки в полном объеме не были опубликованы в общественно-политической газете «Заокский вестник» не может быть принят во внимание.

Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.

Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования), необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

Тот факт, что полный текст оспариваемых нормативных правовых актов не был опубликован в средствах массовой информации, не свидетельствует о нарушении порядка введения его в действие, поскольку в публикациях нормативных актов в газете «Заокский вестник» (от 30.06.2021 №26 (10696) и от 07.07.2021 № 27 (10697)) имеется ссылка о том, что приложения к данным нормативным актам размещены на официальном сайте администрации муниципального образования Заокский район, поскольку их полный текст представляет собой значительный объем. При таких обстоятельствах, суд считает, что информация о принятых актах была доведена до заинтересованных лиц надлежащим образом.

С учетом установленных обстоятельств, оспариваемые в части нормативные правовые акты были приняты в пределах полномочий административных ответчиков, опубликованы, надлежащим образом доведены до всеобщего сведения и вступили в законную силу в соответствии с федеральным законодательством и Уставом муниципального образования Заокский район.

Проверяя соблюдение процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов, суд также установил следующее.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ предусмотрено, что утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, а также внесения в него изменений определен статьей 24 ГрК РФ.

Как следует из положений статьи 24 ГрК РФ решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (ч.2), подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (ч.3), при наличии на территориях поселения, городского округа объектов культурного наследия в процессе подготовки генеральных планов в обязательном порядке учитываются ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия и статьей 27 настоящего Кодекса (ч.7), проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.8), заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана (ч.10), при подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса (ч.11), протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа (ч.12), представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением (ч.13), внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса (ч.17).

Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская изменение назначения территории, поскольку определяет стратегию градостроительного развития и условия формирования среды жизнедеятельности.

Постановлением администрации муниципального образования Заокский район «О подготовке проекта «Внесение изменений в генеральный план муниципального образования Страховское Заокского района» от 18.10.2016 № 1232 создана комиссия по подготовке проекта, утвержден состав комиссии, положение о порядке деятельности комиссии по подготовке проекта, порядок направления в комиссию по подготовке проекта предложений заинтересованных лиц, порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта.

Постановлением администрации муниципального образования Заокский район «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Заокский район от 18.10.2016 № 1232 «О подготовке проекта «Внесение изменений в генеральный план муниципального образования Страховское Заокского района» от 30.12.2019 №1788 создана комиссия по подготовке проекта «Внесение изменений в генеральный план муниципального образования Страховское Заокского района и утвержден ее состав.

Статьей 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации регламентирована процедура проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, которая, в том числе состоит из: оповещения о начале публичных слушаний; размещения проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытия экспозиции или экспозиций такого проекта; проведения экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях; проведения собрания или собраний участников публичных слушаний; подготовки и оформления протокола публичных слушаний; подготовки и опубликования заключения о результатах публичных слушаний (часть 5 указанной статьи).

На основании распоряжения главы администрации муниципального образования Заокский район «О назначении публичных слушаний по обсуждению проекта «Внесение изменений в генеральный план муниципального образования Страховское Заокского района» от 17.11.2020 № 270-р осуществлено оповещение населения о начале публичных слушаний по обсуждению проекта внесения изменений в Генеральный план МО Страховское (размещено на официальном сайте муниципального образования Заокский район 24.11.2020 и опубликовано в газете «Заокский вестник» №48 (10665) от 25.11.2020), публичные слушания назначены на 23.12.2020 в 14:00.

В соответствии с требованиями части 8 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект внесения изменений в Генеральный план прошел процедуру обязательного согласования, что следует из протокола №4 заседания Градостроительного совета Тульской области от 19.11.2020.

Проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, и информационные материалы к нему были размещены на официальном сайте муниципального образования Заокский район 20.11.2020.

Проведение экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, проходило в здании администрации муниципального образования Заокский район по адресу: р.п. Заокский, пл. Ленина, д. 96, каб. 14 с 25.11.2020 по 22.12.2020 (включительно) в рабочие дни с 10.00 до 16.00.

Публичные слушания проведены 23.12.2020 в 14:00, того же числа подготовлен протокол публичных слушаний 23.12.2020.

На основании протокола публичных слушаний по обсуждению проекта «Внесение изменений в генеральный план муниципального образования Страховское Заокского района» от 23.12.2020 организатор публичных слушаний осуществил подготовку заключения о результатах публичных слушаний по обсуждению указанного проекта.

На основании п.2.5 Положения о проведении публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования Заокский район, утверждённого решением Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 27.09.2019 №22/2, заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов и размещается на официальном сайте.

Заключение о результатах публичных слушаний по обсуждению проекта «Внесение изменений в генеральный план муниципального образования Страховское Заокского района» от 24.12.2020 опубликовано в газете «Заокский вестник» от 30.12.2020 № 53 (10670) и размещено на официальном сайте муниципального образования Заокский район 30.12.2020.

25.06.2021 Собранием представителей муниципального образования Заокский район принято решение №51/4, в Генеральный план муниципального образования Страховское Заокского района внесены изменения. Решение размещено на официальном сайте муниципального образования Заокский район 02.07.2021, в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования fgistp.economy.gov.ru 30.06.2021, опубликовано в общественно-политической газете «Заокский вестник» №26 (10696) от 30.06.2021.

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ). Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).

При этом пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации и включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (части 7, 8 статьи 31), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (часть 9 статьи 31), направление проекта главе муниципального образования, принятие последним решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (часть 10, 11 статьи 31), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31, статьи 5.1 и 28), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31); обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний (часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32); правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, который по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с заключением о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по указанному проекту, за исключением случаев, если утверждение правил землепользования и застройки осуществляется местной администрацией в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности. Утвержденные правила землепользования и застройки подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (статья 32); внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 названного Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является, в частности, несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (статья 33).

Постановлением администрации муниципального образования Заокский район от 26.08.2019 № 982 «О подготовке проекта «Внесение изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования Страховское Заокского района» создана комиссия по подготовке проекта, утвержден состав комиссии, положение о порядке деятельности комиссии по подготовке проекта, порядок направления в комиссию по подготовке проекта предложений заинтересованных лиц, порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта; постановление опубликовано в газете «Заокский вестник» № 37 (10602) от 11.09.2019.

На основании указанного постановления администрации осуществлено оповещение населения о начале публичных слушаний по обсуждению проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки МО Страховское (решение опубликовано в общественно политической газете «Заокский вестник» от 25.11.2020 №48 (10665), размещено на сайте муниципального образования Заокский район 27.11.2020). Проект был размещен на официальном сайте муниципального образования Заокский район 20.11.2020, экспозиция проходила в здании администрации муниципального образования Заокский район по адресу: р.п. Заокский, пл. Ленина, д. 96, каб. 14 с 25.11.2020 по 22.12.2020 (включительно) в рабочие дни с 10.00 до 16.00.

Публичные слушания проведены 23.12.2020 в 14:00, того же числа подготовлен протокол.

На основании протокола публичных слушаний по обсуждению проекта «Внесение изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования Страховское Заокского района» от 23.12.2020 организатор публичных слушаний осуществил подготовку заключения о результатах публичных слушаний по обсуждению проекта «Внесение изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования Страховское Заокского района». Заключение о результатах публичных слушаний по обсуждению проекта «Внесение изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования Страховское Заокского района» от 24.12.2020 опубликовано в общественно политической газете «Заокский вестник» от 30.12.2020 №53 (10670) и размещено на официальном сайте муниципального образования Заокский район 30.12.2020.

Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение об утверждении правил землепользования и застройки (в случае принятия нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации об утверждении правил землепользования и застройки местной администрацией), о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 16 ст.31 ГрК РФ, а так же ст.20-1 Закона Тульской области от 29.12.2006 № 785-ЗТО «О градостроительной деятельности в Тульской области» постановлением администрации муниципального образования Заокский район №788 от 28.06.2021 внесены изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования Страховское Заокского района.

Постановление размещено на официальном сайте муниципального образования Заокский район 29.06.2021, в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования fgistp.economy.gov.ru 30.06.2021, в местах официального обнародования муниципальных правовых актов муниципального образования Заокский район, что подтверждается справкой от 29.06.2021 №11-21/5143, опубликовано в общественно - политической газете «Заокский вестник» № 27 (10697) от 07.07.2021.

В силу п.3.2 Положения о проведении публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования Заокский район, утверждённого решением Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 27.09.2019 №22/2, срок проведения публичных слушаний по проекту генерального плана (в том числе по внесению изменений в генеральный план) со дня оповещения жителей муниципального образования Заокский район об их проведении до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний составляет не менее одного месяца и не более трех месяцев.

Согласно п.4.2 решения Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 17.10.2019 №23/3 «О внесении изменений в решение Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 27.09.2019 №22/2 «Об утверждении Положения о проведении публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования Заокский район» срок проведения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки (в том числе по внесению изменений в правила землепользования и застройки) со дня оповещения жителей муниципального образования Заокский район об их проведении до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний составляет не менее одного и не более трех месяцев со дня опубликования такого проекта.

Оповещение о проведении публичных слушаний жителей по внесению изменений в Генеральный план муниципального образования Страховское Заокского района размещено на официальном сайте муниципального образования Заокский район и опубликовано в газете «Заокский вестник» №48 (10665) от 25.11.2020, заключение о результатах публичных слушаний по обсуждению опубликовано в газете «Заокский вестник» № 53 (10670) 30.12.2020; оповещение населения о начале публичных слушаний по обсуждению проекта внесения изменений в Правила пользования и застройки МО Страховское опубликовано в газете «Заокский вестник» №48 (10665) от 25.11.2020, заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в общественно политической газете «Заокский вестник» №53 (10670) от 30.12.2020, то есть более чем через месяц со дня оповещения жителей о проведении публичных слушаний и по внесению изменений в Правила землепользования и застройки и по внесению изменений в Генеральный план муниципального образования Страховское.

С учетом изложенного, довод административного истца о том, что не были соблюдены сроки проведения публичных слушаний является не состоятельным.

Изложенное свидетельствует о том, что указанные нормативные правовые акты, оспариваемые административным истцом в части, приняты компетентными органами в пределах предоставленных им полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, порядок их принятия и правила введения в действие не нарушены.

Проверяя оспариваемые нормативные правовые акты на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе на принципе обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ). Пунктом 2 части 1 статьи 18 названного кодекса к документам территориального планирования муниципальных образований отнесены, в том числе, генеральные планы поселений.

Функциональными зонами являются зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (пункт 5 статьи 1 ГрК РФ).

Согласно статье 23 ГрК РФ генеральный план, в частности, содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.

Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает: сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны); характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (часть 4 статьи 23 ГрК РФ).

На карте планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа и карте функциональных зон поселения или городского округа соответственно отображаются планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: автомобильные дороги местного значения; иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

Согласно части 11 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет.

Из системного анализа названных положений ГрК РФ следует, что генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит долгосрочные ориентиры их развития. При этом действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при принятии генерального плана определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку генеральный план несет функцию определения назначения территории исходя из планов развития территории в целом и не направлен на фиксацию существующего положения.

В данном случае Генеральным планом установлена функциональная зона сельскохозяйственного использования.

Таким образом, само по себе установление названной функциональной зоны не противоречит приведенным нормам градостроительного законодательства, и планирование функциональной зоны на территории, в которую включен земельный участок, находящийся на праве собственности у административного истца, не нарушают прав и законных интересов последнего, как собственника недвижимого имущества.

Следует отметить, что в силу части 12 статьи 9 ГрК РФ, утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон (часть 12 статьи 9 ГрК РФ).

Правовой режим земельных участков, как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, определяется градостроительным регламентом территориальной зоны (часть 1 статьи 36 ГрК РФ), который утверждается в составе правил землепользования и застройки муниципального образования (пункт 3 части 2 статьи 30 ГрК РФ).

Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами (п. 2 ч. 3 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; определенных настоящим Кодексом территориальных зон; сложившейся планировки территории и существующего землепользования; планируемых изменений границ земель различных категорий; предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках; историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что земли по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для каждой категории целевым назначением. К числу самостоятельных категорий отнесены земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1 пункта 1).

Согласно пункту 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2 статьи 77 ЗК РФ).

Как следует из материалов дела, Никитин Д.В. является собственником земельного участка <данные изъяты>.

На данном земельном участке расположен жилой дом с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м.

Из материалов дела следует, что земельный участок, принадлежащий истцу, изначально являлся землями сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

Указанный земельный участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м, относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для жилищного строительства, на 34 земельных участка по заявке правообладателя ФИО, что следует из межевого плана.

Земельный участок с кадастровым номером поступил в собственность административного истца в соответствии с договором дарения земельного участка без строений на нем от ДД.ММ.ГГГГ, заключённым между ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Никитиным Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Постановлением главы администрации Заокского района Тульской области «О предоставлении земельных участков для организации крестьянского (фермерского) хозяйства» от 31.03.1992 №160/25 земельный участок площадью 6,2 га, в том числе пашня 5,6 га, пастбищ 0,6 га, кроме того в приусадебном фонде 0,29 га, предоставлен бесплатно ФИО, который был утвержден главой крестьянского (фермерского) хозяйства, ему (ФИО) постановлено выдать Государственный акт на право собственности на землю, зарегистрировать крестьянское (фермерское) хозяйство под названием «<данные изъяты>».

Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством на землю, бессрочного (постоянного) пользования землёй № от ДД.ММ.ГГГГ1992, а также свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия <данные изъяты>, копией указанного постановления.

Постановлением администрации Тульской области от 04.08.2009 №588 «О переводе земельных участков из одной категории в другую» постановлено включить в границы деревни Тяпкино муниципального образования Страховское Заокского района Тульской области для жилищного строительства земельный участок в границах, указанных в кадастровой выписке земельного участка <данные изъяты> (п.); перевести земельные участки, указанные в пунктах настоящего Постановления, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов (п.).

Судом установлено, что Генеральным планом, утвержденным решением Собрания депутатов муниципального образования Страховское Заокского района от 27.05.2011 года № 23/3, и Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Собрания депутатов муниципального образования Страховское Заокского района от 26.12.2012 года № 44/2, территория, на которой расположен земельный участок административного истца была отнесена к функциональной зоне сельскохозяйственного использования – фермерских хозяйств и территориальной зоне сельскохозяйственного назначения – фермерское хозяйство (СХ-5).

В соответствии с внесенными 06.06.2016 изменениями в Генеральный план и Правила землепользования и застройки (решение Собрания представителей муниципального образования Заокский район № 42/235 «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования Страховское Заокского района» и решение Собрания представителей муниципального образования Заокский район № 42/236 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Страховское Заокского района») земельный участок с кадастровым номером 71:09:010601:2820 отнесен к функциональной зоне – жилая зона (Ж), территориальная зона установлена Ж1 - зона застройки индивидуальными жилыми домами.

Согласно картам градостроительного зонирования и ограничений использования территории (приложение № 2), утвержденным решением Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 24.03.2017 года № 51/288, вышеуказанный земельный участок, расположенный в д. Тяпкино Заокского района, относится к территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1).

Решением Тульского областного суда от 26.01.2018, вступившим в законную силу, административное исковое заявление заместителя прокурора Тульской области к Собранию представителей муниципального образования Заокский район Тульской области о признании нормативных правовых актов недействующими в части удовлетворено, признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу:

- решение Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 06.06.2016 года № 42/235 «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования Страховское Заокского района» в части приложения № 2: карта границ населенных пунктов, карта функциональных зон, карта зон с особыми условиями и использования территории, карта ОКС местного значения, в части включения земельных участков, расположенных в д. Митино, д. Кошкино, д. Тяпкино Заокского района, в земли населенных пунктов, в функциональную зону – жилая зона (Ж);

- решение Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 24.03.2017 года № 51/288 «О внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования Страховское Заокского района» в части приложения № 2: карты градостроительного зонирования и карты ограничений использования территорий в части включения земельных участков, расположенных в д. Митино, д. Кошкино, д. Тяпкино Заокского района, в территориальную зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1).

Судом при рассмотрении указанного дела установлено, что Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» в список исторических памятников, подлежащих охране как памятники государственного значения, внесены дом Поленова Василия Дмитриевича, расположенный в деревне Поленово Заокского района, в доме – мемориальный музей В.Д. Поленова, а также могила Поленова В.Д. (1844-1927), расположенная в селе Бехово.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 января 1983 года № 5 «О мерах по дальнейшему сохранению и улучшению использования памятников и памятных мест Тульской и Калужской областей, связанных с жизнью и творчеством народного художника РСФСР В.Д. Поленова» Государственный музей-усадьба В.Д. Поленова преобразован в Государственный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д.Поленова. В границы Государственного историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д. Поленова включены территории Государственного музея-усадьбы В.Д. Поленова и прилегающих к ней земельных участков, ограниченных левым берегом реки Скнижки, правым берегом реки Оки от устья реки Скнижки до Беховского кладбища, территории Беховского кладбища, участка земли государственного лесного фонда площадью 13 гектаров, участка земли, ограниченного линией шоссе Поленово - Бехово, за исключением территории, занятой жилыми домами дома отдыха «Поленово». Тульскому и Калужскому облисполкомам поручено осуществить корректировку и утвердить до 1 марта 1983 г. в установленном порядке охранные зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта Государственного историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д. Поленова; обеспечить режим в зонах охраны музея-заповедника в строгом соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры».

В 1990 году Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 мая 1990 года № 161 музей был преобразован в Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, который Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года № 176 включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2014 года № 1583-р выявленный объект культурного наследия «Поленово», расположенный в Заокском районе Тульской области и Тарусском районе Калужской области, отнесен к объектам культурного наследия федерального значения и установлен вид указанного объекта – достопримечательное место.

Приказом Минкультуры России от 19 сентября 2014 года № 1637 «О регистрации объекта культурного наследия федерального значения «Поленово», расположенного в Тульской и Калужской областях, в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» объект культурного наследия федерального значения «Поленово», принятый на государственную охрану распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2014 года № 1583-р, зарегистрирован в Реестре и ему присвоен регистрационный номер 601430022720006.

Спорный земельный участок расположен в границах зоны охраняемого природного ландшафта, утвержденных решением Исполкома Тульского областного Совета народных депутатов от 14.06.1991 года № 9-235, а также в утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации от 30.09.2016 № 2221 границах территории объекта культурного наследия федерального значения – достопримечательное место «Поленово», расположенного по адресу: Тульская область, Заокский район и Калужская область Тарусский район. При этом на земельные участки, включенные в состав населенного пункта д.Тяпкино, распространяется режим Р-3, установленный названным приказом Минкультуры России, где строительство объектов капитального строительства не допускается, вне зависимости от вида разрешенного использования земельного участка.

С учетом изложенного, доводы представителя административного истца о том, что административными ответчиками нарушен порядок изменения категории земель и вида разрешенного использования, а также ссылка на постановление администрации Тульской области от 04.08.2009 №588 несостоятельны.

Как указано в части 1 статьи 34 ГрК РФ, правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Исходя из названных целей градостроительное зонирование может не соответствовать фактическому использованию объектов недвижимости и допускать изменение назначения территории.

Приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, расположенных на территории, правовой режим использования которой планируется к изменению в соответствии с документами градостроительного зонирования. Между тем градостроительное законодательство основывается на принципе обеспечения участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности и предусматривает правовые средства по согласованию частных и публичных интересов на всех этапах ведения такой деятельности.

Отнесение спорного земельного участка к территориальной зоне СХ-3, не исключает использование такого земельного участка на условиях, определенных частью 8 статьи 36 ГрК РФ и частью 4 статьи 85 ЗК РФ.

Поскольку по изложенным выше мотивам оспариваемые в части нормативные правовые акты не могут быть признаны не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают прав административного истца в указанных аспектах, в силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Никитина Д.В. к Собранию представителей муниципального образования Заокский район Тульской области, администрации муниципального образования Заокский район о признании недействующими в части Генерального плана муниципального образования Страховское Заокского района, в редакции изменений, утвержденных решением Собрания представителей муниципального образования Заокский район Тульской области № 51/4 от 25 июня 2021 года, и Правил землепользования и застройки муниципального образования Страховское Заокского района, в редакции изменений, утвержденных постановлением администрации муниципального образования Заокский район № 788 от 28 июня 2021 года, отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в установленном законом порядке в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий