Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
9 октября 2018 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Арсеньевой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1320/2018 по административному исковому заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самары, Администрации городского округа Самары об оспаривании нормативных правовых актов в части,
с участием прокурора Валюткиной С.Ш.,
представителя Департамента управления имуществом городского округа Самары ФИО2,
Администрации г.о. Самары ФИО3,
Администрации муниципального района Волжский Самарской области ФИО4,
у с т а н о в и л :
департамент управления имуществом городского округа Самары и допущенная к участию в деле в качестве административного соистца Администрация городского округа Самары обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просили признать недействующими с даты утверждения Генеральный план сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области, утверждённый решением собрания представителей сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области от 29 ноября 2013 года № 105, в части установления функциональной зоны П1 в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, а также Правила застройки и землепользования сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области, утверждённые решением собрания представителей сельского поселения Черноречье от 25 декабря 2013 года № 107, в части установления территориальной зоны П1 в отношении земельного участка с кадастровым номером №.
Требования обоснованы тем, что вышеуказанный земельный участок приобретен в собственность муниципального образования городской округ Самары на основании муниципального контракта купли-продажи земельного участка под строительство кладбища. Постановление о создании общественного муниципального кладбища вынесено Администрацией г.о. Самары от 31 мая 2013 года № 525. Генеральный план и Правила землепользования и застройки, утверждены после принятия администрацией г.о. Самары постановления, а также без учета существующего землепользования, что противоречит требованиям статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации и ограничивает права и законные интересы Администрации г.о. Самары на использование земельного участка для захоронений. За использование земельного участка не по целевому назначению Администрация привлекается к административной ответственности.
В судебном заседании представитель Департамента управления имуществом городского округа Самары ФИО2 и представитель Администрации г.о. Самары ФИО3 поддержали заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административных исковых заявлениях.
Собрание представителей сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области и привлеченная к участию в качестве заинтересованного лица Администрация сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Администрация сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Относительно заявленных требований Администрация муниципального района Волжский Самарской области представила письменные возражения, в которых сослалась на то, что по данным Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером № имеет вид разрешенного использования: для строительства производственно-складского комплекса «Рубежное», что явилось основанием при подготовке Генерального плана и Правил землепользования и застройки отнести территорию, занимаемую этим земельным участком, к функциональной зоне «Зона промышленного использования» (П) и территориальной зоне «П1 производственная зона». На момент разработки Генерального плана и Правил землепользования и застройки сведения о наличии постановления Администрации г.о. Самары об образовании общественного муниципального кладбища в органах местного самоуправления отсутствовали, в процессе публичных слушаний по проектам Генерального плана и правил землепользования и застройки предложений от органов местного самоуправления городского округа Самары не поступало. В санитарно-защитной зоне расположены земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №№, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, № с видом разрешенного использовании «для личного подсобного хозяйства», поставленные на кадастровый учет 8 июля 2013 года, на которых допускается строительство индивидуальных и блокированных жилых домов. Изменение зонирования земельного участка, предоставленного под кладбище, на зону специального назначения повлечет невозможность строительства жилых домов и нарушит права собственников земельных участков.
Представитель Администрации муниципального района Волжский Самарской области по доверенности ФИО4 поддержала доводы, изложенные в возражениях, и просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Негосударственное учреждение науки «Совет по комплексным правовым исследованиям», привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица, не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в письменных возражениях, направленных в суд, сослалось на то, что земельный участок с кадастровым номером № был отнесен в Правилах землепользования и застройки сельского поселения Черноречье к производственной зоне П1 в соответствии с видом его разрешенного использования.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные Департаментом управления имуществом городского округа Самары и Администрацией городского округа Самары требования следует удовлетворить частично.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131- ФЗ, пунктами 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Установлено, что решением собрания представителей сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области от 29 ноября 2013 года № 105 утверждён Генеральный план сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области.
Решением собрания представителей сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области от 25 декабря 2013 года № 107 утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области.
Указанные решения приняты уполномоченным органом и опубликованы в газете «Волжская новь»: решение об утверждении Генерального плана опубликовано 11 декабря 2013 года № 111 (7378), об утверждении Правил землепользования и застройки - 28 декабря 2013 года № 119 (7386).
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, правила землепользования и застройки - документом градостроительного зонирования ( пункт 2 части 1 статьи 18, пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Составной частью генерального плана в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации является карта функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия. Правилами землепользования и застройки предусматриваются территориальные зоны - зоны, для которых определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, сложившейся планировки территории и существующего землепользования (пункты 2, 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, муниципальному образованию городской округ Самара принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № площадью 347 246 кв. м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для строительства производственно-складского комплекса «Рубежное», расположенный по адресу: <адрес>, центральная часть квартала №. На государственный кадастровый учет он поставлен 29 февраля 2012 года.
В соответствии со сведениями информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального района Волжский названный земельный участок отнесён к функциональной зоне –зоне производственного использования (П1).
Согласно карте градостроительного зонирования сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области, разработанной в рамках Правил землепользования и застройки, земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне «П1 производственная зона».
Указанная зона предназначена для размещения производственных, коммунальных и складских объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду, размещения необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, установления санитарно-защитных зон объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.
Между тем, судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером № был приобретён в собственность муниципальным образованием городской округ Самары под строительство кладбища на основании муниципального контракта от 18 декабря 2012 года № 36.
Постановлением Администрации городского округа Самары от 31 мая 2013 года № 525 на указанном земельном участке создано общественное муниципальное кладбище городского округа Самары с присвоением ему наименования «Центральное» и с 1 июня 2013 года на указанном земельном участке разрешено погребение умерших.
Оспариваемые нормативные правовые акты в части установления функциональной зоны –зоны производственного использования (П1) и территориальной зоны «П1 производственная зона» в границах указанного земельного участка противоречат требованиям 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации), поскольку они приняты без учета существующего землепользования.
Доводы Администрации муниципального района Волжский Самарской области о том, что в санитарно-защитной зоне расположены земельные участки с видом разрешенного использовании «для личного подсобного хозяйства», поставленные на кадастровый учет, и изменение зонирования земельного участка на зону специального назначения повлечет невозможность строительства жилых домов и нарушит права собственников земельных участков, не могут быть приняты судом во внимание.
В соответствии с требованиями санитарных норм и правил в 2012 году открытым акционерным обществом «Волжский научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт по землеустройству» ОАО «ВолгоНИИгипрозем» был разработан проект организации санитарно-защитной зоны по земельному участку с кадастровым номером №, в котором содержится вывод о том, что указанный земельный участок может быть использован под возможное размещение кладбища. Земельные участки, расположенные в границах санитарно-защитной зоны в качестве огородов, не стоящие на кадастровом учете и у которых не установлены правообладатели, рекомендуется использовать согласно пункта 2.26 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для выращивания технических культур, не используемых для производства продуктов питания.
Экспертным заключением, выполненным ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» от 14 марта 2013 года подтверждено соответствие земельного участка под возможное размещение кладбища требованиям санитарных норм и правил.
В большинстве своем, земельные участки, на которые ссылается в своих возражениях заинтересованное лицо, поставлены на государственный кадастровый учет в июле 2013 года, после приобретения в собственность земельного участка под строительство кладбища.
В соответствии с заключением кадастрового инженера ФИО1 от 20 августа 2018 года границы земельного участка с кадастровым номером № установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, в границах санитарно-защитной зоны 500 метров жилые дома отсутствуют.
Доводы заинтересованного лица об отсутствии в органах местного самоуправления сведений о принятии Администрацией г.о. Самары постановления о создании кладбища, а также об отсутствии предложений со стороны органов местного самоуправления города Самары в ходе проведения публичных слушаний по проектам нормативных правовых актов, не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Нахождение земельного участка, занимаемого кладбищем, в производственной зоне не позволяет административному истцу изменить вид разрешенного использования земельного участка и использовать земельный участок в соответствии с его назначением, тем самым нарушаются права и законные интересы администрации г.о. Самары.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что Генеральный план сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области, утверждённый решением собрания представителей сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области от 29 ноября 2013 года № 105, в части установления функциональной зоны (зона производственного использования (П1) в отношении земельного участка с кадастровым номером №, а также Правила застройки и землепользования сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области, утверждённые решением собрания представителей сельского поселения Черноречье от 25 декабря 2013 года № 107, в части установления территориальной зоны (П1) производственная зона) в отношении земельного участка с кадастровым номером № следует признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р е ш и л :
Требования Департамента управления имуществом городского округа Самары и Администрации городского округа Самары удовлетворить частично.
Признать недействующим Генеральный план сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области, утверждённый решением собрания представителей сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области от 29 ноября 2013 года № 105, в части установления функциональной зоны (зона производственного использования (П1) в отношении земельного участка с кадастровым номером №, со дня вступления решения суда в законную силу.
Признать недействующими Правила застройки и землепользования сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области, утверждённые решением собрания представителей сельского поселения Черноречье от 25 декабря 2013 года № 107, в части установления территориальной зоны (П1) производственная зона) в отношении земельного участка с кадастровым номером №, со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.А.Родина