ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1320/20 от 21.10.2020 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

к делу <№...>а-1320/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«21» октября 2020 года <Адрес...>

Краснодарский краевой суд в составе:

председательствующего судьи: Бендюк А.К.

при секретаре судебного заседания: <ФИО>3

с участием:

- прокурора: <ФИО>4,

- представителя административного ответчика на основании доверенности <ФИО>5,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению <ФИО>1 к Совету муниципального образования город-курорт Анапа об оспаривании нормативных правовых актов органа местного самоуправления в части,

У С Т А Н О В И Л:

<ФИО>1 обратилась в суд с административным иском к Совету муниципального образования город-курорт Анапа об оспаривании нормативного правового акта местного самоуправления в части.

Административный истец просит суд признать недействующим со дня его принятия решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 14 ноября 2013 года <№...> «Об утверждении генерального плана городского округа город-курорт Анапа» с изменениями в части включения земельного участка общей площадью 1725 м2 с кадастровым номером <№...> по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, х. Н. Гостагайка, <Адрес...>, вид разрешенного использования: для ведения кролиководства, в производственную зону

Признать недействительным решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от <Дата ...><№...> «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа» с изменениями в части включения земельного участка общей площадью 1725 м2 с кадастровым номером <№...> по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, х. Н. Гостагайка, <Адрес...>, вид разрешенного использования: для ведения кролиководства, в производственную зону.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что оспариваемые нормативные правовые акты лишают ее возможности перевести находящееся на земельном участке с кадастровым номером <№...> административное здание из нежилого помещения в жилое, включение земельного участка в производственную зону нарушает действующее градостроительное законодательство и ее право на его использование.

В судебном заседании представитель административного ответчика на основании доверенности <ФИО>5 просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Прокурор <ФИО>6 в судебном заседании в заключении указала, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению.

Иные лица, участвующие в деле, не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы административного иска и отзыва, исследовав доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в полном объеме.

Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Как видно из материалов дела, административный истец ссылается на то, что оспариваемые нормативные правовые акты лишают их возможности использовать по назначению земельный участок с кадастровым номером 23:35:1205001:12, в отношении которого ими заключен договор аренды.

Проверяя полномочия Совета муниципального образования город-курорт Анапа на принятие оспариваемых нормативных правовых актов, а также соблюдение порядка публикации оспариваемых нормативных правовых актов, суд исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в том числе, подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;

утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;

утверждение правил землепользования и застройки поселений;

утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно п. 26 ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от <Дата ...> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить нормам градостроительного законодательства.

В соответствии со ст. 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

При наличии на территориях поселения, городского округа объектов культурного наследия в процессе подготовки генеральных планов в обязательном порядке учитываются ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия и статьей 27 настоящего Кодекса.

Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в ред. Федерального закона от <Дата ...> N 160-ФЗ)

Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана.

При подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса.

Протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.

Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением.

Согласно ст. 25 Устава муниципального образования город-курорт Анапа органом, наделенным полномочиями по утверждению генерального плана муниципального образования город-курорт Анапа, Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа является Совет муниципального образования город-курорт Анапа.

Таким образом, оспариваемые нормативно-правовые акты приняты органом местного самоуправления, имеющим полномочия на их принятие.

При этом, вступившим в законную силу решением Краснодарского краевого суда от <Дата ...>, принятым по административному исковому заявлению ООО "КавказАгро-2" об оспаривании решений Совета муниципального образования город-курорт Анапа от <Дата ...> N 404 "Об утверждении генерального плана городского округа города-курорта Анапа" и от <Дата ...> N 424 "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа" установлено, что оспариваемые решения Совета муниципального образования являются нормативными правовыми актами, принятыми уполномоченным органом местного самоуправления с соблюдением порядка принятия и обнародованными надлежащим образом.

В силу требований части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства РФ данное решение является преюдициальным при рассмотрении настоящего иска.

С учетом изложенного процедура подготовки и утверждения Генерального плана и Правил землепользования и застройки выполнена в соответствии с градостроительным законодательством.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа, утвержденными решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от <Дата ...><№...>, принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером 23:37:0709004:419 расположен в производственной зоне (П).

Данная зона предназначена для размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду, объектов управленческой деятельности, производственных объектов, складских объектов, объектов оптовой торговли, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов. Сочетание различных видов разрешенного использования недвижимости в единой зоне возможно только при условии соблюдения нормативных санитарных требований.

В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.

Функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.

Документами территориального планирования городских округов, согласно статьям 9,18 Градостроительного кодекса РФ, являются генеральные планы.

Генеральные планы городских округов содержат в себе карты функционального зонирования, которые в соответствии со статьями 1, 23 Градостроительного кодекса РФ определяют границы и функциональное назначение территории муниципального образования.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, территориальное планирование предполагает сочетание частных и публичных интересов и необходимость учета развития территорий при осуществлении градостроительной деятельности.

Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от <Дата ...> N 13-П; определениях от <Дата ...> N 2153-О, от <Дата ...> N 671-О, от <Дата ...> N 1453-О и от <Дата ...> N 443-О, Земельный кодекс Российской Федерации в порядке реализации положений статьи 9 (часть 1) и статьи 36 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации закрепляет в качестве основного принципа земельного законодательства принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Данный принцип земельного законодательства призван обеспечить эффективное использование и одновременно охрану земли как важнейшего компонента окружающей среды; этой же цели служат положения статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, возлагающие на собственников земельных участков обязанность использовать их в соответствии с разрешенным видом использования и целевым назначением.

Кроме того, согласно части 4 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в целях размещения объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 статьи 10 кодекса, объектов регионального значения, объектов местного значения и о предоставлении земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов, если размещение указанных объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 кодекса, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований, а также о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района в случае перевода земель или земельных участков, расположенных на межселенных территориях, из одной категории в другую).

С учетом изложенного, установление соответствующих видов функционального зонирования генеральным планом направлено на обеспечение возможности развития территории, а отсутствие обозначения объектов местного значения приведет к невозможности впоследствии изъятия указанных участков для муниципальных нужд и обеспечения населения гарантируемыми законодательством благоприятными условиями проживания.

Таким образом, установление функционального зонирования генеральным планом направлено на устойчивое развитие территории, соблюдение интересов жителей муниципального образования.

При этом, в силу части 12 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.

Правовой режим определяется градостроительными регламентами, которые включаются в правила землепользования и застройки.

Согласно части 11 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет.

Действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при принятии генерального плана городского округа определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку генеральный план несет функцию определения назначения территории, исходя из планов развития территории городского округа в целом, и не направлен на фиксацию существующего положения.

Тем самым, генеральный план как документ территориального планирования может не соответствовать фактическому использованию земельного участка, поскольку определяет перспективное развитие территории.

Отнесение административным ответчиком территории к определенной функциональной зоне само по себе не свидетельствует о нарушении прав граждан, в данном случае прав административного истца.

Кроме того, как указала <ФИО>1 в обоснование заявленных требований, оспариваемые нормативные правовые акты лишают ее возможности перевести находящееся на земельном участке с кадастровым номером 23:37:0709004:419 административное здание из нежилого помещения в жилое, включение земельного участка в производственную зону нарушает действующее градостроительное законодательство и ее право на его использование.

Однако вид разрешенного использования указанного земельного участка: для ведения кролиководства. Данный вид разрешенного использования не предполагает размещение жилых зданий, объектов индивидуального жилищного строительства.

При таких обстоятельствах несоответствия оспариваемых административными истцами нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно Градостроительному кодексу РФ, Земельному кодексу РФ, равно как и нарушений прав и законных интересов административного истца не установлено.

В связи с вышеизложенным, суд не находит правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований <ФИО>1.

Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований <ФИО>1 к Совету муниципального образования город-курорт Анапа об оспаривании решения Совета муниципального образования город-курорт Анапа от <Дата ...><№...> «Об утверждении генерального плана городского округа город-курорт Анапа» с изменениями в части включения земельного участка общей площадью 1725 м2 с кадастровым номером <№...> адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, х. Н. Гостагайка, <Адрес...>, вид разрешенного использования: для ведения кролиководства, в производственную зону, оспаривании решения Совета муниципального образования город-курорт Анапа от <Дата ...><№...> «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа» с изменениями в части включения земельного участка общей площадью 1725 м2 с кадастровым номером <№...> по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, х. Н. Гостагайка, <Адрес...>, вид разрешенного использования: для ведения кролиководства, в производственную зону отказать.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено <Дата ...>.

Судья: А.К. Бендюк

к делу <№...>а-1320/2020

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>