ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-133/18 от 25.01.2019 Московского областного суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Красногорск,

Московская область. 25 января 2019 года

Московский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Терещенко А.А.,

при секретаре Аррыковой Л.Д.,

с участием прокурора Ганцевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело <данные изъяты>а-2/2019 по административному исковому заявлению ДНТ «Бутово», ФИО1, ФИО2 о признании недействующим со дня принятия Постановления Правительства Московской области от 09 августа 2001 года № 259/28 «Об объявлении памятного места «Бутовский полигон» в Ленинском районе памятником истории регионального значения и утверждении границ его территории и зон охраны» в части утверждения вида объекта культурного наследия, установления границ объекта культурного наследия достопримечательного места «Бутовский полигон», границы земель историко-культурного назначения, его зон охраны, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зоны охраняемого природного ландшафта, а также режимов их содержания,

установил:

Административные истцы обратились в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия Постановления Правительства Московской области от 09 августа 2001 года № 259/28 «Об объявлении памятного места «Бутовский полигон» в Ленинском районе памятником истории регионального значения и утверждении границ его территории и зон охраны» в части утверждения вида объекта культурного наследия, установления границ объекта культурного наследия достопримечательного места «Бутовский полигон», границы земель историко-культурного назначения, его зон охраны, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зоны охраняемого природного ландшафта, а также режимов их содержания.

Пояснили, что Постановление Правительства МО «Об объявлении памятного места «Бутовский полигон» в Ленинском районе памятником истории регионального значения и утверждении границ его территории и зон охраны» от 09.08.2001г. № 259/28, а также его последующие изменения, установили границы территории памятника истории - памятного места «Бутовскиий полигон» (впоследствии именуемого объектом культурного наследия достопримечательным местом) как границы земель историко-культурного назначения, его зон охраны (охранной зоны, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и зоны охраняемого природного ландшафта) и режимы их содержания.

Приказом Минкультуры РФ №84918-р от 13.04.2017г. объекту культурного наследия определен вид – «достопримечательное место» и присвоен регистрационный <данные изъяты>.

По мнению административных истцов их права и законные интересы нарушаются оспариваемым нормативно-правовым актом.

Установленные границы Бутовского полигона частично совпали с землями общего пользования ДНТ «Бутово» кадастровый <данные изъяты>, предоставленными товариществу в 1957 году, а также полностью с земельным участком <данные изъяты>ФИО1 и ФИО2, кадастровый <данные изъяты>, в связи с чем ГУКН МО вынесены предписания о сносе объектов недвижимости истцов. В период 2001-2017 годов административные истцы не уведомлялись ответчиком о наличии каких-либо зон охраны, а также им, как собственникам земельных участков в границах объекта культурного наследия, не оформлялись паспорта на объекты культурного наследия.

Оспариваемые нормативные правовые акты нарушают права и законные интересы административных истцов, право собственности ДНТ «Бутово» на земли общего пользования, а также сооружения, газораспределительный пункт, дом правления и забор, ограждающий детский парк; право собственности административных истцов на их доли земель общего пользования, их земельный участок и незавершенный строительством объект - жилой дом.

Земли общего пользования ДНТ «Бутово» были выделены ему государством в 1957 году при образовании кооператива сотрудников КГБ общей площадью 57,5 га, впоследствии в 1960 году был утвержден Генеральный план застройки ДСК «Бутово». После новаций в российском законодательстве в 1992 году был утвержден новый Генеральный план застройки.

В 2011-2013гг. ФИО1 был построен жилой дом согласно пп.1 п.17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требовалось в случае строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства. Жилой дом является единственным жильем для семьи из семи человек ФИО1, в котором они постоянно проживают.

<данные изъяты> ГУКН МО была проведена внеплановая проверка по госнадзору за соблюдением режима использования земель и градостроительных регламентов (при этом градостроительный регламент не принят) в границах территории зон охраны объекта культурного наследия регионального значения - памятное место «Бутовский полигон» и по результатам составлен Акт.

<данные изъяты> ГУКН МО вынесено Предписание <данные изъяты> в отношении ДНТ «Бутово», которым установлено, что в нарушение ст. 5.1. №73-ФЗ построен забор, который указано демонтировать. Ст. 5.1. введена в действие <данные изъяты>, а забор построен в 2011 году на землях общего пользования, причем ограждает благоустроенную территорию детского парка товарищества, препятствует выгулу собак, антисоциальным происшествиям.

ФИО1 и ФИО2 при приобретении права собственности на свои доли земельных участков соответственно приобретали и долю в землях общего пользования согласно пп.6 п.1.ст. 19 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

<данные изъяты> ГУКН МО вынесены Предписания <данные изъяты>, <данные изъяты>, которыми установлено, что в нарушение ст.ст.5, 34 ФЗ от <данные изъяты><данные изъяты>-Ф3, ст. 11 Закона МО от <данные изъяты><данные изъяты> «Об объектах культурного наследия в МО», а также режима содержания охранной зоны памятника, установленного Постановлением П. МО от 09.08.2001г. <данные изъяты>, на охранной зоны построен 2-х этажный дом, и предписывается произвести его демонтаж (снос).

По мнению административных истцов, вид объекта культурного наследия «памятное место» (несуществующий вид объекта культурного наследия согласно ФЗ от 22.10.2014г. <данные изъяты>-Ф3) противоречит «достопримечательное место», установленному абзацем 8 статьи 3 ФЗ от 25.06.2002г. <данные изъяты>-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ»: «Достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы,... в том числе места захоронений жертв массовых репрессий».

Приказ Минкультуры РФ <данные изъяты>-р от 13.04.2017г. объекту культурного наследия определил вид – «достопримечательное место» в соответствие с федеральным законодательством. Однако, Постановлениями П. МО от 11.11.2015г. <данные изъяты>, от <данные изъяты><данные изъяты>, от <данные изъяты><данные изъяты> не учтены изменения федерального законодательства.

Пунктом 1 Постановления П. МО от 04.07.2017г. <данные изъяты> внесены изменения в границы территории, зон охраны, режимы содержания зон охраны достопримечательного места «Бутовский полигон».

Согласно п. 2 ст. 56.4 ФЗ от 25.06.02г. <данные изъяты>-Ф3 «В целях обеспечения сохранности предмета охраны достопримечательного места в границах территории достопримечательного места органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 3 статьи 5.1 настоящего Федерального закона, в соответствии с категорией историко-культурного значения данного объекта культурного наследия устанавливаются требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, ограничения использования лесов и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места, включая требования к видам разрешенного использования земельных участков, к хозяйственной деятельности на земельных участках в границах территории достопримечательного места».

Оспариваемые Постановления утверждены в отсутствии Акта об утверждении предмета охраны достопримечательного места «Бутовский полигон».

Предметом охраны достопримечательного места являются его градостроительные, геологические, ландшафтные, объемно-пространственные, планировочные, архитектурно-стилистические характеристики, ценные элементы застройки и благоустройства, совместные творения человека и природы, объекты, представляющие интерес с точки зрения архитектуры, истории, археологии, этнологии и экологии, функциональное назначение и мемориальное значение указанного достопримечательного места, согласно п.1 ст.56.4 ФЗ от <данные изъяты><данные изъяты>-Ф3.

Отсутствуют утвержденные предметы охраны памятников, не поставлены на учет в госреестр памятники на территории объекта культурного наследования в нарушение п.4.ст.56.4 ФЗ от <данные изъяты><данные изъяты>-Ф3 «Требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места не распространяются на земельные участки в границах территорий памятников или ансамблей, расположенных в границах территории достопримечательного места, и должны обеспечивать сохранность таких памятников или ансамблей в их исторической среде.

На территории памятников или ансамблей, расположенных в границах территории достопримечательного места, распространяются требования, установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона для территории памятника или ансамбля».

Нарушены следующие нормы федерального законодательства при изменении границ территории, зон охраны, утвержденные Постановлениями П. МО <данные изъяты> от 04.07.2017г., от 11.11.2016г. <данные изъяты>: изменение границ объекта культурного наследия согласно п.6 ст. 3.1 № ФЗ-73 предусматривает предварительно разработку нового проекта научно-проектной документации границ объекта культурного наследия согласно «Требований к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия» утвержденных Приказом Минкультуры РФ от 04.06.2015г. <данные изъяты>. Однако новый проект границ на даты утверждения оспариваемых Постановлений отсутствует. Ранее разработанный проект ГУП НИИ Генплана <данные изъяты> от 2000г. устарел(принят до <данные изъяты>-Ф3 от 2002), ссылка на него исключена, ссылка на новый проект отсутствует.

В графической части Постановления отсутствуют ситуационные планы землепользования с указанием границ современного землепользования - не приведены границы ДНТ согласно генплана ДНТ «Бутово» от 1992г., чем нарушен пп. 3 п.5.1 Требований, отсутствуют сведения о существующих зданиях, строениях, инженерных сооружениях и других объектах капитального и временного строительства в соответствии (здание Правления ДНТ «Бутово», различные сооружение принадлежащие ДНТ «Бутово» - забор, защитное сооружение артезианской скважины, газорегуляторный пункт шкафной и пр.) - нарушен пп.5 п.5.1 Требований.

<данные изъяты> ДНТ «Бутово» получено Свидетельство о праве собственности на нежилое здание склад ДСК, общей площадью 48 кв.м., лит.А., кадастровый <данные изъяты>.

<данные изъяты> ДНТ «Бутово» на основании решения общего собрания, положений СНИП о застройке территорий дачных некоммерческих товариществ, заключил Договор <данные изъяты>/Щ на изготовление и установку ограждения ЗОП, который был исполнен <данные изъяты>.

Отсутствуют объекты недвижимости ДНТ «Бутово», находящиеся в границах памятного места нежилое здание склад ДСК, построенное в 1976г., забор-ограждение земель общего пользования ДНТ «Бутово», сооружение укрывающее артезианскую скважину, газорегуляторный пункт шкафной.

Согласно абзаца 2 статьи 3 Федерального закона от <данные изъяты> № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.

Постановление П. МО может применяться только в части не противоречащей федеральному законодательству.

Статья 209 ГК РФ (пункты 1 - 2) предусматривает, что собственнику принадлежат право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и ин правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться иным образом.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита нарушенного права может осуществляться путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечением действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным государственного органа или органа местного самоуправления.

Сведения о зонах с особыми условиями использования территории, в том числе охранных зонах сооружений, для внесения в государственный кадастр недвижимости направляются в орган кадастрового учета в соответствии с требованиями статьи 15 Федерального закона от <данные изъяты> № 221 -ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в рамках информационного взаимодействия с органами государственной власти или органами местного самоуправления, принявшими решение об установлении таких зон. С 01.01.2016г. положениями статьи 1 ФЗ от <данные изъяты> № 252-ФЗ «О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты РФ» закрепляется обязательное условие: о наличии текстового и графического описания местоположения границ зоны; о соблюдении требований к системе координат и точности определения координат характерных точек границ зон; об обязательном уведомлении правообладателей об ограничениях в использовании земельных участков, расположенных в границах зон.

Таким образом, с 01.01.2016г. сведения о зонах должны вноситься в порядке информационного взаимодействия в том числе на основании документа, содержащего текстовое и графическое описание местоположения границ охранной зоны, в формате, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

Постановлением П. РФ от 12.07.2016г. <данные изъяты> «Об уведомлении правообладателей земельных участков, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территории, об ограничениях использования земельных участков в границах такой зоны» утверждены Правила уведомления правообладателей земельных участков, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территории, об ограничениях использования земельных участков в границах такой зоны. В Правилах и в ЗК РФ, на который ссылается данное постановление (п. 5.3 статьи 87 ЗК РФ) указано, что правообладатели земельных участков должны быть проинформированы об ограничениях использования земельных участков в течение 15 дней со дня внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об установлении зоны.

Представитель Главного Управления Культурного Наследия М.<данные изъяты>, с заявленными требованиями не согласился. Пояснил, что на основании Постановления П. М.<данные изъяты><данные изъяты> памятное место «Бутовский полигон», расположенное по адресу: М.<данные изъяты>, является объектом культурного наследия регионального значения.

Постановлением <данные изъяты> также были установлены границы территории и режимы зон охраны объекта культурного наследия регионального значения - памятное место «Бутовский полигон».

ДНТ «Бутово» принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:21:0090103:480. Границы земельного участка 50:21:0090103:480 в установленном порядке не определены, в связи с чем определить в какой зоне он располагается не представляется возможным. ФИО1 и ФИО2 являются владельцами земельного участка с кадастровым номером 50:21:0090103:49. Спорный земельный участок был расположен в границах охранной зоны Бутовского полигона.

Особый режим использования земель в границе охранной зоны Бутовского полигона, согласно Постановлению <данные изъяты>, запрещал:

строительство зданий и сооружений любого назначения;

прокладку наземных и надземных инженерных коммуникаций, кроме линий наружного освещения;

хозяйственную деятельность, ведущую к искажению визуального восприятия Бутовского полигона; …

В связи с принятием Федерального закона от <данные изъяты> № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в Постановление <данные изъяты> был внесен ряд изменений. ,

ФИО3 <данные изъяты> от 04.07.2017г. <данные изъяты> «О внесении изменений в границы территории памятника истории - памятного места «Бутовский полигон» как границы земель историко-культурного назначения, его зон охраны (охранной зоны, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и зоны охраняемого природного ландшафта) и режимы их содержания» были внесены изменения в границы территории и режимы зон охраны Бутовского полигона, утвержденные Постановлением <данные изъяты>.

В силу п. 1 ст. 34 Федерального закона <данные изъяты>-Ф3 в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

Проект зон охраны Бутовского полигона, явившийся основанием для принятия Постановления <данные изъяты>, был разработан в соответствии Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015г. <данные изъяты>.

В соответствии с требованиями Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009г. <данные изъяты>, Проект получил положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы.

Актом государственной историко-культурной экспертизы, проект зон охраны объекта культурного наследия - памятное место «Бутовский полигон» признан соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации в области сохранения объектов культурного наследия и рекомендован к согласованию, а предложенные в нем границы зон охраны, режимы использования земель и градостроительные регламенты - к представлению на утверждение.

Таким образом, оспариваемое Постановление <данные изъяты> было принято компетентным органом, в установленном законом порядке и не противоречит нормативным правовым актам Российской Федерации и М.<данные изъяты>.

В соответствии с Постановлением <данные изъяты> Спорный земельный участок вошел в границы охранной зоны Р-0 Бутовского полигона.

Особый режим использования земель в границе охранной зоны Бутовского полигона, согласно Постановлению <данные изъяты>, запрещает:

строительство зданий и сооружений любого назначения;

прокладку наземных и надземных инженерных коммуникаций, кроме линий наружного освещения;

хозяйственную деятельность, ведущую к искажению визуального восприятия Бутовского полигона;

хозяйственную деятельность, вызывающую загрязнение почв, воздушного и водного бассейнов, поверхностных стоков и грунтовых вод, нарушение сложившихся характерных гидрологических условий (изменение уровня грунтовых вод); возведение новых глухих ограждений; засыпку прудов;

сброс неочищенных стоков в пруд и Безымянный ручей; изменение характерных специфических гидрологических условий: организацию необорудованных мест для сбора мусора.

Следует, что режим использования территории данной зоны не предусматривает строительства или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.

В связи с чем, индивидуальное жилищное строительство на земельном участке административных истцов противоречит режиму использования, утвержденному Постановлением <данные изъяты>, и положениям Закона <данные изъяты>-Ф3.

Следует отметить, что на момент действия Постановления <данные изъяты> индивидуальное жилищное строительство на спорном земельном участке также было запрещено, в связи с расположением спорного земельного участка в охранной зоне Бутовского полигона.

Представитель П. М.<данные изъяты> не согласился с заявленными требованиями, пояснил, что Постановлением <данные изъяты> памятное место «Бутовский полигон» объявлено памятником истории регионального значения. Вновь выявленный памятник истории - памятное место «Бутовский полигон» включено в государственный список недвижимых памятников истории и культуры местного значения. Утверждены границы территории памятника истории - памятного места «Бутовский полигон» как границы земель историко-культурного назначения, его зон охраны (охранной зоны, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и зоны охраняемого природного ландшафта) и режимы их содержания. Утверждён список памятников истории и культуры регионального значения на территории памятника истории - памятного места «Бутовский полигон».

Проект зон охраны объекта культурного наследия «Бутовский полигон» получил положительное заключение историко-культурной экспертизы в соответствии с Положением о государственной историко-культурной экспертизы, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> «Об утверждении Положения о государственной историко- культурной экспертизе».

Согласно части 2 статьи 34 Федерального закона № 73-ФЗ охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

В соответствии с пунктом 9 Положения режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах охранной зоны, в том числе единой охранной зоны, устанавливаются с учетом определенных требований …

Частью 2 пункта 18 Положения установлено, что утвержденные границы зон краны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон обязательно учитываются и отображаются в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории (в случае необходимости в указанные документы вносятся изменения в установленном порядке).

По информации Главного управления культурного наследия М.<данные изъяты> земельные участки ДНТ «Бутово» с кадастровым номером 50:21:0090103:480, ФИО1 и ФИО2 с кадастровым номером 50:21:0090103:49 расположены в границах охранной зоны памятного места «Бутовский полигон».

В соответствии с пунктом 2 раздела II «Описание границы охранной зоны Бутовского полигона, особого режима использования земель и требований к градостроительному регламенту в границах данной зоны» Границ территории памятника истории регионального значения - памятное место «Бутовский полигон», его зон охраны (охранной зоны, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и зоны охраняемого природного ландшафта) и особые режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в данных границах, утверждённых Постановлением <данные изъяты>, особый режим использования земель в границе охранной зоны Бутовского полигона запрещает: строительство зданий и сооружений любого назначения; прокладку наземных и надземных инженерных коммуникаций, кроме линий наружного освещения; хозяйственную деятельность, ведущую к искажению визуального восприятия Бутовского полигона; хозяйственную деятельность, вызывающую загрязнение почв, воздушного и водного бассейнов, поверхностных стоков и грунтовых вод, нарушение сложившихся характерных гидрологических условий (изменение уровня грунтовых вод); возведение новых глухих ограждений; засыпку прудов; сброс неочищенных стоков в пруд и Безымянный ручей; изменение характерных специфических гидрологических условий; организацию необорудованных мест для сбора мусора, что соответствует требованиям Федерального закона <данные изъяты>-Ф3 и Положения.

В связи с нарушением режима использования земель в границах охранной зоны памятного места «Бутовский полигон» Главным управлением культурного наследия М.<данные изъяты> были выданы предписания ДНТ «Бутово», ФИО1, ФИО2 об устранении выявленных нарушений.

По мнению прокурора земельные участки ДНТ «Бутово» с кадастровым номером <данные изъяты>, ФИО1 и ФИО2 с кадастровым номером 50:21:0090103:49 расположены в границах охранной зоны памятного места «Бутовский полигон». Проект зон охраны объекта культурного наследия «Бутовский полигон» получил положительное заключение историко-культурной экспертизы в соответствии с Положением о государственной историко-культурной экспертизы, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009г. <данные изъяты> «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе». Оспариваемое постановление <данные изъяты> принято в соответствии с требованиями закона, права и законные интересы административных истцов не нарушает.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав представленные доказательства, оценив положения оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к следующему.

ФИО3 <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «Об объявлении памятного места «Бутовский полигон» в <данные изъяты> памятником истории регионального значения и утверждении границ его территории и зон охраны», утверждены границы территории памятника истории - памятного места «Бутовскиий полигон», как границы земель историко-культурного назначения, его зон охраны (охранной зоны, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и зоны охраняемого природного ландшафта) и режимы их содержания.

По мнению административных истцов оспариваемый нормативный правовой акт подлежат признанию недействующими в части утверждения вида объекта культурного наследия, установления границ объекта культурного наследия достопримечательного места «Бутовский полигон», границы земель историко-культурного назначения, его зон охраны, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зоны охраняемого природного ландшафта, а также режимов их содержания.

Согласно п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018г. <данные изъяты> «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», Если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Поскольку согласно части 7 статьи 213 КАС РФ, части 5 статьи 194 АПК РФ суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в полном объеме, оспариваемый акт или его часть подлежат проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в административном исковом заявлении, заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом «е» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в настоящее время регулирует Федеральный закон от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

На время издания оспариваемого постановления П. М.<данные изъяты> действовал Закон РСФСР от 15.12.1978г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры», «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», Постановление Совета М. С.<данные изъяты> от 16.09.1982г. «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры».

В соответствии со ст. 6 Закона РСФСР от 15.12.1978г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры» к памятникам истории и культуры относятся: памятники истории; памятники археологии; памятники градостроительства и архитектуры; памятники искусства; документальные памятники. К памятникам истории и культуры могут быть отнесены и другие объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

Согласно статье 37 Закона РСФСР от 15.12.1978г. отдельные участки городов и других населенных пунктов, имеющие особую историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, а также памятные места, связанные с важнейшими историческими событиями, могут быть объявлены заповедными местами Советами М. автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, М. Ленинградского городских Советов народных депутатов по согласованию с Министерством культуры РСФСР и Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры.

В силу ч. 3 ст. 64 Федерального закона № 73-ФЗ памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР от 15.12.1978г., отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр.

Таким образом, положения Федерального закона № 73-ФЗ действуют и в отношении объектов культурного наследия, ранее принятых под охрану государства в соответствии с Законом РСФСР от 15.12.1978г.

Частью 1 ст. 2 Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В М.<данные изъяты> отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия регионального (областного) значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, а также, в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, объектов культурного наследия федерального значения в М.<данные изъяты> регулирует Закон М.<данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в М.<данные изъяты>».

В соответствии с частями 1,3, 12 ст. 9.2 Федерального закона № 73-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в пределах полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и контроль за их исполнением; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации; принятие решения о включении объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения или об отказе во включении объекта в указанный реестр.

В соответствии с п. 9 ст. 3 Закона МО <данные изъяты>-ОЗ к полномочиям П. М.<данные изъяты> отнесено утверждение границы зон охраны, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон объектов культурного наследия регионального (областного) значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Пунктом 1 ст. 34 Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряжённой с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

Частью 4 ст. 34 Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015г. <данные изъяты> утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, устанавливающее порядок разработки, согласования и утверждения проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, проекта объединённой зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий указанных зон.

Оспариваемое постановление П. М.<данные изъяты><данные изъяты> от <данные изъяты> принято в соответствии с требованиями Положения.

Основанием для разработки Проекта зон охраны объекта культурного наследия послужила необходимость актуализации разработанного в 2001 году проекта зон охраны памятника истории и культуры «Бутовский полигон», в связи с изменением градостроительной ситуации на прилегающих к памятнику территориях развивающегося сельского поселения Булатниковское Ленинского муниципального района М.<данные изъяты>.

Проект зон охраны объекта культурного наследия «Бутовский полигон» получил положительное заключение историко-культурной экспертизы в соответствии с Положением о государственной историко-культурной экспертизы, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009г. <данные изъяты> «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе».

Заключение дано тремя аттестованными экспертами: ФИО4, ФИО5, ФИО6, имеющими специальные знания в области объектов культурного наследия и необходимый стаж работы в данной области. Эксперты были допрошены судом, эксперты пояснили, что границы объекта культурного наследия установлены Постановлением П. МО, к которому есть приложения с изображением границ, вид данного объекта – памятное место, конфигурация зоны охраны была изменена, учитывались объекты, которые находятся в зоне охраны.

По мнению суда, площадь и расположение зон охраны являются обоснованными, отвечающими требованиям Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона № 73-ФЗ охранная зона – территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

В соответствии с пунктом 9 Положения режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах охранной зоны, в том числе единой охранной зоны, устанавливаются с учетом следующих требований:

а) запрещение строительства объектов капитального строительства, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной и (или) природной среды объекта культурного наследия (восстановление, воссоздание, восполнение частично или полностью утраченных элементов и (или) характеристик историко-градостроительной и (или) природной среды);

б) ограничение капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей, в том числе касающееся их размеров, пропорций и параметров, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений, особенностей деталей и малых архитектурных форм;

в) ограничение хозяйственной деятельности, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в том числе запрет или ограничение на размещение рекламы, вывесок, временных построек и объектов (автостоянок, киосков, навесов);

г) сохранение градостроительных (планировочных, типологических, масштабных) характеристик историко-градостроительной и природной среды, в том числе всех исторически ценных градоформирующих объектов;

д) обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде, в том числе сохранение и восстановление сложившегося в природном ландшафте соотношения открытых и закрытых пространств;

е) соблюдение требований в области охраны окружающей среды, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом и ландшафтном окружении, а также сохранности охраняемого природного ландшафта;

ж) иные требования, необходимые для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом и ландшафтном окружении.

Частью 2 пункта 18 Положения установлено, что утвержденные границы зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон обязательно учитываются и отображаются в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории (в случае необходимости в указанные документы вносятся изменения в установленном порядке).

Земельные участки ДНТ «Бутово» с кадастровым номером 50<данные изъяты>, ФИО1 и ФИО2 с кадастровым номером <данные изъяты> расположены в границах охранной зоны памятного места «Бутовский полигон».

В соответствии с пунктом 2 раздела II «Описание границы охранной зоны Бутовского полигона, особого режима использования земель и требований к градостроительному регламенту в границах данной зоны» Границ территории памятника истории регионального значения - памятное место «Бутовский полигон», его зон охраны (охранной зоны, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и зоны охраняемого природного ландшафта) и особые режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в данных границах, утверждённых Постановлением <данные изъяты>, особый режим использования земель в границе охранной зоны Бутовского полигона запрещает: строительство зданий и сооружений любого назначения; прокладку наземных и надземных инженерных коммуникаций, кроме линий наружного освещения; хозяйственную деятельность, ведущую к искажению визуального восприятия Бутовского полигона; хозяйственную деятельность, вызывающую загрязнение почв, воздушного и водного бассейнов, поверхностных стоков и грунтовых вод, нарушение сложившихся характерных гидрологических условий (изменение уровня грунтовых вод); возведение новых глухих ограждений; засыпку прудов; сброс неочищенных стоков в пруд и Безымянный ручей; изменение характерных специфических гидрологических условий; организацию необорудованных мест для сбора мусора, что соответствует требованиям Федерального закона № 73-ФЗ и Положения.

Такими образом, оспариваемый нормативный правовой акт не нарушают права административных истцов, которые не представили доказательств несоответствия оспариваемого нормативного правового акта федеральному законодательству.

С учетом изложенного, административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175-178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление ДНТ «Бутово», ФИО1, ФИО2 о признании недействующим со дня принятия Постановления П. М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «Об объявлении памятного места «Бутовский полигон» в <данные изъяты> памятником истории регионального значения и утверждении границ его территории и зон охраны» в части утверждения вида объекта культурного наследия, установления границ объекта культурного наследия достопримечательного места «Бутовский полигон», границы земель историко-культурного назначения, его зон охраны, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зоны охраняемого природного ландшафта, а также режимов их содержания, оставить без удовлетворения.

На решение могут быть принесены апелляционная жалоба и апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы, представления через М. областной суд.

Судья Терещенко А.А.