ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-133/20 от 18.12.2020 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Дело № 3а-133/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 декабря 2020 года Новосибирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Петруниной И.Н.

при секретаре Ивановой В.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании, с участием прокурора Баландина Е.И. административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим в части решения Совета депутатов Новоичинского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области от 29 ноября 2013 года № 4 «Об утверждении проекта Генерального плана градостроительства Новоичинского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области»

установил:

Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Новосибирский областной суд с административным исковым заявлением о признании несоответствующим действующему законодательству и недействующим с момента принятия решения Совета депутатов Новоичинского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области от 29 ноября 2013 года № 4 «Об утверждении проекта Генерального плана градостроительства Новоичинского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области» в части включения в границы населенных пунктов входящих в границы муниципального образования Новоичинского сельсовета Куйбышевского района лесных участков расположенных на землях лесного фонда: Новосибирская область, Куйбышевский район, Куйбышевское лесничество, а именно: село Новоичинское: Булатовский лесохозяйственный участок совхоз Ичинский: квартал 24 выделы 1, 14, 15, 22 площадью 4,1311 га; деревня Медведкино: Булатовский лесохозяйственный участок совхоз Ичинский: квартал 36, выдел 30 площадью 0,5106 га; деревня Таганово: Булатовский лесохозяйственный участок совхоз Ичинский: квартал 24, выдел 13 площадью 0,51404 га. Общей площадью пересечения 4,7821 га.

В обоснование иска указав, что решение Совета депутатов Новоичинского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области от 29 ноября 2013 года № 4 в оспариваемой части, не соответствует требованиям статей 7, 8, 83, 101 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 6, 8 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку утвержденным Генеральным планом в границы муниципального образования Новоичинского сельсовета Куйбышевского района включены вышеперечисленные лесные участки, что подтверждается выполненным ФГУП «Рослесинфорг» картографическим наложением материалов лесоустройства на границы населенного пункта, определенных основным чертежом Генерального плана.

Перевод земель из категории земель лесного фонда в категорию земель населенного пункта осуществлен с нарушением установленного законом порядка, поскольку проект Генерального плана Новоичинского сельсовета не согласован с Федеральным агентством лесного хозяйства.

Оспариваемое решение препятствует осуществлению собственником – Российской Федерацией функций управления землями лесного фонда, выполнению мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, а также передачи указанных земельных участков в пользование в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации, чем нарушаются права собственника – Российской Федерации и лиц, использующих леса.

Представитель административного истца представил суду письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административные ответчики - Глава Новоичинского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области, Совет депутатов Новоичинского сельсовета Куйбышевского района и Администрация Куйбышевского района Новосибирской области представилсуду письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о времени, месте и дате судебного разбирательства, представил письменный отзыв, в котором полагает возможным удовлетворить требования административного истца.

Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг» в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о времени, месте и дате судебного разбирательства, в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители заинтересованных лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о времени, месте, дате судебного разбирательства, причину неявки суду не сообщили.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные требования, приходит к следующему.

Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) к вопросам местного значения отнесено утверждение генеральных планов поселения.

Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 12 части 14 статьи 4 Закона Новосибирской области от 2 июня 2004 года № 200-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований Новосибирской области» муниципальное образование Новоичинский сельсовет, в состав территории которого входят населенные пункты: деревня Таганово, поселок Антошкино, поселок Заливной Луг, поселок Медведкино, село Назарово, село Новоичинское, наделен статусом сельского поселения.

Представительным органом Новоичинского сельсовета Куйбышевского района является Совет депутатов Новоичинского сельсовета Куйбышевского района (статья 2 Устава Новоичинского сельсовета Куйбышевского района).

Решением пятьдесят восьмой сессии Совета депутатов Новоичинского сельсовета Куйбышевского района четвертого созыва от 29 ноября 2013 года № 4 «Об утверждении проекта Генерального плана градостроительства Новоичинского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области» утвержден Генеральный план Новоичинского сельсовета.

Данное Решение было опубликовано в периодичном печатном издании «Вестник» от 29 ноября 2013 года № 24 (л.д. 11).

В соответствии с положениями части 1 статьи 18, части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения является документом территориального планирования и содержит, в частности, карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа.

Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что все земли по целевому назначению подразделяются на категории, в частности, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.

В силу части 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных, категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Подготовка проекта генерального плана поселения предусматривает его обязательное согласование с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в указанных в статье 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации случаях (часть 8 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что проект генерального плана подлежит согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, границ земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, границ земель обороны и безопасности, границ земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, границ территорий объектов культурного наследия, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения.

В период подготовки оспариваемого решения действовал Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденный приказом Минрегиона России от 27 февраля 2012 года № 69.

Пунктом 2.1 названного Порядка в случаях, указанных в части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, закреплена обязанность по направлению уведомления органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в зависимости от даты их размещения и периода действия названных приказов в информационной системе Министерства регионального развития Российской Федерации, которое в свою очередь, обладало организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений соответствующих уполномоченных федеральных органов.

Федеральным органом, уполномоченным на подготовку заключений по проектам генеральных планов, в соответствии с пунктом 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства», как в ранее действовавшей редакции в период подготовки оспариваемых актов, так и в редакции, действующей в настоящее время, является Рослесхоз.

Следовательно, Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным осуществлять согласование включения земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенных пунктов и изменение категории земель, которое оформляется путем подготовки заключений.

В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Кодекса.

Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади (часть 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках, в котором содержится документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах, о лесных участках.

Согласно статье 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 год № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Частью 6 статьи 47 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права, на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

Право собственности Российской Федерации на спорные участки лесного фонда повреждаются свидетельством о государственной регистрации права от 14 мая 2004 года (л.д. 13).

По результатам выполненного Федеральным государственным бюджетным учреждением «Рослесинфорг» картографического наложения материалов лесоустройства на границы населенных пунктов, определенные основным чертежом Генерального плана, выявлены пересечения границ Новоичинского сельского поселения с лесными участками, расположенными на землях лесного фонда: село Новоичинское: Булатовский лесохозяйственный участок совхоз Ичинский: квартал 24 выделы 1, 14, 15, 22 площадью 4,1311 га; деревня Медведкино: Булатовский лесохозяйственный участок совхоз Ичинский: квартал 36, выдел 30 площадью 0,5106 га; деревня Таганово: Булатовский лесохозяйственный участок совхоз Ичинский: квартал 24, выдел 13 площадью 0,51404 га. Общей площадью пересечения 4,7821 га.

Данное обстоятельство также подтверждается имеющимися в деле выписками из государственного лесного реестра.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», пункту 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.

Вместе с тем, если в соответствии с проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, что Генеральный план Новоичинского сельсовета на согласование ни в Министерство регионального развития Российской Федерации, ни в Федеральное агентство лесного хозяйства органами местного самоуправления Новоичинского сельсовета не направлялся, заключение на проект указанного Генерального плана федеральными исполнительными органами не давалось.

Отсутствие положительного заключения Федерального агентства лесного хозяйства на проект документа территориального планирования, подготовленного в рамках статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является существенным нарушением порядка принятия генерального плана поселения.

Лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство. Данная позиция закреплена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 года № 238-О-О. Вопросы фактического землепользования не являются обстоятельствами, подлежащими проверке и исследованию в рамках дела об оспаривании нормативного правового акта - генерального плана муниципального образования.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение об утверждении Генерального плана Новоичинского сельсовета, принятое представительным органом – Советом депутатов Новоичинского сельсовета без предусмотренного действующим законодательством согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства, в оспариваемой части является незаконным и не соответствующим действующему законодательству, что является основанием для удовлетворения исковых требований.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Учитывая, что оспариваемые положения Генерального плана до вынесения решения суда, применялись, и на их основании реализовывались права граждан и организаций, то они подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Из системного толкования частей 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 3 Закона Новосибирской области от 24 ноября 2014 года № 484-ОЗ «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области», а также статьи 5 Закона Новосибирской области от 18 декабря 2015 № 27-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области и органами государственной власти Новосибирской области и внесении изменения в статью 3 Закона Новосибирской области «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области» с 1 января 2016 года вопросы утверждения генеральных планов сельского поселения являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В настоящем случае, таким уполномоченным органом с 1 января 2016 года является Администрация Куйбышевского района Новосибирской области.

При этом в силу, абзаца второго части 2 статьи 6 Закона Новосибирской области от 18 декабря 2015 № 27-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области и органами государственной власти Новосибирской области и внесении изменения в статью 3 Закона Новосибирской области «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области», принятые до вступления в силу настоящего Закона документы территориального планирования, правила землепользования и застройки, документация по планировке территорий, местные нормативы градостроительного проектирования сельских поселений Новосибирской области, не указанных в приложении 2 к настоящему Закону, применяются до момента вступления в силу соответствующих муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных районов Новосибирской области.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальных печатных изданиях органов местного самоуправления Новоичинского сельсовета и Администрации Куйбышевского района Новосибирской области.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу решение Совета депутатов Новоичинского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области от 29 ноября 2013 года № 4 «Об утверждении проекта Генерального плана градостроительства Новоичинского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области» в части включения в границы муниципального образования Новоичинского сельсовета Куйбышевского района лесных участков расположенных на землях лесного фонда: Новосибирская область, Куйбышевский район, Куйбышевское лесничество, а именно: село Новоичинское: Булатовский лесохозяйственный участок совхоз Ичинский: квартал 24 выделы 1, 14, 15, 22 площадью 4,1311 га; деревня Медведкино: Булатовский лесохозяйственный участок совхоз Ичинский: квартал 36, выдел 30 площадью 0,5106 га; деревня Таганово: Булатовский лесохозяйственный участок совхоз Ичинский: квартал 24, выдел 13 площадью 0,51404 га. Общей площадью пересечения 4,7821 га.

Настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда в официальных печатных изданиях органов местного самоуправления Новоичинского сельсовета и Администрации Куйбышевского района Новосибирской области.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.

Председательствующий по делу Петрунина И.Н.