УИД 70OS0000-01-2021-000048-56
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 апреля 2021 года Томский областной суд в составе
судьи Бондаревой Н.А.,
при секретаре Кутлубаевой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело № 3а-133/2021 по административному иску Шершнева Михаила Павловича к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области, областному государственному бюджетному учреждению «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения в размере рыночной стоимости,
установил:
Шершнев М.П. обратился в Томский областной суд с административным исковым заявлением к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области, областному государственному бюджетному учреждению «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» (сокращенное наименование – ОГБУ «ТОЦИК») об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что ему на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером /__/, расположенное по адресу: /__/, кадастровая стоимость которого, установленная по состоянию на 19 марта 2020 г. актом ОГБУ «ТОЦИК» в размере 25963513,13 руб., значительно превышает его рыночную стоимость в размере 7 165 000 руб., определенную отчетом об оценке, что нарушает его права как налогоплательщика на экономическую обоснованность налогообложения.
Просил установить кадастровую стоимость нежилого помещения равной его рыночной стоимости по состоянию на 19 марта 2020 года в соответствии с отчетом частнопрактикующего оценщика Д. от 31 марта 2021 г. № 64/21.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие административного истца Шершнева М.П., представителей Департамента по управлению государственной собственностью Томской области, ОГБУ «ТОЦИК», извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в соответствии с требованиями частей 1, 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Департамент по управлению государственной собственностью Томской области в письменном отзыве представитель, не оспаривая право административного истца на установление в судебном порядке кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, в том числе по заявленному размеру рыночной стоимости спорного объекта, указало, что является ненадлежащим ответчиком в данном административном деле, поскольку кадастровую стоимость земельного участка не определяло.
В письменном отзыве ОГБУ «ТОЦИК» вопрос об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения оставило на усмотрение суда, указав, что не имеет замечаний к представленному административным истцом отчету о рыночной стоимости нежилого помещения.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что Шершневу М.П. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером /__/, расположенное по адресу: /__/, право собственности на которое зарегистрировано 19 марта 2020 г., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 19 марта 2020 г.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 29 марта 2021 г. кадастровая стоимость указанного нежилого помещения составляет 25963513,13 руб. и установлена по состоянию на 19 марта 2020 г. актом ОГБУ «ТОЦИК» от 29 апреля 2020 г. № 9.
Сведения о данной кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 13 мая 2020 г.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 1).
Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона (часть 4).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (часть 7).
В соответствии с пунктом 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Приведенные данные указывают на заинтересованность административного истца в установлении кадастровой стоимости как налогооблагаемой базы в размере, равной рыночной стоимости объекта недвижимости, а данное требование в полной мере согласуется с положениями статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», в силу которых федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости этого недвижимого имущества равной его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Администрации Томской области от 13 марта 2017 г. № 79а установлена дата перехода к проведению на территории Томской области государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» - 15 марта 2017 года.
В соответствии с положениями статьи 6 Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 1). Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 1 статьи 7 приведенного Федерального закона определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки относится к полномочиям бюджетных учреждений, связанными с определением кадастровой стоимости.
Согласно части 1 статьи 16 названного Федерального закона определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Сведения о кадастровой стоимости, полученные в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости, повлекших за собой изменение его кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном статьей 16 или частью 2 статьи 17 настоящего Федерального закона (пункт 4 часть 2 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ).
Акты об определении кадастровой стоимости нежилых зданий, помещений являются итоговыми документами, содержащими результаты расчета кадастровой стоимости объектов недвижимости.
На территории Томской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и пунктами 2.1, 2.2, 2.3 Устава областного государственного бюджетного учреждения «Томский областной центр инвентаризации и кадастра», утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 22 декабря 2017 г. № 974, полномочия по государственной кадастровой оценки объектов недвижимости осуществляет ОГБУ «ТОЦИК», которое осуществляет, среди прочего, определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Результаты последней государственной кадастровой оценки на территории Томской области утверждены приказом Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 22 ноября 2019 г. № 41 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, помещений, машино-мест и иных видов объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Томской области».
Оспариваемая кадастровая стоимость определена актом ОГБУ «ТОЦИК» от 29 апреля 2020 г. № 9 в связи тем, что нежилое помещение с кадастровым номером /__/ поставлено на кадастровый учет 19 марта 2020 г., т.е. объект недвижимости являлся вновь учтенным.
Принимая во внимание, что кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу нежилого помещения определена на основании статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», то датой определения кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости является дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о данном объекте, как вновь учтенном, т.е. 19 марта 2020 г.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ является отчет об оценке объекта.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе.
В суд административным истцом в подтверждение заявленной к установлению рыночной стоимости нежилого помещения с кадастровым номером /__/ был представлен отчёт от 31 марта 2021 г. № 64/21, составленный частнопрактикующим оценщиком Д., в соответствии с которым указанная стоимость по состоянию на 19 марта 2020 года в отношении данного объекта недвижимости составила 7 165 000 рублей.
Оценивая представленный отчет в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что при составлении данного отчета требования статьи 15 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» соблюдены, поскольку указанный отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, специальными познаниями, и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Указанные в отчете цели и задачи проведения оценки не допускают их неоднозначного толкования - определение рыночной стоимости объекта оценки.
Ответственность оценщика застрахована в установленном порядке и размере.
Данный отчет отвечает требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Как следует из представленного отчета, оценка в отношении нежилых помещений проводилась по состоянию на 19 марта 2020 г., то есть на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Оценщиком составлено точное описание объекта оценки. Представлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемых нежилых помещений, в частности, площади, категории, информация о текущем использовании объекта оценки.
Оценщик произвел анализ рынка предложений коммерческой недвижимости за анализируемый период, а также ценообразующих факторов, оказывающих влияние на стоимость объекта оценки. При проведении оценки объекта недвижимости оценщиком использованы предусмотренные законодательством об оценочной деятельности сравнительный подход с применением метода сравнения продаж и доходный подход оценки, а также обоснован отказ от применения затратного подхода. Итоговая величина рыночной стоимости определена путем согласования результатов, полученных в ходе применения доходного и сравнительного подходов.
Из предложений по продаже объектов недвижимости оценщиком выбраны объекты-аналоги с наиболее подходящими характеристиками объекту оценки. Информация об объектах-аналогах проанализирована оценщиком и приведена в расчетных таблицах.
В отчете присутствуют скриншоты объявлений, где имеется информация об объектах-аналогах, что позволяет делать выводы об авторстве информации и дате ее подготовки, а также проверить используемые оценщиком сведения.
Содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости объектов недвижимости. В качестве ценообразующих факторов оценщиком отобраны те факторы, которые наиболее полно описывают отличия объекта оценки от объектов сравнения. На различия между объектом оценки и объектами-аналогами оценщиком последовательно произведены корректировки по всем значимым группам элементов сравнения, приведены расчеты, а также пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.
В силу статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств, которые опровергали бы представленную административным истцом рыночную стоимость нежилого помещения, свидетельствовали бы о рыночной стоимости в ином размере на 19 марта 2020 г., административными ответчиками не представлено. Ходатайства о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости спорного объекта лицами, участвующими в деле, заявлены не были.
При таких данных указанная в отчете об оценке № 64/21 итоговая величина рыночной стоимости нежилого помещения с кадастровым номером /__/ в размере 7 165 000 рублей подлежит признанию достоверной для установления кадастровой стоимости.
Согласно части 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. №28 резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая подлежит внесению в ЕГРН; также в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления, которая имело место 2 апреля 2021 года.
Кроме того, суд считает заслуживающими внимание доводы Департамента по управлению государственной собственностью Томской области о том, что по настоящему делу он не является надлежащим ответчиком.
В силу части 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.
Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, в том числе вновь учтенных объектов недвижимости, административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки, по правилам статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» осуществляется созданным субъектом Российской Федерации бюджетным учреждением, наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.
Применительно к рассматриваемым правоотношениям надлежащим административным ответчиком, определившим оспариваемую кадастровую стоимость объекта недвижимости, является данное учреждение, т.е. ОГБУ «ТОЦИК».
Руководствуясь статьями 175–180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Шершнева Михаила Павловича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером /__/ площадью /__/ кв.м, расположенного по адресу: /__/, в размере его рыночной стоимости 7165 000 (семь миллионов сто шестьдесят пять тысяч) рублей по состоянию на 19 марта 2020 года.
Датой подачи заявления считать 2 апреля 2021 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.А. Бондарева
Мотивированное решение принято 18 мая 2021 года.