ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-135/20 от 06.07.2020 Свердловского областного суда (Свердловская область)

УИД: 66OS0000-01-2020-000017-39

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург

06 июля 2020 года

Номер производства 3а-135/2020

Резолютивная часть решения объявлена 06 июля 2020 года.

Мотивированное решение изготовлено 20 июля 2020 года.

Свердловский областной суд в составе

судьи Полевщиковой С.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Зайнуллиным И.У. с использованием средств аудиозаписи,

с участие прокурора Войновой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело

по административному исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу

о признании нормативного правового акта не действующим в части

установил:

решением Думы Талицкого городского округа от 29 декабря 2012 года № 124 (далее – Решение от 29 декабря 2012 года № 124) утвержден Генеральный план Талицкого городского округа применительно к территории населенных пунктов:
г. Талица, п. Троицкий, п. Заводской, п. Комсомольский, п. Кузнецовский, п. Пионерский, с. Бутка, с. Вновь-Юрмытское, с. Горбуновское, с. Казаковское, с. Катарач, с. Смолинское, с. Яр, д. Бор, д. Маркова, д. Первухина, д. Чупина» в части включения в границы населенного пункта г. Талица лесных участков, расположенных на землях Государственного лесного фонда квартал 127 Талицкого лесничества Троицкого участка Троицкого участкового лесничества, кварталы 1, 2, 3 Талицкого лесничества Талицкого участка Еланского участкового лесничества.

На момент рассмотрения дела в суде Генеральный план действует в редакции решения Думы Талицкого городского округа от 28 июня 2019 года № 46.

Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу (далее – Департамент, административный истец) обратился с административным иском в суд о признании нормативного правового акта не действующим в части.

В частности, с учетом уточнения заявленных требований, Департамент просит признать не действующим с момента вступления в законную силу судебного акта, Решение от 29 декабря 2012 года № 124 в редакции решения Думы Талицкого городского округа от 28 июня 2019 года № 46 в части включения в границы населенного пункта
г. Талица лесных участков, расположенных на землях Государственного лесного фонда квартал 127 Талицкого лесничества Троицкого участка Троицкого участкового лесничества, кварталы 1, 2, 3 Талицкого лесничества Талицкого участка Еланского участкового лесничества.

Требования мотивированы тем, что находящиеся в федеральной собственности лесные участки включены в границы населенного пункта г. Талица с нарушением процедуры согласования проекта Генерального плана, предусмотренной статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Кроме этого, в нарушение положений Лесного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172 – ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ) изменено целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, что препятствует органам федеральной власти осуществлять мероприятия по управлению землями лесного фонда, охране, защите и воспроизводству лесов.

По мнению административного истца, несоблюдение установленной процедуры перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов при установлении либо изменении границ населенных пунктов в отсутствие согласования с собственником земель лесного фонда – Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства (далее – Рослесхоз) влечет признание такого нормативного правового акта недействующим как не соответствующим требованиям федерального законодательства.

В судебном заседании представитель административного истца Полуденко Н.В. заявленные административные исковые требования с учетом их уточнений поддержала.

Представитель административного ответчика Думы Талицкого городского округа Попова С.М. возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве и уточненном отзыве.

В частности, представитель административного ответчика указывает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом местного самоуправления в пределах компетенции и с соблюдением установленной законом процедуры его принятия по следующим основаниям.

В генеральный план Талицкого городского округа и генеральный план Талицкого городского округа применительно к территории населенных пунктов:
г. Талица, п. Троицкий, п. Заводской, п. Комсомольский, п. Кузнецовский, п. Пионерский, с. Бутка, с. Вновь-Юрмытское, с. Горбуновское, с. Катарач, с. Смолинское, с. Яр, д. Бор,
д. Маркова, д. Первухина, д. Чупина, утвержденный Решением от 29 декабря 2012 года
№ 124, с 2012 года вносились изменения следующими решениями Думы Талицкого городского округа:

-№50 от 10 июня 2016 года «О внесении изменений в генеральный план Талицкого городского округа и генеральный план Талицкого городского округа применительно к территории населенных пунктов: г. Талица, п. Троицкий, п. Заводской, п. Комсомольский, п. Кузнецовский, п. Пионерский, с. Бутка, с. Вновь-Юрмытское,
с. Горбуновское, с. Казаковское, с. Катарач, с. Смолинское, с. Яр, д. Бор, д. Маркова,
д. Первухина, д. Чупина, касающихся земельного участка с кадастровым номером 66:28:2901044:19, расположенного по адресу: Свердловская область, Талицкий район,
г. Талица, ул. Луначарского, д.150»;

-№51 от 10 июня 2016 года «О внесении изменений в генеральный план Талицкого городского округа и генеральный план Талицкого городского округа применительно к территории населенных пунктов: г. Талица, п. Троицкий, п. Заводской, п. Комсомольский, п. Кузнецовский, п. Пионерский, с. Бутка, с. Вновь-Юрмытское, с. Горбуновское,
с. Казаковское, с. Катарач, с. Смолинское, с. Яр, д. Бор, д. Маркова, д. Первухина,
д. Чупина, в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:28:0102007:392»;

-№52 от 10 июня 2016 года «О внесении изменений в генеральный план Талицкого городского округа и генеральный план Талицкого городского округа применительно к территории населенных пунктов: г. Талица, п. Троицкий, п. Заводской, п. Комсомольский, п. Кузнецовский, п. Пионерский, с. Бутка, с. О внесении изменений в генеральный план Талицкого городского округа и генеральный план Талицкого городского округа применительно к территории населенных пунктов: г. Талица, п. Троицкий, п. Заводской, п. Комсомольский, п. Кузнецовский, п. Пионерский, с. Бутка, с. Вновь-Юрмытское,
с. Горбуновское, с. Казаковское, с. Катарач, с. Смолинское, с. Яр, д. Бор, д. Маркова,
д. Первухина, д. Чупина, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 66:28:2901044:17, 66:28:2901044:333»;

-№23 от 22 декабря 2016 года «О внесении изменений в генеральный план Талицкого городского округа и генеральный план Талицкого городского округа применительно к территории населенных пунктов: г.Талица, п.Троицкий, п.Заводской, п.Комсомольский, п. Кузнецовский, п. Пионерский, с.Бутка, с.Вновь-Юрмытское, с.Горбуновское, с.Казаковское, с. Катарач, с. Смолинское, с. Яр, д. Бор, д. Маркова,
д. Первухина, д. Чупина»;

-№13 от 02 марта 2017 года «О внесении изменений в генеральный план Талицкого городского округа и генеральный план Талицкого городского округа применительно к территории населенных пунктов: г. Талица, п. Троицкий, п. Заводской, п. Комсомольский, п. Кузнецовский, п. Пионерский, с. Бутка, с. Вновь-Юрмытское, с. Горбуновское,
с. Казаковское, с. Катарач, с. Смолинское, с. Яр, д. Бор, д. Маркова, д. Первухина,
д. Чупина»;

-№72 от 24 августа 2017 года «О внесении изменений в генеральный план Талицкого городского округа и генеральный план Талицкого городского округа применительно к территории населенных пунктов: г. Талица, п. Троицкий, п. Заводской, п. Комсомольский, п. Кузнецовский, п. Пионерский, с. Бутка, с. Вновь-Юрмытское,
с. Горбуновское, с. Казаковское, с. Катарач, с. Смолинское, с. Яр, д. Бор, д. Маркова,
д. Первухина, д. Чупина»;

-№80 от 28 сентября 2017 года «О внесении изменений в решение Думы Талицкого городского округа от 29.12.2012 № 124 «Об утверждении генерального плана Талицкого городского округа и генерального плана Талицкого городского округа применительно к территории населенных пунктов: г. Талица, п. Троицкий, п. Заводской, п. Комсомольский, п. Кузнецовский, п. Пионерский, с. Бутка, с. Вновь-Юрмытское, с. Горбуновское,
с. Казаковское, с. Катарач, с. Смолинское, с. Яр, д. Бор, д. Маркова, д. Первухина,
д. Чупина».

28 июня 2019 года решением Думы Талицкого городского округа №46 были внесены изменения в Генеральный план Талицкого городского округа, согласно которым генеральный план Талицкого городского округа изложен в новой редакции.

Решение Думы Талицкого городского округа №46 от 28 июня 2019 года было опубликовано в официальном печатном средстве массовой информации – «Сельская новь» от 04 июля 2019 года №27, №28 от 11 июля 2019 года, №29 от 18 июля 2019 года, №30 от 25 июля 2019 года.

Проект генерального плана Талицкого городского округа и генеральный план Талицкого городского округа применительно к территории населенных пунктов:
«г. Талица, п. Троицкий, п. Заводской, п. Комсомольский, п. Кузнецовский,
п. Пионерский, с. Бутка, с. Вновь-Юрмытское, с. Горбуновское, с. Казаковское, с. Катарач, с. Смолинское, с. Яр, д. Бор, д. Маркова, д. Первухина, д. Чупина», был утвержден
29 декабря 2012 года.

Указанный проект генерального плана Талицкого городского округа и генеральный план Талицкого городского округа применительно к территории населенных пунктов: «г. Талица, п. Троицкий, п. Заводской, п. Комсомольский, п. Кузнецовский,
п. Пионерский, с. Бутка, с. Вновь-Юрмытское, с. Горбуновское, с. Казаковское,
с. Катарач, с. Смолинское, с. Яр, д. Бор, д. Маркова, д. Первухина, д. Чупина» был согласован в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от
28 апреля 2008 года № 388-ПП «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения проектов документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с территорией Свердловской области, и муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и подготовки заключений».

Как следует из письма Федерального агентства лесного хозяйства от 24 октября 2019 года № АВ-03-027/20693 сведения о границах Талицкого лесничества Свердловской области внесены в Единый государственный реестр недвижимости с учетным номером 66.00.2.561.

Представитель административного ответчика считает, что в приложенной к административному исковому заявлению карте-схеме графического совмещения материалов лесоустройства Талицкого лесничества с генеральным планом города Талица, границы лесничества не соответствуют границам Талицкого лесничества, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с письмом Минэкономразвития России от 15 сентября 2017 года №26268-ВА/Д23и «О применении положений федеральных законов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 июля 2017 года №280-ФЗ» принятие Федерального закона №280-ФЗ направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра (далее по тексту – ГЛР) и Единого государственного реестра недвижимости (далее по тексту – ЕГРН) путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.

В силу установленных Федеральным законом № 280-ФЗ правил сведения ГЛР, не соответствующие сведениям ЕГРН, не являются препятствием территориальному планированию, градостроительному зонированию, кадастровому учету объектов недвижимости и регистрации прав на них, переводу земельного участка из одной категории в другую (отнесению земельного участка к определенной категории).

Так, письмом Уральского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от 13 марта 2020 года
№Ф31/159 направлено графическое совмещение материалов лесоустройства с Генеральным планом г. Талица Талицкого городского округа, а также указаны координаты поворотных точек.

Администрацией Талицкого городского округа произведено наложение представленных в вышеуказанном письме координат поворотных точек и границ Талицкого лесничества, внесенных в ЕГРН. В результате данного совмещения выявлены несоответствия границ лесных участков по координатам, указанным в письме Уральского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от 13 марта 2020 года № Ф31/159, и границ, внесенных в ЕГРН: 127 квартал Талицкого лесничества Троицкого участкового лесничества Троицкого участка (Схема №1), 3 квартал Талицкого лесничества Еланского участкового лесничества Талицкого участка (Схема №№ 2, 3, 4), 2 квартал Талицкого лесничества Еланского участкового лесничества Талицкого участка (Схема № 5), 1 квартал Талицкого лесничества Еланского участкового лесничества Талицкого участка (Схема №№ 6, 7, 8).

Если в соответствии с ГЛР участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими (правоудостоверяющими) документами - к иной категории земель, принадлежность такого участка к категории земель устанавливается на основании сведений ЕГРН либо в соответствии со сведениями, указанными в документах, подтверждающих право гражданина или юридического лица на земельный участок. Эти правила применяются в тех случаях, когда права правообладателя на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172- ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, отнесение земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствие со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172 – ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Указанные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01 января 2016 года.

Таким образом, можно сделать вывод, что в материалы лесоустройства в настоящее время необоснованно включены в границы лесничества земельные участки 66:28:2901001:17 (частично включен в 127 квартал Талицкого лесничества Троицкого участкового лесничества Троицкого участка), по данным справочной информации по объектам недвижимости в режиме online на данный земельный участок зарегистрировано право собственности 08 января 2004 года, с кадастровым номером 66:28:2901020:432 (1 квартал Талицкого лесничества Еланского участкового лесничества Талицкого участка), по данным справочной информации по объектам недвижимости в режиме online на данный земельный участок право муниципальной собственности зарегистрировано 28 июня 2012 года, с кадастровым номером 66:28:2901045:110 (3 квартал Талицкого лесничества Еланского участкового лесничества Талицкого участка), по данным справочной информации по объектам недвижимости в режиме online на данный земельный участок право долевой собственности зарегистрировано 28 июня 2012, 01 августа 2012 года, часть земельного участка с кадастровым номером 66:28:2901045:113 (3 квартал Талицкого лесничества Еланского участкового лесничества Талицкого участка), по данным справочной информации по объектам недвижимости в режиме online на данный земельный участок право собственности зарегистрировано 26 ноября 2009 года, земельный участок с кадастровым номером 66:28:2901045:918 (3 квартал Талицкого лесничества Еланского участкового лесничества Талицкого участка), по данным справочной информации по объектам недвижимости в режиме online на данный земельный участок право собственности Российской Федерации зарегистрировано 07 декабря 2015 года.

На основании изложенного, представитель административного ответчика просит отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Представитель заинтересованного лица администрации Талицкого городского округа Соколова Е.В. возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований по доводам, изложенным в отзыве на административное исковое заявление.

В частности представитель Соколова Е.В. полагает, что проект документа территориального планирования «Генеральный план Талицкого городского округа» и «Генеральный план Талицкого городского округа применительно к территории населенных пунктов: г. Талица, п. Троицкий, п. Заводской, п. Комсомольский,
п. Кузнецовский, п. Пионерский, с. Бутка, с. Вновь-Юрмытское, с. Горбуновское,
с. Казаковское, с. Катарач, с. Смолинское, с. Яр, д. Бор, д. Маркова, д. Первухина,
д. Чупина» согласован в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 28 апреля 2008 года №388-ПП, и на него имеется заключение от 30 декабря 2013 года №16-01-73/63 Правительства Свердловской области о согласовании данного проекта с условиями.

Кроме этого, в соответствии с частью 1 статьи 19 Закона Свердловской области от 19 октября 2007 года №100-ОЗ «О документах территориального планирования муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» согласование проекта генерального плана поселения, а именно проекта генерального плана городского округа подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти субъекта, Правительством Свердловской области, которые предусмотрены федеральным законом.

Следовательно, Решение от 29 декабря 2012 года № 124 является обоснованным, принято с соблюдением всех процедур принятия нормативного правового акта.

Кроме того, границы Талицкого лесничества в соответствии с письмом Федерального агентства лесного хозяйства от 07 ноября 2019 года №АВ-03-27/21502 внесены в ЕГРН с учетным номером 66.00.2.561. Администрацией Талицкого городского округа было произведено наложение координат поворотных точек и границ Талицкого лесничества, внесенных в ЕГРН. В результате этого совмещения выявлены несоответствия границ лесных участков по координатам, указанным в письме Уральского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от 13 марта 2020 года №Ф31/159 и границ, внесенных в ЕГРН.

Таким образом, в материалы лесоустройства необоснованно включены в границы лесничества земельные участки с кадастровыми номерами 66:28:2901001:17 с зарегистрированным правом собственности, 66:28:2901045:110 с зарегистрированным правом долевой собственности, 66:28:2901020:432 с зарегистрированным правом муниципальной собственности, 66:28:2901045:918 с зарегистрированным правом собственности Российской Федерации и часть земельного участка с кадастровым номером 66:28:2901045:113 с зарегистрированным правом собственности.

На основании вышеизложенного представитель администрации Талицкого городского округа просит отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Представитель заинтересованного лица Уральского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Ранее в адрес суда представил отзыв, согласно которому просит удовлетворить требования административного истца, поскольку при сопоставлении сведений ЕГРН и Государственного лесного реестра были выявлены наложения, в том числе в границах Талицкого городского округа имеются земли лесного фонда, расположенные в квартале 127 Троицкого участка Таличкого лесничества Троицкого участкового лесничества, в кварталах 1, 2, 3 Талицкого участка Еланского участкового лесничества Талицкого лесничества.

Таким образом, имеет место быть действительное наличие включенных земель лесного фонда в границы Талицкого городского округа.

Поскольку в материалах административного дела имеются доказательства заблаговременного извещения не явившихся лиц о времени и месте рассмотрения дела, суд, руководствуясь частью 2 статьи 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил рассмотреть административное дело при данной явке.

Заслушав мнение представителей административного истца Полуденко Н.В., административного ответчика Поповой С.М., заинтересованного лица Соколовой Е.В., заключение прокурора Войновой О.А., полагавшего, что требования административного искового заявления подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131 – ФЗ), пункту 2 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генерального плана городского поселения относится к вопросам местного значения городского поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Подпунктом 7 пункта 3 статьи 23 Устава Талицкого городского округа утверждение генерального плана отнесено к компетенции административного ответчика.

Следовательно, оспариваемое решение принято уполномоченным органом местного самоуправления в правомочном составе.

До принятия оспариваемого акта проводились публичные слушания по их проектам, которые доводились до сведения населения путем их официального опубликования в газете «Сельская новь».

Решение от 29 декабря 2012 года № 124 опубликовано 15 января 2013 года в газете «Сельская новь» №4.

В настоящее время оспариваемый нормативный правовой акт действует в редакции решения Думы Талицкого городского округа от 28 июня 2019 года № 46, которое опубликовано в газете «Сельская новь» № 27 от 04 июля 2019 года.

Решением Думы Талицкого городского округа от 28 июня 2019 года № 46 были внесены изменения в генеральный план Талицкого городского округа, согласно которым из границ г. Талица были исключены земли лесного фонда, а именно участок 8 (площадью 191,6 га); участок 9 (площадью 463,9 га), участок 10 (площадью 541,7 га).

Таким образом, из границы г. Талица были исключены земли лесного фонда общей площадью 1197,2 га.

Следовательно, в границы г. Талица остаются включенными земли лесного фонда с кадастровыми номерами 66:28:2901020:363 (общей площадью 102,2 га, включена в границы г. Талица площадь 2,2 га), 66:28:2901031:202 (общей площадью 76,6 га, включена в границы г. Талица площадь 0,8 га), поскольку на указанных земельных участках расположены существующие объекты жилого и промышленного назначения.

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона № 131–ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, на земли населенных пунктов (подпункт 2), земли лесного фонда (подпункт 5).

Статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1).

Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (часть 2 статьи 83 ЗК РФ).

Порядок установления или изменения границ населенных пунктов определен статьей 84 ЗК РФ.

Установлением или изменением границ населенных пунктов в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 84 ЗК РФ является утверждение или изменение генерального плана городского округа, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

В соответствии со статьей 8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (пункт 1).

Нарушение установленного данным Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3).

На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 172–ФЗ от 21 декабря 2004 года «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Таким образом, утверждение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границу населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением границ населенных пунктов, что в свою очередь является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

В соответствии с частью 7 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети «Интернет», определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования не менее чем за три месяца до их утверждения.

В части 8 данной статьи установлено, что органы местного самоуправления уведомляют в электронной форме и (или) посредством почтового отправления органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со статьями 12, 16, 21 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации об обеспечении доступа к проектам территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которой в части 8 предусмотрено, что проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 данного Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно статье 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.

В период подготовки Генерального плана действовал Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 года № 69 (далее – Порядок).

Пунктом 2.1 указанного Порядка предусматривалось направление органом, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Министерство регионального развития Российской Федерации (далее – Минрегион России) в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В свою очередь Минрегион России обладал организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов, уполномоченных осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности.

До 01 января 2015 года в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736 к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) относилось согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенного пункта.

В судебном заседании установлено и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, что по результатам выполненного Федеральным агентством лесного хозяйства «Рослесинфорг» Уральский филиал ФГБУ «Рослесинфорг» картографического совмещения материалов лесоустройства Талицкого лесничества Свердловской области с генеральным планом Талицкого городского округа установлено, что границы земель лесного фонда Талицкого лесничества имеют пересечения с границами города Талица Свердловской области.

Графическое совмещение было выполнено на основании генерального плана Талицкого городского округа, поскольку сведения о границе города Талица отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, что нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения настоящего административного дела.

Вышеприведенные обстоятельства объективно подтверждаются выполненными Уральским филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» картами – схемами графического совмещения материалов лесоустройства Талицкого лесничества с генеральным планом города Талица Свердловской области.

Сведения о том, что Российская Федерация является правообладателем лесных участков в указанных в административном исковом заявлении кварталах и выделах, подтверждается повторным свидетельством о государственной регистрации права 66 АД 988261 от 26 октября 2011 года, взамен свидетельства №217065 серия 66 АБ от 24 декабря 2003 года.

При этом в деле отсутствуют доказательства, что административным ответчиком направлялось в Минрегион России уведомление об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе в соответствии с требованиями пункта 2.1 Порядка, проект генерального плана с Рослесхозом не согласовывался.

Помимо этого, из Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства (далее также - Рослесхоз), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 736, следует, что Рослесхоз был уполномочен осуществлять согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов на дату утверждения оспариваемого нормативного правового акта.

Рослесхоз осуществляет: рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий (подпункт 5.4.2); рассмотрение проектов генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции (подпункт 5.4.3).

В материалах дела отсутствуют доказательства направления уведомления в Рослесхоз о согласовании проекта Генерального плана, перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую.

Доказательств, свидетельствующих об обратном, лицами, участвующими в деле, не представлено.

Довод административного ответчика о том, что от Правительства Свердловской области получено заключение о согласовании документа территориального планирования, не имеет правового значения, поскольку лесные участки, находящиеся в составе земель лесного фонда, могли быть включены в границы г. Талица Талицкого городского округа Свердловской области только при согласовании с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области лесных отношений.

Довод представителя административного ответчика о том, что не имеется подтверждения включения в границы населенного пункта спорных участков земель лесного фонда, не может быть принят судом во внимание, поскольку опровергается материалами дела.

Лесные участки, включенные оспариваемым Решением от 29 декабря 2012 года № 124 в границы г. Талица Талицкого городского округа, являются ранее учтенными объектами недвижимости с границами, определенными материалами лесоустройства, относятся к категории земель лесного фонда и, как уже было отмечено судом выше, в силу закона (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации) являются федеральной собственностью.

В силу части 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.

Согласно действующим на момент рассмотрения данного административного дела положениям статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного кодекса; местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.

Кадастровый учет лесных участков до 1 января 2017 года осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221 – ФЗ «О кадастровой деятельности», согласно положениям части 6 статьи 47 которого участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

При этом само по себе, отсутствие в текстовой части проекта Генерального плана сведений о включении в границы населенного пункта лесных участков расположенных на землях лесного фонда, не опровергает вышеприведенные доказательства, представленные Департаментом.

Поскольку данное административное дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 219 данного кодекса о пропуске административным истцом срока обращения в суд, на которые ссылается Дума Талицкого городского округа, применению не подлежат.

Учитывая, что при подготовке проекта Генерального плана не соблюдена предусмотренная статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедура согласования, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую, а также имеется документально подтвержденное, частичное наложение границ населенного пункта г. Талица, входящего в состав Талицкого городского округа, и границ находящихся в федеральной собственности лесных участков, суд приходит к выводу, что оспариваемое Решение от 29 декабря 2012 года № 124 в редакции от 28 июня 2019 года № 46 «Об утверждении Генерального плана Талицкого городского округа и генерального плана Талицкого городского округа применительно к территории населенных пунктов: г. Талица, п. Троицкий, п. Заводской, п. Комсомольский,
п. Кузнецовский, п. Пионерский, с. Бутка, с. Вновь-Юрмытское, с. Горбуновское,
с. Казаковское, с. Катарач, с. Смолинское, с. Яр, д. Бор, д. Маркова, д. Первухина,
д. Чупина» » в части включения в границы населенного пункта г. Талица лесных участков, расположенных на землях Государственного лесного фонда квартал 127 Талицкого лесничества Троицкого участка Троицкого участкового лесничества, кварталы 1, 2, 3 Талицкого лесничества Талицкого участка Еланского участкового лесничества, противоречит вышеприведенным положениям действующего законодательства, поскольку оно принято без предусмотренного законодательством согласования с Рослесхозом, в связи, с чем в указанной части на основании статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит признанию не действующим и не подлежащим применению.

Как установлено пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.

Разрешая вопрос о дате, с которой оспариваемое положение нормативного правового акта следует признать не действующим, суд исходит из того, что оспариваемая правовая норма применялась, порождая правовые последствия. Указанное обстоятельство в силу разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» является основанием для признания нормативного правового акта в его оспариваемой части не действующим только со дня вступления решения суда в законную силу.

Учитывая, что Генеральный план применялся до вынесения настоящего решения суда, оспариваемое Решение следует признать не действующим и не подлежащим применению в оспариваемой части со дня вступления в силу настоящего решения суда.

Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу удовлетворить.

Признать не действующим с момента вступления в законную силу судебного акта решение Думы Талицкого городского округа от 29 декабря 2012 года № 124 в редакции от 28 июня 2019 года № 46 «Об утверждении Генерального плана Талицкого городского округа и генерального плана Талицкого городского округа применительно к территории населенных пунктов: г. Талица, п. Троицкий, п. Заводской, п. Комсомольский,
п. Кузнецовский, п. Пионерский, с. Бутка, с. Вновь-Юрмытское, с. Горбуновское,
с. Казаковское, с. Катарач, с. Смолинское, с. Яр, д. Бор, д. Маркова, д. Первухина,
д. Чупина» в части включения в границы населенного пункта г. Талица лесных участков, расположенных на землях Государственного лесного фонда квартал 127 Талицкого лесничества Троицкого участка Троицкого участкового лесничества, кварталы 1, 2, 3 Талицкого лесничества Талицкого участка Еланского участкового лесничества.

Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Думы Талицкого городского округа, а также на официальном сайте Талицкого городского округа.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Свердловский областной суд.

Судья С.Н. Полевщикова