ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-135/2022 от 15.02.2022 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

24ОS0000-01-2021-000719-66

Дело № 3А-135/2022

010а

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 февраля 2022 года г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Андриишина Д.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Субботиным А.Ю.,

с участием представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, прокурора Дмитриева И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-135/2022 по административному иску ФИО1, действующего в интересах несовершеннолетней ФИО3, о признании не действующими Решение Дивногорского городского Совета депутатов Красноярского края от 29 ноября 2012 года № 28-176-ГС «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Дивногорска» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером к двум территориальным зонам,

У С Т А Н О В И Л:

Решением Дивногорского городского Совета депутатов Красноярского края от 29 ноября 2012 года № 28-176-ГС «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Дивногорска» (далее – Решение 29 ноября 2012 года № 28-176-ГС) утверждены Правила землепользования и застройки города Дивногорска.

Данное решение опубликовано 06 декабря 2012 года в печатном издании «Независимое Телевизионное Слово» № 40 (272), а также на официальном сайте администрации города Дивногорска - divnogorsk-adm.ru. В соответствии с пунктом 3 указанного решения оно вступает в силу со дня его официального опубликования в средствах массовой информации и на официальном сайте администрации г. Дивногорска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Карты градостроительного зонирования территории городского округа город Дивногорск, являющиеся приложением к Правилам землепользования и застройки, были дополнительно опубликованы 26 сентября 2014 года в газете «Огни Енисея» № 40.

ФИО1, действующий в интересах несовершеннолетней дочери ФИО3, обратился с административным иском о признании не действующим Решение 29 ноября 2012 года № 28-176-ГС (в редакции Решения от 28 октября 2020 года № 2-11-ГС) в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером двух территориальных зон – зоны «Жилая усадебная застройка» (Ж-1) и зоны «Рекреационная городская» (Р-1).

Требования мотивированы тем, что ФИО3 с 18 января 2021 года является собственником земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: г. Дивногорск, западный промышленный район, Нижний проезд. Оспариваемыми Правилами землепользования и застройки в отношении указанного земельного участка установлено две территориальные зоны: зона «Жилая усадебная застройка» (Ж-1) и зона «Рекреационная городская» (Р-1).

12 августа 2021 года законный представитель ФИО3 – ФИО4 обратилась в администрацию города Дивногорска с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке. 23 августа 2021 года администрация города Дивногорска уведомила о недопустимости размещения на земельном участке с кадастровым номером объекта индивидуального жилищного строительства, поскольку земельный участок расположен в двух территориальных зонах: зона «Жилая усадебная застройка» (Ж-1) и зона «Рекреационная городская» (Р-1)

Считает, что территориальное зонирование земельного участка противоречит предписаниям части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку не отвечает требованиям принадлежности указанного земельного участка только к одной территориальной зоне, а установление двух территориальных зон, предусматривающие различные виды разрешенного использования создает правовую неопределенность его режима и препятствует административному истцу использовать земельный участок по назначению – для эксплуатации расположенного на нем нежилого здания.

Представитель административного истца ФИО1 – ФИО2, действующий на основании доверенности, настаивал на удовлетворении административного иска по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении с учетом его уточнения.

В письменных пояснениях председатель Дивногорского городского Совета депутатов ФИО5, действующий на основании Устава, просил в удовлетворении административного иска отказать, мотивируя тем, что принадлежность земельного участка с кадастровым номером к двум территориальным зонам возникла в связи с тем, что при формировании земельного участка в 2020 году путем раздела земельного участка с кадастровым номером 676:ЗУ6 не были учтены границы территориальных зон. Просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя Дивногорского городского Совета депутатов.

Глава города Дивногорска, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, о причинах не сообщил, ходатайств не представил.

Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие представителей Дивногорского городского Совета депутатов, Главы города Дивногорска, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, против чего явившиеся участники судебного процесса не возражали.

Прокурор - прокурор отдела прокуратуры Красноярского края Дмитриев И.Г. в своем заключении полагал административный иск подлежащим удовлетворению.

Оценив доводы участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Законом Красноярского края от 28 января 2005 года № 13-2928 «Об установлении границ муниципального образования город Дивногорск и наделении его статусом городского округа» муниципальное образование город Дивногорск наделен статусом городского округа.

На основании пункта 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, утверждаемым нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации и включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов и документам территориального планирования (часть 9 статьи 31), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31).

Обязательными приложениями к проектам правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24, часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (часть 13 статьи 24, части 1 - 3 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, проект Правил землепользования и застройки городского округа город Дивногорск подготовлен в соответствии с вышеприведенными процедурами, регламентированными статьями 31-32 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Решение 29 ноября 2012 года № 28-176-ГС принято уполномоченным органом в установленной форме, подписано Главой города Дивногорска, официально опубликовано для всеобщего сведения и вступило в законную силу со дня его официального опубликования.

Зонирование территорий осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункты 6, 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

При этом при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как следует из положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

Частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

Согласно пункту 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

В силу пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Устанавливаемый правилами землепользования и застройки градостроительный регламент отражает требования для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков.

Согласно пункту 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования, которыми в соответствии определением, содержащемся в пункте 12 статьи 1 указанного Кодекса, беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

На основании пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Границы территорий общего пользования обозначаются в документации по планировке территории красными линиями и подлежат установлению, изменению или отмене в данной документации (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Установление границ территорий общего пользования осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются в том числе красные линии (части 1, 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации на чертежах межевания территории отображаются также красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 этой статьи.

Судом установлено, что ФИО3 на основании договора купли-продажи от 15 декабря 2020 года является собственником земельного участка с кадастровым номером 24:46:0204001:1333, площадью 1000 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: одноквартирные индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками, расположенного по адресу: Красноярский край, городской округ Дивногорск, город Дивногорск, западный промышленный район, Нижний проезд, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 19 января 2021 года.

Право собственности ФИО3 в отношении земельного участка зарегистрировано 19 января 2021 года.

Из вышеуказанной выписки из Единого государственного реестра недвижимости, а также межевого плана следует, что названный земельный участок был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет с определением его границ 9 июня 2020 года.

Межевыми планами земельных участков, пояснениями представителя административного истца и другими материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером был образован в результате последовательного разделения на земельные участки исходного земельного участка с кадастровым номером который согласно кадастровому паспорту от 19 августа 2013 года был поставлен на государственный кадастровый учет с 15 декабря 2011 года, т.е. до принятия оспариваемого Решения 29 ноября 2012 года № 28-176-ГС.

Согласно сведениям из ГИСОГД муниципального образования город Дивногорск от 25 ноября 2021 года, Генеральным планом муниципального образования город Дивногорск, утвержденным Решением Дивногорского городского Совета депутатов от 20 декабря 2012 года № 29-187-ГС, в отношении исходного земельного участка с кадастровым номером были установлены следующие функциональные зоны: жилая усадебная застройка, рекреационная городская, автомобильный транспорт, улиц местного значения. Правилами землепользования и застройки, утвержденными Решением 29 ноября 2012 года № 28-176-ГС в отношении указанного земельного участка были установлены следующие территориальные зоны: «Жилая усадебная застройка» (Ж-1), «Рекреационная городская» (Р-1), «Автомобильный транспорт» (ИТ).

Земельный участок с кадастровым номером был продан администрацией города Дивногорска в долевую собственность двум физическим лицам по договору купли-продажи от 4 июля 2017 года. На тот момент на данном земельном участке находилось 12 жилых домов.

Из материалов дела следует, что границы земельного участка с кадастровым номером до его раздела не изменялись. Территориальное зонирование, установленное в отношении данного земельного участка Решением 29 ноября 2012 года № 28-176-ГС в первоначальной редакции, также не изменялось.

Согласно сведениям из ГИСОГД муниципального образования город Дивногорск от 25 ноября 2021 года, Генеральным планом муниципального образования город Дивногорск, утвержденным Решением Дивногорского городского Совета депутатов от 20 декабря 2012 года № 29-187-ГС, в отношении исходного земельного участка с кадастровым номером установлены следующие функциональные зоны: жилая усадебная застройка, рекреационная городская. Правилами землепользования и застройки, утвержденными Решением 29 ноября 2012 года № 28-176-ГС в отношении указанного земельного участка установлены следующие территориальные зоны: «Жилая усадебная застройка» (Ж-1), «Рекреационная городская» (Р-1).

Таким образом, нахождение земельного участка с кадастровым номером в двух территориальных зонах стало возможным вследствие того, что данный земельный участок образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 24:46:0204001:676, в отношении которого оспариваемым Решением 29 ноября 2012 года № 28-176-ГС ранее было установлено несколько территориальных зон.

Градостроительный регламент территориальной зоны «Жилая усадебная застройка» (Ж-1) определен в статье 36 Правил землепользования и застройки.

В соответствии со статьей 63 указанных Правил территориальная зона «Рекреационная городская» (Р-1) представляет собой земельные участки озелененных городских территорий общего пользования с соответствующими объектами для кратковременного отдыха: парками, скверами, выполняющими активные рекреационные функции, с допустимой рекреационной нагрузкой до 50 чел/га с площадью свободных территорий для озеленения не менее 70%.

Представленные в данной статье градостроительные регламенты могут быть распространены на земельные участки в составе данной зоны Р-1 только в случае, когда части территорий общего пользования - парков, скверов переведены в установленном порядке на основании проектов планировки (установления красных линий) из состава территорий общего пользования в иные территории, на которые распространяется действие градостроительных регламентов.

В иных случаях - применительно к частям территории в пределах данной зоны Р-1, которые относятся к территории общего пользования, отграниченной от иных территорий красными линиями, градостроительный регламент не распространяется и их использование определяется уполномоченными органами Города в индивидуальном порядке в соответствии с целевым назначением.

Согласно информации, представленной администрацией города Дивногорска, земельный участок с кадастровым номером находится в границе территории, в отношении которой проект планировки и межевания в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом Российской Федерации, не разрабатывался и не утверждался.

Из материалов дела усматривается, что проходящая по земельному участку с кадастровым номером линия территориальной зоны «Рекреационная городская» (Р-1), не является фактическим отображением границы территории общего пользования.

Таким образом, поскольку материалами дела подтверждено, что территориальное зонирование земельного участка с кадастровым номером установлено ошибочно без учета фактического землепользования и фактических границ территорий общего пользования, Правила землепользования и застройки в части установления двух территориальных зон - «Жилая усадебная застройка» (Ж-1) и «Рекреационная городская» (Р-1) в границах земельного участка с кадастровым номером противоречит предписаниям части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.

В результате установления оспариваемыми Правилами землепользования и застройки в отношении земельного участка с кадастровым номером двух территориальных зон, был определен правовой режим использования этого земельного участка, который противоречит требованиям закона и налагает ограничения на использование земельного участка, в связи с чем, нарушаются права собственника вышеуказанного земельного участка. Кроме того, нахождение земельного участка в двух территориальных зонах создает неопределенность его правового режима, что также ограничивает право собственника на использование по назначению принадлежащего ему земельного участка.

Тот факт, что на момент приобретения в собственность земельного участка законные представители ФИО3 имели возможность получить сведения о территориальном зонировании в отношении данного земельного участка, не имеет правового значения, поскольку сама по себе осведомленность будущего правообладателя земельного участка о территориальном зонировании, не лишает права на последующую судебную защиту прав и законных интересов путем оспаривания нормативного правового акта, которым установлено территориальное зонирование, не соответствующее закону.

Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

При таких обстоятельствах суд полагает признать не действующим со дня вступления в законную силу судебного решения Правила землепользования и застройки, утвержденные Решением от 29 ноября 2012 года № 28-176-ГС, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером к двум территориальным зонам, а также обязать Дивногорский городской Совет депутатов опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Административный иск ФИО1, действующего в интересах несовершеннолетней ФИО3, – удовлетворить.

Признать не действующим с момента вступления в законную силу настоящего решения Решение Дивногорского городского Совета депутатов Красноярского края от 29 ноября 2012 года № 28-176-ГС «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Дивногорска» в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером двух территориальных зон.

Обязать Дивногорский городской Совет депутатов опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин

Решение в окончательной форме принято 21 февраля 2022 года.