ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-137/2021 от 10.01.2022 Амурского областного суда (Амурская область)

Дело №3а-22/2022

(№3а-137/2021)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 января 2022 года г.Благовещенск

Амурский областной суд в составе:

председательствующего судьи Костыревой Е.Л.,

при секретаре Шевкун Я.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Благовещенский электроаппаратный завод» о пересмотре архивной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер>,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Благовещенский электроаппаратный завод» обратилось в суд с данным административным исковым заявлением, в обоснование указав, что АО «Благовещенский электроаппаратный завод» на основании свидетельства о государственной регистрации права №28АА092963 от 5 мая 2004 года является собственником земельного участка с кадастровым <номер>, общей площадью 13 260 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – деловое управление, расположенного в <адрес>. В апреле 2021 года истцом было получено сообщение об исчислении налоговым органом суммы земельного налога №23049 от 21 апреля 2021 года, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым <номер> равна 117 709 816 рублей, а сумма исчисленного земельного налога за 2020 год равна 1 765 647 рублей. Кадастровая стоимость земельного участка в размере 117 709 816 рублей внесена в Единый государственный реестр недвижимости 22 февраля 2019 года, акт об утверждении кадастровой стоимости №537 от 5 ноября 2013 года, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 16 ноября 2021 года по состоянию на 31 декабря 2019 года, 1 января 2020 года. Указанная кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость. Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы истца, поскольку влечет увеличение его налоговых обязательств, в частности, по уплате земельного налога, исчисляемого на основании кадастровой стоимости земельного участка.

Согласно отчету об определении рыночной стоимости земельного участка №290-21 от 17 сентября 2021 года, выполненному ООО «АмурОценка», рыночная стоимость на дату оценки – 22 февраля 2019 года земельного участка с кадастровым <номер> составила 47 379 000 рублей.

Статьей 391 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Таким образом результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца как налогоплательщика, что в силу статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности дает истцу право на обращение в суд с заявлением об оспаривании этих результатов.

Просит пересмотреть архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым <номер>, общей площадью 13 260 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – деловое управление, расположенный в <адрес>, установив ее в размере рыночной стоимости.

В письменном отзыве представитель Управления Росреестра по Амурской области Кантамирова О.Н. указала, что в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки. Кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется в результате массовой оценки недвижимости. В Амурской области в 2013 году проводилась государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов по состоянию на 1 января 2013 года. Результаты утверждены постановлением Амурской области от 5 ноября 2013 года №537 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Амурской области».

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым <номер> в размере 117 709 815,6 рублей внесена в Единый государственный реестр недвижимости 22 сентября 2019 года.

В соответствии с распоряжением Правительства Амурской области от 29 апреля 2019 года №75-р «О проведении государственной кадастровой оценки земельных участков из категории земель населенных пунктов, расположенных на территории Амурской области» в 2020 году на территории области проведена государственная кадастровая оценка в отношении земельных участков указанной категории. Государственная кадастровая оценка проведена в соответствии с нормами Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственной кадастровой оценке». Перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке, сформирован по состоянию на 1 января 2020 года. Результаты государственной кадастровой оценки утверждены постановлением Правительства Амурской области от 27 ноября 2020 года №796 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из категории земель населенных пунктов, расположенных на территории Амурской области». Земельный участок с кадастровым <номер> вошел в перечень объектов оценки. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым <номер> согласно Постановлению №796 составила 52 973 700 рублей. Просила принять решение на основании представленных доказательств, исходя из фактических обстоятельств по делу.

В письменном отзыве на административное исковое заявление представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области Шуранова Ю.В. указала, что в Едином государственном реестре недвижимости учтен земельный участок с кадастровым <номер>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для административно-производственной базы; площадью - 13260 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет 4 мая 2004 года.

Постановлением Правительства Амурской области от 5 ноября 2013 года №537 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Амурской области» результаты по государственной кадастровой оценке были утверждены. Земельный участок с кадастровым <номер> вошел в перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке.

На основании заявления от 22 февраля 2019 года №28-0-1-87/3513/2019-21 о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости земельному участку с кадастровым <номер> был изменен вид разрешенного использования на «деловое управление».

В соответствии с п.2.1.3 Приказа Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года №222 «Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка» в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. В соответствии с классификатором видов разрешенного использования для населенных пунктов (Постановление №537) вид разрешенного использование «деловое управление» относится к 7 группе вида разрешенного использования. Согласно Приложению №2 постановления №537 от 5 ноября 2013 года среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования (делового управления) составляет 8 877,06 руб./кв.м. В результате чего кадастровая стоимость земельного участка <номер> составила 117 709 815,6 рублей, дата определения 22 февраля 2019 года. ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Амурской области для внесения сведений о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка использовало удельный показатель, утвержденный постановлением Правительства Амурской области 5 ноября 2013 года №537.

ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Амурской области полагает, что в случае установления судом выполнения отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости земельного участка с кадастровым <номер> в соответствии с требованиями действующего законодательства, представленный отчет независимого оценщика может быть признан в качестве доказательства, подтверждающего рыночную стоимость объекта недвижимости, в целях внесения ее в сведения, предусмотренные нормами Федерального законодательства о Едином государственном реестре недвижимости.

Представители Управления Росреестра по Амурской области, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области в судебное заседание не явились, заявили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

Представители акционерного общества «Благовещенский электроаппаратный завод», Министерства имущественных отношений по Амурской области, ГБУ Амурской области «Центр государственной кадастровой оценки Амурской области», администрации г.Благовещенска в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.

В силу ч.4 ст.247 КАС РФ их неявка не является препятствием к рассмотрению административного дела.

Из материалов дела следует, что АО «Благовещенский электроаппаратный завод» является собственником объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым <номер>, общей площадью 13 260 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – деловое управление, расположенного по <адрес>.

На основании Приложения №1 к постановлению Правительства Амурской области от 5 ноября 2013 года №537 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Амурской области» кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым <номер> по состоянию на 1 января 2013 года установлена в размере 14 674 311,6 рублей.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 16 ноября 2021 года №КУВИ-002/2021-151415683 кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым <номер> по состоянию на 24 апреля 2015 года установлена в размере 14 674 311,6 рублей.

На основании заявления от 22 февраля 2019 года №28-0-1-87/3513/2019-21 о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, земельному участку с кадастровым <номер> был изменен вид разрешенного использования «для административно-производственной базы» на вид разрешенного использования «деловое управление».

В соответствии с п.2.1.3 Приказа Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года №222 «Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка» кадастровая стоимость земельного участка определена путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка, в результате чего кадастровая стоимость земельного участка <номер> составила 117 709 815,6 рублей, дата определения 22 февраля 2019 года.

В соответствии с распоряжением Правительства Амурской области от 29 апреля 2019 года №75-р «О проведении государственной кадастровой оценки земельных участков из категории земель населенных пунктов, расположенных на территории Амурской области» в 2020 году на территории области в соответствии с нормами Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» проведена государственная кадастровая оценка в отношении земельных участков указанной категории земель. Перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке, сформирован по состоянию на 1 января 2020 года.

Результаты государственной кадастровой оценки утверждены постановлением Правительства Амурской области от 27 ноября 2020 года №796 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из категории земель населенных пунктов, расположенных на территории Амурской области». Земельный участок с кадастровым <номер> вошел в перечень объектов оценки, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым <номер> составила 52 973 700 рублей.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 16 ноября 2021 года №КУВИ-002/2021-151417537 кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым <номер> по состоянию на 1 января 2020 года установлена в размере 52 973 700 рублей, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости 26 января 2021 года.

Таким образом оспариваемая административным истцом кадастровая земельного участка в размере 117 709 515, 60 рублей является архивной.

Как следует из отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка от 17 сентября 2021 года №290-21, выполненного оценщиком ООО «АмурОценка», рыночная стоимость указанного объекта недвижимости определена в размере 47 379 000 рублей.

Изучив материалы дела, требования административного истца, письменные отзывы, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ст.245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Досудебный порядок административным истцом соблюден путем обращения 1 декабря 2021 года в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области, которой заявление АО «Благовещенский электроаппаратный завод» не принято к рассмотрению в связи с пропуском срока его подачи, о чем сообщено в уведомлении №428 от 7 декабря 2021 года.

В соответствии с ч.1 ст.65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу ч.5 ст.65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно чч.1 и 2 ст.66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Учитывая приведенные положения законов и доводы административного искового заявления, административный истец вправе обратиться в суд с настоящим иском в защиту своих интересов, поскольку затронуты его права и обязанности как собственника недвижимого имущества и плательщика земельного налога.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», следует, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В силу положений ст.24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ч.1 ст.248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Учитывая приведенные положения законов и доводы административного искового заявления, административный истец вправе обратиться в суд с настоящим иском в защиту своих интересов, поскольку затронуты его права и обязанности как собственника недвижимого имущества и плательщика земельного налог, и сохранено право на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости земельного участка для целей, установленных законодательством.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости на основании п.15 ст.20 КАС РФ подается в областной суд по месту нахождения заказчика работ либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость в порядке, предусмотренном ст.24 КАС РФ.

Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем в судебном порядке посредством предъявления требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости и подлежат рассмотрению по правилам главы 25 КАС РФ (пункты 2 и 3 Постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года №28).

В соответствии с п.5 ст.247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса.

Обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (ч.5 ст.247 и ч.1 ст.248 КАС РФ).

Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Доказательством определения рыночной стоимости объектов недвижимости является отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости (п.4 ч.2 ст.246 КАС РФ).

В соответствии с ч.1 ст.61 КАС РФ доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В связи с чем отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 17 сентября 2021 года №290-21, выполненный оценщиком Ф.И.О.7, как документ, содержащий сведения доказательственного значения, представленные административным истцом, подлежит оценке по правилам ст.84 КАС РФ.

Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №297 утвержден Федеральный стандарт оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (ФСО №1), пункт 2 которого предусматривает, что федеральный стандарт оценки является обязательным к применению при осуществлении оценочной деятельности.

В соответствии с пунктом 6 указанного Стандарта итоговая стоимость объекта оценки определяется путем расчета стоимости объекта оценки при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке. Подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией (пункт 7).

Названным федеральным стандартом оценки предусмотрено, что оценщик осуществляет сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки объекта оценки. Оценщик изучает количественные и качественные характеристики объекта оценки, собирает информацию, существенную для определения стоимости объекта оценки теми подходами и методами, которые на основании суждения оценщика должны быть применены при проведении оценки (пункт 18).

Согласно п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» суд проверяет отчет независимого оценщика об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки.

В соответствии с п.24 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (ФСО №1), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №297, оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов.

Объем исследований определяется оценщиком исходя из принципа достаточности (пункт 11 ФСО №7, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года №611).

При исследовании в судебном заседании отчета об оценке от 17 сентября 2021 года №290-21 на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки, суд приходит к выводу, что отчет является допустимым доказательством, отвечающим требованиям ст.59 КАС РФ, полученным в порядке, предусмотренном КАС РФ и другими федеральными законами.

Из указанного отчета усматривается, что рыночная стоимость земельного участка определена оценщиком на основании сведений из ЕГРН о качественных и количественных характеристиках объекта недвижимости, анализа нормативно-справочной и статистической информации о состоянии и изменении уровня цен в рассматриваемом регионе, в соответствии с требованиями Федерального закона №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральных стандартов оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО №1)», «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)», «Оценка недвижимости (ФСО №7)».

Отчет об оценке выполнен оценщиком Ф.И.О.7, которая является членом ассоциации саморегулируемой организации оценщиков «СОЮЗ», гражданская ответственность оценщика застрахована в соответствии с действующим законодательством РФ (полис страхования ответственности ОАО «ВСК» благовещенский филиал №21810В4000005, срок действия с 3 апреля 2021 года по 2 апреля 2022 года), оценщик имеет квалификационный аттестат №020044-1 от 31 мая 2021 года по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости», индивидуальный опыт оценочной деятельности с 2009 года.

Установленные обстоятельства подтверждают соответствие оценщика Ф.И.О.7 требованиям, предъявляемым к субъектам оценочной деятельности ст.4, 15, 24.7 Федерального закона №135-ФЗ.

С учетом совокупности исследованных доказательств, с точки зрения относимости и допустимости, в соответствии со статьями 60, 61 КАС РФ и установленными по делу обстоятельствами суд находит подлежащими удовлетворению требования АО «Благовещенский электроаппаратный завод» о пересмотре архивной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер> и установлении ее в размере рыночной стоимости.

Согласно п.25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.

Административный истец обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости - 1 декабря 2021 года.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление административного истца АО «Благовещенский электроаппаратный завод» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым <номер>, общей площадью 13 260 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – деловое управление, расположенного по <адрес>, в размере его рыночной стоимости 47 379 000 рублей по состоянию на 22 февраля 2019 года.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым <номер> считать 1 декабря 2021 года.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, г.Новосибирск, ул.Ломоносова, д.57а) через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Костырева Е.Л.

В окончательной форме решение принято 14 января 2022 года.

Председательствующий Костырева Е.Л.

Дело №3а-22/2022

(№3а-137/2021)