Дело № 3а-56/2022 (№ 3а-1396/2021) РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Московской области Московский областной суд в составе: председательствующего судьи Невейкиной Н.Е., с участием прокурора Московской областной прокуратуры Быхановой Е.В., при секретаре Овсянниковой А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-56/2022 (№ 3а-1396/2021) по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Совету депутатов Дмитровского городского округа Московской области, Администрации Дмитровского городского округа Московской области о признании недействующим Решения Совета Депутатов Дмитровского городского округа Московской области № 819/96 от 15.05.2020 года «Об утверждении Генерального плана Дмитровского городского округа Московской области» в части установления в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты> функциональной зоны Ж-2; о признании недействующим Постановления Администрации Дмитровского городского округа Московской области № 2315-П от 18.10.2021 года «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) Дмитровского городского округа Московской области» в части установления в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты> территориальной зоны Ж-2, у с т а н о в и л: Решением Совета Депутатов Дмитровского городского округа Московской области № 819/96 от 15.05.2020 года «Об утверждении Генерального плана Дмитровского городского округа Московской области» утвержден генеральный план Дмитровского городского округа Московской области. Постановлением Администрации Дмитровского городского округа Московской области № 2315-П от 18.10.2021 года «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) Дмитровского городского округа Московской области» утверждены правила землепользования и застройки территории (части территории) Дмитровского городского округа Московской области. Административные истцы ФИО1, ФИО2 обратились в Московский областной суд с административным исковым заявлением с учетом уточнений в порядке части 1 статьи 46, пункта 1 части 2 статьи 135 КАС РФ о признании недействующим Решения Совета Депутатов Дмитровского городского округа Московской области № 819/96 от 15.05.2020 года «Об утверждении Генерального плана Дмитровского городского округа Московской области» в части установления в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты> функциональной зоны Ж-2; о признании недействующим Постановления Администрации Дмитровского городского округа Московской области № 2315-П от 18.10.2021 года «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) Дмитровского городского округа Московской области» в части установления в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты> территориальной зоны Ж-2. В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что являются собственниками земельных участков: ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, участок находится примерно в 103 м. по направлению, на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, относящегося к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - среднеэтажная жилая застройка; ФИО2 является собственником 5/200 доли земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, участок находится примерно в 103 м. по направлению, на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, относящегося к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - среднеэтажная жилая застройка, для иных видов жилой застройки. Постановлением администрации Дмитровского муниципального района Московской области от 13.03.2014 года № 1438-П вид разрешенного использования земельных участков истцов изменен с «для индивидуального жилищного строительства» на «под среднеэтажную жилую застройку»; Постановлением администрации Дмитровского муниципального района Московской области от 24.12.2013 года № 9557-П утвержден проект планировки территории под среднеэтажную жилую застройку на земельном участке, общей площадью 2 608 кв.м., состоящим из двух смежных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>. Указанным проектом планировки территории предусмотрено строительство двух трехэтажных жилых дома на земельном участке, состоящим из двух смежных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>. Главой Дмитровского муниципального района Московской области 16.06.2014 года и 17.06.2014 года выданы разрешения на строительство трехэтажных односекционных жилых домов с чердаком, площадью 764,54 кв.м. и 1167,73 кв.м. на указанных земельных участках. Главой Дмитровского муниципального района 11.11.2014 года выдано разрешение на ввод в эксплуатацию трехэтажного односекционного жилого дома с чердаком, площадью 764,54 кв.м. Министерством строительного комплекса Московской области 26.02.2016 года выдано разрешение на ввод в эксплуатацию трехэтажного односекционного жилого дома с чердаком, площадью 1167,73 кв.м. Однако, оспариваемым Генеральным планом, земельные участки, на которых расположены названные дома, отнесены к функциональной зоне Ж-2 (зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами). Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Совета депутатов Дмитровского городского округа Московской области от 09.07.2020 года № 833/102, указанные земельные участки также отнесены к территориальной зоне Ж-2 (зона застройки индивидуальными жилыми домами). Постановлением администрации Дмитровского городского округа Московской области от 18.10.2021 года № 2315-П Правила землепользования и застройки Дмитровского городского округа Московской области переутверждены на основании ст. 16.1 Закона МО № 36/2007-ОЗ «О Генеральном плане развития Московской области». Нарушение своих прав и законных интересов административные истцы усматривают в том, что установленная зона Ж-2 противоречит возможности строительства (реконструкции) выше 3-х этажей, эксплуатации и проведения ремонтных работ в многоквартирных домах. На обращение истцов в Министерство жилищной политики Московской области по вопросу реконструкции жилого дома с изменением назначения чердака под жилые помещения, получен отказ в предоставлении государственной услуги, поскольку в зоне Ж-2 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) не предусматривается размещение (реконструкция) многоквартирной жилой застройки. Полагают, что Генеральный план, Правила землепользования и застройки в части установления в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты> функциональной и территориальной зоны Ж-2 приняты без учета фактического землепользования, сложившейся застройки и планировки территории, что нарушает положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе требования пункта 4 части 1 статьи 34 и пункта 1 части 2 статьи 36 ГрК РФ, а также противоречит целям разработки Генерального плана, Правил землепользования и застройки. Кроме того, административные истцы полагают нарушенной процедуру принятия оспариваемых актов, поскольку при обсуждении проектов Генерального плана и Правил землепользования и застройки территории не были учтены интересы граждан, проживающих на указанной территории. В судебном заседании административные истцы, представитель административных истцов по доверенности ФИО3, поддержали уточненный административный иск в полном объеме. Представитель административных ответчиков Совет депутатов Дмитровского городского округа Московской области, Администрация Дмитровского городского округа Московской области ФИО4, действующая по доверенности, в судебное заседание явилась, уточненные административные исковые требования административных истцов не признала по доводам, изложенным в возражениях на иск. Пояснила, что оспариваемые в части решение и постановление приняты Советом депутатов и Администрацией в рамках их компетенции, с соблюдением действующего законодательства, оспариваемые положения нормативных правовых актов не противоречат действующему федеральному законодательству, не нарушают прав и законных интересов административных истцов, в связи с чем просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Пояснила, что согласно Генеральному плану Дмитровского городского округа Московской области и Правил землепользования и застройки земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты><данные изъяты> расположены в зоне Ж-2, то есть в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, при этом земельные участки имеют вид разрешенного использования - среднеэтажная жилая застройка. Отметила, что, поскольку генеральный план является документом территориального планирования, несет функцию определения назначения территории исходя из планов развития территории городского округа в целом и не направлен на фиксацию существующего положения, то при принятии генерального плана определение функциональных зон в соответствии с фактическим использованием территории не предусмотрено. Кроме того, территориальные зоны правил землепользования и застройки, устанавливая правовой режим земельных участков в градостроительных регламентах, должны соответствовать территориальному планированию, закрепленному в функциональных зонах генерального плана, что соответствует требованиям градостроительного законодательства, в связи с чем законные права и интересы административных истцов не нарушены. Представлены письменные пояснения. Представитель заинтересованного лица Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области ФИО5, действующий по доверенности, в судебное заседание явился, просил отказать в удовлетворении административного иска, по основаниям, изложенным в письменных пояснениях. Представитель заинтересованного лица ГАУ МО НИиПИ градостроительства, заинтересованные лица ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21 в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены своевременно и надлежащим образом, возражений на иск не представили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили. Заслушав пояснения представителя административных истцов, представителя административных ответчиков, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Быхановой Е.В., полагавшей, что административный иск подлежит частичному удовлетворению, суд приходит к следующим выводам. Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентированы главой 21 КАС РФ. Согласно пунктам 7, 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет, в том числе соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Проверив в соответствии с частями 7, 8 статьи 213 КАС РФ соблюдение Советом депутатов городского округа Пущино Московской области компетенции и полномочий при принятии оспариваемого нормативного правового акта, суд установил следующее. Решением Совета Депутатов Дмитровского городского округа Московской области № 819/96 от 15.05.2020 года «Об утверждении Генерального плана Дмитровского городского округа Московской области» утвержден генеральный план Дмитровского городского округа Московской области. Указанное решение было опубликовано 15.05.2020 года в сети Интернет на сайте Администрации Дмитровского городского округа Московской области (http://dmitrov-reg.ru/), а также в газете «Советская, 2» в системе «Консультант». Решением Совета Депутатов Дмитровского городского округа Московской области № 833/102 от 09.07.2020 года «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) Дмитровского городского округа Московской области» утверждены Правила землепользования и застройки территории (части территории) Дмитровского городского округа Московской области. Указанное решение было опубликовано 09.07.2020 года в сети Интернет на сайте Администрации Дмитровского городского округа Московской области (http://dmitrov-reg.ru/), а также в газете «Советская, 2» в системе «Консультант». Постановлением Администрации Дмитровского городского округа Московской области № 2315-П от 18.10.2021 года «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) Дмитровского городского округа Московской области» утверждены правила землепользования и застройки территории (части территории) Дмитровского городского округа Московской области. Указанное решение было опубликовано 18.10.2021 года в сети Интернет на сайте Администрации Дмитровского городского округа Московской области (http://dmitrov-reg.ru/), а также в газете «Советская, 2» в системе «Консультант». Решением Совета Депутатов Дмитровского городского округа Московской области № 110/21 от 30.11.2021 года «О признании утратившим силу решения Совета депутатов Дмитровского городского округа Московской области от 09.07.2020 года № 833/102 «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) Дмитровского городского округа Московской области» признано утратившим силу со дня вступления в силу Постановления Администрации Дмитровского городского округа Московской области от 18.10.2021 года № 2315-П «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) Дмитровского городского округа Московской области» решение Совета депутатов Дмитровского городского округа Московской области от 09.07.2020 года № 833/102 «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) Дмитровского городского округа Московской области». Указанное решение было опубликовано 30.11.2021 года в сети Интернет на сайте Администрации Дмитровского городского округа Московской области (http://dmitrov-reg.ru/), а также в газете «Советская, 2» в системе «Консультант». Согласно пунктам «б», «в» и «д» части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации). Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула). Частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона N 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят в том числе нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования. Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (статья 3 ГрК РФ). Отношения, связанные с деятельностью по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемой в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий, регулируются законодательством о градостроительной деятельности, что закреплено в части 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В силу части 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить названному кодексу. Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьям 24, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка и утверждение генеральных планов и правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты. Совет Депутатов Дмитровского городского округа Московской области является представительным органом, который наделен полномочиями по утверждению Генерального плана городского округа Домодедово Московской области. Законом Московской области от 28.12.2020 года № 308/2020-ОЗ в Закон Московской области от 07.03.2007 года № 36/2007-ОЗ «О Генеральном плане развития Московской области» введена статья 16.1, в соответствии с которой Правила землепользования и застройки утверждаются местной администрацией муниципального образования Московской области (часть 1). Правила землепользования и застройки муниципальных образований подлежат утверждению местными администрациями муниципальных образований в срок до 31 декабря 2021 года без проведения публичных слушаний и (или) общественных обсуждений, а также без заключения комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки при условии, что утверждаемая местной администрацией редакция правил землепользования и застройки в полном объеме соответствует редакции утвержденных представительным органом местного самоуправления правил землепользования и застройки, действующей на дату утверждения правил землепользования и застройки местной администрацией (часть 2). Администрация Дмитровского городского округа Московской области является органом местного самоуправления, который наделен полномочиями по утверждению Правил землепользования и застройки Дмитровского городского округа Московской области. Согласно ст. 27 Устава Дмитровского городского округа структуру органов местного самоуправления составляют Совет депутатов городского округа (представительный орган муниципального образования), глава городского округа, администрация городского округа (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетная палата городского округа, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии со ст. 28 Устава Совет депутатов городского округа является выборным представительным органом местного самоуправления. В силу ст. 41 Устава Администрация Дмитровского городского округа - это исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления городского округа, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Московской области. В силу ст. 46 Устава муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Вопросы вступления в силу муниципальных правовых актов урегулированы статьей 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ. Согласно названной норме муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном Уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (часть 1). Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается Уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений. Таким образом, оспариваемые решения в соответствии со ст. 46 Устава официально опубликованы в сети Интернет на сайте Администрации Дмитровского городского округа Московской области (http://dmitrov-reg.ru/), а также в газете «Советская, 2» в системе «Консультант», тем самым вступили в силу. Представителем административных ответчиков представлены доказательства соблюдения процедуры проведения публичных слушаний, из которых следует, что публичные слушания были проведены в соответствии со статьями 24,32 Градостроительного кодекса РФ. По результатам публичных слушаний составлены протоколы и заключения, отражающие поступившие вопросы, предложения и замечания. В соответствии с законом Московской области от 24.07.2014 года № 106/2014-03 (ред. от 11.11.2020) «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области», полномочия по принятию решения о разработке или внесении изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образования на территории Московской области относятся к компетенции Правительства Московской области в лице уполномоченного органа Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области. Решения об учете либо не учете поступивших замечаний и предложений в процессе общественных обсуждений принимает Комиссия по подготовке правил землепользования и застройки муниципальных образований Московской области при Комитете по архитектуре и градостроительству Московской области. Согласно части 4 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов: оповещение о начале общественных обсуждений; размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях; подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений. Возможность участвовать в обсуждении проектов Генерального плана и Правил землепользования и застройки территории, представить свои замечания и предложения была реализована всеми заинтересованными лицами, в том числе жителями Дмитровского городского округа Московской области. Публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный характер. Конституционный Суд Российской Федерации подчеркивает, что публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Заключение о результатах публичных слушаний по своей правовой природе не может носить ни рекомендательного, ни императивного характера, а является основанием для подготовки рекомендаций и им предшествует. С учетом установленных обстоятельств, оспариваемые в части нормативные правовые акты были приняты в пределах полномочий и компетенции Совета депутатов Дмитровского городского округа Московской области, Администрации Дмитровского городского округа Московской области, с соблюдением процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов, а также требований законодательства, предъявляемых к форме нормативного правового акта, опубликованы, надлежащим образом доведены до всеобщего сведения и вступили в законную силу в соответствии с федеральным законодательством и статьей 46 Устава Дмитровского городского округа Московской области и не оспариваются административными истцами по порядку его вступления в действие. Доводы административных истцов о нарушении процедуры принятия оспариваемых актов не нашли своего объективного подтверждения, поскольку административными ответчиками при принятии оспариваемых нормативных правовых актов соблюден порядок назначения и проведения публичных слушаний, опубликования заключения по результатам проведения публичных слушаний, в которых административные истцы имели возможность принять участие и направить свои предложения, по порядку принятия. Обращаясь к доводам административных истцов о противоречии оспариваемых ими положений нормативных правовых актом положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации суд приходит к следующему. Судом установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, участок находится примерно в 103 м. по направлению, на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, относящегося к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - среднеэтажная жилая застройка. ФИО2 является собственником 5/200 доли земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Московская <данные изъяты>, участок находится примерно в 103 м. по направлению, на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, относящегося к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - среднеэтажная жилая застройка, для иных видов жилой застройки. Постановлением администрации Дмитровского муниципального района Московской области от 13.03.2014 года № 1438-П вид разрешенного использования земельных участков истцов изменен с «для индивидуального жилищного строительства» на «под среднеэтажную жилую застройку». Постановлением администрации Дмитровского муниципального района Московской области от 24.12.2013 года № 9557-П утвержден проект планировки территории под среднеэтажную жилую застройку на земельном участке, общей площадью 2 608 кв.м., состоящим из двух смежных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты><данные изъяты>. Указанным проектом планировки территории предусмотрено строительство двух трехэтажных жилых дома на земельном участке, состоящим из двух смежных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>. Главой Дмитровского муниципального района Московской области 16.06.2014 года и 17.06.2014 года выданы разрешения на строительство трехэтажных односекционных жилых домов с чердаком, площадью 764,54 кв.м. и 1167,73 кв.м. на указанных земельных участках. Главой Дмитровского муниципального района 11.11.2014 года выдано разрешение на ввод в эксплуатацию трехэтажного односекционного жилого дома с чердаком, площадью 764,54 кв.м. Министерством строительного комплекса Московской области 26.02.2016 года выдано разрешение на ввод в эксплуатацию трехэтажного односекционного жилого дома с чердаком, площадью 1167,73 кв.м. Как установлено судом при рассмотрении настоящего административного дела, в соответствии с выкопировкой из Генерального плана Дмитровского городского округа, утвержденного Решением Совета Депутатов Дмитровского городского округа Московской области № 819/96 от 15.05.2020 года, выкопировкой из Правил землепользования и застройки территории (части территории) Дмитровского городского округа Московской области, утвержденных Решением Совета Депутатов Дмитровского городского округа Московской области № 833/102 от 09.07.2020 года, указанные административными истцами земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, а также два трехэтажных жилых дома на указанных смежных земельных участках, располагаются в функциональной и территориальной зоне Ж-2 - зоне застройки индивидуальными жилыми домами. Отношения, связанные с деятельностью по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемой в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий, регулируются законодательством о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 4 ГрК РФ). В силу п. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Функциональные зоны пунктом 5 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определены как зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение. В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п. 6 ст. 1 ГрК РФ). К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (п. 3 ч. 1 ст. 18 ГрК РФ), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (п. 8 ст. 1 ГрК РФ). Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений статьи 2 ГрК РФ, направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Поэтому, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы государственной власти при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования, должны соблюдать баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, которые, как указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм (апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 03.07.2019 года № 53-АПА19-24). Установлено, что спорные земельные участки ранее имели вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», который Постановлением Администрации Дмитровского муниципального района от 13.03.2014 года № 1438-П изменен на вид «под среднеэтажную жилую застройку». Таким образом, на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов земельные участки имели вид разрешенного использования «под среднеэтажную жилую застройку». В соответствии с частью 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит в том числе положение о территориальном планировании и карту функциональных зон поселения или городского округа. Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (пункт 2 части 4 статьи 23 ГрК РФ). Из системного анализа названных положений ГрК РФ следует, что генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит долгосрочные ориентиры их развития. При этом действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при принятии генерального плана городского округа определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку генеральный план несет функцию определения назначения территории исходя из планов развития территории городского округа в целом и не направлен на фиксацию существующего положения. В данном случае Генеральным планом установлена функциональная зона Ж-2 - зона застройки индивидуальными жилыми домами, которая предусматривает застройку индивидуальными жилыми домами. Таким образом, само по себе установление Генеральным планом функциональной зоны Ж-2 в отношении земельных участков истцов с видом разрешенного использования – под среднеэтажную жилую застройку, не противоречит приведенным нормам градостроительного законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения требований истцов о признании недействующим решения Совета Депутатов Дмитровского городского округа Московской области № 819/96 от 15.05.2020 года «Об утверждении Генерального плана Дмитровского городского округа Московской области» в части установления в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты><данные изъяты> функциональной зоны Ж-2 не имеется. Между тем градостроительное зонирование в отношении территориальной зоны Ж-2 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) не отвечает принципу законности и правовой определенности. Устанавливая градостроительным регламентом основные виды разрешенного использования земельных участков, входящих в территориальную зону Ж-2, ответчик не учел фактическое землепользование, что противоречит требованиям пункта 4 части 1 статьи 34, ч.ч. 1, 2 ст. 35, ч. 2 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, а также ст. 85 Земельного кодекса РФ. Градостроительное зонирование ГрК РФ определяет как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны (пункты 6, 8, 9 части 1 статьи 1 ГрК РФ). В правила землепользования и застройки наряду с правовыми нормами включаются также карта градостроительного зонирования, на которой отображаются границы территориальных зон, и градостроительные регламенты - нормативные ограничения градостроительной деятельности, вводимые в зависимости от целей использования земельных участков (жилые, торговые, промышленные и т.д.), их размеров, высоты и объема объектов капитального строительства, плотности застройки (глава 4 ГрК РФ). Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 ГрК РФ. Подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов (часть 1 статьи 31 ГрК РФ). Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц (часть 3 статьи 31 ГрК РФ). Согласно пункта 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом, в том числе сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов (часть 2 статьи 36 ГрК РФ). Правовое регулирование земель осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 которого одним из принципов, на которых основываются данный Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. В соответствии со статьей 85 ЗК РФ, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. В состав жилых зон могут включаться зоны застройки индивидуальными жилыми домами; зоны застройки индивидуальными жилыми домами и домами блокированной застройки; зоны застройки среднеэтажными многоквартирными домами (ст. 85 ЗК РФ, ч. 1, 2 ст. 35 ГрК РФ). Оспариваемыми в настоящем деле Правилами землепользования и застройки установлен градостроительный регламент зоны застройки индивидуальными жилыми домами Ж-2, которая установлена для индивидуального жилищного строительства, предусматривающая под собой отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (п. 1 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ). В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые являются составной частью правил землепользования и застройки территорий. Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного объекта капитального строительства требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка и разрешенному использованию земельного участка. Таким образом, осуществление Администрацией Дмитровского муниципального района Московской области действий по изменению вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты> с «для индивидуального жилищного строительства» на «под среднеэтажную жилую застройку»; Главой Дмитровского муниципального района Московской области, Министерством строительного комплекса Московской области совокупности последовательных действий по выдаче документации на строительство и ввод в эксплуатацию трехэтажных односекционных жилых домов с чердаком, площадью 764,54 кв.м. и 1167,73 кв.м. на указанных земельных участках, дает основание полагать, что Совет депутатов Дмитровского городского округа Московской области, Администрация Дмитровского городского округа Московской области обладали достоверной информацией о виде разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты> задолго до принятия оспариваемых Правил землепользования и застройки. В нарушение приведенных норм Правилами землепользования и застройки в градостроительном регламенте зона для индивидуального жилищного строительства Ж-2 не предусматривает среднеэтажную жилую застройку, поскольку предусматривает под собой отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи. Обоснование необходимости установления в отношении спорных земельных участков территориальной зоны Ж-2 отсутствует, фактическое землепользование земельных участков при разработке Правил землепользования и застройки не учтено. К одному из основных принципов земельного законодательства Земельный кодекс Российской Федерации относит единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, в силу которого все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1). В Постановлении от 14 ноября 2019 года N 35-П Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что этот принцип и принцип деления земель по целевому назначению в системном их единстве означают, что при строительстве и эксплуатации таких объектов (здания, сооружения, объекты капитального строительства, линейные объекты) должны соблюдаться требования, обусловленные целевым назначением земельного участка, в границах которого они создаются и используются. Обязанность соблюдать при возведении и последующей эксплуатации указанных объектов целевое назначение и правовой режим земельных участков вытекает из положений Земельного кодекса Российской Федерации (абзац седьмой статьи 42), Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 263), а также Градостроительного кодекса Российской Федерации (часть 3 статьи 4, часть 1 статьи 36, пункт 2 части 11 статьи 51 и часть 6 статьи 52). Положения части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации указывают, что Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем оставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14 ноября 2019 года N 35-П указал, что законодатель, обеспечивая гармоничное сочетание принципов земельного и градостроительного законодательства, раскрывает в Градостроительном кодексе Российской Федерации (пункты 7 и 9 статьи 1) и Земельном кодексе Российской Федерации (статья 85) понятие территориальной зоны, для которой в правилах землепользования и застройки определены границы и установлен градостроительный регламент, закрепляющий, помимо прочего, в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков. Такие регламенты, как предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации (пункты 2 и 3 статьи 85), создают основу правового режима земельных участков и обязательны для исполнения всеми их собственниками и арендаторами, землепользователями и землевладельцами. Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что Правила землепользования и застройки Дмитровского городского округа не соответствуют градостроительному и земельному законодательству; нарушают права административных истцов, ограничивая их право на использование земельных участков в соответствии с назначением. При таких обстоятельствах требования административных истцов в части признании недействующим Постановления Администрации Дмитровского городского округа Московской области № 2315-П от 18.10.2021 года «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) Дмитровского городского округа Московской области» в части установления в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты> территориальной зоны – зоны застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (Ж-2) подлежат удовлетворению. В соответствии с пунктами 1 и 3 части 8 статьи 213, пунктом 1 части 1 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пунктом 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», принимая во внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании него были реализованы права граждан и организаций, суд признает его недействующим в оспариваемой части со дня вступления решения в законную силу. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177,178,215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд р е ш и л: административное исковое заявление ФИО1, ФИО2 к Совету депутатов Дмитровского городского округа Московской области, Администрации Дмитровского городского округа Московской области - удовлетворить частично. Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Постановление Администрации Дмитровского городского округа Московской области № 2315-П от 18.10.2021 года «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) Дмитровского городского округа Московской области» в части установления в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты> территориальной зоны – зоны застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (Ж-2). В удовлетворении остальной части иска ФИО1, ФИО2 – отказать. Решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании Администрации Дмитровского городского округа Московской области. На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Н.Е. Невейкина Дата изготовления мотивированного решения – 28.02.2022 года |