ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-139/2016 от 20.10.2016 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 3а-139/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 октября 2016 года г. Тверь

Тверской областной суд в составе:

председательствующего судьи Парфеновой Т.В.,

при секретаре судебного заседания Коршуновой Е.А.

с участием прокурора Полещук Р.С.

представителей:

административного ответчика – Совета депутатов Ильинского сельского поселения Кимрского района Тверской области ФИО1,

заинтересованных лиц:

Правительства Тверской области ФИО2

Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области ФИО3,

Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области ФИО4 и ФИО5,

Администрации Ильинского сельского поселения Кимрского района Тверской области ФИО6,

ООО «Титан-Гео» ФИО7,

заинтересованного лица ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Тверской области о признании недействующим решения Совета депутатов Ильинского сельского поселения Кимрского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ года № «Об утверждении Генерального плана Ильинского сельского поселения Кимрского района Тверской области применительно к населенным пунктам Бородино, Ильинское, Усад»,

установил:

Решением Совета депутатов Ильинского сельского поселения Кимрского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ года № ДД.ММ.ГГГГ утвержден Генеральный план Ильинского сельского поселения Кимрского района Тверской области применительно к населенным пунктам Бородино, Ильинское, Усад.

Согласно журналу обнародования нормативных правовых актов Ильинского сельского поселения данное решение обнародовано ДД.ММ.ГГГГ года.

И.о. прокурора Тверской области обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия данного решения, указав, что Генеральный план разработан применительно к территории трех населенных пунктов - Бородино, Ильинское, Усад и предусматривает включение в границы населенных пунктов и изменение функционального назначения земельных участков с кадастровыми номерами , , , , , (1), (2), , относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения.

В согласовании проекта Генерального плана Правительство Тверской области отказало. В результате работы согласительной комиссии, созданной Администрацией Ильинского сельского поселения с целью урегулирования разногласий, послуживших основанием для подготовки отрицательного заключения Правительства Тверской области, замечания по вопросу включения в границы населенных пунктов Ильинское и Усад земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, отозваны не были.

Тем не менее, в нарушение требований подпункта 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 2 части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации Совет депутатов Ильинского сельского поселения Кимрского района Тверской области утвердил проект Генерального плана сельского поселения, не согласованный в установленном порядке с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации – Правительством Тверской области. Протест прокуратуры на данное решение представительного органа местного самоуправления был отклонен.

Принятое административным ответчиком решение означает последующее использование земельных участков для иных целей, нежели производство сельскохозяйственной продукции, что способствует потере сельскохозяйственных угодий как источника производства сельскохозяйственной продукции и противоречит интересам Российской Федерации и неопределенного круга лиц – граждан Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил заявленные требования, просил признать оспариваемое решение Совета депутатов Ильинского сельского поселения Кимрского района Тверской области недействующим со дня принятия в части включения в границы населенного пункта Усад земельных участков с кадастровыми номерами , , , , , поскольку в ходе работы согласительной комиссии замечания, обозначенные в заключении Правительства Тверской области, были отозваны, за исключением несогласия Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области и Министерства строительства Тверской области по вопросу расширения границ населенного пункта Усад.

В судебном заседании представитель прокуратуры Тверской области Полещук Р.С. поддержала уточненные требования, обосновав их доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Представители заинтересованных лиц - Правительства Тверской области, Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области указали, что административные исковые требования подлежат удовлетворению в том виде, в котором они изложены в первоначальном административном исковом заявлении, и оспариваемое решение следует признать недействующим полностью в связи с нарушением процедуры его принятия.

Правительство Тверской области в письменном отзыве указало, что ДД.ММ.ГГГГ года было подготовлено заключение об отказе в согласовании проекта Генерального плана поселения ввиду отсутствия обоснования расширения границ населенных пунктов за счет земель сельскохозяйственного назначения. В ходе работы согласительной комиссии недостатки, послужившие основанием для подготовки отрицательного заключения Правительства Тверской области на проект Генерального плана, устранены не были, а проект не был согласован. В такой ситуации утверждение Генерального плана является существенным нарушением порядка принятия нормативного правового акта.

В письменном отзыве Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области также указано, что изменение категории земельных участков сельскохозяйственного назначения путем включения их в границы населенных пунктов в отсутствие согласия Правительства Тверской области не соответствует законодательству, противоречит цели использования земельных участков.

Представители административного ответчика - Совета депутатов Ильинского сельского поселения Кимрского района Тверской области, а также заинтересованных лиц - Администрации Ильинского сельского поселения Кимрского района Тверской области и ООО «Титан-Гео» возражали против удовлетворения требований прокурора, привели доводы, изложенные в письменных возражениях, в соответствии с которыми процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта соблюдена.

В письменных возражениях Совет депутатов Ильинского сельского поселения Кимрского района Тверской области сообщил, что оспариваемое решение принято компетентным органом местного самоуправления в пределах предоставленных ему полномочий. Обстоятельства, на основании которых прокурором оспаривается Генеральный план поселения, касаются лишь земельных участков, включенных в границы населенных пунктов Ильинское и Усад, и не влекут его недействительность в целом.

Кроме того, включение двух земельных участков в границы населенного пункта Ильинское согласовано Правительством Тверской области, о чем имеются соответствующие заключения Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ года № ДД.ММ.ГГГГ и Министерства сельского хозяйства Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ года №

Публичные слушания по рассмотрению проекта Генерального плана были проведены в соответствии с требованиями законодательства. Предусмотренное проектом расширение границ населенных пунктов Усад и Ильинское основано на результатах анализа территориального размещения проектируемых производственных зон и выявления наиболее перспективных территорий для расселения населения.

Администрация Ильинского сельского поселения в возражениях привела аналогичные доводы, а также указала, что отрицательное заключение Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области в части включения земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в границы деревни Усад, данное в ходе проведения согласования проекта Генерального плана, не обосновано и в силу части 9 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации не имеет юридической силы. При этом по двум земельным участкам, планируемым к включению в границы села Ильинское, при наличии аналогичных, представленных Администрацией документов, Министерство дало положительное заключение.

В соответствии с итоговым протоколом работы согласительной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ года принято решение отказать в согласовании проекта Генерального плана Ильинского сельского поселения по причине неустранения отдельных замечаний.

Глава администрации Ильинского сельского поселения в отсутствие мотивированных отказов, после трехкратного проведения согласительных комиссий воспользовалась своим правом, предусмотренным частью 12 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и направила несогласованный в определенной части проект в Совет депутатов сельского поселения.

Каких-либо ограничений, касающихся обязательного исключения из утверждаемого Генерального плана несогласованных вопросов, на этапе направления Главой Администрации муниципального образования несогласованного проекта в Совет депутатов и на этапе принятия Советом депутатов решения об утверждении проекта, закон не содержит.

Также Администрацией Ильинского сельского поселения представлено ходатайство о применении установленного статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячного срока для обращения в суд с административным исковым заявлением, который, по мнению Администрации, должен исчисляться с января 2016 года и к моменту подачи в суд административного искового заявления прокурора был пропущен.

ООО «Титан-Гео», являющееся разработчиком проекта генерального плана, в возражениях не согласилось с доводами, изложенными в административном исковом заявлении, сославшись на то, что оспариваемое решение принято Советом депутатов Ильинского сельского поселения без нарушения предусмотренной законом процедуры согласования проектов генеральных планов, в рамках своих полномочий.

Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица ФИО8 не возражал против удовлетворения уточненных административных исковых требований, пояснил, что включение принадлежащих ему на праве собственности двух земельных участков в границы населенного пункта Ильинское согласовано Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области и Министерством сельского хозяйства Тверской области, а также поддержано Министерством экономического развития Тверской области. На данных земельных участках планируется размещение индустриального парка и жилого поселка.

Заинтересованное лицо Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило.

Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений части 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает права, свободы и законные интересы граждан.

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, что оспариваемое решение Совета депутатов Ильинского сельского поселения Кимрского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ года № принято уполномоченным органом с соблюдением установленного пунктом 4 статьи 39 Устава муниципального образования «Ильинское сельское поселения Кимрского района Тверской области» требования о принятии решений Совета депутатов поселения, устанавливающих правила, обязательные для исполнения на территории сельского поселения, большинством голосов от установленной численности депутатов Совета депутатов поселения.

Проект генерального плана был рассмотрен на публичных слушаниях, проведенных в соответствии со статьей 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Так, постановлением Главы Ильинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ года № , обнародованным ДД.ММ.ГГГГ года в порядке, установленном пунктом 9 статьи 39 Устава муниципального образования «Ильинское сельское поселение Кимрского района Тверской области», было назначено проведение публичных слушаний и установлен порядок их проведения в каждом из трех населенных пунктов: деревне Бородино, деревне Усад, селе Ильинское. Согласно протоколам публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года публичные слушания состоялись в вышеуказанных населенных пунктах. Заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в газете «Кимрский вестник» от ДД.ММ.ГГГГ года № .

Генеральным планом предусмотрен перевод земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, в категорию земель населенных пунктов и присоединение их к населенным пунктам село Ильинское и деревня Усад, входящим в состав Ильинского сельского поселения Кимрского района Тверской области (раздел 2.1 Положения о территориальном планировании, раздел 5 Обосновывающих материалов к проекту Генерального плана) (т. 1, л.д. 92, 132).

В границы населенного пункта село Ильинское включены земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами и , их функциональное назначение изменено на земли жилой застройки и производственного назначения.

В границы населенного пункта деревня Усад включены земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами , , , , , их функциональное назначение изменено на земли жилой застройки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

В силу пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Согласно статье 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в частности, с установлением или изменением черты населенных пунктов.

Согласно статье 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Частью 8 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 2 части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрена необходимость согласования проекта генерального плана с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, в случае, если в соответствии с указанным проектом предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно части 1 статьи 1 Закона Тверской области от 02 августа 2011 года № 44-ЗО «О Правительстве Тверской области» высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти Тверской области, наделенным общей компетенцией, является Правительство Тверской области.

Порядок рассмотрения проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований Тверской области и подготовки заключений по ним, утвержден постановлением Администрации Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ года №

В соответствии с пунктами 5, 7-10 данного Порядка в целях рассмотрения вопроса о согласовании (об отказе в согласовании) проекта документа территориального планирования муниципального образования Тверской области в рамках части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации Министерство строительства Тверской области направляет извещение о поступлении уведомления об обеспечении доступа к данному проекту перечисленным в названном пункте исполнительным органам государственной власти Тверской области, которые рассматривают проект и направляют в Министерство строительства Тверской области заключения о согласовании представленного проекта или об отказе в его согласовании с обоснованием причин такого отказа.

Подготовленное Министерством строительства Тверской области обобщенное заключение на проект направляется на рассмотрение в Межведомственную комиссию при Правительстве Тверской области по земельным отношениям, осуществляющую рассмотрение вопроса о согласовании (отказе в согласовании) проекта и подготовку рекомендации Правительству Тверской области принять решение о согласовании или об отказе в согласовании (с обоснованием причин такого отказа).

На основании полученных рекомендаций Комиссии Министерство строительства Тверской области готовит и направляет проект заключения Правительства Тверской области о согласовании (об отказе в согласовании) проекта на подпись Губернатору Тверской области или уполномоченному заместителю Председателя Правительства Тверской области.

В заключении на проект Генерального Ильинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ года Правительство Тверской области указало, что на основании заключений, подготовленных исполнительными органами государственной власти Тверской области, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям Правительство Тверской области отказывает в согласовании проекта (т.1, л.д. 15).

Причиной такого решения высшего исполнительного органа государственной власти Тверской области, указанной в заключении, послужило отсутствие в проекте достаточного обоснования расширения границ населенных пунктов за счет земель сельскохозяйственного назначения и несоответствие проекта статье 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части требований к его содержанию, выразившееся в отсутствии в представленных материалах информации в виде карт в цифровом векторном формате.

В связи с данным заключением на основании части 9 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации постановлением Главы Администрации Ильинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ года № была создана согласительная комиссия и утвержден ее состав, куда вошли представители органов, направивших заключения о несогласии с проектом Генерального плана: Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, Министерства сельского хозяйства Тверской области, Министерства строительства Тверской области (т. 2, л.д. 155).

В ходе работы согласительной комиссии Министерство сельского хозяйства Тверской области согласовало проект Генерального плана, о чем сообщило в письме главе Администрации Ильинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ года № (т. 2, л.д. 175).

Министерство строительства Тверской области в заключении от ДД.ММ.ГГГГ года № указало, что проект Генерального плана соответствует по составу части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации и схеме территориального планирования Тверской области, но не отвечает требованиям части 2 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ, так как, по мнению Министерства, в отсутствие генерального плана Ильинского сельского поселения разработка генеральных планов отдельных населенных пунктов с увеличением их площади не допускается. Также Министерство указало, что в проекте отсутствуют параметры функциональных зон (т. 2, л.д. 168).

Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области в письме от ДД.ММ.ГГГГ года № Главе Администрации Ильинского сельского поселения указало, что считает возможным согласовать расширение границ населенного пункта села Ильинское за счет включения земельных участков с кадастровыми номерами , , на которых планируется организация инвестиционной площадки в формате индустриального парка, оснащенного соответствующей транспортной и инженерной инфраструктурой, а также строительство индивидуальных жилых домов для работников шиншилловой фермы и индустриального парка.

В части включения в границы населенного пункта Усад земельных участков с кадастровыми номерами: , , , , Министерство отказало в согласовании проекта, мотивировав свой отказ тем, что представленными материалами не обоснована исключительность перевода земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов.

Из содержания протоколов заседания согласительной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ года, заключения о результатах заседания согласительной комиссии следует, что в ходе работы согласительной комиссии замечания, указанные в заключении Правительства Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ года, устранены не были, Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области вновь дано отрицательное заключение в связи с недостаточным обоснованием проекта применительно к населенному пункту Усад, а Министерством строительства Тверской области указано на нарушение части 2 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, выразившееся в том, что в отсутствие генерального плана Ильинского сельского поселения разработка генеральных планов отдельных населенных пунктов с увеличением их площади не допускается. В связи с изложенным комиссией принято решение отказать в согласовании проекта генерального плана (т. 2, л.д. 157-165).

Однако, несмотря на отрицательные заключения Правительства Тверской области и согласительной комиссии по вопросу согласования проекта Генерального плана, решением Совета депутатов Ильинского сельского поселения Кимрского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ года № Генеральный план был утвержден.

В обоснование принятого решения административный ответчик ссылается на предусмотренное частью 12 статьи 25 Градостроительного кодекса право Главы администрации поселения принять решение о направлении не согласованного в определенной части проекта генерального плана в представительный орган местного самоуправления поселения, отсутствие в Градостроительном кодексе Российской Федерации норм об обязательном исключении из проекта генерального плана несогласованных вопросов на этапах направления проекта в Совет депутатов и принятия представительным органом местного самоуправления решения о его утверждении.

Между тем, такая позиция административного ответчика противоречит требованиям законодательства.

В соответствии с частью 10 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации по результатам работы согласительная комиссия представляет главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа:

1) документ о согласовании проекта генерального плана и подготовленный для утверждения проект генерального плана с внесенными в него изменениями;

2) материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам.

Согласно части 11 этой же статьи вышеуказанные документы и материалы могут содержать:

1) предложения об исключении из проекта генерального плана материалов по несогласованным вопросам (в том числе путем их отображения на соответствующей карте в целях фиксации несогласованных вопросов до момента их согласования);

2) план согласования указанных в пункте 1 настоящей части вопросов после утверждения генерального плана путем подготовки предложений о внесении в такой генеральный план соответствующих изменений.

В соответствии с пунктами 3.4, 3.6 Порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 27 февраля 2012 года № 69, согласительная комиссия принимает одно из следующих решений:

а) согласовать проект документа территориального планирования без внесения в него изменений, - в случае если в процессе работы согласительной комиссии заключения о несогласии с проектом документа территориального планирования были отозваны органами, их направившими, либо при условии исключения из этого проекта материалов по несогласованным вопросам;

б) согласовать проект документа территориального планирования с внесением в него изменений, учитывающих все замечания, явившиеся основанием для несогласия с данным проектом;

в) отказать в согласовании проекта документа территориального планирования с указанием причин, послуживших основанием принятия такого решения.

По итогам своей работы согласительная комиссия представляет главе муниципального образования (муниципального района, городского округа, поселения), создавшему указанную комиссию:

в первом случае - проект документа территориального планирования вместе с протоколом заседания согласительной комиссии;

во втором случае - проект с внесенными в него изменениями вместе с протоколом заседания согласительной комиссии;

в третьем случае - несогласованный проект документа территориального планирования, заключение о несогласии с проектом, а также протокол заседания согласительной комиссии.

На основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией, глава местной администрации поселения, глава местной администрации городского округа вправе принять решение о направлении согласованного или не согласованного в определенной части проекта генерального плана в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа или об отклонении такого проекта и о направлении его на доработку (часть 12 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ, пункт 3.7 Порядка, утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 27 февраля 2012 года № 69).

Из содержания приведенных норм законодательства следует, что в несогласованной части проект генерального плана может быть представлен согласительной комиссией главе местной администрации, а затем в представительный орган местного самоуправления в виде отдельных материалов по несогласованным вопросам, которые подлежат дальнейшему согласованию после того как генеральный план будет утвержден в согласованной части.

Возможность направления в представительный орган местного самоуправления и последующего утверждения им несогласованного проекта генерального плана закон не предусматривает.

Совет депутатов Ильинского сельского поселения, утвердив вопреки требованиям части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации не согласованный проект Генерального плана, фактически осуществил полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по переводу земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов, которые в случае установления или изменения границ населенных пунктов реализуются посредством согласования включения в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, соответствующих земельных участков.

В такой ситуации утверждение Администрации Ильинского сельского поселения о том, что отрицательное заключение Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области по вопросу включения земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в границы населенного пункта Усад не имеет юридической силы ввиду его необоснованности на результат разрешения заявленных административных исковых требований не влияет.

Вместе тем, с данным утверждением нельзя согласиться, так как из письма Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ года № следует, что отказ в согласовании расширения границ населенного пункта Усад обусловлен отсутствием достаточного обоснования расширения границ населенного пункта за счет земель сельскохозяйственного назначения.

Кроме того, несогласие органа местного самоуправления с решением органа государственной власти Тверской области по вопросу включения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в границы населенных пунктов, а также с решением согласительной комиссии может являться основанием для оспаривания соответствующих решений в установленном законом порядке, но не для утверждения проекта генерального плана без соблюдения необходимой процедуры.

Доводы о неэффективности использования спорных земельных участков в населенном пункте Усад в соответствии с их назначением, в подтверждение которых представлены три экспертных заключения ФГБУ ГЦАС «Тверской», составленные ДД.ММ.ГГГГ года и не являвшиеся предметом рассмотрения органов государственной власти Тверской области и согласительной комиссии, о непригодности земельных участков с кадастровыми номерами , , для ведения промышленного сельскохозяйственного производства, сводятся к обсуждению вопроса о целесообразности принятия органами государственной власти решения о согласовании включения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в границы населенных пунктов, оценка которой в компетенцию суда не входит (т. 2, л.д. 226).

Предусмотренная пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» возможность перевода земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов, на которую ссылается административный ответчик, не означает, что такой перевод осуществляется в обязательном порядке во всех случаях принятия органом местного самоуправления решений о расширении границ населенных пунктов.

В силу части 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Судом установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с нарушением процедуры, установленной пунктом 2 части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и за пределами полномочий органа местного самоуправления, в части, предусматривающей включение в границы населенных пунктов Ильинское и Усад земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами , , , , , , .

С учетом изложенного административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

При этом в силу части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, частей 7, 8 статьи 213 названного кодекса, определяющих обстоятельства, которые подлежат выяснению судом при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта, суд приходит к выводу о необходимости выйти за пределы уточненных требований прокурора и о наличии оснований для признания оспариваемого решения Совета депутатов Ильинского сельского поселения не действующим как в части, предусматривающей расширение границ деревни Усад, так и в части расширения границ села Ильинское.

Иные обстоятельства, свидетельствующие о противоречии оспариваемого решения органа местного самоуправления федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, судом не установлены, а потому оснований для признания его недействующим в целом, как просят представители заинтересованных лиц, не имеется.

Указание Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области на нарушение части 2 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, выразившееся, по мнению Министерства, в том, что в отсутствие генерального плана Ильинского сельского поселения разработка генеральных планов отдельных населенных пунктов с увеличением их площади не допускается, зафиксированное в протоколах заседания согласительной комиссии от 07 июля, 01 декабря, 21 декабря 2015 года и заключении о результатах заседания согласительной комиссии, а также высказанное в ходе настоящего судебного разбирательства, ошибочно, так как подобного ограничения закон не содержит. Напротив, частью 2 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка генерального плана может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения.

Доводы о противоречии оспариваемого решения органа местного самоуправления пункту 2 части 4 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на нормах закона не основаны. Данная норма кодекса устанавливает требование к составу Положения о территориальном планировании, содержащегося в генеральном плане, о том, что такое Положение должно включать в себя параметры функциональных зон.

Градостроительный кодекс Российской Федерации, а также Свод правил СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» и Региональные нормативы градостроительного проектирования Тверской области, утвержденные постановлением Администрации Тверской области от 14 июня 2011 года № 283-па, на которые ссылались представители Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области в судебном заседании, понятия параметров функциональных зон не содержат.

Согласно пунктам 2 и 5 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование предусматривает установление функциональных зон, которыми являются зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.

В свою очередь, в соответствии с пунктом 8 этой же статьи, пунктом 2 части 1 статьи 34 функциональное зонирование предназначено для создания основы последующего установления территориальных зон правилами землепользования и застройки, являющихся документом градостроительного зонирования, утверждаемым нормативным правовым актом органов местного самоуправления.

Таким образом, Положение о территориальном планировании является составной частью генерального плана, содержащей текстовое описание функциональных зон и их характеристик, позволяющее на основе его, а также входящей в состав генерального плана карты функциональных зон, установить территориальные зоны и соответствующие им градостроительные регламенты.

Раздел 4 Положения о территориальном планировании оспариваемого Генерального плана содержит перечень параметров, на основании которых осуществляется функциональное зонирование: особенности истории освоения территории, характер ее современного использования, положение территории в планировочной структуре района и области, градостроительная ценность территории, предложения по пространственному развитию территории, градостроительные ограничения использования территории.

Раздел 4.1 данного Положения определяет виды функциональных зон: жилые, общественно-деловые, рекреационного назначения, производственные (в том числе: размещения производственных объектов, размещения коммунально-складской застройки, транспортной инфраструктуры, инженерной инфраструктуры), сельскохозяйственного использования, специального назначения, а также содержит их описание.

Приложение 1 к Обосновывающим материалам к проекту генерального плана – баланс территорий населенных пунктов Бородино, Ильинское, Усад содержит данные о существующих и перспективных территориальных характеристиках каждой функциональной зоны.

С учетом изложенного, принимая также во внимание, что функциональное и территориальное зонирование отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, и параметры функциональных зон могут быть уточнены в рамках внесения органом местного самоуправления изменений и дополнений в утвержденный документ территориального планирования, описание функционального зонирования территории населенных пунктов в Генеральном плане зон закону не противоречит и чьих-либо прав не нарушает.

Кроме того, из объяснений представителей Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области следует, что доводы о нарушениях части 2 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 2 части 4 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации относятся только к той части Генерального плана, которая касается расширения границ населенных пунктов Ильинское и Усад.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты либо указание на отказ в удовлетворении административного иска

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в пункте 28 постановления от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Решая вопрос о том, с какого времени оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд исходит из того, что кадастровые выписки от ДД.ММ.ГГГГ года о земельных участках с кадастровыми номерами , , , свидетельствуют об изменении на основании оспариваемого решения органа местного самоуправления сведений государственного кадастра недвижимости в отношении категории и вида разрешенного использования перечисленных земельных участков, измененных на категорию – земли населенных пунктов и разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства. Вместе с тем, указанные документы подтверждают лишь существование объекта недвижимого имущества с определенными характеристиками, но не факт возникновения или изменения прав граждан и организаций на данный объект.

Таким образом, доказательств применения оспариваемого решения Совета депутатов Ильинского сельского поселения, реализации на основании его прав граждан и организаций в материалах дела не имеется. В связи с этим данный нормативный правовой акт подлежит признанию частично недействующим с момента его принятия.

Доводы Администрации Ильинского сельского поселения о пропуске прокурором установленного частью 1 статьи 219 Кодекса административного суда производства Российской Федерации трехмесячного срока для обращения в суд с административным исковым заявлением, ошибочны, так как данной нормой закона установлен срок обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, тогда как в рамках настоящего административного дела оспаривается нормативный правовой акт органа местного самоуправления.

Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта (часть 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление и.о. прокурора Тверской области удовлетворить.

Признать решение Совета депутатов Ильинского сельского поселения Кимрского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ года № «Об утверждении Генерального плана Ильинского сельского поселения Кимрского района Тверской области применительно к населенным пунктам Бородино, Ильинское, Усад», не действующим со дня его принятия в части, предусматривающей включение в границы населенных пунктов Ильинское и Усад земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами , , , , , , .

Настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит обнародованию в порядке, установленном статьей 39 Устава Муниципального образования «Ильинское сельское поселение Кимрского района Тверской области», в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Тверской областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Т.В.Парфенова