ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-13/2017 от 12.01.2017 Тульского областного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 января 2017 года город Тула

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Голомидовой И.В.,

при секретаре Хромовой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-13/2017 по административному исковому заявлению ООО «ТУЛЬСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ» к правительству Тульской области, Управлению Росреестра по Тульской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,

установил:

ООО «ТУЛЬСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ» обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, указав в обоснование заявленных требований на то, что оно является собственником земельных участков с кадастровыми номерами:

"....", общей площадью "...." кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации нежилого здания (жироловка) и очистных сооружений, местонахождение установлено относительно ориентира – нежилого здания, расположенного в границах участка, по адресу: "...."

"...." общей площадью "...." кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации здания административного назначения, находящегося относительно ориентира – здания административного назначения, расположенного в границах участка, по адресу: "...."

"....", общей площадью "...." кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации здания административного назначения (инженерный корпус), находящегося относительно ориентира – здания административного назначения (инженерный корпус), расположенного в границах участка, по адресу: "...."

"....", общей площадью "...." кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации комплекса нежилых зданий (насосная, водопроводная башня, артезианская скважина), находящегося относительно ориентира – нежилого здания (насосная), расположенного в границах участка, по адресу: "...."

"....", общей площадью "...." кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации артезианских скважин, находящегося относительно ориентира – нежилого здания (артезианская скважина), расположенного в границах участка, по адресу: "...."

"....", общей площадью "...." кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации комплекса нежилых зданий производственного-складского назначения, находящегося относительно ориентира – нежилого здания производственного назначения, расположенного в границах участка, по адресу: "...."

"....", общей площадью "...." кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации здания производственного назначения, находящегося относительно ориентира – здания производственного назначения, расположенного в границах участка, по адресу: "...."

"....", общей площадью "...." кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации комплекса нежилых зданий (гаражи, автобаза), находящегося относительно ориентира – нежилого здания (гараж), расположенного в границах участка, по адресу: "...."

"....", общей площадью "...." кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации комплекса нежилых зданий (овощехранилище, склад, гараж, теплица), находящегося относительно ориентира – нежилого здания (склад), расположенного в границах участка, по адресу: "...."

"....", общей площадью "...." кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации комплекса зданий производственного назначения, находящегося относительно ориентира – здания производственного назначения, расположенного в границах участка, по адресу: "...."

"....", общей площадью "...." кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации здания котельной, находящегося относительно ориентира – нежилого здания (котельной), расположенного в границах участка, по адресу: "...."

Полагает, что кадастровая стоимость указанных земельных участков, утвержденная Постановлением правительства Тульской области от 18.12.2012 года № 715 по состоянию на 01.01.2012 года в размерах: "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "....", "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером 71:30:020501:163, "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "....", "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "....", "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "....", "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "....", "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "....", "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "....", "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "....", "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "....", "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "....", является необоснованно завышенной, что затрагивает его права и обязанности собственника по уплате земельного налога.

С целью определения рыночной стоимости земельного участка ООО «ТУЛЬСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ» обратилось в ООО "...." В соответствии с отчетом об оценке № "....", выполненным оценщиком названной организации, рыночная стоимость принадлежащих административному истцу земельных участков по состоянию на 01.01.2012 года составляет: "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "....", "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "....", "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "....", "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "....", "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "....", "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером 71:30:020501:158, 9 290 126 рублей для земельного участка с кадастровым номером 71:30:020501:159, 9 754 163 рублей для земельного участка с кадастровым номером "....", "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "....", "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "....", "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "....".

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тульской области от "...." года № "...." заявление ООО «ТУЛЬСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в отношении спорных земельных участков отклонено.

На основании изложенного ООО «ТУЛЬСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ» просило установить кадастровую стоимость названных земельных участков равную их рыночной стоимости.

В судебное заседание представитель административного истца ООО «ТУЛЬСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ» по доверенности ФИО1 не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, указала на то, что поддерживает заявленные требования по основаниям, указанным в административном исковом заявлении, и просит удовлетворить заявленные административные исковые требования в полном объеме, установив кадастровую стоимость спорных земельных участков в размерах, определенных заключением судебной оценочной экспертизы.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, в представленном суду письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, ссылаясь на то, что Управление Росреестра по Тульской области не оспаривает заявленные административным истцом требования ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, просил вынести решение суда в соответствии с действующим законодательством РФ.

Представитель административного ответчика правительства Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, сославшись на то, что не оспаривает заявленное требование ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, просил вынести решение в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, ходатайствовал о проведении судебного заседания в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица администрации города Тулы в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в представленных ранее письменных возражениях просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на необходимость учета интересов муниципального образования, в бюджет которого поступает земельный налог, рассчитанный из кадастровой стоимости земельного участка.

Исходя из положений статей 150, 151, части 4 статьи 247 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

На основании части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.

Согласно части 5 статьи 4 указанного Закона сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.

Пунктом 11 части 2 статьи 7 того же Закона предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости, в числе иных сведений, вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, федеральными законами.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО «ТУЛЬСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ» является собственником земельных участков с кадастровыми номерами:

"....", общей площадью "...." кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации нежилого здания (жироловка) и очистных сооружений, местонахождение установлено относительно ориентира – нежилого здания, расположенного в границах участка, по адресу: "...."

"....", общей площадью "...." кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации здания административного назначения, находящегося относительно ориентира – здания административного назначения, расположенного в границах участка, по адресу: "...."

"....", общей площадью "...." кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации здания административного назначения (инженерный корпус), находящегося относительно ориентира – здания административного назначения (инженерный корпус), расположенного в границах участка, по адресу: "...."

"....", общей площадью "...." кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации комплекса нежилых зданий (насосная, водопроводная башня, артезианская скважина), находящегося относительно ориентира – нежилого здания (насосная), расположенного в границах участка, по адресу: "...."

"....", общей площадью "...." кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации артезианских скважин, находящегося относительно ориентира – нежилого здания (артезианская скважина), расположенного в границах участка, по адресу: "...."

"....", общей площадью "...." кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации комплекса нежилых зданий производственного-складского назначения, находящегося относительно ориентира – нежилого здания производственного назначения, расположенного в границах участка, по адресу: г. Тула, Привокзальный район, шоссе Одоевское, д. 69;

"....", общей площадью "...." кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации здания производственного назначения, находящегося относительно ориентира – здания производственного назначения, расположенного в границах участка, по адресу: "...."

"...." общей площадью "...." кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации комплекса нежилых зданий (гаражи, автобаза), находящегося относительно ориентира – нежилого здания (гараж), расположенного в границах участка, по адресу: "...."

"....", общей площадью "...." кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации комплекса нежилых зданий (овощехранилище, склад, гараж, теплица), находящегося относительно ориентира – нежилого здания (склад), расположенного в границах участка, по адресу: "...."

"....", общей площадью "...." кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации комплекса зданий производственного назначения, находящегося относительно ориентира –здания производственного назначения, расположенного в границах участка, по адресу: "...."

"....", общей площадью "...." кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации здания котельной, находящегося относительно ориентира – нежилого здания (котельной), расположенного в границах участка, по адресу: "...."

Данные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права от "...." года №№ "....", "....", "....", "....", "....", "....", "....", "....", "....", "....", "....", выписками из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от "...." года №№ "....""....""....", "....", "....", "....", "....", "....", "....", "....", "....", и не оспариваются лицами, участвующими в деле.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Исходя из положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец, как собственник вышеупомянутого земельного участка, относится к числу налогоплательщиков земельного налога.

В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения налоговая база по уплате земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, которая, в свою очередь, определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Федеральным законом от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определено, что государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Постановлением правительства Тульской области от 18.12.2012 года № 715 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы, определенные по состоянию на 01.01.2012 года. Кадастровая стоимость спорных земельных участков данным Постановлением установлена в размерах: "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "...." (№ п/п "...." Приложения № 1), "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "...." (№ п/п "...." Приложения № 1), "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "...." (№ п/п "...." Приложения № 1), "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "...." (№ п/п "...." Приложения № 1), "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "...." (№ п/п "...." Приложения № 1), "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "...." (№ п/п "...." Приложения № 1), "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "...." (№ п/п "...." Приложения № 1), "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "...." (№ п/п "...." Приложения № 1), "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "...." (№ п/п "...." Приложения № 1), "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "...." (№ п/п "...." Приложения № 1), "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "...." (№ п/п "...." Приложения № 1).

Указанная кадастровая стоимость была внесена ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в государственный кадастр недвижимости, что следует из имеющихся в материалах дела кадастровых справок от "...." года и "...." года, а также кадастровых паспортов от "...." года №№ "....", "....", "....", "....", "....", "....", "....", "....", "....", "....", "....".

Постановлением правительства Тульской области от 30.11.2016 года № 546 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области, определенные по состоянию на 01.01.2016 года. Кадастровая стоимость принадлежащих административному истцу земельных участков данным Постановлением установлена в размерах: "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "...." (№ п/п "...." приложения № 1 к данному Постановлению), "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "...." (№ п/п "...." приложения № 1 к данному Постановлению), "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "...." (№ п/п "...." приложения № 1 к данному Постановлению), "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "...." (№ п/п "...." приложения № 1 к данному Постановлению), "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "...." (№ п/п "...." приложения № 1 к данному Постановлению), "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "...." (№ п/п "...." приложения № 1 к данному Постановлению), "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "...." (№ п/п "...." приложения № 1 к данному Постановлению), "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "...." (№ п/п "...." приложения № 1 к данному Постановлению), "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "...." (№ п/п "...." приложения № 1 к данному Постановлению), "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "...." (№ п/п "...." приложения № 1 к данному Постановлению), "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "...." (№ п/п "...." приложения № 1 к данному Постановлению).

Кадастровая стоимость названных выше земельных участков, утвержденная Постановлением правительства Тульской области от 30.11.2016 года № 546 по состоянию на 01.01.2016 года, внесена в государственный кадастр недвижимости "...." года.

Поскольку с требованием о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков в размерах, установленных Постановлением правительства Тульской области от 18.12.2012 года № 715, ООО «ТУЛЬСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ» обратилось в Комиссию "...." года, а действующее правовое регулирование (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности) предусматривает право административного истца пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, у административного истца сохраняется право на применение результатов пересмотра данной кадастровой стоимости в целях налогообложения за 2016 год и соответственно на рассмотрение судом заявленного требования по существу.

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, то есть с Федеральным законом от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ.

Отчет об оценке объекта оценки является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости (статья 11 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 года № 254, отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.

С целью определения рыночной стоимости указанных земельных участков ООО «ТУЛЬСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ» обратилось в ООО "...."

В соответствии с отчетом об оценке № "...." выполненным оценщиком названной организации, рыночная стоимость земельных участков по состоянию на "...." года составляет: "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "....", "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "....", "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "....", "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "....", "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "....", "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "....", "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "....", "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "....", "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "....", "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "....", "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "....".

В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

По ходатайству административного истца – директора ООО «ТУЛЬСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ» ФИО2 судом по данному делу была назначена судебная оценочная экспертиза в целях проверки соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также подтверждения определенной в отчете оценщика рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2012 года, проведение которой поручено эксперту "...."

Согласно выводам, содержащимся в экспертном заключении "...." от "...." года № "....", отчет, выполненный ООО "....""....", с учетом выявленных нарушений, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности, а рыночная стоимость спорных объектов оценки не подтверждается в ввиду отсутствия информации о величине поправки на наличие коммуникаций, влияющей на определение итоговой величины.

При этом экспертом "...." в заключении от "...." года № "...." года определена рыночная стоимость земельных участков по состоянию 01.01.2012 года, которая составляет: "...." рубля для земельного участка с кадастровым номером "....", "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "....", "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "....", "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "....", "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "....", "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "....", "...." рубля для земельного участка с кадастровым номером "....", "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "....", "...." рубля для земельного участка с кадастровым номером "....", "...." рублей для земельного участка с кадастровым номером "....", "...." рубля для земельного участка с кадастровым номером "....".

При проведении экспертизы эксперт "....". в соответствии с пунктом 11 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Министерства экономического развития российской Федерации от 20.05.2015 года № 297 (далее ФСО № 1), использовал сравнительный подход, обосновав при этом отказ от применения затратного и доходного подходов к оценке.

В рамках сравнительного подхода эксперт использовал метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий получение стоимости объекта оценки путем сравнения оцениваемых объектов с объектами-аналогами. Объектом-аналогом признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость (пункт 10 ФСО № 1).

Согласно Методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденным распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Российской Федерации от 6 марта 2002 года № 568-р (далее – Методические рекомендации), применение метода сравнения продаж предусматривает определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с объектами-аналогами (далее - элементов сравнения); определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; корректировка по каждому из элементов сравнения цен каждого аналога, сглаживающая их отличия от оцениваемого земельного участка; расчет рыночной стоимости земельного участка путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.

Как усматривается из содержания указанного экспертного заключения "...." в качестве объектов-аналогов экспертом выбраны объекты, наиболее соответствующие по количественным и качественным характеристикам оцениваемым земельным участкам, аналогичные с объектами оценки назначения; при этом произведены необходимые корректировки. Рассчитанный для данной выборки объектов-аналогов коэффициент вариации не превысил допустимого значения, что указывает на надежность полученной экспертом статистической информации и пригодность исходных данных об аналогах объекта оценки для использования в расчетах и формулирования выводов по результатам статистического анализа.

Доказательств, опровергающих правильность заключения эксперта, суду не представлено.

О несогласии с вышеупомянутым заключением эксперта другими лицами, участвующими в деле, включая и административных ответчиков, в процессе судебного разбирательства не заявлялось. С ходатайствами о назначении повторной либо дополнительной судебной экспертизы указанные лица не обращались.

Данное экспертное заключение суд относит к числу допустимых и достоверных доказательств применительно к положениям статьи 84 КАС РФ, поскольку оно выполнено компетентным специалистом в области экономической и оценочной деятельности, имеющим продолжительный опыт работы в области оценки, основано на материалах дела и результатах аналитической работы по изучению данных о ценах предложений на сопоставимые (аналогичные) объекты на дату оценки, а изложенные в нём выводы научно обоснованы, не противоречивы, четко отвечают на поставленные судом перед экспертом вопросы и согласуются с другими исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.

С учетом изложенного сомневаться в достоверности и правильности выводов экспертного заключения № "...." от "...." года у суда не имеется.

То обстоятельство, что установленная кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает рыночную стоимость, определенную в экспертном заключении, не свидетельствует о недостоверности заключения эксперта, поскольку в нормативных правовых актах не устанавливается презумпция равенства кадастровой стоимости земельного участка и его рыночной стоимости, не устанавливается также презумпция безусловной сопоставимости этих двух видов стоимости.

Что касается имеющегося в материалах дела отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков ООО "....""....", то анализ содержания указанного отчета свидетельствует о его несоответствии требованиям Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (статьи 11), федеральных стандартов оценки (пунктов 5, 11 ФСО № 3), в связи с чем данный отчет к числу допустимых и достоверных доказательств по делу отнести нельзя.

Иных доказательств, свидетельствующих о том, что на дату установления кадастровой стоимости земельных участков – "...." года, рыночная стоимость принадлежащих административному истцу земельных участков являлась иной, чем отражено в исследованном судом экспертном заключении, в процессе судебного разбирательства, как это требуется в соответствии с положениями статей 14, 62 КАС РФ, в материалы дела не представлено.

Анализ собранных по делу доказательств в их совокупности свидетельствует о том, что определенная в заключении эксперта "...." от "...." года № "...." рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на "...." года значительно ниже внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости тех же земельных участков, что затрагивает права и обязанности административного истца по уплате налога.

При таких данных, исходя из приведенных выше норм материального права, принимая во внимание, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость указанных земельных участков может быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной на основании экспертного заключения "...." от "...." года № "...." а заявленные административным истцом уточненные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление ООО «ТУЛЬСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "....", общей площадью "...." кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации нежилого здания (жироловка) и очистных сооружений, местонахождение установлено относительно ориентира – нежилого здания, расположенного в границах участка, по адресу: "....", равной его рыночной стоимости в размере "...." рубля по состоянию на "...." года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "....", общей площадью "...." кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации здания административного назначения, находящегося относительно ориентира – здания административного назначения, расположенного в границах участка, по адресу: "....", равной его рыночной стоимости в размере "...." рублей по состоянию на "...." года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "....", общей площадью "...." кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации здания административного назначения (инженерный корпус), находящегося относительно ориентира – здания административного назначения (инженерный корпус), расположенного в границах участка, по адресу: "....", равной его рыночной стоимости в размере "...." рублей по состоянию на "...." года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "....", общей площадью "...." кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации комплекса нежилых зданий (насосная, водопроводная башня, артезианская скважина), находящегося относительно ориентира – нежилого здания (насосная), расположенного в границах участка, по адресу: "....", равной его рыночной стоимости в размере "...." рублей по состоянию на "...." года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "....", общей площадью "...." кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации артезианских скважин, находящегося относительно ориентира – нежилого здания (артезианская скважина), расположенного в границах участка, по адресу: "....", равной его рыночной стоимости в размере "...." рублей по состоянию на "...." года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "....", общей площадью "...." кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации комплекса нежилых зданий производственного-складского назначения, находящегося относительно ориентира – нежилого здания производственного назначения, расположенного в границах участка, по адресу: "....", равной его рыночной стоимости в размере "...." рублей по состоянию на "...." года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "....", общей площадью "...." кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации здания производственного назначения, находящегося относительно ориентира – здания производственного назначения, расположенного в границах участка, по адресу: "....", равной его рыночной стоимости в размере "...." рублей по состоянию на "...." года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "....", общей площадью "...." кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации комплекса нежилых зданий (гаражи, автобаза), находящегося относительно ориентира – нежилого здания (гараж), расположенного в границах участка, по адресу: "....", равной его рыночной стоимости в размере "...." рублей по состоянию на "...." года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "....", общей площадью "...." кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации комплекса нежилых зданий (овощехранилище, склад, гараж, теплица), находящегося относительно ориентира – нежилого здания (склад), расположенного в границах участка, по адресу: "....", равной его рыночной стоимости в размере "...." рублей по состоянию на "...." года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "....", общей площадью "...." кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации комплекса зданий производственного назначения, находящегося относительно ориентира –здания производственного назначения, расположенного в границах участка, по адресу: "...." равной его рыночной стоимости в размере "...." рублей по состоянию на "...." года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "....", общей площадью "...." кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации здания котельной, находящегося относительно ориентира – нежилого здания (котельной), расположенного в границах участка, по адресу: "....", равной его рыночной стоимости в размере "...." рублей по состоянию на "...." года.

В целях налогообложения и внесения соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости датой подачи ООО «Рубан» заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеупомянутого земельного участка является день обращения указанного юридического лица в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – "...." года.

Установленная судом кадастровая стоимость объектов недвижимости применяется для исчисления налоговой базы в отношении вышеуказанных земельных участков за период с "...." года по "...." года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий