ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-13/2017 от 13.02.2017 Брянского областного суда (Брянская область)

���������������

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор.Брянск 13 февраля 2017 года

Брянский областной суд в составе:

судьи областного суда Богородской Н.А.

при секретаре Денисовой К.А.

с участием прокурора Дружининой А.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кощенковой <данные изъяты> о признании недействующим в части Положения о размерах арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Брянского района, условиях и сроках ее внесения в местный бюджет, утвержденного решением Брянского районного Совета народных депутатов от 24 апреля 2013 года № 4-36-4,

У С Т А Н О В И Л :

Решением Брянского районного Совета народных депутатов от 24 апреля 2013 года № 4-36-4 «Об установлении арендной платы за использование земельных участков в Брянском районе», опубликованным в районной газете «Деснянская правда» 24 мая 2013 года № 40 (8618), утверждено Положение о размерах арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Брянского района, условиях и сроках ее внесения в местный бюджет.

Кощенкова И.И. обратилась в Брянский областной суд с административным иском о признании недействующим в части Положения о размерах арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Брянского района, условиях и сроках ее внесения в местный бюджет, утвержденного решением Брянского районного Совета народных депутатов от 24 апреля 2013 года № 4-36-4 «Об установлении размера арендной платы за использование земельных участков в Брянском районе», ссылаясь на то, что является арендатором земельных участков, размер арендной платы за пользование которыми рассчитан в соответствии с указанным Положением. Считает, что решение Брянского районного Совета народных депутатов от 24 апреля 2013 года № 4-36-4 «Об установлении размера арендной платы за использование земельных участков в Брянском районе» не соответствует положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, нарушает ее права и законные интересы, создает препятствия для расширения и развития предпринимательской и иной экономической деятельности, является недействующим и не подлежит применению со дня его принятия.

В обоснование заявленных требований указано, что из преамбулы оспариваемого решения Брянского районного Совета народных депутатов следует, что оно принято во исполнение постановления администрации Брянской области от 07 декабря 2007 года № 973 «Об установлении Порядка определения арендной платы, а также Порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена». Вместе с тем, указанное постановление администрации Брянской области, которое установило условия, порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории административного центра Брянской области – город Брянск, и, одновременно, наделило органы местного самоуправления и органы государственной власти правом устанавливать размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, принято с превышением полномочий, предоставленных действующим законодательством. Конкретного указания о наделении Брянского районного Совета народных депутатов полномочиями по определению порядка, условий и размеров арендной платы названное постановление администрации Брянской области не содержит и содержать не может, поскольку пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в редакции, действовавшей в момент издания оспариваемого нормативного правового акта, возможности такой передачи отдельных государственных полномочий не предусматривал, в связи с чем, подобная передача полномочий по утверждению порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков от органов государственной власти субъектов к органам местного самоуправления является незаконной. Таким образом, полагает, что оспариваемое решение Брянского районного Совета народных депутатов принято с превышением предоставленных действующим законодательством полномочий, противоречит пункту 1 статьи 2, пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, абз.5 пункта 10 статьи 3 указанного Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ, статье 19 Федерального закона от 26 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Кроме того, считает, что пункт 2.1 раздела 2 указанного выше Положения в части включения в формулу расчета размера годовой арендной платы коэффициентов Кфи (дополнительный коэффициент функционального использования земельного участка) и Кп (корректирующий коэффициент, учитывающий площадь арендуемого земельного участка), а также пункт 2.3 и подпункт 3.2 пункта 3 Приложения 1 и пункт 1 Приложения 2 к названному Положению, противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, т.к. нарушают основные принципы определения арендной платы, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582.

Указывает, что утверждение формулы расчета определения размера арендной платы, установление коэффициентов Кфи и Кп, а также изменение значений этих коэффициентов должны быть обоснованными. Обоснование их размера должно содержаться в самом правовом акте, однако в оспариваемом решении Брянского районного Совета народных депутатов подобное обоснование в тексте документа отсутствует. Коэффициенты Кфи и Кп введены в формулу расчета арендной платы и их размеры установлены произвольно, вследствие чего вся формула расчета арендной платы, в которую они входят, является порочной, не отвечает принципу экономической обоснованности.

Считает, что установление дополнительного коэффициента функционального использования Кфи, равного 18, и применение его по истечении 2-х лет со дня представления земельного участка в случае отсутствия разрешения на строительство, нарушает принцип экономической обоснованности. Административным ответчиком при установлении размеров повышающих коэффициентов, сведения о доходах арендатора от коммерческого использования земельного участка не истребовались и не изучались. В нарушение принципа экономической обоснованности в качестве основного критерия определения размера арендной платы административным ответчиком использована доходность объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, а не самого земельного участка. Применение коэффициента Кфи, равного 18, рассматривается как штрафные санкции, применяемые к арендатору за нарушение сроков строительства. Однако, договорами аренды земельных участков, предоставленных для размещения торгового павильона, конкретные сроки строительства не предусмотрены.

Формула расчета арендной платы, утвержденная оспариваемым решением, дважды указывает функциональное (разрешенное) использование земельных участков (заложено в кадастровой стоимости и используется с применением Кфи), что не отвечает принципу предельной простоты расчета и нарушает Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, имеющее большую юридическую силу. Принцип предельной простоты расчета арендной платы подразумевает под собой определение арендной платы на основании кадастровой стоимости земельного участка. Поскольку при проведении государственной кадастровой оценки и утверждении кадастровой стоимости земельных участков учитываются значения удельных показателей кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала конкретного населенного пункта, функциональное использование земельного участка уже автоматически заложено в его кадастровую стоимость. В отношении арендуемых административным истцом земельных участков кадастровая стоимость утверждена постановлением администрации Брянской области от 30 ноября 2012 года № 1112, действующим и в настоящее время при исчислении арендных платежей.

Ссылаясь на то, что Брянский районный Совет народных депутатов, приняв оспариваемое решение, искусственно создал для арендатора обязанность по уплате чрезмерно завышенных арендных платежей, чем ухудшил экономическое состояние арендатора и создал для него невыгодные условия аренды, тем самым заставляет арендатора выкупать земельные участки, просит признать недействующим пункт 2.1 раздела 2 Положения о размерах арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Брянского района, условиях и сроках ее внесения в местный бюджет, утвержденного решением Брянского районного Совета народных депутатов от 24 апреля 2013 года № 4-36-4 «Об установлении размера арендной платы за использование земельных участков в Брянском районе», в части включения в формулу расчета размера годовой арендной платы дополнительного коэффициента функционального использования земельного участка (Кфи) и корректирующего коэффициента, учитывающего площадь арендуемого земельного участка (Кп), а также пункт 2.3, и подпункт 3.2 пункта 3 Приложения 1 и пункт 1 Приложения 2 к названному Положению, недействующими со дня его принятия, т.е. с 24 апреля 2013 года.

В судебное заседание административный истец Кощенкова И.И. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направленное в ее адрес судебное извещение возвращено в суд с отметкой «истек срок хранения». Исходя из положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», судебное извещение, направленное административному истцу, считается доставленным адресату.

С учетом положений статей 150, 152 и части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в суд лиц, участвующих в деле, и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца Кощенковой И.И., явка которой не признана судом обязательной.

Представители административного истца Кощенковой И.И. Массарова О.В. и Осипчук Р.В. административный иск поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Просили признать недействующими пункт 2.1 раздела 2 Положения о размерах арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Брянского района, условиях и сроках ее внесения в местный бюджет, утвержденного решением Брянского районного Совета народных депутатов от 24 апреля 2013 года № 4-36-4 «Об установлении размера арендной платы за использование земельных участков в Брянском районе», в части включения в формулу расчета размера годовой арендной платы дополнительного коэффициента функционального использования земельного участка (Кфи) и корректирующего коэффициента, учитывающего площадь арендуемого земельного участка (Кп), а также пункт 2.3 раздела 2 названного Положения, подпункт 3.2 пункта 3 Приложения 1 и пункт 1 Приложения 2 к названному Положению, недействующими со дня его принятия, т.е. с 24 апреля 2013 года.

Представитель Брянского районного Совета народных депутатов и администрации Брянского района Шведова А.В. иск не признала, указала, что оспариваемое решение принято Брянским районным Советом народных депутатов в соответствии с действующим законодательством, в рамках предоставленных полномочий. Анализ и экономическое обоснование корректирующих коэффициентов для исчисления арендной платы за пользование земельными ресурсами Брянского района описаны в отчете о научно-исследовательской работе, подготовленном кафедрой государственного управления и финансов Брянской государственной инженерно-технологической академии, который был положен в основу оспариваемого нормативного правового акта. Кроме того, считает, что оспариваемое решение не может быть признано недействующим со дня его принятия, поскольку длительное время применялось и в соответствии с его положениями были реализованы права субъектов земельных отношений.

Представитель Правительства Брянской области Черникова С.И. полагала административный иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению, ссылаясь на то, что в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 1 марта 2015 года распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществлялось органами государственной власти и органами местного самоуправления. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществлялось органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, поэтому оспариваемое решение Брянского районного Совета народных депутатов принято уполномоченным органом в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и постановлениями администрации Брянской области от 07 декабря 2007 года № 973 и от 30 ноября 2012 года № 1112. Указала, что основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, указанные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, являются общеобязательными при установлении размера арендной платы за использование всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и не содержат запрета установления ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также за земельные участки, право собственности на которые не разграничено, выше или ниже ставок, установленных для земельных участков, находящихся в федеральной собственности, при этом размер ставки арендной платы должен быть экономически обоснованным и устанавливаться в соответствии с доходностью земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Дружининой А.М., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению частично, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как установлено судом, Кощенкова И.И. является арендатором двух земельных участков, расположенных в Брянском районе Брянской области, площадью 444 кв.м (кадастровый ) и 325 кв.м ( кадастровый ) на основании договоров уступки прав по договорам аренды от 04 сентября 2012 года, заключенных с ФИО1 Земельные участки предоставлены для размещения торгового павильона, категория земель – земли населенных пунктов.

Расчет арендной платы по указанным договорам аренды за 2013-2015 годы произведен в соответствии с оспариваемым административным истцом решением Брянского районного Совета народных депутатов от 24 апреля 2013 года № 4-36-4 «Об установлении арендной платы за использование земельных участков в Брянском районе», что подтверждается письмами-претензиями администрации Брянского района от 08 апреля 2016 года и от 01 июня 2016 года, направленными в адрес Кощенковой И.И.

В соответствии с пунктами «в», «г», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм платы за использование земли является арендная плата.

В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Согласно абз.5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года) порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Постановлением администрации Брянской области от 07 декабря 2007 года № 973 (в редакции от 02 сентября 2010 года, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения Брянского районного Совета народных депутатов) был утвержден Порядок определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, согласно которому размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органами местного самоуправления или органами государственной власти, осуществляющими распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена ( раздел 2, пункт 1).

В соответствии с абз.2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Законом Брянской области от 09 марта 2005 года № 3-З «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области» муниципальное образование Брянского района наделено статусом муниципального района.

Согласно Уставу Брянского муниципального района (принят 03 декабря 2010 года) структуру органов местного самоуправления Брянского района образуют: представительный орган муниципального района - Брянский районный Совет народных депутатов; глава Брянского муниципального района; исполнительно-распорядительный орган муниципального района - администрация Брянского района; контрольный орган муниципального района - контрольно-счетная палата Брянского района ( статья 22).

В соответствии со статьями 23 и 24 Устава Брянского муниципального района представительным органом Брянского муниципального района является Брянский районный Совет народных депутатов, в исключительной компетенции районного Совета находится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

По вопросам своей компетенции районный Совет принимает правовые акты в форме решений. Решения районного Совета, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального района, принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов (если иное не установлено федеральным законодательством) и направляются в течение 10 дней главе района для подписания и опубликования. Муниципальные правовые акты муниципального района публикуются в районной газете «Деснянская правда» (пункт 6 статьи 8, статья 25 Устава Брянского муниципального района).

Как установлено судом, оспариваемое решение от 24 апреля 2013 года № 4-36-4 «Об установлении размера арендной платы за использование земельных участков в Брянском районе» утверждено Брянским районным Советом народных депутатов и опубликовано в муниципальной газете «Деснянская правда» 24 мая 2013 года № 40 (8618).

На момент рассмотрения настоящего административного иска оспариваемое решение Брянского районного Совета народных депутатов от 24 апреля 2013 года № 4-36-4 действует в редакции решений от 26 июня 2013 года № 4-39-3 и от 03 декабря 2013 года № 5-3-20, которые также были опубликованы в муниципальной газете «Деснянская правда», соответственно 10 июля 2013 года № 54 (8632) и 18 декабря 2013 года № 114 (8692).

Указанным решением Брянского районного Совета народных депутатов от 24 апреля 2013 года № 4-36-4 утверждено Положение о размерах арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Брянского района, условиях и сроках ее внесения в местный бюджет.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение Брянского районного Совета народных депутатов от 24 апреля 2013 года № 4-36-4 «Об установлении размера арендной платы за использование земельных участков в Брянском районе» является нормативным правовым актом, принято уполномоченным органом, в пределах предоставленных ему полномочий, опубликовано в установленном порядке и вступило в силу.

По изложенным выше обстоятельствам доводы административного истца об отсутствии у Брянского районного Совета народных депутатов полномочий на принятие оспариваемого решения суд находит необоснованными.

Проверив доводы административного истца о несоответствии решения Брянского районного Совета народных депутатов от 24 апреля 2013 года № 4-36-4 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 05 апреля 2013 года, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - основные принципы).

К основным принципам определения арендной платы при аренде государственных земельных участков отнесены, в том числе:

принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;

принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;

принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.

В соответствии с указанным Постановлением Правительства Российской Федерации при установлении соответствующими компетентными органами размера арендной платы за использование всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, основные принципы определения арендной платы являются общеобязательными, хотя они и не содержат запрета установления ставок арендной платы выше ставок, установленных для земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 11 мая 2004 года N 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, суды должны выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков. С учетом схожести правового регулирования, данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.

Из анализа приведенных норм и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что размер арендной платы должен быть дифференцирован исключительно по критериям, влияющим на доходность земельного участка, в том числе должно учитываться государственное регулирование тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на арендуемом земельном участке. При этом порядок расчета арендной платы за земельные участки, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.

В соответствии с пунктом 2.1 оспариваемого административным истцом Положения о размерах арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Брянского района, условиях и сроках ее внесения в местный бюджет, утвержденного решением Брянского районного Совета народных депутатов от 24 апреля 2013 года № 4-36-4 (далее - Положение), размер годовой арендной платы за использование земельных участков, расположенных на территории Брянского района (далее - арендная плата), определяется по формуле: Ап = Кстоим x S(площ.) x БСап x Кфи x Кп, где:

Ап - размер арендной платы;

Кстоим - кадастровая стоимость 1 кв. м арендуемого земельного участка;

S(площ) - площадь арендуемого земельного участка (кв. м);

БСап - базовая ставка арендной платы в зависимости от категории земель и (или) вида использования земельного участка (в процентах);

Кфи - дополнительный коэффициент функционального использования земельных участков;

Кп - корректирующий коэффициент, учитывающий площадь арендуемого земельного участка. Значения коэффициента варьируются в зависимости от площади земельного участка.

Базовая ставка арендной платы в год устанавливается в размере двух процентов кадастровой стоимости арендуемого земельного участка ( пункт 2.2)

Названным Положением установлен дополнительный коэффициент функционального использования земельных участков (Кфи), учитывающий категорию арендаторов и вид использования земельных участков (Приложение 1), который применяется с момента ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства. Моментом ввода объекта в эксплуатацию считается дата подписания разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В случае отсутствия разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства Кфи применять по окончании срока, установленного разрешением на строительство. В случае отсутствия разрешения на строительство Кфи применяется по истечении двух лет с момента выделения земельного участка ( пункт 2.3).

Согласно подпункту 3.2 пункта 3 указанного Приложения 1 коэффициент функционального использования земельных участков, предназначенных для размещения объектов стационарной розничной торговли (торгово-промышленные центры, торгово-административные здания, магазины, павильоны, киоски, рынки, мини-рынки и др.) равен 18.

Пунктом 2.4 Положения установлен корректирующий коэффициент Кп, учитывающий площадь арендуемого земельного участка (Приложение 2).

В названом Приложении 2 значение коэффициента Кп для земельного участка, площадью от 1 до 2000 кв.м, равно 1.

Как следует из объяснений представителя Брянского районного Совета народных депутатов и администрации Брянского района, анализ и экономическое обоснование корректирующих коэффициентов для исчисления арендной платы за пользование земельными ресурсами Брянского района описаны в отчете о научно-исследовательской работе, подготовленном кафедрой государственного управления и финансов Брянской государственной инженерно-технологической академии, который был положен в основу оспариваемого нормативного правового акта.

Проверив доводы административного ответчика в данной части, суд находит их несостоятельными по следующим основаниям.

Судом установлено, что вопрос об установлении размера арендной платы за использование земельных участков в Брянском районе рассматривался на сессии Брянского районного Совета народных депутатов четвертого созыва 24 апреля 2013 года, что подтверждается представленной представителем административного ответчика выпиской из протокола 36 заседания Брянского районного Совета народных депутатов от 24 апреля 2013 года, из которого следует, что по данному вопросу поступило предложение о принятии решения, которое было предложено депутатам в качестве проекта. За принятие решения № 4-36-4 проголосовало 14 депутатов, 5-против, 1-воздержался. Сведений о том, что при рассмотрении указанного вопроса обсуждалось экономическое обоснование установленной принятым решением арендной платы, в указанном протоколе заседания Брянского районного Совета народных депутатов не содержится.

В ходе судебного разбирательства представителем административного ответчика в качестве экономического обоснования оспариваемого нормативного правового акта представлен Отчет о научно-исследовательской работе «Разработка экономического обоснования корректирующих коэффициентов для исчисления арендной платы за пользование земельными ресурсами Брянского района», составленный кафедрой государственного управления и финансов Брянской государственной инженерно-технологической академии (далее – Отчет).

Указанный Отчет состоит из четырех разделов: «Общая характеристика социально-экономического развития Брянского муниципального района (раздел 1), «Краткий обзор правового обеспечения определения арендной платы земли» (раздел 2), «Краткий обзор методик определения базовых ставок арендной платы за земельные участки в регионах Российской Федерации» (раздел 3) и «Определение размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и государственной, собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Брянского района» ( раздел 4).

Исследовав представленный Отчет, суд находит несостоятельными доводы административного ответчика о том, что данный Отчет содержит экономическое обоснование корректирующих коэффициентов для исчисления арендной платы за пользование земельными ресурсами Брянского района и именно данный Отчет положен в основу оспариваемого решения Брянского районного Совета народных депутатов.

Как следует из представленного Отчета, он утвержден спустя 8 месяцев после принятия оспариваемого решения об установлении размера арендной платы за использование земельных участков в Брянском районе, на титульном листе Отчета карандашом проставлена дата его утверждения «16 декабря 2013 года» (л.д.153).

Кроме того, в тексте Отчета в разделе «Краткий обзор правового обеспечения определения арендной платы» среди перечисленных нормативных правовых актов на страницах 57-60 имеются ссылки на оспариваемое административным истцом решение Брянского районного Совета народных депутатов от 24 апреля 2013 года № 4-36-4 «Об установлении размера арендной платы за использование земельных участков в Брянском районе», с изменениями от 26 июня 2013 года № 4-39-4, а также на утвержденное данным решением Положение о размерах арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Брянского района, условиях и сроках ее внесения в местный бюджет (л.д.181-182).

Таким образом, суд приходит к выводу, что представленный Отчет о научно-исследовательской работе «Разработка экономического обоснования корректирующих коэффициентов для исчисления арендной платы за пользование земельными ресурсами Брянского района», составленный кафедрой государственного управления и финансов Брянской государственной инженерно-технологической академии, не может быть учтен и принят в качестве доказательства обоснованности значения оспариваемых коэффициентов, установленных оспариваемым решением Брянского районного Совета народных депутатов от 24 апреля 2013 года, т.к. составлен после даты принятия оспариваемого нормативного правового акта.

При этом суд также учитывает, что данный Отчет не содержит соответствующих расчетов, показывающих доходность земельных участков, а также многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков, оценки экономических, природных и иных факторов, которые влияют на уровень доходности земельных участков, а также данных, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки арендной платы и корректирующих коэффициентов.

Так, в подразделе 4.3 «Методика определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и государственной, собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Брянского района» указано, что базовые ставки арендной платы, коэффициенты и их значения, используемые в Методике, установлены в целях определения рыночно обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов собственника и арендаторов земельных участков. Методика регламентирует систему корректирующих коэффициентов - повышающих и понижающих плату в зависимости от использования земельного участка. Далее в Отчете приведена формула, по которой рассчитывается размер ежегодной арендной платы по договору, утвержденная оспариваемым нормативным правовым актом ( л.д.189/об - 190).

Таким образом, в Отчете дается не экономическое обоснование расчета базовой ставки арендной платы и применения корректирующих коэффициентов, а лишь констатируется их установление, что также свидетельствует о том, что представленный Отчет был составлен после утверждения оспариваемого решения Брянского районного Совета народных депутатов и не мог быть принят во внимание при его разработке. Кроме того, как следует из Отчета, изменение ставок арендной платы произведено не на основании анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, которые влияют на уровень доходности земельных участков, а исходя из экономической целесообразности, направленной, в том числе, на получение дополнительного дохода в бюджет муниципального района, что подтверждает несоблюдение принципа экономической обоснованности.

Иных доказательств, подтверждающих, что при разработке проекта оспариваемого административным истцом решения Брянского районного Совета народных депутатов проводилось какое-либо экономическое исследование или анализ доходности земельных участков, оценка факторов, которые влияют на доходность земельных участков, оценка потребительского спроса, обеспеченность территорий коммунальными услугами, связью, развитие социальной инфраструктуры или другие факторы, которые легли в основу оспариваемого решения, в суд не представлено.

Кроме того, в соответствии с действующим на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости, арендная плата за такой земельный участок устанавливается в размере не менее двукратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок, если иное не установлено земельным законодательством.

Аналогичные требования содержатся в пункте 7 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582.

Исходя из указанных правовых норм, законодатель предусмотрел повышенную ставку арендной платы за нарушение сроков жилищного строительства с учетом социально значимого этого вида деятельности и одного из приоритетных направлений социальной политики государства. Каких-либо иных повышенных платежей за земельные участки, предоставленные под строительство объектов недвижимости, не относящееся к жилищному, в случае превышения сроков строительства федеральное законодательство не содержит.

Само по себе нарушение сроков строительства объектов недвижимости, не связанного с жилищным, не может рассматриваться как основание для повышения в несколько раз арендной платы за земельный участок, предоставленный под такое строительство, без учета принципа экономического обоснования, в противном случае такое повышение следует рассматривать как санкцию в случае нарушения сроков строительства, мерой ответственности за несвоевременное освоение земельного участка, что не предусмотрено земельным законодательством.

Таким образом, суд приходит к выводу, что установление оспариваемым решением Брянского районного Совета народных депутатов от 24 апреля 2013 года № 4-36-4 дополнительного коэффициента функционального использования земельных участков – Кфи и корректирующего коэффициента, учитывающего площадь арендуемого земельного участка - Кп, в отсутствие экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, не отвечает принципу экономической обоснованности, установленному названным выше Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, что нарушает права административного истца в связи с необоснованным применением к арендной плате указанных коэффициентов за пользование земельными участками, установленных без необходимого экономического обоснования, в связи с чем, административный иск Кощенковой И.М. в данной части подлежит удовлетворению.

Проверив доводы административного истца о том, что формула расчета арендной платы, утвержденная оспариваемым решением, не отвечает принципу предельно допустимой простоты расчета, т.к. дважды учитывает функциональное (разрешенное) использование земельных участков, которое заложено в кадастровой стоимости и используется с применением коэффициента Кфи, суд находит их несостоятельными, поскольку данный принцип предусматривает лишь возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости. Включение в формулу, по которой рассчитывается арендная плата за земельные участки, расположенные на территории Брянского района, помимо кадастровой стоимости, и других факторов в виде соответствующих коэффициентов, не свидетельствует о ее противоречии принципу предельно допустимой простоты расчета, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582.

Также суд находит необоснованными доводы административного истца о нарушении установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 принципа предсказуемости расчета арендной платы, согласно которому в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.

Как следует из пункта 2.9 Положения о размерах арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Брянского района, условиях и сроках ее внесения в местный бюджет, утвержденного оспариваемым решением Брянского районного Совета народных депутатов от 24 апреля 2013 года № 4-36-4, пересмотр арендной платы осуществляется в установленном порядке по следующим основаниям: в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка или процентных ставок от нее; в случае перевода земельного участка из одной категории земель в другую или изменения разрешенного использования земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; в случае, если нормативно-правовыми актами будет установлен иной порядок исчисления арендной платы за земельные участки. Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год.

Таким образом, оспариваемым нормативным правовым актом предусмотрены случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы, что соответствует указанному выше принципу предсказуемости расчета арендной платы.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт признается недействующим, суд учитывает, что Положение о размерах арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Брянского района, условиях и сроках ее внесения в местный бюджет, утвержденное решением Брянского районного Совета народных депутатов от 24 апреля 2013 года № 4-36-4, до вынесения решения суда применялось длительное время и на его основании реализовывались права субъектов земельных отношений. Данные обстоятельства согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», являются основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административного иска Кощенковой И.И., поскольку произвольное, без соответствующего экономического обоснования установление Брянским районным Советом народных депутатов размера рассматриваемых коэффициентов при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, нарушает права и законные интересы субъектов экономической деятельности, противоречит принципу экономической обоснованности, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования.

Руководствуясь статьями 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление Кощенковой <данные изъяты> о признании недействующим в части Положения о размерах арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Брянского района, условиях и сроках ее внесения в местный бюджет, утвержденного решением Брянского районного Совета народных депутатов от 24 апреля 2013 года № 4-36-4, удовлетворить частично.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу:

- пункт 2.1 раздела 2 Положения о размерах арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Брянского района, условиях и сроках ее внесения в местный бюджет, утвержденного решением Брянского районного Совета народных депутатов от 24 апреля 2013 года № 4-36-4 «Об установлении размера арендной платы за использование земельных участков в Брянском районе», в редакции решений Брянского районного Совета народных депутатов от 26 июня 2013 года № 4-39-3 и от 03 декабря 2013 года № 5-3-20, в части включения в формулу расчета размера годовой арендной платы дополнительного коэффициента функционального использования земельного участка (Кфи) и корректирующего коэффициента, учитывающего площадь арендуемого земельного участка (Кп);

- пункт 2.3 раздела 2 Положения о размерах арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Брянского района, условиях и сроках ее внесения в местный бюджет, утвержденного решением Брянского районного Совета народных депутатов от 24 апреля 2013 года № 4-36-4 «Об установлении размера арендной платы за использование земельных участков в Брянском районе», в редакции решений Брянского районного Совета народных депутатов от 26 июня 2013 года № 4-39-3 и от 03 декабря 2013 года № 5-3-20;

- подпункт 3.2 пункта 3 Приложения 1 к Положению о размерах арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Брянского района, условиях и сроках ее внесения в местный бюджет, утвержденному решением Брянского районного Совета народных депутатов от 24 апреля 2013 года № 4-36-4 «Об установлении размера арендной платы за использование земельных участков в Брянском районе», в редакции решений Брянского районного Совета народных депутатов от 26 июня 2013 года № 4-39-3 и от 03 декабря 2013 года № 5-3-20;

- пункт 1 Приложения 2 к Положению о размерах арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Брянского района, условиях и сроках ее внесения в местный бюджет, утвержденному решением Брянского районного Совета народных депутатов от 24 апреля 2013 года № 4-36-4 «Об установлении размера арендной платы за использование земельных участков в Брянском районе», в редакции решений Брянского районного Совета народных депутатов от 26 июня 2013 года № 4-39-3 и от 03 декабря 2013 года № 5-3-20.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в официальном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, или в ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты Брянского районного Совета народных депутатов, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.А.Богородская