ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-13/2022 от 16.05.2022 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Дело № 3а-13/2022 (№ 3а-134/2021)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 мая 2022 г. г. Новосибирск

Новосибирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Разуваевой А.Л.

при секретаре Агафилушкиной Н.Н.

с участием прокурора Жигаловой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Новосибирская городская сетевая компания» к департаменту по тарифам Новосибирской области о признании не действующими в части приказов департамента по тарифам Новосибирской области от 24 декабря 2020 г. № 658-ЭЭ «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций в Новосибирской области, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, на 2021-2025 годы» (в редакции приказа от 09 декабря 2021 г. № 417-ЭЭ), от 19 мая 2020 г. № 95-ЭЭ «Об определении фактических значений показателей надежности и качества оказываемых услуг для территориальных сетевых организаций Новосибирской области за 2019 г.» (в редакции приказа от 09 декабря 2021 г. № 417-ЭЭ), от 25 мая 2021 г. № 72-ЭЭ «Об определении фактических значений показателей надежности и качества оказываемых услуг для территориальных сетевых организаций Новосибирской области за 2020 год» (в редакции приказа от 09 декабря 2021г. № 417-ЭЭ),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Новосибирская городская сетевая компания» (далее по тексту - ООО «НГСК», Общество) обратилось в Новосибирский областной суд с административным исковым заявлением и с учетом изменений, внесенных приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 09 декабря 2021 г. № 417-ЭЭ «О внесении изменений в приказы департамента по тарифам Новосибирской области от 19.05.2020 № 95-ЭЭ, от 24.12.2020 № 658-ЭЭ, от 25.05.2021 № 72-ЭЭЭ», просило признать не действующими приказы департамента по тарифам Новосибирской области:

- приказ от 24 декабря 2020 г. № 658-ЭЭ «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций в Новосибирской области, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, на 2021-2025 годы» (в редакции приказа от 09 декабря 2021 г. № 417-ЭЭ) в части подпункта 6 (ООО «НГСК») приложения к приказу: показатель средней продолжительности прекращения передачи электрической энергии на точку поставки; показатель средней частоты прекращения передачи электрической энергии на точку поставки;

- приказ от 19 мая 2020 г. № 95-ЭЭ «Об определении фактических значений показателей надежности и качества оказываемых услуг для территориальных сетевых организаций Новосибирской области за 2019 г.» (в редакции приказа от 09 декабря 2021 г. № 414-ЭЭ) в части подпункта 24 (ООО «НГСК») приложения к приказу: показатель средней продолжительности прекращения передачи электрической энергии на точку поставки; показатель средней частоты прекращения передачи электрической энергии на точку поставки;

- приказ от 25 мая 2021 г. № 72-ЭЭ «Об определении фактических значений показателей надежности и качества оказываемых услуг для территориальных сетевых организаций Новосибирской области за 2020 год» (в редакции приказа от 09 декабря 2021 г. № 417-ЭЭ) в части подпункта 23 (ООО «НГСК») приложения к приказу: показатель средней продолжительности прекращения передачи электрической энергии на точку поставки; показатель средней частоты прекращения передачи электрической энергии на точку поставки.

В обоснование заявленных требований указано, что ООО «НГСК» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Новосибирской области. Вид деятельности организации относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий и подлежит государственному регулированию.

В связи с внесением некорректных данных в отчеты за 2019 и 2020 г., фактические данные о показателях уровня надежности ООО «НГСК» не являются достоверными. На основании некорректных фактических данных регулятором были установлены плановые показатели на долгосрочный период 2021-2025 г. Данные показатели утверждены оспариваемыми нормативными правовыми актами.

Общество в связи с выявлением некорректности поданных данных о показателях уровня надежности за 2019-2020 г. обратилось в регулирующий орган с просьбой принять правильные данные и осуществить соответствующую корректировку показателей.

В процессе рассмотрения административного дела департамент по тарифам Новосибирской области осуществил корректировку спорных показателей путем исключения из расчета данных, представленных ООО «НГСК» до принятия оспариваемых актов (до 1 апреля года следующего за отчетным). Регулятором были использованы заведомо некорректные данные, внесенные в отчеты, размещенные на сайте https://nadezhnost.minenergo.gov.ru. На момент принятия приказа от 09 декабря 2021 г. № 417-ЭЭ «О внесении изменений в приказы департамента по тарифам Новосибирской области от 09.05.2020 № 95-ЭЭ, от 24.12.2020 № 658-ЭЭ, от 25.05.2021 № 72-ЭЭ» регулятору было известно о наличии существенных расхождений данных, представленных регулятору от регулируемой организации и данными, размещенными на сайте https://nadezhnost.minenergo.gov.ru, а также об их некорректности.

Ссылаясь на пункт 3 Положения об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1220, указывает, что при наличии существенных разногласий в полученных данных, тарифный орган был обязан при необходимости запросить у регулируемой организации соответствующие документы.

На момент принятия оспариваемых актов регулирующий орган владел информацией о существенном расхождении данных, полученных им от сетевой организации, и данных, полученных им в соответствии с пунктом 11, 14 (1) и 15 Положения, что не позволяло ему определять оспариваемые значения без проведения проверки полученных данных, предусмотренной пунктом 3 Положения.

Нарушение департаментом по тарифам Новосибирской области порядка принятия оспариваемых актов, без проведения обязательной процедуры рассмотрения разногласий и определения корректных значений, предусмотренной, в том числе Положением (п.3), привело к неверному определению фактических значений показателей качества за 2019 и 2020 г. и плановых значений показателей качества на период 2021-2025 г.

Считает, что данная процедура, помимо регулируемой организации и организации, представившей регулятору данные (Минэнерго), предусматривает участие в процедуре широкого круга лиц, включая специализированные экспертные организации. Действующая редакция данной нормы права направлена на установление реальных корректных значений, в полной мере соответствующей фактическим данным.

Несоблюдение административным ответчиком процедуры рассмотрения расхождения данных и урегулирования разногласий, а также использование заведомо некорректных данных, привело к принятию оспариваемых актов с указанными нарушениями.

По мнению административного истца, оспариваемые приказы не соответствуют пунктам 12 (1), 14 Положения об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1220 (далее Положение), абзацу 3 пункта 2.1.1 и пункта 2.2.1 Методических указаний по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций, утвержденных Приказом Минэнерго России от 29.11.2016 N 1256 "Об утверждении Методических указаний по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций".

В судебном заседании представитель административного истца <данные изъяты> В.П., действующий на основании доверенности, имеющий высшее юридическое образование, поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель департамента по тарифам Новосибирской области <данные изъяты> Ю.С., действующая на основании доверенности, имеющая высшее юридическое образование, требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях (т. 2 л.д. 24-29), просила отказать в удовлетворении требований в полном объеме.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство энергетики Российской Федерации.

Представитель Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, представил отзыв на административное исковое заявление (т. 2 л.д. 83-84).

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ).

Согласно пункту 4 статьи 21 Федерального закона № 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями на государственное регулирование и контроль в электроэнергетике в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики на территории Новосибирской области является департамент по тарифам Новосибирской области (постановление Правительства Новосибирской области от 25 февраля 2013 года № 74-п «О департаменте по тарифам Новосибирской области», далее по тексту постановление № 74-п).

В соответствии с пунктом 7 постановления № 74-п в установленной сфере деятельности департамент в соответствии с Федеральными законами от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" устанавливает или согласовывает в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях долгосрочные параметры регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, осуществляющих регулируемые виды деятельности, принимает в установленном порядке решения об изменении (корректировке) таких долгосрочных параметров.

Для определения основных направлений деятельности департамента и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется коллегиальный орган - правление департамента общей численностью не более 9 человек (пункт 37 постановления № 74-п).

В соответствии с пунктом 38 постановления №74-п руководитель департамента является председателем правления департамента и утверждает персональный состав правления департамента, а также порядок его деятельности.

Члены правления департамента, не являющиеся работниками департамента, не позднее чем за 10 календарных дней извещаются о проведении заседания правления департамента. По планируемым к рассмотрению вопросам членам правления департамента, не являющимся работниками департамента, в срок не позднее 5 рабочих дней до дня проведения заседания правления департамента представляются на электронном носителе материалы к заседанию правления департамента, включая проект решения об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, расчеты и заключения экспертизы, а также пояснительная записка. По запросу члена правления департамента, не являющегося работником департамента, может быть предоставлена иная информация с учетом требований законодательства Российской Федерации о коммерческой тайне. По запросу членов правления департамента указанные материалы предоставляются на бумажном носителе.

Заседание правления департамента считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы.

Решение принимается большинством голосов членов правления департамента, присутствующих на заседании. Голос председателя правления департамента при равенстве голосов членов правления департамента является решающим.

Согласно подпункту 11 пункта 36 постановления N 74-п руководитель департамента издает приказы по вопросам, относящимся к сфере деятельности департамента.

19 мая 2020г. департаментом по тарифам Новосибирской области издан приказ N 95-ЭЭ "Об определении фактических значений показателей надежности и качества оказываемых услуг для территориальных сетевых организаций Новосибирской области за 2019 год" (далее - Приказ № 95-ЭЭ), которым определены фактические значения показателей надежности и качества оказываемых услуг для территориальных сетевых организаций Новосибирской области за 2019 год согласно приложению. Подпункт 24 приложения к Приказу № 95-ЭЭ устанавливает показатели средней продолжительности прекращения передачи электрической энергии на точку поставки и средней частоты прекращения передачи электрической энергии на точку поставки для ООО «НГСК».

24 декабря 2020г. департаментом по тарифам Новосибирской области издан приказ № 658-ЭЭ «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций в Новосибирской области, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, на 2021-2025 годы» (далее – Приказ № 658-ЭЭ). Подпунктом 6 приложения к Приказу № 658-ЭЭ ООО «НГСК» установлены показатели средней продолжительности прекращения передачи электрической энергии на точку поставки и средней частоты прекращения передачи электрической энергии на точку поставки.

25 мая 2021г. департаментом по тарифам Новосибирской области издан приказ № 72-ЭЭ «Об определении фактических значений показателей надежности и качества оказываемых услуг для территориальных сетевых организаций Новосибирской области за 2020 год» (далее – Приказ № 72-ЭЭ). Подпунктом 23 приложения к Приказу № 72-ЭЭ установлены ООО «НГСК» показатели средней продолжительности прекращения передачи электрической энергии на точку поставки и показателя средней частоты прекращения передачи электрической энергии на точку поставки.

Приказы изданы регулирующим органом на основании решений правления департамента по тарифам Новосибирской области от 25 мая 2021г, от 19 мая 2020г., 24 декабря 2020г. (т.1 л.д.82, 94, 107).

Согласно части 1 статьи 26 Закона Новосибирской области от 25.12.2006 N 80-ОЗ "О нормативных правовых актах Новосибирской области" постановления Губернатора Новосибирской области, постановления Законодательного Собрания, постановления Правительства Новосибирской области, нормативные правовые акты областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию, за исключением нормативных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, либо сведения конфиденциального характера, в течение десяти дней после дня их подписания.

Датой официального опубликования нормативного правового акта считается дата первой (в хронологическом порядке) публикации его полного текста в газете "Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области" или газете "Советская Сибирь" либо дата первого размещения (опубликования) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), в сетевом издании "Сайт Законодательного Собрания Новосибирской области. Нормативные правовые акты", в сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации Новосибирской области" (www.nsopravo.ru) (часть 2 статьи 26).

Приказ № 95-ЭЭ опубликован 26 мая 2020г., Приказ № 658-ЭЭ - 31 декабря 2020г. на официальном интернет-портале правовой информации Новосибирской области http://www.nsopravo.ru. Приказ № 72-ЭЭ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 31 мая 2021г.

В период рассмотрения настоящего административного спора, департаментом по тарифам Новосибирской области издан приказ от 09.12.2021 N 417-ЭЭ "О внесении изменений в приказы департамента по тарифам Новосибирской области от 19.05.2020 N 95-ЭЭ, от 24.12.2020 N 658-ЭЭ, от 25.05.2021 N 72-ЭЭ" (далее – Приказ № 417-ЭЭ).

Данным приказом внесены следующие изменения:

в Приказ № 95-ЭЭ в таблице приложения к приказу в строке 24: 1) цифры "0,07958" заменить цифрами "0,07549"; 2) цифры "0,01094" заменить цифрами "0,008752";

в Приказ № 658-ЭЭ в таблице приложения к приказу строка 6 изложена в новой редакции;

в Приказ № 72-ЭЭ в таблице приложения к приказу в строке 23: 1) цифры "0,5937" заменить цифрами "0,07296"; 2) цифры "0,0789" заменить цифрами "0,00908".

Действие пункта 1 настоящего приказа распространяется на правоотношения, возникшие с 19 мая 2020 года.

Действие пункта 2 настоящего приказа распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года.

Действие пункта 3 настоящего приказа распространяется на правоотношения, возникшие с 25 мая 2021 года.

Приказ № 417-ЭЭ принят на заседании правления департамента по тарифам Новосибирской области 09 декабря 2021г., опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 16 декабря 2021г.

Как разъяснено в пунктах 26, 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" в случае если в процессе рассмотрения дела оспариваемый нормативный правовой акт изменен, отменен или утратил силу и принят иной нормативный правовой акт, аналогичным образом регламентирующий правоотношения, в связи с регулированием которых подано заявление об оспаривании нормативного правового акта, административный истец, заявитель вправе уточнить заявленные требования.

В случае оспаривания положений нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в положения другого нормативного правового акта (далее - основные нормативные положения), суд вправе предложить административному истцу, заявителю уточнить заявленные требования. Если после такого уточнения станет ясным, что административный истец, заявитель оспаривает положения нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в основные нормативные положения, но не оспаривает сами основные нормативные положения, суд проверяет законность положений, вносящих изменения в основные нормативные положения (часть 7 статьи 213 КАС РФ, части 4, 5 статьи 194 АПК РФ).

В случае когда после уточнения заявленных требований будет установлено, что административный истец, заявитель оспаривает основные нормативные положения в определенной редакции, суд рассматривает заявление об оспаривании нормативного правового акта как требование об оспаривании основных нормативных положений в соответствующей редакции.

Административный истец уточнил заявленные требования (т.2 л.д. 31-34), просил признать не действующими оспариваемые приказы в редакции Приказа № 417-ЭЭ.

С учетом вышеуказанных норм права и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом исполнительной власти Новосибирской области, в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения в действие.

Проверяя законность оспариваемых нормативных правовых актов на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

Согласно абзацу 2 части 4 статьи 23 Федерального закона № 35-ФЗ к долгосрочным параметрам государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике относятся также уровень надежности и качества указанных товаров (услуг).

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.

Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике определяют уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг)" как совокупность показателей, отражающих качественные характеристики реализуемых товаров (услуг).

Пунктом 8 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике установлено, что регулирующие органы устанавливают уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг) для электросетевых организаций в соответствии с методическими указаниями по расчету уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг), утверждаемыми Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой и Министерством экономического развития Российской Федерации.

Уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг), отнесен к долгосрочным параметрам регулирования (пункт 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике).

Приказом Минэнерго России от 29.11.2016 N 1256 утверждены Методические указания по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций (далее – Методические указания).

Согласно пункту 2.2.1. Методических указаний уровень надежности оказываемых услуг определяется средней продолжительностью прекращения передачи электрической энергии потребителям услуг сетевой организации и средней частотой прекращения передачи электрической энергии потребителям услуг сетевой организации в течение расчетного периода регулирования.

Показатели средней продолжительности прекращения передачи электрической энергии на точку поставки и средней частоты прекращения передачи электрической энергии на точку поставки в каждом расчетном периоде регулирования в пределах долгосрочного периода регулирования (Пsaidi) определяется по формуле (пункты 2.2.2. 2.2.3. Методических указаний).

В соответствии с пунктом 2.2.4. Методических указаний учет данных первичной информации по прекращениям передачи электрической энергии, произошедшим на объектах сетевых организаций, в том числе вызванных причинами, указанными в абзаце третьем пункта 2.1.1 настоящих Методических указаний, производится путем заполнения территориальной сетевой организацией формы 8.1 приложения N 8 к настоящим Методическим указаниям ежемесячно при сборе отчетных данных о произошедших технологических нарушениях на ее объектах.

Формой 8.1 приложения к Методическим указаниям «Журнал учета данных первичной информации по всем прекращениям передачи электрической энергии, произошедших на объектах сетевой организации за ______ месяц ____ года» предусмотрены сведения, которые указываются, в том числе указываются сведения об авариях.

Таким образом, возможность учета причин аварий, приведших к нарушению электроснабжения при расчете показателей надежности и качества, поставлена в зависимость от виновности сетевой организацией.

ООО «НГСК» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Новосибирской области.

В связи с внесением в отчеты некорректных данных за 2019г. и 2020г. в части показателей надежности, Общество сообщило об этом департаменту по тарифам Новосибирской области в письмах от 31 марта 2021г. и 18 июня 2021г.

Письмом департамента по тарифам Новосибирской области от 20 июля 2021г. Обществу отказано в корректировке показателей.

Порядок определения показателей надежности и качества поставляемых товаров для территориальных сетевых организаций определен Положением об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1220 (далее – Положение).

Порядок определения фактических значений показателей надежности и качества установлен разделом IV Положения.

Так, определение фактических значений показателей надежности и качества, а также определение индикативных показателей уровня надежности осуществляется регулирующими органами по окончании каждого расчетного периода регулирования в пределах долгосрочного периода регулирования в соответствии с методическими указаниями (пункт 12 Положения).

Для определения показателей надежности, в том числе индикативных показателей надежности, для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций используется информация (оперативная информация об авариях в электроэнергетике и отчет об авариях в электроэнергетике, включая информацию о прекращениях передачи электрической энергии, связанных с проведением ремонтных и внерегламентных работ), представляемая указанными организациями Министерству энергетики Российской Федерации, а также подведомственному Министерству государственному бюджетному учреждению в соответствии с Правилами расследования причин аварий в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2009 г. N 846 "Об утверждении Правил расследования причин аварий в электроэнергетике" (далее соответственно - Правила расследования причин аварий в электроэнергетике, данные о перерывах электроснабжения). Контроль полноты и своевременности представления данных о перерывах электроснабжения, а также проверка их достоверности осуществляется Министерством энергетики Российской Федерации путем сопоставления данных, содержащихся в журнале учета данных первичной информации по всем прекращениям передачи электрической энергии, произошедшим на объектах сетевой организации (далее - журнал учета данных), и корректирующей ведомости журнала учета данных, форма и порядок заполнения которых определяются методическими указаниями, с информацией, полученной в соответствии с настоящим Положением и Правилами расследования причин аварий в электроэнергетике от организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций, а также от иных организаций и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 12(1) Положения).

Согласно пункту 14 Положения организации, а в отношении показателей надежности организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций - Министерство энергетики Российской Федерации с учетом особенностей, установленных пунктом 14(1) настоящего Положения, предоставляют регулирующим органам до 1 апреля года, следующего за отчетным, отчетные данные, используемые при расчете фактических значений показателей надежности и качества, а также при расчете индикативных показателей уровня надежности в соответствии с методическими указаниями.

По результатам сбора данных о перерывах электроснабжения, а также по результатам осуществления контроля полноты, достоверности и своевременности представления данных о перерывах электроснабжения не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом, Министерство энергетики Российской Федерации предоставляет соответствующим регулирующим органам расчет показателей надежности, в том числе индикативных показателей надежности, по форме и в порядке, которые установлены методическими указаниями, заключение о результатах осуществления контроля полноты, достоверности и своевременности представления данных о перерывах электроснабжения, а также указание на наличие либо отсутствие со стороны организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций существенных нарушений порядка определения фактических показателей надежности (пункт 14(1) Положения).

В соответствии с пунктом 14(3) Положения на основании представленного Министерством энергетики Российской Федерации в соответствии с пунктом 14(1) настоящего Положения заключения о результатах осуществления контроля полноты, достоверности и своевременности представления данных о перерывах электроснабжения регулирующий орган определяет фактические значения показателей надежности, в том числе индикативных показателей надежности, и (или) обобщенного показателя надежности и качества в соответствии с методическими указаниями по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций, утвержденными Министерством энергетики Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования цен (тарифов), принимает решение о применении корректировки необходимой валовой выручки.

Как установлено при рассмотрении настоящего административного дела, изначально, при издании оспариваемых приказов, департамент в нарушение вышеуказанных правовых норм, установил показатели на основании отчетных данных, которые были предоставлены Обществом, а не на основании информации, предоставленный Минэнерго России.

В целях устранения допущенной ошибки, в период рассмотрения настоящего административного дела, департаментом принят Приказ № 417-ЭЭ, которым внесены изменения в Приказы № 95-ЭЭ, № 658-ЭЭ, № 72-ЭЭ. Фактические значения показателей надежности и качества оказываемых услуг установлены регулирующим органов на основании показателей, размещенных Минэнерго России в комплексной системе.

Между тем, в соответствии с пунктом 3 Положения, в случае если в ходе определения регулирующим органом плановых или фактических значений показателей надежности и качества выявлено существенное расхождение данных, полученных им от организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, и данных, полученных им в соответствии с пунктами 11, 14(1) и 15 настоящего Положения, не позволяющее при использовании этих данных принять решение об определении значений таких показателей, регулирующий орган осуществляет проверку полученных данных, рассматривает разногласия с участием представителей организаций, предоставивших такие данные, и иных лиц, в том числе организаций, привлекаемых для проведения экспертизы, и оформляет результаты рассмотрения разногласий протоколом. В протоколе также указываются данные, которые будут использоваться регулирующим органом при определении соответствующих значений показателей надежности и качества.

Таким образом, на момент принятия Приказа № 417-ЭЭ департамент располагал сведениями о наличии существенных расхождений данных, представленных регулятору от регулируемой организации и данными, размещенными на сайте https://nadezhnost.minenergo.gov.ru, а также об их некорректности, поэтому должен был применить пункт 3 Положения.

Административный ответчик полагает, что отсутствовали основания для применения пункта 3 Положения, так как основанием для проведения проверки полученных данных может являться только существенное расхождение данных, полученных от Минэнерго России, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей, системного оператора.

С такой позицией суд согласиться не может, поскольку с учетом фактических обстоятельств, установленных при рассмотрении настоящего административного дела, а именно, что на момент принятия Приказа № 417-ЭЭ, определяя фактические значения показателей надежности и качества, департамент располагал сведениями о существенном расхождении данных, полученных им от Общества, и данных, полученных от Минэнерго России, поэтому он должен был осуществить проверку полученных данных, рассмотреть разногласия, в том числе с участием представителей ООО «НГСК», и оформить результаты рассмотрения разногласий протоколом в соответствии с пунктом 3 Положения. При этом вопреки позиции представителя административного ответчика, вышеуказанный пункт 3 относится к общим положениям и может применяться, в том числе и при определении фактических значений показателей надежности и качества.

Также необходимо учесть, что законодательством предусмотрена возможность предоставления информации в Минэнерго России об авариях в электроэнергетике только до 25 числа месяца следующего за отчетным. Как указало Минэнерго России в своем отзыве (т.2 л.д.83-84), иных сроков предоставления указанной информации не предусмотрено. В случае возникновения такой ситуации, Минэнерго России отмечено на возможность применения пункта 3 Положения.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что оспариваемые приказы не соответствуют вышеназванным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поэтому имеются основания для их признания не действующими.

Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; либо об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Определяя момент, с которого оспариваемые положения подлежат признанию недействующими, суд, учитывая, что административный истец фактически осуществляет регулируемый вид деятельности, считает необходимым признать не действующими со дня их принятия, что приведет к восстановлению нарушенных прав Общества.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс, с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (часть 2 статьи 178, часть 6 статьи 180, часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда в официальном печатном издании органа исполнительной власти Новосибирской области департамента по тарифам Новосибирской области.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Новосибирская городская сетевая компания» удовлетворить.

Признать противоречащими федеральному законодательству и не действующими со дня принятия:

подпункт 6 приложения к приказу департамента по тарифам Новосибирской области от 24 декабря 2020 г. № 658-ЭЭ «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций в Новосибирской области, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, на 2021-2025 годы» (в редакции приказа от 09 декабря 2021 г. № 417-ЭЭ) в части показателя средней продолжительности прекращения передачи электрической энергии на точку поставки и показателя средней частоты прекращения передачи электрической энергии на точку поставки;

подпункт 24 приложения к приказу от 19 мая 2020 г. № 95-ЭЭ «Об определении фактических значений показателей надежности и качества оказываемых услуг для территориальных сетевых организаций Новосибирской области за 2019 г.» (в редакции приказа от 09 декабря 2021 г. № 417-ЭЭ) в части показателя средней продолжительности прекращения передачи электрической энергии на точку поставки и показателя средней частоты прекращения передачи электрической энергии на точку поставки;

подпункт 23 приложения к приказу от 25 мая 2021 г. № 72-ЭЭ «Об определении фактических значений показателей надежности и качества оказываемых услуг для территориальных сетевых организаций Новосибирской области за 2020 год» (в редакции приказа от 09 декабря 2021г. № 417-ЭЭ) в части показателя средней продолжительности прекращения передачи электрической энергии на точку поставки и показателя средней частоты прекращения передачи электрической энергии на точку поставки.

Возложить на департамент по тарифам Новосибирской области обязанность принять в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу новые нормативные правовые акты, заменяющие в части нормативные правовое акты, признанные судом не действующими.

Настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда в официальном печатном издании органа исполнительной власти Новосибирской области - департамента по тарифам Новосибирской области.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы или представления через Новосибирский областной суд.

Судья А.Л. Разуваева

Мотивированное решение изготовлено 30 мая 2022г.