ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1402/19 от 18.05.2020 Московского областного суда (Московская область)

Дело № 3а-435/2020

РЕШЕНИЕ

резолютивная часть

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 мая 2020 года г. Красногорск

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.

с участием прокурора Московской областной прокуратуры Козловой О.А.,

при ведении протокола помощником судьи Тарасовой И.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании нормативного правового акта недействующим в части, руководствуясь ст. 218 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО1 о признании недействующим постановления Правительства Московской области от 24.07.2014 года №582/29 «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Кривякино 18-19 века» в части установления границ зон охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия и включения в данную зону земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>; исключение объекта из зон охраняемого природного ландшафта - оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.Ю. Елизарова

Дело № 3а-435/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 мая 2020 года г. Красногорск

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.

с участием прокурора Московской областной прокуратуры Козловой О.А.,

при ведении протокола помощником судьи Тарасовой И.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании нормативного правового акта недействующим в части,

установил:

Правительством Московской области 24.07.2014 года принято Постановление №582/29 «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Кривякино 18-19 века» (далее постановление Правительства Московской области №582/29).

С указанным нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта не согласился ФИО1 (далее административный истец) в части установления границ зоны охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия и включение в данную зону земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв. метров вид использования для ведения личного подсобного хозяйства расположены на землях населенных пунктов предоставленного ему Постановлением администрации Воскресенского муниципального района Московской области от 15.08.2012 года на праве аренды.

Уточняя заявленные требования, административный истец полагал нарушенными его права на получение разрешения на строительство на территории арендованного земельного участка капитального жилого дома.

В обоснование указал, что на момент получения земельного участка на праве аренды действовало постановление Правительства Московской области от 01.08.2006 года №735/29, которым были утверждены границы зон охраны Усадьбы «Кривякино». Указанным постановлением предусматривались и границы зоны охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия федерального значения, однако режим использования земельных участков в границах данных зон допускал строительство капитальных объектов.

Вместе с тем, при разработке проекта зон охраны объектов культурного наследия, утвержденного оспариваемым постановлением Правительства №582/29 актуальные данные государственного кадастра недвижимости не использовались; проект выполнен не надлежащим образом, границы ошибочны, установлены без учета его прав и интересов как арендатора земельного участка. Полагает, что при проведении историко-культурного, архитектурно-ландшафтного, пространственно-композиционного анализа территории исследования использованы данные проекта 2006 года, что указывает на проведение новых границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения Усадьба «Кривякино», режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах зон охраны у исполнителя проекта не было оснований, как и ужесточать режим использования.

Административный истец в обоснование требований не оспаривал, что ранее действующим постановлением утверждены границы зон охраны усадьбы Кривякино и установлены ограничения в такой зоне без учета земельных участков, вошедших в данные границы, вместе с тем полгал, что в нарушение норм граница охраняемого ландшафта была наложена по старым границам вновь без учета земельного участка, границы которого установлены и сведения в ЕГРН о нем в установленном порядке внесены.

В судебное заседание административный истец не явился, извещен о времени и месте судебного заседания, в представленном суду по средства электронного документооборота (по электронной почте) направил сообщение, в котором просил о рассмотрении дела в его отсутствие и отсутствие его представителя, на удовлетворении требований настаивал. Указанные обстоятельства ФИО1 также подтвердил в оформленной судом телефонограмме.

Представитель Правительства Московской области, в судебном заседании возражала относительно требований по доводам, изложенным в ранее приобщенном к материалам дела отзыве. Также обратила внимание суда, что Московским областным судом 29 августа 2017 года приято решение, вступившее в законную силу в котором судом проверена законность оспариваемого административным истцом нормативного правового акта.

Представитель привлеченного к участию в деле Главного управления культурного наследия Московской области поддержала возражения, также ссылаясь на ранее принятое судом решение которым законность оспариваемого нормативного правового акта проверена.

Администрация городского округа Воскресенск Московской области в суд представителя не направила.

Суд, руководствуясь статьей 150 КАС РФ, принимая во внимание, что административный истец извещен о судебном разбирательстве, информация о судебном заседании размещена на официальном сайте Московского областного суда, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие счел возможным с учетом обстоятельств дела, мнений участников судопроизводства с учетом необходимости соблюдения сроков рассмотрения административного дела судом первой инстанции и разумного срока судопроизводства (статья 10 КАС РФ) не усмотрел объективных обстоятельств для отложения разбирательства дела.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, заслушав заключение прокурора полагавшего, что оснований для удовлетворения требований не имеется, приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Постановлением Правительства Московской области от 24 июля 2014 года №582/29 утверждены границы зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Кривякино 18-19 века» в городе Воскресенске Московской области, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон, а также признано утратившим силу постановление Правительства Московской области от 01 августа 2006 года №735/29 «Об утверждении границ зон охраны усадьбы «Кривякино».

Постановление опубликовано на официальном портале Правительства Московской области и газете «Ежедневные новости. Подмосковье», №144, 08 июля 2014 года, а также в информационном Вестники Правительства Московской области, №16,19декабря 2014 года.

В соответствии с п. "д" ст. 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, положениям статьи 3 Федерального закона от дата N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" законы или иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным правовым актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Вопросы охраны памятников истории и культуры урегулированы специальным Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ).

Согласно четвертому абзацу вводной части Федерального закона N 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом № 73-ФЗ, законом Московской области от 08.02.2018 № 11/2018-03 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области» и Положением о Главном управлении культурного наследия Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 11.04.2016 № 287/11, Главное управление является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно- распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и, реализующим государственную политику в указанной сфере.

В соответствии со статьями 9.1, 33 Федерального закона 73-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесена государственная охрана объектов культурного наследия.

Государственная охрана согласно ст. 33 Федерального закона 73-ФЗ, включает в себя, в том числе, и разработку, согласование и утверждение в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия, а также согласование решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и об изменении их правового режима.

Таким образом, полномочия Российской Федерации по утверждению зон охраны объектов культурного наследия федерального значения осуществляют органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, административный истец является правообладателем земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв. метров вид использования: для ведения личного подсобного хозяйства расположены на землях населенных пунктов предоставленного ему постановлением администрации Воскресенского муниципального района Московской области от 15.08.2012 года на праве аренды. Указанный земельный участок входит в границы зон охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия.

Учитывая то обстоятельство, что земельный участок был поставлен на кадастровый учет в 2012 году то, как полагает административный истец при разработке проекта актуальные данные о земельном участке не использовались, проект, который положен в основу оспариваемого постановления, выполнен не надлежащим образом и не соответствует требованиям закона.

Отклоняя доводы административного истца суд, учитывает следующее.

В силу п. 1 ст. 34 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Московской области» в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

В соответствии с п. 3 ст. 34 Федерального закона № 73-ФЗ решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 № 315 было утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Положение № 315). Данное Положение № 315 действовало на момент принятия спорного Постановления № 582/29 и устанавливало порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон.

Согласно п. 4 Положения № 315 разработка проектов зон охраны культурного наследия проводится по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков или по решению суда. Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия, может проводиться также по инициативе юридических лиц, общественных и религиозных объединений, уставная численность которых направлена на сохранение объектов культурного наследия.

Проект зон охраны объекта культурного наследия, в соответствии с Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569 (далее - Положение № 569), подлежит государственной историко-культурной экспертизе в целях определения его соответствия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия. Положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы является основанием для утверждения границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон (п. 13 Положения № 315).

В соответствии с п. 14 Положения № 315 проект зон охраны объекта культурного наследия представляется в соответствующий орган государственной власти вместе с материалами по его обоснованию и положительным заключением государственной историко-культурной экспертизы. В соответствии с п. 19 Положения № 569 заключение экспертизы оформляется в виде акта.

На основании проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон (п. 16 Положения №315).

Пунктом 5 Положения № 315 предусмотрено, что разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может включаться в соответствующие федеральные и региональные целевые программы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624 «О дополнении и частичном изменении Постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников» Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176 «Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия (общероссийского) значения» «Усадьба «Кривякино», XVIII-XIX вв.» является объектом культурного наследия федерального значения.

Границы территорий и режимов использования территории Усадьбы «Кривякино» утверждены распоряжением Министерства культуры Московской области от 14 апреля 2010 года №131-Р «Об утверждении границы территории и режимов использования территории объекта культурного наследия федерального значения- усадьба «Кривякино», XVIII-XIX вв. в городе Воскресенске Московской области».

Границы зон охраны (охранной зоны, зоны регулируемой застройки и хозяйственной деятельности и зоны охраняемого ландшафта) усадьбы «Кривякино», режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон были утверждены постановлением Правительства Московской области от 01 августа 2006 года №735/29 «Об утверждении границ зон охраны усадьбы «Кривякино».

В целях обеспечения сохранности объекта Правительством Московской области 24.07.2014 было издано постановление № 582/29 «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Усадьбы «Кривякино», XVIII- XIX вв.» в городе Воскресенске городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон».

Как установлено судом разработка нового проекта зон охраны объекта осуществлялась Московской областью в 2013 году в рамках долгосрочной целевой программы Московской области «Развитие сферы культуры на территории Московской области на 2013-2015 годы». Проект зон охраны объекта культурного наследия разработан ГУП МО «МОК центр» по заказу Министерства культуры Московской области.

Указанный проект зон охраны прошел согласование в Министерстве культуры Российской Федерации, что подтверждается письмом от 15.04.2014 № 945-12-06.

Актом государственной историко-культурной экспертизы, проект зон охраны объекта признан соответствующим требованиям обеспечения сохранности объектов культурного наследия и рекомендован к согласованию, а предложенные в нем границы зон охраны, режимы использования земель и градостроительные регламенты - к представлению на утверждение.

Заключение дано тремя аттестованными экспертами: ФИО2, ФИО3, ФИО4, имеющими специальные знания в области объектов культурного наследия и стаж работы.

Границы зон, обеспечивающие сохранение памятника и окружающей его среде, режимы использования земель и градостроительные регламенты на этих территориях определены на основании результатов проведенных обширных историко-архивных и натуральных исследований, анализа архивных графических материалов существующего усадебного ансамбля, ландшафтно-визуального анализа.

Анализ установленного выше с учетом толкования приведенных положений законодательства и нормативных актов позволяет суду сделать вывод об отсутствие обязательного условия для установления зон охраны памятника как сохранение существующих характеристик земельных участков, расположенных в зоне особого режима использования, их категории, вида разрешенного использования. Данные государственного кадастра объектов недвижимости о конкретном участке не могут влиять на заключение историко-культурной экспертизы охраняемого объекта. Наличие или отсутствие сведений в государственном кадастре недвижимости о нахождении земельного участка административного истца в границах территории памятника истории и культуры или в границах зон охраны такого памятника не оказывает влияния на существование территории памятника и его зон охраны. Целью установления особого режима использования земель является сохранение объекта культурного наследия, оптимизация его визуального восприятия и основных видовых точек.

Утверждение административного истца о необоснованном ужесточение оспариваемым постановлением режима использования земельных участков в границах зон природоохранного ландшафта, суд находит ошибочным поскольку в границах зоны охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия федерального значения - усадьбы "Кривякино" установленные постановлением Правительства №735/29 от 01.08.2006 года режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зоны охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия запрещали отвод земельных участков под любое строительство без историко-культурных и архитектурно-ландшафтных обоснований, согласованных с органами охраны объектов культурного наследия.

Таким образом, оспариваемое Постановление № 582/29 было принято компетентным органом, в установленном законом порядке и не противоречит нормативным правовым актам Российской Федерации и Московской области.

Также правовая оценка Постановлению № 582/29 была дана Московским областным судом по делу № За-114/2017 при рассмотрении спора между административным истцом - ООО «Бау Микс», административным ответчиком - Правительством Московской области, при участии заинтересованного лица -Главного управления о признании недействующим со дня принятия Постановления № 582/29 в части включения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Московская область, Воскресенский район, улица Лермонтова, д. 11 в охранную зону объекта с режимом использования земель «ограничение хозяйственной деятельности и запрет строительства». Постановление № 582/29 не признано противоречащим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы истца. Решение от 29.08.2017 по делу № За-114/2017 вступило в законную силу.

Учитывая изложенное суд, находит требования ФИО1 необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 218 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО1 о признании недействующим постановления Правительства Московской области от 24.07.2014 года №582/29 «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Кривякино 18-19 века» в части установления границ зон охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия и включения в данную зону земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>; исключение объекта из зон охраняемого природного ландшафта - оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 27 мая 2020 года.

Судья М.Ю. Елизарова