ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1426/2021 от 26.01.2022 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело № 3а-6/2022 (3а-1426/2021)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 января 2022 года г. Оренбург

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего судьи Хакимовой О.В.,

при секретаре Лексиковой Е.А.,

с участием прокурора Губаревой О.А.,

представителя административного истца Пахомова С.В. – Зиленского С.В., представителей административных ответчиков правительства Оренбургской области - Яковлевой О.С., Государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» - Гончаровой И.Б., представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования Курманаевского района Оренбургской области Дядечко В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пахомова С.В. о признании недействующим постановления Правительства Оренбургской области от 7 июня 2021 года № 430-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 29 ноября 2019 года № 881-пп» в части пунктов с 8 по 17 и постановление Правительства Оренбургской области от 22 июня 2021 года № 497-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 29 ноября 2019 года № 881-пп» в части пунктов с 1 по 13,

установил:

Пахомов С.В. обратился в суд с административными исками, в которых просил признать недействующими постановление Правительства Оренбургской области от 7 июня 2021 года № 430-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 29 ноября 2019 года № 881-пп» в части пунктов 8-17, а также постановление Правительства Оренбургской области от 22 июня 2021 года № 497-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 29 ноября 2019 года № 881-пп» в части пунктов 1-13 и обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Оренбургской области восстановить сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости на основании предыдущих актов.

В обоснование исков Пахомов С.В. указал, что оспариваемыми постановлениями правительства области установлена новая кадастровая стоимость принадлежащих ему на праве собственности и на праве аренды земельных участков, полагает, что оснований вносить изменения в ранее установленную кадастровую стоимость у административного ответчика не было, поскольку она была установлена с учетом рыночной стоимости определенной решениями Оренбургского областного суда. По мнению административного истца, оспариваемые им в части постановления противоречат статье 24.14 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Определением Оренбургского областного суда от 10 сентября 2021 года административные иски Пахомова С.В. объединены в одно производство.

Определением Оренбургского областного суда от 29 сентября 2021 года к участию в рассмотрении дела привлечены в качестве административного соответчика ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» и в качестве заинтересованного лица – администрация муниципального образования Курманаевский район Оренбургской области.

В судебном заседании представитель административного истца Пахомова С.В. – Зиленский С.В. поддержал заявленные требования.

Представители правительства Оренбургской области и Государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» просили в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель администрации муниципального образования Курманаевский район Оренбургской области просила отказать в удовлетворении административного иска.

Представители ФГБУ «ФКП Росреестра» по Оренбургской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области в судебное заседание не явились, представили письменные отзывы, в которых просили рассмотреть дело без их участия.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Оренбургской области Губареву О.А., полагавшую, что требования административного иска подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Судом установлено, что постановлением Правительства Оренбургской области от 29 ноября 2019 года № 881-пп «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения и земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Оренбургской области», утверждены соответствующие результаты определения кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2019 года.

В дальнейшем в указанное постановление неоднократно вносились изменения.

Так, Правительством Оренбургской области издано постановление от 7 июня 2021 г. № 430-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 29 ноября 2019 года № 881-пп».

Пунктом 1 указанного постановления в приложение № 1 к постановлению Правительства Оренбургской области от 29 ноября 2019 года № 881-пп «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения и земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Оренбургской области» (в редакции постановлений Правительства Оренбургской области от 5 марта 2020 года № 131-пп, от 16 апреля 2020 года № 290-пп, от 25 мая 2020 года № 440-пп, от 28 июля 2020 года № 604-пп, от 11 августа 2020 года № 699-пп, от 7 сентября 2020 года № 749-пп, от 27 октября 2020 года № 870-пп, от 9 ноября 2020 года № 922-пп, от 24 ноября 2020 года № 971-пп, от 1 декабря 2020 года № 1009-пп, от 18 января 2021 года № 10-пп, от 3 февраля 2021 года № 33-пп, от 8 февраля 2021 года № 75-пп, от 15 февраля 2021 года № 100-пп, от 6 апреля 2021 года № 225-пп) внесены изменения согласно приложению.

Пунктом 2 постановлено, что постановление вступает в силу после его официального опубликования, за исключением пунктов 1 - 7, 18 - 20 приложения к настоящему постановлению, которые вступают в силу после официального опубликования настоящего постановления и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.

Пахомов С.В. оспаривает пункты с 8 по 17 приложения к постановлению от 7 июня 2021 г. № 430, а именно:

« 8. Пункт 32961 изложить в новой редакции:

"N п/п

Кадастровый номер земельного участка

Кадастровая стоимость (рублей)

1

2

3

32961.

51989618,76".

9. Пункт 32972 изложить в новой редакции:

"N п/п

Кадастровый номер земельного участка

Кадастровая стоимость (рублей)

1

2

3

32972.

46025155,57".

10. Пункт 32976 изложить в новой редакции:

"N п/п

Кадастровый номер земельного участка

Кадастровая стоимость (рублей)

1

2

3

32976.

2511450,46".

11. Пункт 33361 изложить в новой редакции:

"N п/п

Кадастровый номер земельного участка

Кадастровая стоимость (рублей)

1

2

3

33361.

67078785,96".

12. Пункт 33538 изложить в новой редакции:

"N п/п

Кадастровый номер земельного участка

Кадастровая стоимость (рублей)

1

2

3

33538.

2466755,17".

13. Пункты 33579, 33580 изложить в новой редакции:

"N п/п

Кадастровый номер земельного участка

Кадастровая стоимость (рублей)

1

2

3

33579.

47993229,77

33580.

31873374,57".

14. Пункт 33590 изложить в новой редакции:

"N п/п

Кадастровый номер земельного участка

Кадастровая стоимость (рублей)

1

2

3

33590.

56:16:0000000:461

5183546,56".

15. Пункты 35606 - 35609 изложить в новой редакции:

"N п/п

Кадастровый номер земельного участка

Кадастровая стоимость (рублей)

1

2

3

35606.

22138861,64

35607.

17323543,96

35608.

3745997,61

35609.

41859109,48".

16. Пункт 35629 изложить в новой редакции:

"N п/п

Кадастровый номер земельного участка

Кадастровая стоимость (рублей)

1

2

3

35629.

4345445,32".

17. Пункт 35634 изложить в новой редакции:

"N п/п

Кадастровый номер земельного участка

Кадастровая стоимость (рублей)

1

2

3

35634.

29999420,10".

Постановление правительства Оренбургской области от 7 июня 2021 года № 430-пп, вместе с приложением опубликовано на портал официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области http://www.pravo.orb.ru, 11 июня 2021 года, а также на официальном интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/, 14 июня 2021 года.

22 июня 2021 года Правительством Оренбургской области издано постановление № 497-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 29 ноября 2019 года № 881-пп».

Пунктом 1 постановлено: Внести в приложение № 1 к постановлению Правительства Оренбургской области от 29 ноября 2019 года № 881-пп «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения и земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Оренбургской области» (в редакции постановлений Правительства Оренбургской области от 5 марта 2020 года № 131-пп, от 16 апреля 2020 года № 290-пп, от 25 мая 2020 года № 440-пп, от 28 июля 2020 года № 604-пп, от 11 августа 2020 года № 699-пп, от 7 сентября 2020 года № 749-пп, от 27 октября 2020 года № 870-пп, от 9 ноября 2020 года № 922-пп, от 24 ноября 2020 года № 971-пп, от 1 декабря 2020 года № 1009-пп, от 18 января 2021 года № 10-пп, от 3 февраля 2021 года № 33-пп, от 8 февраля 2021 года № 75-пп, от 15 февраля 2021 года № 100-пп, от 6 апреля 2021 № 225-пп, от 7 июня 2021 года № 430-пп) изменения согласно приложению к настоящему постановлению.

Пунктом 2 предусмотрено, что постановление вступает в силу после его официального опубликования, за исключением пункта 14 приложения к настоящему постановлению, который вступает в силу после официального опубликования настоящего постановления и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.

Пахомов С.В. оспаривает пункты с 1 по 13 приложения к постановлению от 22 июня 2021 г. № 497, а именно:

1. Пункт 32944 изложить в новой редакции:

N п/п

Кадастровый номер земельного участка

Кадастровая стоимость (рублей)

1

2

3

32944.

19852835,38

2. Пункт 32960 изложить в новой редакции:

N п/п

Кадастровый номер земельного участка

Кадастровая стоимость

(рублей)

1

2

3

32960.

38582683,09

3. Пункт 32963 изложить в новой редакции:

N п/п

Кадастровый номер земельного участка

Кадастровая стоимость

(рублей)

1

2

3

32963.

23421955,31

4. Пункт 33101 изложить в новой редакции:

N п/п

Кадастровый номер земельного участка

Кадастровая стоимость

(рублей)

1

2

3

33101.

359855643,08

5. Пункт 33117 изложить в новой редакции:

N п/п

Кадастровый номер земельного участка

Кадастровая стоимость

(рублей)

1

2

3

33117.

888752,08

6. Пункт 33237 изложить в новой редакции:

N п/п

Кадастровый номер земельного участка

Кадастровая стоимость

(рублей)

1

2

3

33237.

13327850,68

7. Пункт 33314 изложить в новой редакции:

N п/п

Кадастровый номер земельного участка

Кадастровая стоимость

(рублей)

1

2

3

33314.

175781896,16

8. Пункт 33476 изложить в новой редакции:

N п/п

Кадастровый номер земельного участка

Кадастровая стоимость

(рублей)

1

2

3

33476.

47435451,85

9. Пункты 33561 - 33564 изложить в новой редакции:

N п/п

Кадастровый номер земельного участка

Кадастровая стоимость

(рублей)

1

2

3

33561.

12199368,66

33562.

68489806,83

33563.

30091732,91

33564.

62463530,62

10. Пункт 34083 изложить в новой редакции:

N п/п

Кадастровый номер земельного участка

Кадастровая стоимость

(рублей)

1

2

3

34083.

2032643,92

11. Пункт 34091 изложить в новой редакции:

N п/п

Кадастровый номер земельного участка

Кадастровая стоимость

(рублей)

1

2

3

34091.

8249129,48

12. Пункт 34219 изложить в новой редакции:

N п/п

Кадастровый номер земельного участка

Кадастровая стоимость

(рублей)

1

2

3

34219.

35642100,13

13. Пункт 35657 изложить в новой редакции:

N п/п

Кадастровый номер земельного участка

Кадастровая стоимость

(рублей)

1

2

3

35657.

21005391,35

Постановление правительства Оренбургской области от 22 июня 2021 года № 497-пп, вместе с приложением опубликовано на портал официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области http://www.pravo.orb.ru, 25 июня 2021 года, а также на официальном интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/, 25 июня 2021 года.

Как указано в разъяснениях, приведенных в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», в случае оспаривания положений нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в положения другого нормативного правового акта, суд вправе предложить административному истцу, заявителю уточнить заявленные требования. Если после такого уточнения станет ясным, что административный истец, заявитель оспаривает положения нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в основные нормативные положения, но не оспаривает сами основные нормативные положения, суд проверяет законность положений, вносящих изменения в основные нормативные положения (часть 7 статьи 213 КАС РФ, части 4, 5 статьи 194 АПК РФ).

Поскольку административным истцом оспариваются положения нормативных правовых актов, которыми вносятся изменения в положения другого нормативного правового акта, то суд проверяет законность положений, вносящих изменения в основные нормативные положения.

Так как Пахомов С.В. является собственником и арендатором земельных участков, указанных в оспариваемых им постановлениях, что подтверждено выписками из Единого государственного реестра недвижимости, оспариваемые положения нормативных правовых актов затрагивают права административного истца, он в силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вправе их оспорить.

Надлежащим ответчиком по административному иску Пахомова С.В. о признании недействующими в части постановления Правительства Оренбургской области, суд признает Правительства Оренбургской области.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в полном объеме, независимо от указания на них лицами, участвующими в деле.

В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 29 ноября 2019 года № 881-пп «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения и земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Оренбургской области», утверждены соответствующие результаты определения кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2019 года.

Как указано выше постановлениями Правительства Оренбургской области от 7 июня 2021 года № 430-пп и от 22 июня 2021 года № 497-пп в постановление от 29 ноября 2019 года № 881-пп внесены изменения, в результате которых значительно выросла кадастровая стоимость земельных участков принадлежащих Пахомову С.В.

Из пояснений представителей административных ответчиков следует, что кадастровая стоимость оспариваемых административным истцом земельных участков, утвержденных постановлениями № 430-пп и № 497-пп определена Государственным бюджетным учреждением «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» на основании поступившее в учреждение заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости от администрации муниципального образования Курманаевский район Оренбургской области от 29 апреля 2021 года. В заявлении указано, что земельные участки используются под недропользование.

В силу части 1 статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон о кадастровой оценке) бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.

Исходя из положений части 2, 3 и 4 статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости (далее Закон № 237-ФЗ), являются:

1)несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке;

2)описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости.

Ошибки, допущенные при определении кадастровой стоимости, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного объекта недвижимости, считаются единичными (часть 3 статьи 21 Закона № 237-ФЗ).

Ошибки, допущенные при определении кадастровой стоимости, повлиявшие на величину кадастровой стоимости нескольких объектов недвижимости, считаются системными (часть 4 статьи 21 Закона № 237-ФЗ).

Таким образом, обязательным признаком ошибки при определении кадастровой стоимости является описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная подобная ошибка (техническая ошибка) либо несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке (методологическая ошибка).

По итогам рассмотрения обращения бюджетным учреждением принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявления и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при ее определении; об отказе в ее пересчете, если наличие ошибок не установлено (часть 14 названной статьи).

Согласно части 21 статьи 21 Закона № 237-ФЗ, в случае, если ошибка допущена в рамках проведения государственной кадастровой оценки, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение двадцати рабочих дней со дня получения от бюджетного учреждения сведений о кадастровой стоимости, определенной в результате исправления такой ошибки, обеспечивает внесение соответствующих изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.

В соответствии с частью 6 статьи 15 Закона № 237-ФЗ, после получения сведений о кадастровой стоимости земельных участков, пересчитанной по итогам исправления ошибок, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации осуществляет внесение изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.

Из представленных суду выписок из Единого государственного реестра недвижимости следует, что оспариваемые земельные участки это участки сельскохозяйственного назначения и использования.

Решениями Оренбургского областного суда от 7 мая 2019 года дело № 3а-96/2019, от 19 августа 2019 года дело № 3а-326/2019 года, от 13 декабря 2019 года дело № 3а-503/2019 года, от 14 августа 2020 года дело № 3а-621/2020, от 6 апреля 2021 года дело № 3а-463/2021 были удовлетворены административные исковые заявления крестьянского хозяйства Пахомова С.В. об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.

Как следует из письменных пояснений администрации муниципального образования Курманаевский район Оренбургской области от 8 октября 2021 года № 5075, администрация муниципального образования была не согласна с решениями Оренбургского областного суда об установлении кадастровой стоимости земельных участков Пахомова С.В. в размере рыночной.

23 апреля 2021 года в администрацию муниципального образования Курманаевский район Оренбургской области поступил запрос Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области о проведении осмотра 66-ти земельных участков, расположенных на территории Курманаевского района, в том числе участков, используемых крестьянским хозяйством Пахомова С.В., на предмет наличия (отсутствия) расположенных в их границах объектов недропользования.

27 апреля 2021 года в администрацию поступил запрос Государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» об уточнении сведений о фактическом использовании этих же 66-ти земельных участков.

В целях исполнения запросов, специалистом по муниципальному земельному контролю администрации Курманаевского района Оренбургской области произведен визуальный осмотр, фотосъемка 66-ти земельных участков. Из актов рейдового осмотра следует, что часть земельных участков используется в сельскохозяйственном производстве, часть не используется, также специалист в актах рейдового осмотра указал, что в границах земельных участков, расположены объекты нефтедобычи и энергетики (ЛЭП) и подъездные пути к ним (т.2 л.д.9-111).

На основании полученного из администрации муниципального образования Кваркенский район Оренбургской области ответа от 30 апреля 2021 года № 2195 Государственное бюджетное учреждение «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» уточнило вид использования оспариваемых Пахомовым С.В. земельных участков. Земельные участки были отнесены к виду разрешенного использования – под недропользование (код расчета вида использования 06:011, группа расчета 6.6) (т.2 л.д. 142).

На основании решений Государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» от 19 мая 2021 года № 141/21р и от 25 мая 2021 года № 144/21-р об удовлетворении заявлений и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (т.1 л.д.210-214), правительством Оренбургской области приняты оспариваемые административным истцом Пахомовым С.В. постановления.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о государственной кадастровой оценке кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется на основании Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2017 г. N 226 (далее – Методические указания).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о государственной кадастровой оценке кадастровая стоимость объектов недвижимости, определяется на основе ценообразующих факторов в соответствии с данным Федеральным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Пункт 1.2 Методических указаний предусматривает, что кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект. Определение кадастровой стоимости предполагает расчет наиболее вероятной цены объекта недвижимости, по которой он может быть приобретен, исходя из возможности продолжения фактического вида его использования независимо от ограничений на распоряжение этим объектом недвижимости. Для целей Указаний под видом использования объекта недвижимости понимется использование в соответствии с его фактическим разрешенным использованием. Для целей Указаний фактическое разрешенное использование объекта недвижимости - это фактическое (текущее) использование объекта недвижимости, не противоречащее установленным требованиям к использованию объекта недвижимости.

Согласно пункту 9.1 Методических указания для целей определения кадастровой стоимости объекты недвижимости, подлежащие оценке, могут быть объединены в группы (подгруппы) на основе сегментации объектов недвижимости.

В соответствии с пунктом 9.2.2 Методических указаний для целей определения кадастровой стоимости земельные участки группируются в соответствии с кодами расчета видов использования независимо от категории земель на 14 основных сегментов в соответствии с приложением N 1 к Методическим указаниям: 1 сегмент «Сельскохозяйственное использование»; 2 сегмент «Жилая застройка (среднеэтажная и многоэтажная)»; 3 сегмент «Общественное использование»; 4 сегмент «Предпринимательство»; 5 сегмент «Отдых (рекреация)»; 6 сегмент «Производственная деятельность»; 7 сегмент «Транспорт»; 8 сегмент «Обеспечение обороны и безопасности»; 9 сегмент «Охраняемые природные территории и благоустройство»; 10 сегмент «Использование лесов»; 11 сегмент «Водные объекты»; 12 сегмент «Специальное, ритуальное использование, запас»; 13 сегмент «Садоводство и огородничество, малоэтажная жилая застройка»; 14 сегмент «Иное использование» - вид использования земельных участков, не указанный в предыдущих 13 сегментах.

По данным Единого государственного реестра недвижимости спорные земельные участки, как указано выше, имеют вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, что относится к 1 сегменту.

Вместе с тем, земельные участки в результате внесенных изменений отнесены к 6 сегменту «Производственная деятельность», вид использования «Недропользование. Осуществление геологических изысканий, добыча недр закрытым (шахты, скважины) способом», кодрасчета видаиспользования 06:011, код вида разрешенного использования (в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков) 6.1 (приложение № 1 к Методическим указаниям).

Суду не представлено надлежащих доказательств, что принадлежащие Пахомову С.В. земельные участки фактически используются под объекты недропользования и что при определении кадастровой стоимости этих земельных участков была допущена кадастровая ошибка.

Суд предлагал административному ответчику представить дополнительные доказательства, подтверждающие, что оспариваемые земельные участки фактически используются под недропользование, а также разъяснил право на подачу ходатайства о назначении судебной экспертизы. Представитель административного ответчика от заявления ходатайства отказался, полагая, что представленных доказательств достаточно, в связи с чем суд рассмотрел административное дело по имеющимся доказательствам.

Суд соглашается с доводами представителя административного истца, что представленные акты рейдового осмотра и фототаблицы, составленные специалистом по муниципальному земельному контролю администрации Курманаевского района Оренбургской области, не могут быть приняты судом как надлежащее доказательство, подтверждающее, что оспариваемые земельные участки должны быть отнесены к виду разрешенного использования – под недропользование.

Во-первых, из представленных фототаблиц и актов следует, что часть земельных участков используется под линии электропередач (ЛЭП), однако все участки рассчитаны под недропользование.

Во-вторых фотоматериалы сделаны без привязки к местности. Технически визуальным осмотром установить принадлежность объекта недопользования, находящегося на земной поверхности, к определенному земельному участку невозможно.

У каждого земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН, имеются границы, установленные с нормативной точностью. Следовательно, для установления границ земельных участков на местности необходимо провести процедуру выноса характерных точек границ земельных участков, которая выполняется квалифицированными специалистами с помощью специального поверенного геодезического оборудования.

Кроме того, в ходе рассмотрения административного иска Государственное бюджетное учреждение «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» приняло решения об удовлетворении заявления и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости от 17 декабря 2021 года № 236/21-р и от 22 декабря 2021 года № 239/21-р, из которых следует, что учреждением рассмотрены заявления крестьянского хозяйства Пахомова С.В. Проведена проверка соответствия вида использования земельных участков и кода расчета вида их использования, а также данных при определении кадастровой стоимости.

В решении содержится вывод, что по состоянию на 1 января 2019 года характеристики указанных Пахомовым С.В. земельных участков, в том числе вид их использования, не изменились, указанные земельные участки были отнесены в группу 14.0 «Земельные участки, стоимость которых определена индивидуально на основе результатов их оспаривания. Произведен перерасчет кадастровой стоимости по состоянию на дату ее определения – 1 января 2019 года.

Таким образом, Государственное бюджетное учреждение «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области», по сути, признало, что кадастровая ошибка отсутствовала.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемые постановления Правительства Оренбургской области от 7 июня 2021 года № 430-пп и от 22 июня № 497-пп, в части изменения кадастровой стоимости земельных участков принадлежащих административному истцу не соответствуют статье 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», а также приложению № 1 к Методическим указаниям о государственной кадастровой оценке, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года № 226.

Доказательств, того, что земельные участки фактически используются под недропользование и что при утверждении кадастровой стоимости этих участков в результате государственной кадастровой оценки (постановление от 29 ноября 2019 года № 881-пп) была допущена ошибка вида использования земельных участков, кода расчета и группы расчета не представлено. Следовательно, требования административного иска в части признания оспариваемых нормативных правовых актов недействующими, подлежат удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормы подлежат признанию не действующими, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что административный истец является плательщиком земельного налога, а также арендных платежей, исчисляемых от кадастровой стоимости и признание оспариваемых норм не действующими с момента вынесения решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым признать оспариваемый нормативный правовой акт не действующим со дня его принятия.

Поскольку определением Оренбургского областного суда от 10 ноября 2021 года требования Пахомова С.В. об обязании ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Оренбургской области восстановить сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости на основании предыдущих актов возвращены административному истцу, но в судебном заседании представитель административного истца их поддерживал, суд оставляет их без рассмотрения, исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», где разъяснено, что административные исковые требования об оспаривании нормативного правового акта, а также акта, обладающего нормативными свойствами, не могут быть рассмотрены судом общей юрисдикции совместно с иными материально-правовыми требованиями.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивную часть подлежит включению указание о возложении на административного ответчика обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу разместить сообщение о нем на сайте официального опубликования нормативных правовых актов Правительства Оренбургской области.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Пахомова С.В. удовлетворить частично.

Признать не действующими с момента принятия постановление Правительства Оренбургской области от 7 июня 2021 года № 430-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 29 ноября 2019 года № 881-пп» в части пунктов с 8 по 17 включительно, а также постановление Правительства Оренбургской области от 22 июня 2021 года № 497-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 29 ноября 2019 года № 881-пп» в части пунктов с 1 по 13 включительно.

Обязать Правительство Оренбургской области опубликовать сообщение о решении суда на сайте официального опубликования нормативных правовых актов Правительства Оренбургской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Административные исковые требования Пахомова С.В. в части возложения на ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Оренбургской области обязанности восстановить сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости на основании предыдущих актов, оставить без рассмотрения, разъяснив административному истцу, что он вправе обратиться с этими требованиями в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Оренбургского

областного суда О.В. Хакимова

Полный текст решения изготовлен 7 февраля 2022 года.