ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-143/20 от 27.11.2020 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 3а-143/2020

УИД 75OS0000-01-2020-000308-08

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 ноября 2020 года г.Чита

Забайкальский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Цыдендамбаевой О.Ч.,

при секретаре Никифоровой Е.В.,

с участием прокурора Виноградова Л.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании недействующим в части Лесохозяйственного регламента Дульдургинского лесничества, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Забайкальского края от 29 декабря 2018 года № 91-н/п,

установил:

приказом Министерства природных ресурсов Забайкальского края от 29 декабря 2018 года № 91-н/п утвержден Лесохозяйственный регламент Дульдургинского лесничества (далее также – Лесохозяйственный регламент).

Данный нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф ) 11 января 2019 года.

Постановлением главы администрации Агинского Бурятского автономного округа от 13 ноября 2002 года № 404 на землях лесного фонда создан окружной государственный природный заказник «Оленгуйский».

Постановлением Правительства Забайкальского края от 30 октября 2012 года № 472 «О некоторых вопросах государственного природного заказника «Оленгуйский» окружной государственный природный заказник «Оленгуйский» переименован в государственный природный заказник регионального значения «Оленгуйский» (далее также – заказник).

В структуре Регламента в главе 1.1.6 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных лесов, эксплуатационных и резервных лесов» имеется таблица № 3, согласно которой леса в границах Дульдургинского лесничества распределены по целевому назначению на две категории: защитные и эксплуатационные.

При этом леса в границах заказника, являющиеся защитными в силу закона, отнесены к эксплуатационным лесам, в <...>, 26-31, 45-47, 71, 99-102, 125, 126, 150-152, 153-157, 159-161, 169-172, 175-181, 187-189, 194-199, 206, 207, 212-215, 225-227 Верх-Оленгуйского участкового лесничества Дульдургинского лесничества.

Приложение № 5 к Лесохозяйственному регламенту «Карта-схема подразделения лесов по целевому назначению с нанесением местоположения существующих и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов, объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры» не содержит информации об отнесении перечисленных кварталов к защитным лесам.

Заместитель Амурского бассейнового природоохранного прокурора Шорохов А.А. обратился в Забайкальский краевой суд с вышеуказанным административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, указывая на то, что отнесение лесных кварталов, включенных в состав государственного природного заказника регионального значения «Оленгуйский», в силу закона являющихся защитными лесами, к эксплуатационным лесам противоречит статьям 111, 112 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 24 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», частям 3 и 6 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, утвержденных приказом Минприроды России от 16 июля 2007 года № 181. В результате неправомерного отнесения оспариваемым лесохозяйственным регламентом лесных участков, включенных в состав государственного природного заказника регионального значения «Оленгуйский», к эксплуатационным лесам на территории заказника фактически допустимо осуществление сплошных рубок с целью заготовки древесины, размещения лесоперерабатывающей инфраструктуры и другие виды использования лесов без соблюдения ограничений, определенных федеральным законодательством для особо охраняемых природных территорий, что влечет нарушение интересов Российской Федерации как собственника лесного фонда, прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

На основании изложенного прокурор просил признать недействующим с момента принятия Лесохозяйственный регламент Дульдургинского лесничества, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов Забайкальского края от 29 декабря 2018 года № 91-н/п, в части отнесения лесов, расположенных в границах государственного природного заказника регионального значения «Оленгуйский» в <...>, 26-31, 45-47, 71, 99-102, 125, 126, 150-152, 153-157, 159-161, 169-172, 175-181, 187-189, 194-199, 206, 207, 212-215, 225-227 Верх-Оленгуйского участкового лесничества Дульдургинского лесничества к эксплуатационным вместо защитных (таблица № 3 главы 1.1.6 регламента Дульдургинского лесничества, приложение № 5 регламента Дульдургинского лесничества).

Административный ответчик Министерство природных ресурсов Забайкальского края в лице представителя ФИО1 представил письменный отзыв, указав, что оспариваемый прокурором Лесохозяйственный регламент принят административным ответчиком в пределах своей компетенции и в целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области лесных отношений по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов. В соответствии со статьей 81, частью 1 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия Регламента), Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года № 283, полномочия по отнесению лесов к защитным лесам и установлению их границ, отнесению лесов к эксплуатационным лесам, установлению и изменению границ земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, были возложены на Федеральное агентство лесного хозяйства, которое приказом от 1 марта 2013 года № 52 утвердило Перечень лесных участков, отнесенных к ценным лесам, эксплуатационным лесам на территории Дульдургинского лесничества Забайкальского края. Сведения таблицы 3 главы 1.1.6 Лесохозяйственного регламента о распределении лесов на территории Дульдургинского лесничества по целевому назначению и категориям защитных лесов сформированы с учетом положений названного приказа № 52.

Вместе с тем после предъявления рассматриваемого административного искового заявления Министерством природных ресурсов Забайкальского края принят приказ от 11 ноября 2020 года № 50-н/п «О внесении изменений в лесохозяйственный регламент Дульдургинского лесничества, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов Забайкальского края от 29 декабря 2018 года № 91-н/п». В соответствии с внесенными изменениями в Лесохозяйственный регламент в таблице 3 главы 1.1.6 и в приложении № 5 лесные участки, расположенные в границах государственного природного заказника регионального значения «Оленгуйский» в <...>, 26-31, 45-47, 71, 99-102, 125, 126, 150-152, 153-157, 159-161, 169-172, 175-181, 187-189, 194-199, 206, 207, 212-215, 225-227 Верх-Оленгуйского участкового лесничества Дульдургинского лесничества исключены из эксплуатационных лесов.

Кроме того, исключены их эксплуатационных лесов леса, находящиеся в границах заказника: в частях <...>, 72-74, 103, 127-130, 153-157, 173, 174, 190, 192, 193, 208, 210, 211, 223 и 224 Дульдургинского участкового лесничества Дульдургинского лесничества, которые были дополнительно выявлены в результате проверки Министерством природных ресурсов Забайкальского края.

В дополнении к отзыву представитель административного ответчика указал, что сведения о категории лесов квартала 194 Дульдургинского участкового лесничества Дульдургинского лесничества не изменились.

Определением Забайкальского краевого суда от 27 ноября 2020 года прекращено производство по настоящему административному делу в части отнесения лесов, расположенных в границах государственного природного заказника регионального значения «Оленгуйский», к эксплуатационным лесам: таблица 3 главы 1.1.6 в <...>, 26-31, 45-47, 71, 99-102, 125, 126, 150-152, 153-157, 159-161, 169-172, 175-181, 187-189, 195-199, 206, 207, 212-215, 225-227 Верх-Оленгуйского участкового лесничества Дульдургинского лесничества; приложение № 5 в <...>, 26-31, 45-47, 71, 99-102, 125, 126, 150-152, 153-157, 159-161, 169-172, 175-181, 187-189, 194-199, 206, 207, 212-215, 225-227 Верх-Оленгуйского участкового лесничества Дульдургинского лесничества.

В судебном заседании представитель Амурского бассейнового природоохранного прокурора – заместитель Читинского межрайонного природоохранного прокурора Виноградов Л.П. поддержал административное исковое заявление в части отнесения квартала 194 Верх-Оленгуйского участкового лесничества Дульдургинского лесничества к эксплуатационным лесам в таблице 3 главы 1.1.6 «Лесохозяйственного регламента.

Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов Забайкальского края ФИО1 ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено при указанной явке.

Заслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований.

В соответствии с пунктом 2 статьи 20 КАС РФ административные дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации рассматриваются краевым судом в качестве суда первой инстанции.

Порядок и особенности рассмотрения указанной категории административных дел закреплены в главе 21 КАС РФ.

Согласно части 1 статьи 39, части 3 статьи 208 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации. Прокурор субъекта Российской Федерации, заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры и их заместители вправе обратиться в краевой суд.

Требования прокурора направлены в защиту интересов Российской Федерации, как собственника лесного фонда, а также в защиту интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 9 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия Российской Федерации в области лесных отношений по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Частью 2 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

В силу части 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого Лесохозяйственного регламента) лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.

Таким образом, утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, к числу которых относится государственный природный заказник регионального значения «Оленгуйский», относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти.

Министерство природных ресурсов Забайкальского края входит в структуру исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (постановление Губернатора Забайкальского края от 30 сентября 2016 года № 80 «О структуре исполнительных органов государственной власти Забайкальского края»).

В соответствии с подпунктом 12.2.32 подпункта 12.2 Положения о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 27 декабря 2016 года № 503, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законов Забайкальского края, нормативных правовых актов Губернатора Забайкальского края и Правительства Забайкальского края Министерство природных ресурсов Забайкальского края самостоятельно принимает нормативные правовые акты об утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, установленных частью 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, Министерство природных ресурсов Забайкальского края, являющееся исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, утверждая лесохозяйственный регламент Дульдургинского лесничества, отдельные лесные участки которого расположены на землях особо охраняемой природной территории, в оспариваемой части вышел за пределы предоставленных ему полномочий, что является основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим.

В силу требований к содержанию лесохозяйственного регламента, предусмотренных статьей 87 Лесного кодекса Российской Федерации, приказ, утверждающий лесохозяйственный регламент, является нормативным правовым актом, затрагивающим права, свободы и обязанности неопределенного круга лиц, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества. Лесохозяйственный регламент является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, поскольку устанавливает виды разрешенного использования лесов, возрасты рубок, расчетную лесосеку, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования, ограничение использования лесов, требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

Указанный нормативный правовой акт опубликован 11 января 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф), вступил в силу.

Оценивая содержание оспариваемых норм на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются, в том числе, на следующих принципах: устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения; использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Согласно статье 10 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого Регламента) леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.

В числе категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (пункт 1 части 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого Регламента), в том числе леса, расположенные на территориях государственных природных заказников (часть 1 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого Регламента).

Защитные леса в соответствии с частью 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (часть 3 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации).

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Федеральный закон № 33-ФЗ).

В статье 2 названного федерального закона перечислены категории особо охраняемых природных территорий, к которым относятся, в том числе государственные природные заказники.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона № 33-ФЗ на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Государственный природный заказник регионального значения «Оленгуйский» был создан в соответствии с постановлением главы администрации Агинского Бурятского автономного округа от 13 ноября 2002 года № 404.

30 октября 2012 года принято постановление Правительства Забайкальского края № 472 «О некоторых вопросах государственного природного заказника «Оленгуйский», которым утверждено Положение о государственном природном заказнике регионального значения «Оленгуйский».

В соответствии с названным положением заказник общей площадью 71 000 га расположен в Дульдургинском районе Забайкальского края и включает в себя земли лесного фонда в пределах <...>, 26-33, 45-52, 71-75, 99-104, 125-130, 150-157, 159-161, 169-181, 187-199, 206-215, 223-227 Верх-Оленгуйского участкового лесничества Дульдургинского лесничества. Срок действия заказника не ограничен. На территории заказника устанавливается ограниченный режим природопользования в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Законом Забайкальского края от 9 марта 2010 года № 338-ЗЗК «Об особо охраняемых природных территориях в Забайкальском крае» и настоящим Положением.

Согласно пунктам 11, 13 Положения о государственном природном заказнике регионального значения «Оленгуйский» заказник создан в целях сохранения естественных экосистем Забайкальского края, сохранения и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания, сохранения редких и особо ценных видов животных и растений, ведения экологического мониторинга, изучения антропогенного влияния на природные комплексы. На всей территории заказника запрещается деятельность, противоречащая целям и задачам образования заказника, причиняющая вред природным комплексам и их компонентам, нарушающая экологический баланс территории, препятствующая сохранению, восстановлению природных комплексов, в том числе производство всех видов охоты, разорение жилищ животных, сбор яиц; проведение выборочных рубок лесных насаждений высокой интенсивности (объем вырубаемой древесины достигает 41 - 50 процентов от общего ее запаса) и очень высокой интенсивности (51 - 70 процентов), кроме случаев, когда выборочные санитарные рубки меньшей интенсивности не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций; проведение сплошных рубок лесных насаждений, кроме случаев, когда выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов (за исключением заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов гражданами для собственных нужд), заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (за исключением заготовки пищевых лесных ресурсов гражданами и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд) и другие перечисленные виды деятельности.

В лесохозяйственном регламенте Дульдургинского лесничества приведена характеристика существующей особо охраняемой природной территории, в том числе указано, что общая площадь государственного природного заказника регионального значения «Оленгуйский» составляет 71000,0 га; лесной фонд - в пределах кварталов (в соответствии с географическим описанием границ заказника) 13-19, 26-33, 45-52, 71-75, 99-104, 125-130, 150-157, 159-161, 169-181, 187-199, 206-215, 223-227 Верх-Оленгуйского участкового лесничества Дульдургинского лесничества.

В таблице 3 главы 1.1.6 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных, эксплуатационных и резервных лесов», а также в приложении № 5 «Карта-схема подразделения лесов по целевому назначению с нанесением местоположения существующих и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов, объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры» (в первоначальной редакции) в эксплуатационные леса включены защитные леса, расположенные в границах государственного природного заказника регионального значения «Оленгуйский», в <...>, 26-31, 45-47, 71, 99-102, 125, 126, 150-152, 153-157, 159-161, 169-172, 175-181, 187-189, 194-199, 206, 207, 212-215, 225-227 Верх-Оленгуйского участкового лесничества Дульдургинского лесничества.

Между тем на территории лесничества не выделена категория защитных лесов «Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях», лесные участки, расположенные на таких территориях, отнесены к эксплуатационным лесам, что противоречит положениям статей 12, 102, 103 Лесного кодекса Российской Федерации.

Принимая во внимание, что в соответствии с Положением о государственном природном заказнике регионального значения «Оленгуйский» целью создания заказника является сохранение естественных экосистем Забайкальского края, сохранение и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания, сохранение редких и особо ценных видов животных и растений, ведение экологического мониторинга, изучение антропогенного влияния на природные комплексы, суд приходит к выводу о несоответствии целей освоения, предусмотренных для эксплуатационных лесов, целям создания заказника. В связи с отнесением лесных участков в границах особо охраняемой природной территории к категории эксплуатационных лесов на территории государственного природного заказника регионального значения «Оленгуйский» допускаются виды деятельности и природопользования, запрещенные на территории заказника и противоречащие целям его создания.

Доводы административного ответчика о том, что оспариваемый Регламент принят во исполнение приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 1 марта 2013 года № 52 «Об отнесении лесов на территории Забайкальского края к ценным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и установлении их границ», которым установлена принадлежность лесных участков лесов Дульдургинского лесничества к категории эксплуатационных лесов, являются несостоятельными, поскольку, как указано выше, леса, расположенные на землях особо охраняемой природной территории, в силу положений Лесного кодекса Российской Федерации отнесены к защитным лесам.

Между тем после предъявления рассматриваемого административного искового заявления Министерством природных ресурсов Забайкальского края принят приказ от 11 ноября 2020 года № 50-н/п «О внесении изменений в лесохозяйственный регламент Дульдургинского лесничества, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов Забайкальского края от 29 декабря 2018 года № 91-н/п». Данный приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 13 ноября 2020 года.

В соответствии с внесенными изменениями в Лесохозяйственный регламент в таблице 3 главы 1.1.6 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных, эксплуатационных и резервных лесов» лесные участки, расположенные в границах государственного природного заказника регионального значения «Оленгуйский» в <...>, 26-31, 45-47, 71, 99-102, 125, 126, 150-152, 153-157, 159-161, 169-172, 175-181, 187-189, 195-199, 206, 207, 212-215, 225-227 Верх-Оленгуйского участкового лесничества Дульдургинского лесничества исключены из эксплуатационных лесов.

Однако квартал 194 Верх-Оленгуйского участкового лесничества Дульдургинского лесничества, расположенный в границах государственного природного заказника регионального значения «Оленгуйский», из эксплуатационных лесов не исключен.

При этом в приложении № 5 «Карта-схема подразделения лесов по целевому назначению с нанесением местоположения существующих и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов, объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры» из эксплуатационных лесов исключены лесные участки, расположенные в границах государственного природного заказника регионального значения «Оленгуйский», в полном объеме, а именно в <...>, 26-31, 45-47, 71, 99-102, 125, 126, 150-152, 153-157, 159-161, 169-172, 175-181, 187-189, 194-199, 206, 207, 212-215, 225-227 Верх-Оленгуйского участкового лесничества Дульдургинского лесничества.

Определением Забайкальского краевого суда от 27 ноября 2020 года прекращено производство по настоящему административному делу в части отнесения лесов, расположенных в границах государственного природного заказника регионального значения «Оленгуйский», к эксплуатационным лесам: таблица 3 главы 1.1.6 в <...>, 26-31, 45-47, 71, 99-102, 125, 126, 150-152, 153-157, 159-161, 169-172, 175-181, 187-189, 195-199, 206, 207, 212-215, 225-227 Верх-Оленгуйского участкового лесничества Дульдургинского лесничества; приложение № 5 в <...>, 26-31, 45-47, 71, 99-102, 125, 126, 150-152, 153-157, 159-161, 169-172, 175-181, 187-189, 194-199, 206, 207, 212-215, 225-227 Верх-Оленгуйского участкового лесничества Дульдургинского лесничества.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемые положения Лесохозяйственного регламента Дульдургинского лесничества, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Забайкальского края от 29 декабря 2018 года № 91-н/п, а именно в части отнесения лесов, расположенных в границах государственного природного заказника регионального значения «Оленгуйский», к эксплуатационным лесам в таблице 3 главы 1.1.6 в квартале 194 Верх-Оленгуйского участкового лесничества Дульдургинского лесничества, не соответствуют требованиям федерального законодательства, в связи с чем подлежат признанию недействующими.

Поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части до вынесения решения суда применялся, на основании его положений реализовывались права граждан и организаций, суд считает возможным признать оспариваемые нормы не действующими со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Лесохозяйственный регламент Дульдургинского лесничества, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов Забайкальского края от 29 декабря 2018 года № 91-н/п, в части отнесения лесов, расположенных в границах государственного природного заказника регионального значения «Оленгуйский», к эксплуатационным лесам:

таблица 3 главы 1.1.6 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных, эксплуатационных и резервных лесов» защитных лесов, расположенных в границах государственного природного заказника регионального значения «Оленгуйский» в квартале № 194 Верх-Оленгуйского участкового лесничества Дульдургинского лесничества.

Сообщение о решении суда по настоящему делу опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Забайкальский краевой суд.

Судья О.Ч. Цыдендамбаева

Решение в окончательной форме изготовлено 30 ноября 2020 года.