Дело № 3а-1455/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 сентября 2021 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Сидорова В.В.,
при секретаре судебного заседания Масливец Д.Я.,
с участием прокурора Клетного В.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Пансионат «Золотой огонек» о признании нормативных правовых актов не действующими в части,
установил:
ООО «Пансионат «Золотой огонек» обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения требований просит признать не действующим с момента вступления в законную силу решения суда решение Городского Собрания Сочи от 14.07.2009г. № 89 «Об утверждении генерального плана городского округа города Сочи», в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <№...> к функциональной зоне: зона зеленных насаждений общего пользования; признать не действующим с момента вступления в законную силу решения суда решение Городского Собрания Сочи от 29.12.2009г. № 202 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи», в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <№...> к двум территориальным зонам «ОЦ-1» - жилая и общественно деловая зона, «ОЦ-3» - зона природных территорий ограниченного пользования и объектов спорта, туризма и активного отдыха». Считать земельный участок с кадастровым номером <№...> отнесенным Генеральным планом городского округа Сочи, утвержденным решением Городского Собрания Сочи от 14.07.2009г. № 89, к функциональной зоне - «Зона курортно-гостиничных учреждений». Считать земельный участок с кадастровым номером <№...> отнесенным Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденными решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009г. № 202, к территориальной зоне - «ОЦ 1» - жилая и общественно деловая зона. Возложить обязанность на Городское Собрание Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края опубликовать решение суда в официальном печатном издании данного представительного органа местного самоуправления в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что ООО «Пансионат «Золотой огонек» является арендатором земельного участка площадью 8317 кв.м, с кадастровым номером <№...>, расположенного по адресу: г. <Адрес...>, с видом разрешенного использования «гостиничное обслуживание», на основании договора от 04.05.2016г. № <№...> (далее по тексту- договор аренды).
Указанный земельный участок был образован в результате объединения земельных участков с кадастровыми номерами <№...> в соответствии с постановлением администрации города Сочи от 31.08.2015г. № 2536 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по улице <Адрес...> в Адлерском районе города Сочи, образуемого путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами <№...>, расположенного по улице <Адрес...> в Адлерском районе города Сочи и <№...>, расположенного по улице <Адрес...> в Адлерском районе города Сочи» (далее по тексту - постановление).
Как следует из указанного постановления, а также постановления администрации города Сочи от 26.05.2015г. № 1698 «Об установлении соответствия разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами <№...> по улице <Адрес...> Адлерского района города Сочи классификатору видов разрешенного использования земельных участков», в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденными решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009г. № 202 (далее по тексту - ПЗЗ города Сочи) земельный участок с кадастровым номером <№...>, как и исходные земельные участки с кадастровыми номерами <№...>, находились в территориальной зоне - «ЖК» - зона гостиничного фонда до 12 метров.
Однако, согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности земельный участок с кадастровым номером <№...> расположен в двух территориальных зонах - «ОЦ-1» - жилая и общественно деловая зона, «ОЦ-3» - зона природных территорий ограниченного пользования и объектов спорта, туризма и активного отдыха».
Кроме того, земельный участок в соответствии с действующим генеральным планом городского округа Сочи, утвержденным решением Городского Собрания Сочи от 14.07.2009г. № 89 «Об утверждении генерального плана городского округа города Сочи» (далее по тексту - Генеральный план городского округа города Сочи) также расположен в двух функциональных зонах - в зоне усадебной застройки и садоводств и зоне зеленых насаждений общего пользования.
Административный истец обратился в департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городского округа город-курорт Сочи Краснодарского края (далее по тексту - департамент архитектуры) за получением градостроительного плана земельного участка.
Письмом от 04.03.2021г. № 21.01-21/4687 департаментом архитектуры административному истцу отказано в выдаче градостроительного плана в отношении земельного участка с кадастровым номером <№...> поскольку он расположен в нескольких территориальных зонах.
Административный истец неоднократно обращался в администрацию муниципального образования городской округ город-курорт Сочи для внесения изменений в Генеральный план городского округа города Сочи и ПЗЗ города Сочи с целью отнесения земельного участка с кадастровым номером <№...> только к одной функциональной и территориальной зоне.
Письмами департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 03.06.2021г. № 8666/21.01-17, от 16.06.2021г. № 8003/21.01-17 сообщено, что в ходе работ с генеральным планом городского округа города Сочи выявлены разночтения, в том числе, значительная часть освоенной территории отнесена генеральным планом к зоне зеленых насаждений.
В настоящее время ведутся работы по обеспечению финансирования с целью размещения конкурсной документации в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в последующем - заключение муниципального контракта на разработку проекта нового Генерального плана городского округа города Сочи.
При положительном решении вопроса, с учетом всех предусмотренных процедур, заключение муниципального контракта на разработку проекта нового Генерального плана городского округа города Сочи и его утверждение в первом полугодии запланировано на декабрь 2023 года.
По мнению административного истца, территориальное зонирование земельного участка с кадастровым номером <№...> не отвечает требованиям принадлежности его только к одной территориальной зоне, следовательно, ПЗЗ города Сочи в этой части приняты в нарушение действующего законодательства.
При этом, Генеральным планом городского округа города Сочи земельный участок административного истца отнесен к двум функциональным зонам: зоне усадебной застройки и садоводств и зоне зеленных насаждений общего пользования.
Нахождение земельного участка в нескольких функциональных зонах создает неопределенность его правового режима, поскольку приведение Правил землепользования и застройки в соответствие с Генеральным планом вызовет несоблюдение требований части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса, то есть земельный участок будет находиться в нескольких территориальных зонах.
Административный истец полагает, что нахождение земельного участка в нескольких функциональных и нескольких территориальных зонах противоречит требованиям земельного, градостроительного законодательства и создает неопределенность правового режима земельного участка, чем нарушаются его права и законные интересы, в связи с чем, ООО «Пансионат «Золотой огонек» обратилось в суд с вышеуказанными требованиями.
В возражениях на административное исковое заявление представитель Городского собрания Сочи по доверенности ФИО1 указывает, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты во исполнение актов, имеющих большую юридическую силу, приняты и введены в действие в соответствии с порядком, установленным ГрК РФ, полностью соответствуют требованиям законодательства РФ.
В отзыве на административное исковое заявление представитель администрации МО городской округ г-к Сочи по доверенности ФИО2, полагает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку административным истцом не приведено ни одного нормативного правового акта, которому, по его мнению, не соответствуют оспариваемые в части нормативные правовые акты.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Пансионат «Золотой огонек» по доверенности ФИО3 поддержала доводы административного искового заявления, настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представители Городского собрания Сочи по доверенности ФИО1, администрации МО городской округ г-к Сочи по доверенности ФИО4, возражали против удовлетворения административного искового заявления, полагая, что оспариваемые нормативные правовые акты не противоречат действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы административного истца.
В своем заключении прокурор Клетной В.Б. полагал административный иск не подлежащим удовлетворению, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта спорный земельный участок не был поставлен на кадастровый учет, то есть не существовал, как объект недвижимости. Удовлетворение судом требования относительно признания не действующим Генерального плана в части отнесения земельного участка к функциональной зоне курортно-гостиничных учреждений будет фактически подменять административные процедуры и полномочия органа местного самоуправления.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы административного иска, дополнений к нему и уточнения, а также отзывов, исследовав доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном иске и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ в полном объеме.
Проверяя полномочия Городского Собрания Сочи на принятие оспариваемых нормативных правовых актов, а также соблюдение порядка публикации оспариваемых нормативных правовых актов, суд исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в том числе, подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) утверждение генерального плана городского округа и правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить нормам градостроительного законодательства.
В соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 данного Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
При наличии на территориях поселения, городского округа объектов культурного наследия в процессе подготовки генеральных планов в обязательном порядке учитываются ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия и статьей 27 данного Кодекса.
Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 данного Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 г. № 160-ФЗ).
Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана.
При подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 данного Кодекса.
Протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.
Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением.
Согласно статье 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.
Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия), которая может выступать организатором общественных обсуждений или публичных слушаний при их проведении.
Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению.
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведениям, документам и материалам, содержащимся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
По результатам указанной в части 9 данной статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 данной статьи, в комиссию на доработку.
Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.
Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28 данного Кодекса и с частями 13 и 14 данной статьи.
Продолжительность общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта.
В случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, общественные обсуждения или публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент. В этих случаях срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний не может быть более чем один месяц.
Решением Городского Собрания Сочи от 14 июля 2009 года № 89, утвержден Генеральный план городского округа города Сочи.
Решением Городского Собрания Сочи от 29 декабря 2009 года № 202 утверждены Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи.
Муниципальное образование город Сочи наделено статусом городского округа (Закона Краснодарского края от 01.04.2004г. № 679-КЗ «Об установлении границ муниципального образования город-курорт Сочи»).
Согласно пункту 25 статьи 7, пункту 10 статьи 24 Устава города Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 28.09.2004г. № 185, Городское Собрание Сочи является представительным органом муниципального образования, к полномочиям которого относится утверждение генерального плана городского округа и правил землепользования и застройки.
Таким образом, оспариваемые нормативно-правовые акты приняты органом местного самоуправления, имеющим полномочия на их принятие.
При этом, в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 13.07.2017г. № 18-АПГ17-17 по административному делу по административному исковому заявлению ООО «Эрмитаж Контракшн энд Менеджмент Сочи» о признании не действующим с момента принятия решения Городского Собрания Сочи от 14.07.2009г. № 89 «Об утверждении генерального плана городского округа города Сочи» установлено, что указанное решение городского Собрания является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом местного самоуправления с соблюдением порядка принятия и обнародованными надлежащим образом.
В силу требований части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данное решение является преюдициальным при рассмотрении настоящего иска.
Проект Правил землепользования и застройки разработан администрацией города Сочи.
На основании постановления Главы города Сочи от 01.10.2009г. № 318 комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки с 10 декабря по 13 декабря 2009 года проведены публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки города-курорта Сочи, разработанного ООО «Институт строительных проектов» г. Санкт-Петербург.
В целях доведения до населения информации о содержании проекта правил землепользования и застройки материалы проекта с 10.10.2009г. размещены на официальном сайте администрации города Сочи www.sochiadm.ru. Одновременно в администрациях внутригородских районов был обеспечен прием предложений и замечаний граждан на проект правил.
Требования градостроительного законодательства при проведении публичных слушаний соблюдены в полной мере, что подтверждается заключением о результатах публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки города Сочи № 33-ПЗЗ и Протоколами публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки городского округа «город Сочи» с 10.12.2009г. по 13.12.2009г.
Заключение о результатах публичных слушаний по проекту Правил опубликовано в газете «Новости Сочи» № 204 (1266) от 19 декабря 2009 года.
Таким образом, судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении порядка принятия оспариваемых нормативных правовых актов.
Рассматривая вопрос соблюдения порядка публикации оспариваемых нормативных правовых актов, который не оспаривается административным истцом, суд исходит из следующего.
Согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии с положениями статьи 47 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.
Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться.
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается Уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.
С учетом вышеприведенных правовых норм порядок опубликования оспариваемых нормативных правовых актов, принятых Городским Собранием Сочи, устанавливается Уставом соответствующего муниципального образования.
Согласно пункту 4 статьи 79 Устава, муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальным опубликованием нормативного и иного правового акта Городского Собрания Сочи считается первая его публикация в уполномоченных Городским Собранием Сочи печатных органах.
В соответствии с Перечнем средств массовой информации, в которых осуществляется обязательная публикация сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 03.12.2002г. № 1369, газета «Новости Сочи» определена в качестве средства массовой информации, в котором на территории муниципального образования город-курорт Сочи обязательна публикация сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений.
На основании постановления Главы города Сочи от 22.12.2009г. № 518 проект Правил землепользования и застройки поступил в Городское Собрание Сочи.
Решением Городского Собрания Сочи от 29 декабря 2009 года № 202 утверждены Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи.
В выпусках газет «Новости Сочи» № 7 от 20.01.2010г. опубликовано решение и карта градостроительного зонирования, а в №№ 39-40-41 от 18.03.2011г. - опубликованы правила землепользования и застройки и карта градостроительного зонирования.
С учетом вышеизложенного, суд полагает, что порядок публикации оспариваемых нормативных правовых актов не нарушен.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу, что оспариваемые нормативные правовые акты являются нормативными правовыми актами, изданными полномочным органом местного самоуправления, принятыми с соблюдением порядка принятия таких актов и опубликованными надлежащим образом.
Проверяя доводы административного истца о нарушении его прав оспариваемыми нормативными правовыми актами, суд установил следующие обстоятельства.
Земельный участок с кадастровым номером <№...>, площадью 4010 кв.м, по <Адрес...> предоставлен на условиях аренды ООО «Пансионат «Золотой Огонек» (договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) от 10 января 2001 года № 2083, зарегистрирован 25 января 2001 года филиалом Краснодарского Краевого учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по городу Сочи, номер регистрации <№...>; дополнительное соглашение № 2 от 4 июля 2007 года к договору аренды земельного участка № <№...> от 10 января 2001 года, зарегистрировано 7 сентября 2007 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, номер регистрации <№...>) сроком до 1 июня 2049 года, с видом разрешенного использования «для реконструкции и эксплуатации пансионата».
Земельный участок с кадастровым номером <№...>, площадью 4306 кв.м, по <Адрес...> предоставлен на условиях аренды ООО «Пансионат «Золотой Огонек» (договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) от 8 апреля 2011 года № <№...>, зарегистрирован 13 июля 2011 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, номер регистрации <№...>) сроком до 10 июня 2015 года, с видом разрешенного использования «лечебно-оздоровительный комплекс».
Постановлением главы города Сочи от 26.05.2015г. № 1698 установлено соответствие разрешенного использования вышеуказанных земельных участков с кадастровыми номерами <№...>, <№...> классификатору видов разрешенного использования земельных участков – «гостиничное обслуживание» код 4.7.
Постановлением главы города Сочи от 31.08.2015г. № 2536 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по улице <Адрес...> в Адлерском районе города Сочи, образуемого путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами <№...>, расположенного по улице <Адрес...> в Адлерском районе города Сочи и <№...>, расположенного по улице <Адрес...> в Адлерском районе города Сочи.
Образованный в результате объединения земельных участков с кадастровыми номерами <№...> земельный участок с кадастровым номером <№...>, площадью 8317+/-19 кв.м, поставлен на кадастровый учет 04.02.2016г., имеет категорию земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: гостиничное обслуживание.
Право собственности муниципального образования город-курорт Сочи на земельный участок с кадастровым номером <№...> зарегистрировано 27.05.2016г., номер регистрации <№...>
Земельный участок с кадастровым номером <№...>, площадью 8317+/-19 кв.м, по <Адрес...> предоставлен на условиях аренды ООО «Пансионат «Золотой Огонек» (договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) от 04 мая 2016 года <№...>, зарегистрирован 27 мая 2016 года, номер регистрации <№...>
Как следует из сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности МО городской округ г.-к. Сочи в соответствии с Правилами землепользования и застройки города-курорта Сочи, утвержденными решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009г. № 202 (с последующими изменениями) земельный участок с кадастровым номером <№...> расположен в территориальных зонах «ОЦ-1» - жилая и общественно-деловая зона, «ОЦ-3» - зона природных территорий ограниченного пользования и объектов спорта, туризма и активного отдыха.
Судом установлено, что в соответствии с Генеральным планом городского округа «Город Сочи», утвержденным решением Городского Собрания Сочи от 14.07.2009г. № 89, земельный участок с кадастровым номером <№...> расположен в функциональной зоне зеленых насаждений общего пользования.
Одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (статья 2 ГрК РФ).
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа, в котором определены границы функциональных зон и их функциональное назначение (пункт 5 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Функциональное назначение, в свою очередь, определяется исходя из различных факторов для обеспечения устойчивого развития соответствующих территорий (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 1 ГрК РФ, градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
Как следует из пункта 5 статьи 1 ГрК РФ, функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
Из вышеприведенных правовых норм в их взаимосвязи следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам. Положения Градостроительного кодекса Российской Федерации закрепляют принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу части 1 статьи 35 ГрК в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Положением части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ), отражающая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ). При этом границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон.
Из материалов дела следует, что территориальное зонирование земельных участков с кадастровыми номерами <№...>, изменено Решением Городского Собрания Сочи от 29 сентября 2015 года № 10, установлена зона с особыми условиями использования территории муниципального образования город-курорт Сочи, имеющая особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение: «ОЦ-1» - жилая и общественно деловая зона, «ОЦ-3» - зона природных территорий ограниченного пользования и объектов спорта, туризма и активного отдыха», соответственно.
Вместе с тем, из представленных материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером <№...>, площадью 8317+/-19 кв.м, образованный в результате объединения земельных участков с кадастровыми номерами <№...>, поставлен на кадастровый учет 04.02.2016г., а право собственности муниципального образования город-курорт Сочи на данный земельный участок зарегистрировано 27.05.2016г.
Следовательно, оспариваемое решение Городского Собрания Сочи от 29.12.2009г. № 202 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи» (с последующими изменениями), в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <№...> к двум территориальным зонам «ОЦ-1» - жилая и общественно деловая зона, «ОЦ-3» - зона природных территорий ограниченного пользования и объектов спорта, туризма и активного отдыха», в этой части принято в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При этом, то обстоятельство, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по <Адрес...>, образуемого путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами <№...> расположенного по <Адрес...> и <№...>, расположенного по <Адрес...>, была утверждена ранее даты внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи Решением Городского Собрания Сочи от 29 сентября 2015 года № 10, не может служить доказательством нарушения прав административного истца, так как фактически земельный участок был образован 04.02.2016г., то есть после принятия оспариваемого нормативного правового акта (с последующими изменениями), в связи с чем, доводы ООО «Пансионат «Золотой огонек» о том, что Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи в части того, что территориальное зонирование земельного участка с кадастровым номером <№...> не отвечает требованиям принадлежности его только к одной территориальной зоне, приняты с нарушением действующего законодательства, не нашли своего подтверждения.
Административным истцом заявлено также требование о признании недействующим решения Городского Собрания Сочи от 14.07.2009г. № 89 «Об утверждении генерального плана городского округа города Сочи», в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <№...> к двум функциональным зонам - зоне усадебной застройки и садоводств и зоне зеленных насаждений общего пользования.
Разрешая вопрос о соответствии оспариваемого нормативного правового акта актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
Так, из положений статьи 1 ГрК РФ следует, что территориальное планирование - это планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
Частью 1 статьи 9 ГрК РФ определено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно части 3 названной нормы, документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В силу положений части 1 статьи 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
В соответствии с пунктами 4 и 3 статьи 23 ГрК РФ, генеральные планы городских округов включают в себя карту функциональных зон поселения или городского округа.
Генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет (часть 11 статьи 9 ГрК РФ).
С учетом вышеприведенных норм права, суд приходит к выводу о том, что генеральный план муниципального образования, как документ территориального планирования, утверждаемый на значительный период времени, определяет назначение территорий для обеспечения их устойчивого развития.
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который, в частности, содержит карту планируемого размещения объектов городского округа, карту функциональных зон городского округа и утверждаются на срок не менее чем 20 лет (часть 11 статьи 9, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 ГрК РФ).
Следовательно, подготовка генерального плана городского округа направлена не только на отражение существующей территории городского округа, но и на планируемое развитие этой территории.
Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа, а также внесения в него изменений определен статьей 24 ГрК РФ, согласно части 3 которой подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также предложений заинтересованных лиц.
На основании части 1 статьи 9, пункта 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ генеральный план городского округа относится к документам территориального планирования муниципальных образований, в которых определяется назначение территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Кроме того, согласно части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план, в частности, содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
В соответствии с частью 4 статьи 23 ГрК РФ положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя: сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.
На карте планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа и карте функциональных зон поселения или городского округа соответственно отображаются планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: автомобильные дороги местного значения; иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
В связи с чем, установление в генеральном плане функциональных зон - зоны многофункционального использования, в том числе размещения предприятий коммунального назначения и бытового обслуживания (частично); зоны жилой застройки (частично); зоны санитарно-защитного озеленения (частично); зоны проектируемых основных автомобильных дорог общего пользования (частично); зоны проектируемых второстепенных улиц и дорог (частично), соответствует положениям пункта 1 части 4 и пункта 3 части 5 статьи 23 ГрК РФ и не может свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов административного истца.
Между тем, утверждение административного истца об отнесении спорного земельного участка к двум функциональным зонам - зоне усадебной застройки и садоводств и зоне зеленных насаждений общего пользования, не нашло своего подтверждения при рассмотрении настоящего административного дела, поскольку из материалов дела следует, что в соответствии с Генеральным планом городского округа «Город Сочи», утвержденным решением Городского Собрания Сочи от 14.07.2009г. № 89, земельный участок с кадастровым номером <№...> расположен в функциональной зоне зеленых насаждений общего пользования.
При этом, суд полагает необходимым отметить, что генеральный план, как документ долгосрочного планирования, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории городского округа в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию и допускает потенциальное изменение назначения территории, так как определяет стратегию градостроительного развития муниципальных образований и условия формирования среды жизнедеятельности.
Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что в такой сложной сфере, как градостроительство, власти должны иметь широкие пределы усмотрения в осуществлении политики городского планирования и задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников объектов недвижимости в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации также указывает, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (определения от 6 ноября 2003 года № 387-О, от 15 июля 2010 года № 931-О-О и от 25 февраля 2016 года № 242-О).
Таким образом, вопреки доводам административного искового заявления, градостроительное зонирование, установленное оспариваемым нормативным правовым актом в отношении земельного участка с кадастровым номером <№...>, в полной мере отвечает требованиям нормативно-правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Также, в ходе судебного разбирательства, с учетом всех представленных доказательств по делу в их совокупности, судом не выявлено нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Руководствуясь приведенными нормами, с учетом фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что в оспариваемой части положения Генерального плана, в том числе как утвержденного и вступившего в силу ранее формирования и постановки на кадастровый учет спорного земельного участка, соответствуют требованиям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, равно как и положения Правил землепользования и застройки.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении уточненного административного искового заявления ООО «Пансионат «Золотой огонек» о признании нормативных правовых актов не действующими в части.
Руководствуясь статьями 175-180, п. 2 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении уточненного административного искового заявления ООО «Пансионат «Золотой огонек» о признании не действующим решения Городского Собрания Сочи от 14.07.2009г. № 89 «Об утверждении генерального плана городского округа города Сочи» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <№...> к функциональной зоне: зона зеленных насаждений общего пользования; признании не действующим решения Городского Собрания Сочи от 29.12.2009г. № 202 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <№...> к двум территориальным зонам «ОЦ-1» - жилая и общественно деловая зона, «ОЦ-3» - зона природных территорий ограниченного пользования и объектов спорта, туризма и активного отдыха» - отказать.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 12 октября 2021 года.
Судья В.В. Сидоров