ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-147/18 от 03.09.2018 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 сентября 2018 года г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Шеине М.С., с участием представителя административного истца Новоженова С.Ю. - Масаева Т.И., действующего по нотариально удостоверенной доверенности от 31 июля 2018 года, представителя административного ответчика – зарегистрированного кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Шершнева Д.П. – Зверева Д.М., действующего на основании доверенности от 11 ноября 2017 года, представителя заинтересованного лица избирательного объединения ИРКУТСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Ядришникова А.А., действующего на основании доверенности от 01 июля 2018 года, прокурора отдела Прокуратуры Иркутской области Зуева А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-147/2018 по административному исковому заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Новоженова С.Ю. к зарегистрированному кандидату в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Шершневу Д.П., Тулунской городской территориальной избирательной комиссии об отмене регистрации кандидата в депутаты,

У С Т А Н О В И Л:

зарегистрированный кандидат в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Новоженов С.Ю., действуя через своего представителя по нотариально удостоверенной доверенности от 31 июля 2018 года Масаева Т.И., обратился в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением к Шершневу Д.П., Тулунской городской территориальной избирательной комиссии об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Шершнева Д.П.

В обоснование административных исковых требований Новоженов С.Ю. указывает, что 19 июля 2018 года кандидат Шершнев Д.П. выпустил агитационный печатный материал - листовку формата А4 «Денис Шершнев. Знает. Может. Делает» тираж 29000,00 экземпляров. На оборотной стороне данной листовки содержится анкета трудового резерва, которую избиратель должен был заполнить и передать в штаб Шершнева Д.П. для последующего трудоустройства.

Административный истец считает, что указанными действиями кандидат Шершнев Д.П. проводит агитацию, воздействует на избирателей посредством оказания им безвозмездных услуг по трудоустройству, что в соответствии с вышеуказанной нормой расценивается не иначе как подкуп.

Кроме того, 18 июля 2018 года в администрации города Тулун проводилось собрание с участием кандидата Шершнева Д.П., генерального директора ООО «Т.» и жителей города Тулун. В ходе собрания кандидат Шершнев Д.П. допустил высказывания о неполноценности человека по признаку национальной принадлежности. В подтверждение указанных фактов административный истец представил флеш-носитель с видеоматериалом.

В дополнениях к административному исковому заявлению административный истец расширил основание исковых требований и указал, что регистрация кандидата Шершнева Д.П. подлежит отмене по подпункту «д» пункта 7 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, так как административным ответчиком изготовлен и распространяется агитационный материал, которым н нарушено законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

Административный истец указал, что 30 августа 2018 года кандидатом Шерневым Д.П. был изготовлен печатный агитационный материал - плакат (листовка) «Дальше действовать будем мы!».

Истец считает, что использованный в указанном выше агитационном материале лозунг является названием одноименной песни группы «Кино» из альбома «Группа Крови». Автор текста и музыки - Виктор Цой, что свидетельствует о нарушении кандидатом Шершневым Д.П. авторских прав, так как право на использование данного произведения (его части) в избирательной кампании кандидатом Шершневым Д.П. не приобреталось.

Ссылаясь на пункты 1, 1.1, 2 статьи 56, подпункты «г», «д» пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ), кандидат Новоженов С.Ю. полагает, что вышеуказанными действиями кандидат Шершнев Д.П. прямо нарушает права кандидата Новоженова С.Ю., поскольку все кандидаты согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ обладают равными правами и несут равные обязанности, в том числе право агитировать и обязанность вести агитацию в строгом соответствии с требованиями закона.

Административный истец просит отменить регистрацию Шершнева Д.П. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17.

Административный истец – зарегистрированный кандидат в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Новоженов С.Ю., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Представитель административного истца Новоженова С.Ю. – Масаев Т.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Административный ответчик - зарегистрированный кандидат в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Шершнев Д.П., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика - зарегистрированного кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Шершнева Д.П. – Зверев Д.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признал, представил суду письменные возражения, полагал, что основания для их удовлетворения отсутствуют, просил в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Административный ответчик - Тулунская городская территориальная избирательная комиссия, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, представила возражения на иск, в которых просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя избирательной комиссии.

Заинтересованное лицо – избирательное объединение Политическая партия «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ», надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, отзыва на иск не представила.

Представитель заинтересованного лица - избирательного объединения ИРКУТСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», Ядришников П.А., действующий на основании доверенности, представил письменные возражения на иск, просил в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Заинтересованное лицо Избирательная комиссия Иркутской области, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя и письменные пояснения, в которых указывает, что полагает требования кандидата Новоженова С.Ю., изложенные в административном исковом заявлении, не подлежащими удовлетворению. Считают, что оснований для отмены регистрации не имеется, так как факт подкупа избирателей кандидатом в депутаты Шершневым Д.П. не доказан.

Прокурор Зуев А.О. в заключении полагал, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.

Суд с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, совещаясь на месте, определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Зуева А.О., исследовав материалы административного дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии оснований к удовлетворении административных исковых требований.

В соответствии с частями 1 и 11 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата в суд может обратиться, в том числе кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.

Положения части 5 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования.

Порядок организации и проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области регулируется Законом Иркутской области от 6 апреля 2011 года № 18-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» (далее Закон Иркутской области от 6 апреля 2011 года № 18-ОЗ).

Законом Иркутской области «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» был сформирован избирательный округ № 17, в установленных границах муниципальных образований Куйтунский район, «город Тулун», «Тулунский район».

Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 05 июня 2018 года № 63/2-ЗС были назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва на 09 сентября 2018 года. Указанное постановление опубликовано в газете «Областная» от 8 июня 2018 года № 61 (1818).

В силу пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ окружные избирательные комиссии формируются в случаях, предусмотренных законом, при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии.

Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 10 декабря 2015 года № 99/1133 была сформирована Тулунская городская территориальная избирательная комиссия.

Судом установлено, что постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 3 мая 2018 года № 187/1878 «Об окружных избирательных комиссиях по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва» полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов № 1-4,6,8,9, 11-22 по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва возложены на территориальные комиссии, согласно приложению № 1.

Согласно Перечню территориальных избирательных комиссий, на которые возлагаются полномочия окружных территориальных избирательных комиссий по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва (приложение № 1 к указанному выше постановлению) на Тулунскую территориальную избирательную комиссию возложены полномочия Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 17.

Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 10 декабря 2015 года № 99/1134 председателем Тулунской городской избирательной комиссии назначена Цезарева С.В., член Тулунской городской территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 18 июня 2018 года № 4/30 заверен список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва, выдвинутых Политической партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ» по одномандатным избирательным округам. В списке под номером 17 значится Новоженов С.Ю., дата рождения – <дата изъята>, одномандатный избирательный округ № 17.

13 июля 2018 года Тулунской городской территориальной избирательной комиссией принято решение № 61/474 о регистрации Новоженова С.Ю., выдвинутого избирательным объединением Политическая партия «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ», кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17.

Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 12 июля 2018 года № 11/115 заверен список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва, выдвинутых избирательным объединением ИРКУТСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» по одномандатным избирательным округам. В списке под номером 12 значится Шершнев Д.П., дата рождения – <дата изъята>, одномандатный избирательный округ № 17.

Решением Тулунской городской территориальной избирательной комиссии от 22 июля 2018 года № 64/488 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 зарегистрирован Шершнев Д.П., выдвинутый избирательным объединением ИРКУТСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Зарегистрированный кандидат в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Новоженов С.Ю., выдвинутый избирательным объединением Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ, оспаривает регистрацию кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Шершнева Д.П., выдвинутого избирательным объединением ИРКУТСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Судом установлено, что Новоженов С.Ю., <дата изъята> года рождения, выдвинутый Политической партией КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ и зарегистрированный в составе областного списка кандидатов данного избирательного объединения, зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 решением Тулунской городской территориальной избирательной комиссии от 13 июля 2018 года № 61/474 «О регистрации С.Ю. Новоженова кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17».

Шершнев Д.П., <дата изъята> года рождения, выдвинутый ИРКУТСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в качестве кандидата в депутаты, зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 решением Тулунской городской территориальной избирательной комиссии от 22 июля 2018 года № 64/488 «О регистрации Д.П. Шершнева кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17».

22 августа 2018 г. зарегистрированный кандидат в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Новоженов С.Ю. подал в Иркутский областной суд административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Шершнева Д.В. с соблюдением процессуального срока, установленного частью 5 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для обращения в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты.

Являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17, административный истец в силу части 11 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе обратиться с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области по одномандатному избирательному округу № 17 Шершнева Д.П. в Иркутский областной суд (пункт 8 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

Согласно пункту 14.3 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ кандидат, включенный в заверенный список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, представляет в соответствии с пунктом 5 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ в окружную избирательную комиссию документы, указанные в пунктах 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации - также в пункте 3.1) статьи 33 Федерального закона от 12 июля 2002 г. № 67-ФЗ, после чего считается выдвинутым, приобретает права и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, а избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата.

Из материалов дела следует, что кандидат в депутаты Шершнев Д.П. представил в окружную избирательную комиссию необходимые документы для выдвижения 13 июля 2018 года. С этого момента он приобрел соответствующие права и обязанности как кандидат в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва.

Решением Тулунской городской территориальной избирательной комиссии от 22 июля 2018 года № 64/488 кандидат в депутаты Шершнев Д.П., выдвинутый избирательным объединением ИРКУТСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 12 июля 2002 г. № 67-ФЗ под агитационными материалами понимаются печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума.

Согласно подпункту «е» пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ предвыборной агитацией признается осуществляемая в период избирательной кампании деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

Согласно пункту 1 статьи 49 Федерального закона от 12 июля 2002 г. № 67-ФЗ агитационный период для кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов, начинается со дня представления в соответствующую избирательную комиссию списка кандидатов.

Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов регламентированы статьей 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, в силу пункта 1 статьи 54 данного Федерального закона кандидаты, избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, инициативная группа по проведению референдума и иные группы участников референдума вправе беспрепятственно распространять печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.

Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии или экземпляры иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума и иной группой участников референдума в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы, и копия документа об оплате изготовления данного предвыборного агитационного материала из соответствующего избирательного фонда. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, также при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума вместе с указанными материалами в комиссию должны быть представлены электронные образы этих предвыборных агитационных материалов в машиночитаемом виде (пункт 3 статьи 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

Исследовав материалы дела, выслушав объяснение сторон и заинтересованных лиц, заключение прокурора Зуева А.О., полагавшего, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных исковых требований, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Права и обязанности кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 на Шершнева Д.П. стали распространяться с 13 июля 2018 года.

В соответствии с подпунктами «в» и «г» пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях, когда установлен факт неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения или факт подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией. Перечень оснований к отмене регистрации кандидата, изложенный в указанной выше статье Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, является ограниченным и расширительному толкованию не подлежит.

Судом установлено, что 19 июля 2018 года по заказу кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Шершнева Д.П. индивидуальным предпринимателем Д., (данные изъяты), выпущен агитационный печатный материал – буклет (административный истец обозначает его как «Листовка») формата А:4 «Денис Шершнев. Знает. Может. Делает», тиражом 29000,00 экземпляров, заказ № 2. На оборотной стороне данной листовки содержится анкета трудового резерва.

Соблюдение кандидатом в депутаты Шершневым Д.П. требований пункта 5 статьи 58 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года № 18-ОЗ, пункта 2 статьи 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ по уведомлению окружной избирательной комиссии об изготовлении агитационного печатного материала подтверждается представленным Тулунской городской территориальной избирательной комиссией уведомлением, поданным ей кандидатом Шершневым Д.П. 23 июля 2018 года, вх. № 07-19/425.

Из данного уведомления следует, что кандидатом Шершневым Д.П. изготовлен информационный буклет, тиражом 29000,00 экземпляров, индивидуальным предпринимателем Д., указаны ее ИНН и адрес местонахождения.

Факт оплаты индивидуальному предпринимателю Д. кандидатом в депутаты Шершневым Д.П. работ по изготовлению данного печатного материала за счет избирательного фонда кандидата в депутаты Шершнева Д.П. подтверждается представленной суду копией платежного поручения № 1 от 18 июля 2018 года на сумму 65 830,00 рублей.

Согласно сведениям, представленным суду Тулунской городской территориальной избирательной комиссией, индивидуальный предприниматель Д. выполнила требования, установленные подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, представила о себе сведения, предусмотренные указанной нормой закона, указана в перечне организаций, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы или оказывающих услуги по изготовлению печатных агитационных материалов под № 9.

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.

В ходе исследования данной листовки судом было установлено, что согласно указанным в ней данным заказчиком ее изготовления является кандидат в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Шершнев Д.П., листовка изготовлена и оплачена за счет средств избирательного фонда кандидата в депутаты Шершнева Д.П., тираж 29 000,00 экземпляров, дата выпуска 19 июля 2018 года, заказ № 2.

Представитель административного истца Масаев Т.И. полагает, что размещенная на оборотной стороне этого буклета (листовки) «Анкета трудового резерва» свидетельствует о подкупе избирателей кандидатом в депутаты Шершневым Д.П., поскольку, по его мнению, заполнив и принеся ее Шершневу Д.П., получит от него бесплатную помощь при трудоустройстве, в том числе и на завод стеклокомпозитов.

Считает, что данное обстоятельство подтверждается представленным суду видеоматериалом заседания круглого стола по теме: «Тулунский завод стеклокомпозитов» от 18 июля 2018 года, подготовленный ООО «У.», который находи в открытом доступе на сайте: (данные изъяты), в разделе «Архив программ»

Согласно приобщенным к материалам дела Сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц об ООО «М.» ((данные изъяты)), по состоянию на 09 августа 2018 года, учредителем ООО «М.» и его генеральным директором является Шершнев Д.П., основным видим деятельности ООО «М.» является деятельность по подбору персонала, дополнительными видами являются – деятельность агентств по подбору персонала, деятельность агентств по временному трудоустройству.

Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, исследовав материалы дела, в том числе, представленный суду печатный материал – буклет (листовку) «Денис Шершнев. Знает. Может. Делает», изготовленный 19 июля 2018 года, видеоматериал заседания круглого стола по теме: «Тулунский завод стеклокомпозитов» от 18 июля 2018 года, подготовленный ООО «У.», учитывая положения пункта 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, суд приходит к следующим выводам.

Действия кандидата в депутаты Шершнева Д.П. по размещению на обратной стороне буклета «Денис Шершнев. Знает. Может. Делает», изготовленного 19 июля 2018 года, «Анкеты трудового резерва», в контексте положений пункта 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, не могут быть квалифицированы как подкуп избирателей, так как ни в буклете, ни в этой анкете не содержится указаний на то, что данная анкета должна куда-либо представляться, а также на то, что заполнение этой анкеты и представление ее куда-либо является основанием для трудоустройства на будущий завод стеклокомпозитов, включения в резерв сотрудников для будущего трудоустройства, а также основанием для оказания такому лицу бесплатной помощи кандидатом в депутаты Шершневым Д.П. или возглавляемым им кадровым агентством ООО «М.» по его трудоустройству куда-либо, а также не содержится призывов голосовать за кандидата Шершнева Д.П. или иных кандидатов в депутаты по этому округу, а также не свидетельствует о том, что эти действия осуществлялись по отношению к избирателям под условием голосования «за» или «против» конкретного кандидата либо ставились в зависимость от результатов выборов и голосования за кандидата Шершнева Д.П.

Учитывая изложенное выше, не ставят под сомнение указанный вывод суда видеоматериалы заседания круглого стола по теме: «Тулунский завод стеклокомпозитов» от 18 июля 2018 года, подготовленные ООО «У.», во время которого (отрезок видеосюжета с 16.42 мин. до 18.00 мин), давая комментарий по поводу размещения анкеты на оборотной стороне этого буклета, Шершнев Д.П. пояснил, что подобную форму использует партнер завода стеклокомпозитов – кадровое агентство ООО «М.», занимающееся подбором кадров для работы, в том числе в других областях, и она не связана с трудоустройством на этот будущий завод. Кроме того, из данного видеоматериала следует, что Шершнев Д.П. на данном заседании выступал как инвестор и учредитель ООО «Т.» и заявлял, что его выступления не являются предвыборной агитацией.

Призывов или обещаний кандидата Шершнева Д.П. осуществить трудоустройство избирателей на будущий завод стеклокопозитов под условием голосования «за» Шершнева Д.П. или «против» иного конкретного кандидата, либо получения каких-либо материальных благ от кандидата в депутаты Шершнева Д.П. в зависимости от результатов выборов видеоматериал заседания круглого стола по теме: «Тулунский завод стеклокомпозитов» от 18 июля 2018 года, подготовленный ООО «У.», не содержит.

При проверке доводов административного истца и его представителя Масаева Т.И. о допущенном кандидатом Шершневым Д.П. нарушении положений пункта 1 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, выразившемся, по их мнению, в том, что 18 июля 2018 года в ходе проведения в администрации города Тулун собрания с участием кандидата Шершнева Д.П., генерального директора ООО «Т.» и жителей города Тулун, кандидат в депутаты Шершнев Д.П. допустил высказывания о неполноценности человека по признаку национальной принадлежности, суд установил следующее.

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, иные агитационные материалы (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть «Интернет»), выступления кандидатов и их доверенных лиц, представителей и доверенных лиц избирательных объединений, представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, граждан на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть «Интернет») не должны содержать призывы к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее - Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности») как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения. Не может рассматриваться как разжигание социальной розни агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости.

В судебном заседании был исследован (обозрен) представленный административным истцом видеоматериал заседания круглого стола по теме: «Тулунский завод стеклокомпозитов» от 18 июля 2018 года, подготовленный ООО «У.», на котором участвующий в нем как инициатор строительства завода Шершнев Д.П. (регистрация, которого как кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 состоялась 22 июля 2018 года), на вопрос об использовании при строительстве иностранной рабочей силы в отношении рабочих национальности узбеки и киргизы сказал: «Но, а узбеки, киргизы, это не такая уж тоже действительно рабочая сила, но и качество, конечно, выполняемых работ несоизмеримо» (отрезок видеосюжета с 7.45 мин. по 7.57 мин.).

Анализируя данную фразу административного ответчика в контексте пункта 1 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, а также высказываний Шершнева Д.П. на этом же мероприятии в отношении использования на строительстве завода китайской рабочей силы, ее дороговизне и качестве выполняемых ею работ, суд не находит оснований для отмены регистрации кандидата в депутаты Шершнева Д.П., поскольку не усматривается, что указанное выше мнение Шершнева Д.П. возбуждает расовую, национальную рознь, унижает национальное достоинство кого-либо по национальному признаку, говорит о превосходстве либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности

Проверяя довод административного истца о нарушении кандидатом в депутаты Шершневым Д.П. положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, предусматривающего запрещение нарушать законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, при изготовлении и распространении 30 августа 2018 года агитационного печатного материала - плаката (листовки) «Дальше действовать будем мы!», судом установлено нижеследующее.

Судом установлено, что 23 августа 2018 года по заказу кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Шершнева Д.П. индивидуальным предпринимателем Д., (данные изъяты), выпущен агитационный печатный материал – информационная листовка формата А:4 «Дальше будем действовать МЫ! Денис ШЕРШНЕВ команда губернатора», тиражом 6 000,00 экземпляров. В нем указана информация об изготовителе, а также что он изготовлен и оплачен за счет средств избирательного фонда кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва Шершнева Д.П.

Соблюдение кандидатом в депутаты Шершневым Д.П. требований пункта 5 статьи 58 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года № 18-ОЗ, пункта 2 статьи 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ по уведомлению окружной избирательной комиссии об изготовлении агитационного печатного материала подтверждается представленным Тулунской городской территориальной избирательной комиссией уведомлением, поданным ей кандидатом Шершневым Д.П. 25 августа 2018 года, вх. № 07-14/595.

Из данного уведомления следует, что кандидатом Шершневым Д.П. изготовлена информационная листовка, тиражом 6 000,00 экземпляров, индивидуальным предпринимателем Д., указаны ее ИНН и адрес местонахождения.

Факт оплаты индивидуальному предпринимателю Д. кандидатом в депутаты Шершневым Д.П. работ по изготовлению данного печатного материала за счет избирательного фонда кандидата в депутаты Шершнева Д.П. подтверждается представленной суду копией платежного поручения № 40 от 22 августа 2018 года на сумму 10 320,00 рублей, а также Выпиской ПАО «СБЕРБАНК» от 31 августа 2018 года из лицевого счета <номер изъят> Шершнева Д.П. за период с 21 августа 2018 года по 31 августа 2018 года, строка 4.

Согласно сведениям, представленным суду Тулунской городской территориальной избирательной комиссией, индивидуальный предприниматель Д. выполнила требования, установленные подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, представила о себе сведения, предусмотренные указанной нормой закона, указана в перечне организаций, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы или оказывающих услуги по изготовлению печатных агитационных материалов под № 9.

Истец считает, что использованный в указанном выше агитационном материале лозунг является названием одноименной песни группы «Кино» из альбома «Группа Крови». Автор текста и музыки - Виктор Цой, что свидетельствует о нарушении кандидатом Шершневым Д.П. авторских прав, так как право на использование данного произведения (его части) в избирательной кампании кандидатом Шершневым Д.П. не приобреталось

К интеллектуальной собственности относятся объекты авторского права, использование которых может осуществляться третьими лицами только с разрешения правообладателя. Отсутствие согласия правообладателя не свидетельствует о получении разрешения (статьи 18, 136, 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как предусмотрено частью 1 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании.

Факт наличия песни группы «Кино» с названием: «Дальше действовать будем мы!» из альбома «Группа Крови». Автор текста и музыки – Цой В.Р., является общеизвестным, никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривается и не подлежит доказыванию.

Административный истец считает, что в агитационном печатном материале, указанном выше, кандидат в депутаты Шершнев Д.П. использовал в качестве лозунга без соблюдения авторских прав название песни «Дальше действовать будем мы!».

Проверяя данный довод, суд находит его несостоятельным, так как название песни группы «Кино» «Дальше действовать будем мы!» не является тождественным с использованным кандидатом Шершневым Д.П. в агитационном печатном материале лозунгом - «Дальше будем действовать мы!», имеющим иную последовательность слов.

Вместе с тем, критерий «сходности до степени смешения» используемый при защите товарных знаков, фирменных наименований в данном случае не может быть применен, так как он не распространяется на стихи, художественные или музыкальным произведения при проверке нарушения авторских прав в отношении которых, используются иные признаки, которые в данном случае отсутствуют.

Доказательства зарегистрированных авторских прав на лозунг или фразу «Дальше будем действовать мы!» административным истцом суду не представлено.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 35 постановления от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», несоблюдение требований, установленных частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (в частности, использование результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации без согласия автора или иного правообладателя, а в случае, когда допускается их использование без согласия автора или иного правообладателя, - несоблюдение условий такого использования), должно квалифицироваться судами как нарушение законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности. Таких нарушений кандидатом в депутаты Шершневым Д.П. не допущено.

Глава 24 названного кодекса, регламентирующая производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, закрепляя право кандидата обращаться в суд за защитой исключительно собственного пассивного избирательного права путем обжалования в сокращенный срок (не подлежащий восстановлению в случае его пропуска) решений избирательной комиссии о регистрации кандидата или об отказе в регистрации, не устанавливает иной порядок распределения обязанностей доказывания.

Напротив, в главе 22 этого же кодекса о порядке рассмотрения административных дел об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, предусмотрено, что лицо, обратившееся в суд, обязано доказать только нарушение своих прав, свобод и законных интересов, а также соблюдение сроков обращения в суд.

Федеральный законодатель указал, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении и должен выяснить в полном объеме соблюдение административным ответчиком требований нормативных правовых актов, регулирующих возникшие между слабой и сильной стороной отношения, на основании доказательств, которые обязан представить административный ответчик, а в случае непредставления необходимых доказательств органом, организацией, лицом, наделенными государственными или иными публичными полномочиями и принявшими оспариваемые решения либо совершившими оспариваемые действия (бездействие), может истребовать необходимые доказательства по своей инициативе (части 8, 11 и 12 статьи 226).

Приведенные законоположения в их системном единстве, свидетельствуют о том, что предписания части 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, подлежат применению по названной категории административных дел исключительно в случае оспаривания решений избирательных комиссий, являющихся препятствием для реализации пассивного избирательного права (например, об отказе в регистрации кандидата), то есть когда спор разрешается между неравными субъектами публичных правоотношений: избирательной комиссией, обладающей публичными полномочиями, и гражданином.

Зарегистрированный кандидат, заявляя требования об отмене регистрации своего конкурента, фактически оспаривает право другого кандидата, обладающего таким же объемом прав и обязанностей, принять участие в выборах, преследуя цель исключить его из избирательного процесса.

При таком положении, суд приходит к выводу, что административный истец обязан в административном исковом заявлении, поданном в установленный законом срок, указать конкретные фактические обстоятельства и подтверждающие их доказательства, являющиеся, по его мнению, основаниями для отмены регистрации кандидата, которые суд обязан проверить.

Принимая во внимание, что административным истцом не доказаны факты нарушения кандидатом Шершневым Д.П. пунктов 1, 1.1, 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отменны регистрации кандидата Шершнева Д.П. по подпунктам «г», «д» пункта 7 статьи 76 указанного выше Федерального закона.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180, 243-244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении административного искового заявления зарегистрированного кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Новоженова С.Ю. к зарегистрированному кандидату в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Шершневу Д.П., Тулунской городской территориальной избирательной комиссии об отмене регистрации кандидата в депутаты – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение пяти дней со дня его принятия в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы.

Председательствующий А.С. Папуша

Мотивированное решение изготовлено 04 сентября 2018 года.