ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1497/20 от 08.12.2020 Московского областного суда (Московская область)

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Красногорск Московской области

Московский областной суд в составе председательствующего судьи Ершова В.В., при секретаре Овсянниковой А.Б.,

с участием прокурора Быхановой Е.В.,

представителя заинтересованного лица Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области - ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1497/2020 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Производственно - перерабатывающий комбинат «Андреевский» к Совету депутатов городского округа Озёры Московской области о признании недействующими в части генерального плана городского округа Озёры Московской области, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Озёры Московской области от 26 мая 2017 г. № 477/77, и правил землепользования и застройки, утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования Озёры Московской области от 24 ноября 2017 г. № 526/82,

заинтересованные лица: администрация городского округа Озёры Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области,

УСТАНОВИЛ:

Советом депутатов муниципального образования Озёры Московской области приняты решения от 26 мая 2017 г. № 477/77 и от 24 ноября 2017 г. № 526/82 об утверждении генерального плана городского округа Озёры Московской области и правил землепользования и застройки соответственно.

ООО «Производственно - перерабатывающий комбинат «Андреевский» обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими с момента вступления в законную силу решения суда Генеральный план городского округа Озёры Московской области, утвержденной решением Совета депутатов муниципального образования Озёры Московской области от 26 мая 2017 г. № 477/7, и Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Совета депутатов муниципального образования Озёры Московской области от 24 ноября 2017 г. № 526/82 (в редакции, утвержденной Решением Совета депутатов муниципального образования Озёры Московской области от 25 октября 2019 года № 198/22 «О внесении изменений в правила землепользования и застройки территории (части) территории городского округа Озёры Московской области»), в части отнесения земельного участка с кадастровым номером - <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., с разрешенным использованием - «Пищевая промышленность», категория земель -«Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» к функциональной зоне сельскохозяйственного использования (СХ-3).

В обоснование своих требований административный истец указал, что является собственником нескольких объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: <данные изъяты>

Данные объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., с разрешенным использованием - «Пищевая промышленность», категория земель - «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения».

<данные изъяты> года между Обществом с ограниченной ответственностью «Производственно-перерабатывающий комбинат Андреевский» и Комитетом по управлению имуществом городского округа Озёры заключен Договор аренды земельного участка <данные изъяты>.

Как указывает административный истец, приобретение объектов недвижимости и оформление прав на земельный участок осуществлялось в целях реконструкции и строительства объектов пищевой промышленности.

Между тем, оспариваемыми нормативными правовыми актами указанный земельный участок отнесен к зоне сельскохозяйственного производства (СХ-3).

По мнению административного истца, генеральный план городского округа Озёры Московской области и правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Озёры Московской области в части отнесения земельного участка с кадастровым номером - <данные изъяты> к зоне СХ-3 приняты без учёта фактического землепользования, сложившейся застройки и планировки территории, тем самым ограничили право Общества с ограниченной ответственностью «Производственно-перерабатывающий комбинат Андреевский» на использование объектов недвижимости и земельного участка по назначению и исключают возможность производить их реконструкцию и новое строительство, как объектов промышленного назначения.

Представитель заинтересованного лица Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещались надлежащим образом.

В предыдущих судебных заседаниях представитель административного истца административный иск поддержал, просил удовлетворить. Представитель административного ответчика поддерживал доводы, изложенные в письменных возражениях.

Учитывая положения ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с заключением прокурора административный иск подлежит удовлетворению.

Суд, выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 5 ст. 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.

Согласно ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 данной статьи, в том числе процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).

Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).

Частями 1 и 4 статьи 7 Закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 43 Закона в систему муниципальных правовых актов входят в том числе нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

Отношения, связанные с деятельностью по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемой в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий, регулируются законодательством о градостроительной деятельности, что закреплено в части 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 7 Закона, части 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что ООО «Производственно-перерабатывающий комбинат Андреевский» является собственником шести объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: <данные изъяты>

Постановлением Главы сельского поселения Бояркинское Озерского муниципального района Московской области от 25 марта 2015 года № 7 «Об изменении функционального назначения зданий» изменено функциональное назначение следующих объектов, находящихся в собственности ООО «Производственно-перерабатывающий комбинат Андреевский»:

- <данные изъяты>, с функциональным назначением «производственно-складское здание»;

- <данные изъяты>, с функциональным назначением «производственно-складское здание»;

- <данные изъяты>. с функциональным назначением «производственно-складское здание»;

- <данные изъяты>, с функциональным назначением «производственно-складское здание»;

- <данные изъяты>, с функциональным назначением «административное здание»;

- <данные изъяты>, с функциональным назначением «производственно-складское здание».

<данные изъяты> г. ООО «Производственно-перерабатывающий комбинат Андреевский» обратилось к главе администрации городского поселения Озёры Московской области с заявлением, в котором просила утвердить Схему расположения земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с разрешенным видом использования «Производственная деятельность». «Пищевая промышленность. Размещение объектов пищевой промышленности, по переработке сельскохозяйственной продукции способом, приводящим к их переработке в иную продукцию (консервирование, копчение, хлебопечение), код вида разрешенного использования земельного участка 6.0, 6.4. », на кадастровом плане территории.

Из данного заявления следует, что земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м, занятый принадлежащим административному истцу недвижимым имуществом:

- <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

планируется использовать в целях производственной деятельности. В частности размещение объектов пищевой промышленности, по переработке сельскохозяйственной продукции способом, приводящим к их переработке в иную продукцию (консервирование, копчение, хлебопечение).

Постановлением Главы Озерского муниципального района Московской области от 30 декабря 2015 года № 2331 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, установлении вида разрешенного использования земельного участка и отнесении его к категории земель» утверждена схема расположения земельного участка по адресу: Московская область, Озерской район, д. Большое Уварово, площадью 105 365 кв.м.; установлен вид разрешенного использования земельного участка - «пищевая промышленность»; земельный участок отнесен к категории земель - «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения».

Данный земельный участок поставлен на кадастровый учёт с присвоением кадастрового номера - <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., с разрешенным использованием - «Пищевая промышленность», категория земель - «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения».

<данные изъяты> года между Обществом с ограниченной ответственностью «Производственно-перерабатывающий комбинат Андреевский» и Комитетом по управлению имуществом городского округа Озёры заключен договор аренды земельного участка <данные изъяты>, по условиям которого административному истцу передан в аренду вышеуказанный земельный участок с разрешенным использованием - «пищевая промышленность» на срок по <данные изъяты>

<данные изъяты> года между Обществом с ограниченной ответственностью «Производственно-перерабатывающий комбинат Андреевский» и Комитетом по управлению имуществом городского округа Озёры заключен новый договор аренды земельного участка <данные изъяты>, по условиям которого административному истцу передан в аренду вышеуказанный земельный участок на срок по <данные изъяты>

Согласно п. 1.3 договора <данные изъяты> участок предоставляется с видом разрешенного использования - «пищевая промышленность».

Советом депутатов муниципального образования Озёры Московской области приняты решения от 26 мая 2017 г. № 477/77 и от 24 ноября 2017 г. № 526/82 об утверждении генерального плана городского округа Озёры Московской области и правил землепользования и застройки соответственно.

Согласно пункта 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов (часть 1 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц (часть 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Порядок установления территориальных зон определен статьей 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в которой указаны факторы, которые необходимо учитывать при установлении границ территориальных зон.

В силу части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план и правила землепользования и застройки городского округа утверждаются представительным органом местного самоуправления городского округа.

Представительным органом местного самоуправления муниципального образования Озёры Московской области на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов являлся Совет депутатов муниципального образования Озёры Московской области.

Из материалов дела следует, что по проектам генерального плана и правил землепользования и застройки проведены публичные слушания, по результатам которых составлены соответствующие протоколы и заключения.

Порядок подготовки проектов схем территориального планирования муниципальных районов, проектов генеральных планов поселений, проектов генеральных планов городских округов и направления их на утверждение в представительные органы местного самоуправления муниципального района, городского округа определен Положением о подготовке проектов документов территориального планирования муниципальных образований Московской области и направления их на утверждение в представительные органы местного самоуправления муниципального района, городского округа, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 30.12.2014 N 1169/51.

Согласно п. 1.2 Положения подготовку проектов документов территориального планирования муниципальных образований обеспечивает Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области (далее - уполномоченный орган).

Уполномоченный орган обеспечивает организацию взаимодействия центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, указанных в приложении к настоящему Положению (далее - заинтересованный орган), органов местного самоуправления муниципального района, органов местного самоуправления городского округа в целях подготовки проекта технического задания на подготовку проекта документа территориального планирования муниципального образования (п. 2.1 Положения).

Подготовка проекта технического задания осуществляется при участии заинтересованных органов по вопросам их компетенции (п. 2.2 Положения).

Поступившие от заинтересованных органов, органов местного самоуправления муниципальных районов, органов местного самоуправления городских округов заключения о согласии либо несогласии с проектом документа территориального планирования подлежат рассмотрению уполномоченным органом в течение 10 дней. Уполномоченный орган обеспечивает рассмотрение проекта документа территориального планирования на Градостроительном совете Московской области (п. 2.9 Положения).

Оспариваемые решения опубликованы в газете «Вестник городского округа Озёры Московской области» № 16 (105) от 30.05.2017 г. и № 35 (124) от 01.12.2017 г. соответственно, а также размещены на официальном интернет-сайте городского округа (http://ozregion.ru).

Таким образом, оспариваемые решения приняты в рамках компетенции Совета депутатов муниципального образования Озёры Московской области с соблюдением требований к порядку их принятия и опубликования.

Судом установлено, что оспариваемыми нормативными правовыми актами указанный земельный участок с кадастровым номером 50:36:0020717:11, площадью 105 365 кв.м., с разрешенным использованием - «Пищевая промышленность», категория земель - «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» отнесен к функциональной зоне СХ-3 – зона объектов сельскохозяйственного производства и территориальной зоне СХ-3 – зона сельскохозяйственного производства.

Данные зоны установлены уже после изменения функционального назначения принадлежащих административному истцу объектов, утверждения схемы расположения земельного участка, установления вида разрешенного использования земельного участка - «пищевая промышленность», отнесения земельного участка к категории земель - «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», а также после передачи в аренду земельного участка административному истцу.

Таким образом, оспариваемые решения ограничивают право ООО «Производственно-перерабатывающий комбинат Андреевский» на использование по их назначению принадлежащих объектов недвижимости, а также земельного участка с видом разрешенного использования - «пищевая промышленность», предоставленного <данные изъяты> года по договору № <данные изъяты>.

Каких-либо документов, свидетельствующих об обоснованности таких градостроительных решений при принятии оспариваемых нормативных правовых актов, суду представлено не было.

Представленные административным ответчиком доказательства не содержат сведений, касающихся необходимости по тем или иным причинам отнести вышеуказанный земельный участок к зоне сельскохозяйственного производства (СХ-3).

Согласно ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Градостроительное зонирование территорий муниципальных образований в силу пункта 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Исходя из положений статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности основывается на принципах, направленных на обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

Для гармоничного развития территорий задача органов местного самоуправления при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе в сфере обеспечения благоприятных условий жизни.

Органы местного самоуправления при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно, без объективного и разумного обоснования, должны соблюдать баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности которые предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

При таких обстоятельствах, поскольку оспариваемые решения в обжалуемой части не соответствуют требованиям градостроительного законодательства и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, то суд приходит к выводу о том, что имеются правовые основания для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Совета депутатов городского округа Озёры Московской области, в котором были опубликованы оспоренные положения нормативных правовых актов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Производственно - перерабатывающий комбинат «Андреевский» удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план городского округа Озёры Московской области, утвержденный решением Совета депутатов муниципального образования Озёры Московской области от 26 мая 2017 г. № 477/77, и Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Совета депутатов муниципального образования Озёры Московской области от 24 ноября 2017 г. № 526/82, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., с разрешенным использованием - «Пищевая промышленность», категория земель -«Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» к зоне сельскохозяйственного производства (СХ-3).

Сообщение о принятии данного решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании Совета депутатов городского округа Озёры Московской области, в котором были опубликованы оспоренные положения нормативных правовых актов.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ершов В.В.