ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
по делу № 3а-14/2020 г.
г. Махачкала 18 февраля 2020 г.
Верховный Суд Республики Дагестан в составе:
судьи Верховного Суда Республики Дагестан Хавчаева Х.А.,
при секретаре судебного заседания Денгаеве И.Б.,
с участием представителя административного истца ФИО1 по доверенности – ФИО2, представителя административного ответчика Правительства Республики Дагестан по доверенности - ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости здания,
установил:
ФИО1 в лице представителя ФИО2 обратилась в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости здания с кадастровым номером № площадью 513,7 кв.м., расположенного по адресу Республика Дагестан, г.Махачкала, <адрес>, литер А, кадастровой стоимостью 30.571.483 руб. и установлении ее равной рыночной стоимости в размере 8.111.213 руб. по состоянию на 17.05.2019 г., возложении обязанности внести в ЕГРН сведения о рыночной стоимости.
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца ФИО2 уточнил заявленные требования, просил установить кадастровую стоимость здания в размере 8.153.282 руб.
В обоснование иска указано, что используемая в целях налогообложения кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость и нарушает права административного истца.
Административные соответчики – Управление Росреестра по РД и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Дагестан, заинтересованное лицо – администрация ГОсВД «город Махачкала», извещенные о месте и времени судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (ч.8 ст.96 КАС РФ), своих представителей в суд не направили, об отложении не просили, в связи с чем административное дело рассмотрено в их отсутствие.
Административный истец ФИО1 и ее представитель ФИО2 в судебном заседании заявленные уточненные административные исковые требования поддержали и просили их удовлетворить по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, установив кадастровую стоимость здания в размере, определенном заключением судебной экспертизы.
Представитель административного ответчика – Правительства Республики Дагестан ФИО3 в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признал и просил в их удовлетворении отказать, указывая, что установленная методом массовой оценки кадастровая стоимость является обоснованной, заключение судебной экспертизы и отчет оценщика не подтверждают рыночную стоимость.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, допросив эксперта, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, административный истец ФИО1 является собственником здания с кадастровым номером №, площадью 513,7 кв.м., расположенного по адресу Республика Дагестан, г. Махачкала, <адрес>, литер А, что подтверждается соответствующей выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости.
Из представленной в суд выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что содержащаяся в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость принадлежащего истцу здания составляет 30.571.483 руб.
Основанием внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости послужило Постановление Правительства Республики Дагестан от 29 октября 2013 года № 552 «Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Республики Дагестан».
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 3июля2016года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», вступившим в силу с 1 января 2017 года.
Вместе с тем, в соответствии с частями 6 и 7 статьи 24 вышеназванного Федерального закона его положения не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня его вступления в силу. Государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу данного Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ).
Под кадастровой стоимостью, согласно абзацу 8 статьи 3 Федерального закона № 135-ФЗ, понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (ч.4 ст.24.18 Федерального закона №135-ФЗ).
В силу ч.2 ст.24.15 Федерального закона № 135-ФЗ датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
Датой формирования перечня объектов недвижимости, в отношении которых Постановлением Правительства Республики Дагестан от 29 октября 2013 года № 552 утверждены удельные показатели кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, является 18 июля 2012 года.
Между тем, в соответствии со ст.24.19 Федерального закона №135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных этой статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Как следует из выписки из ЕГРН, нежилое помещение, подлежащее оценке, поставлено на кадастровый учет 17.05.2019 г. Аналогичная дата указана в выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости как дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость, в связи с чем кадастровая стоимость данного объекта недвижимости подлежит определению на 17.05.2019 г.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (ч.11 ст.24.18 Федерального закона № 135-ФЗ).
Таким образом, законодательство, регулирующее спорные правоотношения, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости объекта недвижимости, а также возможность определения кадастровой стоимости исходя из его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со ст.11 Федерального закона № 135-ФЗ итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки, составленный в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Поскольку представленный отчет об оценке не соответствовал федеральным стандартам оценки, при проведении оценки оценщиком были применены утратившие силу на момент проведения оценки федеральные стандарты оценки (ФСО № 1, № 2, № 3 от 20.07.2007 г.) и не применены действующие федеральные стандарты оценки, обязательные для применения, судом по ходатайству представителя административного истца назначена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости объекта недвижимости.
Согласно заключению № 319 от 17.12.2019 г. судебного эксперта ФИО4, предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 513,7 кв.м., расположенного по адресу Республика Дагестан, г. Махачкала, <адрес>, литер А, по состоянию на 17 мая 2019 г. составляла 8.153.282 руб.
Допрошенный в судебном заседании эксперт ФИО4, будучи предупрежден об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения и заведомо ложных показаний, изложенные в заключении судебной экспертизы выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости полностью подтвердил.
Оценивая вышеуказанное заключение по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает его выводы обоснованными, в связи с чем, признает его допустимым и достоверным доказательствами, подтверждающим рыночную стоимость принадлежащего административному истцу объекта недвижимости на дату определения его кадастровой стоимости.
Установленная экспертом в рамках затратного подхода рыночная стоимость объекта недвижимости и содержащиеся в заключении расчеты не вызывают у суда сомнений в их объективности. Экспертом проанализированы необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта исследования. Определяя рыночную стоимость объекта недвижимости, эксперт правомерно использовал затратный подход, при этом отказ от сравнительного и доходного подхода в заключении обоснован. Изложенная в заключении последовательность определения стоимости объекта исследования понятна, а приведенные расчеты позволяют понять логику процесса определения стоимости и соответствие выбранного экспертом метода объекту исследования и определяемому виду стоимости (рыночной). Установлено, что объект недвижимости находится в незавершенном состоянии, не проведены отделочные работы (шлакоблок).
Согласно ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Между тем административными ответчиками и заинтересованными лицами каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости, не представлено, выводы судебного эксперта не опорочены и не опровергнуты, допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих соответствие кадастровой стоимости, указанной в выписке из ЕГРН, рыночной стоимости объекта недвижимости ими не представлено, ходатайств о назначении дополнительной либо повторной судебной экспертизы на предмет установления рыночной стоимости в ином размере не заявлено, правовых оснований для назначения такой экспертизы по инициативе суда не установлено.
С учетом вышеизложенного у суда не имеется оснований ставить указанное экспертное заключение под сомнение, данное заключение судебного эксперта по настоящему делу является допустимым и достоверным доказательством, объективно подтверждающим рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на дату установления кадастровой стоимости.
Согласно ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Вышеуказанный срок по настоящему делу не пропущен, поскольку оспариваемые результаты кадастровой стоимости были внесены в ЕГРН 17.05.2019 г., в суд же административный истец обратился с настоящим иском 02.10.2019 г., т.е. в пределах указанного срока.
Приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 27 ноября 2019 г. № 500, вступившим в силу с 1 января 2020 года, утверждены очередные результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов на территории Республики Дагестан, однако сведения об очередной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № на момент принятия судом решения в ЕГРН не внесены.
Данное обстоятельство не лишает административного истца права на обращение в суд с заявленными требованиями, поскольку административный истец обратился в суд с настоящим иском до их утверждения.
Кроме того, в силу разъяснений, содержащихся в п.15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 г. № 28, дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки.
Учитывая, что сведения о новой кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу объекта недвижимости в единый государственный реестр недвижимости не внесены, а также учитывая право административного истца на пересчет суммы налоговой базы, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая кадастровая стоимость объекта недвижимости на момент подачи административного иска и рассмотрения дела затрагивает его права и законные интересы.
Таким образом, заявленные административным истцом по настоящему делу требования об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости с учетом их уточнения подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня вступления в силу акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
С учетом утверждения на территории Республики Дагестан с 1 января 2020 года результатов определения очередной государственной кадастровой оценки установленная судом в рамках настоящего административного дела кадастровая стоимость подлежит применению на период до начала применения в целях налогообложения и для иных предусмотренных законодательством целей результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденных приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 27.11.2019 г. № 500 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, земель сельскохозяйственного назначения, земель населённых пунктов на территории Республики Дагестан».
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать дату обращения административного истца с заявлением в суд (п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 513,7 кв.м., расположенного по адресу Республика Дагестан, г.Махачкала, <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 17.05.2019 г. в размере 8.153.282 (восемь миллионов сто пятьдесят три тысяча двести восемьдесят два) рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 2 октября 2019 г.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 28 февраля 2020 года.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан Х.А.Хавчаев