Дело № 3а-1516/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 октября 2021 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Сидорова В.В.,
при секретаре Масливец Д.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ГКУ КК «Автобаза органов государственной власти Краснодарского края» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
установил:
ГКУ КК «Автобаза органов государственной власти Краснодарского края» обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит изменить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№...>, находящегося по адресу: <Адрес...>; с кадастровым номером <№...>, находящегося по адресу: <Адрес...>; с кадастровым номером <№...>, находящегося по адресу: <Адрес...>; с кадастровым номером <№...>, находящегося по адресу: <Адрес...>; с кадастровым номером <№...>, находящегося по адресу: <Адрес...>; с кадастровым номером <№...>, находящегося по адресу: <Адрес...> и установить ее в размере:
для земельного участка кадастровым номером <№...> - 92 714 662 рубля 48 копеек;
для земельного участка с кадастровым номером <№...> – 3 367 575 рублей 20 копеек;
для земельного участка с кадастровым номером <№...> - 15 898 499 рублей 76 копеек;
для земельного участка с кадастровым номером <№...> - 7 754 285 рублей;
для земельного участка с кадастровым номером <№...> - 4 555 088 рублей 56 копеек;
для земельного участка с кадастровым номером <№...> - 8 445 524 рубля 12 копеек по состоянию на дату проведения государственной кадастровой оценки, результаты которой утверждены Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14.12.2016г. <№...> на 29.08.2017г.
Подтвердить применение 9 вида разрешенного использования для вышеуказанных земельных участков с кадастровыми номерами: <№...>
Изменить удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков для 7 вида разрешенного использования с «21 125,56 руб.», использованный для определения его кадастровой стоимости, на удельный показатель кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков для 9 вида разрешенного использования земельных участков «8 862,04 руб.».
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю внести в государственный кадастр недвижимости изменения сведений о земельных участках, обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы № 1 по г. Краснодару применить к земельным участкам налоговую ставку в размере 0,31 %.
ГКУ КК «Автобаза органов государственной власти Краснодарского края» также заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока обращения в суд с административным исковым заявлением.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что ГКУ КК «Автобаза органов государственной власти Краснодарского края» является казенным учреждением и согласно Уставу осуществляет следующие виды деятельности: оказание транспортных услуг, оказание услуг (проведение работ) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, оказание услуг автостоянки транспортных средств, оказание услуг мойки транспортных средств, оказание услуг по предрейсовому и послерейсовому техническому осмотру и другие, что следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - выписка ЕГРЮЛ, прилагается).
На принадлежащих административному истцу земельных участках расположены здания и сооружения производственного и административного назначения (административные здания, гаражи служебного использования, топливораздаточный пункт, пункт осмотра автотранспорта, водопровод, воздушный газопровод, подпорная стена: иные сооружения производственного характера, подпорный водоем, назначение - иные сооружения производственного характера, закрепленные на праве оперативного управления за ГКУ КК «Автобаза органов государственной власти Краснодарского края» и зарегистрированные в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и выписками из ЕГРН.
При этом, данные объекты составляют единую инфраструктуру ГКУ КК «Автобаза органов государственной власти Краснодарского края», входят в состав единого производственного комплекса и участвуют в общем хозяйственном цикле.
Административные здания, гаражи служебного использования, топливо-раздаточный пункт, пункт осмотра автотранспорта, водопровод, воздушный газопровод, подпорная стена не являются объектами для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения, поэтому земельный участок не может быть отнесен к 7-му виду разрешённого использования земельных участков.
Следовательно, вид разрешенного использования земельных участков, соответствующий видам деятельности ГКУ КК «Автобаза органов государственной власти Краснодарского края», закрепленным в учредительном документе, должен быть установлен под номером 9 «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок».
Однако, налоговым органом в связи с отнесением земельного участка 1 к категории земельных участков, предназначенных для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (7 вид разрешенного использования), применена налоговая ставка по земельному налогу равная 1,5 %.
В адрес ГКУ КК «Автобаза органов государственной власти Краснодарского края» поступили требования по состоянию на 11 июня 2021 года № 20190 и № 20146 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) (прилагаются), со сроком исполнения до 12.07.2021г. (далее - требования) от инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по г. Краснодару (далее - ИФНС № 1).
Административный истец считает, что вышеуказанные требования не подлежат исполнению, так как ГКУ КК «Автобаза органов государственной власти Краснодарского края», как ответственный налогоплательщик, своевременно подавало декларации по земельному налогу, которые были утверждены со стороны ИФНС № 1, а также производило оплату земельного налога ежеквартально, в соответствии с утвержденной в декларациях ставкой.
По мнению административного истца при установлении кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков был ошибочно определен вид их разрешенного использования, и соответственно, кадастровая стоимость земельных участков, что нарушает права и законные интересы административного истца, так как влечет увеличение его налоговых обязательств, в частности, по уплате земельного налога.
В отзыве на административное исковое заявление представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по доверенности ФИО1 просит отказать в удовлетворении заявленных требований ГКУ КК «Автобаза органов государственной власти Краснодарского края», поскольку оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков внесена в ЕГРН в соответствии с действующим законодательством.
В отзыве на административное исковое заявление представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Краснодарскому краю по доверенности ФИО2 указывает, что филиал учреждения является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, при этом, просит вынести законное и обоснованное решение по делу.
В отзыве на административное исковое заявление представитель ГБУ КК «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ» по доверенности ФИО3 полагает требований подлежащими удовлетворению в части.
В отзыве на административное исковое заявление представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края ФИО4 просит вынести законное и обоснованное решение, ссылаясь на то, что кадастровая стоимость спорных земельных участков была установлена на основании и в полном соответствии с действующими нормами, регулирующими порядок проведения государственной кадастровой оценки земель.
В отзыве на административное исковое заявление представитель ООО «АФК-Аудит» по доверенности ФИО5 указала на необходимость применения срока исковой давности по настоящему делу, поскольку на момент подачи административного искового заявления в суд, в государственный кадастр недвижимости внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, что, по мнению представителя ООО «АФК-Аудит», является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе с учетом положений частей 8-9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Ходатайств относительно рассмотрения дела в их отсутствие, а также заявлений, содержащих указания на причины неявки, суду не представили.
Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.
При таких обстоятельствах, учитывая, что судом явка лиц, участвующих в деле, не признана обязательной, с учетом положений части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав представленные доказательства и материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.
На основании ч. 3 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Положениями абз. 2, 3 пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее по тексту – Постановление Пленума ВС РФ № 28), разъяснено, что ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Вместе с тем, в соответствии с пунктами 14, 15 постановления Пленума ВС РФ № 28 требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности»).
Дело о пересмотре кадастровой стоимости подлежит рассмотрению по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 Налогового кодекса РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности»).
Согласно материалам административного дела оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <№...> является архивной, поскольку 19 ноября 2020 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о новых результатах кадастровой стоимости данных объектов, установленной в результате очередной кадастровой оценки.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что установленный законодательством пятилетний срок на подачу административного иска в суд административным истцом фактически не пропущен. Несмотря на то обстоятельство, что предметом административного иска является оспаривание архивной кадастровой стоимости земельного участка, у административного истца по настоящее время сохраняется право применить результаты пересмотра кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2016 года, в связи с чем, заявление ООО «АФК-Аудит» о пропуске административным истцом срока предъявления требования об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости направлено на неправильное толкование норм права, регулирующих спорные правоотношения и не является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований ГКУ КК «Автобаза органов государственной власти Краснодарского края».
В силу ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Из материалов дела следует, что ГКУ КК «Автобаза органов государственной власти Краснодарского края» на праве постоянного (бессрочного пользования) принадлежат земельные участки:
- кадастровым номером <№...>, площадью 10 462 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес...>, категория земель: земли населенных пунктов – для эксплуатации административных зданий и гаражей;
- с кадастровым номером <№...>, площадью 1794 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес...>, категория земель: земли населенных пунктов – для эксплуатации административного здания;
- с кадастровым номером <№...> площадью 380 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес...>, категория земель: земли населенных пунктов – для эксплуатации административного здания;
- с кадастровым номером <№...>, площадью 875+/-10 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес...>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: общественное управление;
- с кадастровым номером <№...>, площадью 514+/-8 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес...>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: общественное управление;
- с кадастровым номером <№...>, площадью 953+/-11 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес...>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: общественное управление.
Согласно данным Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <№...> по состоянию на 01 января 2016 года определена в размере 220 880 021,2 рублей; земельного участка с кадастровым номером <№...> по состоянию на 01 января 2016 года определена в размере 38 007 325,2 рублей; земельного участка с кадастровым номером <№...> определена по состоянию на 01 января 2016 года в размере 8 055 247,6 рублей; земельного участка с кадастровым номером <№...> по состоянию на 29 августа 2017 года определена в размере 11 119 045 рублей; земельного участка с кадастровым номером <№...> по состоянию на 29 августа 2017 года определена в размере 6 531 644, 72 рублей; земельного участка с кадастровым номером <№...> по состоянию на 29 августа 2017 года определена в размере 12 110 228,44 рублей.
В 2016 году в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 06.10.2015г. № 1327 «О проведении государственной кадастровой оценки земель на территории Краснодарского края в 2016 году» была проведена очередная государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2016г.
Исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Краснодарского края в соответствии с государственным контрактом от 25.12.2015г. № 0318200063915002293 являлось ООО «АФК-Аудит, заказчиком - департамент имущественных отношений Краснодарского края.
Определение кадастровой стоимости земельных участков проводилось в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.02.2007г. № 39 (далее - Методические указания).
В соответствии с требованиями технического задания определение кадастровой стоимости проводилось в разрезе семнадцати видов разрешенного использования земельных участков.
Согласно пункту 1.2 Методических указаний земельный участок с кадастровым номером <№...> с видом разрешенного использования (далее - ВРИ) - «для эксплуатации административных зданий и гаражей», был отнесен оценщиком к нескольким видам разрешенного использования: к ВРИ, указанному в пункте 1.2.3 Методических указаний, - «земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок» в части ВРИ «эксплуатация гаражей»; к ВРИ, указанному в пункте 1.2.7 Методических указаний, - «земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения в части ВРИ «эксплуатация административных зданий».
Для ВРИ, указанного в пункте 1.2.3 Методических указаний, кадастровая стоимость определена в размере 60 086 718,46 рублей.
Для ВРИ, указанного в пункте 1.2.7 Методических указаний, кадастровая стоимость определена в размере 220 880 021,2 рубль.
Согласно п. 2.7.1. Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования осуществляется для каждого из видов разрешенного использования в соответствии с пунктами 2.2 - 2.6 данных Методических указаний.
По результатам расчетов устанавливается кадастровая стоимость земельных участков того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее.
Таким образом, для указанного земельного участка была установлена кадастровая стоимость по ВРИ, указанному в пункте 1.2.7 Методических указаний, которая составила 220 880 021,20 руб.
Земельные участки с кадастровыми номерами <№...> с ВРИ - «для эксплуатации административных зданий», были отнесены оценщиком к ВРИ, указанному в пункте 1.2.7 Методических указаний, их кадастровая стоимость определена в размере 38 007 325,20 рублей, 8 055 247,60 рублей соответственно.
Результаты работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Краснодарского края утверждены приказом департамента от 14.12.2016г. № 2640 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» и внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
01.02.2017г. на основании приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14.12.2016г. № 2640 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) были внесены сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <№...>, в размере 8 055 247,6 руб., рассчитанной с учетом удельного показателя кадастровой стоимости (далее - УПКС) - 21 198,02 руб./кв.м, 38 007 325,2 руб., рассчитанной с учетом УПКС - 21 185,8 руб./кв.м, 220 880 021,2 руб., рассчитанной с учетом УПКС – 21 112,6 руб./кв.м.
Указанная кадастровая стоимость земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, была определена по состоянию на 01.01.2016г. с учетом следующих сведений о виде разрешенного использования:
<№...> - «Для эксплуатации административного здания»;
<№...> - «Для эксплуатации административного здания»;
<№...> - «Для эксплуатации административных зданий и гаражей».
При этом, значения УПКС определены для 7 вида разрешенного использования земель населенных пунктов - «Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения».
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <№...> в размере 8055247,6 руб., 38007325,2 руб. и 220880021,2 руб., соответственно, являлись актуальными до 01.01.2021г.
Согласно сведениям ЕГРН земельные участки с кадастровыми номерами <№...> поставлены на государственный кадастровый учет 29.08.2017г. с видом разрешенного использования - «Общественное управление» и категорией «земли населенных пунктов».
Кадастровая стоимость земельных участков была определена по состоянию на 29.08.2017г. в соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998г. № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и п. 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006г. № 222, с применением среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель кадастрового квартала 23:49:0402035 для 7 вида разрешенного использования земель населенных пунктов «Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения», равного 12707,48 руб./кв.м и утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14.12.2016г. № 2640 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края». При этом кадастровая стоимость составила:
-<№...>- 11119045 руб.;
- <№...> - 6531644,72 руб.;
- <№...> - 12110228,44 руб.
Сведения об указанной кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 29.08.2017г. с указанием даты начала применения в соответствии со ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998г. № 135-ФЗ - 29.08.2017г. и являлись актуальными до 01.01.2021г.
Между тем, в обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что на принадлежащих административному истцу земельных участках расположены здания и сооружения производственного и административного назначения (административные здания, гаражи служебного использования, топливораздаточный пункт, пункт осмотра автотранспорта, водопровод, воздушный газопровод, подпорная стена: иные сооружения производственного характера, подпорный водоем, назначение - иные сооружения производственного характера, закрепленные на праве оперативного управления за ГКУ КК «Автобаза органов государственной власти Краснодарского края» и зарегистрированные в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и выписками из ЕГРН.
При этом, данные объекты составляют единую инфраструктуру ГКУ КК «Автобаза органов государственной власти Краснодарского края», входят в состав единого производственного комплекса и участвуют в общем хозяйственном цикле.
Административные здания, гаражи служебного использования, топливо-раздаточный пункт, пункт осмотра автотранспорта, водопровод, воздушный газопровод, подпорная стена не являются объектами для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения, в связи с чем, земельные участки не могут быть отнесены к 7-му виду разрешённого использования земельных участков.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
В соответствии с пунктом 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 (далее - Правила), действовавших до 1 января 2019 года, и пунктом 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 (далее - Методические указания), действовавших на дату проведения оспариваемой государственной кадастровой оценки земель, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и по виду функционального использования.
На основании пункта 1.2 Методические указания позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе следующих видов разрешенного использования:
1.2.1. Земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки.
1.2.2. Земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки.
1.2.3. Земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок.
1.2.4. Земельные участки, предназначенные для дачного строительства, садоводства и огородничества.
1.2.5. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
1.2.6. Земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц.
1.2.7. Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.
1.2.8. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения.
1.2.9. Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
1.2.10. Земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов.
1.2.11. Земельные участки, предназначенные для размещения портов, водных, железнодорожных вокзалов, автодорожных вокзалов, аэропортов, аэродромов, аэровокзалов.
1.2.12. Земельные участки, занятые водными объектами, находящимися в обороте.
1.2.13. Земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов.
1.2.14. Земельные участки, занятые особо охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами.
1.2.15. Земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования.
1.2.16. Земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережные.
1.2.17. Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, при проведении государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Краснодарского края, определялась, в том числе, исходя из видов разрешенного использования земельных участков, установленных в пункте 1.2 Методических указаний.
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном законодательстве и законодательстве о кадастровом учете. Поэтому при кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.
Вместе с тем, вид разрешенного использования земельного участка, указанный в правоустанавливающих документах, может быть сформулирован так, что он допускает неоднозначное толкование. В таком случае отнесение земельного участка к одной из групп должно осуществляться с учетом правового зонирования территории, вида деятельности, для которого земельный участок был ранее предоставлен и фактически осуществляемого владельцем участка.
По смыслу пункта 2.2, подпункта 2.2.4 Методических указаний, определение стоимостных факторов осуществляется для каждой такой группы отдельно с возможностью выделения в ней подгрупп.
Это предполагает необходимость отнесения на основании имеющейся у оценщика информации каждого оцениваемого участка к одной из групп (подгрупп) видов разрешенного использования. Учтенный в государственном кадастре недвижимости вид разрешенного использования должен соответствовать фактическому использованию участка.
Вид разрешенного использования принадлежащих административному истцу земельных участков в правоустанавливающих документах определен:
«для эксплуатации административных зданий и гаражей», «для эксплуатации административного здания», «общественное управление».
В связи с чем, судом усматривается, что данные виды разрешенного использования не являются определенными, допускают различное толкование, не свидетельствуют о возможности фактического использования земельного участка в соответствии с его назначением, поэтому отнесение вида разрешенного использования земельного участка к группам, предусмотренным в пункте 1.2 Методических указаний, должно осуществляться с учетом фактического использования такого земельного участка.
Из представленных материалов дела следует, в соответствии с требованиями пункта 2.2.4 Методических указаний, исполнителем работ по государственной кадастровой оценке была осуществлена группировка объектов оценки, в ходе которой были сформированы оценочные группы, в том числе: «7. Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения» и «9. Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок».
Однако, судом установлено, что согласно сведениям ЕГРН спорные земельные участки не являются участками, предназначенными для офисных зданий делового и коммерческого назначения.
В связи с чем, суд полагает, что вид разрешенного использования указанных земельных участков соответствует пункту 1.2.9. Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
При этом, методические указания позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенного пункта в разрезе вида разрешенного использования, указанного в пункте 1.2.9.
В соответствии с утвержденными приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14 декабря 2016 года № 2640 средними значениями удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в разрезе кадастровых кварталов по видам разрешенного использования в составе земель населенных пунктов Краснодарского края, среднее значение удельного показателя для земельных участков 9 группы видов разрешенного использования установлено в размере 8862,04 руб/кв.м.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце), а обязанность доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем - на заинтересованном лице (административном ответчике).
Однако, суд находит доказанным факт недостоверности сведений о спорных земельных участках, использованных при определении их кадастровой стоимости, и полагает, что в соответствии с содержащимися в ЕГРН сведениями о виде разрешенного использования, а также с учетом их фактического использования правообладателем, земельные участки с кадастровыми номерами <№...>, должны были быть отнесены не к 7-й, а к 9-й группе видов разрешенного использования, что влечет установление в их отношении кадастровой стоимости, в размере, приведенном в административном исковом заявлении ГКУ КК «Автобаза органов государственной власти Краснодарского края».
Содержащийся в административном иске математический расчет размера кадастровой стоимости земельных участков при учете вышеуказанного удельного показателя, суд находит правильным.
Следовательно, в отношении спорных земельных участков подлежит установлению следующая кадастровая стоимость:
- земельного участка с кадастровым номером <№...>, расположенного по адресу: <Адрес...>, по состоянию на 01 января 2016 года в размере 92 714 662,48 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером <№...>, расположенного по адресу: <Адрес...>, по состоянию на 01 января 2016 года в размере 3 367 575,20 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером <№...>, расположенного по адресу: <Адрес...>, по состоянию на 01 января 2016 года в размере 15 898 499,76 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером <№...>, расположенного по адресу: <Адрес...>, по состоянию на 29 августа 2017 года в размере 7 754 285 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером <№...>, расположенного по адресу: <Адрес...>, по состоянию на 29 августа 2017 года в размере 4 555 088,56 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером <№...>, расположенного по адресу: <Адрес...>, по состоянию на 29 августа 2017 года в размере 8 445 524,12 рублей на период.
Доказательств обратного в ходе рассмотрения дела административными ответчиками суду не представлено.
Установление иной кадастровой стоимости свидетельствует о недостоверности сведений о земельных участках, использованных при определении их кадастровой стоимости.
На основании ст. 24.20 Федеральный закон от 29.07.1998г. № 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016г. № 360-ФЗ) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Положением п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 разъяснено, что если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня вступления в силу акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с абзацем 4 части 15 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
В связи с чем, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <№...> следует установить кадастровую стоимость на период с 01 января 2018 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установление судом кадастровой стоимости земельного участка в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
На основании положений статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Административный истец обратился с настоящим иском в суд 03 августа 2021 года, сведений об обращении в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю не представлено. В связи с чем, датой подачи заявления следует считать 03 августа 2021 года.
С учетом изложенного, суд полагает, что административным истцом доказан факт недостоверности сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, что затрагивает права административного истца, как плательщика земельного налога.
При таких обстоятельствах, учитывая объем административных исковых требований и установленные факты, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению.
Между тем, суд не находит оснований для возложения на Инспекцию Федеральной налоговой службы № 1 по г. Краснодару обязанности применить к земельным участкам налоговую ставку в размере 0,31 %, поскольку в силу ст. 402 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, в связи с чем, данные требования в силу действующего законодательства, поглощаются удовлетворением требования об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости и не подлежат разрешению при рассмотрении настоящего административного дела.
Руководствуясь статьями 175-180, 245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ГКУ КК «Автобаза органов государственной власти Краснодарского края» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости – удовлетворить.
Признать недействительными результаты определения кадастровой стоимости земельных участков: с кадастровым номером <№...> по состоянию на 01 января 2016 года в размере 220 880 021,2 рублей; с кадастровым номером <№...> по состоянию на 01 января 2016 года в размере 38 007 325,2 рублей; с кадастровым номером <№...> по состоянию на 01 января 2016 года в размере 8 055 247,6 рублей; с кадастровым номером <№...> по состоянию на 29 августа 2017 года в размере 11 119 045 рублей; с кадастровым номером <№...> по состоянию на 29 августа 2017 года в размере 6 531 644, 72 рублей; с кадастровым номером <№...> по состоянию на 29 августа 2017 года в размере 12 110 228,44 рублей в связи с недостоверными сведениями о земельных участках, использованными при определении их кадастровой стоимости.
Установить:
- кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№...>, расположенного по адресу: <Адрес...>, определенную по состоянию на 01 января 2016 года в размере 92 714 662,48 рублей на период с 01 января 2018 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки;
- кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№...>, расположенного по адресу: <Адрес...>, определенную по состоянию на 01 января 2016 года в размере 3 367 575,20 рублей на период с 01 января 2018 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки;
- кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№...>, расположенного по адресу: <Адрес...>, определенную по состоянию на 01 января 2016 года в размере 15 898 499,76 рублей на период с 01 января 2018 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки;
- кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№...>, расположенного по адресу: <Адрес...>, определенную по состоянию на 29 августа 2017 года в размере 7 754 285 рублей на период с 01 января 2018 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки;
- кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№...>, расположенного по адресу: <Адрес...>, определенную по состоянию на 29 августа 2017 года в размере 4 555 088,56 рублей на период с 01 января 2018 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки;
- кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№...>, расположенного по адресу: <Адрес...>, определенную по состоянию на 29 августа 2017 года в размере 8 445 524,12 рублей на период с 01 января 2018 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <№...> считать 03 августа 2021 года.
Решение является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами <№...>
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 26 октября 2021 года
Судья В.В. Сидоров