ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-152/19 от 11.09.2019 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 3а-152/2019

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Хабаровск 11 сентября 2019 года

Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Мороз И.Г., при секретаре Авраменко А.О., с участием прокурора Доськовой Т.Ю., административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО2, представителя заинтересованного лица администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Совету депутатов Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании недействующими в части Правила землепользования и застройки Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, утвержденные решением Совета депутатов Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 13 декабря 2012 года № 33, Генерального плана Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, утвержденного решением Совета депутатов Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 23 июля 2012 года № 18,

УСТАНОВИЛ:

Решением Совета депутатов Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 13 декабря 2012 года № 33 утверждены Правила землепользования и застройки Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее – Правила землепользования и застройки), действуют в редакции решения Совета депутатов Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 31 октября 2014 года № 23. Нормативный правовой акт опубликован в информационном бюллетене Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края № 34 от 13.12.2012г.

Решением Совета депутатов Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 23 июля 2012 года № 18 утвержден Генеральный план Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее – Генеральный план), действует в редакции решения Совета депутатов Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 30 июня 2014 года № 11. Нормативный правовой акт опубликован в информационном бюллетене Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края № 21 от 23.07.2012г.

ФИО1 обратился в суд с уточненным в ходе рассмотрения дела административным исковым заявлением о признании не действующими Правила землепользования и застройки и Генерального плана в части распространения охранной зоны объекта культурного наследия на принадлежащий ему на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований указал, что с 30.05.1994г. является собственником данного земельного участка общей площадью 877 кв.м, относящегося к категории: земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование: для личного подсобного хозяйства. Обратившись в администрацию Хабаровского муниципального района с уведомлением о строительстве на указанном земельном участке индивидуального жилого дома, получил отказ в выдаче разрешения на строительство в связи с тем, что земельный участок расположен в трех территориальных зонах, а также в границах охранной зоны объекта культурного наследия (археологически ценная территория). Установление зоны охраны объекта культурного наследия (археологически ценная территория) осуществлено с нарушением пункта 3 статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», пунктов 6, 12-18 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 года № 972. Проект зоны охраны объекта культурного наследия (археологически ценная территория) не разрабатывался, границы зоны охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данной зоны соответствующим органом государственной власти не утверждались.

Определением судьи от 05 августа 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края.

Из письменного отзыва заинтересованного лица администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края следует, что при принятии оспариваемых нормативных правовых актов информация о земельном участке, принадлежащем административному истцу, отсутствовала. На территории Корсаковского сельского поселения находятся объекты, представляющие археологическую ценность: Могильник, Поселение-1, Поселение-2, Поселение-3, Поселение-4, Поселение-5, Селище-1, Стоянка-1. Указанные объекты включены в Список выявленных объектов археологического наследия, расположенных на территории Хабаровского края. Оспариваемые нормативные правовые акты приняты во исполнение положений Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов Российской Федерации)» для сохранения физической целостности объектов культурного наследия. Доказательств того, что административный истец использует земельный участок по назначению с 1994 года не представлено, соответственно невозможно сказать о том, что его права и законные интересы нарушаются положениями оспариваемых актов.

В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административное дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика Совета депутатов Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, который в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнительно пояснил, что оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты также в нарушение порядка установления охранных зон культурного наследия, предусмотренного Законом Хабаровского края от 30.03.2005 года № 270 «О реализации полномочий Хабаровского края в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)».

Представитель заинтересованного лица администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края ФИО3 возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, считающего заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.

Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемых в части нормативных правовых актов, утверждение генерального плана, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения поселения. Генеральный план и Правила землепользования и застройки поселения утверждаются муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения.

Из материалов дела следует, что оспариваемые в части Генеральный план, Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Совета депутатов Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, а также изменения в указанные Правила землепользования и застройки, приняты уполномоченным на дату их принятия органом в установленной форме и официально опубликованы в установленном порядке.

Генеральный план поселения относится к документам территориального планирования муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно свидетельству на право собственности на землю РФ ХБК <...> от 30.05.1994 года, выданному Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Хабаровского района Хабаровского края, на основании Постановления Главы Корсаковской сельской администрации от 21.01.1994 года № 4 ФИО1 предоставлен в частную собственность земельный участок по адресу с.Корсаково-1, ул. Набережная, д. 44а, общей площадью 810 кв.м, кадастровый номер , категория земель – сельхозугодия, для личного подсобного хозяйства.

Из выписки ЕГРН от 12.11.2018 года следует, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для личного подсобного хозяйства общей площадью 877 кв.м. (уточнение границы земельного участка 04/10-18, 2018-10-15), расположенного по адресу: <адрес> (государственная регистрация права собственности произведена 23 декабря 2011 года).

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований

В силу части 2 статьи 4 Федерального закона от 07 июля 2003г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» приусадебный земельный участок используется, в том числе для возведения жилого дома, с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

21 ноября 2018 года ФИО1 направил в Комитет по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района уведомление о намерении строительства индивидуального жилого дома на принадлежащем ему земельном участке.

28 ноября 2018 года Комитетом по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района ФИО1 направлено уведомление о том, что возведение объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером 27:17:0600801:67 не допускается по тем основаниям, что земельный участок расположен в трех территориальных зонах: Ж-1 (зона личных подсобных хозяйств), Ж-4 (садово-дачная зона), Р-2 (рекреационно-общественная зона). Также в соответствии с генеральным планом Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края земельный участок расположен в охранной зоне объекта культурного наследия (археологически ценная территория).

Из ответа администрации Хабаровского муниципального района от 01.04.2019г. на обращение ФИО1 следует, что Комиссией по подготовке проектов правил землепользования и застройки сельских поселений Хабаровского муниципального района Хабаровского края вынесены рекомендации о внесении изменений в карту градостроительного зонирования в целях установления территориальной зоны Ж-1 (зона личных подсобных хозяйств) в границах земельного участка с кадастровым номером .

Статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что одним из видов ограничения прав на землю является установление особых условий охраны памятников природы, истории и культуры, археологических объектов (подпункт 2 пункта 2).

Согласно пункту 4 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.

Зоны с особыми условиями использования территорий отображаются на картах в составе материалов по обоснованию генерального плана (пункт 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ). Кроме того, характеристики зон с особыми условиями использования территорий включаются в положение о территориальном планировании генерального плана в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения (пункт 1 части 4 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ), а также в материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения (пункты 4 и 5 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ).

Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ).

На прилагаемых к Генеральному плану Корсаковского сельского поселения (утв. решением Совета депутатов Корсаковского сельского поселения от 23.07.2012 № 18) схемах границ зон с особыми условиями использования территории, границ территорий объектов культурного наследия отображена охранная зона объекта культурного наследия (археологически ценная территория), распространяющая свое действие на принадлежащий административному истцу земельный участок.

Из пояснительной записки к Генеральному плану следует, что на день его утверждения на территории Корсаковского сельского поселения выявлено 5 объектов культурного наследия (памятников археологии): Корсаково. Поселение-1, Корсаково. Поселение-2, Корсаково. Поселение-3, Корсаково. Поселение-4, Корсаково. Стоянка-1. Поверхности береговых террас правого берега протоки Амурской и незатопляемая часть о. Большой Уссурийский в границах Корсаковского сельского поселения отмечены на схеме как границы археологически ценных территорий, с отражением 5 памятников археологии, описание которых согласно номерам на схеме указаны в таблице № 5.

На карте зон с особыми условиями использования территории и границ территорий объектов культурного наследия Правил землепользования и застройки (статьи 8, 9) также отображена указанная охранная зона объекта культурного наследия (археологически ценная территория), распространяющая свое действие на принадлежащий административному истцу земельный участок.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации урегулированы на федеральном уровне Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №73-ФЗ).

Согласно положениям Федерального закона № 73-ФЗ (в редакции на дату принятия оспариваемых в части нормативных правовых актов) объекты археологического наследия относятся к объектам культурного наследия федерального значения (статья 4).

Объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения (часть 6 статьи 18).

Выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 8 статьи 18).

Объекты культурного наследия федерального значения включаются в реестр федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании акта Правительства Российской Федерации (часть 9 статьи 18).

Приказом Министерства культуры Хабаровского края от 15.01.2015г. № 17/01-15 в Список выявленных объектов археологического наследия, расположенных на территории Хабаровского края по состоянию на 01.01.2015г., включены следующие объекты, расположенные на территории сельского поселения Корсаково: Корсаково. Могильник, Корсаково. Поселение -1, Корсаково. Поселение-2, Корсаково. Поселение-3, Корсаково. Поселение-4, Корсаково. Селище-6, Корсаково. Стоянка-1.

В соответствии со статей 5.1 Закона Хабаровского края от 30.03.2005 года № 270 «О реализации полномочий Хабаровского края в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)» (в действующей редакции) границы территории выявленного объекта культурного наследия утверждаются актом уполномоченного органа в течение тридцати рабочих дней со дня принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия. Акт об утверждении границ территории выявленного объекта культурного наследия должен содержать графическое описание местоположения границ и (или) схему границ территории выявленного объекта культурного наследия.

Приказом Управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края № 35.1.2/95 от 02.07.2018г., являющегося согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2016г. № 194-пр, органом исполнительной власти края, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения и выявленных объектов культурного наследия, утверждены границы территории и режима использования земель в границах территории объекта культурного наследия (памятника археологии) «Корсаково. Поселение-5», расположенного в Хабаровском крае, в Хабаровском районе, на правом берегу Амурской протоки, в 1,86 км юго-западнее центра с. Корсаково-1 и в 1,47 км северо-восточнее высоты 78м».

Территория указанного объекта поставлена на кадастровый учет в качестве зоны с особыми условиями использования территории с присвоением кадастрового номера 27:17-8.136.

Границы территории и режим использования земель остальных, выявленных в с. Корсаково памятников археологии, не определены.

Согласно информации Правительства Хабаровского края на земельном участке с кадастровым номером отсутствуют объекты культурного наследия, включенные в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации, указанный земельный участок расположен вне зон охраны, вне защитных зон объектов культурного наследия. Сведениями об отсутствии на указанном земельном участке выявленных объектов культурного наследия, либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (в т.ч. археологического), уполномоченный орган не располагает.

Статьей 34 Федерального закона № 73-ФЗ (в редакции на день принятия оспариваемых нормативных правовых актов) определен порядок установления зон охраны объекта культурного наследия, предусматривающий, что границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 № 315 утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 12.09.2015 № 972), согласно которому на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации или объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон.

Аналогичный порядок установления зон охраны объекта культурного наследия федерального значения предусмотрен действующим Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».

В силу приведенных норм федерального и регионального законодательства, действующего на день принятия оспариваемых в части нормативных правовых актов, и действующего в настоящее время, границы зон охраны объекта культурного наследия устанавливает соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в полномочия органов местного самоуправления указанный вопрос не входит.

Из материалов дела следует, что охранная зона объектов культурного наследия в Корсаковском сельском поселении не устанавливалась ни Министерством культуры Хабаровского края, ни Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края.

Поскольку установленная с нарушением законодательства в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки зона охраны объектов культурного наследия ограничивает право административного истца по использованию земельного участка, в оспариваемой части Генеральный план и Правила землепользования и застройки с учетом пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ подлежат признанию недействующими с момента вступления в силу настоящего решения.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1 удовлетворить.

Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, утвержденные решением Совета депутатов Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 13 декабря 2012 года № 33, в части распространения охранной зоны культурного наследия (археологически ценная территория), на принадлежащий ФИО1 на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Генеральный план Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, утвержденный решением Совета депутатов Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 23 июля 2012 года № 18, в части распространения охранной зоны культурного наследия (археологически ценная территория), на принадлежащий ФИО1 на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в информационном бюллетене Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Хабаровский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Хабаровского краевого суда И.Г. Мороз