ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-153/2021 от 19.08.2021 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

№ 3а-153/2021

10OS0000-01-2021-000208-09

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 августа 2021 г. г. Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.Е.

при ведении протокола помощником судьи Макаршиной А.А.

с участием прокурора Волковой Е.А.,

представителей административного истца Горепекина А.И., Сорокина А.А., Трифонова Е.В., Гасан Э.С.,

представителя административного ответчика и заинтересованного лица – Министерства экономического развития и промышленности Республики Карелия – Бортник О.В.,

Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Карелия Гнётовой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-153/2021 по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Акцепт» о признании не действующим в части постановления Правительства Республики Карелия №1-П от 11 января 2019 года «Об утверждении Порядка предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на реализацию мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства (создание и развитие промышленных парков, технопарков)»,

УСТАНОВИЛ:

Иск предъявлен по тем основаниям, что 25.01.2019 между ООО «Акцепт» и Министерством экономического развития и промышленности Республики Карелия по результатам отбора и в соответствии с Порядком предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на реализацию мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства (создание и развитие промышленных парков, технопарков), утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия №1-П от 11.01.2019 (далее – Порядок), было заключено Соглашение о предоставлении субсидии. Предметом Соглашения является предоставление в 2019-2020гг. субсидии ООО «Акцепт» в размере (...) руб. из средств бюджета Российской Федерации и (...) руб. из бюджета Республики Карелия на реализацию мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства (создание и развитие промышленных парков, технопарков). По результатам проведенной в 2021 году Контрольно-счетной палатой Республики Карелия (далее – КСП РК) выборочной проверки использования ООО «Акцепт» средств бюджета Республики Карелия фактов нецелевого использования средств субсидии выявлено не было, однако вынесено представление с указанием ряда нарушений имущественного характера, в приложениях №№2,3 к которому произведен расчет объема средств, подлежащих возврату согласно пунктам 17 и 18 Порядка. В результате применения формулы к нарушению, указанному в пункте 4 представления КСП РК, ООО «Акпепт» обязано вернуть в бюджет Республики Карелия (...) руб., в результате применения формулы к нарушению, указанному в п.6 представления – (...) руб.

Пункт 18 Порядка содержит формулу расчета возврата средств получателем субсидии в бюджет Республики Карелия: Vвозврата = Vсубсидии x k x m / n, где Vсубсидии - объем субсидии, k - коэффициент возврата субсидии, m - количество результатов использования субсидии, по которым индекс, отражающий уровень недостижения i-го результата использования субсидии имеет положительный результат, n - количество результатов использования субсидии.

Указанная формула противоречит формуле, предусмотренной пунктом 16 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999: Vвозврата = (Vсубсидии x k x m / n) x 0,1, то есть содержащей понижающий коэффициент 0,1.

Оспариваемый пункт 18 Порядка затрагивает имущественные интересы административного истца, приводит к возникновению у него убытков. ООО «Акцепт» просит признать недействующим с момента принятия пункт 18 Порядка.

Административный ответчик – Правительство Республики Карелия – в отзыве на административный иск указал, что формула расчета объема средств, подлежащих возврату в бюджет Республики Карелия, установленная пунктом 18 Порядка установлена по аналогии с федеральной, устанавливаемой Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий в отношении субъектов Российской Федерации - получателей федеральных субсидий. Формула возврата субсидии, применяемая в отношении субъекта Российской Федерации при применении понижающего коэффициента уменьшает сумму к возврату в бюджет Российской Федерации, а формула, указанная в пункте 18 Порядка и применяемая в отношении получателя субсидии - субъекта предпринимательской деятельности, такой коэффициент не содержит, тем самым, возлагает на получателя субсидии большие имущественные обязательства по сравнению с обязательствами субъекта Российской Федерации. В 2021 году Правительством Республики Карелия в рамках реализации мероприятий государственной программы Республики Карелия «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия» от 03.03.2014 №49-П, утверждались Порядки предоставления субсидии либо вносились изменения в порядки предоставления субсидий, субсидии по которым доводились в истекший период 2021 года с применением понижающего коэффициента. Аналогичный опыт реализован также в ряде субъектов Российской Федерации. Административный ответчик указывает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Республики Карелия в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением порядка его принятия, введения в действие, в том числе, опубликования. При этом Порядок не учитывает увеличенного в процессе реализации мероприятий дополнительного финансирования проекта, определенных 7 ежегодных показателей результата предоставления субсидии, долгосрочный период реализации проекта, период доведения и объем средств субсидии. Применение формулы, содержащейся в пункте 18 Порядка к получателю субсидии, возлагает на него большую финансовую ответственность по сравнению с обязательствами субъекта Российской Федерации, в связи с чем, а также учитывая в последующем региональном нормативном правовом регулировании применение понижающего коэффициента 0,1 к иным получателям субсидий, разрешение спора по существу оставляет на усмотрение суда.

Заинтересованное лицо – Министерство юстиции Республики Карелия – в отзыве на административный иск указало, что оспариваемая административным истцом формула расчета объема средств, подлежащая возврату в бюджет Республики Карелия, определена в соответствии с подпунктом «г» пункта 4 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2016 №887, действовавших в момент принятия оспариваемого нормативного правового акта. Формула расчета, приведенная в пункте 18 Порядка, установлена Правительством Республики Карелия в рамках полномочий, предоставленных статьей 78 Бюджетного кодекса РФ.

Заинтересованное лицо - Министерство экономического развития и промышленности Республики Карелия - в отзыве на административный иск позицию, изложенную Министерством юстиции Республики Карелия, поддержало. Дополнило, что правовое управление Администрации Главы Республики Карелия отказало в согласовании проекта постановления о внесении изменений в Порядок в части изменении формулы, предусмотренной пунктом 18 Порядка (с применением понижающего коэффициента 0,1). Пояснило, что имеется заинтересованность в реализации проекта, реализуемого ООО «Акцепт» - первого в Российской Федерации промышленного технопарка по обработке природного камня. Разрешение спора по существу оставляют на усмотрение суда.

Заинтересованное лицо - Контрольно-счетная палата Республики Карелия – в отзыве на иск указало, что оспариваемый Порядок и Порядок, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999, имеют разные предметы правового регулирования. Формула расчета, приведенная в пункте 18 Порядка, установлена Правительством Республики Карелия в рамках полномочий, предоставленных статьи 78 Бюджетного кодекса РФ и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 №887.

Заинтересованное лицо - Администрация Главы Республики Карелия - в отзыве на иск пояснило, что при проведении правовой экспертизы проекта оспариваемого нормативного правового акта противоречий статье 78 Бюджетного кодекса РФ, постановлению Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 №887 выявлено не было. Разработчиком проекта - Министерством экономического развития и промышленности Республики Карелия - был соблюден порядок подготовки и принятия актов Главы Республики Карелия, Правительства Республики Карелия, установленный постановлением Правительства Республики Карелия от 29.12.2010 №318-П. Пояснительная записка к проекту постановления не содержала обоснования установления в оспариваемом пункте Порядка формулы расчета возврата средств субсидии. Оценка формулы, которая содержится в пункте 18 Порядка, не проводилась.

В судебном заседании представители административного истца – директор Трифонов Е.В., а также действующие на основании доверенностей Горепекин А.И., Сорокин А.А., Гасан Э.С. административные исковые требования поддержали. Дополнили, что возврат субсидии является мерой ответственности, в связи с чем к ней должны применяться общие, в том числе конституционно закрепленные принципы. Оспариваемая формула не соответствует положениям Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», поскольку не обеспечивают благоприятные условия развития субъектов малого и среднего предпринимательства, их конкурентоспособности. Применение указанной формулы ставит под угрозу реализацию проекта по созданию и развитию Технопарка «Южная промзона». В случае невыполнения показателей результативности в течение 1 года, возврату в бюджет Республики Карелия подлежит субсидия в полнм объеме, проект рассчитан на 6 лет. Размер финансовой ответственности значительно превышает размер субсидируемых мероприятий поддержки.

Представитель административного ответчика и заинтересованного лица - Министерства экономического развития и промышленности Республики Карелия - Бортник О.В., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании поддержала доводы представленных по иску отзывов. Пояснила, что экономического обоснования оспариваемой формулы возможности представить нет. ООО «Акцепт» является единственной организацией, к которой применены увеличенные меры финансовой ответственности.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия Гнётова Е.Г. в судебном заседании позицию административного истца поддержала, указав, что следует принять во внимание, что на субсидию, предоставленную ООО «Акцепт», были направлены федеральные средства путем перечисления из федерального бюджета в бюджет Республики Карелия. Десятикратное увеличение финансовой ответственности получателя субсидии перед республиканским бюджетом в сравнении с финансовой ответственностью субъекта Российской Федерации по возврату средств субсидии в федеральный бюджет ничем не обоснованно, противоречит целям предоставления субсидии, влечет финансовую несостоятельность получателя субсидии.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется, суд приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Законом Республики Карелия от 21.12.2018 № 2337-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» предусмотрено предоставление из республиканского бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на реализацию мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства (создание и развитие промышленных парков, технопарков) в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Республики Карелия «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 03.03.2014 №49-П.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 11.01.2019 №1-П утвержден «Порядок предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на реализацию мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства (создание и развитие промышленных парков, технопарков)».

В соответствии с указанным Порядком 25.01.2019 между Министерством экономического развития и промышленности Республики Карелия и ООО «Акцепт» заключено Соглашение о предоставлении из бюджета Республики Карелия субсидии. На основании указанного Соглашения в 2019-2020гг. ООО «Акцепт» предоставлена субсидия в общей сумме (...) руб., в том числе: (...) руб. - из бюджета Российской Федерации и (...) руб. - из бюджета Республики Карелия на реализацию мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства (создание и развитие промышленных парков, технопарков).

Пункт 18 Порядка предусматривает, что в случае, если получателем субсидии по состоянию на 31 декабря текущего финансового года допущено нарушение обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка, объем средств подлежащих возврату в бюджет Республики Карелия в срок до 1 марта очередного финансового года (Vвозврата ), рассчитывается по формуле: Vвозврата = Vсубсидии x k x m / n, где Vсубсидии - объем субсидии; m - количество показателей результата предоставления субсидии, у которых индекс, отражающий уровень недостижения i-го показателя результата предоставления субсидии, имеет положительное значение; n - общее количество показателей результата предоставления субсидии; k - коэффициент возврата субсидии.

По результатам проведенной в 2021 году Контрольно-счетной палатой Республики Карелия выборочной проверки использования ООО «Акцепт» средств субсидий установлены нарушения при формировании и предоставлении отчетности, нарушения условий предоставления субсидий из бюджета Республики Карелия, а также недостижение отдельных показателей результатов предоставления субсидий. В связи с выявленными нарушениями Контрольно-счетной палатой Республики Карелия 16.01.2021 в адрес ООО «Акцепт» направлено представление с приложениями №2 и №3, в которых на основании формулы, установленной в пункте 18 Порядка, произведен расчет объема средств субсидии, подлежащей возврату в бюджет Республики Карелия за 2019 и за 2020 годы, в размере (...) руб. и (...) руб., соответственно.

Тем самым, административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, следовательно, обладает правом на обращение в суд с настоящим административным иском.

Согласно статьи 54 Конституции РК и статей 1,13 Закона Республики Карелия от 05.02.2013 № 1679-ЗРК «О Правительстве Республики Карелия» Правительство Республики Карелия является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Карелия, осуществляет правовое регулирование по вопросам, отнесенным к его компетенции на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также Конституции Республики Карелия, законов Республики Карелия, указов Главы Республики Карелия издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение. Нормативные правовые акты издаются в форме постановлений Правительства Республики Карелия. Согласно статьи 14 указанного Закона Глава Республики Карелия подписывает правовые акты Правительства Республики Карелия.

Таким образом, оспариваемое постановление было принято в пределах полномочий и с соблюдением процедуры принятия.

Постановление опубликовано 14.01.2019 на сайте http://pravo.gov.ru, а также в официальном печатном издании «Собрание законодательства Республики Карелия», № 1, январь, 2019.

По смыслу положений пункта 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и действующим на момент рассмотрения административного дела.

Рассматривая по существу заявленные административные исковые требования о несоответствии оспариваемого пункта 18 Порядка нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В силу пункта 4 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.

Постановление Правительства Республики Карелия от 11.01.2019 №1-П принято в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 № 887, действовавшим на момент принятия оспариваемого постановления, утверждены Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

Пунктом 6 Общих требований установлены меры ответственности за нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидий, среди которых - возврат субсидий в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого предоставляются субсидии, в случае недостижения показателей результативности.

При таких обстоятельствах, установление меры ответственности в виде возврата в соответствующий бюджет определенного объема средств субсидии отнесено к исключительной компетенции субъекта (в настоящем случае, Республики Карелия).

Доводы административного истца о противоречии указанной в пункте 18 Порядка формулы формуле, содержащейся в пункте 16 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999, содержащей понижающий коэффициент 0,1, судом отклоняются, поскольку указанные Правила устанавливают общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, то есть имеют иную сферу регулирования.

Вместе с тем, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного административного иска по следующим основаниям.

ООО «Акцепт» имеет статус субъекта малого и среднего предпринимательства.

Субсидия на основании Соглашения от 25.01.2019, заключенного с Министерством экономического развития и промышленности Республики Карелия, предоставлена ООО «Акцепт» в целях реализации на территории Республики Карелия отдельных мероприятий федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

ООО «Акцепт» создан промышленный технопарк «Южная промзона», административный истец является якорным резидентом реализуемого проекта.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу части 1 статьи 6 Закона № 209-ФЗ государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных данным Федеральным законом.

Органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства должны оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами) (пункт 5 статьи 3 Закона № 209-ФЗ).

В части 1 статьи 16 Закона № 209-ФЗ приведены виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (финансовая, имущественная, информационная и другие). Частью 1 статьи 17 Закона № 209-ФЗ к видам финансовой помощи отнесено предоставление субсидий.

В силу пунктов 2 и 3 статьи 6 Закона № 209-ФЗ основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно преамбуле Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу абзаца 1 статьи 3.1 данного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам принимаемых (принятых) ими конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и осуществляемой ими деятельности.

Частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации гарантируются свобода экономической деятельности и поддержка конкуренции, а часть 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается создание дискриминационных условий.

Согласно пункту 8 статьи 4 указанного Закона под дискриминационными условиями понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

Судом установлено, что ООО «Акцепт» является единственным субъектом, к которому подлежат применению повышенные меры ответственности при использовании в расчетах формулы, установленной пунктом 18 Порядка. Как в идентичных ситуациях в отношении иных получателей соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации, так и в случаях возврата средств субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 №999, применяется аналогичная формула, содержащая коэффициент 0,1, что свидетельствует о десятикратном повышении имущественной ответственности ООО «Акцепт».

Ни административным ответчиком, ни разработчиком проекта оспариваемого нормативного правового акта - Министерством экономического развития и промышленности Республики Карелия - не оспаривалось, что отсутствует экономическое обоснование установления предусмотренной пунктом 18 Порядка формулы.

В силу пункта 61 Регламента Правительства Республики Карелия, утвержденного Постановление Правительства РК от 29.12.2010 № 318-П, проект нормативного правового акта Главы Республики Карелия, Правительства вносится с пояснительной запиской, в которой содержится, в том числе прогноз социально-экономических и иных последствий его принятия; финансово-экономическое обоснование (в случае внесения проекта, реализация которого потребует дополнительных материальных и иных затрат); указание на проведение оценки регулирующего воздействия проекта, устанавливающего новые или изменяющего ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Республики Карелия обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Учитывая цели предоставляемой субсидии, круг участников правоотношений, по мнению суда, в пояснительной записке к проекту оспариваемого нормативного правового акта без достаточных к тому оснований указано на отсутствие необходимости прохождения проектом постановления процедуры оценки регулирующего воздействия.

Согласно пояснениям представителя административного ответчика, Порядок не учитывает увеличенного в процессе реализации мероприятия дополнительного финансирования проекта, определенных 7 ежегодных показателей результата предоставления субсидии, долгосрочный период реализации проекта, период доведения и объем средств субсидии.

Представленный административным истцом в материалы дела расчет свидетельствует о том, что при применении оспариваемой формулы в качестве меры ответственности за недостижение 7 показателей результативности в течение одного года, ООО «Акцепт» будет обязано произвести возврат в бюджет Республики Карелия субсидии в размере 100%. Проект рассчитан на 6 лет. Правомерность указанного расчета сторона ответчика не оспаривала.

Указанное свидетельствует об объективной невозможности достижения цели Соглашения от 25.01.2019, поскольку размер финансовой ответственности получателя субсидии превышает размер субсидируемых государством мероприятий поддержки.

Анализ средств субсидии, предоставленной административному истцу, свидетельствует о том, что 99% субсидии являлись средствами федерального бюджета, которые были перечислены в бюджет Республики Карелия из федерального бюджета. В такой ситуации при применении по отношению к ООО «Акцепт» формулы, указанной в пункте 18 Порядка, а также расчете в соответствии с пунктом 16 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 №999, объема средств субсидии, подлежащих возврату из бюджета Республики Карелия в федеральный бюджет, более 90% возвращенных ООО «Акцепт» денежных средств пополнят бюджет Республики Карелия.

В ряде актов Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в Постановлении от 15.07.1999 № 11-П разъяснено, что санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.

Тем самым, меры финансовой ответственности получателя субсидии должны быть правовосстановительными. При этом в выборе принудительных мер законодатель ограничен требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в Российской Федерации действует принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Целью предоставления ООО «Акцепт» субсидии являлась реализация мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства, направленных на обеспечение льготного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к производственным площадям и помещениям в целях создания (развития) производственных и инновационных компаний в рамках государственной программы Республики Карелия «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной Постановлением Правительства Республики Карелия от 03.03.2014 № 49-П, конечной целью которой является увеличение количества рабочих мест.

Применение пункта 18 Порядка, как указано выше, может исключить возможность реализации вышеуказанного проекта.

Учитывая вышеизложенное, оценивая представленные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что оспариваемая формула возврата средств субсидии, установленная в пункте 18 Порядка, не соответствует положениям статьи 8 Конституции Российской Федерации, пункту 5 статьи 3 и пунктам 2 и 3 части 2 статьи 6 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», а также конституционным принципам справедливости и соразмерности ответственности, принципам поддержания доверия к закону и действиям государства.

Указанное повлекло за собой угрозу нарушения имущественных прав административного истца при применении при расчете финансовых санкций вышеуказанной формулы. В связи с изложенным административный иск подлежит удовлетворению.

Исходя из разъяснений пункта 38 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пункта 1 части 2, пункта 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

По настоящему делу признание нормативного правового акта в части не действующим с даты вступления решения суда в законную силу не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.

С момента принятия оспариваемого пункта 18 Правил он противоречил нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, следовательно, его следует признать не действующим с даты его принятия в целях восстановления нарушенных прав административного истца с учетом имевшего место применения оспариваемого нормативного акта, о чем указано выше. Определение иной даты признания его недействующим не отвечает имеющей место в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, публичной обязанности в разрешении спора по существу без необходимости использования иных средств судебной защиты.

Суд полагает необходимым в связи с признанием оспариваемого нормативного правового акта в части не действующим возложить на административного ответчика обязанность устранить правовой пробел, возникший в связи с вынесением настоящего решения, и принять нормативный правовой акт, заменяющий признанный не действующим.

С учетом положений части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

В соответствии со статьей 111 КАС РФ расходы ООО «Акцепт» по уплаченной при подаче иска государственной пошлине подлежат взысканию с административного ответчика.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Акцепт» удовлетворить.

Признать не действующим с даты принятия пункт 18 Порядка предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на реализацию мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства (создание и развитие промышленных парков, технопарков), утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия №1-П от 11 января 2019 года, в части определения формулы расчета объема средств субсидии, подлежащих возврату в бюджет Республики Карелия.

Возложить на Правительство Республики Карелия обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять в указанный части нормативный правовой акт, заменяющий признанный недействующим.

Возложить на Правительство Республики Карелия обязанность опубликовать сообщение о принятии судом настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Правительства Республики Карелия.

Взыскать с Правительства Республики Карелия в пользу общества с ограниченной ответственностью «Акцепт» расходы по уплаченной государственной пошлине в размере 4500 руб.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.Е.Иванова

Мотивированное решение изготовлено 25.08.2021