ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1541/20 от 04.03.2021 Московского областного суда (Московская область)

№3а-96/2021 (3а-1541/2020)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 марта 2021 года г. Красногорск

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Палагиной А.А.,

при ведении протокола секретарем Румянцевым М.С.,

с участием прокурора Ищенко Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-96/2021 (3а-1541/2020) по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50 к Комитету лесного хозяйства Московской области о признании недействующим в части отдельных положений Приказа Комитета лесного хозяйства Московской области от 25.02.2020 № 29П-492 «Об изменении границ земель, на которых расположены леса, расположенные в лесопарковых и зеленых зонах Истринского лесничества Московской области»,

установил:

Приказом Комитета лесного хозяйства Московской области от 25.02.2020 № 29П-492 «Об изменении границ земель, на которых расположены леса, расположенные в лесопарковых и зеленых зонах Истринского лесничества Московской области» утверждена проектная документация по изменению границ земель, на которых расположены леса, расположенные в лесопарковых и зеленых зонах Истринского лесничества Московской области.

Административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50 обратились в Московский областной суд с административным исковым заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области, в котором просят суд признать не действующими с момента принятия пункты 2-4 Приказа Комитета лесного хозяйства Московской области от 25.02.2020 № 29П-492 «Об изменении границ земель, на которых расположены леса, расположенные в лесопарковых и зеленых зонах Истринского лесничества Московской области».

Требования мотивированы тем, что оспариваемым приказом Комитет лесного хозяйства Московской области утверждает представленную заинтересованным лицом – АО «Мособлгаз» по его заявлению проектную документацию по изменению границ земель, на которых расположены леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, исключает из границ земель, расположенных в лесопарковых зонах лесные участки – части <...> Опалиховского участкового лесничества Истринского лесничества, общей площадью 4 га, и переводит их из лесопарковой в зеленую зону в целях возможности проведения по его территории газопровода высокого давления, что нарушает права жителей данного муниципального образования. Кроме того, данный приказ включает в границы земель лесопарковой зоны той же площади на территории Савельевского участкового лесничества Московской области.

Административные истцы полагают, что указанный нормативный акт противоречит Лесному кодексу Российской Федерации (далее – ЛК РФ), Правилам изменения границ земель, на которых располагаются леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации, и определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 № 1755 (далее – Правила), Положению о Комитете лесного хозяйства Московской области от 26.06.2012 № 863/22.

Согласно правовой позиции административных истцов, при издании приказа допущены нарушения требований п. 5 ч. 2 ст. 114 ЛК РФ, в соответствии с которым в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, запрещается строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, и ч. 5 ст. 114 ЛК РФ, согласно которой не допускается изменение границ земель, на которых располагаются леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 настоящей статьи, которое может привести к уменьшению площади таких земель, поскольку фактически часть лесопарковой зоны переведена в зеленую зону, в которой допускается строительство линейных объектов и подземных трубопроводов.

Кроме того, по мнению административных истцов, нарушены требования п. 18 Правил, согласно которому изменение границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, осуществляется по границам лесных кварталов, лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов. Однако, действия по изменению границ Истринского лесничества привело к фрагментации лесных участков по центру части лесных кварталов и выделов. Компенсация земель включением в изменяемые границы земель, площадь которых не меньше площади исключаемых земель, оспариваемым приказом путем добавления 4 га лесопарковой зоны к Савеловскому участковому лесничеству, расположенному в п. Румянцево Московской области, не свидетельствует о соблюдении требований п. 17, поскольку Савеловское лесничество не является, по мнению административных истцов, ближайшим лесничеством.

По утверждению административных истцов, при принятии оспариваемого нормативного правового акта Комитет лесного хозяйства Московской области вышел за пределы полномочий, поскольку на основании п. 1 ч. 1 ст. 82 ЛК РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится принятие решений об отнесении лесов к лесам, расположенным в лесопарковых зонах, лесам, расположенным в зеленых зонах, находящимся только в собственности субъектов Российской Федерации, к которым земли Истринского лесничества не относятся, так как в силу ст. 8 ЛК РФ находятся в собственности Российской Федерации.

На основании п.п. 39 и 41.1 ч. 1 ст. 81 ЛК РФ (в редакции, действующей на дату принятия приказа) принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса), принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов, а также установление порядка определения функциональных зон в лесопарковых зонах, в которых расположены леса, порядка установления и изменения площади и границ земель, на которых расположены леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 настоящего Кодекса отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, а именно Федерального агентства лесного хозяйства.

Таким образом, административные истцы считают, что оспариваемым приказом Комитета лесного хозяйства Московской области произведено сокращение лесопарковой зоны в 4-9 кварталах Опалиховского участкового лесничества с нарушением положений ч. 5 ст. 114 ЛК РФ, п. 16 Правил и п. 39 ч. 1 ст. 81 ЛК РФ. При этом, при издании данного приказа нарушена форма и вид, в которых Комитет лесного хозяйства Московской области вправе принимать нормативный правовой акт.

Помимо изложенного в административном иске указано на то, что в нарушение требований статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» оспариваемый нормативный акт, затрагивающий права, свободы и обязанности человека и гражданина, не размещен ни на сайте разработчика, ни на портале, где подобные акты подлежат обязательному размещению, что свидетельствует о нарушении процедуры принятия акта и правил введения его в действие, в том числе порядка опубликования акта. Издание нормативного акта о фактической отдаче земель лесопарка категории защитных лесов под промышленный объект, по мнению административных истцов, нарушает экологические права граждан.

В судебном заседании административный истец ФИО1, действующая одновременно в интересах административных истцов при подаче коллективного административного иска в порядке статьи 42 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заявленные административные исковые требования, с учетом последующего дополнения, поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнении к нему.

Представитель административного ответчика Комитета лесного хозяйства Московской области по доверенности ФИО51 в судебном заседании просил отказать административным истцам в удовлетворении заявленных ими требований ввиду их незаконности и необоснованности по основаниям, приведенным в письменных возражениях на административный иск. В обоснование своей правовой позиции указал на то, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий и с соблюдением требований законодательства к форме, процедуре принятия и введения их в действие, в строгом соответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В судебном заседании представители заинтересованных лиц Правительства Московской области, Администрации городского округа Красногорск Московской области, АО «Мособлгаз» также просили в удовлетворении административного иска отказать, указав, что оспариваемый в части нормативный правовой акт соответствует имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам.

Иные участники процесса, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на их соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Ищенко Е.И., полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.

Исходя из положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются: соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности, требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, пунктом 2 Приказа Комитета лесного хозяйства Московской области от 25.02.2020 №29п-492 исключены из границ земель, на которых расположены леса, расположенные в лесопарковых зонах, лесные участки – части кварталов 4, 5, 6, 7, 8, 9 Опалиховского участкового лесничества Истринского лесничества Московской области общей площадью 4,0000 га согласно приложению 2 к настоящему приказу.

Пунктом 3 данного Приказа включены в границы земель, на которых расположены леса, расположенные в зеленых зонах, лесные участки – части кварталов 4, 5, 6, 7, 8, 9 Опалиховского участкового лесничества Истринского лесничества Московской области общей площадью 4,0000 га согласно приложению 3 к настоящему приказу.

На основании пункта 4 указанного Приказа включены в границы земель, на которых расположены леса, расположенные в лесопарковых зонах, лесной участок – часть квартала 51 Савельевского участкового лесничества (Новопетровский лесотехнический участок) Истринского лесничества Московской области площадью 4, 0000 га согласно приложению 4 к настоящему приказу.

Установлено и не оспаривалось в ходе судебного разбирательства, что оспариваемый в части приказ Комитета лесного хозяйства Московской области от 25.02.2020 №29п-492 «Об изменении границ земель, на которых расположены леса, расположенные в лесопарковых и зеленых зонах Истринского лесничества Московской области» 25.02.2020 года опубликован на официальном сайте Комитета лесного хозяйства Московской области.

В силу пункта "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно ч. 5 ст. 2 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции на 25.02.2020) на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения.

В соответствии с п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 114 ЛК РФ к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, относятся, в том числе леса, расположенные в зеленых зонах (леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий, выделяемые в целях обеспечения защиты населения от воздействия неблагоприятных явлений природного и техногенного происхождения, сохранения и восстановления окружающей среды), а также леса, расположенные в лесопарковых зонах (леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий, используемые в целях организации отдыха населения, сохранения санитарно-гигиенической, оздоровительной функций и эстетической ценности природных ландшафтов).

Исходя из положений п.п. 1.1, 1.2 ст. 82 ЛК РФ (в редакции, действующей на 25.02.2020, а также в настоящее время), к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений относится, в том числе принятие решений об отнесении лесов к лесам, расположенным в лесопарковых зонах, лесам, расположенным в зеленых зонах, определение функциональных зон в лесопарковых зонах, в которых расположены леса, установление и изменение площади и границ земель, на которых расположены леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 настоящего Кодекса.

При этом, анализ указанных выше п.п. 1.1, 1.2 ст. 82 ЛК РФ, с точки зрения юридической техники, используемой в п. 39 ст. 81 ЛК РФ (в редакции, действующей на 25.02.2020) и п. 16 ст. 81 ЛК РФ (в редакции ФЗ № 3-ФЗ от 04.02.2021), устанавливающих исключительный случай - п. 1.1 ст. 82 ЛК РФ – без указания на часть или пункт 1 ст. 82 ЛК РФ, когда не осуществляется принятие органом государственной власти Российской Федерации решения об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса), принятие решения о выделении особо защитных участков лесов, установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов, указывает на несостоятельность доводов административных истцов о том, что пункт 1.1 и 1.2 являются составной частью пункта 1 ст. 82 ЛК РФ, в связи с чем принятие данных решений, по мнению административных истцов, возможно только в отношении лесных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Закона Московской области от 02.11.2005 № 230/2005-ОЗ «О Правительстве Московской области» Правительство Московской области является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти Московской области, наделенным общей компетенцией.

Согласно Закону Московской области от 19.07.2005 № 185/2005-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Московской области» центральные исполнительные органы государственной власти Московской области – органы специальной компетенции, осуществляющие на всей территории Московской области исполнительно-распорядительную деятельность в отдельных отраслях и сферах государственного управления, и действуют на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Московской области, законов Московской области, постановлений Губернатора Московской области, постановлений Правительства Московской области, а также положений о них.

В соответствии с частью 6 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации порядок определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, порядок изменения границ земель, на которых располагаются леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 настоящей статьи, определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 № 1755 утверждены Правила изменения границ земель, на которых располагаются леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации, и определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах.

Пунктом 2 Правил № 1755 определено, что изменение границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, и определение функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, осуществляются на основании проектной документации, утвержденной в соответствии с настоящими Правилами.

Согласно п.п. 3 и 4 Правил № 1755, подготовка проектной документации осуществляется по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в области лесных отношений (далее – уполномоченный орган), либо органа местного самоуправления, физического и юридического лица (далее – заинтересованные лица). В случае подготовки проектной документации по инициативе уполномоченного органа или органа местного самоуправления уполномоченный орган или орган местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по подготовке проектной документации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом, пунктом 5 Правил № 1755 предусмотрено, что подготовка проектной документации по инициативе физических и юридических лиц осуществляется на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским и лесным законодательством Российской Федерации.

В силу п. 8 Правил № 1755 проектная документация подлежит согласованию с органами местного самоуправления городских, сельских поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, на территории которых проектируются границы земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах.

В соответствии с п.9 Правил № 1755 проектная документация также подлежит согласованию с Рослесхозом в случае, если изменение границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, приводит к изменению границ иных категорий защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов.

Пунктом 14 Правил №1755 закреплено, что в случае, если изменение границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, приводит к изменению границ иных категорий защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, уполномоченный орган направляет копию решения об утверждении проектной документации в Рослесхоз для принятия решения об отнесении лесов на территории субъекта Российской Федерации к защитным лесам.

Изменение границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, которое может привести к уменьшению площади этих земель, не допускается (пункт 16 Правил № 1755).

В силу п. 17 данных Правил, при изменении границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, площадь исключаемых земель компенсируется включением в изменяемые границы земель, площадь которых не меньше площади исключаемых земель на территории того же лесничества либо на территории ближайших лесничеств с учетом зон планируемого освоения лесов и территориального планирования.

В изменяемые границы земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, не должны включаться земли с расположенными на них объектами недвижимого имущества, размещение которых не допускается Лесным кодексом в лесах в лесопарковых и зеленых зонах, а также земли, на которых в соответствии с документами территориального планирования предусмотрено размещение таких объектов.

Согласно п.5 ч.2 ст. 114 ЛК РФ, в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, запрещается, в том числе строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.

Пунктом 3 части 4 статьи 114 ЛК РФ предусмотрено, что в лесах, расположенных в зеленых зонах, запрещается, в том числе строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, подземным лесам, резервным лесам и установлении их границ.

Установлено, что проектная документация к обжалуемому Приказу № 29П-492 опубликована на официальном сайте Комитета лесного хозяйства Московской области: https:klh.mosreg.ru.

Согласно указанной проектной документации, составленной в соответствии с Лесным планом Московской области, утвержденным постановлением Губернатора Московской области от 21.03.2019 №116-ПГ «Об утверждении Лесного плана Московской области на 2019-2028 годы» и лесохозяйственным регламентом Истринского лесничества Московской области, леса, на территории указанного лесничества отнесены к защитным лесам с установленными категориями защитности: 1) леса, выполняющие функцию защиты природных и иных объектов; 2) ценные леса.

Поскольку проектной документацией предусмотрено отнесение лесного участка, исключенного из границ земель, на которых располагаются леса в лесопарковой зоне, к лесам, расположенным в зеленой зоне, что не приводит к изменению границ иных категорий защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, то согласование Рослесхода в данном случае не требуется.

Кроме того, установлено и не оспаривалось в ходе судебного разбирательства, что указанная проектная документация согласована с Администрацией городского округа Красногорск Московской области, выданы разрешения на размещение объекта от 12.02.2020 № 29-Р, №30-Р.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 № 863/22, на территории Московской области центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений, является Комитет лесного хозяйства Московской области.

Ранее действующим Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 № 1007 «Об утверждении Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон» полномочия по принятию решений об утверждении проектной документации по изменению границ земель, на которых расположены леса, расположенные в лесопарковых и зеленых зонах, возлагались на орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Правительство Московской области наделило полномочиями по разработке проектной документации по изменению границ земель лесного фонда Министерство экологии и природопользования Московской области (п.п. 12.8.2,12.8.3, 12.8.5 утратили силу в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 13.03.2019 №122/6). Принятие решения по утверждению проектной документации осуществлялось Правительством Московской области. Указанное Постановление № 1007 утратило силу 01.01.2020 года.

С учетом указанных выше обстоятельств, не могут быть признаны обоснованными доводы административных истцов о том, что принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов, а также установление порядка определения функциональных зон в лесопарковых зонах, в которых расположены леса, порядка установления и изменения площади и границ земель, на которых расположены леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 настоящего Кодекса отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, а именно Федерального агентства лесного хозяйства.

В соответствии с п. 5.4.4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 №736, Рослесхоз уполномочен на принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 Лесного кодекса РФ, принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов, принятие решений об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам, установление и изменение границ земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, резервные леса.

В то же время, согласно положениям п.п. 1.1 и 1.2 части 1 статьи 82 Лесного кодекса РФ к самостоятельным полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений относятся, в том числе: принятие решений об отнесении лесов к лесам, расположенным в лесопарковых зонах, лесам, расположенным в зеленых зонах; определение функциональных зон в лесопарковых зонах, в которых расположены леса, установление и изменение площади и границ земель, на которых расположены леса, указанные в п.п. 3 и 4 ч.1 ст. 114 ЛК РФ.

Таким образом, на основании п.п. 1.1 и 1.2 ч.1 ст. 82 ЛК РФ, а также п.п. 12.1, 12.41 – 12.45 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области от 26.06.2012 года № 863/22, Комитет лесного хозяйства, а не Федеральное агентство лесного хозяйства, уполномочен на принятие решения о подготовке проектной документации, на осуществление функций заказчика разработки проектной документации, на рассмотрение проектной документации, на принятие решений об утверждении проектной документации об определении функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, об изменении границ земель, на которых расположены леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 ЛК РФ, в том числе в отношении лесов лесного фонда Московской области, а также внесение в государственный лесной реестр информации об изменении границ земель, на которых расположены указанные леса.

Следовательно, ссылки административных истцов о нарушении п. 9 Правил в связи с отсутствием согласования с Рослесхозом являются несостоятельными, поскольку в соответствии с указанной нормой проектная документация подлежит согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства в случае, если изменение границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, приводит к изменению границ иных категорий защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов. Указанные обстоятельства при рассмотрении дела не установлены.

Доводы административных истцов о нарушении Комитетом лесного хозяйства Московской области при принятии оспариваемого акта требований ч. 5 ст. 114 ЛК РФ, согласно которой не допускается изменение границ земель, на которых располагаются леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 настоящей статьи, которое может привести к уменьшению площади таких земель, являются необоснованными, поскольку оспариваемым приказом предусмотрена возможность компенсация земель включением в изменяемые границы земель, площадь которых не меньше площади исключаемых земель, путем добавления 4 га лесопарковой зоны к Савеловскому участковому лесничеству, расположенному в п. Румянцево Московской области.

Указанные Правила определяют порядок изменения границ земель, на которых расположены леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - леса в лесопарковых и зеленых зонах), и определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах.

Утверждение административных истцов о нарушении при принятии оспариваемого нормативного акта п. 18 Правил, согласно которому изменение границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, осуществляется по границам лесных кварталов, лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов, не нашли подтверждения в ходе судебного заседания.

Оспариваемый нормативный акт на основании Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в исполнительных органах государственной власти Московской области, государственных органах Московской области, утвержденного постановлением Губернатора Московской области от 14.08.2013 № 193-ПГ во исполнение требований Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», не относится к актам, в отношении которых в обязательном порядке проводится антикоррупционная экспертиза.

Кроме того, несоблюдение установленной формы принятия нормативного правового акта не является самостоятельным основанием для признания его недействующим в силу требований ст. 215 КАС РФ, в связи с чем судом не могут быть признаны обоснованными доводы административных истцов о признании оспариваемого акта недействительным ввиду несоблюдения формы его принятия.

При данных обстоятельствах, оснований для признания оспариваемого приказа Комитета лесного хозяйства Московской области, как принятого с нарушением компетенции органа власти и порядка официального опубликования, у суда не имеется.

Оспариваемый приказ принят уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с порядка его принятия и утверждения, а также официального опубликования.

Принимая во внимание установленные выше фактические обстоятельства, у суда отсутствуют законные основания для удовлетворения заявленных административными истцами требований и признания недействующими пунктов 2 - 4 Приказа Комитета лесного хозяйства Московской области от 25.02.2020 № 29П-492 «Об изменении границ земель, на которых расположены леса, расположенные в лесопарковых и зеленых зонах Истринского лесничества Московской области».

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 ФИО15, ФИО16, ФИО52 Г,В., ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40,, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50 к Комитету лесного хозяйства Московской области о признании не действующими пунктов 2-4 Приказа Комитета лесного хозяйства Московской области от 25.02.2020 № 29П-492 «Об изменении границ земель, на которых расположены леса, расположенные в лесопарковых и зеленых зонах Истринского лесничества Московской области», - отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба и прокурором принесено представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.А.Палагина