ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1543/2021 от 01.03.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Дело № 3а-37/2022

УИД 23OS0000-01-2021-000962-41

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Краснодарский краевой суд в составе:

судьи Кириченко М.Б.,

при секретаре Горбуновой В.С.,

с участием прокурора Сыса Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании нормативного правового акта,

установил:

ФИО1 обратился в Краснодарский краевой суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просил признать п. 2.3 «Правил землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск», утвержденных решением Городской Думы от 23 декабря 2014 года № 439 не соответствующим ст. 11.9 ЗК РФ и ч.1 ст.4 ГК РФ и не действующим со дня его принятия.

В ходе рассмотрения административного дела ФИО1 уточнил административные исковые требования в связи с тем, что представленная суду выписка из Правил землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск содержит искажение, а именно внесенное в текст положение «для существующих земельных участков - 8 м» в официальном тексте Правил землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск, опубликованном для публичных слушаний в июньском номере «Официальный Новороссийск» не содержится, а также нарушает п. 3,4,5 ст. 70 Устава МО г. Новороссийск от 22.02.2011 г. № 91 (с изменениями от 25.11.2014 г. № 427, от 21.04.2015 г. № 467): не опубликование в печатном органе «Официальный Новороссийск» оспариваемых Правил землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск. Просит суд признать нормативный правовой акт Правила землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск, утвержденные решением Городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 23.12.2014 г. № 439, несоответствующими п. 3, 4, 5 ст. 70 Устава МО г. Новороссийск от 22.02.2011 г. № 91 (с изменениями от 25.11.2014 г. № 427, от 21.04.2015 г. № 467), ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и недействующими со дня его принятия. Также просит суд признать нормативный правовой акт Правила землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск, утвержденные решением Городской Думы от 23.12.2014 г. № 439 в части, а именно его положения, согласно которому «минимальная ширина земельных участков вдоль фронта улицы (проезда) -12 м, для существующих земельных участков - 8 м.» (подраздел: предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства), несоответствующими ч. 1.2 ст. 11.9, 11.4, 11.5 Земельного кодекса РФ и ч. 1 ст. 4 (по аналогии права), ст. 252,274 Гражданского кодекса РФ и недействующими со дня его принятия.

В обоснование заявленных уточненных требований административный истец ссылается на то, что оспариваемые положения Правил землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск, согласно которым «минимальная ширина земельных участков вдоль фронта улицы (проезда) - 12 м., для существующих земельных участков - 8 м не содержатся в ст. 11.9 Земельного кодекса РФ и поэтому не соответствуют требованиям, изложенным в ст. 11.9 Земельного кодекса РФ.

Кроме того, оспариваемое положение Правил землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск в части: «минимальная ширина для существующих земельных участков - 8 м.», не соответствует ч. 1 ст. 4 Гражданского кодекса РФ, согласно которой акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, поскольку на момент принятия в 2014 г. Правил землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск ширина фасада земельного участка 3,29 м. (3,40 м.) уже существовала с 2009 г. согласно сведениям из решения суда от 11.11.2009 г.

Также ФИО1 ссылается на то, что Правила землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск, утвержденные решением Городской Думы от 23.12.2014 г. № 439, в нарушение п. 3,4,5 ст. 70 Устава МО г. Новороссийск от 22.02.2011 г. №91 (с изменениями от 25.11.2014 г. №427, от 21.04.2015 г. №467), ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, не были официально опубликованы в печатном средстве массовой информации: “Официальный Новороссийск”, следовательно, не вступили в законную силу.

Представитель административного истца по доверенности ФИО2 уточненные административные исковые требования, заявленные административным истцом, поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика Городской Думы муниципального образования город Новороссийск по доверенности ФИО3 в судебном заседании просил суд отказать ФИО1 в удовлетворении требований в полном объеме. Указывает на то, что решение Городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 23.12.2014 № 439 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск» опубликовано в полном объеме на официальном сайте администрации и Городской Думы муниципального образования город Новороссийск 26.12.2014 г. и решение Городской Думы без приложения опубликовано в официальной газете г. Новороссийска «Официальный Новороссийск» №85 (314) от 30.12.2014 г. с указанием на ссылку на общедоступный сайт, где опубликованы приложения в электронном виде, что подтверждает выполнение требований закона в части опубликования нормативного правого акта местного самоуправления. Установление минимальной ширины земельных участков вдоль фронта улицы (проезда) в Правилах землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск является законным и соответствующим положениям земельного и градостроительного законодательства.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования г. Новороссийск по доверенности ФИО4 в судебном заседании просила суд отказать ФИО1 в удовлетворении требований в полном объеме, поскольку Правила землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск, утвержденные решением Городской Думы муниципального образования г. Новороссийск от 23.12.2014 г., приняты и опубликованы в соответствии с действующим законодательством.

Представитель заинтересованного лица Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края по доверенности ФИО5 в судебном заседании полагал требования административного истца не подлежащими удовлетворению. Ссылался на то, что департаментом в отношении решения Городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 23.12.2014 г. № 439 в части нарушения опубликования нормативного правового акта и противоречия нормам законодательства плановые и внеплановые проверки не проводились. Административный истец не направлял предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск. Относительно доводов административного истца о нарушениях публикации указал, что решение Городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 23.12.2014 г. № 439 опубликовано в печатном выпуске газеты «Официальный Новороссийск» от 30.12.2014 г. № 30.

Представитель заинтересованного лица ФИО6 по доверенности ФИО7 направила в Краснодарский краевой суд ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие заинтересованного лица и его представителя, просила в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказать.

Прокурор гражданско-судебного отдела прокуратуры Краснодарского края Сыса Н.А. в заключении указала, что требования административного истца удовлетворению не подлежат, административным истцом не доказано нарушение его прав, ранее он не обращался в муниципальные органы с заявлением о получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, уведомлены своевременно и надлежащим образом о дате, времени и месте проведения судебного заседания посредством направления извещений заказной почтовой корреспонденцией, в том числе, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Краснодарского краевого суда, с учетом положений частей 8, 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) и разъяснений, изложенных в пунктах 14, 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 57 от 26.12.2017 г. «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов».

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, проверив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

Проверяя полномочия городской Думы муниципального образования город Новороссийск на принятие оспариваемого нормативного правового акта, соблюдение порядка его принятия и публикации, суд исходит из следующего.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить названному кодексу (статья 3 ГрК РФ).

Как следует из пункта 8 статьи 1 ГрК РФ, правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ), пункту 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.

Структуру органов местного самоуправления согласно части 1 статьи 34 Закона № 131-ФЗ составляют представительные органы муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения часть 1 статьи 2, часть 1 статьи 34 Закона № 131 ФЗ).

В соответствии с Уставом муниципального образования г. Новороссийск представительным органом местного самоуправления является городская Дума муниципального образования г. Новороссийск, к полномочиям которой относится утверждение правил землепользования и застройки.

Таким образом, оспариваемый нормативно-правовой акт принят органом местного самоуправления, имеющим полномочия на его принятие.

Порядок подготовки и утверждения проекта правил землепользования и застройки регламентирован статьей 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется.

Из представленных в материалы дела доказательств судом установлено, что вышеприведенные правовые нормы при принятии оспариваемых нормативных правовых актов соблюдены.

Как следует из материалов дела, главой администрации муниципального образования г. Новороссийска принято постановление № 5022 от 28.08.2012 года «О разработке проекта правил землепользования и застройки городского округа муниципального образования г. Новороссийск и признании утратившими силу некоторых постановлений администрации муниципального образования г. Новороссийск», которое опубликовано в газете «Официальный Новороссийск» от 01.10.2012 года № 70-71.

В дело представлено Постановление администрации муниципального образования г. Новороссийск от 21.05.2014 года № 3742 «О проведении публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки городского округа муниципального образования г. Новороссийск», которое опубликовано в газете «Официальный Новороссийск» от 28.05.2014 года № 34 с указанием даты, времени, и места проведения публичных слушаний.

По результатам публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки городского округа муниципального образования г. Новороссийск составлены протоколы публичных слушаний №№ 1-30 и заключение комиссии о результатах публичных слушаний от 18.08.2014 года, которое опубликовано в газете «Официальный Новороссийск» № 38 от 11.06.2014 года и на официальном сайте администрации города в сети Интернет.

Городской Думой муниципального образования г. Новороссийск принято решение от 23.12.2014 года № 439 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск», которое опубликовано в газете «Официальный Новороссийск» № 85 от 30.12.2014 года и на официальном сайте администрации города в сети Интернет.

Пунктом 1 указанного решения утверждены Правила землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск согласно приложению за исключением двух земельных участков: территория аквапарка, с. ФИО8.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно части 1 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования.

В соответствии со статьей 70 Устава муниципального образования г. Новороссийск (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативно-правового акта) муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием нормативного правового акта является первая его публикация в уполномоченном главой муниципального образования город Новороссийск печатном средстве массовой информации.

В соответствии с постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 17.0.2014 года № 2929 официальной газетой администрации муниципального образования город Новороссийск определена газета «Официальный Новороссийск».

Из изложенного следует, что оспариваемое решение от 23.12.2014 года № 439 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск», является нормативным правовым актом, принятым с соблюдением порядка принятия таких актов и опубликованным в установленном порядке.

Проверяя доводы представителя административного истца о нарушении порядка опубликования в печатном средстве массовой информации «Официальный Новороссийск», суд установил следующие обстоятельства.

Из материалов дела следует, что решение от 23.12.2014 года № 439 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск» опубликовано в соответствующем средстве массовой информации. Полный текст правил землепользования и застройки в официальном печатном средстве массовой информации не содержится. При этом возможность ознакомления с порядком применения правил землепользования и застройки и внесения изменений в указанные правила, градостроительными регламентами правил землепользования и застройки, картами градостроительного зонирования предоставлена посредством указания ссылки на электронный сайт администрации муниципального образования г. Новороссийск, где опубликован полный текст документа.

Доводы административного истца об отсутствии по указанному электронному адресу текста Правил землепользования и застройки не могут быть приняты судом во внимание, поскольку согласно представленным начальником отдела информационной политики и СМИ сведениям, указанная в официальной газете «Официальный Новороссийск» № 85 (314) от 30.12.2014 года ссылка на сайт, на котором размещен полный текст Правил землепользования и застройки городского округа муниципального образования г. Новороссийск в настоящее время не активна, так как официальный сайт администрации и городской Думы муниципального образования город Новороссийск был модернизирован. Согласно акту выполненных работ по муниципальному контракту № 3 от 02.06.2015 года новая версия сайта администрации и городской Думы запущена с 10.08.2015 года, указана актуальная ссылка на сайт с размещенным полным текстом оспариваемого нормативно-правового акта.

В соответствии с частью 11 статьи 70 Устава муниципального образования г. Новороссийск в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативно-правового акта, официальным обнародованием нормативных правовых актов органов местного самоуправления является доведение до всеобщего сведения граждан, проживающих на территории муниципального образования г. Новороссийск, текста муниципального правового акта посредством размещения его в специально установленных местах, обеспечение беспрепятственного доступа к тексту муниципального правового акта в органах местного самоуправления. При этом, в случае, если объем подлежащего обнародованию муниципального правового акта превышает 20 печатных листов формата А 4, допустимо его обнародование путем издания брошюр с его текстом с одновременным размещением в специально установленных для обнародования местах объявления о порядке ознакомления с текстом акта.

При этом, как следует из разъяснений, содержащихся в абзаце 4 пункта 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативно-правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» целью официального опубликования нормативно-правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведение его до сведения населения в ином порядке.

Таким образом, поскольку у административного истца имелась беспрепятственная возможность ознакомиться с содержанием оспариваемого акта, достаточных оснований для признания нарушенным порядка опубликования нормативного правового акта не имеется.

Рассматривая довод административного истца о нарушении порядка проведения антикоррупционной экспертизы, суд приходит к выводу о его необоснованности.

Так, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определённой Правительством Российской Федерации.

Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в муниципальном образовании г. Новороссийск урегулирован постановлением администрации муниципального образования г. Новороссийск от 06.07.2011 года № 3210 «Об утверждении порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых органами власти муниципального образования Новороссийск на коррупциогенность и их проектов и утрате силы постановлений администрации муниципального образования город-герой Новороссийск от 06 октября 2009 года № 3451, от 22 декабря 2009 года № 4263», которым утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов (далее - Порядок).

Согласно пункту 2.1.2. вышеназванного Порядка на стадии согласования проектов муниципальных правовых актов антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов проводится правовым управлением администрации муниципального образования г. Новороссийск. Выявленные в муниципальных нормативных правовых актах (проектах) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы (пункт 2.5. Порядка).

Правовым управлением администрации муниципального образования г. Новороссийск антикоррупционная экспертиза проводится на заключительном этапе согласования проекта муниципального нормативного правового акта после его согласования заместителями главы муниципального образования г. Новороссийск, руководителями органов администрации, согласованию с которыми он подлежит (пункт 2.9. Правил).

Материалами дела подтверждается, что правовым управлением администрации муниципального управления г. Новороссийск установлено соответствие проекта решения от 23.12.2014 года № 439 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск» действующему законодательству, коррупционных факторов, а также положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, не выявлено (том № 1 л.д. 241).

Согласно пункту 2.12. Порядка прокуратурой г. Новороссийска проводится экспертиза проектов муниципальных нормативных правовых актов, прошедших согласование в правовом управлении администрации муниципального образования г. Новороссийска.

В материалы дела представлена копия заключения прокурора г. Новороссийска, направленного главе муниципального образования город-герой Новороссийск посредством факсимильной связи, составленного по результатам изучения представленной администрацией города информации к проекту Правил землепользования и застройки городского округа муниципального образования г. Новороссийск. Оснований для признания указанного документа недопустимым доказательством не имеется, при этом судом учтено, что согласно информации заместителя прокурора города Новороссийска, предоставить надлежащим образом заверенную копию заключения прокуратуры города на проект Правил землепользования и застройки от 11.11.2014 года, не представляется возможным в связи с истечением пятилетнего срока хранения заключений на проекты нормативных правовых актов. Заключения прокуратуры города на проекты местных нормативных правовых актов за 2014 год уничтожены в 2020 году.

Таким образом, требование административного истца о признании решения от 23.12.2014 года № 439 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск» не действующим в связи с нарушением порядка его опубликования, удовлетворению не подлежит.

Проверяя доводы административного иска, а также объяснений представителя административного истца о несоответствии Правил землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск, утвержденных решением Городской Думы от 23.12.2014 г. № 439, в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушении прав ФИО1, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов административного дела, административный истец является собственником <№...> доли земельного участка с кадастровым номером <№...>, расположенного по адресу: <Адрес...>. Также собственниками <№...> доли указанного земельного участка являются ФИО6 и ФИО9.

Обосновывая нарушение своих прав принятием оспариваемого нормативного правового акта, административный истец сослался на решение Ленинского районного суда г. Новороссийска от <Дата ...>, которым в удовлетворении его искового заявления к ФИО6 и ФИО9 о разделе земельного участка и прекращении права долевой собственной, взыскании денежной компенсации отказано.

Приходя к выводу об отказе в удовлетворении заявленных ФИО1 требований, судом учтены оспариваемые истцом положения Правил землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск, утвержденных решением Городской Думы от 23.12.2014 г. № 439, в части установления предельных размеров земельных участков.

Правилами землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск установлены предельные размеры земельных участков в зоне застройки индивидуальными жилыми домами с приусадебными участками: минимальная ширина земельных участков вдоль фронта улицы (проезда) -12 м, для существующих земельных участков - 8 м.

Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (пункт 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе, градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном регламенте в отношении земельных участков, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков включают в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.

Таким образом, содержание приведенных норм градостроительного законодательства (как ранее действовавших, так и действующих в настоящее время) в их взаимосвязи позволяет сделать вывод, что установление предельных (минимальные и (или) максимальные) размеров земельных участков, в том числе, их площадь, является дискрецией представительных органов местного самоуправления.

Довод истца о несоответствии оспариваемой части нормативного правого акта положениям статьи 11.9 Земельного Кодекса Российской Федерации является несостоятельным, поскольку указанная норма не устанавливает предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков (в том числе и иные, отличные от установленных в оспариваемой части нормативного правового акта). Факт же их отсутствия в указанной норме не свидетельствует о несоответствии оспариваемой части Правил землепользования и застройки статье 11.9 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Напротив, частью 1 статьи 11.9 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Также является необоснованным и довод истца о несоответствии оспариваемой части нормативного правого акта положениям части 1 статьи 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации относительно действия гражданского законодательства во времени, поскольку установленные в оспариваемой истцом части Правил землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск предельные размеры земельных участков не изменили ширину фасада земельного участка административного истца.

Кроме того, представитель административного истца заявил о фальсификации доказательства, ссылаясь на тот факт, что в представленной суду (оспариваемой) части Правил землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск содержится положение «для существующих земельных участков – 8м», в то время как в официальном тексте, опубликованном для публичных слушаний в июньском номере 2014 года газеты «Официальный Новороссийск» указанное положение не содержится.

Приходя к выводу о необоснованности указанного заявления, суд исходит из следующих обстоятельств.

11.06.2014 года в газете «Официальный Новороссийск» № 38 опубликован проект Правил землепользования и застройки городского округа муниципального образования г. Новороссийск, который в оспариваемой части не содержит сведений в части установления размера для существующих земельных участков – 8м.

Указанное положение при этом содержится в Правилах землепользования и застройки городского округа муниципального образования г. Новороссийск, представленных суду и опубликованных в газете «Официальный Новороссийск» № 85 от 30.12.2014 года и на официальном сайте администрации города в сети Интернет.

Таким образом, данные обстоятельства свидетельствуют не о несоответствии (фальсификации), а об изменении проекта Правил землепользования и застройки.

Исходя из положений статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации по результатам проведения публичных слушаний в проект правил землепользования и застройки могут быть внесены изменения по результатам проведения публичных слушаний.

Из материалов дела следует, что указанные изменения внесены на основании поступивших замечаний прокурора на проект Правил землепользования и застройки городского округа муниципального образования г. Новороссийск.

Таким образом, судом не установлено противоречие оспариваемых предельных размеров земельных участков каким-либо нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Оспариваемый в части нормативный правовой акт не препятствует административному истцу использовать земельный участок по его назначению в соответствии с имеющимся видом разрешенного использования.

Исходя из положений части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, бремя доказывания законности оспариваемого нормативного правового акта возлагается на орган, принявший такой нормативный акт.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что административным ответчиком представлены суду достаточные и допустимые доказательства, опровергающие доводы административного иска и свидетельствующие о законности оспариваемого нормативного правового акта. В связи с чем, административный иск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 об оспаривании нормативного правового акта.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья:

Решение суда в окончательной форме составлено 16 марта 2022 года.