ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-155/20 от 06.07.2020 Свердловского областного суда (Свердловская область)

УИД: 66OS0000-01-2020-000039-70

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург

06 июля 2020 года

Номер производства 3а-155/2020

Резолютивная часть решения объявлена 06 июля 2020 года.

Мотивированное решение изготовлено 15 июля 2020 года.

Свердловский областной суд в составе

судьи Полевщиковой С.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Зайнуллиным И.У. с использованием средств аудиозаписи,

с участием прокурора Войновой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело

по административному исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу

о признании нормативного правового акта не действующим в части

установил:

решением Думы Качканарского городского округа от 20 декабря 2012 года № 110 (далее - Решение от 20 декабря 2012 года № 110) утвержден Генеральный план Качканарского городского округа применительно к населенному пункту – поселок Валериановск на период до 2025 года (далее – Генеральный план).

На момент рассмотрения дела в суде Генеральный план действует в редакции решения Думы Качканарского городского округа от 24 января 2013 года № 5.

Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу (далее – Департамент, административный истец) обратился с административным иском в суд о признании нормативного правового акта не действующим в части.

В частности, с учетом неоднократного уточнения заявленных требований, Департамент просит признать не действующим с момента вступления в законную силу судебного акта, Решение от 20 декабря 2012 года № 110 в редакции решения Думы Качканарского городского округа от 24 января 2013 года № 5 в части включения в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях Государственного лесного фонда, а именно: Верхотурское лесничество Качканарский участок Качканарское участковое лесничество: квартал 16 выдел 38 – 50; квартал 17 выдел 30, 41, 42, 44, 45.

Требования мотивированы тем, что находящиеся в федеральной собственности лесные участки включены в границы Качканарского городского округа (поселок Валериановск) с нарушением процедуры согласования проекта Генерального плана, предусмотренной статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Кроме этого, в нарушение положений Лесного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172 – ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ) изменено целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, что препятствует органам федеральной власти осуществлять мероприятия по управлению землями лесного фонда, охране, защите и воспроизводству лесов.

По мнению административного истца, несоблюдение установленной процедуры перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов при установлении либо изменении границ населенных пунктов в отсутствии согласования с собственником земель лесного фонда – Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства (далее – Рослесхоз) влечет признание такого нормативного правового акта недействующим как не соответствующим требованиям федерального законодательства.

Определениями судьи от 13 мая 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Качканарского городского округа.

К дате судебного заседания от представителя административного истца Полуденко Н.В. поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представители административного истца, Думы Качканарского городского округа, Администрации Качканарского городского округа, Уральского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Ранее представители административного ответчика Думы Качканарского городского округа в судебных заседаниях возражали против удовлетворения административного иска по доводам письменных возражений.

В частности, представитель административного ответчика указывает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом местного самоуправления в пределах компетенции и с соблюдением установленной законом процедуры его принятия.

Поскольку поселок Валериановск не является муниципальным образованием или поселением, то у органов местного самоуправления отсутствовала обязанность по направлению уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в Федеральную государственную информационную систему территориального планирования для его согласования.

Кроме того, ссылаясь на приоритет зарегистрированных прав с учетом положений Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», представитель административного ответчика указывает, что поименованные в административном иске кварталы не являются лесными участками, поскольку они не стоят на кадастровом учете в соответствии с Земельным кодексом РФ (далее – ЗК РФ), границы спорных кварталов не определены, их геодезическое местонахождение носит весьма условный характер, в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) отсутствует информация об их условном местонахождении.

Поселок Валериановск, как населенный пункт, имеет четко установленные границы в системе координат, которые находятся в ЕГРН.

Таким образом, земли населенного пункта Валериановск установлены в соответствии с Генеральным планом и статьей 84 ЗК РФ.

Нахождение в границах населенного пункта лесных участков недопустимо в рамках статьи 83 ЗК РФ, поэтому включение в государственный лесной реестр спорных кварталов и, соответственно, выделов, которые попадают на земли населенных пунктов, является незаконным.

С учетом изложенного, оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает каких – либо прав и законных интересов административного истца.

Поскольку в материалах административного дела имеются доказательства заблаговременного извещения не явившихся лиц о времени и месте рассмотрения дела, суд, руководствуясь частью 2 статьи 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил рассмотреть административное дело при данной явке.

Заслушав заключение прокурора Войновой О.А., полагавшего, что требования административного искового заявления подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131 – ФЗ), пункту 2 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генерального плана городского поселения относится к вопросам местного значения городского поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Подпунктом 7 пункта 3 статьи 23 Устава Качканарского городского округа утверждение генерального плана отнесено к компетенции административного ответчика.

Следовательно, оспариваемое решение принято уполномоченным органом местного самоуправления в правомочном составе.

До принятия оспариваемого акта проводились публичные слушания по их проектам, которые доводились до сведения населения путем их официального опубликования в газете «Качканарское время».

Решение от 20 декабря 2012 года № 110 опубликовано 21 декабря 2012 года в газете «Качканарское время».

В настоящее время оспариваемый нормативный правовой акт действует в редакции решения Думы Качканарского городского округа от 24 января 2013 года № 5, которое опубликовано на официальном сайте административного ответчика 24 января 2013 года.

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона № 131–ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, на земли населенных пунктов (подпункт 2), земли лесного фонда (подпункт 5).

Статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1).

Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (часть 2 статьи 83 ЗК РФ).

Порядок установления или изменения границ населенных пунктов определен статьей 84 ЗК РФ.

Установлением или изменением границ населенных пунктов в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 84 ЗК РФ является утверждение или изменение генерального плана городского округа, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

В соответствии со статьей 8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (пункт 1).

Нарушение установленного данным Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3).

На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 172–ФЗ от 21 декабря 2004 года «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Таким образом, утверждение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границу населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением границ населенных пунктов, что в свою очередь является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

В соответствии с частью 7 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети «Интернет», определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования не менее чем за три месяца до их утверждения.

В части 8 данной статьи установлено, что органы местного самоуправления уведомляют в электронной форме и (или) посредством почтового отправления органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со статьями 12, 16, 21 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации об обеспечении доступа к проектам территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которой в части 8 предусмотрено, что проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 данного Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно статье 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.

В период подготовки Генерального плана действовал Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 года № 69 (далее – Порядок).

Пунктом 2.1 указанного Порядка предусматривалось направление органом, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Министерство регионального развития Российской Федерации (далее – Минрегион России) в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В свою очередь Минрегион России обладал организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов, уполномоченных осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности.

До 01 января 2015 года в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736 к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) относилось согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенного пункта.

В судебном заседании установлено и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, что по результатам выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» филиал «Поволжский леспроект» картографического совмещения материалов лесоустройства Качканарского участкового лесничества Верхотурского лесничества Свердловской области с границами поселка Валериановск Качканарского городского округа Свердловской области установлено включение в границы поселка Валериановск Качканарского городского округа лесных участков, находящихся в федеральной собственности и расположенных на землях лесного фонда Качканарского участка Качканарского участкового лесничества Верхотурского лесничества Свердловской области: в квартале 16 выдел 38 – 50; в квартале 17 выдел 30, 41, 42, 44, 45.

Вышеприведенные обстоятельства объективно подтверждаются выполненными ФГБУ «Рослесинфорг» филиал «Поволжский леспроект» картами – схемами пересечения границ земельных участков иной категории с землями лесного фонда.

Сведения о том, что Российская Федерация является правообладателем лесных участков в указанных в административном исковом заявлении кварталах и выделах, подтверждается Выпиской №641 из государственного лесного реестра.

При этом в деле отсутствуют доказательства, что административным ответчиком направлялось в Минрегион России уведомление об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе в соответствии с требованиями пункта 2.1 Порядка, проект генерального плана с Рослесхозом не согласовывался.

Довод Думы Качканарского городского округа об отсутствии у органов местного самоуправления обязанности по направлению уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования для его согласования со ссылкой на то, что поселок Валериановск не является муниципальным образованием или поселением, основан на неверном толковании норм материального права.

Довод административного ответчика о том, что от Правительства Свердловской области получено заключение о согласовании документа территориального планирования, не имеет правового значения, поскольку лесные участки, находящиеся в составе земель лесного фонда, могли быть включены в границы поселка Валериановск Качканарского городского округа Свердловской области только при согласовании с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области лесных отношений, то есть с Федеральным агентством лесного хозяйства.

Довод представителя административного ответчика о том, что не имеется подтверждения включения в границы населенного пункта спорных участков земель лесного фонда, не может быть принят судом во внимание, поскольку опровергается материалами дела.

Лесные участки, включенные оспариваемым Решением от 20 декабря 2012 года
№ 110 в границы поселка Валериановск Качканарского городского округа, являются ранее учтенными объектами недвижимости с границами, определенными материалами лесоустройства, относятся к категории земель лесного фонда и, как уже было отмечено судом выше, в силу закона (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации) являются федеральной собственностью.

В силу части 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.

Согласно действующим на момент рассмотрения данного административного дела положениям статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного кодекса; местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.

Кадастровый учет лесных участков до 1 января 2017 года осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221 – ФЗ «О кадастровой деятельности», согласно положениям части 6 статьи 47 которого участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

При этом само по себе, отсутствие в текстовой части проекта Генерального плана сведений о включении в границы населенного пункта лесных участков расположенных на землях лесного фонда, не опровергает вышеприведенные доказательства, представленные Департаментом.

Поскольку данное административное дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 219 данного кодекса о пропуске административным истцом срока обращения в суд, на которые ссылается Дума Качканарского городского округа, применению не подлежат.

Учитывая, что при подготовке проекта Генерального плана не соблюдена предусмотренная статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедура согласования, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую, а также имеется документально подтвержденное частичное наложение границ населенного пункта поселка Валериановск, входящего в состав Качканарского городского округа, и границ находящихся в федеральной собственности лесных участков, суд приходит к выводу, что оспариваемое Решение от 20 декабря 2012 года № 110 в редакции решения Думы Качканарского городского округа от 24 января 2013 года № в части включения в границы поселка Валериановск Качканарского городского округа лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, противоречит вышеприведенным положениям действующего законодательства, поскольку оно принято без предусмотренного законодательством согласования с Рослесхозом, в связи, с чем в указанной части на основании статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит признанию не действующим и не подлежащим применению.

Как установлено пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.

Разрешая вопрос о дате, с которой оспариваемое положение нормативного правового акта следует признать не действующим, суд исходит из того, что оспариваемая правовая норма применялась, порождая правовые последствия. Указанное обстоятельство в силу разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» является основанием для признания нормативного правового акта в его оспариваемой части не действующим только со дня вступления решения суда в законную силу.

Учитывая, что Генеральный план применялся до вынесения настоящего решения суда, оспариваемое Решение следует признать не действующим и не подлежащим применению в оспариваемой части со дня вступления в силу настоящего решения суда.

Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу удовлетворить.

Признать не действующим с момента вступления в законную силу судебного акта решение Думы Качканарского городского округа от 20 декабря 2012 года № 110 в редакции решения Думы Качканарского городского округа от 24 января 2013 года № 5 «Об утверждении Генерального плана Качканарского городского округа применительно к населенному пункту – поселок Валериановск» в части включения в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях Государственного лесного фонда, а именно: Верхотурское лесничество Качканарский участок Качканарское участковое лесничество: квартал 16 выдел 38 – 50; квартал 17 выдел 30, 41, 42, 44, 45.

Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Думы Качканарского городского округа, а также на официальном сайте Качканарского городского округа.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Свердловский областной суд.

Судья С.Н. Полевщикова