ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-155/2015 от 26.11.2015 Приморского краевого суда (Приморский край)

Дело № 3а-155/2015Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«26» ноября 2015 г. г. Владивосток

Приморский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Нужденко Т.П.

при секретаре Петровой Е.В.

с участием прокурора Дорожкиной В.А.,

представителя департамента лесного хозяйства Приморского края Оленевой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Приморского края о признании недействующими в части положений лесохозяйственных регламентов Владивостокского лесничества Приморского края, Уссурийского лесничества Приморского края, Верхне-Перевальнинского лесничества Приморского края, Тернейского лесничества Приморского края, Рощинского лесничества Приморского края, Кавалеровского лесничества Приморского края, утвержденных приказом управления лесным хозяйством Приморского края от 2 апреля 2012 г. № 363,

установил:

Заместитель прокурора Приморского края обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, указав в его обоснование следующее.

Приказом управления лесным хозяйством Приморского края от 2 апреля 2012 г. № 363, обнародованным 28 декабря 2012 г. на официальном сайте Администрации Приморского края по адресу: http://primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departaments/forestry/docs.php, утверждены лесохозяйственные регламенты Владивостокского, Уссурийского, Верхне-Перевальнинского, Тернейского, Рощинского и Кавалеровского лесничеств Приморского края.

Каждый из лесохозяйственных регламентов содержит таблицу «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» под своим номером.

Соответствующей таблицей 1.1.6.1 лесохозяйственного регламента Владивостокского лесничества к категории эксплуатационных лесов Нежинского участкового лесничества отнесены кварталы № № 16, 18, 20-23, 25-27, 29-31, 33, 34, 36, 37, 39, 42, 45, 48, 49, 53, 57, 59-63, 66-69, 72-74, 76-79, 83-85, 87, 88, Занадворовского участкового лесничества - кварталы № № 14-18.

Таблицей 1.1.6.1 лесохозяйственного регламента Уссурийского лесничества к категории эксплуатационных лесов Корсаковского участкового лесничества отнесены кварталы № № 62-79, 81-88, 90-95, 98, 99, 103-105, Николо-Львовского участкового лесничества - кварталы № № 1-51, 56-61.

Таблицей 3 лесохозяйственного регламента Верхне-Перевальнинского лесничества к категории эксплуатационных лесов Охотничьего участкового лесничества отнесены кварталы № № 524, 531-536, 544-548, 564-570, 576-586, 588, 592, 596, 597, 605-607, 609, 610, 622, 624, 625, 629-631, 658-662, 668-670, 672-699, 721-728, 735, 739-746, 750-770, 772-774, 781, 788-833, 836-841, 843, 844, 854-861, 862ч, 863, 864ч, 865ч, 866ч, 867-875, 876ч, 877-890, 891ч, 892ч, 893ч, 894-910, 911ч, 912ч, 913ч, 914ч, 915ч, 916-936, 937ч, 938ч, 939-989, 990ч, 991ч, 992, 993ч, 994-1006, 1007ч, 1008ч, 1009ч, 1010ч, 1011-1013, 1014ч, 1015ч, 1016ч, 1017ч, 1018-1028, 1029ч, 1030ч, 1031ч, 1032-1052, 1053ч, 1054ч, 1055-1126, 1130-1133, 1136-1152, 1154-1156, 1158, 1160-1163, 1165-1187, 1189-1225, 1227-1251, 1253-1290, 1293-1363, 1365-1371, 1373-1393, 1395-1417, 1419-1422, 1424-1449, 1451-1587, Бурлитского участкового лесничества - кварталы № № 19-21, 26, 27, 30-33, 38-41, 47-49, 57.

Таблицей 1.1.6.1 лесохозяйственного регламента Тернейского лесничества к категории эксплуатационных лесов Светлинского участкового лесничества отнесены кварталы № № 28-44, 68-71, 74-77.

Таблицей 1.1.6.1 лесохозяйственного регламента Рощинского лесничества к категории эксплуатационных лесов Дальнекутского участкового лесничества отнесены кварталы № № 230-232, 237-247, 251-257, 261-270, 273-277, 280-282, 284, 285, 289.

Таблицей 1.6.1.1 лесохозяйственного регламента Кавалеровского лесничества к категории эксплуатационных лесов Пермского участкового лесничества отнесены кварталы № № 65-130.

Прокурор полагает, что названные положения лесохозяйственных регламентов противоречат закону и должны быть признаны недействующими в связи со следующим.

В нарушение требований части 3 статьи 12, части 1, пункта 1 части 2, части 5 статьи 102, частей 1, 3 статьи 103 Лесного кодекса РФ, частей 1, 6 статьи 94 Земельного кодекса РФ, статьи 12, пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», пунктов 2, 3, 8 приказа Министерства природных ресурсов РФ от 16 июля 2007 г. № 181 «Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях» оспариваемыми положениями указанных лесохозяйственных регламентов к эксплуатационным лесам отнесены лесные кварталы национального парка «Земля леопарда», государственных природных биологических (зоологических) заказников краевого значения «Полтавский», «Среднеуссурийский», «Лосиный», «Таежный», «Васильковский», государственного природного ландшафтного заказника краевого значения «Верхнебикинский», являющихся особо охраняемыми природными территориями, что закреплено в положениях о них.

Наложение участков следует из сопоставления названных таблиц лесохозяйственных регламентов с положениями об указанных особо охраняемых природных территориях, а именно: Положением о национальном парке «Земля леопарда», утвержденным приказом Министерства природных ресурсов РФ от 4 июня 2012 № 142, Положением о государственном природном биологическом (зоологическом) заказнике краевого значения «Полтавский», Положением о государственном природном биологическом (зоологическом) заказнике краевого значения «Таежный», Положением о государственном природном биологическом (зоологическом) заказнике краевого значения «Васильковский» (все три утверждены постановлением Администрации Приморского края от 13 октября 2008 г. № 252-па), Положением о государственном природном ландшафтном заказнике краевого значения «Верхнебикинский», Положением о государственном природном биологическом (зоологическом) заказнике краевого значения «Лосиный» (оба утверждены постановлением администрации Приморского края от 28 июля 2008 г. № 169-па), Положением о государственном природном биологическом (зоологическом) заказнике краевого значения «Среднеуссурийский», утвержденным постановлением Администрации Приморского края от 18 октября 2012 г. № 286-па.

Ссылаясь на то, что включение эксплуатационных лесов в состав земель особо охраняемых природных территорий противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, прокурор просил признать положения оспариваемых лесохозяйственных регламентов в части включения в эксплуатационные леса конкретных кварталов лесничеств, которые входят в состав названных особо охраняемых природных территорий, не действующими со дня вступления решения в законную силу и обязать административного ответчика опубликовать сообщение о принятом решении в официальном источнике опубликования.

В суде участвующий в деле прокурор административное исковое заявление заместителя прокурора Приморского края поддержал по тем же основаниям.

Представитель департамента лесного хозяйства Приморского края с административным исковым заявлением прокурора не согласился. Ссылаясь на письменный отзыв департамента, пояснил, что в соответствии с пунктом 39 статьи 81 Лесного кодекса РФ, пунктами 5.4.4 и 5.4.12 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 736, отнесение лесов к защитным лесам входит в полномочия органов власти Российской Федерации в области лесных отношений. Таким органом власти является Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз). Приказ Рослесхоза от 10 июня 2011 г. № 220 не относит указанные в иске леса к защитным лесам. Лесохозяйственные регламенты лесничеств должны отражать узаконенное в установленном порядке выделение категорий целевого назначения лесов.

Распределение лесов по категориям целевого назначения является результатом лесоустроительных работ. Результаты отнесения лесов к категориям целевого назначения лесов должны быть в соответствии со статьей 81 Лесного кодекса РФ утверждены нормативным правовым актом Рослесхоза, после чего они будут являться основанием для включения в лесохозяйственные регламенты лесничеств. Для внесения изменений в лесохозяйственные регламенты необходимо проведение лесоустроительных работ на основании государственного контракта. Департамент лесного хозяйства Приморского края направил в Департамент лесного хозяйства по ДФО информацию о необходимости изменения целевого назначения лесов, в которых расположены особо охраняемые природные территории регионального значения. Финансирование таких работ в 2015 году не предусмотрено, информацией о выделении финансирования на данный вид работ на 2016 год департамент не располагает.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории (пункт «д»), лесное законодательство, законодательство об охране окружающей среды (пункт «к»).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 76 Конституции Российской Федерации).

В силу части 4 статьи 12, части 1 статьи 102, пункта 1 части 2 статьи 102 Лесного кодекса РФ одной из категорий защитных лесов являются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях.

К лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях (часть 1 статьи 103 Лесного кодекса РФ).

В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий (часть 3 статьи 103 Лесного кодекса РФ).

Согласно пункту 1 статьи 94 Земельного кодекса РФ земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим, относятся к землям особо охраняемых территорий.

Их разновидностью являются земли особо охраняемых природных территорий (подпункт 1 пункта 2 статьи 94 Земельного кодекса РФ).

К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов (пункт 1 статьи 95 Земельного кодекса РФ).

На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается (пункт 3 статьи 95 Земельного кодекса РФ).

Согласно статье 12 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях. Положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого он находится.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 названного Федерального закона в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением (помимо прочих): а) заповедной зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой запрещается осуществление любой экономической деятельности; б) особо охраняемой зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой допускаются проведение экскурсий, посещение такой зоны в целях познавательного туризма; в) рекреационной зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров.

На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе, заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд), заготовка живицы, промысловая охота, промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство, заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), других недревесных лесных ресурсов (за исключением заготовки гражданами таких ресурсов для собственных нужд), деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации (подпункт «е» пункта 2 статьи 15 названного Федерального закона).

Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрено, что на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника (пункт 3 статьи 24 названного Федерального закона).

Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 16.07.2007 № 181 в редакции от 12.03.2008 № 54 «Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях» устанавливает, что леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, относятся к защитным лесам (пункт 2); они используются в соответствии с режимом особой охраны особо охраняемой природной территории и целевым назначением земель, определяемыми лесным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и положением о соответствующей особо охраняемой природной территории. В них запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (пункт 3). В лесах, расположенных на территориях комплексных (ландшафтных), биологических (ботанических и зоологических), палеонтологических, гидрологических, геологических государственных природных заказников запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено положением о соответствующем государственном природном заказнике (пункт 8).

Приказом управления лесным хозяйством Приморского края от 2 апреля 2012 г. № 363, обнародованным 28 декабря 2012 г. на официальном сайте Администрации Приморского края, утверждены лесохозяйственные регламенты Владивостокского, Уссурийского, Верхне-Перевальнинского, Тернейского, Рощинского и Кавалеровского лесничеств Приморского края.

Данными полномочиями управление лесным хозяйством Приморского края наделялось пунктом 1 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ, подпунктом «б» пункта 10.7 Положения о нем, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 15 марта 2007 г. № 66-па.

Постановлением Администрации Приморского края от 5 декабря 2012 г. № 373-па управление лесным хозяйством Приморского края переименовано в департамент лесного хозяйства Приморского края. Этим же постановлением утверждено Положение о департаменте и к его компетенции также отнесены полномочия по обеспечению разработки лесохозяйственных регламентов и утверждению их (пункт 2.1.5 Положения).

В связи с этим надлежащим административным ответчиком по настоящему делу является департамент лесного хозяйства Приморского края.

Согласно таблице 1.1.6.1 лесохозяйственного регламента Владивостокского лесничества Приморского края к категории эксплуатационных лесов Нежинского участкового лесничества отнесены кварталы № № 16, 18, 20-23, 25-27, 29-31, 33, 34, 36, 37, 39, 42, 45, 48, 49, 53, 57, 59-63, 66-69, 72-74, 76-79, 83-85, 87, 88, Занадворовского участкового лесничества - кварталы № № 14-18.

Таблицей 1.1.6.1 лесохозяйственного регламента Уссурийского лесничества Приморского края к категории эксплуатационных лесов Корсаковского участкового лесничества отнесены кварталы № № 62-79, 81-88, 90-95, 98, 99, 103-105, Николо-Львовского участкового лесничества - кварталы № № 1-51, 56-61.

Таблицей 3 лесохозяйственного регламента Верхне-Перевальнинского лесничества Приморского края к категории эксплуатационных лесов Охотничьего участкового лесничества отнесены кварталы № № 524, 531-536, 544-548, 564-570, 576-586, 588, 592, 596, 597, 605-607, 609, 610, 622, 624, 625, 629-631, 658-662, 668-670, 672-699, 721-728, 735, 739-746, 750-770, 772-774, 781, 788-833, 836-841, 843, 844, 854-861, 862ч, 863, 864ч, 865ч, 866ч, 867-875, 876ч, 877-890, 891ч, 892ч, 893ч, 894-910, 911ч, 912ч, 913ч, 914ч, 915ч, 916-936, 937ч, 938ч, 939-989, 990ч, 991ч, 992, 993ч, 994-1006, 1007ч, 1008ч, 1009ч, 1010ч, 1011-1013, 1014ч, 1015ч, 1016ч, 1017ч, 1018-1028, 1029ч, 1030ч, 1031ч, 1032-1052, 1053ч, 1054ч, 1055-1126, 1130-1133, 1136-1152, 1154-1156, 1158, 1160-1163, 1165-1187, 1189-1225, 1227-1251, 1253-1290, 1293-1363, 1365-1371, 1373-1393, 1395-1417, 1419-1422, 1424-1449, 1451-1587, Бурлитского участкового лесничества - кварталы № № 19-21, 26, 27, 30-33, 38-41, 47-49, 57.

Таблицей 1.1.6.1 лесохозяйственного регламента Тернейского лесничества Приморского края к категории эксплуатационных лесов Светлинского участкового лесничества отнесены помимо прочих кварталы № № 28-44, 68-71, 74-77.

Таблицей 1.1.6.1 лесохозяйственного регламента Рощинского лесничества Приморского края к категории эксплуатационных лесов Дальнекутского участкового лесничества отнесены помимо прочих кварталы № № 230-232, 237-247, 251-257, 261-270, 273-277, 280-282, 284, 285, 289.

Таблицей 1.6.1.1 лесохозяйственного регламента Кавалеровского лесничества Приморского края к категории эксплуатационных лесов Пермского участкового лесничества отнесены кварталы № № 1-14, 65-130.

Между тем, постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2012 г. № 282 на территории Приморского края учрежден национальный парк «Земля леопарда», который отнесен к ведению Минприроды России.

Приложением 1 к Положению о национальном парке «Земля леопарда», утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 4 июня 2012 № 142, определены состав и описание функциональных зон национального парка. В его заповедную зону входят участки: Корсаковсковского участкового лесничества - квартала 98-101, 104, 107-108, 110-116; Нежинского участкового лесничества - квартала 16-32, 40, 41, 45-48, 50-52, 63-74, 76; Занадворовского участкового лесничества - квартала 14-16, 35–36; в особо охраняемую зону входят помимо прочих участки Николо-Львовского участкового лесничества - квартала 15, 20-22, 27, 28, 30, 31, 36, 38–41, Корсаковского участкового лесничества - квартала 62-82; Занадворовского участкового лесничества - квартала 1-13, 28-34, 45-47; в рекреационную зону входят помимо прочих участки Корсаковского участкового лесничества - квартала 83-97, 102, 105-106; 109; Нежинского участкового лесничества - квартала 33-35, 49, 53-55, 57, 75, 78; Занадворовского участкового лесничества - квартала 17-21, 37, 48–53.

Кроме того, на территории Приморского края образованы государственные природные биологические (зоологические) заказники краевого значения «Полтавский», «Таежный», «Васильковский», «Лосиный», «Среднеуссурийский», государственный природный ландшафтный заказник краевого значения «Верхнебикинский».

Согласно Положению о государственном природном биологическом (зоологическом) заказнике краевого значения «Полтавский», утвержденному постановлением Администрации Приморского края от 13 октября 2008 г. № 252-па, он расположен на территории Уссурийского городского округа и Октябрьского муниципального района Приморского края в кварталах № 1-13, 15-17, 19, 24, 42, 43 Уссурийского лесничества Николо-Львовского участкового лесничества (лесоустройство 1988 года), а также на землях запаса, землях сельскохозяйственного назначения и землях особо охраняемых природных территорий (пункт 2.1).

Положением о государственном природном биологическом (зоологическом) заказнике краевого значения «Таежный», утвержденным постановлением Администрации Приморского края от 13 октября 2008 г. № 252-па, установлено, что он расположен на территории Красноармейского муниципального района Приморского края и занимает южную часть бассейна реки Перевальной, в кварталах № 231, 236, 239-289 Рощинского лесничества Дальнекутского участкового лесничества (лесоустройство 1996 года) (пункт 2.1)

В соответствии с Положением о государственном природном биологическом (зоологическом) заказнике краевого значения «Васильковский», утвержденным постановлением Администрации Приморского края от 13 октября 2008 г. № 252-па, заказник расположен на территории Ольгинского муниципального района Приморского края, в кварталах № 56-64, 118-153, 173, 174 Кавалеровского лесничества Пермского участкового лесничества (лесоустройство 1989 года), № 79-94, 109-114 Маргаритовского участкового лесничества (лесоустройство 1989 года), а также на землях обороны (пункт 2.1).

Положением о государственном природном ландшафтном заказнике краевого значения «Верхнебикинский», утвержденным постановлением администрации Приморского края от 28 июля 2008 г. № 169-па, установлено, что заказник расположен на территории Пожарского муниципального района Приморского края. Заказник расположен в кварталах № 524, 531 - 536, 544 - 548, 564-570, 576-588, 591-592, 595-597, 604-610, 621-625, 628-631, 657-662, 667-699, 714, 718, 720-1587 Верхне-Перевальнинского лесничества Охотничьего участкового лесничества (лесоустройство 1992 года) (пункт 2.1)

Согласно Положению о государственном природном биологическом (зоологическом) заказнике краевого значения «Лосиный», утвержденному постановлением администрации Приморского края от 28 июля 2008 г. № 169-па, заказник расположен на территории Тернейского муниципального района Приморского края в кварталах №№ 408-414 Самаргинского участкового лесничества (лесоустройство 1991 года), №№ 31-40, 68-73, 77-80, 140, 141, 143, 144, 430-435 Светлинского участкового лесничества (лесоустройство 1991 года) Тернейского лесничества (пункт 2.1).

По Положению о государственном природном биологическом (зоологическом) заказнике краевого значения «Среднеуссурийский», утвержденному постановлением Администрации Приморского края от 18 октября 2012 г. № 286-па, заказник расположен на территории Пожарского и Дальнереченского муниципальных районов Приморского края в лесных кварталах №№ 2, 3, 5-7, 10-14, 17-32, 34-40, 42-48, 50, 52-66, 74-80 (за исключением выделов в лесных кварталах 3, 6, 7, 13, 14, 20, 21, 27, 32, 40, 48, 50, 56, 57, 65, 66 общей площадью 467,7 га, по которым проходят линейные сооружения: нефтепровод «Восточная Сибирь - Тихий океан», газопровод «Сахалин - Хабаровск – Владивосток» и их объекты) Бурлитского участкового лесничества Верхне-Перевальненского лесничества, а также на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса (пункт 2.1).

Все заказники являются особо охраняемой природной территорией; образованы в целях сохранения численности редких и исчезающих видов диких животных и растений.

Режим их особой охраны, закрепленный разделами 4 Положений о каждом из заказников, запрещает на их территории любую деятельность, если она противоречит целям заказника или причиняет вред природным комплексам и их компонентам; запрещает проведение рубок лесных насаждений, за исключением мероприятий по уходу за лесами. Данные разделы Положений о заказниках предусматривают, что ограничения использования лесов, предусмотренные Положениями, обязаны быть учтены в лесохозяйственном регламенте.

Из сопоставления лесохозяйственных регламентов Владивостокского, Уссурийского, Верхне-Перевальнинского, Тернейского, Рощинского и Кавалеровского лесничеств Приморского края и Положения о национальном парке «Земля леопарда», Положений о заказниках «Полтавский», «Таежный», «Васильковский», «Лосиный», «Среднеуссурийский», «Верхнебикинский» следует, что указанными регламентами к эксплуатационным лесам отнесены леса, расположенные, в том числе, на особо охраняемых природных территориях названных национального парка и государственных заказников, что противоречит целям их создания, положениям федерального лесного, земельного и природоохранного законодательства о правовом режиме особой охраны территорий национальных парков, государственных природных заказников и защитном характере лесов, расположенных на них.

При этом суд учитывает, что в силу части 3 статьи 12 Лесного кодекса РФ эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов, т.е. с осуществлением всех видов использования, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса РФ (часть 2 статьи 108 Лесного кодекса РФ), что недопустимо применительно к особо охраняемым природным территориям и расположенным на них защитным лесам.

Доводы департамента лесного хозяйства Приморского края о том, что согласно пункту 39 статьи 81 Лесного кодекса РФ отнесение лесов к защитным лесам входит в полномочия Федерального агентства лесного хозяйства, а его приказ от 10 июня 2011 г. № 220 не относит указанные в иске леса к защитным лесам, не могут служить основанием к отказу в удовлетворении административного искового заявления прокурора.

Леса национального парка и государственных заказников относятся к защитным в силу закона - приведенных выше норм федерального лесного, земельного и природоохранного законодательства. Отсутствие соответствующего приказа Рослесхоза не может лишать их статуса защитных.

Довод департамента лесного хозяйства Приморского края об отсутствии финансирования на обеспечение проектирования защитных лесов не опровергает доводы прокурора о противоречии лесохозяйственных регламентов в оспариваемой части федеральному законодательству.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено несоответствие лесохозяйственных регламентов в оспариваемой прокурором части требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.

При таких обстоятельствах у суда имеются достаточные предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ основания для удовлетворения административного искового заявления прокурора и признания лесохозяйственных регламентов в оспариваемой части недействующими.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 177, 178, 179, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление заместителя прокурора Приморского края удовлетворить.

Признать не действующими со дня вступления решения в законную силу положения лесохозяйственных регламентов, утвержденных приказом управления лесным хозяйством Приморского края от 2 апреля 2012 г. № 363, в части, а именно:

таблицу 1.1.6.1 лесохозяйственного регламента Владивостокского лесничества Приморского края в части включения в эксплуатационные леса Нежинского участкового лесничества кварталов № № 16, 18, 20-23, 25-27, 29-31, 33, 34, 45, 48, 49, 53, 57, 63, 66-69, 72-74, 76, 78, в части включения в эксплуатационные леса Занадворовского участкового лесничества кварталов № № 14-18;

таблицу 1.1.6.1 лесохозяйственного регламента Уссурийского лесничества Приморского края в части включения в эксплуатационные леса Корсаковского участкового лесничества кварталов № № 62-79, 81-88, 90-95, 98, 99, 104, 105, в части включения в эксплуатационные леса Николо-Львовского участкового лесничества кварталов № № 1-13, 15-17, 19-22, 24, 27, 28, 30, 31, 36, 38-41, 42, 43;

таблицу 3 лесохозяйственного регламента Верхне-Перевальнинского лесничества Приморского края в части включения в эксплуатационные леса Охотничьего участкового лесничества кварталов № № 524, 531-536, 544-548, 564-570, 576-586, 588, 592, 596, 597, 605-607, 609, 610, 622, 624, 625, 629-631, 658-662, 668-670, 672-699, 721-728, 735, 739-746, 750-770, 772-774, 781, 788-833, 836-841, 843, 844, 854-861, 862ч, 863, 864ч, 865ч, 866ч, 867-875, 876ч, 877-890, 891ч, 892ч, 893ч, 894-910, 911ч, 912ч, 913ч, 914ч, 915ч, 916-936, 937ч, 938ч, 939-989, 990ч, 991ч, 992, 993ч, 994-1006, 1007ч, 1008ч, 1009ч, 1010ч, 1011-1013, 1014ч, 1015ч, 1016ч, 1017ч, 1018-1028, 1029ч, 1030ч, 1031ч, 1032-1052, 1053ч, 1054ч, 1055-1126, 1130-1133, 1136-1152, 1154-1156, 1158, 1160-1163, 1165-1187, 1189-1225, 1227-1251, 1253-1290, 1293-1363, 1365-1371, 1373-1393, 1395-1417, 1419-1422, 1424-1449, 1451-1587, в части включения в эксплуатационные леса Бурлитского участкового лесничества кварталов № № 19-21, 26, 27, 30-32, 38-40, 47-48 и 57 (за исключением выделов в лесных кварталах № № 20, 21, 27, 32, 40, 48 и 57, по которым проходят линейные сооружения: нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан», газопровод «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» и их объекты);

таблицу 1.1.6.1 лесохозяйственного регламента Тернейского лесничества Приморского края в части включения в эксплуатационные леса Светлинского участкового лесничества кварталов № № 31-40, 68-71, 77;

таблицу 1.1.6.1 лесохозяйственного регламента Рощинского лесничества Приморского края в части включения в эксплуатационные леса Дальнекутского участкового лесничества кварталов № № 231, 239-247, 251-257, 261-270, 273-277, 280-282, 284, 285, 289;

таблицу 1.1.6.1 лесохозяйственного регламента Кавалеровского лесничества Приморского края в части включения в эксплуатационные леса Пермского участкового лесничества кварталов № № 118-130.

Обязать департамент лесного хозяйства Приморского края опубликовать сообщение о принятии решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – «Приморской газете».

Апелляционная жалоба, представление на решение суда могут быть поданы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

.

Судья Т.П. Нужденко