Дело № 3а-157/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль 12 ноября 2018 года
Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.
при секретаре Ошмариной Я.Г.
с участием прокурора Бекеневой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Стандарт безопасности» о признании недействующими в части Генерального плана Ивняковского сельского поселения, утвержденного решением Муниципального совета Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области от 10 сентября 2009 года № 140, Правил землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения, утвержденных решением Муниципального совета Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области от 10 сентября 2009 года № 141,
установил:
Решением Муниципального совета Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области от 10 сентября 2009 года № 140 утвержден Генеральный план Ивняковского сельского поселения. Нормативный акт опубликован в издании «Ярославский агрокурьер».
Решением Муниципального совета Иваняковского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области от 28 мая 2012 года № 98 Генеральный план Ивняковского сельского поселения изложен в новой редакции.
Согласно Карте функциональных зон, административных границ, границ территорий и земель в составе как первоначальной редакции Генерального плана, так и новой редакции земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по <адрес>, отнесен к функциональной зоне земель сельскохозяйственного назначения.
Решением Муниципального совета Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области от 10 сентября 2009 года № 141 утверждены Правила землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения. Нормативный акт опубликован в издании «Ярославский агрокрурьер».
Решениями Муниципального совета Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области от 20 ноября 2015 года № 38, от 11 ноября 2016 года № 78 в Правила землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения вносились изменения.
Согласно Карте градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения, в действующей редакции, земельный участок с кадастровым номером № отнесен к территориальной зоне Ж2 (Зона малоэтажной жилой застройки).
ООО «Стандарт безопасности» обратилось с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими Генеральный план Ивняковского сельского поселения в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № к функциональной зоне земель сельскохозяйственного назначения, а также Правила землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № в территориальной зоне Ж2 – зона малоэтажной жилой застройки.
В обоснование административного иска административный истец указал, что является собственником указанного земельного участка и расположенного на нем здания гаража площадью 133, 1 кв.метра на основании договора купли – продажи от 4 сентября 2017 года. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок относится к категории земель промышленности и земель иного специального назначения.
ООО «Стандарт безопасности» имеет намерение на реконструкцию здания гаража под лабораторию специальных исследований. В связи с этим, 16 марта 2018 года ООО «Стандарт безопасности» получен градостроительный план земельного участка, из которого следует, что согласно Правилам землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения земельный участок административного истца относится к территориальной зоне Ж2 (зона малоэтажной жилой застройки). Такое градостроительное зонирование земельного участка исключает возможность использования его для размещения лаборатории специальных исследований, где планируется разместить и эксплуатировать аппарат рентгеновский переносной для промышленного применения.
Административный истец полагает, что Правила землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № к территориальной зоне Ж2 – зона малоэтажной жилой застройки противоречат Градостроительному кодексу Российской Федерации, а именно статьям 1, 30, 34, так как отнесение земельного участка к зоне Ж-2 имело место без учета сложившегося землепользования, а также без учета законных интересов правообладателей данного земельного участка.
По этим же основаниям административный истец полагает несоответствующим Градостроительному кодексу Российской Федерации Генеральный план Ивняковского сельского поселения в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № к функциональной зоне земель сельскохозяйственного назначения.
В судебном заседании представитель административного истца на основании доверенности Самойленко С.А. административный иск поддержал.
Представитель Муниципального совета Ярославского муниципального района Ярославской области и администрации Ярославского муниципального района Ярославской области по доверенности Стрекаловская Е.В., представитель Муниципального Совета Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района и администрации Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области по доверенности Капарулина А.Г. в письменном отзыве на административный иск и в пояснениях в судебном заседании административный иск в части оспаривания Генерального плана поселения не признали, разрешение требований административного иска в части оспаривания Правил землепользования и застройки поселения по существу оставили на усмотрение суда.
Пояснения административных ответчиков и заинтересованных лиц сводились к следующему: оспариваемые нормативные акты в первоначальной редакции и изменения к ним приняты уполномоченным представительными органом местного самоуправления, процедура принятия нормативных актов, установленная градостроительным законодательством, соблюдена.
Функциональная зона земель сельскохозяйственного назначения в отношении земельного участка административного истца установлена в соответствии с фактическим использованием данного земельного участка, который до его образования путем перераспределения земельных участков большей площадью, принадлежал сельскохозяйственному предприятию и использовался для обслуживания и эксплуатации здания племенной базы и гаража.
В 2016 году от ФИО1 - собственника земельных участков с кадастровыми номерами № и №, в результате перераспределения которых образовался земельный участок административного истца, в администрацию Ивняковского сельского поселения подавалось заявление с просьбой о внесении данных земельных участков в границы населенного пункта поселка Карачиха.
В связи с этим, администрацией сельского поселения проводилась работа по внесению изменений в Генеральный план поселения в целях включения указанных земельных участков в границы населенного пункта, а также в Правила землепользования и застройки в целях отнесения земельных участков к территориальной зоне Ж2 (Малоэтажная жилая застройка). Изменения в Генеральный план в части включения земель сельскохозяйственного назначения в границы населенного пункта не был согласован Правительством Ярославской области. Однако, изменения в Правила землепользования и застройки поселения были в указанной части Муниципальным Советом Ивняковского сельского поселения приняты.
В настоящее время в связи с передачей полномочий по утверждению Правил землепользования и застройки поселения муниципальному району, ведется работа по приведению Правил в соответствие с Генеральным планом в указанной части.
Отнесение по сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельного участка к категории земель промышленности и иного специального назначения является необоснованным. Какого – либо правового акта, позволяющего отнести земельный участок административного истца к такой категории, не принималось.
Привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица Управление Росреестра по Ярославской области своего представителя в судебное заседание не направило, письменного отзыва на административный иск не представило суду, по запросу суда представило необходимую для разрешения административного дела информацию.
Прокурором в судебном заседании дано заключение о наличии оснований для удовлетворения административного иска ООО «Стандарт безопасности» о признании недействующими Правил землепользования и застройки поселения в оспариваемой части и о необоснованности административного иска об оспаривании в части Генерального плана сельского поселения.
Заслушав лиц, участвующих в деле, прокурора, исследовав письменные материалы административного дела, суд полагает, что административный иск ООО «Стандарт безопасности» подлежит удовлетворению в части.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в редакции данной нормы на момент принятия оспариваемых нормативных актов, к вопросам местного значения поселения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14, частями 3 и 4 статьи 14 указанного Федерального закона, в редакции, действующей с 27 мая 2014 года, решение вопросов об утверждении генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки на территориях сельских поселений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных районов как вопросов местного значения муниципальных районов.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления
Оспариваемые в настоящем административном деле Генеральный план и Правила землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения в первоначальной редакции, а также последующие изменения приняты уполномоченным представительным органом местного самоуправления сельского поселения. Порядок принятия решения указанным органом соблюден. Требования к форме правовых актов об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки, а также к порядку введения их в действие соблюдены.
Принятие решений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки после передачи данных полномочий органам местного самоуправления муниципального района осуществлено Муниципальным советом Ивняковского сельского поселения на основании заключенных в порядке, установленном частью 4 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальными образованиями Ярославский муниципальный район и Ивняковское сельское поселение Ярославского муниципального района соглашений о передаче полномочий по решению вопросов, помимо прочего, о внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения на 2015 и 2016 годы.
Статьями 24 и 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлена процедура подготовки и утверждения генеральных планов и правил землепользования и застройки муниципальных образований.
Судом установлено, что приведенная в указанных нормах процедура принятия данных нормативных актов органами местного самоуправления сельского поселения соблюдена.
Главой Ивняковского сельского поселения 1 февраля 2007 года издано постановление о разработке генерального плана и подготовке проекта Правил землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения, для чего утверждено положение о Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки сельского поселения и ее состав, утверждены порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта, а также порядок направления в Комиссию предложений заинтересованных лиц по подготовке проекта Правил.
22 апреля 2008 года Муниципальным Советом Ивняковского сельского поселения принято решение о проведении публичных слушаний по проектам Генерального плана и Правил землепользования и застройки сельского поселения.
29 апреля 2008 года и 28 ноября 2008 года назначалось проведение публичных слушаний с утверждением плана – графика их проведения.
16 марта 2009 года Комиссией по подготовке правил землепользования и застройки составлено заключение о результатах публичных слушаний по проектам Генерального плана и Правил, после чего главой сельского поселения проекты направлены для рассмотрения в представительный орган местного самоуправления Ивняковского сельского поселения.
10 сентября 2009 генеральный план и правила землепользования и застройки Муниципальным советом поселения утверждены.
В 2012 году сформирован проект Генерального плана сельского поселения в новой редакции, проведены процедура публичных слушаний, согласование с Правительством Ярославской области, администрацией Ярославского муниципального района. 28 мая 2012 года генеральный план поселения в новой редакции утвержден Муниципальным советом Ивняковского сельского поселения.
Изменения в Правила землепользования и застройки в оспариваемой части внесены решением Муниципального совета Ивняковского сельского поселения от 11 ноября 2016 года № 78. В порядке подготовки к утверждению данных изменений в Правила 3 июня 2016 года объявлены, а 9 августа 2016 года проведены публичные слушания, составлено заключение Комиссии, проект внесения изменений направлен в представительный орган сельского поселения и 11 ноября 2016 года им утвержден.
Приведенные обстоятельства процедуры принятия нормативных актов и изменений в них подтверждаются материалами административного дела и не оспариваются участниками настоящего административного спора.
Суд обращает внимание, что проведение публичных слушаний по проектам Генерального плана и Правил землепользования и застройки, а также по проектам внесения изменений в них проводились администрацией сельского поселения не в каждом населенном пункте Ивняковского сельского поселения.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что извещение о проведении публичных слушаний было размещено в издании «Ярославский агрокурьер». Проекты Генерального плана и Правил землепользования и застройки были размещены на официальном сайте администрации Ивняковского сельского поселения в сети Интернет, а также находились в публичных организациях сельского поселения, среди которых библиотека поселка Карачиха.
Таким образом, сведения о проведении публичных слушаний по проектам указанных нормативных актов и внесению изменений в них были доступны неограниченному кругу лиц, в том числе владельцам земельных участков – правопредшественников административного истца, обеспечена возможность ознакомления указанных лиц с соответствующими проектами.
Кроме того, суд принимает во внимание, что ООО «Стандарт безопасности» стал собственником земельного участка, относительно градостроительного зонирования которого заявлен настоящий административный иск, 4 сентября 2017 года, то есть после принятия оспариваемых нормативных актов и изменений в них.
Таким образом, непроведением публичных слушаний непосредственно в поселке Карачиха права и законные интересы административного истца не были нарушены и данный факт не может явиться основанием для признания нарушенной процедуры принятия оспариваемых нормативных актов, влекущих признание их недействующими.
По изложенным основаниям, суд приходит к выводу о том, что процедура принятия оспариваемых нормативных актов органом местного самоуправления соблюдена.
Проверяя соответствие нормативных актов в оспариваемой их части законодательству, имеющему большую юридическую силу, по существу осуществляемого ими правового регулирования, суд приходит к следующему:
Согласно части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 4 части 3, пункту 3 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит карту функциональных зон поселения или городского округа. На указанной карте соответственно отображаются границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером № согласно карте функциональных зон в составе Генерального плана Ивняковского сельского поселения располагается в границах зоны земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно приведенным положениям части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации планирование территории в целях того или иного ее использования относится к компетенции органа местного самоуправления и является его правом.
При этом судом установлено, что такое планирование территории осуществлено органом местного самоуправления не произвольно.
Из материалов дела следует, что земельный участок административного истца, образованный путем перераспределения земельных участков, имеющих большую площадь, входил в состав земель сельскохозяйственного предприятия Федерального государственного унитарного предприятия по племенной работе «Ярославское», предоставленных данному предприятию в 1993 году.
С указанного времени со сменой владельца земель и их преобразованием путем раздела, а затем перераспределения земельный участок использовался в целях эксплуатации и обслуживания здания племенной базы и гаража.
Таким образом, в Генеральном плане Ивняковского сельского поселения как в его первоначальной редакции, так и в новой редакции, действующей с 2012 года, отражено фактическое использование указанной территории.
По изложенным основаниям, территориальное планирование использования земельного участка с кадастровым номером № как отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения картой функциональных зон в составе Генерального плана Ивняковского сельского поселения требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации соответствует.
В связи с этим, оснований для признания недействующим Генерального плана в оспариваемой административным истцом части у суда не имеется.
При этом, суд полагает доводы административного истца о противоречии Генерального плана градостроительному законодательству необоснованными.
По вышеприведенным основаниям заявление административного истца о том, что при утверждении Генерального плана не было учтено фактическое использование территории, материалами дела не подтверждаются.
При этом суд отмечает, что то использование территории, которое соответствует интересам административного истца, и в настоящее время не осуществляется, поскольку, как следует из материалов дела, намерение административного истца осуществить реконструкцию здания гаража, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, под лабораторию специальных исследований, для которых применяется рентгеновское оборудование, возникло впервые в 2018 году. До приобретения административным истцом данного земельного участка и здания гаража указанные объекты недвижимости в таких целях не использовались.
Из материалов дела следует, что по данным Единого государственного реестра недвижимости земельный участок отнесен к землям промышленности и иного специального назначения.
Суд полагает, что данное обстоятельство не является основанием для признания недействующим Генерального плана в оспариваемой части, поскольку содержание Генерального плана, как документа территориального планирования, является первичным по отношению к сведениям Единого государственного реестра недвижимости о категории земельного участка.
Данный вывод суд делает на основании анализа положений статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 5 Федерального закона «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую», пункта 11 части 1 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».
Таким образом, Генеральный план Ивняковского сельского поселения в оспариваемой части законодательству, имеющему большую юридическую силу не противоречит, оснований для признания его недействующим в оспариваемой части не имеется.
Вместе с тем, такие основания установлены судом для признания недействующими Правил землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения в части установления территориальной зоны Ж2 (Малоэтажная жилая застройка) в отношении земельного участка с кадастровым номером №.
В соответствии с пунктом 2 части 2, частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
Судом установлено, что земельный участок административного истца картой функциональных зон в составе Генерального плана Ивняковского сельского поселения отнесен к землям сельскохозяйственного назначения.
Вместе с тем на карте территориальных зон в составе Правил землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения земельный участок административного истца отнесен к территориальной зоне Ж2 (малоэтажная жилая застройка).
Такое градостроительное зонирование территории, на которой располагается земельный участок административного истца, не соответствует генеральному плану поселения и, следовательно, противоречит требованиям пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
По указанным основаниям, Правила землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения в части установления территориальной зоны Ж2 (малоэтажная жилая застройка) в отношении земельного участка с кадастровым номером № подлежат признанию недействующими.
Основываясь на разъяснениях, приведенных в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд полагает, что нормативный акт в оспариваемой его части подлежит признанию недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175 – 181, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Стандарт безопасности» удовлетворить частично.
Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения, утвержденные решением Муниципального совета Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области от 10 сентября 2009 года № 141, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № к территориальной зоне Ж2 Малоэтажная жилая застройка.
В удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим в части Генерального плана Ивняковского сельского поселения, утвержденного решением Муниципального совета Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области от 10 сентября 2009 года № 140, отказать.
Опубликовать в издании Деловой вестник и в средствах массовой информации, с которыми органами местного самоуправления Ивняковского сельского поселения заключен договор об информационном обслуживании, сообщение о принятии настоящего решения судом в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ярославского
областного суда Е.Ю. Щеголькова
Решение в окончательной форме изготовлено 16 ноября 2018 года