ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело № 3а-17/2019
г.Улан-Удэ 4 марта 2019 года
Верховный Суд Республики Бурятия в составе:
судьи Назимовой П.С.,
при секретаре Черепановой О.М.,
с участием прокурора Астраханцевой Е.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Совету депутатов муниципального образования городское поселение «Посёлок Заиграево» Заиграевского района Республики Бурятия о признании недействующим в части решения от 8 августа 2011 года № 28 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городское поселение «Посёлок Заиграево» Заиграевского района Республики Бурятия»,
установил:
8 августа 2011 года Совет депутатов муниципального образования городское поселение «Посёлок Заиграево» Заиграевского района Республики Бурятия (далее также - МО ГП «Посёлок Заиграево») принял решение № 28 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городское поселение «Посёлок Заиграево» Заиграевского района Республики Бурятия» (далее также - решение о принятии Генерального плана, Генеральный план).
Указанный нормативный правовой акт размещён вместе с графическим материалом на официальном сайте администрации МО «Заиграевский район» в сети Интернет по адресу: www.zaigraevo.ru.
В состав территории МО ГП «Посёлок Заиграево» входят земли единственного населённого пункта п. Заиграево (пункт 3 статьи 10 Закона Республики Бурятия от 31 декабря 2004 года № 985-III «Об установлении границ, образовании и наделении статусом муниципальных образований в Республике Бурятия»).
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее также - Рослесхоз) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим с момента принятия решение Совета депутатов МО ГП «Посёлок Заиграево» от 8 августа 2011 года № 28 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городское поселение «Посёлок Заиграево» Заиграевского района Республики Бурятия» в части включения в границы данного поселения лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Республика Бурятия, Заиграевский район, Заиграевское лесничество, а именно:
Заиграевское участковое лесничество: в квартале 20 часть выделов 19, 22, 27; в квартале 27 часть выделов 13, 14, 17, 21; в квартале 32 часть выдела 9; в квартале 130 выдела 1, 3 часть выделов 2, 4-6, 10, 11; в квартале 131 выдел 1, часть выдела 2; в квартале 156 часть выделов 39, 41, 43, 44; в квартале 173 часть выделов 1, 10;
Технический участок № 2 СПК «Гигант»: в квартале 1 выдела 12, 13, часть выделов 4, 9, 11.
Требования основаны на том, что указанные лесные участки находятся в собственности Российской Федерации, являются ранее учтёнными объектами недвижимости с границами, определёнными материалами лесоустройства. По результатам выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» картографического наложения материалов лесоустройства на границы городского поселения, определённые основным чертежом генерального плана, установлено включение в границы МО ГП «Посёлок Заиграево» земель лесного фонда. Генеральный план в части включения в границы муниципального образования лесных участков принят с нарушением положений части 8 статьи 24 и пункта 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ, так как административным ответчиком не было обеспечено обязательное согласование проекта генерального плана с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Несоблюдение установленной законом процедуры согласования с Российской Федерацией как собственником земель лесного фонда перевода лесных участков в земли населённых пунктов влечёт нарушение прав и законных интересов Российской Федерации и лиц, использующих леса.
В судебное заседание представитель Федерального агентства лесного хозяйства не явился, о рассмотрении дела надлежаще извещён.
Председатель Совета депутатов МО ГП «Посёлок Заиграево» Батурин С.Н. и представитель данного административного ответчика Градобоева А.Д., одновременно представляющая интересы заинтересованного лица МО «Заиграевский район», требования не признали. Полагали, что в дело не представлено доказательств того, что лесные участки, о которых указано в административном иске, находятся в границах п. Заиграево. Работы по уточнению описания местоположения границ и площади земельных участков не проводились, а потому не представляется возможным выявить пересечение границ населённого пункта с землями лесного фонда.
Представитель заинтересованного лица Республиканского агентства лесного хозяйства Баглаев И.М. просил удовлетворить заявленные требования.
Заинтересованные лица Управление Росреестра по Республике Бурятия, ФГБУ «Рослесинфорг», Межрегиональное ТУ Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Бурятия в суд не явились, о рассмотрении дела надлежаще извещены.
Прокурор Астраханцева Е.П. полагала, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий Совета депутатов МО ГП «Посёлок Заиграево», с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта и введению его в действие. Вместе с тем административным ответчиком допущено нарушение процедуры принятия решения об утверждении Генерального плана МО ГП «Посёлок Заиграево», что влечёт его недействительность.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив оспариваемый нормативный правовой акт на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, суд приходит выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также – ГрК РФ) в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения, к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ предусмотрено, что утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с частью 1 статьи 24 ГрК РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Представительным органом муниципального образования городское поселение «Посёлок Заиграево» Заиграевского района Республики Бурятия является Совет депутатов данного поселения.
Таким образом, оспариваемое решение от 8 августа 2011 года № 28 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городское поселение «Посёлок Заиграево» Заиграевского района Республики Бурятия» принято уполномоченным органом местного самоуправления в области градостроительной деятельности и опубликовано в установленном порядке.
Утверждённым названным решением Генеральным планом установлены границы населённого пункта – п. Заиграево.
В соответствии с частями 3, 6, 8 статьи 23 ГрК РФ (в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого нормативного правового акта) генеральный план содержит положение о территориальном планировании. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают границы поселения, городского округа; границы существующих населённых пунктов, входящих в состав поселения, городского округа.
Частью 8 статьи 24 ГрК РФ закреплено, что проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьёй 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу частей 1, 7, 8 статьи 25 ГрК РФ проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населённых пунктов (в том числе образуемых населённых пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, органами местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с поселением или городским округом, органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае подготовки проекта генерального плана поселения), осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в эти органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования.
В случае непоступления в установленный срок главе поселения, главе городского округа заключений на проект генерального плана от указанных в части 7 настоящей статьи органов данный проект считается согласованным с такими органами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178 (в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого нормативного правового акта) утверждено Положение о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований (далее – Положение о согласовании).
Пунктами 1, 2, подпунктом «а» пункта 5 Положения о согласовании предусматривалась организация согласования проекта генерального плана поселения органом местного самоуправления, являвшимся заказчиком разработки такого проекта, с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, в случае, указанном в части 1 статьи 25 ГрК РФ.
Таким уполномоченным органом в период подготовки Генерального плана МО ГП «Посёлок Заиграево» являлось Министерство регионального развития Российской Федерации (пункт 1 Положения о Минрегионе России, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года № 40).
Как следует из пунктов 4, 6, 10, 11 и 12 Положения о согласовании, Минрегион России был наделён организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений уполномоченных отраслевых органов.
В соответствии с пунктом 1, подпунктами 5.4.2 и 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736, действовавшего в период подготовки оспариваемого акта, Рослесхоз являлся федеральным органом, уполномоченным на подготовку заключений по проектам генеральных планов в области лесных отношений.
Исходя из части 8 статьи 24, части 1 и части 8 статьи 25 ГрК РФ, пунктов 4, 20 и 23 Положения о согласовании, а также с учётом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, закреплённой в определении от 3 февраля 2010 года № 238-О-О, об особом правовом режиме лесного фонда, отсутствие согласования Рослесхозом проекта генерального плана городского поселения, предусматривающего включение в границы поселения лесных участков, представляет собой существенное нарушение порядка принятия указанного документа территориального планирования.
Судом установлено, что в нарушение правил статьи 25 ГрК РФ проект Генерального плана МО ГП «Посёлок Заиграево» не направлялся на утверждение в Минрегион России, утверждён без согласования с Рослесхозом, что не отрицается стороной административного ответчика.
Из дела видно, что по результатам выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» картографического наложения материалов лесоустройства на границы МО ГП «Посёлок Заиграево», определённых оспариваемым нормативным правовым актом, выявлено включение в границы городского поселения (п. Заиграево) лесных участков, находящихся в федеральной собственности и расположенных на землях лесного фонда Заиграевского участкового лесничества (в квартале 20 часть выделов 19, 22, 27; в квартале 27 часть выделов 13, 14, 17, 21; в квартале 32 часть выдела 9; в квартале 130 выдела 1, 3 часть выделов 2, 4-6, 10, 11; в квартале 131 выдел 1, часть выдела 2; в квартале 156 часть выделов 39, 41, 43, 44; в квартале 173 часть выделов 1, 10; Технический участок № 2 СПК «Гигант» (в квартале 1 выдела 12, 13, часть выделов 4, 9, 11).
Из ответа ФГБУ «Рослесинфорг» в адрес Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу от 20 марта 2017 года № 86 следует, что по результатам проведённого анализа границы п. Заиграево включены генеральным планом в площади лесных (земельных) участков земель лесного фонда.
Из представленной в дело схемы расположения границ населённого пункта п. Заиграево относительно земель лесного фонда Заиграевского лесничества, Заиграевского участкового лесничества и Технического участка № 2 СПК «Гигант», выполненной специалистами ФГБУ «Рослесинфорг», видно, что в границах п. Заиграево находятся участки из земель лесного фонда.
Данная схема составлена с помощью программного обеспечения с фиксацией координат характерных точек населённого пункта (пересечение дорог, знаки искусственного происхождения), которые картографически совмещены с лесоустроительным планшетом, то есть с границами лесного фонда. В результате данных работ установлено пересечение границ п. Заиграево с границами лесного фонда Заиграевского лесничества.
Специалисты Бурятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» действуют на основании лицензии на осуществление геодезических и картографических работ федерального значения, результаты которых имеют общегосударственное межотраслевое значение. Работы по картографическому наложению границ населённого пункта на земли лесного проводятся по данным материалам ведомственного картографического фонда Рослесхоза и государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Из утверждённого приказом Республиканского агентства лесного хозяйства от 29 августа 2018 года № 876 Лесохозяйственного регламента Заиграевского лесничества следует, что в состав Заиграевского участкового лесничества входят кварталы 20, 27, 32, 130, 131, 156, 173; в состав технического участка № 2 СПК «Гигант» входит квартал 1.
Судом установлено, что 26 марта 2008 года за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на лесной участок, категория земель - земли лесного фонда, площадью 2 853 720 000 кв.м., расположенный по адресу: Республика Бурятия, Заиграевский район, Заиграевское лесничество, кадастровый (условный) номер ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права ....
Таким образом, доводы Россельхоза о том, что в границы п. Заиграево Заиграевского района Республики Бурятия вошли земли лесного фонда, находящиеся в собственности Российской Федерации, подтверждаются перечисленными выше доказательствами, а также исследованными судом таксационным описанием лесных участков по Заиграевскому лесничеству, лесоустроительным планшетом.
Доказательств, опровергающих доводы административного истца, в дело не представлено.
Доводы представителей Совета депутатов МО ГП «Посёлок Заиграево» и Администрации МО «Заираевский район» о невозможности достоверно установить наложение границ населённого пункта и границ лесного участка, подлежат отклонению.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), в редакции, действовавшей в период подготовки проекта Генерального плана, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Кодекса.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади (часть 2 статьи 69 ЛК РФ).
Согласно статье 92 ЛК РФ государственный кадастровый учёт лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ).
Частью 6 статьи 47 Закона № 221-ФЗ предусматривалось, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учёт которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтёнными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учёт участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
В соответствии со статьей 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках, в котором содержится документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах.
Местоположение границ земельного участка из состава земель лесного фонда Заиграевского лесничества определено на основе сведений государственного лесного реестра, информации, содержащейся в таксационных описаниях, картах-схемах и в лесоустроительном планшете данного лесничества.
Сведения лесного реестра при разработке оспариваемого Генерального плана МО ГП «Посёлок Заиграево» не использовались, что стороной административного ответчика не оспаривается.
Вопрос же об установлении границ конкретных земельных участков лесного фонда, их точного совпадения с границами населённого пункта, уточнения их местоположения не являются обстоятельствами, подлежащими проверке и исследованию в рамках дела о проверке нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Доказательств того, что лесные участки согласно установленному законом порядку были переведены из категории земель лесного фонда в категорию земель населённых пунктов либо в иную категорию, не представлено, как и не представлено сведений о том, что лесные участки были переданы из собственности Российской Федерации в собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность.
Довод административного ответчика о необходимости применения по настоящему спору положений Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определённой категории земель» является несостоятельным.
Названным Законом, вступившим в силу 11 августа 2017 года, внесены изменения в статью 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Однако данные нормы не подлежат применению в настоящем споре, где предметом проверки является законность нормативного правового акта, принятого в 2011 году. Положения статьи 14 Федерального закона № 172-ФЗ имеют значение при разрешении земельных споров между различными правообладателями земельных участков и не могут быть применены в данном случае.
Таким образом, оценивая представленные в дело доказательства в их совокупности, суд находит установленным факт включения земель лесного фонда, собственником которого является Российская Федерация, в границы населённого пункта п. Заиграево Заиграевского района Республики Бурятия
Следовательно, решение об утверждении Генерального плана МО ГП «Посёлок Заиграево», принятое административным ответчиком с нарушением установленного порядка согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства о включении в земли населённых пунктов лесных участков, является не действующим в оспариваемой части, как противоречащее приведённым выше нормам федерального законодательства, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.
Согласно положениям пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение о признании его не действующим полностью или в части со дня принятия или с иной определённой судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на его основании были реализованы права граждан и организаций, суд полагает необходимым признать его не действующим в части с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления в законную силу решения суда решение Совета депутатов муниципального образования городское поселение «Посёлок Заиграево» Заиграевского района Республики Бурятия от 8 августа 2011 года № 28 «Об утверждении генерального плана муниципального образования городское поселение «Посёлок Заиграево» в части включения в границы городского поселения лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Республика Бурятия, Заиграевский район, Заиграевское лесничество, а именно:
Заиграевское участковое лесничество: в квартале 20 часть выделов 19, 22, 27; в квартале 27 часть выделов 13, 14, 17, 21; в квартале 32 часть выдела 9; в квартале 130 выдела 1, 3 часть выделов 2, 4-6, 10, 11; в квартале 131 выдел 1, часть выдела 2; в квартале 156 часть выделов 39, 41, 43, 44; в квартале 173 часть выделов 1, 10;
Технический участок № 2 СПК «Гигант»: в квартале 1 выдела 12, 13, часть выделов 4, 9, 11.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 10 марта 2019 года.
Судья: П.С. Назимова