ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-159/20 от 01.10.2020 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-159/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Калининградский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Корнюшенкова Г.В.,

с участием прокурора - Маркеловой Г.И.,

при помощнике судьи - Корженко И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Коваленко Дмитрия Александровича о признании недействующим в части постановления Правительства Калининградской области от 17 февраля 2020 года № 74 «О внесении изменений в Генеральный план городского округа «Город Калининград»,

УСТАНОВИЛ:

Коваленко Дмитрий Александрович (далее также - административный истец) обратился в Калининградский областной суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, поданным его представителем по доверенности - Ракитиным А.И. к Правительству Калининградской области (далее также - административный ответчик).

В обоснование иска указывается, что административный истец является собственником земельного участка общей площадью 1200 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

На момент приобретения указанного земельного участка административным истцом в соответствии со схемой функционального зонирования Генерального плана городского округа «Город Калининград», утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года № 22, указанный земельный участок был отнесен к зоне застройки среднеэтажными жилыми домами (индекс «Ж-2»), зоне размещения объектов образования, зоне размещения объектов здравоохранения и социального значения, зоне улично-дорожной сети. В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» участок административного истца расположен в границах территориальных зон - зона застройки среднеэтажными жилыми домами, зона размещения объектов социального назначения. Кроме того, в соответствии с проектом планировки территории в границах ул. Б. Окружная - ул. Коммунистическая - продолжение ул. Интернациональной - ул. Ген. Толстикова - проектная улица Летняя в Московском районе, утвержденным постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 27 июня 2017 года № 951, территория садоводческого товарищества «Летнее» расположена в границах зоны, планируемой для размещения объектов среднеэтажной жилой застройки.

Однако постановлением Правительства Калининградской области от 17 февраля 2020 года № 74 «О внесении изменений в Генеральный план городского округа «Город Калининград» (далее также - постановление Правительства Калининградской области от 17 февраля 2020 года № 74) территория СНТ «Летнее», включая земельный участок административного истца, была отнесена к зоне дачного хозяйства и садоводства (индекс «Ж-5»).

Административный истец, ссылаясь на статью 36 Конституции Российской Федерации, статьи 24, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ), статью 7 Земельного кодекса Российской Федерации полагает, что оспариваемое постановление в указанной части не соответствует положениям федерального законодательства, а также принято с нарушением установленной законом процедуры. Согласование изменений в Генеральный план городского округа «Город Калининград» в части изменения границ функциональных зон СНТ «Летнее» с правообладателями земельных участков, включая административного истца, до принятия оспариваемого постановления не проводилось. Проект изменений, размещенный на сайте администрации городского округа «Город Калининград» не содержал сведений об изменении границ функциональных зон СНТ «Летнее». Извещений о проведении общественных обсуждений и внесении изменений в границы функциональных зон административный истец, как и иные правообладатели земельных участков в СНТ «Летнее» не получали. О внесении изменений административному истцу стало известно только после опубликования оспариваемого постановления. Протоколы общественных обсуждений, на которые содержится ссылка во вводной части оспариваемого постановления, отсутствуют.

Полагая нарушенным его права и законные интересы на пользование земельным участком, находящимся в собственности, по своему усмотрению и в соответствии с его назначением, разрешенным законом, административный истец, с учетом уточнения иска, просит суд признать недействующим постановление Правительства Калининградской области от 17 февраля 2020 года № 74 в части изменения границ функциональных зон земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Административным истцом также представлены письменные объяснения по делу (т.2 л.д. 1-3), в которых он указывает на нарушение Порядка организации и проведения общественных обсуждений по проекту генерального плана городского округа «Город Калининград», утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 4 июля 2018 года № 136, отсутствие указания на изменение функциональной зоны земельного участка с кадастровым номером в проекте изменений в Генеральный план городского округа «Город Калининград», доработанном по результатам общественных обсуждений и внесенном на общественное обсуждение повторно. Считает, что у комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» не имелось полномочий на внесение предложений к проекту изменений в Генеральный план городского округа «Город Калининград» в части изменения функциональной зоны земельного участка с кадастровым номером , так как указанный земельный участок находится в собственности административного истца. Поступившие по результатам повторного общественного обсуждения предложения и замечания были внесены в проект постановления о внесении изменений в Генеральный план городского округа «Город Калининград» без проведения общественного обсуждения доработанного проекта изменений. Полагает, что для внесения вышеуказанного предложения об изменении функциональной зоны не имелось каких-либо оснований.

Относительно административного искового заявления Коваленко Д.А. Правительством Калининградской области представлены письменные возражения.

Определением Калининградского областного суда от 28 августа 2020 года к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц привлечены городской Совет депутатов Калининграда и администрация городского округа «Город Калининград».

Административный истец Коваленко Д.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель Коваленко Д.А. - Ракитин А.И. в судебном заседании административное исковое заявление и заявленные административным истцом требования поддержал в полном объеме по указанным в иске и представленных письменных объяснениях по делу основаниям.

Представитель Правительства Калининградской области - Жданова И.Ю. против удовлетворения заявленных административным истцом требований возражала, просила суд в их удовлетворении отказать. Поддержала ранее представленные письменные возражения, полагая, что оспариваемое постановление от 17 февраля 2020 года № 74 принято Правительством Калининградской области в пределах предоставленных ему полномочий, законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.

Представители заинтересованных лиц: городского Совета депутатов Калининграда и администрации городского округа «Город Калининград» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявили. От представителя городского Совета депутатов Калининграда поступило ходатайство о рассмотрении административного искового заявления в отсутствие представителя административного истца. Ранее, в судебном заседании 22 сентября 2020 года, представитель городского Совета депутатов Калининграда - Яковенко Ю.А. и представитель администрации городского округа «Город Калининград» - Руденко Е.В. возражали против удовлетворения заявленных административным истцом требований.

С учетом мнения иных участников процесса и положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Маркеловой Г.И., полагавшей, что административное исковое заявление Коваленко Д.А. удовлетворению не подлежит, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Судом установлено, что Коваленко Д.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью 1200 кв.м., имеющий адрес (местоположение): «<адрес>, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 14 марта 2019 года (т.1, л.д. 8-9) и от 3 июля 2020 года (т.1, л.д. 206-213), копией договора купли-продажи земельного участка от 04 марта 2019 года (т.1, л.д. 10-11). Право собственности Коваленко Д.А. на указанный земельный участок зарегистрировано 14 марта 2019 года.

В силу части 1 статьи 208 КАС РФ и исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.

С учетом изложенного, Коваленко Д.А. вправе оспорить в судебном порядке постановление Правительства Калининградской области от 17 февраля 2020 года № 74 в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером .

Согласно части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) утверждение генерального плана городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления принимаются муниципальные нормативные правовые акты.

Город Калининград является муниципальным образованием, наделенным статусом городского округа (статья 1 Закона Калининградской области от 15 мая 2004 года № 397 «О наделении муниципального образования «Город Калининград» статусом городского округа»).

Решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года № 225 утвержден Генеральный план городского округа «Город Калининград».

Частью 1.2 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ, введенной Федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» субъектам Российской Федерации предоставлено право в случаях, установленных федеральным законодательством, осуществлять перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующими законами субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 485-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации» Градостроительный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 8.2, согласно которой полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные данным кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ.

Законом Калининградской области от 30 ноября 2016 года № 19 «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области» (далее - Закон Калининградской области № 19) утверждение документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, внесение изменений в такие документы отнесено к полномочиям Правительства Калининградской области (статья 1).

17 февраля 2020 года Правительством Калининградской области принято оспариваемое постановление № 74 «О внесении изменений в Генеральный план городского округа «Город Калининград». Указанное постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации (pravo.gov.ru) 25 февраля 2020 года за номером 3900202002250004.

Судом проверены доводы административного истца, полагающего нарушенным порядок принятия оспариваемых изменений в Генеральный план городского округа «Город Калининград», в части нарушения порядка проведения общественных обсуждений проекта.

Согласно части 1 статьи 5.1 ГрК РФ общественные обсуждения или публичные слушания по проектам генеральных планов проводятся в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса.

Частью 4 статьи 5.1 ГрК РФ РФ регламентирована процедура проведения общественных обсуждений, которая состоит из следующих этапов: 1) оповещение о начале общественных обсуждений; 2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; 3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях; 4) подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; 5) подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Закона Калининградской области № 19 полномочия по проведению общественных обсуждений, публичных слушаний по вопросам осуществления градостроительной деятельности, а также иные полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, не отнесенные настоящим Законом к полномочиям органов государственной власти Калининградской области, исполняются органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области в соответствии с действующим законодательством.

На территории городского округа «Город Калининград» порядок организации и проведения общественных обсуждений по проекту генерального плана городского округа, проектам изменений в генеральный план, определен Положением «О порядке организации и проведения общественных обсуждений по проекту генерального плана городского округа «Город Калининград», проекту правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных нормативных документов», утвержденным решением городского Совета депутатов Калининграда от 4 июля 2018 года № 136 (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 1.7 указанного Положения, процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов: оповещение о проведении общественных слушаний, размещение Проекта на официальном сайте Администрации; открытие и проведение экспозиции Проекта; подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.

Как следует из письменных возражений Правительства Калининградской области на административное исковое заявление Коваленко Д.А., приказами Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 11 июля 2018 года № 189 и от 28 февраля 2019 года № 86 принято решение о подготовке проекта внесения изменений в генеральный план городского округа «Город Калининград» (далее - Проект). Проект, разработанный в соответствии с заключенным государственным контрактом, 28 мая 2019 года был размещен в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования, а также направлен в администрацию городского округа «Город Калининград» для организации и проведения общественных обсуждений.

Общественные обсуждения по подготовленному Проекту назначены постановлением главы городского округа «Город Калининград» от 9 августа 2019 года № 30 «О проведении общественных обсуждений по проекту о внесении изменений в Генеральный план городского округа «Город Калининград».

Оповещение о проведении общественных обсуждений опубликовано в официальном печатном издании органов местного самоуправления городского округа «Город Калининград» - в газете «Гражданин» № 47 (2108) от 22.08.2019, размещено на официальном сайте администрации городского округа «Город Калининград» в сети Интернет (http: //www.klgd.ru/), в разделе/подразделе «Строительство»/ «Общественные обсуждения, публичные слушания»/ «О внесении изменений в Генеральный план городского округа «Город Калининград», а также в помещениях МКУ «МФЦ г. Калининграда» и филиалов ГКУ КО «МФЦ» в г. Калининграде. Экспозиция Проекта проводилась в помещении МКУ «МФЦ г. Калининграда» с 30 августа 2019 года по 14 сентября 2019 года.

По результатам общественных обсуждений Проекта оформлены протокол общественных обсуждений от 25 сентября 2019 года (т.2, л.д. 80-96) и заключение о результатах общественных обсуждений № и-КТРИС-9186 от 2 октября 2019 года (т.2, л.д. 70-79)

Заключение размещено на официальном сайте муниципального образования и опубликовано в газете «Гражданин» от 03.10.2019 № 55 (2116).

По результатам комплексного анализа поступивших в рамках общественных обсуждений предложений было принято решение о необходимости доработки Проекта и направлении его на повторные общественные обсуждения.

Постановлением главы городского округа «Город Калининград» от 4 декабря 2019 года № 45 «О проведении общественных обсуждений по доработанному проекту о внесении изменений в Генеральный план городского округа «Город Калининград» назначены повторные общественные обсуждения по проекту.

Оповещение о проведении общественных обсуждений опубликовано в официальном печатном издании органов местного самоуправления городского округа «Город Калининград» - в газете «Гражданин» № 69 (2130) от 05.12.2019, размещено на официальном сайте администрации городского округа «Город Калининград» в сети Интернет (http: //www.klgd.ru/), в разделе/подразделе «Строительство»/ «Общественные обсуждения, публичные слушания»/ «О внесении изменений в Генеральный план Городского округа «Город Калининград» 13.12.2019, в помещениях МКУ «МФЦ г. Калининграда» и филиалов ГКУ КО «МФЦ» в г. Калининграде. Экспозиция Проекта проводилась в помещении МКУ «МФЦ г. Калининграда» с 13 декабря по 22 декабря 2019 года.

По результатам общественных обсуждений Проекта оформлены протокол общественных обсуждений от 10 января 2020 года (т.2, л.д. 48-63) и заключение о результатах общественных обсуждений № и-КТРИС-181 от 14 января 2020 года (т.2, л.д. 46-47).

Заключение размещено на официальном сайте муниципального образования и опубликовано в газете «Гражданин» от 16.01.2020 № 2 (2137).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что процедура проведения общественных обсуждений по Проекту, определенная статьей 5.1 ГрК РФ, а также Положением, была соблюдена.

Вопреки доводам административного истца, действующим законодательством, в том числе Положением, не предусмотрено направление правообладателям земельных участков извещений о проведении общественных обсуждений, в связи с чем действует общий порядок оповещения, который организатором проведения общественных обсуждений был соблюден.

Судом также установлено, что до принятия оспариваемого постановления Правительства Калининградской области в соответствии с Генеральным планом городского округа «Город Калининград», утвержденным решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года № 225, принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером был отнесен к функциональной зоне застройки среднеэтажными жилыми домами, что подтверждается фрагментом карты функциональных зон городского округа Генерального плана городского округа «Город Калининград» (т.1, л.д. 53).

Вместе с тем при подготовке Проекта, в ходе проведения повторных общественных обсуждений по Проекту, от администрации городского округа «Город Калининград» в лице Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» поступили предложения по установлению применительно к территории СНТ «Летнее» функциональной зоны садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, что подтверждается протоколом общественных обсуждений от 10 января 2020 года (т.2, л.д. 48-63).

Довод административного истца об отсутствии у Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» полномочий на внесение предложений к проекту изменений в Генеральный план городского округа «Город Калининград» в части изменения функциональной зоны земельного участка с кадастровым номером , подлежит судом отклонению, как основанный на ошибочном толковании действующего законодательства.

Согласно статье 5 ГрК РФ субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.

С учетом изложенного, указание в части 2 статьи 5.1 ГрК РФ в качестве участников общественных обсуждений по проектам генеральных планов граждан, постоянно проживающих на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладателей находящихсяв границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладателей помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства, не препятствует иным субъектам градостроительных отношений, в частности муниципальным образованиям в лице уполномоченных органов местного самоуправления, вносить свои предложения по проектам генеральных планов в ходе их обсуждения.

Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» является структурным подразделением администрации городского округа «Город Калининград», осуществляющим, в частности, задачи по проведению единой политики в сфере имущественно-земельных отношений на территории городского округа «Город Калининград» в целях повышения эффективности управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами (пункты 1.1, 2.1 Положения «О комитете муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград», утвержденного решением окружного Совета депутатов города Калининграда от 16 июля 2008 года № 210, с последующими изменениями). В связи с чем внесение администрацией городского округа «Город Калининград» в лице указанного структурного подразделения предложений к Проекту, в том числе в части изменения функциональной зоны применительно к территории СНТ «Летнее» не может рассматриваться как неправомерное.

Как также следует из письменных возражений Правительства Калининградской области на административное исковое заявление Коваленко Д.А., с учетом поступивших при повторном общественном обсуждении предложений, Проект был направлен на доработку. Указанные действия с учетом перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области Законом Калининградской области № 19, не противоречат положениям части 9 статьи 28 ГрК РФ, предусматривающим принятие по результатам общественных обсуждений решения о согласии с проектом генерального плана, либо об отклонении проекта генерального плана, и о направлении его на доработку.

В ходе доработки Проекта территория СНТ «Летнее», в том числе земельный участок с кадастровым номером , была отнесена к функциональной зоне садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, предназначенной для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществ.

Оспариваемым постановлением Правительства Калининградской области от 17 февраля 2020 года № 74 (т.1, л.д. 91-183) внесены изменения в Генеральный план городского округа «Город Калининград», с изложением его в новой редакции. Данными изменениями, земельный участок с кадастровым номером отнесен к функциональной зоне садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, что подтверждается фрагментом карты функциональных зон городского округа Генерального плана городского округа «Город Калининград» в редакции постановления Правительства Калининградской области от 17 февраля 2020 года № 74 (т.1, л.д. 52).

Таким образом, хотя первоначально вынесенный на общественные обсуждения, а также повторно вынесенный на общественные обсуждения Проект не содержал сведений об изменении функциональной зоны применительно к территории СНТ «Летнее», в том числе к земельному участку административного истца, отнесение оспариваемым постановлением Правительства Калининградской области от 17 февраля 2020 года № 74 земельного участка административного истца к функциональной зоне садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ осуществлено в рамках установленной Градостроительном кодексом Российской Федерации процедуры по подготовке, согласованию и утверждению генерального плана.

Вопреки доводам административного истца, действующим законодательством, в частности статьями 9, 23-25 ГрК РФ, определяющими порядок подготовки, согласования и утверждения генерального плана городского округа, не предусмотрено требования о согласовании проекта изменений в генеральный план с правообладателями земельных участков, в отношении которых предусмотрено изменение границ функциональных зон.

Ссылки административного истца в обоснование указанных доводов на положения статьи 37 ГрК РФ и статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат судом отклонению как несостоятельные, поскольку названные нормы законодательства определяют порядок использования земельного участка в соответствии с градостроительным регламентом, правилами землепользования и застройки муниципального образования, а не генеральным планом муниципального образования.

Действующее законодательство также не предусматривает обязанности вынесения на дополнительные общественные обсуждения доработанного по результатам прошедших общественных обсуждений проекта изменений в генеральный план.

Проект изменений в генеральный план городского округа «Город Калининград» прошел согласование с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Калининградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с городским округом.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление от 17 февраля 2020 года № 74 принято Правительством Калининградской области в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением установленного Градостроительным кодексом Российской Федерации порядка подготовки, принятия, утверждения и опубликования.

Разрешая заявленные административным истцом требования, суд также исходит из того, что системный анализ положений ГрК РФ позволяет сделать вывод, что генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования и предполагает его реализацию, в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории, принятия решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, выполнения мероприятий, предусмотренных программами, утвержденными органами местного самоуправления (часть 2 статьи 18, пункт 1 части 7 статьи 23, части 1 и 5 статьи 26 ГрК РФ).

Исходя из приоритета публичной цели устойчивого развития территории, генеральный план, как документ долгосрочного планирования, определяя назначение территории исходя из планов развития городского округа в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию и допускать ее потенциальное изменение.

Согласно части 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Данной норме корреспондирует статья 2 ГрК РФ, предусматривающая, что одними из принципов функционирования правовых механизмов и норм градостроительного законодательства являются обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия.

Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что в такой сложной сфере как градостроительство, власти должны иметь широкие пределы усмотрения в осуществлении политики городского планирования и задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении прав собственников объектов недвижимости в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов.

Конституционный Суд Российской Федерации также указывает, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (постановление от 28 марта 2017 года № 10-П, определения от 6 ноября 2003 года № 387-О, от 15 июля 2010 года № 931-О-О и от 25 февраля 2016 года № 242-О).

Принимая во внимание изложенное, генеральный план, как документ долгосрочного территориального планирования, с учетом необходимости гармоничного развития территорий призван обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия.

При этом суд отмечает, что действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при принятии генерального плана городского округа, либо при внесении изменений в генеральный план, определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку, как указано выше, генеральный план является документом территориального планирования, т.е. несет функцию определения назначения территории исходя из планов развития территории городского округа в целом и не направлен на фиксацию существующего положения.

Таким образом, приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документом территориального планирования.

Отнесение земельного участка с кадастровым номером к функциональной зоне садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ осуществлено Правительством Калининградской области в пределах предоставленных ему полномочий осуществлять территориальное планирование территории городского округа «Город Калининград», само по себе не противоречит каким-либо требованиям градостроительного законодательства, и таким образом не нарушает права и законные интересы административного истца, в том числе, предусмотренное статьей 36 Конституции Российской Федерации право иметь в частной собственности землю, владеть, пользоваться и распоряжаться землей.

При этом суд также принимает во внимание, что на момент приобретения административным истцом указанного земельного участка в собственность, данный земельный участок согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости имел вид разрешенного использования «для ведения садоводства», который соответствует функциональной зоне установленной для данного участка оспариваемым постановлением Правительства Калининградской области от 17 февраля 2020 года № 74. Более того, в силу специальной нормы, предусмотренной частью 24 статьи 54 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменение вида разрешенного использования отдельных садовых или огородных земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного созданному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона садоводческому или огородническому некоммерческому объединению граждан (за исключением случаев, если такое некоммерческое объединение ликвидировано или исключено из единого государственного реестра юридических лиц как недействующее), не допускается. В связи с этим последующее изменение вида разрешенного использования земельного участка административного истца на «среднеэтажная жилая застройка», в подтверждение чего суду представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 3 июля 2020 года (т.1, л.д. 206-213), о незаконности оспариваемого нормативного правового акта не свидетельствует.

Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития. С учетом указанного принципа, ссылки административного истца на Правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», проект планировки территории, утвержденный постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 27 июня 2017 года № 951, равно как и на то обстоятельство, что ранее самой администрацией городского округа «Город Калининград» при принятии Генерального плана городского округа «Город Калининград», утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года № 225, было инициировано отнесение территории СНТ «Летнее» к зоне застройки среднеэтажными жилыми домами, не свидетельствуют о несоответствии постановления Правительства Калининградской области от 17 февраля 2020 года № 74 в оспариваемой части актам, имеющим большую юридическую силу, и не могут служить правовым основанием для удовлетворения судом заявленных административным истцом требований.

В силу действующего законодательства и в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

С учетом изложенного, судом не установлено противоречие постановления Правительства Калининградской области от 17 февраля 2020 года № 74 в оспариваемой части законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с частью 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При вышеуказанных обстоятельствах, установленных судом, предусмотренных статьей 215 КАС РФ правовых оснований для удовлетворения заявленных административными истцами требований не имеется.

Поскольку постановление Правительства Калининградской области от 17 февраля 2020 года № 74 в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца, в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении административного искового заявления Коваленко Дмитрия Александровича о признании недействующим в части постановления Правительства Калининградской области от 17 февраля 2020 года № 74 «О внесении изменений в Генеральный план городского округа «Город Калининград», отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме

Мотивированное решение суда изготовлено 9 октября 2020 года.

Судья Калининградского

областного суда Г.В. Корнюшенков