ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1607/20 от 07.09.2021 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

к делу № 3а-311/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«07» сентября 2021 года город Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Сидорова В.В.,

при секретаре судебного заседания Масливец Д.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО «Пансионат «Якорная щель» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной,

У С Т А Н О В И Л:

АО «Пансионат «Якорная щель» обратилось в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 74 550 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, <Адрес...>, по состоянию на 01 января 2015 года в размере рыночной - 130 851 000 рублей.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что является арендатором вышеуказанного земельного участка на основании договора аренды № 04-24/226/1С от 29.05.2006г.

В соответствии с отчетом об оценке № 92/20/1 от 17.04.2020г., подготовленным ООО Бюро Экспертиз и оценки «ФинЭкс», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№...> по состоянию на 01.01.2015г. составляет 130 851 000 рублей.

Вместе с тем, согласно данным Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <№...> определена по состоянию на 01 января 2015 года в размере 1 309 490 878, 50 рублей.

Уведомлением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю № 11-310/К-659 от 02.09.2020г. заявление АО «Пансионат «Якорная щель» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости вышеуказанного объекта, поскольку сведения о кадастровой стоимости земельного участка являются архивными.

Административный истец считает, что результаты государственной кадастровой оценки стоимости вышеуказанного объекта недвижимости являются неверными и нарушают его права, поскольку влияют на необоснованное увеличение арендной платы, в связи с чем, обратился в суд с вышеуказанными требованиями.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе с учетом положений частей 8-9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства РФ.

При этом, в отзыве на административное исковое представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Лаврентьева И.А. указывает на недоказанность нарушения прав административного истца установленным размером кадастровой стоимости земельных участков.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по доверенности Юртаева С.А. представила отзыв на административное исковое заявление, в котором указывает на отсутствие какой-либо правовой заинтересованности и возражений относительно судебного разбирательства.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, уведомлены своевременно и надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в том числе, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Краснодарского краевого суда, с учетом положений частей 8, 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) и разъяснений, изложенных в пунктах 14, 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 57 от 26 декабря 2017 года «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов».

Исследовав представленные доказательства и материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Из материалов дела следует, что административному истцу на основании договора аренды № 04-24/226/1С от 29.05.2006г. принадлежит земельный участок с кадастровым номером <№...>, площадью 74 550 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, <Адрес...>.

Согласно пункту 1 статьи 373 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 данного Кодекса.

Согласно части 2 статьи 375 Налогового кодекса РФ, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 данного Кодекса.

В результате проведенной государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <№...> определена по состоянию на 01 января 2015 года в размере 1 309 490 878, 50 рублей.

Суд, рассматривая вопрос о дате определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, исходит из того, что лица, участвующие в деле, не оспаривали это обстоятельство, не представили суду доказательств наличия иной даты определения кадастровой стоимости. В связи с чем, суд считает 01 января 2015 года верной датой определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, что также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта.

Согласно данным отчета независимого оценщика № 92/20/1 от 17.04.2020г., подготовленного ООО Бюро Экспертиз и оценки «ФинЭкс», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№...> по состоянию на 01.01.2015г. составляет 130 851 000 рублей.

Учитывая, что между результатами определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и выводами отчета об оценке, представленного административным истцом, имелись существенные различия, определением суда от 30 октября 2020 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости объекта недвижимости.

Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 02.03.2021г., выполненному экспертом ООО «Краснодарский центр Кадастра Оценки и Экспертизы» Володиной Е.М., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№...> по состоянию на дату определения кадастровой стоимости 01 января 2015 года составляет 456 022 350 рублей.

Однако, по причине сомнения в достоверности установленной рыночной стоимости спорного земельного участка, отраженной в заключении эксперта ООО «Краснодарский центр Кадастра Оценки и Экспертизы», определением суда от 27 апреля 2021 года по делу назначена повторная судебная экспертиза по определению рыночной стоимости объекта недвижимости.

Согласно заключению повторной судебной оценочной экспертизы от 11 июня 2021 года, выполненному экспертом ООО «ЮГПРОЭКСПЕРТ» Безносовым О.С., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№...> по состоянию на дату определения кадастровой стоимости 01 января 2015 года составляет 936 721 000 рублей.

Однако, судом установлены нарушения, допущенные при проведении повторной экспертизы, свидетельствующие о том, что экспертное заключение повторной судебной экспертизы № СЭ-311/2021, выполненное экспертом ООО «ЮГПРОЭКСПЕРТ» Безносовым О.С., составлено с нарушениями требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, в связи с чем, с учетом положений части 2 статьи 61, частей 1-4 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к выводу, что указанное экспертное заключение является недопустимым доказательством по административному делу.

Определением суда от 30 июля 2021 года по делу назначена повторная судебная экспертиза по определению рыночной стоимости объекта недвижимости.

Согласно заключению повторной судебной оценочной экспертизы от 23 августа 2021 года, выполненному экспертом АНО «Краснодарский центр судебных экспертиз» Вронским А.В., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№...> по состоянию на дату определения кадастровой стоимости 01 января 2015 года составляет 514 621 632 рублей.

Суд, исследовав заключение повторной судебной оценочной экспертизы, оценив по правилам, установленным статьей 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, пришел к выводу, что оснований сомневаться в объективности выводов эксперта не имеется.

Так, заключение повторной судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также не противоречит положениям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки. В ходе судебного разбирательства представителями органов государственной власти и местного самоуправления выводы эксперта не опровергнуты. Ошибок при производстве арифметических расчетов не выявлено, достоверность данных расчетов лицами, участвующими в деле, также не оспаривается.

Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса РФ, экспертное заключение содержит расписку эксперта о том, что он предупрежден об уголовной ответственности по указанной статье Уголовного кодекса РФ.

Оснований не доверять представленному заключению повторной экспертизы у суда не имеется, поскольку оно является допустимым по делу доказательством. Эксперт имеет специальное образование, длительный стаж экспертной работы.

Само заключение повторной экспертизы содержит подробное описание проведенного исследования и с учетом этого исследования дан ответ на поставленный вопрос.

При проведении повторной экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки.

Экспертное заключение составлено в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости. Экспертиза рыночной стоимости объекта недвижимости проведена на основании материалов дела.

При оценке спорного объекта недвижимости был применен сравнительный подход (невозможность применения иных подходов при оценке экспертом обоснованна). Экспертом было проведено исследование рынка земельных участков Краснодарского края в районах, ближайших к районам расположения объекта оценки и проанализирована информация о выставленных на продажу объектах, сопоставимых с оцениваемым участком.

Применяемые экспертом корректировки введены на основании обобщенных аналогичных данных, отражающих зависимость стоимости каждого объекта от ряда актуальных факторов.

В заключении эксперта принята скидка на торг, произведены корректировки на местоположение, плодородность почвы, масштаб (площадь), на наличие объектов повышающих, снижающих стоимость, наличие коммуникаций, приведены обоснования отсутствия необходимости применения иных корректировок.

Согласно статье 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Оценив повторное экспертное заключение по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд соглашается с изложенными в нем выводами и полагает, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№...> по состоянию на дату определения кадастровой стоимости 01 января 2015 года составляет 514 621 632 рублей.

Доказательств того, что рыночная стоимость указанного земельного участка является иной, чем отражено в повторном судебном экспертном заключении, суду не представлено.

Суд считает, что административным истцом доказан факт несоответствия кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, кадастровая стоимость превышает рыночную, что затрагивает права и обязанности административного истца, как арендатора данного объекта недвижимости.

Установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

На основании положений статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Административный истец обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю 25 августа 2020 года. В связи с чем, датой подачи заявления следует считать 25 августа 2020 года.

Согласно абзацу 4 части 1.1 статьи 391 Налогового кодекса РФ, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Из представленной в материалах дела выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости усматривается, что 16.01.2020г. внесены сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером <№...> в размере 720 238 732,50 рублей.

Таким образом, в отношении земельного участка с кадастровым номером <№...> следует установить кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости с 16 декабря 2015 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

При таких обстоятельствах, административный иск АО «Пансионат «Якорная щель» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, подлежит удовлетворению в части, согласно выводам повторной судебной экспертизы.

Руководствуясь статьями 175-180, 245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административный иск АО «Пансионат «Якорная щель» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной – удовлетворить частично.

Установить в отношении объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 74 550 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, р-н Лазаревский, <Адрес...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01 января 2015 года в размере 514 621 632 рублей на период с 16 декабря 2015 года до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Решение является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <№...>.

Датой подачи заявления о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <№...> считать 25 августа 2020 года.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 10 сентября 2021 года.

Судья В.В. Сидоров