ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-160/17 от 02.10.2017 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

2 октября 2017 года г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе:

председательствующего судьи Петуховой В.Г.,

при секретаре судебного заседания Колесниковой К.О.,

с участием представителя ФИО1, ФИО2 – ФИО3, представителей: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области – ФИО4, Правительства Иркутской области – ФИО5, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» - ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-160/2017 по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Правительству Иркутской области о признании ошибки при определении кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

ФИО1 первоначально обратилась в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об исправлении ошибки, возникшей в результате неправильного определения группы видов разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером (номер изъят) расположенного по адресу: (адрес изъят) путем внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2014 года на основании удельного показателя кадастровой стоимости 13 группы видов разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещение железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей трубопроводов, кабельных радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикаций, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи, размещение наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, обороны, безопасности» из расчета 308, 33 рублей в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области № 517-пп от 15 ноября 2013 года.

В ходе разбирательства данного дела ФИО2 - собственник земельного участка в настоящее время обратилась с ходатайством о привлечении ее в качестве соистца по делу, которое было удовлетворено.

ФИО1 и ФИО2 15 сентября 2017 года представили в суд уточненное административное исковое заявление, в котором просили суд: признать допущенную при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером (номер изъят) ошибку технической, взыскать судебные расходы, в том числе на оплату услуг представителя, проезд представителя для участия в судебном заседании.

2 октября 2017 года представителем ФИО1, ФИО2 –ФИО3 вновь уточнены исковые требования: просит суд признать допущенную Управлением Росреестра по Иркутской области ошибку кадастровой при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером (номер изъят), внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2014 года на основании удельного показателя кадастровой стоимости 13 группы видов разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов» из расчета 308,33 рублей за кв.м. по 13 группе видов разрешенного использования в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области № 517-пп от 15 ноября 2013 года.

В обоснование исковых требований административные истцы указали, что ФИО1 являлась собственником земельного участка с кадастровым номером (номер изъят) что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности от 27 августа 2008 года.

Спорный земельный участок ранее относился к 13 виду разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов», кадастровая стоимость составляла 743675 рублей 40 копеек (в последующем 785902 рублей 65 копеек), однако в соответствии с приложением № 1 к постановлению Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области» (в редакции Постановления от 5 мая 2014 года № 239-пп) был ошибочно отнесен к 5 виду разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания», и его кадастровая стоимость составила по состоянию на 1 января 2014 года 5587160 рублей 80 копеек.

Административные истцы считают, что значительное увеличение кадастровой стоимости в результате допущенной оценщиком ошибки при проведении государственной кадастровой оценки земель, нарушает их права как налогоплательщиков. За 2014 год ФИО1 в связи с утверждением новой государственной оценки земель населенных пунктов был пересчитан и довзыскан земельный налог уже с учетом иной группы видов разрешенного использования.

В отзыве на требования административных истцов Управление Росреестра по Иркутской области просит в удовлетворении требований отказать, указав, что согласно статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) орган регистрации в обязательном порядке осуществляет внесение сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании поступивших результатов определения кадастровой стоимости, утвержденных уполномоченным органом.

ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Иркутской области в своем отзыве на административное исковое заявление просит в удовлетворении требований отказать, указав, что сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в силу закона были внесены на основании представленных соответствующим органом результатов утверждения государственной кадастровой оценки земель данной категории, ревизировать которые ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Иркутской области не имело полномочий.

В отзыве на заявленные требования Правительство Иркутской области, привлеченное к участию в деле в качестве соответчика, права административных истцов на пересмотр кадастровой стоимости не оспаривает.

Администрация городского округа муниципального образования «город Саянск» в своих возражениях указала, что земельный участок с кадастровым номером (номер изъят), имеющий вид разрешенного использования – под размещение объекта незавершенного строительства, отнесен к 5 группе видов разрешенного использования в зависимости от территориальной зоны, с учетом сложившейся застройки и землепользования, оценочной зоной земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по назначению кадастровой стоимости земельных участков. В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа муниципального образования «город Саянск», утвержденными решением Думы городского округа от 30 ноября 2010 года № 051-14-119 спорный земельный участок расположен в зоне ОД-2 «Зоны общественного и коммерческого назначения».

Межрайонная ИФНС России № 14 по Иркутской области, сообщая суду о возможности рассмотрения данного дела в отсутствии представителя налогового органа, указала, что вопрос о правомерности начисления ФИО1 земельного налога за 2014 год был предметом разбирательства по другому административному делу, где судебные инстанции указали на невозможность использовать новые данные о рыночной стоимости указанного земельного участка при расчете налога за 2014 год.

В судебном заседании ФИО1, ФИО2 не присутствовали, извещены о месте и времени судебного разбирательства, ранее суду представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Представители налогового органа, администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» также извещены о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, просили рассматривать дело в их отсутствие. Суд с учетом положений статей 150, 152 КАС РФ, статьи 165.1 ГК РФ определил рассматривать данное административное дело в отсутствие не явившихся лиц.

Представитель административных истцов ФИО3 заявленные требования поддержал.

Представители: Управления Росреестра по Иркутской области – ФИО4, ФГБУ «ФПК Россрестра» - ФИО6 полагали, что оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется. Представитель Правительства Иркутской области ФИО5, полагал, что административные истцы Правительство Иркутской области не поименовали в качестве административного ответчика, следовательно, никаких требований к Правительству не заявлено.

Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Возбуждая данное административное дело, Иркутский областной суд исходил из того, что действующим законодательством закреплена возможность, в случае неправильного определения оценщиком при проведении кадастровой оценки условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости, в частности вида разрешенного использования земельного участка, заинтересованным лицам обратиться за защитой своих прав в рамках административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в связи с недостоверностью сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в порядке, установленном главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (принцип платности использования земли).

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 ЗК РФ).

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.

Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила N 316), определяющие порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1).

При этом, как следует из пункта 4 Правил N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Согласно пункту 8 Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.

В силу статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

Как установлено судом и подтверждается сведениями, представленными филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области (л.д. 8, 48-52, 165 т.1), земельный участок с кадастровым номером (номер изъят), расположенный по адресу: (адрес изъят), поставлен на кадастровый учет 20 марта 2005 года со следующими характеристиками: площадь – 3965 кв.м., категория земель – земли поселений, разрешенное использование – под размещение здания городской электрической связи, кадастровая стоимость – 2244190 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости в размере 566 руб./кв.м., утвержденный постановлением Губернатора Иркутской области от 28 февраля 2003 года № 87-п «О результатах государственной оценки земель поселений Иркутской области» и соответствующий 7 группе видов разрешенного использования «земельные участки под промышленными объектами».

30 июля 2008 года на основании заявления от 22 июля 2008 года, постановления мэра городского округа муниципального образования «город Саянск» от 22 апреля 2008 года № 110-37-299-8 «О передаче в собственность ФИО1 земельного участка под размещение объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: (адрес изъят) органом кадастрового учета принято решение об учете изменений сведений об объекте недвижимости: вид разрешенного использования земельного участка «под размещение здания городской электрической связи» изменен на вид разрешенного использования «под размещение объектов незавершенного строительства». Как следует из отзыва филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области и объяснений представителя этого органа в данном случае кадастровая стоимость земельного участка не изменилась, поскольку изменение вида разрешенного использования произошло в пределах одной группы. Однако в судебном заседании представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» не смог дать суду пояснения, почему изменение вида разрешенного использования произошло в пределах одной группы.

27 августа 2008 года в Единый государственный реестр недвижимости была внесена запись о государственной регистрации права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером (номер изъят) на основании: договора купли-продажи земельного участка от 24 апреля 2008 года № 16/2008, Постановления Администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» от 22 апреля 2008 года № 110-37-299-8 (л.д. 9 т.1).

В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 27 ноября 2008 года № 101-пп земельный участок с кадастровым номером (номер изъят) отнесен к 13 группе видов разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов». Удельный показатель кадастровой стоимости составил 187,56 кв.м., кадастровая стоимость – 743675 рублей 40 копеек.

В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области № 277-пп от 8 ноября 2010 года, которым внесены изменения в постановление Правительства Иркутской области от 27 ноября 2008 года № 101-пп, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка № (номер изъят) составил 198,21 рублей, кадастровая стоимость – 785902 рубля 65 копеек.

Постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года N 517-пп в редакции постановления от 5 мая 2014 года N 239-пп утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым номерам земельных участков по состоянию на 1 января 2012 года (приложение N 1), средних удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым кварталам в разрезе видов разрешенного использования (приложение N 2), а также средний уровень кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Иркутской области (приложение N 3).

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (номер изъят) рассчитана по Приложению № 1 к постановлению Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 года № 239-пп, которым спорный земельный участок отнесен к 5 группе видов разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания». Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка составил 1409 рублей 12 копеек, кадастровая стоимость – 5587160 рублей 80 копеек.

ФИО2, ставшая собственником земельного участка с кадастровым номером (номер изъят) на основании договора купли-продажи объекта незавершенного строительства и земельного участка от 5 июня 2015 года (л.д. 23 т.1), 24 июля 2015 года обратилась в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка. Решением названной Комиссии от 20 августа 2015 года № 20.25 заявление ФИО2 удовлетворено. 3 сентября 2015 года в Единый государственный кадастр недвижимости внесены сведений о кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости – 2077938 рублей.

В силу положений статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) в результате градостроительного зонирования могут определяться различного вида территориальные зоны, в том числе, общественно-деловые, в состав которых могут включаться:

1) зоны делового, общественного и коммерческого назначения;

2) зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения;

3) зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности;

4) общественно-деловые зоны иных видов.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как следует из письменных пояснений администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» и подтверждается представленными документами в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа муниципального образования «город Саянск», утвержденными решением Думы городского округа от 30 ноября 2010 года № 051-14-119 (далее – Правила) спорный земельный участок расположен в зоне ОД-2 «Зоны общественного и коммерческого назначения».

Согласно выписке из указанных Правил (л.д.161-164 т.1) зона общественного и коммерческого назначения выделена для обеспечения правовых условий использования и строительства объектов капительного строительства с широким спектором деловых, общественных, культурных, обслуживающих и коммерческих видов использования многофункционального назначения. Разрешается размещение объектов регионального, общегородского и местного значения. Далее в 45 пунктах перечисляются основные виды разрешенного использования, что соответствует с частью 5 статьи 35 ГрК РФ, которой регламентировано, что общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.

Пунктом 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N 39 (далее - Методические указания), установлены, в том числе следующие группы разрешенного использования земельных участков: как «земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок» (подпункт 1.2.3), «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» (подпункт 1.2.5), «земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов» (подпункт 1.2.13).

Указанные группы видов разрешенного использования земельных участков в соответствии с приведенными положениями статьи 35 ГрК РФ и Правил землепользования и застройки городского округа муниципального образования «город Саянск» могут быть установлены в зоне общественного и коммерческого назначения.

В соответствии с абзацем 2 пункта 15 Федерального стандарта оценки N 4 «Определение кадастровой стоимости», утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года N 508, для застроенного земельного участка при отсутствии установленного вида разрешенного использования принимается вид разрешенного использования, исходя из назначения объектов недвижимости (зданий, сооружений), расположенных в пределах данного земельного участка.

Как бесспорно установлено судом и не оспаривается лицами, участвующими в деле, на земельном участке с кадастровым номером (номер изъят) расположен объект незавершенного строительства, который фактически используется под платную автостоянку, что подтверждается совокупностью доказательств: пояснениями представителя административных истцов, договорами безвозмездного пользования имуществом от 1 сентября 2008 года, 1 сентября 2013 года, 1 сентября 2015 года о передаче объекта незавершенного строительства по адресу: (адрес изъят) во временное пользование ФИО7 для размещения платной автостоянки; налоговыми декларациями за 2014, 2016 года по виду экономической деятельности ФИО7 с кодом 63.21.24 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, предполагающий эксплуатацию гаражей, стоянок для автотранспортных средств, велосипедов и т.п.; фототаблицей, представленной администрацией городского округа муниципального образования «город Саянск».

Как указано выше, спорный земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа муниципального образования «город Саянск» расположен в зоне ОД-2 «Зоны общественного и коммерческого назначения», что в соответствии с указанными Правилами и положениями части 5 статьи 35 ГрК РФ предполагает возможность размещения в этой зоне не только объектов торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, но и стоянок автомобильного транспорта, которые относятся к 3 группе видов разрешенного использования.

Таким образом, фактическое использование земельного участка с кадастровым номером (номер изъят) не соответствует пункту 1.2.5 Методических указаний и не свидетельствует о размещении на нем торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Правительством Иркутской области - привлеченного к участию в деле в качестве административного соответчика как органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области, не представлено доказательств достоверности сведений о земельном участке с кадастровым номером (номер изъят) использованных при определении его кадастровой стоимости.

Сведения об изменении вида разрешенного использования в материалы дела также не представлены.

Вместе с тем, суд не может согласиться с позицией административных истцов о том, что земельный участок должен быть отнесен к 13 группе видов разрешенного использования: «земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов», поскольку таковым земельный участок с кадастровым номером (номер изъят) не является ни по целевому, ни по функциональному назначению. Определение его вида разрешенного использования согласно данным кадастрового учета «под объект незавершенного строительства» также не позволяет с учетом пункта 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель и пункта 1.2 Методических указаний, регламентирующих, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и по виду функционального использования, сделать вывод о возможности отнесения данного земельного участка к 13 группе видов разрешенного использования суд оснований не усматривает.

Не может суд принять во внимание и довод представителей Управления Росреестра по Иркутской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (номер изъят) была пересмотрена комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области (далее – комиссия) решением от 20 августа 2015 года № 20.25 по заявлению ФИО2 и государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости 2077938 рублей.

Как следует из представленного отчета о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером (номер изъят) (л.д.184-239 т.1) рыночная стоимость определена с учетом 5 группы видов разрешенного использования земельных участков (объекты-аналоги также были подобраны и исследованы с этим видом разрешенного использования). Поскольку судом установлена недостоверность сведений о виде разрешенного использования земельного участка, определение комиссией его рыночной стоимости не восстанавливает в полном объеме права и законные интересы административных истцов.

Кроме того, установленная рыночная стоимость земельного участка может быть применена при исчислении земельного налога только с 1 января 2015 года, тогда как ФИО1 нарушение своих прав связывает с налоговым периодом 2014 года, за который ей был доначислен земельный налог в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка в результате государственной оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области.

Исходя из содержания статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закона о кадастре), действовавшей до 1 января 2017 года, кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 28 Закона о кадастре ошибкой в государственном кадастре недвижимости, является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).

Статья 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 2128-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», действующей на момент рассмотрения дела, предусматривает, что воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, является реестровой ошибкой.

Исходя из приведенных норм, наименование ошибки (кадастровая или реестровая), допущенной при проведении государственной кадастровой оценки земельных участков, правового значения не имеет. Юридически значимым является установление факта недостоверности сведений об объекте недвижимости в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

Таким образом, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что в результате неправильного определения группы видов разрешенного использования в результате государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области» (в редакции постановления правительства Иркутской области от 5 мая 2014 года № 239-пп), допущена ошибка в сведениях государственного кадастра недвижимости, повлекшая установление наиболее завышенной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером (номер изъят), суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО1 и ФИО2 о признать наличие ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, допущенной при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером (номер изъят)

Поскольку судом сделан вывод о невозможности отнесения земельного участка с 13 группе видов разрешенного использования, то не имеется законных оснований для удовлетворения требований административных истцов о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2014 года на основании удельного показателя кадастровой стоимости 13 группы видов разрешенного использования.

С учетом установленных по делу фактических обстоятельств, довод представителя административных истцов ФИО3 о наличии вины Управления Росреестра по Иркутской области в допущенной ошибке суд находит несостоятельным.

В соответствии с частью 3 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 2128-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Поскольку отнесение земельного участка при проведении государственной кадастровой оценки ко 5-й группе видов разрешенного использования является реестровой ошибкой, которая повлекла неправильное определение и внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, допущенная ошибка подлежит исправлению уполномоченным органом на основании решения суда в порядке, предусмотренной названной нормой закона.

С учетом изложенного, оснований для возложения на орган регистрации в принудительном порядке обязанности по внесению соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости не имеется, а потому в удовлетворении в этой части заявленных административных исковых требований надлежит также отказать.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Иркутский областной суд

решил:

административные исковые требований ФИО1, ФИО2 удовлетворить частично.

Признать наличие ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, допущенной при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером (номер изъят) в результате неправильного определения группы видов разрешенного использования в результате государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области» (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 года № 239-пп).

В удовлетворении остальной части административных исковых требований, в том числе судебных расходов, ФИО1, ФИО2 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья В.Г.Петухова