Дело № 3а-161/15
Санкт-Петербург 06 октября 2015 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербургский городской суд в составе
председательствующего судьи Витушкиной Е.А.
с участием прокурора Мищенко Е.А.
при секретаре Пензеник М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску С.К.Ю. об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2014 года № 1294 "О порядке внесения платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге",
установил:
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2014 года № 1294 "О порядке внесения платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге", утвержден Порядок внесения платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге (приложение № 1), Порядок ведения Реестра месячных и годовых парковочных разрешений (приложение № 2), Положение о парковочном разрешении жителя, Положение о парковочном разрешении инвалида, Положение о парковочном разрешении многодетной семьи.
Приложение № 1 указанного акта определяет процедуру внесения платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге (далее - платные парковки), в том числе устанавливает соответствующие льготы по оплате за размещение транспортного средства, указанного в парковочном разрешении жителя, парковочном разрешении инвалида, парковочном разрешении многодетной семьи, определяет действия по оплате парковочных сессий по размещению указанного в месячном или годовом парковочном разрешении транспортного средства.
В пункте 5.4 Приложения № 1 установлено, что для отдельных парковочных зон и их сочетаний Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга (КРТИ) может быть установлено правило суммирования парковочных сессий: при повторном размещении транспортного средства на парковочном месте платной парковки в период с 8 часов 00 минут до 20 часов 00 минут одного дня время размещения данного транспортного средства суммируется с учетом всех предыдущих парковочных сессий за указанный период времени, если между окончанием одной парковочной сессии и началом другой парковочной сессии в пределах соответствующей территории прошло менее 30 минут. В указанном случае оплата размещения транспортного средства на платной парковке осуществляется с учетом суммарного времени таких парковочных сессий.
Приложением № 2 регулируется процедура внесения записей о месячных и годовых парковочных разрешениях в Реестр месячных и годовых парковочных разрешений.
В пункте 10 Приложения № 2 определено, что месячное или годовое парковочное разрешение прекращает свое действие в день окончания срока его действия. Годовое парковочное разрешение, а также парковочное разрешение, плата за которое внесена в размере единовременного авансового платежа за несколько месяцев, может быть аннулировано досрочно по заявлению владельца транспортного средства, сведения о котором указаны в парковочном разрешении, направленному в ГКУ. Досрочное аннулирование допускается в случае, если до окончания срока действия парковочного разрешения осталось не менее одного месяца. В этом случае владельцу транспортного средства по его заявлению в порядке, установленном КРТИ, возвращаются средства за неиспользованный период.
В Положении о парковочном разрешении жителя установлен порядок обращения за парковочным разрешением жителя, формирования и ведения Реестра парковочных разрешений жителя (далее – Реестр)
В пункте 1.2 этого Положения установлено, что жителем является лицо, имеющее право льготной оплаты и(или) бесплатного пользования парковочным местом на платных парковках в границах соответствующей парковочной зоны на основании наличия одного из следующих прав на жилое помещение в многоквартирном доме, который расположен в пределах парковочной зоны, в соответствии с утвержденным Правительством Санкт-Петербурга Адресным перечнем платных парковок в Санкт-Петербурге: право собственности на жилое помещение; доля в праве собственности на жилое помещение; право пользования по договору социального найма жилого помещения; право пользования по договору найма служебного жилого помещения.
Согласно пункту 2.1 Положения внесение в Реестр записи о парковочном разрешении жителя, сведений об изменении записи о парковочном разрешении жителя и аннулировании парковочного разрешения жителя осуществляется Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением "Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга" (далее - ГКУ).
Прием заявлений и документов, необходимых для предоставления указанной государственной услуги, осуществляется с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и портала "Государственные и муниципальные услуги (функции) в Санкт-Петербурге", а также многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ).
Для внесения в Реестр записи о парковочном разрешении жителя лицо, указанное в пункте 1.2 настоящего Положения, представляет заявление о предоставлении парковочного разрешения жителя (далее - заявление) по форме, утверждаемой Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга (далее - КРТИ), на бумажном носителе в МФЦ либо (при наличии технической возможности) в форме электронного документа посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и портала "Государственные и муниципальные услуги (функции) в Санкт-Петербурге", а также иным способом, позволяющим передать заявление в форме электронного документа.
В пункте 2.2 Положения о парковочном разрешении жителя установлено, что одновременно с заявлением представляются: документ, удостоверяющий личность жителя; свидетельство о регистрации транспортного средства; документ, удостоверяющий личность представителя жителя, и документ, подтверждающий полномочия представителя; документы, содержащие данные органов регистрационного учета, в случае отсутствия указанных сведений в Информационной городской базе данных "Население. Жилой фонд" (справка о регистрации по месту жительства (пребывания) или решение суда об установлении места жительства (пребывания); решение всех собственников жилого помещения в многоквартирном доме либо граждан, владеющих на основании договора социального найма жилыми помещениями, являющимися частями жилого помещения в многоквартирном доме (далее - владельцы жилого помещения), или их законных представителей о выборе владельца жилого помещения, в отношении которого будет действовать парковочное разрешение, составленное по форме, утвержденной КРТИ. Данное требование не распространяется на владельцев жилых помещений, являющихся участниками Великой Отечественной войны, бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны; договор найма служебного жилого помещения в случае обращения за парковочным разрешением жителя на основании права владения служебным жилым помещением; документы, удостоверяющие личности всех владельцев жилого помещения и(или) их представителей (в случае подачи указанного в абзаце шестом настоящего пункта решения владельцев жилого помещения при личном присутствии всех владельцев жилого помещения и(или) их представителей); документы, подтверждающие полномочия представителей владельцев жилого помещения (в случае подачи указанного в абзаце шестом настоящего пункта согласия владельцев жилого помещения при личном присутствии всех владельцев жилого помещения и(или) их представителей); документы, подтверждающие статус участника Великой Отечественной войны; документы, подтверждающие статус бывшего несовершеннолетнего узника концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны; страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС) жителя; документ, подтверждающий внесение годовой льготной платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами).
Согласно пункту 2.4.2 Положения о парковочном разрешении жителя ГКУ запрашивает в порядке межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг документы, необходимые для предоставления парковочного разрешения жителя, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях (далее - уполномоченные организации), если указанные документы находятся в распоряжении таких органов либо организаций, в случае если лицо, подающее заявление, не представило указанные документы по собственной инициативе, в том числе:
сведения о наличии права на владение жилым помещением (о наличии права собственности, доли в праве собственности, собственниках жилого помещения, о наличии заключенного с заявителем договора социального найма жилого помещения или договора найма служебного жилого помещения, гражданах, владеющих на основании договора социального найма жилыми помещениями, являющимися частями жилого помещения в многоквартирном жилом доме). Данное требование распространяется только на случаи внесения в Реестр записи о парковочном разрешении жителя;
сведения о наличии не погашенной в течение срока, установленного в статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задолженности по уплате не менее трех административных штрафов, наложенных в соответствии со вступившими в законную силу постановлениями по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением правил пользования платными парковками в Санкт-Петербурге.
В соответствии с пунктом 2.4.4 названного Положения ГКУ приостанавливает не более чем на 10 календарных дней рассмотрение заявления в случае, если заявление подано в форме электронного документа и необходимо личное представление документов в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Положения, а также если запрос документов в соответствии с пунктом 2.4.2 настоящего Положения не дал результатов.
В пункте 2.4.5 этого Положения установлено, что ГКУ отказывает во внесении в Реестр записи о парковочном разрешении жителя в течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления, в том числе, в следующих случаях:
истечение срока приостановления рассмотрения заявления, если в течение данного срока не были устранены причины, ставшие основанием приостановления (абзац 4);
наличие в Реестре действующих записей о парковочном разрешении жителя (в количестве, указанном в пункте 5.3 настоящего Положения) в отношении жилого помещения, владение которым является основанием для обращения за парковочным разрешением жителя (за исключением случая, указанного в пункте 3.2 настоящего Положения) (абзац 5);
наличие не погашенной в течение срока, установленного в статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задолженности по уплате не менее трех административных штрафов, наложенных в соответствии со вступившими в законную силу постановлениями по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением правил пользования платными парковками в Санкт-Петербурге (абзац 6).
В силу пункта 3.1 указанного Положения срок действия парковочного разрешения жителя составляет три года со дня, следующего за днем внесения в Реестр записи о парковочном разрешении жителя.
В пункте 4.1 этого же Положения определено, что действие парковочного разрешения жителя приостанавливается в порядке, указанном в пункте 4.2 настоящего Положения, в случае наличия у собственника транспортного средства, указанного в парковочном разрешении жителя, не погашенной в течение срока, установленного в статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задолженности по уплате не менее трех административных штрафов, наложенных в соответствии со вступившими в законную силу постановлениями по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением правил пользования платными парковками в Санкт-Петербурге, на срок, включающий в себя период времени до даты ликвидации указанной задолженности (полной уплаты собственником транспортного средства общей суммы задолженности и(или) вступления в законную силу решения об отмене соответствующего постановления (постановлений) по делу об административном правонарушении) и три календарных месяца после письменного уведомления жителем ГКУ о ликвидации задолженности с приложением копий документов, подтверждающих уплату административных штрафов. Сведения о наличии у собственника транспортного средства указанной в настоящем пункте задолженности по уплате административных штрафов передаются от КРТИ ГКУ посредством информационного обмена, осуществляемого ежедневно в рабочие дни недели.
В пункте 4.2 Положения о парковочном разрешении жителя установлено, что ГКУ в течение двух рабочих дней со дня получения указанных в пункте 4.1 настоящего Положения сведений уведомляет жителя о приостановлении действия парковочного разрешения жителя через 10 рабочих дней со дня направления уведомления о приостановлении. Приостановление действия парковочного разрешения жителя не осуществляется в случае получения ГКУ до истечения 10 рабочих дней со дня направления уведомления о приостановлении действия парковочного разрешения жителя письменного уведомления от жителя о ликвидации задолженности с приложением копий документов, подтверждающих уплату административных штрафов, и(или) вступивших в законную силу решений об отмене соответствующих постановлений.
Согласно пункту 5.1 указанного Положения парковочное разрешение жителя действует в отношении одного зарегистрированного на территории Российской Федерации транспортного средства, принадлежащего на праве собственности:
жителю;
физическим лицам, зарегистрированным органами регистрационного учета по месту жительства в жилом помещении, владение которым является основанием внесения парковочного разрешения жителя в Реестр.
В соответствии с пунктом 5.3 названного Положения в Реестр вносится:
не более двух записей о парковочном разрешении жителя на одну квартиру в многоквартирном жилом доме;
не более одного парковочного разрешения жителя на один платежный документ за жилое помещение и коммунальные услуги, выставляемый нанимателю или собственнику жилого помещения (комнаты) в коммунальной квартире.
Согласно пункту 6.1 вышеуказанного Положения житель вправе изменить запись о парковочном разрешении жителя (изменить персональные данные, транспортное средство или сведения о нем) путем получения соответствующей государственной услуги не ранее чем через один календарный день со дня, следующего за днем предоставления жителю предыдущей государственной услуги по изменению записи о соответствующем парковочном разрешении жителя.
В пункте 6.2 этого Положения установлено, что парковочное разрешение жителя аннулируется, в том числе в следующих случаях:
внесения в Реестр записи о парковочном разрешении жителя в отношении иного лица на основании документов, указанных в пункте 2.2 настоящего Положения, свидетельствующих о переходе прав на жилое помещение, указанных в пункте 1.2 настоящего Положения, иному лицу, - в день внесения в Реестр указанной записи (пункт 6.2.3);
внесения в Реестр, или Реестр парковочных разрешений инвалидов, или Реестр парковочных разрешений многодетных семей соответственно записи о парковочном разрешении жителя, парковочном разрешении инвалида или парковочном разрешении многодетной семьи в отношении иного лица на основании документов, свидетельствующих о переходе права собственности на транспортное средство, указанное в парковочном разрешении жителя, иному лицу - в день внесения указанной записи (пункт 6.2.4);
в течение 10 дней со дня поступления в ГКУ следующих сведений из государственных информационных систем, к которым у ГКУ имеется информационный доступ:
о расторжении договора социального найма, договора найма служебного жилого помещения, отчуждении жителем жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение), владение которым являлось основанием внесения парковочного разрешения жителя в Реестр;
об отчуждении жителем транспортного средства, указанного в парковочном разрешении жителя;
о снятии собственника транспортного средства, указанного в парковочном разрешении жителя, с регистрационного учета по месту жительства или пребывания в жилом помещении, владение которым является основанием внесения парковочного разрешения жителя в Реестр (пункт 6.2.5).
В Положении о парковочном разрешении многодетной семьи установлен порядок обращения за парковочным разрешением многодетной семьи, формирование и ведения Реестра парковочных разрешений многодетных семьей (далее – Реестр)
В пункте 2.5.5 Положения о парковочном разрешении многодетной семьи установлено, что ГКУ отказывает во внесении в Реестр записи о парковочном разрешении инвалида в течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления в следующих случаях:
отсутствие у лица, подавшего заявление, права на обращение за парковочным разрешением многодетной семьи;
представление недостоверных сведений и документов;
наличие не погашенной в течение срока, установленного в статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задолженности по уплате не менее трех административных штрафов, наложенных в соответствии со вступившими в законную силу постановлениями по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением правил пользования платными парковками в Санкт-Петербурге;
истечение срока приостановления рассмотрения заявления, если в течение данного срока не были устранены причины, ставшие основанием приостановления.
Информация о принятом решении направляется лицу, подавшему заявление, в течение трех рабочих дней после его принятия с указанием причин отказа и порядка его обжалования.
Согласно пункту 3.1 названного Положения срок действия парковочного разрешения многодетной семьи составляет три года со дня, следующего за днем внесения в Реестр записи о парковочном разрешении многодетной семьи.
В силу пункта 5.1 этого Положения в Реестр вносится одна запись о парковочном разрешении многодетной семьи:
на одно транспортное средство, зарегистрированное на одного из родителей (усыновителей), опекунов (попечителей).
В соответствии с пунктом 6.1 указанного Положения собственник транспортного средства, указанного в парковочном разрешении многодетной семьи, вправе изменить запись о парковочном разрешении многодетной семьи (изменить персональные данные, транспортное средство или сведения о нем) путем получения соответствующей государственной услуги не ранее чем через один календарный день со дня, следующего за днем предоставления указанному собственнику предыдущей государственной услуги по изменению записи о соответствующем парковочном разрешении многодетной семьи.
С.К.Ю. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением об оспаривании отдельных положений названного нормативного правового акта, после уточнения в судебном заседании требований просит признать недействующими положения пункта 5.4 Приложения № 1 к оспариваемому акту, предложений 3,4 пункта 10 Приложения № 2, пунктов 1.2, 2.1 (абзацы 2,3), 2.2, 2.4.2, 2.4.4 (в части слов «а также если запрос документов в соответствии с пунктом 2.4.2 настоящего Положения не дал результатов», 2.4.5 (абзацы 4-6), 3.1, 4.1, 4.2 (в части слов «со дня направления уведомления»), 5.1, 5.3, 6.1, 6.2.3, 6.2.4, 6.2.5 (абзацы 2-4) Положения о парковочном разрешении жителя, пунктов 2.5.5, 3.1, 5.1, 6.1 Положения о парковочном разрешении многодетной семьи.
В обоснование своих требований С.К.Ю. указал, что является членом многодетной семьи и собственником жилого помещения в многоквартирном доме в зоне платной парковки, введенной в действие в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 03.09.2014 № 837 и распоряжением Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга от 03.08.2015 № 238-р «О создании и использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге».
Административный истец ссылается на то, что оспариваемыми положениями орган исполнительной власти субъекта превысил полномочия, установив новый вид административной ответственности и предусмотрев повторное привлечение к административной ответственности, помимо установленной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.
С.К.Ю. полагает, что оспариваемые положения нарушают его права на благоприятную среду обитания, гарантированную статьей 42 Конституции Российской Федерации, ущемляют права отдельных участников жилищных правоотношений, носят неопределенный характер в части перечня субъектов, обладающих правом на получение парковочного разрешения жителя, а также оснований для аннулирования парковочных разрешений, содержат требования о предоставлении излишних документов, а также необоснованно устанавливают плату за пользование парковочным местом в период, в который место не использовалось, ограничивают льготы многодетных семей. Указанные нормы противоречат положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 1, ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса РФ, ст.34 Семейного кодекса РФ, пп.2 п.1 ст.7, ст.14 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» п.п. 2 п.1 ст. 1.3, п.5 ст. 4.1, п.1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст. 32 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральному закону от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга».
Административный истец и его представитель адвокат К.А.И. в судебное заседание явились, на уточненных исковых требованиях настаивали.
Представители Правительства Санкт-Петербурга К.И.Н., Б.А.В., К.Е.О. в суд явились, представили возражения на заявление, ссылаясь на то, что оспариваемый акт принят в пределах предоставленных Правительству Санкт-Петербурга полномочий, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав административного истца.
Выслушав административного истца, представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав мнение прокурора, полагавшего заявленные требования необоснованными, суд считает, что в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.
Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (подп. 11 п. 2 ст. 26.3) предусмотрено, что решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно статье 4 которого законодательство в указанной сфере состоит из федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Законы субъектов Российской Федерации должны соответствовать названному Федеральному закону, другим федеральным законам, принятым в соответствии с ними указам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации. На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
Статьей 12 названного Федерального закона установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, к числу которых, отнесено принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, и о прекращении такого использования (п.3.1); установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения (п. 3.2); установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения (п. 3.3); определение методики расчета и максимального размера платы за проезд по платным автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения (п.4).
Из изложенного следует, что принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), а также установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Осуществление указанных полномочий в области автомобильных дорог общего пользования регионального значения на территории Санкт-Петербурга отнесено к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга статьей 2 Закона Санкт-Петербурга от 03.12.2008 № 704-130 «О разграничении полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности на территории Санкт-Петербурга».
В соответствии с частью 2 статьи 46 Устава Санкт-Петербурга Правительство Санкт-Петербурга издает постановления Правительства Санкт-Петербурга - нормативные правовые акты по вопросам, нормативное регулирование которых в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом, законами Санкт-Петербурга, правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации отнесено к компетенции Правительства Санкт-Петербурга.
В целях реализации вышеназванных полномочий принято постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 543 «О Порядке создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге» и постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 544 «О Методике расчета платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге».
Этими актами урегулированы процедура создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге, и прекращения такого использования, определены основные термины и понятия, круг лиц, имеющих право на получение парковочного разрешения, в том числе, на льготных условиях, а также формулы для расчета соответствующей платы. При этом определено, что порядок внесения платы за пользование парковками, порядок получения и использования парковочного разрешения жителя, в том числе порядок предоставления парковочных разрешении инвалидов и парковочных разрешений многодетной семьи устанавливаются Правительством Санкт-Петербурга.
В целях реализации указанных актов принято оспариваемое постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2014 № 1294 «О порядке внесения платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге», опубликованное в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2011 № 865 «О порядке официального опубликования правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов исполнительной власти Санкт-Петербурга» на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru, 30.12.2014. В названный нормативный правовой акт внесены изменения постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.03.2015 № 277 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2014 № 1294», опубликованным 24.03.2015 года на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Санкт-Петербурга в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, устанавливающих форму и вид, правила принятия и официального опубликования нормативного правового акта указанного органа государственной власти Санкт-Петербурга.
Оценивая оспариваемое постановление Правительства Санкт-Петербурга на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд принимает во внимание, что как следует из вышеуказанных правовых норм, субъект Российской Федерации при реализации предоставленных ему полномочий по организации парковочных мест на платной основе вправе самостоятельно определить размер и порядок внесения платы за пользование парковками, а также круг лиц, которым предоставляются льготы по оплате за пользование парковочными местами, условия предоставления таких льгот.
Суд не может согласиться с доводами административного истца о том, что отказ в выдаче парковочного разрешения вследствие наличия задолженности по уплате административного штрафа, предусмотренный абзацем 6 пункта 2.4.5, пунктом 4.1 Положения о парковочном разрешении жителя и пунктом 2.5.5 Положения о парковочном разрешении многодетной семьи, а также установленное пунктом 2.4.2 Положения о парковочном разрешении жителя правило истребования сведений о такой непогашенной задолженности, противоречит положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку оспариваемый акт не регулирует отношения в области административных правонарушений, а имеет иной предмет правового регулирования.
Предоставление собственнику транспортного средства права льготного пользования парковочным местом при отсутствии у него непогашенной задолженности по уплате административных штрафов, наложенных за совершение административного правонарушения, связанного с нарушением правил пользования платными парковками в Санкт-Петербурге, а также по истечение трех месяцев с момента уплаты задолженности, является не мерой ответственности за правонарушения, а условием предоставления такой льготы. При этом названное условие не лишает права собственника транспортного средства пользоваться парковочными местами на общих основаниях.
Доводы административного истца о противоречии пунктов 1.2, 2.4.2, 2.4.5, 5.1, 5.3, 6.2 Положения о парковочном разрешении жителя, пункта 5.1 Положения о парковочном разрешении многодетной семьи нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, также являются несостоятельными, поскольку оспариваемый акт регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, которые не относятся к жилищным отношениям в силу положений статей 1,4 указанного кодекса. Способы обеспечения органами государственной власти условий для осуществления гражданами права на жилище, перечисленные в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, не предусматривают одновременное обеспечение на льготном основании права пользования улично-дорожной сетью города, автомобильными дорогами. Предоставление парковочного разрешения жителя или отказ в его предоставлении по указанным в оспариваемом акте основаниям, не ущемляет жилищные прав граждан, не ограничивает их права по пользованию и распоряжению жилыми помещениями.
Доводы административного истца о неопределенности положений пунктов 1.2, 5.1, 6.2 Положения о парковочном разрешении жителя являются необоснованными, поскольку из содержания указанных норм определенно следует, что житель, который может не иметь регистрацию по месту жительства в жилом помещении в зоне платной парковки, вправе получить парковочное разрешение как на принадлежащее ему транспортное средство, так и на транспортное средство, принадлежащее физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства в соответствующем жилом помещении, но не обладающим указанными в пункте 1.2 названного Положения правами на жилое помещение.
При этом само по себе предоставление права получения парковочного разрешения на транспортное средство, зарегистрированное на такое физическое лицо при условии наличия у него регистрации по месту жительства в соответствующем жилом помещении, не ограничивает права и свободы человека, включая и право на жилище, свободу передвижения и выбор места жительства, как ошибочно полагает истец.
Ссылки административного истца на необходимость учета в оспариваемом акте режима совместной собственности супругов в отношении зарегистрированных на одного из них транспортных средств, а также прав собственников транспортных средств, ввозимых на территорию Российской Федерации на срок менее шести месяцев, и владельцев транспортных средств на иных основаниях, не свидетельствуют о противоречии оспариваемых положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе Семейному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону «О безопасности дорожного движения», Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».
Так, как было указано ранее, исходя из положений Федеральных законов № 257-ФЗ от 08.11.2007 и № 184-ФЗ от 06.10.1999, субъект Российской Федерации при установлении порядка организации парковочных мест на платной основе вправе самостоятельно определять круг лиц, имеющих льготные условия паркования, устанавливать основания выдачи соответствующих парковочных разрешений, а также принимать положения, обеспечивающие возможность контроля за использованием парковочных мест на льготном основании.
Право льготного размещения транспортных средств на платных парковках не относится к правомочию по владению транспортным средством, в связи с чем оспариваемые нормы не ограничивают права владельцев транспортных средств на любых основаниях, как полноправных участников дорожного движения, в том числе по пользованию парковочными местами на общих основаниях. Не ограничивают эти положения и права супругов в отношении совместно нажитого имущества, в том числе по использованию такого имущества, при том, что парковочное разрешение жителя действует в отношении конкретного транспортного средства (пункт 5.1 Положения о парковочном разрешении жителя), не зависимо от того, какой супруг фактически им пользуется.
Позиция С.К.Ю. о противоречии п. 2.2 Положения о парковочном разрешении жителя части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» не может быть признана судом обоснованной.
Услуги по внесению в Реестры парковочных разрешений жителя, многодетных семей и инвалидов, записи о парковочном разрешении жителя, инвалида, многодетной семьи, сведений об изменении записи о парковочном разрешении и об аннулировании парковочного разрешения включены в Перечень услуг государственных учреждений, подведомственных исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, предоставляемых на базе многофункциональных центров предоставления государственных услуг в Санкт-Петербурге, утвержденный Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2009 № 1593 «О некоторых мерах по повышению качества предоставления государственных услуг на базе многофункционального центра предоставления государственных услуг в Санкт-Петербурге».
В части 6 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ определен перечень документов, на которые на распространяется установленный пунктом 2 части 1 статьи 7 этого Федерального закона запрет органам, предоставляющим государственные услуги, требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе, находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных услуг.
Согласно части 6.1 статьи 7 указанного Федерального закона законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть предусмотрена реализация требований пункта 2 части 1 настоящей статьи в отношении документов, указанных в части 6 настоящей статьи и необходимых для предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации, в случае, если такие документы находятся в распоряжении государственных органов соответствующего субъекта Российской Федерации, находящихся на территории того же субъекта Российской Федерации, либо подведомственных государственным органам субъекта Российской Федерации организаций, участвующих в предоставлении государственных услуг.
Таким образом, из указанных положений следует, что нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных услуг, может быть определено, что при обращении за оказанием государственной услуги заявителями представляются, в том числе, документы, указанные в пункте 1 части 6 статьи 7 этого Федерального закона.
Необходимость предоставления указанных в оспариваемом пункте 2.2 Положения о парковочном разрешении жителя документов на транспортное средство, а также удостоверений и документов, подтверждающих право гражданина на получение социальной поддержки, прямо предусмотрена названной нормой Федерального закона.
В отношении документов, содержащих данные органов регистрационного учета, в этой оспариваемой норме указано, что они предоставляются только при отсутствии таких сведений в Информационных базах исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, что не противоречит статье 7 Федерального закона.
Указанный в оспариваемой норме документ, подтверждающий внесение годовой платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), не является названным в п.2 ч.1 ст.7 Федерального закона документом, подтверждающим внесение заявителем платы за предоставление государственной услуги по внесению записи в Реестр. При этом обязанность представления такого документа до предоставления услуги по внесению записи в Реестр каким-либо актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит и не нарушает прав заявителей при том, что в соответствии с пунктом 3.1 этого Положения срок действия парковочного разрешения жителя исчисляется со дня, следующего за днем внесения в Реестр соответствующей записи.
Ссылки административного истца на обязание заявителя при этом представить страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС) в нарушение требований статьи 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», не допускающей обработку персональных данных, избыточных по отношению к заявленным целям их обработки, являются ошибочными, поскольку, как следует из оспариваемого акта, СНИЛС используется исключительно в целях идентификации заявителя и в рамках предоставления государственной услуги при осуществлении межведомственного взаимодействия, что соответствует пункту 4 части 1 статьи 6 Федерального закона "О персональных данных".
Требование оспариваемой нормы о предоставлении решения о выборе владельца жилого помещения, в отношении которого будет действовать парковочное разрешение и документов, удостоверяющих личности всех владельцев жилого помещения или полномочия их представителей, не противоречит статьям 246 и 247 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку, оспариваемый акт имеет отличный от этого кодекса предмет регулирования, выдача или отказ в выдаче парковочного разрешения на размещение транспортного средства на льготных условиях не ущемляет жилищные права граждан, не препятствует каким-либо лицам владеть, пользоваться или распоряжаться жилыми помещениями, и обусловлены необходимостью урегулирования порядка получения парковочных разрешений.
Позиция административного истца о противоречии положений пунктов 2.4.4, 2.4.5 Положения о парковочном разрешении жителя и пункта 2.5.5 Положения о парковочном разрешении многодетной семьи требованиям Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ о недопустимости отказа в предоставлении государственной услуги в случае непредставления органом или организацией по межведомственному запросу документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, в соответствующий орган, не может служить основанием для удовлетворения заявления в этой части, поскольку предоставление услуги по внесению записи в Реестры парковочных разрешений допускается только в отношении граждан, имеющих соответствующие права на жилые помещения в зоне платной парковки и не имеющих задолженности по уплате соответствующих штрафов. В связи с чем вышеуказанная запись не может быть осуществлена при отсутствии документов, позволяющих идентифицировать лицо как имеющее право на предоставление парковочного разрешения.
Доводы С.К.Ю. о противоречии пункта 4.2 Положения о парковочном разрешении жителя статье 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения, являются необоснованными, поскольку оспариваемые положения не регулируют гражданско-правовые отношения.
Ссылка административного истца на неопределенность правового регулирования в связи с тем, что житель, приобретший новое транспортное средство, одновременно подпадает под действие пунктов 6.1 и 6.2 Положения о парковочном разрешении жителя, несостоятельна, поскольку из указанных норм следует, что приобретение нового транспортного средства не является основанием для аннулирования парковочного разрешения, житель не лишен права до аннулирования парковочного разрешения по указанным в п.6.2 основаниям изменить запись о парковочном разрешении жителя в соответствии с п.6.1 названного Положения.
Представляется необоснованной и позиция административного истца о противоречии оспариваемых норм Положения о парковочном разрешении многодетной семьи Закону Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга», поскольку эти нормы не регулируют социальные правоотношения. Случаи предоставления мер социальной поддержки и льгот установлены в Законе Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 725-132 и не включают права многодетных семей на размещение транспортных средств на территориях платных парковок на льготном основании.
Указание истца на то, что предоставление только одного парковочного разрешения многодетной семьи ограничивает свободу перемещения таких семей ошибочно, поскольку выдача парковочного разрешения не гарантирует наличие места для размещения транспортного средства на территории платной парковки, одновременно не препятствует размещению транспортных средств на общих основаниях на территории платной парковки или за ее пределами, и при этом не оказывает влияния на свободу перемещения транспортных средств любых категорий граждан.
Следует отметить, что оспариваемый нормативный правовой акт обеспечивает возможность размещения многодетной семьей двух автомобилей в зоне платной парковки на льготном основании. Так, С.К.Ю. получено парковочное разрешение жителя и парковочное разрешение многодетной семьи (л.д.№...)
Доводы о том, что на членов многодетной семьи неосновательно возлагается обязанность по подтверждению статуса многодетной семьи по истечении трех лет со дня внесения в Реестр записи о парковочном разрешении многодетной семьи, не могут быть признаны обоснованными, поскольку возможность установления срока действия парковочного разрешения обусловлена полномочиями субъекта Российской Федерации при организации платных парковок по установлению оснований, порядка выдачи, приостановления, прекращения (аннулирования) действия парковочного разрешения; установление срока действия парковочного разрешения в три года не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.
По этим же основаниям и с учетом характера регулируемых отношений суд не может согласиться с доводами истца, полагающего, что установление срока действия парковочного разрешения жителя на три года (пункт 3.1 Положения о парковочном разрешении жителя) противоречит статьям 209,210 ГК РФ.
Ссылка истца на противоречие пункта 5.4 Приложения 1 к оспариваемому нормативному правовому акту Методике расчета платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 544, не может быть признана обоснованной, поскольку указанные нормативные правовые акты имеют одинаковую юридическую силу. Довод истца о несоответствии оспариваемого положения принципу правовой определенности несостоятелен, поскольку в этой норме содержится четкий порядок суммирования парковочных сессий в течение одного дня при повторном размещении транспортного средства на платной стоянке; определение начала и окончания парковочной сессии, в зависимости от порядка ее оплаты предусмотрено пунктами 5.1 и 5.2 Приложения № 1. Кроме того, указанная норма предусматривает лишь возможность введения соответствующего правила, которое, как следует из пояснений представителя Правительства Санкт-Петербурга в суде, до настоящего времени КРТИ не установлено.
Суд не может согласиться с мнением истца о нарушении положений статьи 782 ГК РФ и статьи 32 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» в связи с установлением в п. 10 Приложения № 2 к оспариваемому акту возможности аннулировать парковочное разрешение только, если до окончания срока его действия осталось не менее одного месяца, и соответственно, вернуть денежные средства только за такой период. Поскольку оспариваемым актом, а также распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 20.01.2015 № 2-р «Об установлении размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге, на 2015 год», предусмотрено, что основанием получения месячных или годовых парковочных разрешений является внесение владельцем транспортного средства платы за пользование парковочным местом на платных парковках за один месяц, несколько месяцев, один год с применением при этом значительного понижающего коэффициента за такой единовременный платеж; при наличии такого разрешения учет фактического времени нахождения транспортного средства в зоне платной парковки не осуществляется.
Изложенный истцом в письменной позиции по делу довод о том, что оспариваемое постановление Правительства Санкт-Петербурга нарушает право истца по беспрепятственному пользованию территорией общего пользования, определенной в соответствии с пунктами 11, 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации ( ГрК РФ), являются ошибочными, поскольку указанные нормы ГрК РФ относят в сфере регулирования градостроительных отношений автомобильные дороги к линейным объектам, а не территориям общего пользования, право субъектов Российской Федерации по созданию платных парковок на автомобильных дорогах установлено ранее указанными положениям Федеральных законов от 06.10.1999 № 184-ФЗ и от 08.11.2007 № 257-ФЗ, оспариваемые положения не регулируют градостроительные отношения.
Позиция административного истца о нарушении оспариваемыми положениями права на благоприятные условия жизнедеятельности со ссылкой на Региональные нормативы градостроительного проектирования, применяемых на территории Санкт-Петербурга, утвержденные Законом Санкт-Петербурга от 14.02.2014 № 23-9, также не может быть признана обоснованной, поскольку указанные акт применяется с учетом положений ч.3 ст.24 и ч.10 ст.45 ГрК РФ для подготовки проекта генерального плана и документации по планировке территории, т.е. для других целей, выходящих за пределы регулирования оспариваемого постановления Правительства Санкт-Петербурга.
Таким образом, суд не находит оснований полагать, что оспариваемые положения постановления Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2014 года № 1294 "О порядке внесения платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге" противоречат актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
С.К.Ю. в удовлетворении административного иска об оспаривании отдельных положений Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2014 года № 1294 "О порядке внесения платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге" – отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Санкт-Петербурга.
Судья Санкт-Петербургского
городского суда - Е.А. Витушкина