ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-162/2022 от 02.09.2022 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-162/2022

УИД: 39ОS0000-01-2022-000140-86

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

2 сентября 2022 года г. Калининград

Калининградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Шубина Д.В.

при секретаре Макаревской А.В.,

с участием прокурора Мещерякова И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 об оспаривании нормативного акта Постановления Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года №361 "О внесении изменений в генеральный план Гурьевского городского округа"

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился с административным иском в суд, указав, что является собственником земельных участков: , площадью 21300 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: , КН , площадью 64000 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ; КН , площадью 160734 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: .

24 января 2019 года решением Совета депутатов Гурьевского ГО №190 утвержден Генеральный план Гурьевского городского округа, в соответствии с которым земельные участки КН , КН , КН включены в функциональную зону «жилая». В соответствии с Постановлением Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года №361 "О внесении изменений в генеральный план Гурьевского городского округа" земельные участки КН , КН , КН отнесены к функциональной сельскохозяйственной зоне. 23 декабря 2020 года он обратился в администрацию Гурьевского ГО с возражениями относительно установления сельскохозяйственной зоны, однако, мотивированного ответа на это заявление он не получил. Далее он обратился в Правительство Калининградской области по поводу межевания перечисленных выше земельных участков, на что был дан положительный ответ, после чего им был заключен договор с проектной организацией на подготовку проекта планировки территории с проектом межевания. Впоследствии проект планировки с проектом межевания был представлен в Правительство Калининградской области, однако не утвержден со ссылкой на то, что земельные участки КН , КН , КН отнесены к функциональной сельскохозяйственной зоне. 3 марта 2022 года он вновь обратился с заявлением о внесении изменений в генеральный план Гурьевского ГО с тем, чтобы отнести перечисленные земельные участки к жилой функциональной зоне, на что был получен отказ. Отнесение земельных участков КН , КН , КН к функциональной сельскохозяйственной зоне противоречит градостроительному регламенту и нарушает права административного истца как их собственника, поскольку он планировал их использование под индивидуальную жилую застройку и понес в связи с этим расходы, в том числе на подготовку проекта планировки. С учетом уточнения, просит признать недействующим Постановление Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года №361 "О внесении изменений в генеральный план Гурьевского городского округа" в части отнесения земельных участков КН , КН , КН к функциональной зоне «зона сельскохозяйственного использования (сущ.)».

Представитель административного истца ФИО1 ФИО2 заявленные административные исковые требования поддержал, пояснил, что собственником запланирован раздел земельных участков КН , КН , КН на порядка 200 земельных участков для индивидуального жилищного строительства, соответственно при их застройке увеличиться население , однако, действующий Генеральный план предполагает строительство объектов социальной и транспортной инфраструктуры, позволяющей такой рост. Так, Положением о территориальной планировании Гурьевского ГО, являющегося составной частью Генерального плана, утв. ДД.ММ.ГГГГ решением Совета депутатов Гурьевского ГО , предусмотрено строительство в пос. Голубево детского сада на 240 мест, объектов спортивного и культурно-досугового назначения, реконструкция осушительной насосной станции №83С у поселка, объекта капитального строительства электроснабжения, артезианской скважины, очистных сооружений и прочего. Кроме того, как следует из ответа ГКУ КО «Управление дорожного хозяйства Калининградской области» от 31 августа 2022 года, запланирован ремонт автодороги Калининград – Мамоново – ст. Голубево. Необходимо также учесть, что население пос. Голубево в результате освоения спорной территории увеличиться не одномоментно, а, с учетом специфики застройки индивидуальными жилыми домами, в течение нескольких лет, то есть нагрузка на инфраструктуру будет увеличиваться постепенно, следуя за ее развитием.

Представитель административного ответчика Правительства Калининградской области и заинтересованного лица Министерства градостроительной политики Калининградской области ФИО3 возражала против заявленных административных исковых требований. Согласно данным ей пояснениям и письменному отзыву Правительства Калининградской области, оспариваемое постановление Правительства Калининградской области от 18.06.2021 №361 «О внесении изменений в генеральный план Гурьевского городского округа» принято Правительством Калининградской области в рамках установленных полномочий с соблюдением предусмотренного Градостроительным кодексом РФ порядка и порядка вступлению в силу нормативных правовых актов. Первоначально, до утверждения 24 января 2019 года решением Совета депутатов Гурьевского ГО №190 Генерального плана Гурьевского городского округа, спорные земельные участки относились к сельскохозяйственной функциональной зоне и в настоящее время имеют соответствующий вид разрешенного использования. Причина, по которой в 2019 году они были отнесены к жилой функциональной зоне, неизвестна. Такое решение было принято без учета стратегии развития района, существующей и планируемой инфраструктуры. Согласно действующему Положению о территориальном планировании, строительство объектов социальной инфраструктуры с учетом застройки земельных участков КН , КН , КН 39 не запланировано, то есть существующая и планируемая инфраструктура не смогут обеспечить нормальную жизнедеятельность пос. Голубево в этом случае. Земельный участок КН 39:03:080817:1622 является многоконтурным и относится к разным функциональным зонам, однако, прямого запрета на это в законе не содержится. Предполагается внесение изменений в Генеральный план Гурьевского ГО с целью отнесения этого земельного участка к одной функциональной зоне, однако, в настоящее время наличие различных зон в границах одного участка прав административного истца не нарушает.

Представитель административного ответчика Гурьевского окружного Совета депутатов, заинтересованного лица администрации Гурьевского муниципального округа ФИО4 полагал возможным заявленные административные исковые требования удовлетворить. В обоснование пояснил, что застройка земельных участков КН , КН , КН стратегии развития муниципального образования. В пос. Голубево, а также расположенных рядом поселках Цветково, Ласкино, Ново-Дорожный запланировано строительство детских садов, школы, развитие инженерной и транспортной инфраструктуры. По результатам общественных слушаний администрацией Гурьевского ГО было дано заключение о сохранении функциональной зоны «жилая зона» в отношении спорных участков.

Заслушав участвующих в деле лиц, прокурора, полагавшего необходимым заявленные административные исковые требования удовлетворить частично, суд приходит к следующему.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (статья 3 ГрК РФ).

В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 24 ГрК РФ утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительных орган муниципального образования принимает муниципальные правовые акты.

Статьей 8.2 ГрК РФ установлена возможность перераспределения полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в области градостроительной деятельности в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации».

С 1 января 2017 года в соответствии с п.п. 2, 3 п. 1 ст. 1 Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года №19 полномочия по утверждению документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, правил землепользования и застройки, внесению таких изменений в такие документы переданы Правительству Калининградской области.

В соответствии с п. 4 ст. 2 указанного закона документы территориального планирования, документы градостроительного зонирования муниципальных образований, документация по планировке территории муниципальных образований, местные нормативы градостроительного проектирования, разработка которых была начата до вступления в силу данного закона, утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.

К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).

Генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3 статьи 23 ГрК РФ).

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).

Пунктом 2 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Функциональные зоны пунктом 5 статьи 1 ГрК РФ определены как зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.

В соответствии с частью 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит в том числе положение о территориальном планировании и карту функциональных зон поселения или городского округа.

Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (пункт 2 части 4 статьи 23 ГрК РФ).

Установлено, что Генеральный план Гурьевского городского округа утвержден решением Гурьевского окружного совета депутатов от 24 января 2019 года №190.

12 марта 2019 года №97 издан приказ Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, в соответствии с которым начата подготовка внесения изменений в генеральный план Гурьевского ГО, утвержденный решением Гурьевского окружного совета депутатов от 24 января 2019 года №190.

Общественные обсуждения по проекту были назначены постановлением администрации МО «Гурьевский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ №3702. Срок, порядок приема замечаний и предложений определен с 20 ноября 2020 года по 12 января 2021 года в электронном виде. Определены места размещения демонстрационных материалов проекта. Постановление опубликовано в газете «Наше время» выпуск от 20 ноября 2020 года №46.

12 января 2021 года был составлен протокол общественных обсуждений по проекту внесения изменений в генеральный план Гурьевского ГО, 19 января 2021 года – заключение по результатам общественных обсуждений, которое опубликовано в газете «Наше время» выпуск от 22 января 2021 года №2.

Проект внесения изменений в генеральный план Гурьевского ГО был согласован с министерствами и ведомствами.

18 июня 2021 года издано Постановление Правительства Калининградской области №361 «О внесении изменений в генеральный план Гурьевского городского округа», которое было опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 23 июня 2021 года.

Согласно тексту указанного постановления, генеральный план Гурьевского ГО фактически изложен в новой редакции.

Процедура принятия и опубликования постановления Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года №361 «О внесении изменений в генеральный план Гурьевского городского округа» являлась предметом проверки по административным делам №3а-25/2022, 3а-26/2022, №3а-9/2022, рассмотренных Калининградским областным судом.

ФИО1 обратился с административным иском в суд, указав, что является собственником земельных участков: , площадью 21300 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ; площадью 64000 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ; , площадью 160734 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира:

Указанные земельные участки поставлены на кадастровый учет: – 6 мая 2015 года, – 19 ноября 2012 года, – 16 апреля 2014 года. Земельный участок является многоконтурным, два его замкнутых контура в документах обозначены как (1) и (2), причем последний контур расположен отдельно от трех других спорных участков, являющихся смежными.

27 мая 2015 года ФИО1. приобрел право собственности на земельный участок с кадастровым номером 39:03:080817:2516 по договору дарения от 14 мая 2015 года; 31 декабря 2014 он приобрел право собственности на земельный участок с кадастровым номером по договору дарения от 20 декабря 2014 года; 14 мая 2014 года приобрел право собственности на земельный участок с кадастровым номером по договору дарения.

Согласно ранее действовавшему генеральному плану МО «Новомосковское сельское поселение», утвержденному решением Новомосковского сельского Совета депутатов №133 от 26 апреля 2013 года, земельные участки относились к следующим зонам: КН39:03:080817:1622 – зона сельскохозяйственного назначения – пастбища и сенокосы, и – зона сельскохозяйственного использования.

Решением Гурьевского окружного Совета депутатов от 24 апреля 2015 года №363 в генеральный план МО «Новомосковское сельское поселение», утв. решением Новомосковского сельского Совета депутатов №133 от 26 апреля 2013 года, внесены изменения, которыми перечисленные земельные участки отнесены к функциональной зоне сельскохозяйственного использования.

24 января 2019 года решением Гурьевского Совета депутатов от №190 принят новый генеральный план Гурьевского городского округа. В соответствии с картой функциональных зон, являющейся его составной частью, земельные участки , , относились к функциональной зоне «жилая зона (планир.)».

После внесения изменений в Генеральный план Гурьевского городского округа Постановлением Правительства Калининградской области №361 от 18 июня 2021 года земельные участки , , (1) отнесены к функциональной зоне «зона сельскохозяйственного использования (сущ.)», а земельный участок (2), то есть второй контур - к функциональной зоне «жилая зона».

В настоящее время земельные участки , имеют вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования, – для сельскохозяйственного производства.

Генеральный план городского округа, утверждаемый муниципальным правовым актом, не должен противоречить Градостроительному кодексу, в том числе основным принципам законодательства о градостроительной деятельности (часть 4 статьи 3 и часть 13 статьи 24 Градостроительного кодекса).

В силу п. 4 ст. 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон.

Поскольку при корректировке Правил землепользования и застройки городского округа в части отнесения земельного участка к одной из территориальных зон приведет к несоответствию с Генеральным планом городского округа в части нахождения этого земельного участка в двух функциональных зонах, в нарушение требований градостроительного законодательства, то в этой части Генеральный план Гурьевского городского округа подлежит признанию недействующим.

Относительно отмены оспариваемого нормативного акта в части установления к функциональной зоне «зона сельскохозяйственного назначения (сущ.)» земельных участков с кадастровыми номерами , суд приходит к следующему.

Положения статей 5.1 и 28 ГрК РФ призваны обеспечить каждому заинтересованному лицу возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учет мнения участников публичных слушаний, в том числе путем предоставления возможности довести до сведения уполномоченного органа свое мнение по соответствующему вопросу, при этом результаты публичных слушаний, оформленные в виде заключения, носят лишь рекомендательный характер.

Изменение функциональной зоны в отношении земельных участков с кадастровыми номерами являлось предметом общественного обсуждения, в котором ФИО1 принял участие и возражал против него. Согласно заключению по итогам общественных обсуждений, администрация муниципального образования также возражала против изменения функциональной зоны в границах этих участков.

Принятие по вопросу градостроения решения, не соответствующего мнению участника общественного обсуждения и заключению его организатора, не противоречит действующему законодательству. Каких-либо несоответствий в документах, касающихся проведения общественных обсуждений по проекту внесении изменений в генеральный план Гурьевского городского округа, не имеется.

Территориальное планирование является воплощением долгосрочной стратегии развития населенного пункта, в котором должны быть созданы приемлемые условия для отдыха и нормальной повседневной жизнедеятельности проживающих в нем лиц. Генеральный план как воплощение направления долгосрочного развития территории приоритетен по отношению к градостроительному регламенту территории и производным от него видам разрешенного использования земельных участков.

Установлено, что в настоящее время актуальных данных о численности населения пос. Голубево Гурьевского ГО не имеется, ориентировочно она менее 1000 человек.

Согласно пояснительной записке администрации Гурьевского МО, действующим Генеральным планом строительство социальных объектов в пос. Голубево не предусмотрено, таковые планируются в расположенных рядом пос. Ласкино и Ново-Дорожное. Подготовка же Генерального плана в 2019 году, которым строительство объектов инфраструктуры предусматривалось, осуществлялась на основании Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Гурьевский городской округ» на период до 2030 года, утв. решением окружного Совета депутатов от 23 декабря 2016 года №25.

В соответствии с письмом Управления дорожного хозяйства администрации Гурьевского МО от 29 марта 2022 года предлагается внести изменения в Генеральный план, предполагающие строительство-реконструкцию автодороги Голубевское шоссе – подъездная дорога к ЖК «Рублевочка-Вест». Как следует из картографического материала, эта дорога должна проходить вдоль северной границы земельных участков , на восток к Мамоновскому шоссе, причем ЖК «Рублевочка-Вест» располагается далее с северной стороны дороги.

Как следует из Потребности территории пос. Голубево в обеспечении граждан необходимыми объектами социальной и транспортной инфраструктуры от 31.08.2022 №4344-МГП, расчетная численность населения пос. Голубева, исходя из его площади, составляет 840 человек. Согласно существующим нормативам для обеспечения населения такой численности необходимо дошкольное учреждение на 84 места, общеобразовательное учреждение на 151 место. В пос. Голубево имеется один частный детский сад на 80 мест. В случае увеличения территории для жилищного строительства и роста населения поселка требуется внесение корректировок в Генеральный план в части строительства объектов социальной и транспортной инфраструктуры.

В соответствии с действующим Положением о территориальном планировании, являющимся частью Генерального плана Гурьевского ГО, в пос. Голубево строительство детского сада и общеобразовательной школы, а также иных объектов социальной инфраструктуры, не планируется. В этом населенном пункте запланировано строительство артезианской скважины в производственной зоне (до 2040 г.); канализационной сети 7,5 км, канализационных очистных сооружений, очистных сооружений дождевой канализации, межпоселкового газопровода с ШРП (до 2040 г.). Данных о расширении пропускной способности автодорог в поселке, выездов из него, не имеется. Предложение Управления дорожного хозяйства администрации Гурьевского МО от 29 марта 2022 года носит рекомендательный характер, и направлено на обеспечение иного жилого массива.

Из изложенного видно, что в случае роста населения поселка Голубево, который произойдет в результате застройки земельных участков , , , нужды населения не могут быть обеспечены существующей и планируемой инфраструктурой данного населенного пункта. Доводы администрации Гурьевского МО об обратном, а также о том, что такая застройка отвечает интересам муниципального образования, конкретными данными не обоснованы.

Следовательно, требование об отмене оспариваемого нормативного акта в части отнесения к функциональной зоне «зона сельскохозяйственного назначения (сущ.)» земельных участков с кадастровыми номерами , противоречит публичным интересам.

Довод о несоответствии оспариваемой редакции Генерального плана действующим Правилам землепользования и застройки судом отвергается, поскольку частью 3 ст. 9, чч. 9, 10 ст. 31, п. 1 ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 34, ч. 15 ст. 35 ГрК РФ установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития.

Таким образом, заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению в части признания недействующим и не подлежащим постановления Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года №361 «О внесении изменений в генеральный план Гурьевского городского округа» в части отнесения к функциональным зонам «Жилая зона (планир.)», «зона сельскохозяйственного назначения (сущ.)» земельного участка с кадастровым номером 39:03:080817:1622; в удовлетворении требований об отмене этого нормативного акта в части установления функциональной зоны «зона сельскохозяйственного назначения (сущ.)» в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , следует отказать.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать недействующим и не подлежащим применению с даты вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года №361 «О внесении изменений в генеральный план Гурьевского городского округа» в части отнесения к функциональным зонам «Жилая зона (планир.)», «зона сельскохозяйственного назначения (сущ.)» земельного участка с кадастровым номером .

В удовлетворении заявленных административных исковых требований о признании недействующим и не подлежащим применению с даты вступления решения суда в законную силу постановления Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года №361 «О внесении изменений в генеральный план Гурьевского городского округа» в части отнесения к функциональной зоне «зона сельскохозяйственного назначения (сущ.)» земельных участков с кадастровыми номерами , - отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 9 сентября 2022 года.

Судья Д.В. Шубин