ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-162/2023 от 25.01.2024 Белгородского областного суда (Белгородская область)

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

УИД 31ОS0000-01-2023-000328-29 Дело № 3а-22/2024

(3а-162/2023)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 января 2024 года город Белгород

Белгородский областной суд в составе:

судьи Сотниковой Е.В.

при секретаре Зиновьевой Я.Г.

с участием прокурора Мелиховой Н.Н., представителей административного истца Агеевой Л.Я. – Конопак Н.М., административных ответчиков министерства строительства Белгородской области, управления архитектуры и градостроительства Белгородской области Беликовой С.Ю., администрации города Белгорода Кулешовой Е.Н.,

в отсутствии административного истца Агеевой Л.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Агеева Л.Я. о признании не действующим в части Генерального плана городского округа «Город Белгород» Белгородской области, утвержденного распоряжением департамента строительства и транспорта Белгородской области № 22 от 22 января 2016 года; признании недействующим приказа управления архитектуры и градостроительства Белгородской области № 51-ОД-Н от 6 марта 2023 года «Об утверждении документации по планировке территории в составе проекта планировки и проекта межевания территории, предусматривающие размещение линейного объекта: «Ливневая канализация для отведения сточных вод в городе Белгороде»,

установил:

Агеева Л.Я. (далее также административный истец), являясь собственником земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> и находящегося на нем нежилого здания, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , обратилась в Белгородский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила:

признать недействующим пункт 3.37 таблицы 2.2 «Ливневая канализация на пересечении ул. Преображенской с ул. Н. Чумичова» Генерального плана городского округа «Город Белгород» Белгородской области, утвержденного распоряжением департамента строительства и транспорта Белгородской области от 22 января 2019 года № 22;

признать недействующим приказ управления архитектуры и градостроительства Белгородской области от 6 марта 2023 года № 51-ОД-Н «Об утверждении документации по планировке территории в составе проекта планировки и проекта межевания территории, предусматривающие размещение линейного объекта: «Ливневая канализация для отведения сточных вод в городе Белгороде».

Требования мотивировала тем, что 5 апреля 2023 года администрацией города Белгорода издано распоряжение № 8/10 «Об изъятии объектов недвижимости, расположенных по улице Преображенской, для муниципальных нужд». В перечень объектов, подлежащих изъятию, включен принадлежащий ей земельный участок и расположенное на нем нежилое здание. Данное распоряжение обжаловалось, решением Свердловского районного суда города Белгорода от 6 сентября 2023 года в удовлетворении требований о признании незаконным распоряжения об изъятии объектов недвижимости, расположенных на улице Преображенской, для муниципальных нужд отказано, в связи с тем, что оспариваемое распоряжение вынесено на основании приказа № 190-ОД-Н «О внесении изменений в генеральный план городского округа «Город Белгород» Белгородской области и приказа управления архитектуры и градостроительства Белгородской области от 6 марта 2023 года № 51-ОД-Н «Об утверждении документации по планировке территории в составе проекта планировки и проекта межевания территории, предусматривающие размещение линейного объекта: «Ливневая канализация для отведения сточных вод в городе Белгороде». Решением Белгородского городского Совета от 25 октября 2022 года № 620 «О внесении изменений в решение Совета депутатов города Белгорода от 27 апреля 2016 года № 364 «Об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа «Город Белгород» на 2016-2025 годы» программа была дополнена строкой 7.13 «Строительство сетей ливневой канализации Д=500 мм в районе дома № 70а по ул. Преображенская». В силу части 5.2 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации с учетом программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа «Город Белгород» на 2016-2025 годы» документы территориального планирования должны были быть подготовлены в отношении линейного объекта «Ливневая канализация Д=500 мм в районе дома № 70а по ул. Преображенская», а не «Ливневая канализация на пересечении ул. Преображенская с ул. Н. Чумичова». Публичные слушания проводились по вопросу строительства ливневой канализации Д=500 мм на пересечении ул. Преображенской с ул. Н.Чумичова. При проведении публичных слушаний административный истец, как и другие жители города, была введена в заблуждение из-за недостоверной информации относительно места (адреса) предполагаемого строительства ливневой канализации и лишена возможности высказать свои замечания и предложения относительно других вариантов строительства ливневой канализации другим маршрутом, без изъятия земельного участка. Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией объектов федерального, регионального или местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов. Ливневую канализацию возможно проложить между домами 70а и 74а по ул. Преображенская и далее по ул. Преображенская до пересечения с ул. Н. Чумичова, без изъятия земельного участка. Внесение в Генеральный план городского округа «Город Белгород» Белгородской области линейного объекта «Ливневая канализация на пересечении ул. Преображенской с ул. Н. Чумичова для отведения сточных вод» и утверждение приказом управления архитектуры и градостроительства Белгородской области документации по планировке территории в составе проекта планировки и проекта межевания территории, предусматривающие размещение линейного объекта «Ливневая канализация для отведения сточных вод в городе Белгороде» проведены в нарушение части 1,2 статьи 5.1, части 5.2 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации. Оспариваемые нормативные акты нарушают права административного истца, поскольку послужили основанием для издания администрацией города Белгорода распоряжения, позволяющего в принудительном порядке изъять объекты недвижимости и лишить на указанные объекты права собственности.

В судебное заседание административный истец Агеева Л.Я., извещенная о рассмотрении дела надлежащим образом и своевременно, посредством заказного письма с уведомлением (РПО80408792366582 возвращено в адрес суда из-за истечения срока хранения) не явилась, обеспечила участие своего представителя.

Представитель административного истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении административного искового заявления по приведенным в нем доводам.

Представители административных ответчиков министерства строительства Белгородской области, управления архитектуры и градостроительства Белгородской области и администрации города Белгорода полагали заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. Сослались на то, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции, с соблюдением порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования, не противоречат действующему законодательству и не нарушают права административного истца. Существенных процедурных нарушений принятия оспариваемых нормативных правовых актов не допущено, публичные слушания проведены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Выслушав объяснения представителей сторон, свидетеля ФИО., исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав оспариваемые нормативные правовые акты на их соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Мелиховой Н.Н., полагавшей, что требования законодательства при принятии оспариваемых нормативных правовых актов соблюдены в полном объеме, суд приходит к следующему.

В силу положений статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность – деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений; территориальное планирование – планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; функциональные зоны – зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, согласно статье 72 Конституции Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, регламентируются положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, которым предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (статья 3).

В силу положений части 1 статьи 7, пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ), пунктов 1, 3,4 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32, статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утверждение генерального плана, документации по планировке территории относится к вопросам местного значения поселения.

Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации); являются документами долгосрочного территориального планирования (часть 11 статьи 9, пункт 3 части 1 статья 18, пункт 4 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (часть 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в случае, если необходимо изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения.

Исходя из положений пункта 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией таких объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, как автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены: утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования); утвержденными проектами планировки территории (подпункт 2 пункта 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации).

Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории, внесения в нее изменений и ее отмены определен статьями 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в силу которых проекты планировки территории до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (часть 13.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Одними из принципов функционирования правовых механизмов и норм градостроительного законодательства являются обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности (статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные Градостроительным кодексом Российской Федерации, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статья 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с таким порядком, к полномочиям департамента строительства и транспорта Белгородской области (распоряжением Правительства Белгородской области от 29 ноября 2021 года № 596-рп с 01 января 2022 года переименован в министерство строительства Белгородской области) как органа исполнительной власти Белгородской области в сфере градостроительства на день принятия оспариваемых нормативных правовых актов относилось утверждение документов территориального планирования поселений, правил землепользования и застройки поселений. По этим вопросам начальник департамента издавал распоряжения (пункт 11 статьи 4 закона Белгородской области «О регулировании градостроительной деятельности в Белгородской области», подпункты 1, 2 статьи 2, статья 4 закона Белгородской области от 21 декабря 2017 года № 223 «О перераспределении отдельных полномочий в сфере градостроительной деятельности между органами местного самоуправления и органами государственной власти Белгородской области», подпункт 3.1.16, пункт 6.5 Положения о департаменте строительства и транспорта Белгородской области, утвержденного постановлением Правительства Белгородской области от 20 августа 2012 года № 346-пп).

В соответствии с законом Белгородской области от 21 декабря 2017 года № 223 «О перераспределении отдельных полномочий в сфере градостроительной деятельности между органами местного самоуправления и органами государственной власти Белгородской области», к полномочиям органа исполнительной власти Белгородской области отнесены полномочия органов местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности, в частности утверждение документов территориального планирования городских округов.

Положением об управлении архитектуры и градостроительства Белгородской области, утвержденным постановлением Правительства Белгородской области от 19 марта 2018 года № 85-пп (далее – Положение № 85-пп) определено, что органом исполнительной власти Белгородской области, реализующим перераспределенные полномочия в сфере градостроительства, является управление.

В соответствии с пунктом 4.5 Положения № 85-пп, начальник управления издает нормативные правовые акты в форме приказов.

В соответствии с требованиями части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административными ответчиками представлена совокупность письменных доказательств в подтверждение соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия министерства строительства Белгородской области и управления архитектуры и градостроительства Белгородской области на принятие оспариваемых нормативных правовых актов; форму и вид решений; процедуру принятия этих решений и введения их в действие, в том числе порядок опубликования.

Административным истцом вопросы соблюдения компетенции, порядка опубликования оспариваемых нормативных правовых актов не оспаривались.

Проверяя соответствие генерального плана и приказа об утверждении документации по планировке территории, межевания территории нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемых нормативных правовых актов недействующими.

Судом установлено, что административному истцу Агеева Л.Я. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, с видом разрешенного использования – для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес> и находящееся на нем нежилое сооружение с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м. Право собственности на земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, на нежилое сооружение – ДД.ММ.ГГГГ.

27 апреля 2016 года решением Совета депутатов города Белгорода № 364 утверждена программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа «город Белгород» на 2016-2025 годы, устанавливающая перечень мероприятий по строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, программами в области обращения с отходами.

Утвержденная программа является документом, на основании которого органы местного самоуправления и организации коммунального комплекса принимают решение о подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства (объекты производственного назначения - головные объекты систем коммунальной инфраструктуры и линейные объекты систем коммунальной инфраструктуры), о подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта перечисленных объектов капитального строительства.

Названной программой в редакции, утвержденной решением Белгородского городского Совета от 25 октября 2023 года № 620, с целью отвода подземных и дождевых вод, повышения экологической безопасности, улучшения качества жизни населения, определено строительство сетей ливневой канализации Д=500 мм в районе дома № 70а по ул. Преображенской города Белгорода.

Генеральный план городского округа «город Белгород» утвержден распоряжением департамента строительства и транспорта Белгородской области № 22 от 22 января 2019 года.

В генеральный план неоднократно вносились изменения распоряжениями департамента строительства и транспорта Белгородской области № 368 от 19 июня 2019 года, № 249 от 18 мая 2020 года. Последняя редакция от 22 октября 2020 года № 391.

В соответствии с пунктами 2-4 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит: карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.

На указанных картах, в силу требований подпункта «а» пункта 1 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации подлежат отображению, в том числе, планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение.

При таких обстоятельствах, планируемый линейный объект - ливневая канализация подлежал отображению на Генеральном плане городского округа «город Белгород».

Процедура внесения изменений в генеральный план обозначена статьями 9, 24 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является идентичной процедуре принятия генерального плана.

Так, в целях соблюдения процедуры внесения изменений в генеральный план первым заместителем главы администрации города Белгорода принято распоряжение № 887 от 15 октября 2021 года «О подготовке предложений о внесении изменений в генеральный план городского округа «Город Белгород» Белгородской области». Распоряжение опубликовано на официальном сайте органов местного самоуправления города Белгорода в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.beladm.ru).

ФГУП «Российский государственный Научно – исследовательский и проектный институт Урбанистики» разработаны и представлены материалы по обоснованию Генерального плана развития городского округа «Город Белгород» до 2025 года, которые были опубликованы на официальном сайте администрации города Белгорода в сети Интернет (www.beladm.ru).

В соответствии с пунктом 9.4 Порядка организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений в городе Белгороде, утвержденного решением Белгородского городского Совета от 29 мая 2018 года № 659, оповещением от 3 октября 2022 года на 7 ноября 2022 года с 11-00 часов, в здании управления архитектуры и градостроительства администрации города Белгорода назначено проведение публичных слушаний по проекту внесения изменений в Генеральный план городского округа «Город Белгород» Белгородской области, утвержденный распоряжением департамента строительства и транспорта Белгородской области от 22 января 2019 года № 22 (в редакции от 22 октября 2020 года № 391).

Оповещение о начале публичных слушаний размещено на официальном сайте администрации города Белгорода в сети Интернет (www.beladm.ru), в газете «Наш Белгород» (№ 39 (1981) от 7 октября 2022 года) и содержит информацию о времени, месте и форме проведения публичных слушаний, времени и месте открытия экспозиции проекта изменений в генеральный план, данные о размещении информационных материалов на официальном сайте органов местного самоуправления города Белгорода в сети Интернет, порядок ознакомления с материалами, время проведения консультаций по экспозиции, прием предложений по этому вопросу, а также иную информацию в соответствии с требованиями статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Экспозиция проводились в период с 7 октября 2022 года по 7 ноября 2022 года с соблюдением установленного законом срока.

Таким образом, всем жителям города Белгорода, желающим участвовать в публичных слушаниях, была предоставлена возможность выразить свое мнение в период проведения экспозиции.

Согласно листу регистрации участников публичных слушаний, 7 ноября 2022 года при проведении публичных слушаний участвовало 7 человек.

По результатам публичных слушаний подготовлено заключение от 7 ноября 2022 года, согласно которому, проекты внесения изменений в генеральный план одобрены, рекомендовано направить материалы в управление архитектуры и градостроительства Белгородской области для принятия решения.

Заключение о результатах публичных слушаний 11 ноября 2022 года размещено в установленном порядке на официальном сайте администрации города Белгорода в сети Интернет (www.beladm.ru), а также опубликовано в газете «Наш Белгород», то есть, доведено до сведения широкого круга лиц.

Изменения в Генеральный план городского округа «Город Белгород» утверждены приказом управления архитектуры и градостроительства Белгородской области № 190-ОД-Н от 14 ноября 2022 года, таблица 2.2 «Планируемые для размещения объекты местного значения городского округа, относящиеся к областям электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения» раздела 2 Положения дополнена пунктом 3.37 следующего содержания: «Ливневая канализация на пересечении ул. Преображенской с ул. Н. Чумичова для отведения сточных вод, d 500 мм, 0,35 км (пункт 1.6.2 приказа).

Приказ опубликован в Вестнике нормативных правовых актов Белгородской области 15 ноября 2022 года.

Согласно пункта 2 статьи 1, части 1 статьи 96, статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территориальное планирование является долгосрочным планированием развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

К документам территориального планирования муниципальных образований отнесен генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), который содержит, в том числе карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа, на которых отображаются, в частности, планируемые для размещения объекты местного значения городского округа (автомобильные дороги местного значения); границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (подпункты 1 и 3 части 3, часть 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации),

Реализация документов территориального планирования осуществляется, в том числе, путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 часть 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Из содержания частей 1 и 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории.

Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства в случае, если планируются строительство, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов), по общему правилу является обязательной (пункт 5 части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 10.1 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к линейным объектам отнесены: линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Согласно положениям статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов) в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (часть 10).

Из вышеизложенного следует, что нормативная регламентация градостроительной деятельности носит комплексный характер, при этом проект планировки территории и проект межевания территории должны соответствовать действующим документам территориального планирования, а также нормативам градостроительного проектирования.

В силу части 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории городского округа принимаются, в частности, органами местного самоуправления.

Особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления городского округа, устанавливаются статьёй 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории для размещения линейного объекта назначены на 23 января 2023 года с 14-00 часов, по адресу: город Белгород, пр-кт Белгородский, 114-в оповещением комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки в городе Белгороде от 26 декабря 2022 года № 164, размещенном на официальном сайте администрации города Белгорода в сети Интернет (www.beladm.ru), в газете «Наш Белгород» (№ 51 (1993) от 29 декабря 2022 года).

Оповещение содержит информацию о времени, месте и форме проведения публичных слушаний, времени и месте открытия экспозиции документации по планировке территории и проекта межевания территории, данные о размещении информационных материалов на официальном сайте органов местного самоуправления города Белгорода в сети Интернет, порядок ознакомления с материалами, время проведения консультаций по экспозиции, прием предложений по этому вопросу, а также иную информацию в соответствии с требованиями статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Экспозиция документации, подлежащей рассмотрению на публичных слушаниях, проводилась в период с 30 декабря 2022 года по 23 января 2023 года с соблюдением установленного законом срока, что позволяло всем жителям города Белгорода, желающим участвовать в публичных слушаниях, выразить свое мнение в период проведения экспозиции.

Согласно листу регистрации, при проведении публичных слушаний 23 января 2023 года участвовал 1 человек.

По результатам подготовлено заключение от 23 января 2023 года, согласно которому, по предложенному на обсуждение проекту принято решение о возможности утверждения документации по планировке территории, рекомендовано направить материалы в управление архитектуры и градостроительства Белгородской области для принятия решения.

27 января 2023 года заключение в установленном порядке опубликовано в газете «Наш Белгород» (№ 3 (1996), то есть, доведено до сведения широкого круга лиц.

Документация по планировке территории в составе проекта планировки и проекта межевания территории, предусматривающие размещение линейного объекта: «Ливневая канализация на пересечении ул. Преображенской с ул. Н. Чумичова для отведения сточных вод» в г. Белгороде утверждена приказом управления архитектуры и градостроительства Белгородской области № 51-ОД-Н от 6 марта 2023 года.

Приказ опубликован в Вестнике нормативных правовых актов Белгородской области 13 марта 2023 года.

Анализируя вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий, с соблюдением предусмотренной законом процедуры принятия таких актов и опубликованы в установленном законом порядке.

Доводы представителя административного истца о нарушении части 1,2 статьи 5.1, части 5.2 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации при внесении изменений в Генеральный план городского округа «Город Белгород» и утверждении документации по планировке территории, суд находит не состоятельными.

Из анализа положений статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 28 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что общественные обсуждения как одна из форм участия населения в местном самоуправлении призвана к выявлению мнения населения и доведения данного мнения до представительного органа местного самоуправления.

Публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный характер.

Конституционный Суд Российской Федерации подчеркивает, что публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения – выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получения общественной оценки правового акта (Определение от 15 июля 2010 года №931-О-О).

Заключение о результатах публичных слушаний по своей правовой природе не может носить ни рекомендательного, ни императивного характера, а является основанием для подготовки рекомендаций и им предшествует. Решения, принятые на публичных слушаниях, как не имеющие властно-обязывающего характера, не порождающие непосредственно правовых последствий, не могут нарушать какие-либо права административного истца.

Публичные слушания являются публично-правовым институтом выявления коллективного мнения, позволяющим в комплексе учесть потребности населения и территорий в развитии и согласовать государственные, общественные и частные интересы в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания, на что в первую очередь направлена регламентация градостроительной деятельности в соответствии со статьёй 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Результаты публичных слушаний учитываются, но в то же время не являются определяющими.

Вопреки утверждениям представителя административного истца, материалами административного дела подтверждается, что возможность участвовать в обсуждении проекта внесения изменений в генеральный план города Белгорода и документации по планировке территории в составе проекта планировки и межевания территории, предусматривающие размещение линейного объекта была обеспечена всем заинтересованным лицам, в том числе и административному истцу.

Доказательств, свидетельствующих о нарушении порядка проведения публичных слушаний не представлено. Порядок, а также сроки направления оповещения о проведении публичных слушаний организаторами соблюдены.

То обстоятельство, что согласно программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа «Город Белгород» на 2016-2025 годы документы по планировке территории должны быть подготовлены в отношении линейного объекта «Ливневая канализация в районе дома № 70а по ул. Преображенская», а публичные слушания проводились по вопросу строительства ливневой канализации на пересечении ул. Преображенской с ул. Н.Чумичова, вопреки доводам представителя административного истца не свидетельствует о недостоверности информации относительно места (адреса) предполагаемого строительства ливневой канализации и введении в заблуждение участников публичных слушаний.

В соответствии с частью 6 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае, если программы, реализуемые за счет средств местных бюджетов, органом местного самоуправления, предусматривающие создание объектов, объектов местного значения, организаций коммунального комплекса приняты до утверждения документов территориального планирования и предусматривают создание объектов местного значения, подлежащих отображению в документах территориального планирования, но не предусмотренных указанными документами территориального планирования, или в случае внесения в документы территориального планирования изменений в части размещения объектов местного значения, такие программы и решения подлежат приведению в соответствие с документами территориального планирования в двухмесячный срок соответственно с даты их утверждения, даты внесения в них изменений.

Таким образом, приведению в соответствие с генеральным планом подлежит программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа «Город Белгород на 2016-2025 годы.

Исходя из представленных в материалы дела доказательств, объект местного значения «Строительство ливневой канализации Д=500 мм в районе дома № 70а по ул. Преображенская», предусмотренный программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа «Город Белгород» на 2016-2025 годы и объект местного значения «Ливневая канализация на пересечении ул. Преображенской с ул. Н.Чумичова для отведения сточных вод», предусмотренная генеральным планом, являются одним и тем же объектом.

Представленная административным ответчиком выкопировка из карты планируемого размещения объектов местного значения, относящихся к области водоотведения (инженерная подготовка) Генерального плана городского округа «Город Белгород» Белгородской области, утвержденного в редакции приказа управления архитектуры и градостроительства Белгородской области от 14 ноября 2022 года № 190-ОД-Н, содержит информацию о планируемом к размещению линейного объекта - ливневой канализации.

Из представленных документов следует, что проект планировки территории и проект межевания включают всю совокупность материалов, которые определяют, в числе прочего, предмет проекта, с указанием территории, его площади, размещение предполагаемых объектов.

Во исполнение требований части 6 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решением Белгородского городского Совета № 29 от 28 ноября 2023 года в программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа «Город Белгород» на 2016-2025 годы, утвержденную решением Совета депутатов города Белгорода от 27 апреля 2016 года № 364 внесены изменения, наименование и адрес мероприятия указаны как «Ливневая канализация на пересечении ул. Преображенской с ул. Н.Чумичова для отведения сточных вод».

Не состоятельными суд находит также доводы административного истца о принятии оспариваемых нормативных правовых актов в нарушение статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции объектов местного значения, а в данном случае, как полагает истец, ливневую канализацию возможно проложить между домами 70а и 74а по ул. Преображенская и далее по ул. Преображенская до пересечения с ул. Н.Чумичова, без изъятия земельного участка, принадлежащего административному истцу.

Реализация документов территориального планирования осуществляется, в том числе, путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Проект планировки территории и проект межевания территории являются видами документации по планировке территории (часть 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и должны отвечать требованиям, предъявляемым к их подготовке, утверждению и содержанию, указанным в статьях 41,42 и 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, и состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (часть 2 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Основная часть проекта планировки территории включает в себя, в том числе положение о характеристиках планируемого развития территории, о необходимых для обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры (пункт 2 часть 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Для подготовки проектной документации, ООО «Стройизыскания» подготовлен технический отчет по результатам инженерно-геодезических изысканий на объекте, необходимом для «Ливневой канализации на пересечении ул. Преображенской с ул. Н. Чумичова для отведения сточных вод».

Как следует из материалов по обоснованию проекта планировки территории (том I, II), подготовленных муниципальным казенным предприятием «Управление главного архитектора», размер земельных участков для размещения линейного объекта (ливневой канализации) выполнен в соответствии с существующими строительными и градостроительными нормами (СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89).

Проектируемая территория линейного объекта расположена в территориальных зонах: О1 – зона территорий объектов культурного наследия; Ц1- центральная общественно-деловая зона; Т3-зона автомобильного транспорта и улично-дорожной сети.

В проекте обозначена необходимость осуществления мероприятий по защите сохраняемых объектов капитального строительства, фактически расположенных в границах проекта планировки территории, к которым относятся линейные объекты и объекты капитального строительства, пересекающие границу зон планируемого размещения линейного объекта: гаражи, теплотрассы, канализации, кабели линии электропередач, газопровод, водопровод, ливневые канализации. В границах зоны планируемого размещения линейного объекта находится объект культурного наследия, включенный в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Белгородской области.

В силу части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется для: определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.

Основная часть проекта межевания территории состоит из текстовой части и чертежей межевания (часть 4 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Текстовая часть включает, в частности, перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В данном случае планируемой является территория участка линейного объекта – ливневой канализации для отведения сточных вод.

Как следует из представленного в материалы дела проекта межевания территории (основная часть (утверждаемая) (том III)) и чертежа межевания территории, в границы территории, в отношении которой осуществляется подготовка проекта планировки, входят земельный участок, принадлежащий административному истцу (кадастровый номер ) и смежные с ним земельные участки (кадастровые номера: и ), ось планируемого линейного объекта проходит непосредственно через указанные земельные участки. В этой связи, для размещения планируемого линейного объекта, следует образовать три земельных участка (ЗУ:01, ЗУ:02, ЗУ:03) с видом разрешенного использования 3.1.1 «предоставление коммунальных услуг» посредством перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами и и раздела земельного участка с кадастровым номером с сохранением в измененных границах. Документацией по межеванию территории установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами и находятся в частной собственности и подлежат изъятию для муниципальных нужд.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля архитектор и исполнитель проекта документации планировки территории и межевания территории для размещения линейного объекта ФИО суду пояснил, что на момент разработки проекта планировки территории рассматривались различные варианты прохождения сетей ливневой канализации. При выполнении инженерных изысканий были получены сведения о скученности существующих инженерных сетей в районе прохождения ливневой канализации. При этом надлежало учитывать нормированные отступы от инженерных сетей, следовать техническим требованиям, согласно которым ливневая канализация приоритетно должна быть прямой, с наименьшим количеством изломов. Для реализации прокладки ливневой канализации необходима полоса отвода для выкапывания траншеи, складирования грунта и работы техники. Основной задачей было отведение воды с дворовой территории и той территории, которая располагается выше по рельефу. Все ливневые стоки идут в этом направлении и возможно перехватывать их максимально именно в той части, где в документах по планировке территории размещен водоприемник, иначе вся вода выльется на ул. Преображенскую и произойдет избыток стоков. Документация по планировке территории разрабатывалась на основании технического задания с учетом ранее принятых решений на муниципальных программах по комплексному развитию инженерных сетей. В рамках выполнения проектной документации были произведены инженерно-геодезические изыскания, где были обозначены движение водных потоков по рельефу местности и существующие здания, сооружения, коммуникации. Предложенный и утвержденный вариант прокладки ливневой канализации самый оптимальный.

Таким образом, процедура подготовки и утверждения документации по планировке территории и межеванию территории для размещения ливневой канализации, предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации, соблюдена, утвержденная документация не противоречит генеральному плану города Белгорода и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принята с учетом баланса прав и законных интересов жителей города Белгорода.

Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

В сфере градостроительных отношений приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования. Политика городского планирования, обустройства территории предоставляет государству более широкую свободу усмотрения, чем это имеет место при регулировании исключительно гражданских прав, в частности, посредством контролирования правового режима собственности в целях публичной пользы и всеобщего интереса.

Согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигаются в том числе путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставлением компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества (часть 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 49, глава VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Генеральный план, определяя назначение территории исходя из плана развития поселения в целом, может не соответствовать фактическому использованию конкретной территории поселения и допускает потенциальное изменение её назначения, так как определяет стратегию градостроительного развития муниципального образования и условия формирования среды жизнедеятельности.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации любая дифференциация правового регулирования, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, должна осуществляться с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе, вытекающих из принципа равенства (части 1 и 2 статьи 19), в силу которых различия допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 года №6-П, от 15 октября 2012 года №21-П).

Иные доводы представителя административного истца о допущенных, по его мнению, нарушениях при внесении изменений в генеральный план и утверждения документации по планировке ливневой канализации отклоняются, как не способные повлиять на судьбу оспариваемых нормативных правовых актов.

Исходя из системного толкования вышеприведенных положений законодательства, с учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что оспариваемые нормативные правовые акты не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления Агеевой Л.Я. в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Агеева Л.Я.

о признании не действующим в части генерального плана городского округа «Город Белгород» Белгородской области, утвержденного распоряжением департамента строительства и транспорта Белгородской области № 22 от 22 января 2019 года;

о признании недействующим приказа управления архитектуры и градостроительства Белгородской области № 51-ОД-Н от 6 марта 2023 года «Об утверждении документации по планировке территории в составе проекта планировки и проекта межевания территории, предусматривающие размещение линейного объекта: «Ливневая канализация для отведения сточных вод в городе Белгороде», отказать.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на сайте «Вестник нормативных правовых актов Белгородской области» (www.zakon.belregion.ru).

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Белгородский областной суд.

Судья Е.В. Сотникова

Решение в окончательной форме принято 8 февраля 2024 года