ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-162/21 от 25.06.2021 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело №3a-162/21

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород 25 июня 2021 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Ефимовой Е.О.,

при секретаре судебного заседания Сибриной Д.С.,

с участием представителя административного истца ФИО1 – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Правительству Нижегородской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости (нежилых зданий и земельных участков) равной их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Нижегородский областной суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указала, что ей на праве собственности принадлежат объекты недвижимости:

- нежилое здание (картофелехранилище) с кадастровым номером [номер], площадью 593,4 кв.м., расположенное по [адрес]

- нежилое здание (склад сена) с кадастровым номером [номер], площадью 930,5 кв.м., расположенное по адресу: [адрес]

- земельный участок с кадастровым номером [номер], площадью 1 078, 0 кв.м., расположенный по адресу: [адрес]

- земельный участок с кадастровым номером [номер], площадью 1 1830 кв.м., расположенный по адресу: [адрес]

- земельный участок с кадастровым номером [номер], площадью 1 218 кв.м., расположенный по адресу: [адрес]

- земельный участок с кадастровым номером [номер] площадью 1 176 кв.м., расположенный по адресу: [адрес]

- земельный участок с кадастровым номером [номер], площадью 5 500 кв.м., расположенный по адресу: [адрес]

- земельный участок с кадастровым номером [номер] площадью 4 588 кв.м., расположенный по адресу: [адрес]

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость нежилого здания (картофелехранилище) с кадастровым номером [номер] составляет 5 732 333 рублей 01 копейка, что превышает его рыночную стоимость, которая в соответствии с отчетом, выполненным ООО «Инновационно-внедренческая компания «Время», составляет 857 000 рублей; кадастровая стоимость нежилого здания (склад сена) с кадастровым номером [номер] составляет 8 988 769 рублей 57 копеек, что превышает его рыночную стоимость, которая в соответствии с отчетом, выполненным ООО «Инновационно-внедренческая компания «Время», составляет 816 000 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] составляет 889 662 рублей 62 копейки, что превышает его рыночную стоимость, которая в соответствии с отчетом, выполненным ООО «Инновационно-внедренческая компания «Время», составляет 205 900 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] составляет 2 347 911 рублей 93 копейки, что превышает его рыночную стоимость, которая в соответствии с отчетом, выполненным ООО «Инновационно-внедренческая компания «Время», составляет 501 600 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] составляет 2 417 376 рублей 78 копеек, что превышает его рыночную стоимость, которая в соответствии с отчетом, выполненным ООО «Инновационно-внедренческая компания «Время», составляет 516 400 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] составляет 2 334 018 рублей 96 копеек, что превышает его рыночную стоимость, которая в соответствии с отчетом, выполненным ООО «Инновационно-внедренческая компания «Время», составляет 498 600 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] составляет 1 814 120 рублей, что превышает его рыночную стоимость, которая в соответствии с отчетом, выполненным ООО «Инновационно-внедренческая компания «Время», составляет 1 595 000 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] составляет 3 786 430 рублей 52 копейки, что превышает его рыночную стоимость, которая в соответствии с отчетом, выполненным ООО «Инновационно-внедренческая компания «Время», составляет 1 046 100 рублей. По мнению административного истца, несоответствие кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости нарушает права собственника нежилых зданий, земельных участков и налогоплательщика, поскольку размер налогов на имущество физических лиц зависит от кадастровой стоимости объектов недвижимости, что послужило основанием обращения ФИО1 в суд с настоящим иском. Ссылаясь на положения НК РФ, Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ФИО1 просит установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами [номер][номер] в размере их рыночной стоимости по состоянию на 01 ноября 2013 года, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] в размере его рыночной стоимости по состоянию на 22 мая 2015 года, кадастровую стоимость нежилого здания (картофелехранилище) с кадастровым номером [номер] в размере его рыночной стоимости по состоянию на 09 июля 2014 года, кадастровую стоимость нежилого здания (склад сена) с кадастровым номером [номер] в размере его рыночной стоимости по состоянию на 11 марта 2014 года.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 – ФИО2, действующая в рамках полномочий, предоставленных доверенностью, исковые требования ФИО1 поддержала по основаниям, изложенным в иске, ходатайствуя о восстановлении срока на подачу административного искового заявления, пропущенного по уважительной причине.

Административный истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, направив в суд своего представителя. Иные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились. В письменном отзыве административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Нижегородской области на административное исковое заявление содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного ответчика.

Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, учитывая положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Административный ответчик Правительство Нижегородской области представил в суд отзыв на административное исковое заявление ФИО1, в котором среди прочего, указано, что постановлениями Правительства Нижегородской области от 07.06.2012 года № 331 утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области по состоянию на 05.06.2011 год, от 10.12.2014 года № 863 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет в составе земель населенных пунктов Нижегородской области по состоянию на 01.11.2013 года. Полномочия Правительства Нижегородской области по изданию постановления установлены Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», к ним относится только утверждение таких результатов. Кроме того, отчет об оценке, в котором отклонение от кадастровой стоимости объектов недвижимости – земельного участка с кадастровым номером [номер] (77%), земельного участка с кадастровым номером [номер] (79%), земельного участка с кадастровым номером [номер] (79%), земельного участка с кадастровым номером [номер] (79%), земельного участка с кадастровым номером [номер] (13%), земельного участка с кадастровым номером [номер] (48%), нежилого здания (картофелехранилище) с кадастровым номером [номер] (86%), нежилого здания (склад сена) с кадастровым номером [номер] (91%), не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, он не подтверждает достоверность заявленной величины рыночной стоимости объектов недвижимости.

Административным ответчиком ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Нижегородской области представлены в суд отзыв на административное исковое заявление ФИО1 и информация в отношении объектов недвижимости, принадлежащих истцу, согласно которых, земельный участок с кадастровым номером [номер] внесен в Единый государственный реестр недвижимости 18.10.2013 года, земельные участки с кадастровыми номерами [номер] внесены 10.06.2013 года, земельный участок с кадастровым номером [номер] внесен 30.10.1992 года, как ранее учтенный, земельный участок с кадастровым номером [номер] внесен 02.07.2003 года, как ранее учтенный.

Кадастровая стоимость объектов капитального строительства с кадастровыми номерами [номер] определена в 2014 году в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 18.03.2011 года № 113 «Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлён государственный кадастровый учёт ранее не учтённых объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости», на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Приложением 2 к Постановлению Правительства Нижегородской области от 07.06.2012 года № 331 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области» в размере 5 732 333 рублей 01 копейка, 8 988 769 рублей 57 копеек.

В соответствии с Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 05.03.2019 года № 326-11-43479/19 на территории Нижегородской области ГБУ «Кадастровая оценка» по НО в 2020 году проведена государственная кадастровая оценка объектов недвижимости - зданий, помещений, единых недвижимых комплексов, машино-мест, предприятий как имущественных комплексов. Объекты капитального строительства с кадастровыми номерами [номер] вошли в перечень объектов недвижимости, подлежащих ГКО на территории Нижегородской области, сформированных по состоянию на 01.01.2020 года.

Кадастровая стоимость данных объектов утверждена Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12.10.2020 года № 326-13-544129/20 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, помещений, единых недвижимых комплексов, машино-мест, предприятий как имущественных комплексов) на территории Нижегородской области по состоянию на 01 января 2020 года" и внесена в сведения ЕГРН в 2020 году на основании акта бюджетного учреждения, созданного субъектом Российской Федерации, об определении кадастровой стоимости в соответствии со ст. 16 Закона 237-Ф3 в размере 2 749 340 рублей 88 копеек, 891 828 рублей 42 копейки.

Земельные участки с кадастровыми номерами [номер] вошли в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Нижегородской области, сформированных по состоянию на 01.11.2013 года

Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами [номер] утверждена Приложением 1 к Постановлению Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года № 863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» в размере 889 662 рублей 62 копейки, 2 347 911 рублей 93 копейки, 2 417 376 рублей 78 копеек, 2 334 018 рублей 96 копеек, 1 814 120 рублей.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 52:12:1500268:34 была определена в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 года № 222 «Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка», на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года № 863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области». Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] определена в размере 3 786 430 рублей 52 копейки.

Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами [номер] утверждена Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области №326-13-566703/20 от 21.10.2020 года «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения, земель лесного фонда, земель запаса) на территории Нижегородской области по состоянию на 01 января 2020 года» и внесена в сведения ЕГРН в размере 428 222 рублей 34 копейки, 440 891 рублей 64 копейки, 1 990 890 рублей, 359 423 рублей 92 копейки.

Изучив материалы дела, оценив по правилам ст. 84 КАС РФ представленные доказательства, выслушав представителя административного истца, суд приходит к следующему.

В силу требований ст. 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

В силу ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости (реестр объектов недвижимости) вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 14 которого основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является вступившие в законную силу судебные акты.

Исходя из положений ч. 1 ст. 245 КАС РФ, ст. 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

На основании ч.ч. 4, 7 ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения такой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренным данным Федеральным законом, или в соответствии со ст. 15 данного Федерального закона. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

В ч. 4 ст. 18 Федерального закона № 237-ФЗ указано, что в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном ст. 22 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Положениями ч. 3 ст. 24 Федерального закона № 237-ФЗ установлено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 375, ст. 378.2 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, утвержденная в установленном порядке. Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 401 НК РФ здания, помещения, расположенные в пределах муниципального образования, являются объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц.

Из материалов дела усматривается и судом установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежат объекты недвижимости:

- нежилое здание (картофелехранилище) с кадастровым номером [номер], площадью 593,4 кв.м., расположенное по адресу: [адрес]

- нежилое здание (склад сена) с кадастровым номером [номер] площадью 930,5 кв.м., расположенное по адресу: [адрес]

- земельный участок с кадастровым номером [номер], площадью 1 078, 0 кв.м., расположенный по адресу: [адрес]

- земельный участок с кадастровым номером [номер], площадью 1 1830 кв.м., расположенный по адресу: [адрес]

- земельный участок с кадастровым номером [номер] площадью 1 218 кв.м., расположенный по адресу: [адрес]

- земельный участок с кадастровым номером [номер], площадью 1 176 кв.м., расположенный по адресу: [адрес]

- земельный участок с кадастровым номером [номер], площадью 5 500 кв.м., расположенный по адресу: [адрес]

- земельный участок с кадастровым номером [номер], площадью 4 588 кв.м., расположенный по адресу: [адрес] что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 19.01.2021 года. При таких обстоятельствах ФИО1 является лицом, чьи права и законные интересы затрагивают результаты определения кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.

Учитывая обращение ФИО1 в суд с настоящим административным исковым заявлением, суд полагает возможным восстановить предусмотренный ч. 3 ст. 245 КАС РФ, ч. 10 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ срок для подачи административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, поскольку усматривает для этого наличие уважительных причин, обусловленных как введением на территории Нижегородской области нового порядка исчисления налоговой базы по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу (исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости) лишь с 1 января 2015 года, так и положения ст. 409 НК РФ о сроках уплаты налога на имущество физических лиц положения ст. 397 НК РФ о сроках уплаты земельного налога (не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом). Суд принимает во внимание и то обстоятельство, что Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменена предусмотренная ст. 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» периодичность проведения государственной кадастровой оценки, а именно, исключены положения о том, что она подлежит проведению не реже чем один раз в течение пяти лет. Вместе с тем, как следует из разъяснений, содержащихся в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», указанный пятилетний срок обусловлен исключительно закрепленной законом периодичностью проведения государственной кадастровой оценки, в отношении которой с 15 июля 2016 года требования о ее проведении не реже чем один раз в течение пяти лет отсутствуют.

Из представленных в суд доказательств следует, что земельный участок с кадастровым номером [номер] внесен в Единый государственный реестр недвижимости 18.10.2013 года, земельные участки с кадастровыми номерами [номер], [номер] внесены 10.06.2013 года, земельный участок с кадастровым номером [номер] внесен 30.10.1992 года, как ранее учтенный, земельный участок с кадастровым номером [номер] внесен 02.07.2003 года, как ранее учтенный.

Кадастровая стоимость объектов капитального строительства с кадастровыми номерами [номер] определена в 2014 году в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 18.03.2011 года № 113 «Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлён государственный кадастровый учёт ранее не учтённых объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости», на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Приложением 2 к Постановлению Правительства Нижегородской области от 07.06.2012 года № 331 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области» в размере 5 732 333 рублей 01 копейка, 8 988 769 рублей 57 копеек.

В соответствии с Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 05.03.2019 года № 326-11-43479/19 на территории Нижегородской области ГБУ «Кадастровая оценка» по НО в 2020 году проведена государственная кадастровая оценка объектов недвижимости - зданий, помещений, единых недвижимых комплексов, машино-мест, предприятий как имущественных комплексов. Объекты капитального строительства с кадастровыми номерами [номер] вошли в перечень объектов недвижимости, подлежащих ГКО на территории Нижегородской области, сформированных по состоянию на 01.01.2020 года.

Кадастровая стоимость данных объектов утверждена Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12.10.2020 года № 326-13-544129/20 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, помещений, единых недвижимых комплексов, машино-мест, предприятий как имущественных комплексов) на территории Нижегородской области по состоянию на 01 января 2020 года" и внесена в сведения ЕГРН в 2020 году на основании акта бюджетного учреждения, созданного субъектом Российской Федерации, об определении кадастровой стоимости в соответствии со ст. 16 Закона 237-Ф3 в размере 2 749 340 рублей 88 копеек, 891 828 рублей 42 копейки.

Земельные участки с кадастровыми номерами [номер] вошли в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Нижегородской области, сформированных по состоянию на 01.11.2013 года

Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами [номер]66 утверждена Приложением 1 к Постановлению Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года № 863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» в размере 889 662 рублей 62 копейки, 2 347 911 рублей 93 копейки, 2 417 376 рублей 78 копеек, 2 334 018 рублей 96 копеек, 1 814 120 рублей.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] была определена в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 года № 222 «Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка», на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года № 863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области». Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] определена в размере 3 786 430 рублей 52 копейки.

Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами [номер] утверждена Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области №326-13-566703/20 от 21.10.2020 года «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения, земель лесного фонда, земель запаса) на территории Нижегородской области по состоянию на 01 января 2020 года» и внесена в сведения ЕГРН в размере 428 222 рублей 34 копейки, 440 891 рублей 64 копейки, 1 990 890 рублей, 359 423 рублей 92 копейки.

При таких обстоятельствах применению подлежат положения ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и кадастровая (архивная) стоимость нежилого здания (картофелехранилище) с кадастровым номером [номер] может быть определена по состоянию на 09 июля 2014 года; кадастровая (архивная) стоимость нежилого здания (склад сена) с кадастровым номером [номер] может быть определена по состоянию на 11 марта 2014 года, на период до введения новой кадастровой стоимости на основании приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12.10.2020 года № 326-13-544129/20 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, помещений, единых недвижимых комплексов, машино-мест, предприятий как имущественных комплексов) на территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2020 года"; кадастровая (архивная) стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] может быть определена по состоянию на 01 ноября 2013 года; кадастровая (архивная) стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] может быть определена по состоянию на 01 ноября 2013 года; кадастровая (архивная) стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] может быть определена по состоянию на 01 ноября 2013 года; кадастровая (архивная) стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] может быть определена по состоянию на 01 ноября 2013 года; кадастровая (архивная) стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] может быть определена по состоянию на 01 ноября 2013 года; кадастровая (архивная) стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] может быть определена по состоянию на 22 мая 2015 года, на период до введения новой кадастровой стоимости на основании приказа министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 21.10.2020 года № 326-13-566703/20 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения, земель лесного фонда, земель запаса) на территории Нижегородской области по состоянию на 01 января 2020 года".

Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Согласно ст. 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки. Отчет составляется в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами 52[номер] административный истец представил в суд отчеты об оценке № 2210, 2210/1, составленные оценщиком ООО «Инновационно-внедренческая компания «Время» ФИО9 согласно которым рыночная стоимость объектов недвижимости составляет:

- нежилого здания (картофелехранилище) с кадастровым номером [номер] по состоянию на 09 июля 2014 года составляет в размере 857 000 рублей;

- нежилого здания (склад сена) с кадастровым номером [номер] по состоянию на 11 марта 2014 года составляет в размере 816 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером [номер] по состоянию на 01 ноября 2013 года составляет в размере 205 900 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером [номер] по состоянию на 01 ноября 2013 года составляет в размере 501 600 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером [номер] по состоянию на 01 ноября 2013 года составляет в размере 516 400 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером [номер] по состоянию на 01 ноября 2013 года составляет 498 600 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером [номер] по состоянию на 01 ноября 2013 года составляет 1 595 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером [номер] по состоянию на 22 мая 2015 года составляет 1 046 100 рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В ходе судебного разбирательства по ходатайству представителя административного истца с целью определения рыночной стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами [номер] и проверки представленных им отчетов на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности проведена судебная оценочная экспертиза на основании определения суда от 10 февраля 2021 года, результаты которой оформлены заключением эксперта ООО «ЭКЦ «Независимость» ФИО10 № 0167/2021 от 24 мая 2021 года.

По результатам исследования экспертом сделан вывод о том, что отчеты об оценке № 2210,2210/1, подготовленные ООО «Инновационно-внедренческая компания «Время», не соответствуют требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности». Экспертом указано, что при составлении отчета допущены нарушения, напрямую повлиявшие на определение итоговой величины рыночной стоимости; информация, использованная оценщиком, не является достаточной и достоверной: оценщиком для определения стоимости объектов оценки в рамках сравнительного подхода использовались аналоги, земельные участки у которых не оформлены. При этом оценщик вообще не делал корректировку на наличие у собственников, предлагаемых к продаже зданий определенных прав на земельные участки (хотя бы права аренды), что привело к нарушению требований ст. 11 135-ФЗ, п. 6 и 22е ФСО № 7 и п.5 ФСО №3. Корректировка на местоположение вводится из предположения, что д. Дьяково относится к прочим населенным пунктам, что вводит в заблуждение пользователей отчета. Фактически, д. Дьяково вплотную примыкает к городу Семенов, является частью города Семенов, что привело к нарушению требований ст. 11 135-ФЗ, п. 22е ФСО №7 и п.5 ФСО №3. Часть справочной информации, используемой в расчетах, представлена в виде фрагментов страниц, таблиц, не позволяющих определить или подтвердить источник информации, что привело к нарушению требований ст. 11 135-ФЗ и п.11 ФСО №3. Также экспертом сделан вывод о том, что рыночная стоимость объектов недвижимости:

- нежилого здания (картофелехранилище) с кадастровым номером [номер] площадью 593,4 кв.м., расположенного по адресу: [адрес] по состоянию на 09 июля 2014 года составляет 814 000 рублей;

- нежилого здания (склад сена) с кадастровым номером [номер], площадью 930,5 кв.м., расположенного по адресу: [адрес] по состоянию на 11 марта 2014 года составляет 905 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером [номер] площадью 1 078, 0 кв.м., расположенного по адресу: [адрес] по состоянию на 01 ноября 2013 года составляет 217 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером [номер], площадью 1 1830 кв.м., расположенного по адресу: [адрес] по состоянию на 01 ноября 2013 года составляет 474 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером [номер], площадью 1 218 кв.м., расположенного по адресу: [адрес] по состоянию на 01 ноября 2013 года составляет 488 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером [номер], площадью 1 176 кв.м., расположенного по адресу: [адрес] по состоянию на 01 ноября 2013 года составляет 471 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером [номер], площадью 5 500 кв.м., расположенного по адресу: [адрес] по состоянию на 01 ноября 2013 года составляет 1 436 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером [номер], площадью 4 588 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], по состоянию на 22 мая 2015 года составляет 835 000 рублей.

Не смотря на наличие у оценщика ООО «Инновационно-внедренческая компания «Время» ФИО11 подготовившей отчеты об оценке № 2210, 2210/1, необходимой специальной квалификации на проведение указанной оценки и права на формулирование выводов по результатам ее проведения, с учетом выявленных нарушений требований законодательства, предъявляемых к форме и содержанию отчета о рыночной стоимости объектов оценки, суд приходит к выводу о недопустимости принятия в качестве надлежащего доказательства рыночной стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами [номер] отчетов об оценке № 2210, 2210/1.

Оценивая заключение судебной экспертизы, суд принимает во внимание, что рыночная стоимость объектов оценки определялась экспертом с учетом требований Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности», положений Федерального стандарта оценки №1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №297; Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №298; Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №299; Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года №611.

Заключение эксперта содержит подробное описание объектов оценки, анализ рынка объектов оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость, описание процесса оценки объектов оценки в части применения подхода к оценке, его выводы сделаны на основе метода аналогов в рамках сравнительного подхода, суд находит обоснованным, с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, которые относятся к одному с оцениваемыми объектами сегменту рынка и сопоставим с ними по ценообразующим факторам, с применением корректирующих коэффициентов. По мнению суда, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов экспертом произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей соответствующего сегмента рынка в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств.

Оснований не доверять данному заключению, выполненному экспертом ООО «ЭКЦ «Независимость» ФИО12 у суда не имеется, поскольку экспертом изучены материалы административного дела; по форме и содержанию заключение эксперта соответствует положениям ст. 82 КАС РФ. Проверка отчетов об оценке и исследование рыночной стоимости объектов недвижимости выполнено экспертом соответствующей квалификации, предупрежденным об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ. Лица, участвующие в деле, данное заключение эксперта не оспаривают, оно является допустимым и надлежащим доказательством. Ходатайств о назначении повторной экспертизы лицами, участвующими в деле, не заявлено, суд также не усматривает оснований для ее назначения.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд по указанным основаниям принимает за основу при вынесении решения заключение судебной экспертизы ООО «ЭКЦ «Независимость» № 0167/2021 от 24 мая 2021 года., выполненной экспертом ФИО13 поскольку оно отвечает принципам относимости, допустимости и достоверности и подтверждает рыночную стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами [номер] по состоянию на 09 июля 2014 года в размере 814 000 рублей; по состоянию на 11 марта 2014 года в размере 905 000 рублей; по состоянию на 01 ноября 2013 года в размере 217 000 рублей; по состоянию на 01 ноября 2013 года в размере 474 000 рублей; по состоянию на 01 ноября 2013 года в размере 488 000 рублей; по состоянию на 01 ноября 2013 года в размере 471 000 рублей; по состоянию на 01 ноября 2013 года в размере1 436 000 рублей; по состоянию на 22 мая 2015 года в размере 835 000 рублей.

В данном случае Правительство Нижегородской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» являются надлежащими ответчиками по делу.

Учитывая, что ФИО1 обратилась в суд 29.12.2020 года, то датой обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами [номер] в размере их рыночной стоимости необходимо считать 29.12.2020 года.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости:

- нежилого здания (картофелехранилище) с кадастровым номером [номер], площадью 593,4 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], равной рыночной стоимости в размере 814 000 рублей по состоянию на 09 июля 2014 года, на период до введения новой кадастровой стоимости на основании приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12.10.2020 года № 326-13-544129/20 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, помещений, единых недвижимых комплексов, машино-мест, предприятий как имущественных комплексов) на территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2020 года";

- нежилого здания (склад сена) с кадастровым номером [номер], площадью 930,5 кв.м., расположенного по адресу: [адрес] равной рыночной стоимости в размере 905 000 рублей по состоянию на 11 марта 2014 года, на период до введения новой кадастровой стоимости на основании приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12.10.2020 года № 326-13-544129/20 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, помещений, единых недвижимых комплексов, машино-мест, предприятий как имущественных комплексов) на территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2020 года";

- земельного участка с кадастровым номером [номер], площадью 1 078, 0 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], равной рыночной стоимости в размере 217 000 рублей по состоянию на 01 ноября 2013 года, на период до введения новой кадастровой стоимости на основании приказа министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 21.10.2020 года № 326-13-566703/20 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения, земель лесного фонда, земель запаса) на территории Нижегородской области по состоянию на 01 января 2020 года";

- земельного участка с кадастровым номером [номер], площадью 1 1830 кв.м., расположенного по адресу: [адрес] равной рыночной стоимости в размере 474 000 рублей по состоянию 01 ноября 2013 года, на период до введения новой кадастровой стоимости на основании приказа министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 21.10.2020 года № 326-13-566703/20 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения, земель лесного фонда, земель запаса) на территории Нижегородской области по состоянию на 01 января 2020 года";

- земельного участка с кадастровым номером [номер] площадью 1 218 кв.м., расположенного по адресу: [адрес] равной рыночной стоимости в размере 488 000 рублей по состоянию на 01 ноября 2013 года, на период до введения новой кадастровой стоимости на основании приказа министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 21.10.2020 года № 326-13-566703/20 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения, земель лесного фонда, земель запаса) на территории Нижегородской областа по состоянию на 01 января 2020 года";

- земельного участка с кадастровым номером [номер], площадью 1 176 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], равной рыночной стоимости в размере 471 000 рублей по состоянию на 01 ноября 2013 года, на период до введения новой кадастровой стоимости на основании приказа министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 21.10.2020 года № 326-13-566703/20 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения, земель лесного фонда, земель запаса) на территории Нижегородской областидо состоянию на 01 января 2020 года";

- земельного участка с кадастровым номером [номер], площадью 5 500 кв.м., расположенного по адресу: [адрес] равной рыночной стоимости в размере 1 436 ООО рублей по состоянию на 01 ноября 2013 года, на период до введения новой кадастровой стоимости на основании приказа министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 21.10.2020 года № 326-13-566703/20 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения, земель лесного фонда, земель запаса) на территории Нижегородской области по состоянию на 01 января 2020 года";

- земельного участка с кадастровым номером [номер], площадью 4 588 кв.м., расположенного по адресу: [адрес] равной рыночной стоимости в размере 835 000 рублей по состоянию на 22 мая 2015 года, на период до введения новой кадастровой стоимости на основании приказа министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 21.10.2020 года № 326-13-566703/20 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения, земель лесного фонда, земель запаса) на территории Нижегородской области по состоянию на 01 января 2020 года".

Датой обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами [номер] в размере их рыночной стоимости считать 29.12.2020 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Нижегородский областной суд.

Судья Е.О. Ефимова

В окончательной форме решение суда составлено 09 июля 2021 года.

Судья Е.О. Ефимова