ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
19 февраля 2019 года г. Улан-Удэ
Верховный Суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Захарова Е.И.
при секретаре Абросимовой Е.Е.,
с участием прокурора Осиповой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-22/2019 по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим в части решение Совета депутатов муниципального образования сельское поселение «Байкало-Кударинское» Кабанского района от 30.03.2012 г. № 128 «Об утверждении генерального плана муниципального образования сельское поселение «Байкало-Кударинское»,
У С Т А Н О В И Л:
30 марта 2012 г. Совет депутатов муниципального образования сельское поселение «Байкало-Кударинское» принял решение № 128 «Об утверждении генерального плана муниципального образования сельское поселение «Байало-Кударинское».
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее Рослесхоз) обратилось в суд с административным иском, в котором просило признать решение Совета депутатов муниципального образования сельское поселение «Байкало-Кудариское» от 30.03.2012 г. № 128 недействующим в части включения в границы села Кудара сельского поселения «Байкало-Кударинское» лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: <...>
Исковые требования мотивированы тем, что указанные лесные участки являются федеральной собственностью и относятся к категории земель лесного фонда, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. При издании решения Совета депутатов, согласование проекта соответствующего документа территориального планирования муниципального образования в части включения в границы населенного пункта вышеуказанных лесных участков из состава земель лесного фонда с Федеральным агентством лесного хозяйства не обеспечено. Генеральный план муниципального образования сельское поселение «Байкало-Кударинское» на согласование в Рослесхоз не поступал. Решение Совета депутатов МО СП «Байкало-Кударинское» не соответствует требованиям Земельного кодекса РФ, Лесного кодекса РФ, ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Постановлению Правительства РФ «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов РФ».
В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещен надлежащим образом.
Заместитель председателя Совета депутатов муниципального образования сельское поселение «Байкало-Кударинское» Кабанского района Республики Бурятия ФИО1, исполняющая обязанности председателя Совета депутатов, исковые требования признала, пояснив, что в настоящее время в Совет депутатов внесен проект решения об исключении указанных земельных участков из границ села Кудара.
Представитель Республиканского агентства лесного хозяйства ФИО2, действующая на основании доверенности, указала, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Представители заинтересованных лиц - Управления Росреестра по Республике Бурятия, ФГБУ «Рослесинфорг», Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по Республике Бурятия» не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии с п.4 ст.247 КАС РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, уведомленных о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключения прокурора Осиповой А.М., полагавшей возможным удовлетворить исковые требования, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования (п. 2 ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ).
Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Представительным органом МО СП «Байкало-Кударинское» Республики Бурятия является Совет депутатов МО СП «Байкало-Кударинское» Республики Бурятия.
Таким образом, оспариваемое решение является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом местного самоуправления в области градостроительной деятельности.
Подготовка и утверждение проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статей 9, 24, 25 Градостроительного кодекса РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае включения в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе, образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Такой порядок на момент возникновения спорных отношений был утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.03.2007 г. № 178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов РФ и проектов документов территориального планирования муниципальных образований» (далее Положение).
Согласно пункту «а» части 5 Положения орган местного самоуправления направляет проект документа территориального планирования на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства (далее - уполномоченный орган в сфере градостроительства), - в случаях, указанных в ч.1 ст.16, ч.1 ст.21 и ч.1 ст.25 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с пунктами 6-12 Положения уполномоченный орган в сфере градостроительства в течение 3 рабочих дней с даты получения проекта документа территориального планирования направляет его копии в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности (далее - уполномоченные отраслевые органы), для рассмотрения и представления заключений в части вопросов, входящих в компетенцию этих уполномоченных отраслевых органов.
Уполномоченный отраслевой орган рассматривает проект документа территориального планирования и готовит заключение в течение 30 дней с даты получения проекта от уполномоченного органа в сфере градостроительства.
Заключение о согласовании (об отказе в согласовании) проекта документа территориального планирования в части вопросов, относящихся к компетенции соответствующего уполномоченного отраслевого органа, подписывается руководителем этого органа (его заместителем, уполномоченным на подписание заключений) и направляется в уполномоченный орган в сфере градостроительства.
В случае непоступления в уполномоченный орган в сфере градостроительства в установленный в пункте 7 настоящего Положения срок заключения уполномоченного отраслевого органа проект документа территориального планирования считается согласованным с этим органом.
Уполномоченный орган в сфере градостроительства осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений уполномоченных отраслевых органов.
При поступлении в уполномоченный орган в сфере градостроительства хотя бы от одного уполномоченного отраслевого органа заключения об отказе в согласовании проекта документа территориального планирования уполномоченный орган в сфере градостроительства проводит согласительное совещание с представителями уполномоченных отраслевых органов в целях выработки единой позиции по проекту документа территориального планирования и готовит сводное заключение с учетом выработанного на согласительном совещании решения.
В случае если замечание, высказанное уполномоченным отраслевым органом, не было урегулировано на согласительном совещании, уполномоченный орган в сфере градостроительства готовит сводное заключение об отказе в согласовании проекта документа территориального планирования. В сводном заключении указывается, на основании каких заключений уполномоченных отраслевых органов подготовлено это сводное заключение. Сводное заключение подписывается руководителем уполномоченного органа в сфере градостроительства (его заместителем, уполномоченным на подписание заключений).Министерство природных ресурсов и экологии РФ, действующее на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 г. № 404 (действовавшее на момент принятия оспариваемого акта) и Постановления Правительства РФ от 11.11.2015 г. № 1219 (действующее в настоящее время) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений.
Правомочным органом по согласованию включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов в силу Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 736, является Рослесхоз – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
К полномочиям Рослесхоза относится рассмотрение проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов гг. Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовка заключений в пределах своей компетенции (пункт 5.4.3 Положения).
Также Рослесхоз до 1 января 2015 года согласовывал включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земель лесного фонда (за исключением случаев, если полномочия по распоряжению лесными участками переданы в порядке, установленном лесным законодательством РФ, органу государственной власти субъекта РФ).
Таким образом, при включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границы населенного пункта необходимо обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Рослесхозом. Без проведения соответствующих согласительных процедур проект документа территориального планирования не может представляться на утверждение и утверждаться представительным органом местного самоуправления.
Судом установлено, что при издании в 2012 году оспариваемого решения Совета депутатов муниципального образования сельское поселение «Байкало-Кударинское» Республики Бурятия согласование проекта соответствующего документа территориального планирования МО СП «Байкало-Кударинское» в части включения в границы населенного пункта Кудара указанных выше лесных участков из состава лесного фонда с Россельхозом не было обеспечено.
Из ответа ФГБУ «Рослесинфорг» в адрес Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу от 11 октября 2018 года № 340 следует, что при совмещении материалов лесоустройства со схемой генерального плана МО СП «Байкало-Кударинское» Республики Бурятия установлено, что земли лесного фонда частично включены в границы населенного пункта.
Из представленных в дело графических материалов видно, что в границах села Кудара, указанных на генеральном плане, утвержденном оспариваемым решением Совета депутатов МО СП «Байкало-Кударинске», находятся участки из земель лесного фонда. Указанное обстоятельство административным ответчиком не оспаривается, равно как и иными участниками процесса.
Судом установлено, что 08 мая 2009 года за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок, категория земель - земли лесного фонда, площадью 2 914 257 000 кв.м., расположенный по адресу: <...>, кадастровый ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
В силу статьи 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ).
Таким образом, доводы Россельхоза о том, что в границы населенного пункта село Кудара Республики Бурятия вошли земли лесного фонда, находящиеся в собственности Российской Федерации, подтверждаются перечисленными выше доказательствами, а также исследованными судом материалами дела.
Доказательств того, что лесные участки, согласно установленному законом порядку, были переведены из категории земель лесного фонда в иную категорию земель, не представлено, как и не представлено сведений о том, что лесные участки передавались из государственной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность.
Таким образом, оценивая представленные в дело доказательства в их совокупности, суд находит установленным факт включения земель лесного фонда, собственником которого является Российская Федерация, в границы населенного пункта село Кудара Республики Бурятия.
Кроме того, при принятии оспариваемого решения были нарушены требования ФЗ «Об охране озера Байкал» № 94-ФЗ от 01.05.1999 г.
Согласно частями 1, 2 статьи 2 указанного федерального закона Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него. На Байкальской природной территории выделяются следующие экологические зоны: центральная экологическая зона - территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал.
Из Лесохозяйственного регламента Кабанского лесничества Республики Бурятия от 2018 г. следует, что квартал 96 Байкало-Кударинского участкового лесничества Кабанского лесничества Республики Бурятия относятся к лесам, расположенным в водоохранной зоне озера Байкал.
Данное обстоятельство ни стороной административного ответчика, ни иными лицами не опровергнуто.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 ФЗ «Об охране озера Байкал» в центральной экологической зоне запрещаются перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий, за исключением перевода таких земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов при создании особо охраняемых природных территорий.
Таким образом, решение об утверждении генерального плана МО СП «Байкало-Кударинское», принятое административным ответчиком с нарушением установленного порядка согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства о включении в земли населенных пунктов лесных участков, является недействующим в оспариваемой части, как противоречащее приведенным нормам федерального законодательства, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.
Согласно части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, содержащимися в абзаце третьем пункта 28 Постановления от 29 ноября 2007 года ... «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», исходит из наличия в деле доказательств о том, что до вынесения настоящего судебного решения оспариваемый нормативный правовой акт применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан.
При таком положении суд приходит к выводу о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решения Совета депутатов МО СП «Байкало-Кударинское» Республики Бурятия от 30 марта 2012 года № 128 в части включения в границы населенного пункта село Кудара земельных участков, расположенных на землях лесного фонда: <...>
Руководствуясь ст.ст.175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда решение Совета депутатов муниципального образования сельское поселение «Байкало-Кударинское» Республики Бурятия от 30 марта 2012 года № 128 «Об утверждении генерального плана муниципального образования сельское поселения «Байкало-Кударинско» в части включения в границы населенного пункта села Кудара земельных участков, расположенных на землях лесного фонда: <...>
Возложить обязанность на Совет депутатов муниципального образования сельское поселение «Байкало-Кударинское» Республики Бурятия опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу информацию о принятии настоящего решения в официальном печатном издании муниципального образования и на официальном интернет-портале органов местного самоуправления.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 20 февраля 2019 года.
Судья Е.И. Захаров