ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-165/19 от 15.04.2019 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Дело № 3а – 165/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 апреля 2019 года город Ростов-на-Дону

Ростовский областной суд в составе

судьи Чайка Е.А.,

рассмотрев в помещении Ростовского областного суда в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области о ликвидации Региональной физкультурно-спортивной общественной организации «Федерация компьютерного спорта Ростовской области» и об исключении её из единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области обратилось в Ростовский областной суд с административным исковым заявлением о ликвидации Региональной физкультурно-спортивной общественной организации «Федерация компьютерного спорта Ростовской области» (далее – Организация) и об исключении её из единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование своих требований административный истец указал, что 27 апреля 2015 года Организация зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц за ОГРН 115610001034, ИНН 6141047820.

В процессе анализа материалов, имеющихся в учётном деле, Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области (далее - Главное управление) установлено, что в нарушение пункта 3 статьи 65.3, пункта 2 статьи 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных организациях» уставом Организации не определён единоличный исполнительный орган.

За нарушение действующего законодательства в адрес Организации было направлено предупреждение с требованием устранения допущенных нарушений. В установленный срок нарушения не устранены, что послужило основанием для повторного предупреждения, которое Организацией также не исполнено, в связи с чем Главное управление обратилось в суд с настоящими требованиями.

В качестве административного ответчика к участию в деле привлечена Региональная физкультурно-спортивная общественная организация «Федерация компьютерного спорта Ростовской области», в качестве заинтересованных лиц - Управление Федеральной налоговой службы по Ростовской области и Избирательная комиссия Ростовской области.

Лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о месте и времени судебного разбирательства, в том числе в порядке части 3 статьи 263 КАС РФ, доказательства чему имеются в материалах дела, в судебное заседание не явились.

Президент Региональной физкультурно-спортивной общественной организации «Федерация компьютерного спорта Ростовской области» Андреев И.В. представил заявление, в котором против удовлетворения административного иска не возражал.

Управление Федеральной налоговой службы по Ростовской области и Избирательная комиссия Ростовской области в письменных заявлениях просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.

Частью 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещённых о времени и месте рассмотрения административного дела, не препятствует его рассмотрению.

По правилам части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощённого (письменного) производства, предусмотренного главой 33 указанного Кодекса.

При таком положении настоящее административное дело подлежит рассмотрению в порядке упрощённого (письменного) производства судьёй единолично без проведения устного разбирательства, ведения протокола и аудиопротоколирования.

Исследовав и оценив письменные доказательства, материалы регистрационного дела № 6112012900 и материалы контрольного дела № 6112012900, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регламентированы Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Согласно статье 7 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения могут создаваться в форме общественной организации.

Статьёй 29 указанного Федерального закона предусмотрено, что объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Судом установлено, что 27 апреля 2015 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о создании Региональной общественной организации «Донская Киберспортивная Лига» (сокращённое наименование – РОО «ДКЛ») (ОГРН 115610001034, ИНН 6141047820). Организация располагалась по адресу: 346880 Ростовская область, город Батайск, переулок Чкалова, дом 25.

Решением общего собрания членов Региональной общественной организации «Донская Киберспортивная Лига» от 9 января 2017 года изменены наименование, местонахождение организации, утверждён устав в новой редакции, избраны руководящие органы, сформирован уставный капитал организации.

В связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица РОО «ДКЛ» 23 января 2017 года в ЕГРЮЛ внесена запись о Региональной физкультурно-спортивной общественной организации «Федерация компьютерного спорта Ростовской области» (сокращённое наименование – РФСОО «Федерация компьютерного спорта Ростовской области») за ГРН 2176100031688. Адресом (местом нахождения) указанного юридического лица является Ростовская область, город Ростов-на-Дону, улица Пушкинская, дом 135, офис 2Б.

Сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц подтверждается, что 19 сентября 2018 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 26 по Ростовской области принято решение о предстоящем исключении Организации из единого государственного реестра юридических лиц. Вместе с тем на данный момент Организация имеет статус действующего юридического лица.

В силу части 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» основаниями для ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности по решению суда являются, в частности, неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

К числу грубых нарушений пункт 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» относит, в том числе, нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.

Заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ), или соответствующим территориальным органом федерального органа государственной регистрации (часть 3 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).

Таким образом, административное исковое заявление, согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, подпункту 74 пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции России от 3 марта 2014 года № 26, предъявлено в суд уполномоченным государственным органом.

Из материалов дела следует, что в процессе анализа материалов, имеющихся в учётном деле, Главным управлением установлено, что в нарушение пункта 3 статьи 65.3, пункта 2 статьи 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных организациях» в уставе Организации отсутствует указание на то, что президент является единоличным исполнительным органом.

По правилам пункта 2 статьи 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации в общественной организации образуется единоличный исполнительный орган (председатель, президент и т.п.) и могут образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, правление, президиум и т.п.).

Согласно статье 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В общественной организации образуется единоличный исполнительный орган, а в случаях, предусмотренных законом или уставом, в общественной организации образуется коллегиальный исполнительный орган.

Устав Организации, утверждённый на общем собрании членов Организации 9 января 2017 года (протокол № 2), не содержит положений о её единоличном исполнительном органе; среди полномочий президента Организации также отсутствует указание на исполнение им функций единоличного исполнительного органа.

6 сентября 2018 года Главным управлением в адрес Организации вынесено письменное предупреждение № 61/03-17892, обязывающее устранить допущенные нарушения действующего законодательства в срок до 31 октября 2018 года.

В установленный срок нарушения не устранены, что послужило основанием для повторного предупреждения от 7 ноября 2018 года № 61/03-22346, которое Организацией в указанный в нём срок - до 31 января 2019 года - также не исполнено.

Исследованными судом доказательствами подтверждается факт направления Организации указанных предупреждений по адресу, содержащемуся в ЕГРЮЛ, которые возвращены отправителю без вручения.

По правилам пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Исходя из требований приведённого законоположения, предупреждения Главного управления от 6 сентября 2018 года и от 7 ноября 2018 года, направленные Организации по адресу, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц, считаются доставленными адресату.

В суд указанные предупреждения Организацией не обжалованы.

Факт неустранения Организацией нарушений федерального законодательства подтверждён исследованными материалами. Устав Организации не приведён в соответствие с пунктом 2 статьи 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации, единоличный исполнительный орган, подконтрольный коллегиальному органу управления, в Организации не сформирован, что свидетельствует о наличии обстоятельств, которые закон признаёт основанием для ликвидации Организации, против чего представитель административного ответчика не возражал.

При таких обстоятельствах у суда имеются предусмотренные законом основания для ликвидации организации.

Согласно статье 26 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ государственная регистрация общественного объединения в связи с его ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с учетом особенностей такой регистрации, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 6 статьи 22 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация юридического лица считается завершённой, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Таким образом, учитывая, что имеются предусмотренные законом основания для ликвидации Региональной физкультурно-спортивной общественной организации «Федерация компьютерного спорта Ростовской области», данные о ней подлежат исключению из единого государственного реестра юридических лиц.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 264, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области удовлетворить.

Ликвидировать Региональную физкультурно-спортивную общественную организацию «Федерация компьютерного спорта Ростовской области» и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ростовский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Е.А. Чайка