ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1667/19 от 24.01.2020 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Дело № 3а-190/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 января 2020 года г. Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

судьи Казаков Д.А.,

секретарь Завгородняя И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю к Региональному отделению Всероссийской политической партии «Партия свободных граждан» в Краснодарском крае о приостановлении деятельности,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю обратилось в суд с административным иском к Региональному отделению Всероссийской политической партии «Партия свободных граждан» в Краснодарском крае о приостановлении деятельности регионального отделения политической партии.

Административный истец мотивирует свои требования тем, что решение о государственной регистрации Регионального отделения Всероссийской политической партии «Партия свободных граждан» в Краснодарском крае принято 28.06.2012г. за учетным <...> (<...>). Сведения о государственной регистрации регионального отделения политической партии внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 05.07.2012г. за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) <...>. Согласно главе 6 устава Всероссийской политической партии «Партия свободных граждан» (в редакции от 21.05.2012), региональное отделение политической партии является структурным подразделением политической партии и осуществляет свою деятельность в соответствии с единым уставом политической партии.

На заседании II внеочередного съезда политической партии от 27.03.2019г. принято решение об утверждении устава в новой редакции, об изменении наименования политической партии (п. 1.7 устава политической партии). Данные изменения сведений о юридическом лице внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 20.05.2019г. Однако, региональное отделение политической партии, как структурное подразделение, документы для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц указанных изменений в сведения о юридическом лице в орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации, не представило. Таким образом, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении регионального отделения политической партии в этой части недостоверны, так как редакция устава от 21.05.2012г. аннулирована, в Единый государственный реестр юридических лиц внесены обновленные сведения об изменении наименования политической партии. Из изложенного следует, что региональным отделением политической партии нарушены требования пункта 3 статьи 6, пункта 5 статьи 27 Федерального закона «О политических партиях», ст. 51, ст. 52 Гражданского кодекса РФ, ст. 18, ст. 21 Федерального закона «О политических партиях», региональное отделение политической партии не представило обновленные сведения в орган, принимающий решение о государственной регистрации регионального отделения политической партии, об изменении сведений об отделении политической партии, действующего на основании устава этой политической партии, в связи с регистрацией изменений, внесенных в устав данной политической партии, обновленных сведений об изменении наименования политической партии.

В связи с чем, в адрес регионального отделения политической партии были вынесены и направлены письменные предупреждения, обязывающее руководящий орган регионального отделения политической партии устранить допущенные нарушения законодательства в срок до 06.11.2019г., однако выявленные нарушения до настоящего времени в полном объеме не устранены.

Просит суд приостановить деятельность Регионального отделения Всероссийской политической партии «Партия свободных граждан» в Краснодарском крае на срок до трех месяцев; указать срок, в течение которого выявленные в деятельности Регионального отделения Всероссийской политической партии «Партия свободных граждан» в Краснодарском крае нарушения действующего законодательства должны быть устранены; 4казать начало исчисления срока приостановления деятельности Регионального отделения Всероссийской политической партии «Партия свободных граждан» в Краснодарском крае.

В судебном заседании представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю Виковская И.Н., действующая на основании доверенности, просила заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Руководитель регионального отделения политической партии в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства по делу, о причине неявки суду не сообщил, об отложении слушания по делу ходатайств не заявлял.

В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии во ст. 262 Кодекса административного судопроизводства РФ административное дело о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.

В соответствии с пп. 74 п. 6 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014г. № 26 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации», Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю уполномочено обращаться в суд с заявлением о приостановлении деятельности политической партии.

Как установлено в судебном заседании, решение о государственной регистрации Регионального отделения Всероссийской политической партии «Партия свободных граждан» в Краснодарском крае (далее по тексту - региональное отделение политической партии) принято 28.06.2012г. за учетным <...> (<...>).

Сведения о государственной регистрации регионального отделения политической партии внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 05.07.2012г. за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) <...>.

При государственной регистрации в качестве местонахождения постоянно действующего руководящего органа регионального отделения политической партии указан адрес: <...> Секретарь Совета регионального отделения - < Ф.И.О. >1, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 14.06.2017г. ГРН <...>, на заседании внеочередного общего собрания регионального отделения политической партии избран на должность сроком на пять лет (протокол от 21.03.2017г.).

Общая численность членов политической партии, стоящих на учете в региональном отделении Краснодарского края, по состоянию на 18.05.2018г. составляла 27 человек.

Согласно главе 6 устава Всероссийской политической партии «Партия свободных граждан» (в редакции от 21.05.2012г.), региональное отделение политической партии является структурным подразделением политической партии и осуществляет свою деятельность в соответствии с единым уставом политической партии.

Из материалов дела следует, что на заседании II внеочередного съезда политической партии от 27.03.2019г. принято решение об утверждении устава в новой редакции, об изменении наименования политической партии (п. 1.7 устава политической партии). Данные изменения сведений о юридическом лице внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 20.05.2019г. за государственным регистрационным номером <...>. Однако, региональное отделение политической партии, как структурное подразделение, документы для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц указанных изменений в сведения о юридическом лице в орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации, не представило.

Таким образом, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении регионального отделения политической партии в этой части недостоверны, так как редакция устава от 21.05.2012г. аннулирована, в Единый государственный реестр юридических лиц внесены обновленные сведения об изменении наименования политической партии.

В соответствии с п.5 ст.27 Федерального закона от 11.07.2001г. № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия, ее региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения обязаны информировать федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня таких изменений и в течение 14 дней со дня таких изменений представить в федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о политической партии, ее региональном отделении или ином зарегистрированном структурном подразделении.

Согласно пп. «а» п.1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, сведения и документы о юридическом лице: полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, фирменное наименование для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в едином государственном реестре юридических лиц указывается также наименование юридического лица на этих языках.

Региональные отделения и иные структурные подразделения политической партии используют наименование этой политической партии с указанием своей территориальной принадлежности (п.3 ст.6 Федерального закона «О политических партиях»).

В соответствии с п.1,4 ст.21 Федерального закона «О политических партиях» политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.

Изменения, вносимые в устав политической партии, подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация самой политической партии, и приобретают юридическую силу с момента такой регистрации.

Согласно ч.1,2 ст.51 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

В соответствии с положениями ст.52 Гражданского кодекса РФ юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ и государственных корпораций, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками), за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.

Устав юридического лица, утвержденный учредителями (участниками) юридического лица, должен содержать сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. В уставах некоммерческих организаций, уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены уставом также в случаях, если по закону это не является обязательным.

Изменения, внесенные в учредительные документы юридических лиц, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации учредительных документов, а в случаях, установленных законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом таких изменений.

В нарушение указанных положений действующего законодательства, региональное отделение политической партии не представило обновленные сведения в орган, принимающий решение о государственной регистрации регионального отделения политической партии, об изменении сведений об отделении политической партии, действующего на основании устава этой политической партии, в связи с регистрацией изменений, внесенных в устав данной политической партии, обновленных сведений об изменении наименования политической партии.

В соответствии с п. 2 ст. 39 Федерального закона «О политических партиях» в случае нарушения региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего федерального закона и иных федеральных законов соответствующий территориальный орган выносит региональному отделению или иному структурному подразделению политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее одного месяца. В случае, если региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии в установленный срок эти нарушения не были устранены и предупреждение территориального органа не было обжаловано в суд, деятельность регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением суда на основании заявления соответствующего территориального органа.

Судом установлено, что Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю по адресу, сведения о котором внесены в единый государственный реестр юридических лиц, 25.09.2019г. исходящий <...> выносилось и направлялось письменное предупреждение, обязывающее руководящий орган регионального отделения политической партии устранить допущенные нарушения законодательства в срок до 06.11.2019г.

Из разъяснений, содержащихся в абзаце третьем пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016г. № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» следует, что предупреждения (представления) считаются доставленными объединению граждан, когда по обстоятельствам, зависящим от него, предупреждение (представление) не было ему вручено или объединение не ознакомилось с предупреждением (представлением) (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункты «в», «в.1» пункта 1 статьи 5, подпункт «и» пункта 7 статьи 7.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Региональным отделением политической партии данные нарушения в установленный срок не были устранены. Предупреждение территориального органа в суд не обжаловано.

По состоянию на 07.11.2019г. и до направления административного искового заявления в суд выявленные в деятельности регионального отделения политической партии нарушения действующего законодательства не устранены.

Поскольку региональным отделением политической партии допущены нарушения действующего законодательства Российской Федерации и положений устава партии, суд считает необходимым удовлетворить требования Управления Министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю и приостановить деятельность регионального отделения политической партии.

Руководствуясь статьями 175-180, 263-264 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю к Региональному отделению Всероссийской политической партии «Партия свободных граждан» в Краснодарском крае о приостановлении деятельности удовлетворить.

Приостановить деятельность Регионального отделения Всероссийской политической партии «Партия свободных граждан» в Краснодарском крае на срок до трех месяцев.

Выявленные в деятельности Регионального отделения Всероссийской политической партии «Партия свободных граждан» в Краснодарском крае нарушения действующего законодательства должны быть устранены в течение трех месяцев.

Начало срока приостановления деятельности Регионального отделения Всероссийской политической партии «Партия свободных граждан» в Краснодарском крае исчисляется с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья: