ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-166/21 от 04.02.2021 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело №3a-166/21

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород 04 февраля 2021 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Ефимовой Е.О.,

при секретаре судебного заседания Ларионовой Н.И.,

с участием представителя административного истца ФИО1 – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Правительству Нижегородской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости (земельного участка и нежилого отдельно стоящего здания ) равной их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Нижегородский областной суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование которого (с учетом уточнений, принятых судом в ходе рассмотрения дела по существу) указал, что ему на праве собственности принадлежат объекты недвижимости - земельный участок с кадастровым номером [номер], площадью 2 607,00 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, территория бывшего детского сада, расположенный по адресу: [адрес], земельный участок 14; нежилое отдельно стоящее здание (детский сад) с кадастровым номером [номер], площадью 248,20 кв.м., расположенное по адресу: [адрес]

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка составляет 4 904 601 руб. 24 коп., кадастровая стоимость нежилого отдельно стоящего здания (детский сад) составляет 3 500 000 руб., что превышает их рыночную стоимость, которая в соответствии с отчетами, выполненными ООО «Инновационно-внедренческая компания «Время» по земельному участку составляет 1 446 900 руб., по нежилому отдельно стоящему зданию (детский сад) составляет 1 336 000 руб. По мнению административного истца несоответствие кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости нарушает права собственника земельного участка, нежилого здания и налогоплательщика, поскольку размер земельного налога и налога на имущество физических лиц зависит от кадастровой стоимости объектов недвижимости, что послужило основанием обращения ФИО1 в суд с настоящим иском. Ссылаясь на положения НК РФ, Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ФИО1 просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.11.2013 года, на период с 01.01.2016 года по 31.12.2020 года; установить кадастровую стоимость нежилого отдельно стоящего здания (детский сад) с кадастровым номером [номер] в размере его рыночной стоимости по состоянию на 05.06.2011 года, на период с 19.06.2012 года по 31.12.2020 года.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 – ФИО3, действующая в рамках полномочий, предоставленных доверенностью, исковые требования ФИО1 поддержала по основаниям, изложенным в иске, ходатайствуя о восстановлении срока на подачу административного искового заявления, пропущенного по уважительной причине.

Иные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились. В письменных отзывах ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Нижегородской области и заинтересованного лица администрации городского округа г. Бор Нижегородской области на исковое заявление содержатся ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного ответчика и заинтересованного лица.

Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, учитывая положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Административный ответчик Правительство Нижегородской области представил в суд отзыв на административное исковое заявление ФИО1, в котором среди прочего, указано на то, что постановлением Правительства Нижегородской области от 07.06.2012 года №331 утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области по состоянию на 05.06.2011 года. Также постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 г. № 863 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области». Полномочия Правительства Нижегородской области по изданию постановлений установлены Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», к ним относится только утверждение таких результатов.

Заинтересованное лицо ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Нижегородской области также представил в суд отзыв на административное исковое заявление ФИО1 и информацию в отношении объектов недвижимости, принадлежащих истцу, указав, что кадастровая стоимость объектов недвижимости утверждена Правительством Нижегородской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» оспариваемую кадастровую стоимость не определяло.

В информации указывается, что объект капитального строительства с кадастровым номером [номер] внесен в реестр объектов недвижимости как ранее учтенный 05.07.2011 года. Нежилое административное здание с кадастровым номером [номер] вошел в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценки на территории Нижегородской области, сформированный по состоянию на 05.06.2011 года, его кадастровая стоимость определена в соответствии с Приложением 1 к постановлению Правительства Нижегородской области от 07.06.2012 года № 331 «Об утверждении результатов государственной оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области в размере 3 500 000 рублей.

Распоряжением Правительства Нижегородской области от 23 марта 2018 года № 253-р «О создании государственного бюджетного учреждения Нижегородской области «Кадастровая оценка» создано соответствующее учреждение – Государственное бюджетное учреждение «Кадастровая оценка» по Нижегородской области (далее – ГБУ «Кадастровая оценка» по НО), расположенное по адресу: [адрес], в компетенцию которого входит проведение Государственной кадастровой оценки на территории Нижегородской области в 2019-2020 г.г. Полномочия бюджетных учреждений, связанные с определением кадастровой стоимости, определены в ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». В рамках проведения очередной государственной

кадастровой оценки нежилое административное здание с кадастровым номером [номер] вошло в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Нижегородской области, сформированный по состоянию на 01.01.2020 года. Кадастровая стоимость нежилого административного здания с кадастровым номером [номер] утверждена Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № [номер] от 12.10.2020 года «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, помещений, единых недвижимых комплексов, машино-мест, предприятий как имущественных комплексов) на территории Нижегородской области по состоянию на 01 января 2020 года" и внесена в сведения ЕГРН 11.01.2021 года в размере 2 036 900 рублей 46 копеек.

Земельный участок с кадастровым номером [номер] внесен в реестр объектов недвижимости как ранее учтенный 21.06.2006 года. Земельный участок с кадастровым номером [номер] вошел в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценки на территории Нижегородской области, сформированный по состоянию на 01.11.2013 года, его кадастровая стоимость определена в соответствии с Приложением 1 к постановлению Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года № 863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» в размере 4 904 601 рублей 24 копейки. В настоящее время в отношении земельного участка на основании Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» осуществляется внесение результатов государственной кадастровой оценки в ЕГРН.

Заинтересованное лицо администрация городского округа г. Бор Нижегородской области представило в суд отзыв на административное исковое заявление ФИО1, в котором среди прочего, указано на то, что снижение кадастровой стоимости объектов недвижимости приведет к снижению налоговых платежей в местный бюджет.

Изучив материалы дела, оценив по правилам ст. 84 КАС РФ представленные доказательства, выслушав представителя административного истца, суд приходит к следующему.

В силу требований ст. 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

В силу ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости (реестр объектов недвижимости) вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 14 которого основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является вступившие в законную силу судебные акты.

Исходя из положений ч. 1 ст. 245 КАС РФ, ст. 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

На основании ч.ч. 4, 7 ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения такой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренным данным Федеральным законом, или в соответствии со ст. 15 данного Федерального закона. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

В ч. 4 ст. 18 Федерального закона № 237-ФЗ указано, что в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном ст. 22 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Положениями ч. 3 ст. 24 Федерального закона № 237-ФЗ установлено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 375, ст. 378.2 НК РФ установлено, сто налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, утвержденная в установленном порядке. Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 401 НК РФ здания, помещения, расположенные в пределах муниципального образования, являются объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц.

На основании п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Из материалов дела усматривается и судом установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежат объекты недвижимости – земельный участок с кадастровым номером [номер], площадью 2 607,00 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, территория бывшего детского сада, расположенный по адресу: [адрес], земельный участок 14; нежилое отдельно стоящее здание (детский сад) с кадастровым номером [номер], площадью 248,20 кв.м., расположенное по адресу: [адрес] что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 21.01.2021 года. При таких обстоятельствах ФИО1 является лицом, чьи права и законные интересы затрагивают результаты определения кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.

Учитывая обращение ФИО1 в суд с настоящим административным исковым заявлением, суд полагает возможным восстановить предусмотренный ч. 3 ст. 245 КАС РФ, ч. 10 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ срок для подачи административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, поскольку усматривает для этого наличие уважительных причин, обусловленных как введением на территории Нижегородской области нового порядка исчисления налоговой базы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц (исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости) лишь с 1 января 2015 года, так и положениями ст.ст. 397, 409 НК РФ о сроках уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц (не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом). Суд принимает во внимание и то обстоятельство, что Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменена предусмотренная ст. 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» периодичность проведения государственной кадастровой оценки, а именно, исключены положения о том, что она подлежит проведению не реже чем один раз в течение пяти лет. Вместе с тем, как следует из разъяснений, содержащихся в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», указанный пятилетний срок обусловлен исключительно закрепленной законом периодичностью проведения государственной кадастровой оценки, в отношении которой с 15 июля 2016 года требования о ее проведении не реже чем один раз в течение пяти лет отсутствуют.

Из представленных в суд доказательств следует, что объект капитального строительства с кадастровым номером [номер] внесен в реестр объектов недвижимости как ранее учтенный 05.07.2011 года. Нежилое административное здание с кадастровым номером [номер] вошло в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценки на территории Нижегородской области, сформированный по состоянию на 05.06.2011 года, его кадастровая стоимость определена в соответствии с Приложением 1 к постановлению Правительства Нижегородской области от 07.06.2012 года № 331 «Об утверждении результатов государственной оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области в размере 3 500 000 рублей.

Распоряжением Правительства Нижегородской области от 23 марта 2018 года № 253-р «О создании государственного бюджетного учреждения Нижегородской области «Кадастровая оценка» создано соответствующее учреждение – Государственное бюджетное учреждение «Кадастровая оценка» по Нижегородской области (далее – ГБУ «Кадастровая оценка» по НО), расположенное по адресу: [адрес], в компетенцию которого входит проведение Государственной кадастровой оценки на территории Нижегородской области в 2019-2020 г.г. Полномочия бюджетных учреждений, связанные с определением кадастровой стоимости, определены в ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». В рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки нежилое административное здание с кадастровым номером [номер] вошло в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Нижегородской области, сформированный по состоянию на 01.01.2020 года. Кадастровая стоимость нежилого административного здания с кадастровым номером 52:20:2000001:631 утверждена приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области [номер] от 12.10.2020 года «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, помещений, единых недвижимых комплексов, машино-мест, предприятий как имущественных комплексов) на территории Нижегородской области по состоянию на 01 января 2020 года" и внесена в сведения ЕГРН 11.01.2021 года в размере 2 036 900 рублей 46 копеек.

Земельный участок с кадастровым номером [номер] внесен в реестр объектов недвижимости как ранее учтенный 21.06.2006 года. Земельный участок с кадастровым номером [номер] вошел в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценки на территории Нижегородской области, сформированный по состоянию на 01.11.2013 года, его кадастровая стоимость определена в соответствии с Приложением 1 к постановлению Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года № 863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» в размере 4 904 601 рублей 24 копейки.

В рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки земельный участок с кадастровым номером [номер] вошло в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Нижегородской области, сформированный по состоянию на 01.01.2020 года. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] утверждена приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области [номер] от 21.10.2020 года «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения, земель лесного фонда, земель запаса) на территории Нижегородской области по состоянию на 01 января 2020 года" и внесена в сведения ЕГРН 25.01.2021 года.

При таких обстоятельствах применению подлежат положения ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и кадастровая (архивная) стоимость нежилого административного здания может быть определена по состоянию на 05.06.2011 года, на период до введения новой кадастровой стоимости на основании приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12.10.2020 года [номер] «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, помещений, единых недвижимых комплексов, машино-мест, предприятий как имущественных комплексов) на территории Нижегородской области по состоянию на 01 января 2020 года", кадастровая (архивная) стоимость земельного участка может быть определена по состоянию на 01.11.2013 года, на период до введения новой кадастровой стоимости на основании приказа министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области [номер] от 21.10.2020 года «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения, земель лесного фонда, земель запаса) на территории Нижегородской области по состоянию на 01 января 2020 года".

Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Согласно ст. 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки. Отчет составляется в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости нежилого отдельно стоящего здания (детский сад) и земельного участка, административный истец представил в суд отчеты об оценке № 2252/2, составленные оценщиком ООО «Инновационно-внедренческая компания «Время» ФИО4

Согласно указанным отчетам рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер], площадью 2 607,00 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, территория бывшего детского сада, расположенного по адресу: [адрес] составляет 1 446 900 рублей по состоянию на 01.11.2013 года; рыночная стоимость нежилого отдельно стоящего здания (детский сад) с кадастровым номером [номер], площадью 248,20 кв.м., расположенное по адресу: [адрес] составляет 1 336 000 рублей по состоянию на 05.06.2011 года.

В письменной позиции Правительства Нижегородской области по настоящему делу представитель административного ответчика указывает на значительное отклонение рыночной стоимости от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером [номер] (71%) и нежилого отдельно здания с кадастровым номером [номер] (62%), полагая, что отчеты об оценке не подтверждают достоверность заявленной величины рыночной стоимости объектов недвижимости.

В соответствии с ч. 1 ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Оценивая представленные и исследованные в судебном заседании отчеты об оценке № 2252/2, суд принимает во внимание, что рыночная стоимость объектов оценки определялась оценщиком с учетом требований Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности», положений Федерального стандарта оценки №1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №297; Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №298; Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №299; Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года № 611.

Из отчетов об оценки усматривается, что целью и задачей оценки являлось определение рыночной стоимости земельного участка и нежилого отдельно стоящего здания (детский сад) для пересмотра их кадастровой стоимости. При этом оценщиком обозначены допущения и ограничительные условия, использованные при оценке, приведен перечень используемых при проведении оценки источников информации и использованной литературы, дано подробное описание объектов оценки.

В отчетах приведены качественные и количественные характеристики объектов оценки, указано, что объект недвижимости с кадастровым номером 52:20:2000001:428 имеет площадь 2 607,00 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, территория бывшего детского сада, разрешенное использование: для объектов общественно-делового значения, коммуникации – электроснабжение, водоснабжение и канализация; объект недвижимости с кадастровым номером 52:20:2000001:631 имеет площадь 248,2 кв.м., назначение: детский сад, текущее использование – не используется, требуется ремонт и восстановление инженерных систем. На дату оценки износ не установлен.

Анализ рынка в соответствии с пунктом 11 ФСО №7, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года №611, приведен за период, предшествующий дате оценки. В отчете содержится анализ фактических данных о ценах сделок и (или) предложений с объектами недвижимости из определенного сегмента рынка. Приведены цены предложений объектов недвижимости, цены арендных ставок на объекты недвижимости, определены ценообразующие факторы для объектов недвижимости, влияющие на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости.

Согласно главе V «Анализ рынка» Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости» (ФСО N7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года №611, объем исследований определялся оценщиком исходя из принципа достаточности. Доказательств нарушения данного принципа при составлении отчета об оценке, повлекшего за собой неверные выводы относительно установления оценщиком рыночной стоимости спорного здания, суду не представлено.

Оценка нежилого отдельно стоящего здания (детский сад) и земельного участка проведена с применением всех возможных подходов к оценке: сравнительного подхода, затратного подхода и доходного подхода.

При определении рыночной стоимости объектов оценки с использованием затратного подхода оценщик использовал метод сравнительной единицы. Оценщик произвел расчет затрат на замещение, то есть затрат, необходимых для воспроизведения аналогичных объектов в текущих ценах на дату оценки. Расчет затрат на замещение произведен по методу сравнительной единицы, который основан на сравнении единицы площади или единицы объема объекта оценки со стоимостью единицы площади или единицы объема объектов-аналогов. Расчет производился на основе методики перерасчета стоимости строительства 1 кв.м. аналогичных оцениваемых объектов из базового уровня цен с последующим перерасчетом их в уровень цен на дату оценки. Произведен расчет корректировок цен объектов-аналогов. Рыночная стоимость земельного участка установлена оценщиком в размере 1 446 900 рублей, рыночная стоимость нежилого отдельно стоящего здания (детский сад) установлена оценщиком в размере 1 336 000 рублей.

При определении рыночной стоимости объектов оценки с использованием сравнительного подхода оценщик использовал метод сравнения продаж. В отчетах обоснованы выборы объектов-аналогов, обоснованы применение корректировок к объектам-аналогам.

Таким образом, оценщиком приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости нежилого отдельно стоящего здания (детский сад) и земельного участка, содержащиеся сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных при расчете итоговой величины рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости, оценщиком проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объектов оценки.

Суд учитывает, что в установленном процессуальным законом порядке указанные оценщиком сведения о рыночной стоимости объектов недвижимости участвующими в деле лицами не опровергнуты. Сами отчеты, в которых определена рыночная стоимость нежилого отдельно стоящего здания (детский сад) и земельного участка, являются допустимыми и надлежащими доказательствами, подтверждающими рыночную стоимость объектов оценки, вопреки указанных представителем административного ответчика Правительства Нижегородской области ФИО5 в письменном отзыве замечаний к отчетам об оценке. Выводы оценщика аргументированы, подтверждены собранными материалами. Ходатайств о назначении экспертизы лицами, участвующими в деле, не заявлено, суд также не усматривает оснований для ее назначения.

Отчеты об оценке составлены лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований: оценщик ФИО4 является членом НП саморегулируемой межрегиональной ассоциации специалистов-оценщиков, регистрационный [номер]. Оценщиком получен Квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости» от 09.02.2018 года №47. Профессиональная деятельность оценщика застрахована <данные изъяты>».

Сведений о том, что оценщик ФИО4 является лицом, имеющим имущественный интерес в объектах оценки, а также сведений об иных обстоятельствах, перечисленных в ст. 16 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ в отношении оценщика ФИО4 у суда не имеется.

При таких обстоятельствах оснований не доверять отчетам, составленным оценщиком ООО «Инновационно-внедренческая компания «Время» ФИО4, у суда не имеется. Отчеты соответствуют требованиям ст. 14 Федерального закона от 03 июля 2016 г. № 237-ФЗ и федеральным стандартам оценки, утвержденными Минэкономразвития РФ.

Доказательств, опровергающих достоверность определенной оценщиком итоговой величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, участвующими в деле, не заявлявшими ходатайств о проведении по делу судебной экспертизы в порядке ст.ст. 62, 63, 247 КАС РФ, не представлено и в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах, учитывая изложенное, исковые требования ФИО1 об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости подлежат удовлетворению. В данном случае Правительство Нижегородской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии являются надлежащими ответчиками по делу.

Учитывая, что ФИО1 обратился в суд 29.12.2020 года, то датой обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами [номер] в размере их рыночной стоимости необходимо считать 29.12.2020 года.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером [номер], площадью 2 607,00 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, территория бывшего детского сада, расположенного по адресу: [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 1 446 900 рублей по состоянию на 01 ноября 2013 года, на период до введения новой кадастровой стоимости на основании приказа министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области [номер] от 21.10.2020 года «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения, земель лесного фонда, земель запаса) на территории Нижегородской области по состоянию на 01 января 2020 года".

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого отдельно стоящего здания (детский сад) с кадастровым номером [номер], площадью 248,20 кв.м., расположенного по адресу: ФИО2[адрес], равной его рыночной стоимости в размере 1 336 000 рублей по состоянию на 05 июня 2011 года, на период до введения новой кадастровой стоимости на основании приказа министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12.10.2020 года [номер] «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, помещений, единых недвижимых комплексов, машино-мест, предприятий как имущественных комплексов) на территории Нижегородской области по состоянию на 01 января 2020 года".

Датой обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами [номер] в размере их рыночной стоимости считать 29.12.2020 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Нижегородский областной суд.

Судья Е.О. Ефимова

В окончательной форме решение суда составлено 15 февраля 2021 года.

Судья Е.О. Ефимова