ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-167/2022 от 07.10.2022 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

КОПИЯ

Дело №3a-167/2022 (3а-824/2021)

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород 07 октября 2022 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Ефимовой Е.О.,

при секретаре судебного заседания Лукониной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «ДЕВЕЛОПМЕНТ» к ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка», министерству имущественных и земельных отношений Нижегородской области об оспаривании решений от 08.09.2021 года № ОРС-52/2021/002555, № ОРС-52/2021/002556, установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости (земельных участков) равной их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

ООО «ДЕВЕЛОПМЕНТ» обратилось в Нижегородский областной суд с вышеназванным административным исковым заявлением, в обоснование которого указало, что ООО «ДЕВЕЛОПМЕНТ» на праве собственности принадлежат объекты недвижимости:

- земельный участок с кадастровым номером [номер], общая площадь 2351 кв.м., расположенный по адресу: [адрес]

– земельный участок с кадастровым номером [номер], общая площадь 5599 кв.м., расположенный по адресу: [адрес]

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] составляет 2 163 390 рублей 2 копейки, что превышает его рыночную стоимость, которая в соответствии с отчетом, выполненным ООО «Экспертный центр «Норматив», составляет 773 000 рублей.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] составляет 5 393 964 рублей 62 копейки, что превышает его рыночную стоимость, которая в соответствии с отчетом, выполненным ООО «Экспертный центр «Норматив», составляет 1 842 000 рублей.

ООО «ДЕВЕЛОПМЕНТ» обратилось в Государственное бюджетное учреждение Нижегородской области «Кадастровая оценка» с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости, в удовлетворении которых ООО «ДЕВЕЛОПМЕНТ» было отказано. По мнению административного истца, несоответствие кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости нарушает права собственника земельных участков, поскольку размер земельного налога зависит от кадастровой стоимости объектов недвижимости, что послужило основанием обращения в суд с настоящим иском. Ссылаясь на положения НК РФ, Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», истец просит признать незаконными решения Государственного бюджетного учреждения Нижегородской области «Кадастровая оценка» от 08.09.2021 года № ОРС-52/2021/002555, № ОРС-52/2021/002556, установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости по состоянию на 03.08.2021 года.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, от представителя административного истца поступила телефонограмма с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие. Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, учитывая положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Административными ответчиками представлен письменный отзыв на иск, в котором среди прочего, указано, что решения ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» об отказе в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами [номер] в размере их рыночной стоимости от 08.09.2021 года № ОРС-52/2021/002555, ОРС-52/2021/002556 приняты уполномоченным лицом в пределах его компетенции. Основанием для отказа в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами [номер] послужило то, что при проведении их оценки оценщиком допущены нарушения федеральных стандартов оценки, обязательных к применению при осуществлении оценочной деятельности.

Изучив материалы дела, оценив по правилам ст. 84 КАС РФ представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу требований ст. 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

В силу ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в силу с 01.01.2017 года, в кадастр недвижимости (реестр объектов недвижимости) вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 14 которого основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является вступившие в законную силу судебные акты.

Нормой ч. 1 ст. 245 КАС РФ предусмотрено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (в редакции от 31.07.2020 года № 269-ФЗ) кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей).

Исходя из положений ч. 15 ст. 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (в редакции от 31.07.2020 года № 269-ФЗ) решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Как следует из ч. 2 ст. 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (в редакции от 31.07.2020 года № 269-ФЗ), заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.

При этом заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (ч. 7 ст. 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (в редакции от 31.07.2020 года № 269-ФЗ).

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что рыночная стоимость, устанавливаемая по правилам ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, определяется на дату, которая указана в отчете об оценке. Этой датой является дата, указанная сторонами договора на проведение рыночной оценки объекта недвижимости (ст. 10 и 11 Федерального закона N 135-ФЗ (в редакции от 31.07.2020 года № 269-ФЗ). Следовательно, при оспаривании в суде решения бюджетного учреждения и установлении рыночной стоимости такая стоимость должна определяться на дату, указанную в отчете.

Бюджетное учреждение в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления об установлении рыночной стоимости направляет заявителю уведомление о поступлении указанного заявления и принятии его к рассмотрению. Форма уведомления о поступлении заявления об установлении рыночной стоимости и принятии его к рассмотрению, требования к его заполнению, а также требования к формату такого уведомления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки (ч. 9 ст. 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (в редакции от 31.07.2020 года № 269-ФЗ).

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 06 августа 2020 года № П/0287 «Об утверждении форм заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и документов, формируемых в связи с рассмотрением такого заявления, требований к их заполнению, требований к формату таких заявления и иных документов в электронной форме" утверждены форма уведомления о поступлении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и принятии его к рассмотрению и требования к заполнению уведомления о поступлении заявления об установлении кадастровой стоимости и представляемых с ним документов в электронной форме; форма решения об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, требования к заполнению форм решения об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, а также требований к формату таких решений и представляемых с ними документов в электронной формате.

Согласно ч.ч. 10 – 13 ст. 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (в редакции от 31.07.2020 года № 269-ФЗ) заявление об установлении рыночной стоимости подлежит рассмотрению в течение тридцати календарных дней со дня его поступления.

Бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости:

1) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - решение об установлении рыночной стоимости), указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости;

2) об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее - решение об отказе в установлении рыночной стоимости).

В случае принятия решения об отказе в установлении рыночной стоимости в таком решении должны быть приведены все выявленные в ходе рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости причины, предусмотренные пунктом 2 части 11 настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения.

Формы решения об установлении рыночной стоимости, решения об отказе в установлении рыночной стоимости и требования к их заполнению, а также требования к формату таких решений и представляемых с ними документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.

В целях реализации предусмотренных Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» полномочий, связанных с определением кадастровой стоимости, Правительством Нижегородской области принято распоряжение от 23 марта 2018 года № 253-р «О создании государственного бюджетного учреждения Нижегородской области «Кадастровая оценка».

Основной целью деятельности учреждения является реализация полномочий, связанных с определением кадастровой стоимости, в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Функции и полномочия учредителя ГБУ НО «Кадастровая оценка» осуществляет министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 10 сентября 2018 года № Сл-326-2766/18 утвержден Устав и назначен директор государственного бюджетного учреждения Нижегородской области «Кадастровая оценка».

Согласно Уставу государственного бюджетного учреждения Нижегородской области «Кадастровая оценка», основной целью деятельности учреждения является реализация полномочий, в сфере государственной кадастровой оценки, в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года№237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (п.2.1). Предметом деятельности Учреждения является оказание услуг (выполнение работ) непосредственно направленных на достижение уставных целей Учреждения (п.2.3).

В соответствии с пунктом 2.4 Устава, для достижения цели, указанной в пункте 2.1. Устава, Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности:

- определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки;

- определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки;

- предоставление разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости;

- рассмотрение обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;

- хранение и предоставление копий отчетов, документов, информации и материалов, исходных и формируемых в ходе определения кадастровой стоимости;

- сбор, обработка, систематизация и накопление информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в том числе о данных рынка недвижимости, а также информации, использованной при проведении государственной кадастровой оценки и формируемой в результате ее проведения;

- иные полномочия в соответствии с законодательством о государственной кадастровой оценке;

- деятельность в соответствии с перечнем услуг (работ), оказываемых Учреждением по государственному заданию.

Пунктом 2 ст. 375, ст. 378.2 НК РФ установлено, сто налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, утвержденная в установленном порядке. Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

На основании п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Из материалов дела усматривается и судом установлено, что ООО «ДЕВЕЛОПМЕНТ» на праве собственности обладает объектами недвижимости:

– земельным участком с кадастровым номером [номер], категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения производственных зданий, площадью 2351+/- 14 кв.м., расположенным по адресу: [адрес], что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 02.11.2022 года;

– земельным участком с кадастровым номером [номер], категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения производственных зданий, площадью 5599+/-26 кв.м., расположенным по адресу: [адрес], что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 02.11.2022 года;

При таких обстоятельствах ООО «ДЕВЕЛОПМЕНТ» является лицом, чьи права и законные интересы затрагивают результаты определения кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости.

Кадастровая стоимость земельных участков утверждена приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 21.10.2020 года № 326-13-566703/20 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения, земель лесного фонда, земель запаса) на территории Нижегородской области по состоянию на 01 января 2020 года» для земельного участка с кадастровым номером [номер] - в размере 2 163 390 рублей 20 копеек; для земельного участка с кадастровым номером [номер] - в размере 5 393 964 рубля 62 копейки.

Не согласившись с результатами определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, административный истец обратился в ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» с заявлениями об установлении его кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, на основании отчета, составленного ООО «Экспертный центр «Норматив» № 515/2021 от 04.08.2021 года, в котором определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] - в размере 773 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером [номер] - в размере 1 842 000 рублей.

19.08.2022 года в адрес ООО «ДЕВЕЛОПМЕНТ» направлены уведомления о поступлении заявлений и принятии их к рассмотрению.

Решениями ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» от 08.09.2021 года № ОРС-52/2021/002555, № ОРС-52/2021/002556, отказано в удовлетворении заявлений ООО «ДЕВЕЛОПМЕНТ» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами номером [номер] в размере их рыночной стоимости по тем основаниям, что при проведении оценки объектов недвижимости оценщиком были допущены нарушения федеральных стандартов оценки, обязательных к применению при осуществлении оценочной деятельности.

Суд приходит к выводу, что процедура принятия оспариваемого решения административным ответчиком не нарушена: оно принято уполномоченным должностным лицом в соответствии с представленной ему компетенцией, с соблюдением установленного законом порядка и сроков, соответствует форме, утвержденной приказом Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии от 06 августа 2020 года №П/0287, и по этим основаниям административным истцом не оспаривается.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Согласно ст. 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки. Отчет составляется в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, административный истец представил в суд отчет об оценке № 515/2021 от 04.08.2021 года, составленный ООО «Экспертный центр «Норматив», согласно которому рыночная стоимость объектов недвижимости:

– земельного участка с кадастровым номером [номер] составляет 773 000 рублей по состоянию на 03.08.2021 г.;

– земельного участка с кадастровым номером [номер] составляет 1 842 000 рублей по состоянию на 03.08.2021 г.

В соответствии с ч. 1 ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В ходе судебного разбирательства по инициативе суда с целью определения рыночной стоимости спорных объектов недвижимости и проверки представленного административным истцом отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности назначена судебная оценочная экспертиза, на основании определения суда от 08 декабря 2021 года, производство которой поручено экспертам ФБУ «Приволжский центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации», результаты которой оформлены заключением эксперта № 1651/06-4 от 20 июня 2022 года.

По результатам исследования экспертом ФИО4 сделан вывод, что оценщиком ФИО5 при выполнении отчета об оценке ООО «Экспертный центр «Норматив» № 515/2021 от 4 августа 2021 года допущены нарушения требований федеральных стандартов оценки, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, информация, использованная оценщиком, не является достаточной: выявлены несоответствия п.5, п. 12 ФСО № 3; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] по состоянию на 3 августа 2021 года составляет 1 884 585 руб. 00 коп.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] по состоянию на 3 августа 2021 года составляет 4 444 150 руб. 00 коп.

Представителем административного истца в ходе рассмотрения дела представлено заключение специалиста о заключении эксперта по делу, в котором, в частности указано, что выводы эксперта фактически не содержит ответа на поставленный судом вопрос № 1, не указаны допущенные оценщиком существенные нарушения, повлиявшие на правильность определения итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, само экспертное заключение выполнено с существенным нарушением федеральных стандартов оценки, что привело к некорректной итоговой рыночной стоимости.

Учитывая, что экспертное заключение № 1651/06-4, составленное ФБУ Приволжский центр РЦСЭ Минюста России, содержало противоречивые выводы об итоговой рыночной стоимости объектов оценки, что могло повлечь недостоверность заключения как доказательства, по ходатайству представителя административного истца с целью определения рыночной стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами [номер] и проверки представленного административным истцом отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности назначена повторная судебная оценочная экспертиза, на основании определения суда от 04.08.2022 года, результаты которой оформлены заключением эксперта №05/2022 от 19.09.2022 года, составленным экспертом ООО «Элит Оценка» Горбылевой А.В.

По результатам исследования экспертом сделан вывод о том, что отчет об оценке № 515/2021 от 04.08.2021 года, подготовленный ООО «Экспертный центр «Норматив», соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровым номером [номер] экспертным путем не определялась, поскольку отсутствуют нарушения, повлиявшие на правильность определения итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки.

Оценивая заключение повторной судебной экспертизы, суд принимает во внимание, что проверка отчета № 515/2021 от 04.08.2021 года, подготовленного ООО «Экспертный центр «Норматив» на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности проводилась экспертом с учетом требований Федерального закона № 135-03 от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральных стандартов оценки №№ 1, 2, утвержденных Приказами Минэкономразвития России №№ 297, 298 от 20.05.2015 года (ФСО №1, ФСО № 2).

Также суд принимает во внимание, что рыночная стоимость объектов оценки определялась оценщиком с учетом требований Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности», положений Федерального стандарта оценки №1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №297; Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №298; Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №299; Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года №611.

Оснований не доверять данному заключению, подготовленному экспертом, отвечающим установленным законодательством об оценочной деятельности требованиям, предупрежденным об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, у суда не имеется. Лица, участвующие в деле, данное заключение эксперта не оспаривают.

Суд находит, что в установленном процессуальным законом порядке указанные экспертом сведения о соответствии отчета об оценке, составленного ООО «Экспертный центр «Норматив» № 515/2021 от 04.08.2021 года, требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, не оспорены, в связи с чем рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами [номер] определена верно, участвующими в деле лицами не опровергнута. Само экспертное заключение, а также и отчет об оценке, в котором определена величина рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, являются допустимыми и надлежащими доказательствами, подтверждающими рыночную стоимость объекта оценки. Выводы эксперта аргументированы, подтверждены представленными материалами. Ходатайств о назначении повторной, дополнительной экспертизы лицами, участвующими в деле, не заявлено, суд также не усматривает оснований для ее назначения.

Сведений о том, что эксперт ФИО7 является лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, а также сведений об иных обстоятельствах, перечисленных в ст. 16 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ограничивающих возможность проведения оценки, в отношении эксперта, у суда не имеется. Сомнений в правильности заключения судебного эксперта по вопросам, поставленным ему для разрешения, у суда не имеется.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, заключение экспертов ФБУ Приволжский центр РЦСЭ Минюста России, ООО «Элит Оценка» № 05/2022 от 19.08.2022 года, суд по указанным выше основаниям принимает за основу при вынесении решения, заключение повторной судебной экспертизы ООО «Элит Оценка № 05/2022 от 19.08.2022 года как наиболее полное и объективное, а также отчет об оценке № 515/2021 от 04.08.2021 года, составленный ООО «Экспертный центр «Норматив», поскольку они отвечают принципам относимости, допустимости и достоверности и подтверждают рыночную стоимость объектов недвижимости:

- с кадастровым номером [номер] по состоянию на 03.08.2021 года в размере 773 000 рублей;

- с кадастровым номером [номер] по состоянию на 03.08.2021 года в размере 1 842 000 рублей.

При таких обстоятельствах оспариваемые решения ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» от 08.09.2021 года № ОРС-52/2021/002555, № ОРС-52/2021/002556 является незаконными, исковые требования ООО «ДЕВЕЛОПМЕНТ» подлежат удовлетворению в полном объеме.

В данном случае министерство имущественных и земельных отношений, ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» являются надлежащими ответчиками по делу.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ООО «ДЕВЕЛОПМЕНТ» удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного бюджетного учреждения Нижегородской области «Кадастровая оценка» от 08.09.2021 года № ОРС-52/2021/002555 «Об отказе и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости».

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером [номер], общая площадь 2351 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 773 000 рублей по состоянию на 03.08.2021 года.

Признать незаконным решение Государственного бюджетного учреждения Нижегородской области «Кадастровая оценка» от 08.09.2021 года № ОРС-52/2021/002556 «Об отказе и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости».

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером [номер], общая площадь 5599 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 1 842 000 рублей по состоянию на 03.08.2021 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Нижегородский областной суд.

П.П. Председательствующий судья Ефимова Е.О.: подпись

В окончательной форме решение суда составлено 21 октября 2022 года.

П.П. Председательствующий судья Ефимова Е.О.: подпись

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья областного суда Е.О. Ефимова