Дело № 3а-168/2022
УИД 21OS0000-01-2022-000006-65
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июля 2022 года г. Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики под председательством судьи Фоминой Н.Э.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Капраловой А.Н.,
с участием прокурора Яковлева А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Собранию депутатов Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики об оспаривании нормативного правового акта,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Собранию депутатов Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании решения собрания депутатов Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики № 18-04 от 13.12.2012 года «Об утверждении Правил землепользования и застройки Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики», принятым в противовес Генплану поселения.
В обоснование заявленных требований указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером -, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир -, участок находится примерно в -, по направлению на северо-запад от ориентира, почтовый адрес ориентира: -, право собственности на данный участок за административным истцом зарегистрировано 25 июля 2018 года.
13 декабря 2012 года решением собрания депутатов № 18-04 утверждены Правила землепользования и застройки Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики. Согласно указанному решению, земельный участок принадлежащий истцу, в графической части отнесен к территориальной зоне СХ-1 - зона сельскохозяйственных угодий. Оспариваемые Правила землепользования и застройки не опубликованы в средствах массовой информации. Как указывает административный истец, представительный орган Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики об отнесении спорного земельного участка к землям сельхозназначения, письменно ему не сообщил. Оспариваемое решение было принято через четыре месяца после утверждения Генерального плана. Генеральным планом сельского поселения в 2012 вышеназванный земельный участок признан зоной развития туризма и сервиса. Спорный земельный участок находится 1000 метровой санитарно-защитной зоне от скотомогильника сибирской язвы и, несмотря на данное обстоятельство, указанный спорный земельный участок отнесен к категории сельскохозяйственной земли.
В судебное заседание административный истец, представитель административного истца, извещенные о дате и времени судебного разбирательства в установленном законом порядке, не явились.
Административный истец ФИО1, участвуя в судебном заседании 09 июня 2022, а так же в последующих судебных заседаниях, отказался уточнять заявленные исковые требования, настаивал на рассмотрении дела по существу и настраивал на их удовлетворении.
Административный ответчик, заинтересованные лица, извещенные о дате и времени судебного разбирательства в установленном законом порядке, на судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили.
В своем заключении прокурор отдела Прокуратуры Чувашской Республики Яковлев А.Г., полагал обоснованным заявленные административные исковые требования.
С учетом требований 213 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав заключение прокурора, изучив доводы административного иска, исследовав доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно положениям ст. 215 Кодекса административного судопроизводства РФ нормативный акт, не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействующим.
В соответствии с частями 7-9 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 8 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (ч. 8).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 2 и 3 ч. 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, а нарушение этим актом прав, свобод и законных интересов - административного истца (ч. 9).
Проверяя право административного истца на оспаривание решения Собрания депутатов Синьял-Покровского сельского поселение, суд исходит из следующего.
Из разъяснений, содержащихся в абзаце первом пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 50, следует, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером № -, общей площадью <данные изъяты> кв. м.
Соответственно, ФИО1 как собственник земельного участка, в отношении которого Правилами землепользования и застройки Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики утверждённого решением Собрания депутатов № 18-04 от 13.12.2012 установлен вид разрешенного использования, является участником правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и вправе обращаться в суд с настоящим административным иском.
Обращению в суд административного истца послужил тот факт, что в отношении земельного участка с кадастровым номером№ -, оспариваемым нормативным правовым актом установлено неправильное градостроительное и территориальное зонирование.
Проверяя порядок принятия, публикации оспариваемого решения, суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Закон N 131-ФЗ) в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемых нормативных правовых актов, утверждение генерального плана, правил землепользования и застройки поселения относилось к вопросам местного значения поселения. Генеральный план, правила землепользования и застройки поселения утверждаются муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения.
Согласно статья 2 Устава Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в состав территории Синьял-Покровского сельского поселения входят: деревни Синьял-Покровское, Пархикасы, Яранкасы, Хозандайкино, Важуково, Селиванкино, Янду, станция Ишлеи (п.2).
Территория Синьял-Покровского сельского поселения входит в состав территории Чебоксарского района Чувашской Республики (п.3 статьи 2 Устава).
В структуру органов местного самоуправления Синьял-Покровского сельского поселения входят: глава Синьял-Покровского сельского поселения, Собрание депутатов Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, администрация Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, контрольно-счетный орган Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики (статья 23 Устава).
По вопросам своей компетенции Собрание депутатов Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики принимает правовые акты в форме решений (статья 30 Устава).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).
23 ноября 2012 г. в 18.00 мин. в зале заседаний администрации Синьял-Покровского сельского поселения проведены публичные слушания по проекту решения Собрания депутатов Синьял-Покровского сельского поселения «О правилах землепользования и застройки Синьял-Покровского сельского поселения».
Проект решения одобрен на публичных слушаниях, о чем оформлен протокол.
Согласно заключению от 23 ноября 2012 г. о результатах публичных слушаний по рассмотрению проекта Правил землепользования и застройки Синьял-Покровского сельского поселения, рекомендован к утверждению вышеназванный проект.
23 ноября 2012 года на официальном сайте органа местного самоуправления опубликовано заключение о результатах публичных слушаний.
Правила землепользования и застройки Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики утверждены Решением Собрания депутатов Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 13.12.2012 г. № 18-04.
Как видно из имеющегося в материалах дела протокола от 13 декабря 2012 года, на заседании Собрания депутатов Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики из 11 депутатов присутствовали 10, что свидетельствует о наличии кворума.
Решением Собрания депутатов Синьял-Покровского сельского поселения от 26.02.2009 № 21-2 утвержден Генеральный план Синьял-Покровского сельского поселения, разработанный проектной организацией ООО «Арконпроект».
Решением Собрания депутатов Синьял-Покровского сельского поселения от 28.08.2012 № 14-03 утверждены внесенные изменения в Генеральный план Синьял-Покровского сельского поселения, утвержденного решением Собрания депутатов Синьял-Покровского сельского поселения от 26.02.2009 № 21-02.
В ходе судебного разбирательства установлено, что территориальное зонирование в отношении земельного участка с кадастровым № решением Собрания депутатов Синьял-Покровского сельского поселения от 13.12.2012.
Решением Собрания депутатов Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района № 13-03 от 18.11.2016 утверждены Правила землепользования и застройки Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района в новой редакции.
Каких-либо изменений относительно данного земельного участка в оспариваемый нормативный правовой акт не вносилось.
Проанализировав вышеприведенные положения Градостроительного кодекса РФ во взаимосвязи с нормами Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что Генеральный план и Правила землепользования и застройки, а равно нормативные правовые акты о внесении в них изменений приняты в пределах полномочий и в соответствии с компетенцией уполномоченных на то органов (на дату их издания), с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия, включая предусмотренной статьями 24 - 25, 31 - 32 Градостроительного кодекса РФ процедуре, и правилам введения их в действие.
Административный истец, участвуя в судебном заседании, после разъяснения положений Кодекса административного судопроизводства, Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018г. № 50, утверждением решением Собрания депутатов Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района № 13-03 от 18.11.2016 новой редакции Правил землепользования и застройки Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района, требования административного иска уточнить отказался и актуальную редакцию оспариваемого нормативного правового акта приводить отказался указав, что его права были нарушены оспариваемым решением Собрания депутатов Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района № 18-04 от 13.12.2012г.
С учетом данных обстоятельств, судом осуществляется правовая проверка нормативного правового акта, которым утверждены правила землепользования и застройки на территории Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района, в редакции № 18-04 от 13.12.2012г.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и о нарушении его прав, судом установлены следующие обстоятельства.
Оспаривая нормативный акт, административный истец полагает, что установленная в отношении его земельного участка территориальная зона СХ-1 в соответствии с Правилами землепользования и застройки Синьял-Покровского сельского поселения не соответствует функциональной зоне отдыха и туризма, установленной Генеральным планом.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (пункт 1 статьи 4 Градостроительного кодекса РФ).
К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (пункт 3 статьи 4 Градостроительного кодекса РФ).
Градостроительное зонирование Градостроительного кодекса РФ определяет как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны (пункты 6, 8 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются, в частности, территориальные зоны, градостроительные регламенты (пункт 8 статьи 1, часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ).
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 марта 2017 года N 10-П, регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.
Зонирование территории, являясь частью процесса по развитию территории (в том числе городов и иных поселений), одновременно выступает одним из направлений градостроительной деятельности органов власти. Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условия для устойчивого развития территорий населенных пунктов, вместе с тем призваны обеспечивать права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки (пункт 1 части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ). Задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки - обеспечить справедливый баланс между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ), отражающая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ).
Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ).
Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны (пункты 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункт 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ). При этом несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (пункт 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ).
Содержание приведенных федеральных норм во взаимосвязи с положениями части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ свидетельствует о том, что градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территории и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Согласно части 1 статьи 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам.
В Генеральном плане Синьял-Покровского сельского поселения предусмотрены шесть основных групп видов функциональных зон: зона населенных пунктов; зона транспортной и инжирной инфраструктуры; зона преимущественного сельскохозяйственного использования; зона преимущественного лесохозяйственного использования; зона охраняемых территорий; зона рекреационного назначения (ст. 2.1.4).
Зона преимущественного сельскохозяйственного использования включает в себя сельхозугодья.
Перечень территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования территории Синьял-Покровского сельского поселения, приведен в главе 2.1 Правил землепользования и застройки Синьял-Покровского сельского поселения, в соответствии с которой на территории Синьял-Покровского сельского поселения устанавливаются, в том числе, следующие виды территориальных зон: зона Р - рекреационные зоны (территория отдыха, здравоохранения, туризма Р4), зона СХ – зоны сельскохозяйственного использования (сельскохозяйственных угодий СХ 1) и т.д.
В статье 39 Правил землепользования и застройки Синьял-Покровского сельского поселения указано назначение и виды разрешенного использования территориальных зон, условно разрешенные виды использования. В качестве основных видов разрешенного использования территориальной зоны Р4 указаны: санатории, дома отдыха, детские лагеря отдыха, дома рыбака, охотника, турбазы, гостиницы, мотели, кемпенги, дома приезжих, физкультурно-оздоровительные комплексы, спортивные сооружения закрытые и т.д. Условно разрешенный вид использования предполагает размещение следующих объектов: малорозничной торговли во временных сооружениях и вне их, рассчитанные на малый поток посетителей: киоски, павильоны, палатки; больницы, клиники общего профиля; психоневрологические больницы; инфекционные, онкологические больницы; амбулатории, поликлиники; пункты первой мед.помощи; общественные туалеты; крытые стоянки индивидуального транспорта.
В качестве основных видов разрешенного использования территориальной зоны СХ 1 указаны: внутрихозяйственные дороги; коммуникации; все виды животноводческой детальности; все виды растениеводства; подсобные хозяйства. Условно разрешенный вид использования: земельные участки, представляемые гражданам для ведения крестьянского (фермерского), личного подсобного хозяйства; инженерные коммуникации и транспортные сооружения, устройства; антенные поля, радио и телевизионные вышки (статья 39 Правил землепользования и застройки).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, административный истец ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером № - общей площадью <данные изъяты> кв. м.
Спорный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный 29 мая 2007 года со следующими характеристиками: категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир -. Участок находится примерно в - м, по направлению на северо-запад от ориентира, почтовый адрес ориентира: <адрес>. Данное обстоятельство объективно подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости на спорный земельный участок и не оспаривалось лицами, участвующими в деле (т.1 л.д.154-155).
Согласно карте градостроительного зонирования Синьял-Покровского сельского поселения, являющейся приложением к Правилам землепользования и застройки, принадлежащий административному истцу на праве собственности земельный участок расположен в территориальной зоне СХ-1 – «Зона сельскохозяйственных угодий».
Согласно картографической части Генерального плана Синьял-Покровского сельского поселения, земельный участок принадлежащий истцу, расположен в функциональной зоне – «Зона отдыха и туризма»
В нарушение названных норм федерального законодательства отнесение на карте градостроительного зонирования территории Синьял-Покровского сельского поселения Правил землепользования и застройки земельного участка с кадастровым номером № - к территориальной зоне СХ-1 – «Зона сельскохозяйственных угодий» не соответствует функциональной зоне «Зона отдыха и туризма», установленной для этого участка Генеральным планом Синьял-Покровского сельского поселения.
Таким образом, Правила землепользования и застройки Синьял-Покровского сельского поселения (редакции от 13.12.2012), в той мере, в которой земельный участок с кадастровым номером № -, отнесен к территориальной зоне СХ-1 – «Зона сельскохозяйственных угодий», не соответствует требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 25 апреля 1995 года N 3-П, от 15 июля 1999 года N 11-П, от 11 ноября 2003 года N 16-П и от 21 января 2010 года N 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.
Оспариваемые положения Правил землепользования и застройки в части отнесения земельного участка к территориальной зоне СХ-1 создают неопределенность правового режима названного земельного участка, принадлежащего ФИО1
Ссылки административного ответчика на определение земельного участка к функциональной зоне «Зона отдыха и туризма» в Генеральном плане предполагает лишь перспективы развития указанной территории, судом отклоняются, поскольку в силу приведенных выше норм закона несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, требует приведения их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
Вместе с тем, суд считает необходимым отметить, спорный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный 29 мая 2007 года со следующими характеристиками: категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, градостроительное и территориальное зонирование земельного участка с кадастровым - было устанавливаться с учетом его правового режима. В свою очередь, установленное генеральным планом в 2007 году функциональное зонирование в отношении земельного участка с кадастровым -, а именно, отнесение его к зоне отдыха и туризма, не соответствует его правовому режиму.
Кроме этого, принятыми новыми Правила землепользования и застройки Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района в редакции от 18.11.2016 года не устранены ранее допущенные нарушения, земельный участок с кадастровым - является зоной сельскохозяйственных угодий. При этом, представитель административного ответчика не смог аргументировать такое решение, что свидетельствует об отсутствии обоснованной правовой позиции относительно законности оспариваемого решения от 13.12.2012 года № 18-04.
Исходя из положений части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ бремя доказывания законности оспариваемого нормативного правового акта возлагается на орган, принявший такой нормативный акт.
Вместе с тем, административным ответчиком не представлено суду достаточных и допустимых доказательств, опровергающих доводы административного иска, а также устраняющих выявленные вышеприведенные нарушения.
Как указывалось ранее, согласно части 3 статьи 9, части 9 и 10 статьи 31, пункту 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
В этой связи в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление ФИО1 о признании недействующими Правил землепользования и застройки Синьял-Покровского сельского поселения (в редакции от 13.12.2012г.), в части отнесения земельного участка с кадастровым номером - к территориальной зоне СХ-1 "Зона сельскохозяйственных угодий" подлежит удовлетворению.
Согласно разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 25 Постановления Пленума ВС РФ № 50, согласно которым в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Факт применения оспариваемого нормативного правового акта к правоотношениям с участием административного истца в период с13.12.2012и до момента принятия решения № 13-03 от 18.11.2016, которым утверждены Правила землепользования и застройки Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района в новой редакции, подтверждается представленными в материалы административного дела доказательствами, а также пояснениями сторон. Установленное градостроительное зонирование в отношение земельного - за собой нарушение прав и интересов как административного истца ФИО2 (собственника земельного участка), так и публичных интересов. Принятие нового нормативного правого акта не восполнит данные нарушения за период действия решения от 13.12.2012 года № 18-04.
Поскольку утративший силу оспариваемый нормативный правовой акт породил судебный спор, непосредственно затрагивает права административного истца, а также учитывая, что право выбора способа защиты нарушенного права является исключительным правом административного истца, который настаивал на рассмотрении заявленных требований об оспаривании решения от 13.12.2012 № 18-04 несмотря на принятие Правил землепользования и застройки Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского в новой редакции от 18.11.2016 № 13-03.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд исходит из следующего.
Определяя момент, с которого Правила землепользования и застройки Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 13 декабря 2012 года № 18-04 подлежат признанию недействующими, суд, принимая во внимание предписания пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, исходит из того обстоятельства, что содержание данной правовой нормы не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, установление иной даты, чем день его принятия –13 декабря 2012г., не устранит выявленные судом в ходе настоящего разбирательства нарушения прав и законных интересов административного истца.
Кроме этого, судом установлено, что оспариваемые положения правил землепользования и застройки в редакции от 13.12.2012 года не соответствовали действующему на тот момент Генеральному плану Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, то есть с момента их принятия.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу подлежит опубликованию администрацией Синьял-поскровского сельского поселения в том же средстве массовой информации, в котором были опубликован указанный нормативный правовой акт.
руководствуясь ст. ст. 175 - 179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административный иск ФИО1 к Собранию депутатов Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании недействующими Правил землепользования и застройки Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 13 декабря 2012 года № 18-04, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером - к территориальной зоне СХ-1 "Зона сельскохозяйственных угодий" удовлетворить.
Признать недействующими с момента принятия решения Собрания депутатов Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики «Об утверждении Правил землепользования и застройки Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики» от 13 декабря 2012 года № 18-04, в части установления на Карте градостроительного зонирования Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики земельного участка с кадастровым номером - территориальной зоной "СХ-1" - зона сельскохозяйственных угодий.
Решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ подлежит опубликованию на официальном сайте Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, а также в газете «Ведомости Чебоксарского района», в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (603022, Нижний Новгород, проспект Гагарина, дом 17 «А», пом. П1) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Верховный Суд Чувашской Республики.
Судья Н.Э.Фомина
Мотивированное решение составлено:09.08.2022
Решение19.08.2022