ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-168/2022 от 29.09.2022 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

УИД: 52OS0[номер]-97 Дело [номер]a-168/2022

ФИО1 ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

[адрес] 29 сентября 2022 года

ФИО1 областной суд в составе председательствующего судьи Жилкина А.М.,

при секретаре судебного заседания ФИО3,

с участием представителя административного истца АО ПКО «» – ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело

по административному исковому заявлению АО ПКО «» о признании решений ГБУ НО «» об отказе в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости незаконными и об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

АО ПКО «» обратилось в ФИО1 областной суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просит суд: 1) признать незаконным решение ГБУ ФИО1[адрес] «Кадастровая оценка» № [номер] от [дата] «Об отказе и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости»; 2) установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером [номер], категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения промышленных объектов, площадью 184 406 +/– 150 кв.м., расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: ФИО1[адрес], равной рыночной стоимости в размере 148 631 000 рублей по состоянию на [дата]; 3) признать незаконным решение ГБУ ФИО1[адрес] «Кадастровая оценка» № [номер] от [дата] «Об отказе и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости»; 4) установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером [номер], категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения промышленных объектов, площадью 13356 +/– 40 кв.м., расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: ФИО1[адрес], равной рыночной стоимости в размере 15 186 000 рублей по состоянию на [дата]; 5) признать незаконным решение ГБУ ФИО1[адрес] «Кадастровая оценка» № [номер] от [дата] «Об отказе и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости»; 6) установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером [номер], категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения промышленных объектов, площадью 10439 +/– 36 кв.м., расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: ФИО1[адрес], равной рыночной стоимости в размере 11 869 000 рублей по состоянию на [дата]; 7) признать незаконным решение ГБУ ФИО1[адрес] «Кадастровая оценка» № [номер] от [дата] «Об отказе и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости»; 8) установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером [номер], категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под открытое складирование и производственно-складские помещения, площадью 6 057 +/– 27 кв.м., расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: ФИО1[адрес], участок [номер], равной рыночной стоимости в размере 7 735 000 рублей по состоянию на [дата].

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что АО ПКО «» на праве собственности принадлежат земельные участки: 1) земельный участок с кадастровым номером [номер], категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения промышленных объектов, площадью 184 406 +/– 150 кв.м., расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: ФИО1[адрес]; 2) земельный участок с кадастровым номером [номер], категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения промышленных объектов, площадью 13 356 +/– 40 кв.м., расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: ФИО1[адрес]; 3) земельный участок с кадастровым номером [номер], категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения промышленных объектов, площадью 10439 +/– 36 кв.м., расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: ФИО1[адрес]; 4) земельный участок с кадастровым номером 52:18:0040226:110, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под открытое складирование и производственно-складские помещения, площадью 6 057 +/– 27 кв.м., расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: ФИО1[адрес], участок [номер].

Из административного искового заявления следует, что кадастровая стоимость всех земельных участков определена в соответствии с Федеральным законом от [дата] № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и утверждена Приказом Министерства имущественных и земельных отношений ФИО1[адрес][номер] от [дата] «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения, земель лесного фонда, земель запаса) на территории ФИО1[адрес] по состоянию на [дата] и составляет: для земельного участка с кадастровым номером [номер] – 171 189 622 рубля; для земельного участка с кадастровым номером [номер] – 21 745 304,28 рубля; для земельного участка с кадастровым номером [номер] – 18 699 380, 70 рублей; для земельного участка с кадастровым номером [номер] – 11 881 047, 78 рублей.

Административным истцом указано, что с установленной стоимостью указанных объектов недвижимости он не согласен, поскольку, согласно положениям налогового законодательства, АО ПКО « является налогоплательщиком и завышенная стоимость объектов недвижимости затрагивает его законные права и интересы.

[дата] по инициативе административного истца ООО «Приволжский центр финансового консалтинга и оценки» был подготовлен отчет об оценке [номер], согласно которому по состоянию на [дата] рыночная стоимость спорных объектов недвижимости составила: для земельного участка с кадастровым номером [номер] – 148 631 000 рублей; для земельного участка с кадастровым номером 52:18:0050300:54 – 15 186 000 рублей; для земельного участка с кадастровым номером 52:18:0050300:55 – 11 869 000 рублей; для земельного участка с кадастровым номером [номер] – 7 735 000 рублей.

Кроме того, в административном исковом заявлении указано, что [дата] АО ПКО «Теплообменник» обратилось в ГБУ ФИО1[адрес] «Кадастровая оценка» с заявлением об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, однако, решениями ГБУ ФИО1[адрес] «Кадастровая оценка» № [номер] от [дата], № [номер] от [дата], № [номер] от [дата], № ОРС-52/2021/001487 от [дата] в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости – отказано.

Административный истец, ссылаясь на положения п. 15 ст. 20, ч. 4 ст. 38 КАС РФ, п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации [номер] от [дата], положения закона об оценочной деятельности и налогового законодательства, представил в суд отчет об оценке ООО «Приволжский центр финансового консалтинга и оценки» [номер] от [дата], согласно которому рыночная стоимость объектов недвижимости – земельного участка с кадастровым номером 52:18:0050300:53 по состоянию на [дата] составляет 148 631 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером 52:18:0050300:54 по состоянию на [дата] составляет 15 186 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером 52:18:0050300:55 по состоянию на [дата] составляет 11 869 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером [номер] по состоянию на [дата] составляет 7 735 000 рублей, в связи с чем, полагает, что решения ГБУ ФИО1[адрес] «Кадастровая оценка» незаконны и необоснованы, в связи с чем, просит признать незаконным решение ГБУ ФИО1[адрес] «Кадастровая оценка» № [номер] от [дата] «Об отказе и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости»; установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером [номер], категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения промышленных объектов, площадью 184406 +/– 150 кв.м., расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: ФИО1[адрес], равной рыночной стоимости в размере 148 631 000 рублей по состоянию на [дата]; признать незаконным решение ГБУ ФИО1[адрес] «Кадастровая оценка» № ОРС-52/2021/001485 от [дата] «Об отказе и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости»; установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером 52:18:0050300:54, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения промышленных объектов, площадью 13 356 +/– 40 кв.м., расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: ФИО1[адрес], равной рыночной стоимости в размере 15 186 000 рублей по состоянию на [дата]; признать незаконным решение ГБУ ФИО1[адрес] «Кадастровая оценка» № [номер] от [дата] «Об отказе и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости»; установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером [номер], категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения промышленных объектов, площадью 10 439 +/– 36 кв.м., расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: ФИО1[адрес], равной рыночной стоимости в размере 11 869 000 рублей по состоянию на [дата]; признать незаконным решение ГБУ ФИО1[адрес] «Кадастровая оценка» № ОРС-52/2021/001487 от [дата] «Об отказе и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости»; установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером [номер], категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под открытое складирование и производственно-складские помещения, площадью 6 057 +/– 27 кв.м., расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: ФИО1[адрес], участок [номер], равной рыночной стоимости в размере 7 735 000 рублей по состоянию на [дата].

В судебном заседании представитель административного истца ФИО7, действующий в рамках полномочий, предоставленных доверенностью, исковые требования АО ПКО «» поддержал, просила их удовлетворить в полном объеме.

Иные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, каких-либо ходатайств не заявили.

Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, учитывая положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Административным ответчиком в суд представлен отзыв на административное исковое заявление, в котором указано, что решения ГБУ ФИО1[адрес] «Кадастровая оценка», принятые по результатам рассмотрения заявления АО ПКО «Теплообменник» об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, законны и просят в удовлетворении административных исковых требований отказать, ввиду их необоснованности.

Изучив материалы дела, оценив по правилам ст. 84 КАС РФ представленные доказательства, выслушав представителя административного истца, суд приходит к следующему.

В силу требований ст. 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

В силу ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от [дата] № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в силу с [дата], в кадастр недвижимости (реестр объектов недвижимости) вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 14 которого основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является вступившие в законную силу судебные акты.

Исходя из положений ч. 1 ст. 245 КАС РФ, ст. 22 Федерального закона от [дата] № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», ст. 24.18 Федерального закона от [дата] № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (действовавшей на территории субъекта Российской Федерации – ФИО1[адрес]) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно ч. 1 ст. 22.1 Федерального закона от [дата] № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (в редакции от [дата] № 269-ФЗ) кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей).

Исходя из положений ч. 15 ст. 22.1 Федерального закона от [дата] № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (в редакции от [дата] № 269-ФЗ) решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Как следует из ч. 2 ст. 22.1 Федерального закона от [дата] № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (в редакции от [дата] № 269-ФЗ), заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.

При этом заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (ч. 7 ст. 22.1 Федерального закона от [дата] № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (в редакции от [дата] № 269-ФЗ).

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что рыночная стоимость, устанавливаемая по правилам ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ, определяется на дату, которая указана в отчете об оценке. Этой датой является дата, указанная сторонами договора на проведение рыночной оценки объекта недвижимости (ст. 10 и 11 Федерального закона № 135-ФЗ (в редакции от [дата] № 269-ФЗ). Следовательно, при оспаривании в суде решения бюджетного учреждения и установлении рыночной стоимости такая стоимость должна определяться на дату, указанную в отчете.

Бюджетное учреждение в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления об установлении рыночной стоимости направляет заявителю уведомление о поступлении указанного заявления и принятии его к рассмотрению. Форма уведомления о поступлении заявления об установлении рыночной стоимости и принятии его к рассмотрению, требования к его заполнению, а также требования к формату такого уведомления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки (ч. 9 ст. 22.1 Федерального закона от [дата] № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (в редакции от [дата] № 269-ФЗ).

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от [дата] № П/0287 «Об утверждении форм заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и документов, формируемых в связи с рассмотрением такого заявления, требований к их заполнению, требований к формату таких заявления и иных документов в электронной форме" утверждены форма уведомления о поступлении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и принятии его к рассмотрению и требования к заполнению уведомления о поступлении заявления об установлении кадастровой стоимости и представляемых с ним документов в электронной форме; форма решения об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, требования к заполнению форм решения об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, а также требований к формату таких решений и представляемых с ними документов в электронной формате.

Согласно ч. ч. 10-13 ст. 22.1 Федерального закона от [дата] № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (в редакции от [дата] № 269-ФЗ) заявление об установлении рыночной стоимости подлежит рассмотрению в течение тридцати календарных дней со дня его поступления.

Бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости: 1) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее – решение об установлении рыночной стоимости), указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости; 2) об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее – решение об отказе в установлении рыночной стоимости).

В случае принятия решения об отказе в установлении рыночной стоимости в таком решении должны быть приведены все выявленные в ходе рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости причины, предусмотренные пунктом 2 части 11 настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения.

Формы решения об установлении рыночной стоимости, решения об отказе в установлении рыночной стоимости и требования к их заполнению, а также требования к формату таких решений и представляемых с ними документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.

В целях реализации предусмотренных Федеральным законом от [дата] № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» полномочий, связанных с определением кадастровой стоимости, Правительством ФИО1[адрес] принято распоряжение от [дата][номер]-р «О создании государственного бюджетного учреждения ФИО1[адрес] «Кадастровая оценка».

Основной целью деятельности учреждения является реализация полномочий, связанных с определением кадастровой стоимости, в соответствии с Федеральным законом от [дата] № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Функции и полномочия учредителя ГБУ НО «Кадастровая оценка» осуществляет министерство имущественных и земельных отношений ФИО1[адрес].

Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений ФИО1[адрес] от [дата] № Сл-326-2766/18 утвержден устав и назначен директор государственного бюджетного учреждения ФИО1[адрес] «Кадастровая оценка».

Согласно Уставу государственного бюджетного учреждения ФИО1[адрес] «Кадастровая оценка», основной целью деятельности учреждения является реализация полномочий, в сфере государственной кадастровой оценки, в соответствии с Федеральным законом от [дата] № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (п. 2.1). Предметом деятельности Учреждения является оказание услуг (выполнение работ) непосредственно направленных на достижение уставных целей Учреждения (п. 2.3).

В соответствии с пунктом 2.4 Устава, для достижения цели, указанной в пункте 2.1. Устава, Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности, в том числе: определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки; определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки; предоставление разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости; рассмотрение обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости; хранение и предоставление копий отчетов, документов, информации и материалов, исходных и формируемых в ходе определения кадастровой стоимости; сбор, обработка, систематизация и накопление информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в том числе о данных рынка недвижимости, а также информации, использованной при проведении государственной кадастровой оценки и формируемой в результате ее проведения; иные полномочия в соответствии с законодательством о государственной кадастровой оценке; деятельность в соответствии с перечнем услуг (работ), оказываемых Учреждением по государственному заданию.

Пунктом 2 ст. 375, ст. 378.2 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года налогового периода, утвержденная в установленном порядке. Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

На основании п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Из материалов дела усматривается и судом установлено, что АО ПКО «Теплообменник» на праве собственности принадлежат земельные участки: - земельный участок с кадастровым номером 52:18:0050300:53, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения промышленных объектов, площадью 184 406 +/– 150 кв.м., расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: ФИО1[адрес]; - земельный участок с кадастровым номером 52:18:0050300:54, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения промышленных объектов, площадью 13 356 +/– 40 кв.м., расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: ФИО1[адрес]; - земельный участок с кадастровым номером 52:18:0050300:55, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения промышленных объектов, площадью 10 439 +/– 36 кв.м., расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: ФИО1[адрес]; - земельный участок с кадастровым номером 52:18:0040226:110, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под открытое складирование и производственно-складские помещения, площадью 6 057 +/- 27 кв.м., расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: ФИО1[адрес], участок [номер], что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от [дата]. При таких обстоятельствах АО ПКО «Теплообменник» является лицом, чьи права и законные интересы затрагивают результаты определения кадастровой стоимости указанного выше объекта недвижимости.

Из представленных в суд доказательств, следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 52:18:0050300:53 составляет 171 189 621, 98 рублей; земельного участка с кадастровым номером 52:18:0050300:54 составляет 21 745 304, 28 рублей; земельного участка с кадастровым номером 52:18:0050300:55 составляет 18 699 380, 70 рублей; земельного участка с кадастровым номером 52:18:0040226:110 составляет 11 881 047, 78 рублей, что подтверждается сведениями Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на [дата].

Не согласившись с результатами определения кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков, административный истец [дата] обратился в ГБУ ФИО1[адрес] «Кадастровая оценка» с заявлениями об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, с приложением отчета [номер] от [дата], составленного ООО «Приволжский центр финансового консалтинга и оценки», согласно которому по состоянию на [дата] рыночная стоимость спорных объектов недвижимости составила: - для земельного участка с кадастровым номером 52:18:0050300:53 – 148 631 000 рублей; - для земельного участка с кадастровым номером 52:18:0050300:54 – 15 186 000 рублей; - для земельного участка с кадастровым номером 52:18:0050300:55 – 11 869 000 рублей; - для земельного участка с кадастровым номером 52:18:0040226:110 – 7 735 000 рублей.

[дата] в адрес АО ПКО «Теплообменник» направлено уведомление о поступлении заявления и принятии его к рассмотрению, что стороной административного истца не оспаривается.

Решениями ГБУ ФИО1[адрес] «Кадастровая оценка» № ОРС-52/2021/001484 от [дата], № ОРС-52/2021/001485 от [дата], № ОРС-52/2021/001486 от [дата], № ОРС-52/2021/ 001487 от [дата] отказано в удовлетворении заявлений АО ПКО «Теплообменник» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами 52:18:0050300:53, 52:18:00503 00:54, 52:18:0050300:55, 52:18:0040226:110 в размере их рыночной стоимости по тем основаниям, что при проведении оценки объекта недвижимости, оценщиком были допущены нарушения федеральных стандартов оценки, обязательных к применению при осуществлении оценочной деятельности.

Суд приходит к выводу, что процедура принятия оспариваемых решений административным ответчиком не нарушена, решения приняты уполномоченным должностным лицом в соответствии с предоставленной ему компетенцией, с соблюдением установленного законом порядка и сроков, соответствует форме, утвержденной приказом Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии от [дата] № П/0287, и по этим основаниям административным истцом не оспаривается.

Согласно ст. 3 Федерального закона от [дата] № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Согласно ст. 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки. Отчет составляется в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами 52:18:0050300:53, 52:18:00503 00:54, 52:18:0050300:55, 52:18:0040226:110, административный истец представил в суд отчет об оценке [номер] от [дата], составленный оценщиком ООО «Приволжский центр финансового консалтинга и оценки» ФИО4, согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером 52:18:00503 00:53, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения промышленных объектов, площадью 184 406 +/– 150 кв.м., расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: ФИО1[адрес], по состоянию на [дата] составляет 148 631 000 рублей; рыночная стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером 52:18:0050300:54, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения промышленных объектов, площадью 13 356 +/– 40 кв.м., расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: ФИО1[адрес], по состоянию на [дата] составляет 15 186 000 рублей; рыночная стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером 52:18:0050300:55, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения промышленных объектов, площадью 10 439 +/– 36 кв.м., расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: ФИО1[адрес], по состоянию на [дата] составляет 11 869 000 рублей; рыночная стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером 52:18:0040226:110, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под открытое складирование и производственно-складские помещения, площадью 6 057 +/– 27 кв.м., расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: ФИО1[адрес], участок [номер], по состоянию на [дата] составляет 7 735 000 рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В ходе судебного разбирательства, по инициативе суда, с целью определения рыночной стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами 52:18:0050300:53, 52:18:0050300:54, 52:18:0050300:55, 52:18:00402 26:110 и проверки представленного административным истцом отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности проведена судебная оценочная экспертиза на основании определения суда от [дата], результаты которой оформлены заключением эксперта ФБУ «Приволжский региональный центр судебной экспертизы» ФИО5

По результатам исследования экспертом ФИО5 сделан вывод о том, что отчет об оценке [номер] от 09.06.2021г., составленный оценщиком ООО «Приволжский центр финансового консалтинга и оценки» ФИО4, соответствует требованиям закона «Об оценочной деятельности в РФ» и федеральных стандартов оценки. Также эксперт пришел к выводу об отсутствии необходимости расчета рыночной стоимости спорных объектов недвижимости с кадастровыми номерами 52:18:00503 00:53, 52:18:0050300:54, 52:18:0050300:55, 52:18:0040226:110 по состоянию на [дата], в рамках проведения судебной экспертизы, поскольку определенная в отчете об оценке [номер] от [дата] рыночная стоимость объектов недвижимости является обоснованной и составляет: для земельного участка с кадастровым номером 52:18:0050300:53 – 148 631 000 рублей; - для земельного участка с кадастровым номером 52:18:0050300:54 – 15 186 000 рублей; - для земельного участка с кадастровым номером 52:18: 0050300:55 – 11 869 000 рублей; - для земельного участка с кадастровым номером 52:18:0040226:110 – 7 735 000 рублей по состоянию на [дата].

Оценивая заключение эксперта, суд принимает во внимание, что рыночная стоимость объекта оценки определялась оценщиком с учетом требований Федерального закона от [дата] № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности», положений Федерального стандарта оценки [номер] «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО [номер])», утвержденного приказом Минэкономразвития России от [дата][номер]; Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО [номер])», утвержденного приказом Минэкономразвития России от [дата][номер]; Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО [номер])», утвержденного приказом Минэкономразвития России от [дата][номер]; Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО [номер]), утвержденного приказом Минэкономразвития России от [дата][номер].

В отчете, проверенном экспертом, был реализован сравнительный подход к оценке объекта оценки. В рамках проведения экспертизы не выявлено замечаний и ошибок в методических основах проведения расчетов в рамках используемых методов примененных подходов. Расчеты стоимости объекта оценки соответствуют описанным в отчете методическим основам, приведены в отчете в полном объеме и позволяют проверить полученный результат. Расчеты выполнены без ошибок и пропусков, которые могли бы существенно повлиять на полученный результат оценки рыночной стоимости объекта оценки. Допущения, использованные оценщиком в отчете, обоснованы. Вся использованная в расчетах рыночная информация указана в отчете. Указанные в отчете данные подтверждаются источниками информации, а расчетные показатели сформированы на основании использованной рыночной информации. Экспертом были проанализированы альтернативные источники информации, которые находятся в открытом доступе, для определения возможности использования сравнительного подхода. Проведенный анализ и расчеты подтвердили достоверность и достаточность рыночной информации, используемой в отчете, а, следовательно, и полученный оценщиком результат.

Оснований не доверять данному заключению, подготовленному экспертом, отвечающим установленным законодательством об оценочной деятельности требованиям, предъявляемым к оценщикам, а также предупрежденным об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, у суда не имеется. Лица, участвующие в деле, данное заключение эксперта не оспаривают.

Суд находит, что в установленном процессуальным законом порядке указанные экспертом сведения о соответствии отчета об оценке [номер] от [дата], составленного оценщиком ООО «Приволжский центр финансового консалтинга и оценки» ФИО4, требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в связи с чем, рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами 52:18:0050300:53, 52:18:0050300:54, 52:18:0050300:55, 52:18:00402 26:110 определена верно, участвующими в деле лицами не опровергнута.

Само экспертное заключение, а также и отчет об оценке, в котором определена величина рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, являются допустимыми и надлежащими доказательствами, подтверждающими рыночную стоимость объекта оценки. Выводы эксперта аргументированы, подтверждены представленными материалами.

Ходатайств о назначении повторной экспертизы лицами, участвующими в деле, не заявлено, суд также не усматривает оснований для ее назначения.

Экспертное заключение составлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования: эксперт ФИО5 имеет высшее образование, квалификацию магистр по специальности «Строительство», квалификацию инженера по специальности «Землеустройство», диплом о профессиональной переподготовке по программе «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)», выданное ФГБОУ ВПО «ФИО1 государственный архитектурно-строительный университет», имеет свидетельство о повышении квалификации по программе «Оценка стоимости недвижимости», выданное ФГБОУ ВПО «ФИО1 государственный архитектурно-строительный университет», имеющему свидетельство о повышении квалификации по программе «Составление смет в строительстве. Автоматизация сметных расчетов», выданное ФГБОУ ВПО «ФИО1 государственный архитектурно-строительный университет», прошел дополнительную профессиональную переподготовку в ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России по специальности «Исследование строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, в том числе с целью проведения их оценки» и аттестован на право самостоятельного производства судебных экспертиз по экспертной специальности код 27.1 «Исследование объектов землеустройства, в том числе, с определением их границ на местности», стаж работы по экспертной специальности с 2013 года.

Сведений о том, что эксперт ФИО5 является лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, а также сведений об иных обстоятельствах, перечисленных в ст. 16 Федерального закона от [дата] № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ограничивающих возможность проведения оценки, в отношении эксперта ФИО5, у суда не имеется. Сомнений в правильности заключения судебного эксперта по вопросам, поставленным ему для разрешения, у суда не имеется.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, заключение эксперта ФБУ «Приволжский региональный центр судебной экспертизы» ФИО5[номер] от [дата], суд по указанным выше основаниям принимает за основу при вынесении решения заключение судебной экспертизы, выполненной экспертом ФБУ «Приволжский региональный центр судебной экспертизы» ФИО5[номер] от [дата], а также отчет об оценке [номер] от [дата], составленный оценщиком ООО «Приволжский центр финансового консалтинга и оценки» ФИО4, поскольку они отвечают принципам относимости, допустимости и достоверности и подтверждают рыночную стоимость объектов недвижимости по состоянию на [дата] для земельного участка с кадастровым номером 52:18:0050300:53 – 148 631 000 рублей; - для земельного участка с кадастровым номером 52:18:0050300:54 – 15 186 000 рублей; - для земельного участка с кадастровым номером 52:18:0050300:55 – 11 869 000 рублей; - для земельного участка с кадастровым номером 52:18:0040226:110 – 7 735 000 рублей.

При таких обстоятельствах оспариваемое решения ГБУ являются незаконными, исковые требования АО ПКО «Теплообменник» подлежат удовлетворению в полном объеме.

В данном случае Министерство имущественных и земельных отношений, ГБУ ФИО1[адрес] «Кадастровая оценка» являются надлежащими ответчиками по делу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление АО ПКО «Теплообменник» удовлетворить.

Признать незаконным решение ГБУ ФИО1[адрес] «Кадастровая оценка» № ОРС-52/2021/001484 от [дата] «Об отказе и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости».

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером 52:18:0050300:53, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения промышленных объектов, площадью 184 406 +/– 150 кв.м., расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: ФИО1[адрес], равной рыночной стоимости в размере 148 631 000 рублей по состоянию на [дата].

Признать незаконным решение ГБУ ФИО1[адрес] «Кадастровая оценка» № ОРС-52/2021/001485 от [дата] «Об отказе и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости».

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером 52:18:0050300:54, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения промышленных объектов, площадью 13 356 +/– 40 кв.м., расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: ФИО1[адрес], равной рыночной стоимости в размере 15 186 000 рублей по состоянию на [дата].

Признать незаконным решение ГБУ ФИО1[адрес] «Кадастровая оценка» № ОРС-52/2021/001486 от [дата] «Об отказе и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости».

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером 52:18:0050300:55, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения промышленных объектов, площадью 10 439 +/– 36 кв.м., расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: ФИО1[адрес], равной рыночной стоимости в размере 11 869 000 рублей по состоянию на [дата].

Признать незаконным решение ГБУ ФИО1[адрес] «Кадастровая оценка» № ОРС-52/2021/001487 от [дата] «Об отказе и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости».

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером 52:18:0040226:110, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под открытое складирование и производственно-складские помещения, площадью 6 057 +/– 27 кв.м., расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: ФИО1[адрес], участок [номер], равной рыночной стоимости в размере 7 735 000 рублей по состоянию на [дата].

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через ФИО1 областной суд.

Судья областного суда А.М. Жилкин

Решение в окончательной форме принято [дата].

Судья областного суда А.М. Жилкин